Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





8. Двери и окна.



 Наличие дверей и окон в доме — необходимое условие для его связи с внешним миром. Поэтому в народной культуре большое значение придавали охранительным качествам проемов — прочность, надежность, противостояние потусторонним силам. Вход и выход (начало и конец) имели особый смысл в обрядах, отражающих и сопровождающих жизненный путь человека. В народной семантике проемы уподоблялись значению человеческих органов: дверь — рот, окно — глаз (око).

Для устройства проемов в срубных постройках необходимо было вырезать часть бревен сруба. Поэтому важнейшей частью проемов было их обрамление (обвязка), которое должно было закрепить бревна. Кроме обвязки проемы имели заполнения (дверные полотна, оконные рамы, ставни) с различными запорными и крепежными деталями, декоративным оформлением. При рубке или сборке сруба для предполагаемых дверных и оконных проемов оставляли только вырезы в одном бревне венца, где должен был быть верх двери или окна. Сами проемы и обвязки начинали делать и устанавливать при внутренней отделке здания. Проемы прорезали вниз,  топором вырубали на торцах бревен шипы, которые будут держать обвязку проемов (сами обвязки были уже готовы или хозяин знал их размеры). При изготовлении шипа существовали правила, выполнение которых обеспечивало плотное прижатие колоды к бревну: шип делался немного короче, чем паз в боковых колодах, торцы бревен к шипу подтесывались глубже, края шипа подрезали фаской.

Устройство дверных и оконных колодных проемов в срубных постройках — устойчивый конструктивный и технологический прием, который применялся в традиционном деревянном зодчестве на протяжении нескольких столетий. Со временем изменялось только количество колод, их конфигурация, способ крепления между собой и срубом. Конструктивное устройство оконных и дверных проемов принципиально одинаково и отличалось главным образом размерами.

Двери.

Обрамление дверных проемов получило унифицированное название — «коробка», хотя имело и местные названия: «окосячка», «осада», «липы», «притолоки» и прочее. В зависимости от конструкции дверные обрамления разделяются на «трехкосящатые» и «четырехкосящатые» - по количеству колод. Соответственно порогом служило или обтесанное бревно сруба, в который врезаны боковые колоды, или нижний косяк.

В отапливаемых постройках двери имели порог высотой в 1–1, 5 бревна, чтобы препятствовать проникновению холодного воздуха с улицы. Габариты дверей были небольшими: высота 130–150 см, ширина — от 85 до 95  см. Высота дверей ограничивалась  также полатями, которые располагались над входом. На дверной порог не вставали, а перешагивали. Из-за этого, а также небольшой высоты проема, входящему приходилось преклонять голову, чтобы не ударится о верхнюю притолоку. Некоторые исследователи придают  этому большое символическое значение, считая, что таким образом входящий выражал уважение хозяевам.

В XVIII и до начала XIX века обрамление дверей обычно делали трехкосящатое, где боковые колоды с вершником традиционно соединялись «в косяк» или «в ус». Примерно с середины XIX века в связи с широким использованием готовых пиломатериалов (брусья, доски), стали применять более упрощенные конструкции  дверных обрамлений. Верхние колоды устанавливались сверху боковых или между ними. Вершники часто делали без гребня, а осадочный зазор закрывали накладной доской с «ушками» или дощатыми профилированными наличниками.

Более широкие проемы устраивались в хозяйственных помещениях для двустворчатых ворот, например, для въезда в хлев или на поветь. Форма этих проемов навеяна формой каменной арки. Верхние перемычки отесывались по полуокружности, а в прямоугольное обрамление по углам вставлялись подкосы, которые держались на шипах и вставлялись при сборке всей конструкции.

Дата постройки, вырезанная на «окосячке» ворот в хозяйственный двор.

                                                                       Деревня Горка на р. Онеге (по А. В. Ополовникову).

Заполнения дверных проемов подразделяются на щитовые и филенчатые.

Щитовые двери состояли из тесин или досок, соединенных шпонками. Шпонка представляла собой брусок трапециевидной формы в сечении, а по длине —усеченный конус. Для ее установки в тесинах дверного полотна пропиливался на ½ их толщины паз, идентичный конфигурации шпонки. С широкого конца пропила шпонка забивалась в него до отказа, а лишние концы обрезались. Шпонки различались по расположению, количеству, сечению, конусности и пр. Обычно на дверном полотне было две. Шпонки, кроме соединения частей полотна, препятствовали также короблению древесины. Существовало два основных приема врезки шпонок —прямой и косой. Второй способ был более выразительным и при увеличенной длине шпонки — более прочным. Концы шпонок подтесывали до плоскости полотна, чтобы они не задевали колоды. Сверху на шпонки иногда наносили декоративные продольные порезки.

Заполнения устанавливались после монтажа обрамления проемов. Обвязка, как правило, делалась из сосны,  а дверные полотна, шпонки, оконные ставни и рамы — из ели, т. к. древесина ели имеет более низкий коэффициент усушки и поэтому меньше коробится и рассыхается. Технология изготовления щитовых дверных заполнений со шпонками — очень устойчивый прием, применявшийся в традиционном деревянном зодчестве вплоть до середины XX века.

С распространением пиломатериалов (примерно в начале XIX века) традиционные тесины в дверных заполнениях заменили строганные доски. Как правило, использовались широкие тесины и доски, когда полотно состояло только из двух-трех составных частей. Применялись различные способы их соединения — прямой, треугольный, «в четверть», «в паз». Толщина заполнения составляла от 4 до 7 см в зависимости от размера полотен и значимости помещения.

Примерно с XVI века на дверные полотна стали прибиваться металлические петли, которые, в свою очередь, навешивались на металлические крюки-подставы, забитые в колоды. Этот способ враще-ния дверей стал самым распространенным.

 

                                                              Дверь в сени со стороны двора.

 

Дверные полотна наружных дверей всегда открывались в помещение, от входящего. Из объяснений можно привести суждения о том, что двери потому так открывались, чтобы можно было свободно выйти в случае какого-либо затруднения — занесло снегом, кто-то в шутку подпер и пр. Но все же, это правило имеет не только практическое, а и смысловое значение, которое начинается с глубокой древности. В отличие от наружных, внутренние двери помещений, как правило, открывались к входящему.

Филенчатые двери по массивности и весу значительно легче щитовых. В XIX — начале XX веков филенчатые двери устраивались в крестьянских домах, преимущественно во внутренних жилых помещениях. Филенки состояли из тонких до 2 см толщины досок, которые вставлялись в обвязку. Двери устанавливали в коробки легких дощатых перегородок и навешивали на традиционные кованые петли и подставы. С появлением в деревнях фабричной фурнитуры филенчатые двери стали изготовлять по «классическим» образцам, в том числе и двухстворчатые. Ребра филенки и края брусьев обрабатывали различными калевками. Полотна навешивали на врезные петли, применяли фабричные ручки и шпингалеты. Филенчатые двери, как правило, красили масляной краской с выделением калевок другим цветом.

Филенчатые двери.

Кованые изделия на двери и окна называли «приборы», «скобянка», «поковки». Длинные петли — «жиковины», короткие петли — «малые», короткие петли фигурные — «лапчатые». Петли прибивались к полотнам коваными гвоздями и навешивались  на металлические «подставы» («крюки»), вбитые в колоды.

Особое значение придавали запорам, выполняющим охранную функцию, что отражено в народной культуре огромным количеством загадок, пословиц, примет о замках, засовах, ключах. На дверных полотнах размещались кованые ручки различных форм, щеколды, крючки, засовы и накладки для замков.

 

Запор входной двери избы Черепановых.

Деревня Малый Халуй Ошевенской слободы (по Г. В. Алферовой).

На входных дверях жилых домов  часто применялись ручки-кольца, соединенные с внутренними щеколдами, когда при повороте кольца щеколда поднималась и опускалась.  Очень распространенным было устройство скрытых способов открывания, например, внутренний засов открывали при помощи бечевки, незаметно протянутой через бревно в стороне от двери. Как правило, в повседневной жизни деревни наружные двери в дом не запирали, а просто ставили палку или метлу как своеобразный сигнал, что дома никого нет. При длительном отсутствии хозяев двери закрывали на навесные замки, продетые через два пробоя.

Окна.

К простейшим оконным проемам относятся волоковые окна-прорези. Поражает разнообразие их форм и рисунка: от простых круглых или почти квадратных до фигурных, сложных по очертаниям. Изнутри такие окна часто прикрывались створкой-задвижкой, сдвигающейся в сторону, или, как говорили в старину, заволакивающейся. Отсюда и название окна – волоковое. Правда, в крестьянских домах они сделаны обычно в поветях, сенях и хозяйственных помещениях. Волоковое окно — самый консервативный элемент в русской деревянной архитектуре, его конструкция и устройство не претерпели серьезных изменений на протяжении многих столетий и применялись в жилых постройках как с целью освещения, так и для проветривания и дымоудаления.

Волоковые окна-прорези (по А. В. Ополовникову).

Колодные окна представляют собой другой более совершенный тип проема. Как и двери, такие окна называли «косящатые», а также «красные», что означало, в отличие от простых волоковых, — красивые, нарядные. Технология устройства оконных обвязок из колод идентична технологии устройства дверных, а изменения в конструкции «косящатых» оконных обрамлений, в целом, сходны с изменениями в конструкции дверных проемов.

1 2

1. Архаичные типы косящатых окон (по А. В. Ополовникову).

2. Наружна оконная решетка в сенях крестьянского дома, напоминающая слюдяные оконницы. Деревня Горка на р. Онеге (по А. В. Ополовникову).

Появление косяков позволило увеличить размер окна и коренным образом изменило его облик. Кроме косяков на размер окон повлияло и появление такого технического новшества, как стекло. Эти два фактора изменили не только размер, форму и облик окна, но и существенным образом повлияли на композицию фасада и всего образа северного дома. Появление больших остекленных окон принесло в интерьер избы обилие света и воздуха.

Появление оконного стекла внесло изменения в размеры и конструкцию заполнений. Они стали несколько больше, чем традиционные косящатые окна. Стекла вставлялись в рамки-обвязки, подобно слюдяным оконницам. Только пространство обвязки, которое стали называть «рамой», разделялось продольными и поперечными планками-переплетами на несколько частей-ячеек. Так как от размера стекол зависела их стоимость, то первые рамы имели небольшие ячейки. Самым распространенным были рамы с девятичастным переплетом. Для небольших окон, в том числе зимних, применялись четырехчастные переплеты. Рамы не имели петель для открывания. Они вставлялись в наружные четверти коробок окон наглухо (т. е. их можно было вставить и снять только целиком). В жилых домах для открывания окон нижняя часть переплета рамы поднималась или сдви-галась боковая. Подвижные части рамы перемещались по желобкам, как задвижки в волоковых окнах.

С появлением фабричной фурнитуры оконные рамы стали навешивать на врезные металлические петли. Появились створные или распашные рамы, в которых открывались две нижние половины, а верхняя (фрамуга), как правило, была глухой. С начала XX века устанавливали также вторые «зимние» рамы, которыевставлялисьв оконную коробку со стороны интерьера.

С начала XIX века на красных окнах появились наличники—накладки, которые закрывали щели между обрамлением окон и бревнами сруба. С появлением наличников отпала необходимость делать красивые подтески к окнам. Изначально они служили не столько для красоты, сколько для того, чтобы спрятать щели между рамой и стеной. Их так и называли иногда – нащельниками. И красиво, и не задувает. Каргопольские наличники имели навершие в виде карниза или треугольного фронтона. Боковые доски зачастую заканчивались резными капельницами, напоминающими бахрому полотенца. Нижние доски обычно очерчивались линиями лекального профиля.

На зиму вместо больших рам на окна устанавливали дощатые щиты с вырезами для небольших остекленных рамок, так называемые окна-«зимницы». Этот архаичный элемент характерен для Каргополья и до сих пор сохранился в Ошевенской слободе, например, в д. Погост. В проем по размеру окна вставлялась широкая рама с маленьким отверстием-оконцем в центре. Иногда «зимницы» имели миниатюрные резные наличники. Около входа, где не требуется хорошего освещения, размер ее небольшой, а со стороны главного фасада «зимницы» больше, они освещали самое главное место в избе – печь.

Окна с «зимницей». Конец XIX в.

Деревня Погост Ошевенской слободы (фото А. Б. Пермиловской).

Для защиты остекленных рам и от холода, стали устанавливать также распашные ставни (еще называли «обоконки»), которые навешивались на оконные коробки с наружной стороны. Ставни поначалу были дощатыми на шпонках, при этом доски имели небольшую толщину. Позднее ставни стали делать филенчатой конструкции на две створки. Для фиксации ставень в открытом состоянии использовали металлические и деревянные крючки. Со временем ставни утратили свою первоначальную функцию и на городской манер прибивались к коробкам наглухо.

Изготовлением и установкой оконных коробок, рам и ставень, как правило, занимались столяры-оконнишники.

1 2

1. Дощатая одностворчатая ставня и наличник. Деревня Майлахта (по Г. В. Алферовой).

2. Типичные каргопольские наличники и дощатые расписные ставни.

Деревня Большой Халуй Ошевенской слободы (по Г. В. Алферовой).

Белая изба. Ошевенская слобода.

Дощатые (внизу) и филенчатые (вверху) ставни (по Г. В. Алферовой).

9. Внутреннее устройство дома (жилая часть изба и горница, сени, скотный двор и поветь).

Типичный северный дом-двор (или двор-комплекс) традиционно состоял из жилой части на подклете и хозяйственного двора, объединенных под одной крышей и разделенных между собой просторными сенями с внутренней «белой» лестницей.

Входные двери с улицы вели в сени – самое оживленное место в доме. Они соединяют жилую и хозяйственную части. В сени выходят двери всех помещений, а лестницы отсюда спускаются и поднимаются к избам и подвалам, ведут в светелку на чердаке, к хлевам и на поветь. Сени – прохладное помещение. Здесь хранили муку в ларях, а летом в жару ставили кровати и лавки. Дополнительно мог устраиваться тут и чулан.

Чуланы могли использоваться для хранения различного хозяйственного инвентаря, посуды, запасов продуктов. В тех чуланах, где хранили молочные продукты, держали и различную предназначенную для них посуду: глиняные горшки, деревянные кадушечки, горшки–роговики, подойники. В чуланах могли стоять чаны с солеными грибами и толчеными ягодами, по преимуществу, это была брусника. Клюкву сохраняли по–другому: ее насыпали в корзины, которые подвешивались к потолку. На деревянных гвоздях развешивали вяленую рыбу и мясо. Здесь же лежали различные предметы, которые использовались для хранения, насыпания и просеивания муки и круп: совки, решето, сито, кужонки с низкими и высокими бортами и др. В этом помещении держали и различную утварь, которая не была в постоянном использовании, например, посуду, которую брали на покос.

Сени с встроенной кроватью (по А. В. Ополовникову).

Расположение жилых помещений и их количество зависели как от общей планировки дома, а их несколько (см. раздел 2), так и его размера. В больших северных домах нередко жила одна большая нерасчлененная патриархальная семья. Во главе такой семьи стоял ее старший член – отец женатых, но не отделенных сыновей, у каждого из которых была своя, малая, семья, жившая в этом же доме, но в отдельной избе. Таких изб насчитывалось иногда до четырех-шести. В любом случае, в каждом доме обязательно была отапливаемая зимняя изба и горница – летняя изба.

Дом внутри. Поперечный разрез (по жилой части дома-шестистенка).

 

Дом внутри. Продольный разрез (по жилой части и сеням дома-шестистенка).

Главное, что требуется от избы зимой – это сохранение тепла. Поэтому, изба с русской печью – сердце и душа северного дома. Вплоть до начала ХХ века в избах сохранялись и «курные» печи, топившиеся по-черному. Дольше всего такие печи использовали на Каргополье. Огромная черная печь требовала меньше дров, давала больше тепла и дольше его хранила. Иногда в доме была и «черная», и «белая» печь.

Печи всегда ставили у дверей, так, чтобы оставалось небольшое пространство между печью и стеной – бабий кут или «прилуб», отделенный от избы занавеской или заборкой. Это было женское царство, где стряпали, хранили кухонную посуду, ведра, ручные жернова и другие хозяйственные предметы. Мужчинам на женскую половину доступа не было. Печь была не только источником тепла. В ней готовили пищу для семьи и животных, на печи спали, сушили одежду и обувь, лечились от болезней. Под печкой держали кур. Верили, что под печью живет домовой – покровитель домашнего очага.

Печь и вход в бабий кут (по Е. Б. Заручевской).

Пространство по другую сторону печи традиционно было мужским. Здесь мужчины отдыхали после трудового дня и занимались домашней работой, устроившись на пороговой мужской лавке. Женщине сидеть на пороговой лавке считалось неприличным.

Противоположный по диагонали угол от печки – красный. Это слово отмечало не столько красоту, сколько значимость места. Именно в сторону этого угла с порога кланялись: там, на специальной полке-божнице, располагались иконы с лампадкой перед ними. Все важные семейные события праздновали в этом парадном углу. Здесь стоял обеденный стол, за которым каждый знал свое место. Сидели на широких лавках, встроенных вдоль стен, на них же и спали. Над лавками тянулись полки с домашней утварью, также встроенные.

Никаких гардеробов и кроватей в избе не было, если не считать зыбки для младенца, подвешенной к матице – балке, поддерживающей настил потолка.

Красный угол (по Е. Б. Заручевской).

В горнице вместо лавок и полок – кровати, стулья, посудные шкафы, сундуки, стол, застланный белой льняной скатертью. Появились даже зеркала и часы, лубочные картины на стене. Все это говорит о городском влиянии на уклад крестьянской жизни в конце XIX века. Но принцип расстановки мебели традиционен для крестьянского дома: она группируется вдоль стен.

Нарядная и чистая, горница всегда была готова к приему гостей. Ее украшали занавесками, половиками, вышитыми полотенцами и покрывалами – тоже по-городскому. В горнице можно было спать летом, принимать гостей. Иногда в ней селили молодоженов.

Светелки и декоративные балконы появились под влиянием городской моды и были не в каждом доме. Светелками называли комнаты, расположенные на чердаке. Туда, из летних сеней или из чулана, вела лесенка. Известно, что светелки, как правило, не отапливались и могли использоваться только в теплое время года как запасное жилое или спальное помещение.

Горница (по Е. Б. Заручевской).

 

Хозяйственная часть дома состояла из скотного двора и повети (по-каргопольски — «сарай»), гораздо большей жилой избы.

Скотный двор располагался на первом этаже и не имел пола. Попасть в него можно было из сеней. Это большое, довольно темное помещение. Свет проникал сюда только через узкие волоковые окошки – продухи. Скотину заводили во двор через широкие двустворчатые ворота. Скотный двор был неотапливаемым, но скот не замерзал даже студеной зимой. Животных содержали в нескольких хлевах – утепленных срубах по сторонам двора, похожих на маленькие домики. Мелкий скот или молодняк в морозы часто брали в избу или держали в специально пристроенной к дому «скотней» избе с печью.

Скотный двор.                                                       Арочные ворота в скотный двор

                                                                              (по Е. Б. Заручевской).

Прямо над скотным двором надстраивалась поветь – прросторное помещение для хранения сена, хозяйственных орудий, лодок, саней, телег, рыбачьих снастей, охотничьего снаряжения и прочего инвентаря. В специальных рубленых чуланах хранились в сундуках обувь и одежда. На повети мяли лен, сушили и ремонтировали сети, гнули полозья для саней и выполняли многие другие работы.

Пол должен был выдержать тяжесть лошади с телегой, поэтому его набирали из подтесанных сверху бревен или из плах и толстых досок. Лошадь с телегой заезжала на поветь по наклонному бревенчатому накату – взвоз. Иногда делали и второй взвоз для выезда.

Вход из сеней на поветь (по Е. Б. Заручевской).

 

Поветь (по Е. Б. Заручевской).

 

 

10. Между улицей и домом: крыльцо и взвоз.

Со стороны улицы оформлением входа в жилую часть дома служило крыльцо, а в хозяйственную часть, на поветь – взвоз (взъезд или ввоз).

Крыльцо – один из самых неповторимых элементов северной русской избы. Крыльцо от слова «крыть» – его крыша спасает от дождя и снега. Оно ставится, как правило, на боковом, южном фасаде. Множество самых разнообразных крылец можно было увидеть еще полвека назад. Сегодня же они обветшали, покосились, а чаще – исчезли совсем.

Это своеобразное окно в мир, непосредственная связь с улицей. Это и гостеприимство хозяев, своеобразный уличный клуб, где можно обменяться новостями, поговорить о делах, просто посидеть и отдохнуть. Здесь встречали сватов, провожали сыновей в солдаты – эти семейные события могла наблюдать вся улица.

При всем многообразии крыльца имеют определенные композиционные схемы, отличающиеся количеством лестниц (маршей) и расположением их относительно друг друга и стены избы, к которой они примыкают. Как правило, площадка-рундук крыльца значительно приподнята над землей, так как первый жилой ярус жилища устраивался обычно на высоком подклете.

По форме к первому типу относятся крыльца с двумя встречными лестницами, расположенными вдоль стены. Ко второму – с одной лестницей, также прилегающей к стене. К третьему – с одной лестницей, расположенной перпендикулярно к стене.

По конструктивному устройству выделяются также три типа: лежачие, стоячие и висячие. Несущим элементом лежачего крыльца является сруб-лежак, несущий и ступени, и площадку (рундук). У стоячих крылец рундук установлен на столбе (столбах). Наиболее интересны, пожалуй, висячие крыльца, у которых рундук держится на кронштейнах-выпусках из стены, а ступени врезаны в наклонные брусья-косоуры, так называемые тетивы (тятивы).

Кровлю крыльца поддерживали столбы – в сечении круглые, квадратные. Нередко они украшались резьбой, основу которой составляли ритмически повторяющиеся формы. Перила крылец состоят из поручней или сплошного заграждения, позднее с балясинами.

 Крыльца (по А. В. Ополовникову).

Крыльцо на выпусках-кронштейнах (по А. В. Ополовникову).

Для большинства жилых построек Каргополья был характерен тип крыльца, устройство которого было довольно простым. Это небольшое невысокое крытое крыльцо в 4-6 ступеней, расположенное перпендикулярно стене с бокового фасада. Навес поддерживают колонки, нижняя часть крыльца с трех сторон зашита досками, все сооружение завершает двускатная кровля. Примером подобного устройства служит крыльцо дома Кириллова из д. Киселево (Лядины) и других домов в Лядинах. Нередко входом в жилище служил просто большой камень-валун или несколько известняковых плит без всякого навеса, что особенно характерно для ошевенских деревень. Обычно за дверным порогом на второй этаж дома вела широкая внутренняя лестница с перилами.

 1 2

1. Дверь в подклет. Дом Третьякова из д. Гарь (по А. В. Ополовникову).

2. Внутренняя лестница врудную избу Черепановых. Ошевенская слобода (по Г. В. Алферовой).

Крыльцо дома Е. И. Кириллова из д. Киселево (Лядины), перевезенный вМДЗ «Малые Корелы»

(по А. Б. Пермиловской).

Крыльца в Лядинах. Фотографии И. Гольберга. 1960-е годы.

 

Существовали, конечно, и другие варианты формы и конструкции: крыльцо с прирубом – прямоугольная глухая клеть с широким дверным проемом и внутренней скрытой лестницей, крыльцо на столбах с одной лестницей, прилегающей к стене (например, в д. Горка на р. Онеге) и др. Многие из них не сохранились до настоящего времени.

1 2

1. Крыльцо на столбах в д. Горка на р. Онеге (по А. В. Ополовникову).

2. Картина ошевенского художника-наивиста Б. П. Березина «Деревня Ширяиха. Горлов дом».

1976. К. М., 27, 5 х 34, 6 (из собрания МДЗ «Малые Корелы»).

 

У многих сеновалов нет никакого «взъезда»: телеги с сеном подъезжают к широким воротам на втором этаже, и сено забрасывают наверх вилами непосредственно с телеги. Но, как правило, со двора к воротам повети ведет наклонный помост — «взвоз». Взвоз представляет собой широкий накат из бревен, уложенный на продольные бревна и установленный на двух толстых столбах, вкопанных в землю. Часто перед воротами устанавливали горизонтальную площадку-рундук, устраивали перила, а иногда и плоскую наклонную кровлю. По нему въезжали на второй этаж двора на лошадях с возами сена. Иногда делали два взвоза и сквозной проезд: с одной стороны въедешь, с другой выедешь. Кроме того, по этому «мосту» на поветь доставляли для хранения крупногабаритный инвентарь, например, лодки, сани, телеги, что невозможно сделать из сеней. Расположение их могло быть различным в зависимости от типа постройки: с заднего торца, с боковых сторон, а в домах типа «нечистый брус» - впереди, под углом примерно в 30 градусов к боковой стене избы.

Взвоз. Фотографии А. А. Беликова. Первая треть ХХ века.

Взвоз с кровлей.

Дом Е. И. Кириллова из д. Киселево (Лядины), перевезенный вМДЗ «Малые Корелы»

(по А. Б. Пермиловской).

 

Картина ошевенского художника-наивиста Б. П. Березина «Ярмарка в Ошевенске»

1990. Х. М., 66, 5 х 85 (из собрания МДЗ «Малые Корелы»).

Деревня Погост (виден взвоз дома).

 

Взвоз дома Ошевнева из д. Ошевнево вмузее «Кижи» (по А. В. Ополовникову).



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.