Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





5. Способы строительства крестьянского дома.



На Русском Севере существовало два способа строительства крестьянских домов: в первом случае строили сами хозяева дома при помощи родственников и соседей, устраивая так называемые «помочи». Нередко вся деревенская община участвовала в перевозке бревен на строительство дома. Крестьяне приходили с собственными лошадьми и инструментом, сообща рубили лес, грузили на дровни и везли в деревню. Сруб дома обычно хозяин рубил сам или нанимал работников, а для подъема сруба созывал «помочь». «Помочане» разбирали готовый сруб, перекладывали его на фундамент и конопатили. Хозяин выставлял угощение. Работа была безвозмездной, но подавалось угощение. Обстановка во время «помочей» была праздничной, сопровождалась играми и песнями.

Но уже на рубеже XIX– ХХ веков стали прибегать к услугам специальных плотницких артелей. Стоимость дома определялась сложностью и объемом работ: от 60 до 500 рублей (по данным А. Б. Пермиловской).

Ценным свидетельством является описание «помочей», сделанное Г. И. Куликовским (Куликовский Г. И. Олонецкие помочи // Олонецкий сборник: Материалы для истории, географии, статистики и этнографии Олонецкого края. Вып. 3. Петрозаводск, 1894, с. 394-396):

«Привычка издавна жить вместе, работать сообща, предполагающая вершеніе в былое время всех крестьянских работ целою коммуною, до наших дней удержалась в крестьянской среде в виде разного рода взаимопомощи.

Один из самых распространенных рудиментов былой коммуны — это помочи, устраиваемые крестьянами ради кошенiя лугов, жатвы, запашки, кладки готоваго сруба на фундамент при постройке дома, привозки для него бревенъ, деланія в новом дом печи и т. п.; при этом на помощь одному обывателю приходит вся община или даже несколько близь-живущих общинъ, со своими собственными орудіями; так напр. при возке для постройки дома бревенъ, общинники являются со своими лошадьми, веревками, топорами и пр.; в лес едут и мужчины и женщины (за отца или брата) длинною вереницею в 20, 30 и более лошадей; лес рубится сообща, сообща взваливается на дровни, везется и в 2, 3 или 4 пріема на деревенской улиц воздвигаются целые горы бревенъ, привезенных помочью. Хозяин угощает „помочанъ“ и начинает строиться: для рубки сруба нанимает он рабочих, но раз сруб сложен, таже помочь является к нему по первому его приглашенію, разбирает весь сруб и перекладывает его на готовый фундамент или вообще на то место, где быть дому, конопатит его, пьет так называемое „обложейное“ и расходится по домамъ. Кладку балокъ, потолка, стропилъ, крыши и пр. производит опять наемная сила; но как только дом отстроенъ, как только является необходимость подумать о запасе тепла на зимнее время, подумать об изготовленіи печки, строющійся хозяин опять идет по деревнямъ; заходя в каждую избу, а также при всякой встрече он произноситъ: „прошу, пожалуй на печебитье! “ Помочь является и на этот раз она как в Вытегорскомъ, так и в Каргопольском уездахъ, состоит преимущественно из холостых ребят и девицъ. Прежде всего они привозят в достаточном количестве глину, затем печебитье производится следующим образомъ: в месте, назначенном для печи, вырубается в полу хозяином вновь построеннаго дома четыреугольное пространство, в углах котораго вкопываются в землю толстые столбы; на них вырубается сруб в несколько венцовъ, вышиною около 5 четвертей от полу, называемый „опечкомъ“; внизу опечка настилается полъ, а вверху потолокъ; на потолок кладется слой глины или кирпичей, толщиною около 11/2 вершка; глина слегка смачивается водою и сильно убивается молотом — это и будет „подъ“ печи. Затем делается из полукруглых обручей сводъ, обручи обиваются досками; свод представляет собою род кибитки; он становится среди пода и должен представлять внутренность печи; досками-же обгораживают стороны обращеннаго внутрь избы места, где должна быть печь. Глину мнут и, укладывая в это четыреугольное пространство, убивают досками, молотами, даже ногами до тех поръ, пока вся печь не будет сбита в один комъ; затем в выбитой до самой трубы печке прорезывают устье печи, кладут из кирпича палатку и трубу и производят топку. Работа идет весело и живо под такт народных песен и чрез каких нибудь два часа большая крестьянская печь бывает готова; после этого на оставшейся глине начинается пляска и раздаются веселые песни; хозяин угощает ребят водкой, а девиц — пряниками; помочане расходятся иногда только к полночи.

Только что описанное чередованіе „помочей“ с наемною работою будет тем понятнее, если мы предположимъ, что в былое время крестьянскіе дома или вообще зданія строились целою общиною, она ехала в лесъ, строила дом целикомъ, не исключая даже печи; хозяин строющагося дома из благодарности предлагал работающим ряд угощеній, быть можетъ, менее длинный, нежели теперь он производит „помочамъ“ и нанятому люду; теперь же он угощает помочан лишь два или много три раза: 1) по привозке бревенъ, 2) при кладке сруба на фундамент („обложейное“), 3) „печное“, празднуемое лишь в тех местахъ, где печи битыя, а не сложенные из кирпичей, на все прочія работы помочь заменяют нанятые рабочіе, пьющіе „балочное“, „коневое“, „сомковое“ и мн. др., а в Вытегорском уезд и при существованіи „печебитья“, „дымовое“ отдельно празднует печникъ, приделывающій к сделанной помочью печке кирпичную трубу. Помочь до сих пор во многих местах помогает отдельным обывателям производить кошеніе и жатву, являясь со своими косами или серпами, довольствуясь по большей части предложенной закускою: „да разве кто выпить любитъ, домой с песенками пойдетъ“; на Мошинском озере, кроме того, варят для „помочанъ“ еще „пиво“ (брагу).

Помочи устраиваются в одних местах по будничным дням (Айнозеро, Кемозеро — Вытегорскаго уезда), в других — в праздничные дни и вечером (Шимозеро), в третьих — и всего чаще — в праздничные дни и после обеда; на помочь идут и мужики, и замужнія женщины, и парни, и девушки: идут не только к однодеревенцамъ, но даже к членам соседних общин, к лицамъ, служащим в деревне или вообще почему-либо в ней живущимъ, так напр. к лесничему, к земскому фельдшеру, сельскому учителю, священнику и т. д.; идут потому, что работа помочью не трудна, представляетъ, благодаря большому собранію, массу веселья, развлеченій; особенно любит помочи молодежь, для нея это просто праздникъ; мне не раз приходилось слышать упрашиванія молодыми девушками какого-либо домохозяина: „сделай помоць“, — заискивающе просили оне, — „все соберемся, живо сработаем, песен напоем“.

Помочь является как к богатому, так и к бедному и пригласившiй старается непременно угостить „помочан“; помочь и угощеніе на столько неразрывно иногда связываются, что люди „маломощные“ стараются обойтись без нея, говоря, что и „на помочь не напахать, а и пригласишь, да помочь все и съестъ“...

В заключеніе, остается пожалеть, что прекрасный, древній обычай падаетъ, прекращается; в Заонежье, напр., передавали, что помочи устраиваются у них лишь священникомъ; угощеніе в местахъ, лежащих по трактам и близь городовъ, заменяется платою денег; таким образом, напр. в Андоме, Оште, Макачеве и др. местах помочане являются уже не помочанами, а наемными лицами, согласившимися за заработную плату (редко пониженную) поработать несколько часовъ, не смотря на праздничный день».

Структура «помочей» (по М. М. Громыко).

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.