Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





2. Дом-двор (двор-комплекс) и его основные типы.



На Севере бытовало несколько типов дворов-комплексов: по способу соединения жилья и двора, по общему конструктивно-планировочному решению жилой части, по внутренней планировке избы.

Эволюционно по общему конструктивно-планировочному решению жилой части выделяются четырехстенок, шестистенок, пятистенок, крестовик.

Дом-четырёхстенок – классический вариант крестьянского жилища. Состоит из утеплённого сруба (собственно избы) и пристроенных к нему сеней, защищающих вход от непогоды. Данный тип построек рассматривается как простейший вариант, от которого берёт начало эволюция деревянного домостроения. Дом-шестистенок (изба с прирубом) – в эволюции деревянного домостроения занимает промежуточное место между домом-четырёхстенком и пятистенком. В момент расширения жилой части к основному срубу пристраивался «прируб». Расстояние между срубами составляло 20-40см. Горизонтальный план постройки менялся. Теперь он имел шесть стен, две из которых были параллельны, а четыре перпендикулярны улице. Отсюда название дома – «шестистенок». Дом-пятистенок – тип дома, передняя изба которого имеет капитальный бревенчатый переруб в срединной части, образующий два помещения внутри одного сруба. В плане жилая часть имела пять стен, две из которых располагались параллельно улице, а три – перпендикулярно. Дальнейшим усложнением пятистенка явилась шестистенная изба-крестовик, то есть, дом, разделенный на четыре комнаты двумя пересекающимися стенами (перерубами), рубленными одновременно со всем срубом.

По способу соединения жилья и двора исследователи выделяют несколько основных типов крестьянского дома: «брус», «глаголь», «кошель», «т-образная связь», «двухрядная связь».    

Самый распространенный среди них – так называемый «брус». «Брус» — дом с однорядной продольной связью, покрытый двускатной, симметричной крышей. Свое название этот тип дома-двора получил потому, что все жилые и хозяйственные помещения спланированы в нем наподобие бруса в один вытянутый прямоугольный сруб, перекрытый общей двускатной кровлей. Обширные сени с крыльцом разделяют такой сруб на две неравные части. Меньшая часть – жилая – обращена на улицу и выходит на главный фасад всего дома и обращена лицом к «миру»: дороге, реке, озеру или к другому планировочному или природному ориентиру. Бó льшая часть – крытый двор с хозяйственными помещениями – уходит на задворки. Примером тому избы из деревень Гарь и Погост Ошевенской слободы.

Дом-двор Ф. А. Полуянова (" брус" ) из д. Гарь Каргопольского р-она.
Конец XIX в. МДЗ " Малые Корелы".

Разновидностью таких домов являются дома - " брусы с уширенным сараем" (или " нечистый брус" ), у которых хозяйственная часть значительно шире избы. В образовавшемся углу размещается  взвоз (подъем на второй этаж – поветь). При подобном положении скаты крыши получают разные уклоны и разную длину. Этот тип характерен для Каргопольского района. Примером таких домов служат избы из деревень Гарь и Погост, перевезенные в МДЗ «Малые Корелы» из Ошевенской слободы.

Дом-двор Я. А. Попова (" брус с уширенным сараем" ) в д. Погост Каргопольского р-она. Фото из архива АГМДЗ и НИ. Конец XIX в. Перевезен в МДЗ " Малые Корелы".
Справа - план первого этажа.

«Глаголь» — дом, в котором хозяйственная часть располагается сбоку и позади сеней. В плане «глаголь» напоминает букву «Г» (отсюда и название типа). Чаще всего такие дома перекрываются разноскатной с общим коньком крышей, над жильем — симметричной, а над сенями и хозяйственной частью—асимметричной. Здесь все хозяйственные помещения расположены под прямым углом к жилым, то есть сзади и сбоку от сеней. Как полагают исследователи, дома-«глаголи» по планировке и объемному решению занимают промежуточное положение между «брусами» и «кошелями».

Дом-" глаголь" в д. Карпово. Кенозерский национальный парк.

«Кошель» — жилище, где изба и двор стоят рядом, покрытые общей асимметричной двухскатной крышей. «Кошелем» русские называют большой берестяной короб. Применительно к дому этот термин обозначает его вместимость, большие размеры. Все жилые и хозяйственные помещения сгруппированы в один общий сруб, образующий в плане почти правильный квадрат.

Классическим примером жилища типа «кошель» служит дом Ошевнева (в музее «Кижи») — громадный, в два этажа. Архитектурно-планировочная структура этого дома — само воплощение патриархального уклада жизни старой северной деревни. В доме четыре отдельных избы для разных семей одного патриархального рода, светелка, два летних помещения и большая клеть. Под стать жилью и двор, занимающий примерно две трети площади всего дома. В таком доме проживало 20-25 человек, а в его хлевах содержалось до трех десятков голов скота. Кроме Заонежья, дома типа «кошель» были распространены в Поморье и некоторых других районах Севера.

Дом-кошель Ошевнева. Музей «Кижи».

«Т-образная связь» — жилой дом, состоящий из двух срубов и разделенный по центру сенями. Он развернут длинной стороной к улице, а хозяйственный двор торцом примыкает к противоположной стороне избы, прямо напротив сеней. В плане такая изба имеет форму буквы «Т». Подобная связь дома-двора получила широкое распространение в Каргополье. Каргопольские дома имели характерную особенность: жилая часть в них устраивалась «на две избы». Избы «о двух стопах» (местное название) были характерны и для двухрядной связи с параллельным расположением жилья и двора.

Дом-двор А. Ф. Пухова из д. Большой Халуй, Каргопольский р-он. Начало XIX в. МДЗ " Малые Корелы".

Дом-двор А. Ф. Пухова (с Т-образной связью). План II этажа. МДЗ " Малые Корелы".

«Двухрядная связь» (изба и двор стоят рядом, коньки их двухскатных крыш параллельны) была распространена не только в Каргополье, но и в Карелии, а также на территории нынешней Ленинградской области в жилищах вепсов и финнов. При двухрядной связи жилье и двор соединены через тамбур, иногда подобные дома имели два взвоза на поветь, расположенные с боковых фасадов, например, в доме Ушакова из д. Гужево Каргопольского района.

Дом-двор Е. И. Кириллова (с двухрядной связью) из д. Киселево (Лядины).
МДЗ " Малые Корелы".

План дома Ушакова. Деревня Гужево, Каргопольский район.

 

 

 

3. Особенности каргопольских домов: курная (рудная) изба.

Каждый регион на Русском Севере имел свои особенности развития народной деревянной архитектуры—как художественные, так и конструктивные. Большим разнообразием отличались, например, приемы соединения жилой избы с двором. Для Каргополья характерны дома с однорядной связью, однако здесь встречаются почти все типы домов-комплексов, бытовавших на Севере. Это и «двухрядная связь», когда изба и двор стоят рядом, параллельно; и «кошель» (двор примыкает к боковой стене жилого дома, а все сооружение перекры­то двускатной несимметричной крышей); и «глаголь» (дом и двор в плане имеют вид буквы «Г»); и «Т-образная связь, по-каргопольски изба «о двух стопах», когда хозяйственный двор торцом примыкает к дому из двух срубов, объединенных сенями. В конечном итоге наиболее широкое распространение получил здесь «брус» — дом с однорядной связью, когда жилые и хозяйственные строения вытягивались в прямоугольный сруб, перекрытый общей двускатной крышей.

Здесь получили распространение избы-четырехстенки на высоких подклетах. Каргопольский крестьянин обычно строил четырехстенную и четырехоконную со стороны улицы избу, за которой находились сени и горница с примыкающим к ним двором. Развитие пятистенного жилища в данном регионе было связано с появлением неполной перегородки и капитальной стены по главному фасаду четырехстенного сруба. Избы-пятистенки, как одно-, так и двухэтажные, получили большое распространение на Кенозере.

В XIX – начале ХХ вв. традиционным крестьянским жилищем были курные избы, сохранившиеся преимущественно в деревнях Ошевенской слободы. Они строились в комплексе с белыми избами и холодной летней горенкой. Типичный каргопольский дом имел в своем составе три жилых помещения: курная изба, горница (II этаж), зимняя изба - " заднюха", " зимовка" (I этаж). Называются они так потому, что печи в них не имели трубы. Планировка курных изб не отличается принципиально от «белых» домов. Главное отличие состоит в наличии особой печи, топившейся «по-черному». Дым из устья поднимался к потолку и выходил через волоковое окошечко над печкой в дымник, заменявший трубу – длинный деревянный короб, выведенный на крышу (дымарь). После топки это отверстие закрывали. Курная печь лучше обогревала помещение, создавала температуру в избе до 25 градусов, не требуя при этом много топлива. Ошевенские крестьяне вспоминают: «В рудных избах было тепло, как в бане — зимой по полу босиком ходили». «Курная изба, да печь тепла» — гласит старинная поговорка.

Курной дом-брус Третьякова из д. Гарь (по А. В. Ополовникову).

Курной дом Третьякова из д. Гарь: черная печь и изба (по А. В. Ополовникову).

Вся система вентиляции и дымоотвода продумана здесь очень тщательно, выверена вековым житейским и строительным опытом народа. Дым, собираясь под потолком — не плоским, как в обычных избах, а в форме трапеции — опускается до определенного, всегда постоянного уровня, лежащего в пределах лишь одного-двух венцов. Чуть ниже этой границы вдоль стен тянутся широкие полки — «воронцы», которые очень четко и, можно сказать, архитектурно отделяют чистый интерьер избы от ее черного верха. Стены до воронцов мыли с дресвой, отчего дерево приобретало золотисто-желтоватый оттенок. Так что утверждение о том, будто курные избы были сплошь закопченными, грязными, неверно. Потолок — да, был черным, а вот чистота стен, пола зависела от аккуратности хозяйки.

В такой избе открытый огонь и дым из печи просушивали и пропитывали стены сруба, консервировали древесину, удлиняли срок ее службы. Это очень эффективная система удаления дыма.

Основа этой системы — высокий (3—4 метра) трапециевидный потолок, который сводил до минимума неудобства курных изб. Это своего рода небо, свод, осеняющий всё жилое пространство. Этому впечатлению способствует не только таинственная дымная чернота, в которой теряется высокий потолок, но и главным образом его трапециевидная в сечении форма, образованная плахами, опирающимися на балки и стены избы. Это способствовало лучшему распределению дыма, который, выходя из печи, распространялся по потолку, отталкивался от воронцов вдоль стен и постепенно выходил, охлажденный, в специальное отверстие-дымоволок, расположенный над дверью, и уже окончательно удалялся за пределы дома через деревянную трубу над сенями.

Печь, воронцы, дымоволок над дверями и трапециевидный полок курной избы.

 

Дымари и дымоволок с задвижкой.

 

 

1 2

1. Рудная изба Черепановых. Деревня Малый Халуй. Справа вверху виден низ деревянного короба дымаря.

2. Рудная изба Черепановых. Деревня Малый Халуй. Чердак, через который проходит короб дымаря.

(по Г. В. Алферовой).

Уже название, «курная изба», вызывает у нас привычное представление о темной и грязной избе последнего бедняка, где дым ест глаза и повсюду сажа и копоть. Ничего подобного! Полы, гладко обтесанные бревенчатые стены, лавки, печь — все это сверкает чистотой и опрятностью, присущей избам северных крестьян. На столе белая скатерть, на стенах — вышитые полотенца, в «красном углу» - иконы в начищенных до зеркального блеска окладах. И лишь несколько выше человеческого роста, над воронцами, проходит граница, за которой царит чернота закопченных верхних венцов сруба и потолка — блестящая, отливающая синевой, как вороново крыло.

Черная печь была удобна для ведения хозяйства, дым просушивал одежду, обувь, сети. Для крестьянина-кустаря, занимавшегося плотничьим, кожевенным и другими промыслами, такая изба помимо своего прямого назначения служила одновременно и мастерской, где он мог просушить необходимое сырье: дерево, кожу. А примитивное устройство глинобитной печи не требовало больших затрат на ее сооружение.

Русская изба печью держится. Печь— сердце дома, и прилегающие к ней элементы представляют собой сложную систему —«печной комплекс». Печной комплекс включает в себя: печь(более архаическая форма — глинобитная) на деревянном подпечье (в черной избе печь не имела специального фундамента, вся ее нагрузка ложилась на подпечье, стоящее непосредственно на полу), печной столбс прилегающим к нему на уровне шестка коником, систему воронцов, сходящихся к печному столбу и разделяющих пространство избы, голбец с подпечным пространством.

Основанием печи служит так называемое «печное место», или «опечье», — массивный сруб, сложенный из толстых, гладко вытесанных и, конечно, некрашеных бревен. На нем устроен скрытый для глаза сплошной настил из мощных пластин, на котором и покоится массив самой печи. Внутри сруба есть еще одно перекрытие; оно делит все внутреннее пространство подпечья на две части: верхнюю, где лежат ухваты, лопаты для хлебов и прочая печная утварь, и нижнюю, куда зимой помещают кур. На мощных кронштейнах-выпусках красивой упругой формы покоится шесток — толстая и широкая доска перед печным устьем: место, куда предварительно ставится все, что должно быть поставлено в печь или вынуто из нее. С одной стороны шестка, обычно с левой, стоит коник — резная доска, а с другой стороны, у стены, находится жараток, где хранится в золе горячий уголь.

 

Картина ошевенского художника-наивиста Б. П. Березина (1923 – 1996) «Интерьер курной избы».

1978. Х. М., 61 х 80, 5. Из собрания МДЗ «Малые Корелы».

К концу XIX века рудная изба в конструктивном плане достигла вершины своего развития и исчерпала себя. Черную печь, какой бы теплой и удобной она ни была, XX век не принимал. Шла интенсивная ломка хозяйственного уклада русского крестьянства, а рудная изба олицетворяла не только патриархальный уклад жизни, но даже выражала во внутренней архитектуре отголоски родового строя. И поскольку на Руси издавна привыкли танцевать от печки, в том числе и от курной, то она первой и подверглась переделке — на топившуюся «по-белому». Вместе с печками стали постепенно конструктивно изменяться и избы. Уходил из жизни целый мир, своеобразный и неповторимый, складывавшийся веками.

Примером этому может служить «курная» изба Митяговых в деревне Кузнецово Шильдской волости Вытегорского уезда Олонецкой губернии, переделанная на «белую». В рукописи И. М. Митягова «На память потомкам. О деревне, в которой я родился и прожил» (собрание Каргопольского музея, НВФ 2616 – текст) представлены рисунки автора с изображениями крестьянской усадьбы отца: общий план, план избы, зимовки, двора, интерьеры дома и зимовки (собрание Каргопольского музея, НВФ 2617/1, 2 – рисунки).

 

Лист 69. Рудная изба, в которой родился автор. Из рукописи И. М. Митягова.

 

 

 

Листы 67, 68. Изба и двор М. И. Митягова (отца автора рукописи). 4 – левый фасад. Хорошо видна конструкция дома: справа жилая часть, слева – двор, разделенный на нижний этаж, где помещался хлев, и верхний, где хранили сено; между домом и двором – сени. 5 – передний фасад: справа – зимовка, построенная на месте рудной избы в 1925 году.

Часть 2, лист 65. Общий вид на постройки Ильи Васильевича Шаньгина, братьев Михаила и Матвея – братьев Митяговых.

Из рукописи И. М. Митягова.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.