Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





6. Материал и плотницкий инструмент.



Материал.

Деревня и дерево – слова однокоренные. На Севере из дерева делали все, но выбрать подходящее для строительства жилища – уже искусство. Не всякое годится для этого.

Самым распространенным материалом была сосна. Особое предпочтение мастера оказывали такназываемой «кондовой сосне», то есть  выросшей медленно на сухом месте и имевшей на торце до 250 годовых колец. Такие  бревна укладывали  на нижний венец, на балки пола и матицы. «Полукрасными» называли сосновые бревна, имевшие до 150 годовых слоев, они также высоко ценились. На болотах часто можно было встретить толстую сосну с рыхлой древесиной, имеющую до 80 годовых слоев. Такие деревья для хорошего сруба не брали и называли «преснина» или «пресняк».

Заготовка материала — это длительный процесс, который включаетв себя выбор деревьев в лесу, их последующую валку, раскряжевку и вывоз. Лес для строительства рубили зимой, когда из древесины уходили соки, и она становилась более сухой и смолистой. Традиционно рубили деревья топором. Сначала делали надруб ствола до сердцевины с той стороны, в которую хотели повалить дерево. Затем с другой стороны, чуть выше, делали ответный заруб. Уже позже стали пользоваться пилой.

После того как деревья были повалены, их очищали от сучьев. Полученное бревно называлось хлыстом. Затем отрубали вершину. Нижняя часть бревна, ближайшая к корню, получила название комель, верхняя — вершина. Бревна в срубе укладывали в определенном порядке: комель к вершине, что обеспечивало правильный уровень венцов. Диаметр бревна всегда проверяли со стороны вершины. Если были известны размеры постройки, для которой заготавливался лес, на месте могли провести его раскряжевку, то есть разделение бревна в поперечном направлении на части. Вывозили заготовленный лес той же зимой, пока позволяли дороги. Осуществлялась перевозка при помощи лошадей, запряженных в сани-волокуши.

Корили лес обычно весной. Для черновой окорки использовали топоры, а в более позднее время — лопаты. Начисто окаривали при помощи скобеля. Свежий лес — сырой, работалосьс ним легко. Из сухого леса старались не рубить, в силу его твердости. Работать с таким материалом было сложно, топор отскакивал от сухой древесины.

О качестве бревен судили и по звуку, издаваемому деревом при ударе обухом топора. Если звук был гулким — дерево здорово, если же глухой — присутствовала внутренняя гниль. Опытный плотник определял это еще на этапе заготовки древесины.

Для устройства безгвоздевой  самцово-слеговой конструкции крыши были необходимы «курицы» — отесанные жерди с крюками, поддерживающие потоки. Изготавливали их из стволов молодых елей с корневищем. Заготавливали «курицы» обычно поздней осенью, после первых морозов.

Помимо леса заготавливали мох для утепления пазов между бревнами. Заготавливали его заранее, обязательно в сухую погоду. Процесс прокладки мха между венцами назывался «мшением» сруба. Для гидроизоляции нижних венцов в срубе, а также для защиты кровли традиционно использовали бересту. Заготавливали ее в начале лета, в мае-июне, во время интенсивного сокодвижения в древесине. Для гидроизоляции кровель шили из нее и берестяные маты.

Плотницкий инструмент.

Какой же инструмент во все времена был главным в арсенале плотника? Ответ на данный вопрос очевиден, — ну какой же плотник без топора! Топор являлся самым универсальным инструментом. При необходимости он мог заменить и тесло, и скобель. Для разного вида работы топор был свой.

К XIX веку список плотницкого инструмента значительно расширился. Его можно разделить на следующие группы:

— рубящий (топор, потес, тесло, пазник, драч),

— инструмент для скобления (скобель, струг),

— режущий (различные пилы, резцы),

— инструмент для выдалбливания и пробивания отверстий (долото,

просек),

— сверлящий(напарья, бурава),

— разметочный (черта, плотничный циркуль, отволока, вьюшка),

— измерительный (малка, ерунок, наугольник, ватерпас, отвес),

— строгальный (дорожник, калевочник, различные рубанки),

— инструмент для передвижения бревен (крюки, кондаки, багры),

— инструмент для конопатки (лопатка-конопатка),

— вспомогательный инструмент (киянка, большой деревянный

молоток).

Каким бы ни был плотницкий топор, состоял он всегда из топора (кованной рабочей части) и топорища (деревянной ручки). Каждая часть топора и топорища имеют свои названия.

По толщине рабочей поверхности плотницкие топоры различаются на колунообразные и плоские. Отличались плотницкие топоры и топорищами. Топор за свою жизнь мог сменить не одну ручку. Для удобства протески стен «в круглый» угол в готовом срубе использовали топор с кривым топорищем. Подобная форма ручки позволяла максимально отвести руки от протесываемой вертикальной поверхности, что облегчало работу.

За исправностью своего инструмента плотник пристально следил. Известно, что чем длиннее топорище, тем больше сила удара. Традиционно топорище изготавливалось самим мастером под свой рост. Материалом для него служила главным образом береза. Правильно насаженный и заточенный инструмент — залог успешной работы. Топор у каждого мастера был свой. Подбирал плотник топор «по себе», по своей силе.

Топором выполняли основные виды плотницких работ: рубили, кололи, тесали:

- Выражение «рубить топором» означает совершать удары, направленные поперек древесных волокон. Для того чтобы перерубить бревно поперек волокон, сначала зарубают бревно топором прямо, затем под углом.

- Выражение «колоть топором» означает совершать удары, направленные вдоль волокон древесины. Расколоть по длине или распустить бревно можно только при условии, что оно прямослойное. Короткое бревно можно расколоть несколькими сильными ударами.  Если требовалось распустить длинное и твердое дерево, продольным ударом топора делалась лишь небольшая рассечка в бревне, в которую вставляли деревянные или железные клинья. От последовательных ударов обухом топора по клиньям бревно раскалывалось на части. Традиционно таким способом кололи  плахи для пола и потолка, а также изготавливали колотый тес.

- «Тесать топором» — значит ровными ударами по направлению волокон снимать часть древесной массы. Отески требовала поверхность расколотых плах или досок, которая получалась неровной.

Еще одним рубящим инструментом является тесло. Оно служило для выборки пазов в бревнах. Лезвие у тесла расположено не вдоль топорища, как у топора, а поперек. Тесла различают прямые и желобчатые. Небольшое тесло с плоским лезвием называется пазником, оно служило для выборки прямоугольных  пазов, например, в оконных и дверных косяках. Для изготовления кровельной щепы или дранки традиционно применяли инструмент, похожий на топор. Называется этот инструмент драч, он расщепляет древесину вдоль волокон.

Для придания большей гладкости поверхности, обработанной топором, поверх нее плотники проходили еще одним незаменимым традиционным инструментом — скобелем. Скобель — инструмент с прямым или дугообразным лезвием, с двумя ручками. Как и топор, он выполнял сразу несколько функций. Скобелем корили — снимали свежую кору с заготовленных бревен. Также им выполняли и чистовую работу — скоблили протесанные топором стены, полы, потолки и другие элементы, для придания поверхности большей гладкости.

Топор и скобель относятся к основным инструментам плотника. Ручные пилы получили распространение в относительно позднее время, а до этого применялись лишь в больших городах и близких к ним селах. Исследователи связывают утрату традиционного плотницкого мастерства с началом масштабного использования  пиленых материалов. На  смену старинным технологиям приходят новые приемы обработки древесины.

Плотники использовали пилы двух видов — одноручные и двуручные. Одноручные пилы с крупным равносторонним зубом широко применялись для поперечной распиловки бревен. Поперечная двуручная пила служила для распиловки бревен, брусьев, толстых досок, а также при заготовке леса. Были и двуручные пилы с косым зубом для продольной распиловки бревен. Для роспуска бревна на плахи его укладывали на специальные подставки —«козлы», закрепляли, размечали, после чего распиливали.

Процесс пиления был менее трудоемким, чем расколка бревна по длине, он давал ровную поверхность дерева. Правда, эта поверхность, в отличие от поверхности, обработанной топором, получалась более рыхлой. Пила разрывает волокна древесины, поэтому пиленые плахи и доски быстрее впитывают влагу, и, как следствие, менее долговечны. Использовали в плотницком деле и лучковые пилы, как для продольного, так и для поперечного пиления, в зависимости от заточки зубьев полотна.

 

Пильщики на р. Онеге. Село Турчасово. Начало ХХ века. Фотография из собрания Онежского краеведческого музея.

Отверстия в дереве плотники выдалбливали при помощи долота. Оно различается трех видов: полукруглое, плоское и шиповое. Долотья бывают разной ширины и используются в зависимости от размера отверстия, которое необходимо выдолбить мастеру. Близким к долоту по характеру работы инструментом является просек. Он представляет собой то же долото,  но с широкой металлической лопаткой в основании. Долотом, наряду с пазником, зачищались пазы при изготовлении  оконных и дверных косяков. Недаром говорится: «русский крестьянин топором да долотом весь мир прошел».

Вспомогательным инструментом в  процессе долбления является киянка, представляющая собой деревянную колотушку. Использовалась она для совершения ударов по ручке долота во время выдалбливания отверстия. Так же ее применяли во время конопатки стен. Для конопатки использовали специальную деревянную лопатку, которую так и называли — конопатка, по ней ударяли киянкой для уплотнения мха или пакли в зазорах между бревнами. Если киянка была легким ударным инструментом, то для более сложных работ, например, для посадки бревен в срубе на шканты, использовали большой деревянный молоток. Длина его ручки могла достигать одного метра.

Для сверления отверстий в дереве использовали бурава и напарья. Эти инструменты были необходимы, например, для просверливания отверстий в коневой слеге и охлупне для установки стамиков (деревянных нагелей с резным завершением). Навертку (небольшой бурав) использовали для сверления дыр перед забиванием кованых гвоздей, если это было необходимо. В традиционных постройках кованые гвозди используются для крепления кровельного теса, бересты, различных декоративных деталей, обшивки.

Плотнику были необходимы также разметочные и измерительные приспособления. Одним из самых главных разметочных инструментов являлась черта или «чертец». Она служила для причерчивания бревен, плах, тесин друг к другу.  Черта представляет собой металлическую скобу с двумя слегка изогнутыми и заостренными концами. Сжата скоба металлическим кольцом либо перевязана веревкой со вставленнымпосередине клином. При помощи этого кольца либо веревки концы черты можно разводить на необходимое расстояние и фиксировать клином. Благодаря этому нехитрому инструменту стало возможно практически идеально подгонять элементы друг к другу.

Еще одним инструментом для причерчивания служила отволока. Она представляла собой вертикальный брусок с выступом, в который вбит гвоздь. Служила отволока для нанесения разметки при сплачивании досок. Помимо черты и отволоки, использовали мастера и плотничный циркуль. Ножки его не были согнуты, как у черты. Концы заострены для причерчивания кромок сплачиваемых элементов.

Для отбивки прямых линий традиционно использовали  вьюшку — катушку с намотанной веревкой, выпачканной в саже. Были у плотника и свои инструменты для разметки углов. Острые и тупые углы размечали малкой. Представляла она собой брусок, к концу которого прикреплена линейка, вращающаяся на шарнире. Углы в 45° размечались посредством бруска, к которому неподвижно прикреплена линейка под данным углом, называется такой инструмент ерунок. Прямые углы проводили с помощью наугольника. Состоял он из двух брусков равной толщины, скрепленных между собой под прямым углом, иногда с поперечиной. Все измерительные инструменты должны были быть хорошо выверены.

Для проверки горизонтального положения элементов служил простой самодельный уровень. В литературе начала XX века такое незатейливое приспособление называли ватерпасом, несмотря на то, что настоящий ватерпас представлял собой деревянный брусок с воздушным пузырьком в стеклянной трубке с жидкостью (прототип современного уровня). Вертикальность элементов проверяли при помощи того же отвеса или «веска», груза из меди, железа или свинца на веревке.

Были у плотника и вспомогательные инструменты и приспособления, без которых не обходилась ни одна стройка. Для перемещения бревен по земле и на срубе использовали крюки, багры и кондаки. На высоту бревна поднимали по покатам — прислоненным к стене жердям, по которым при помощи веревок бревна закатывали на верх постройки. На большую высоту бревна доставляли посредством специально устроенного ворота.

С появлением пиленых материалов возникает целый ряд новых инструментов, которыми стал пользоваться плотник. Поверхности, не требующие чистоты и гладкости, обрабатывали медведкой. Инструмент этот состоит из колодки с двумя ручками, посредине колодки вложена стальная пластина с одной фаской. Работали медведкой вдвоем, сидя друг напротив друга. Шерхебельиспользовали для грубой острожки. Лезвие его имеет полукруглое завершение, в передней части колодки установлена ручка-рожок для удобства работы плотника. После шерхебеля поверхность обрабатывалась рубанком. Благодаря прямолинейному лезвию, установленному в колодке под меньшим углом наклона, чем в шерхебеле, обработанная поверхность отличалась чистотой отделки. Рубанок с  длинной колодкой называется фуганок. Длина его может достигать 89 см. Предназначался он  в первую очередь для выравнивания поверхности на большой длине. Так, например, им выравнивали кромки досок перед сплачиванием. Рубанок с длиной колодки до  60 см называется полуфуганок и выполняет те же функции, что и фуганок. Зензубель предназначался для отборки четверти. Для изготовления дороженого теса использовался дорожник. Самые первые дорожники не имели упора, благодаря чему дорожки по всей длине шли на разном расстоянии от края доски. Чтобы дорожник выбирал полукруглую канавку параллельно кромке доски,  к нему приделывался боковой упор. Вслед за дорожками на тесе, на плахах потолка, на оконных и дверных косяках, на обшивке и декоративных элементах начали появляться различные калевки. Выполнялись они при помощи специального инструмента — калевочника.

В XIX веке набор инструментов еще более расширился. Меняются задачи, и в плотницкий обиход входит все большее количество столярных инструментов.

Широко начинают применяться инструменты для выстрагивания и чистовой обработки поверхности. Доски теса, плахи уже необязательно начисто обрабатывать топором, более того, это стало считаться трудоемким занятием. Протесывали по-прежнему разве что внутренние стены. Плахи пола и потолка заменяются на пиленые доски. Но при всем при этом топор продолжает оставаться основным незаменимым плотницким инструментом. Нет ему равных и на этапе заготовки и обработки материала.

 

Точило для заточки инструментов. Из собрания музея «Кижи».

 

 

Из собрания МДЗ «Малые Корелы»:

Инструменты для измерения и разметки

 

Угольник. 1846. Архангельская губерния, Пинежский уезд, д. Занюхча.

Угольник. Конец XIX в. Олонецкая губерния, Каргопольский уезд, Кенорецкая волость.

Малка. Первая половина ХХ в. Вологодская губерния, Сольвычегодский уезд.

Угольник. Первая треть ХХ в. Архангельская губерния, Архангельский уезд.

Циркуль. Первая треть ХХ в. Вологодская губерния, Сольвычегодский уезд.

Циркуль. Начало ХХ в. Архангельская губерния, Холмогорский уезд.

 

Ярунок (ерунок). Первая треть ХХ в. Архангельская губерния, Шенкурский уезд.

 

Инструменты для получения плоских поверхностей

 

Фуганок. Первая четверть ХХ в. Архангельская губерния, Архангельский уезд.

Зензубель. Первая четверть ХХ в. Архангельская губерния.

Калевка. Первая треть ХХ в. Архангельская губерния, Холмогорский уезд.

Дорожник. Первая треть ХХ в. Вологодская губерния, Сольвычегодский уезд.

 

Инструмент для сборки

Киянка. Первая четверть ХХ в. Вологодская губерния, Сольвычегодский уезд.

7. Строительство:

Выбор места для строительства и подготовка фундамента.

На Русском Севере места, пригодные для строительства, в первую очередь выбирались по практическим соображениям. Однако, также существовала система запретов и разрешений. Жилище нельзя строить: там, где раньше проходила дорога или стояла баня; там, где стояла церковь или часовня; там, где были найдены человеческие кости; на месте дома, оставленного вследствие болезней. Счастливым местом считается то, где ложится скот, где обжитое место. На ненадежность, неосвоенность места указывает и русская поговорка: «Там, где конь не валялся». Выбор конкретного места строительства обычно происходил при помощи гадания. Самым простым являлся такой способ: вечером по углам будущего дома хозяин насыпал 4 кучки зерна. Если на утро следующего дня зерно окажется нетронутым, то место считается выбранным удачно. Иногда делали «обкладывание» – на камни, обозначающие углы будущего дома, клали жерди и оставляли на ночь. Если на утро жерди оставались на месте - место благополучное.

Дома устанавливались на основание, или фундамент. Фундамент является одной из основных строительных конструкций зданий, которая воспринимает нагрузку от сооружения и передает ее на основание. Однако, известны случаи возведения жилых домов и хозяйственных построек без фундаментов даже в конце XIX века. Применение установки срубов прямо на разровненную землю без какой-либо изоляциидревесины имело практическое значениеи даже преимущество, так как все нижние бревна находились в равных условиях, процесс гниения древесины происходил равномерно и сруб оседал без перекосов. Поэтому, высоту подклета специально увеличивали на несколько венцов как неизбежную утрату.

Основанием мог служить накат из бревен или столбы и «стулья» (чурки), на которых собирали первый, окладной венец. На Русском Севере самым распространенным материалом для фундамента были валуны — камни, имеющие окатанную форму в результате геологических процессов. Самыми распространенными были кварцевые, песчаниковые, гранитные валуны. Их обычно собирали на полях, в поймах и на берегах рек и озер. Под углы использовались крупные валуны размером от 0, 5–0, 8 м, а в крупных сооружениях — и более. Камни укладывали прямо на землю и заглубляли их при выравнивании уровня камней под сруб. Для изоляции от влаги на опорные камни под окладной венец клали 1–2 слоя березовой коры — «скалы». Несмотря на то, что камень не проводит влагу и сам является гидроизоляционной защитой древесины, в этом был практический смысл — на поверхности камня при перепадах температуры воздуха появляется конденсат, который может увлажнять бревна.

В конце XIX — начале XX века распространяется обычай класть под передний «красный» угол жилых построек в чашку окладного венца монетку — « на счастье».

Верхний ярус хозяйственного двора дома (поветь, сарай, сеновал) часто основывался на столбах, чтобы была возможность перебрать срубы хлевов, которые находились в нижнем ярусе и из-за повышенной влажности от скота быстро приходили в негодность. Столбы закапывались на 1–1, 5 м в землю, уплотнялись вокруг грунтом и мелкими камнями (зажимались).

Работы по устройству фундаментов на существующих постройках практически всегда совмещали с работой по замене гнилых нижних бревен срубов, вернее сказать — это был единый технологический процесс.

 

 Возведение сруба и традиционные приемы рубки.

Основой любой традиционной деревянной постройки является сруб, состоящий из горизонтально уложенных и подогнанных друг к другу бревен. Для их плотного соединения на концах вырубаются специальные чаши, а по всей длине – пазы. Один ряд, образованный продольными и поперечными брёвнами, называется венцом. Самый нижний венец в срубе получил название – окладной. С разметки и установки окладного венца начиналась любая рубленая постройка. Венец на венец – и сруб поднимается без раствора и гвоздей. Получается клеть – основа будущего жилища.

В пределах одной стены вершины бревен укладывались попеременно в разные стороны, чтобы избежать перекосов по высоте. Если бревно имело изгиб, то при укладке в срубе его поворачивали горбом вверх. Для более плотной укладки бревен одно на другое в одном из них выбирался продольный паз. Выбирали такие пазы только после того, как одно бревно было причерчено к другому. Встречались постройки как с нижней, так и с верхней припазовкой и разнопаз. При разнопазе в срубе одновременно существовали нижний и верхний пазы. Наибольшее распространение получил способ укладки с нижним пазом. Брёвна с нижней припазовкой защищены от попадания излишней влаги в пазы.

 

При укладке бревен одно на другое широко применялось устройство потайных шипов, препятствовавших сдвигу. Шипы, или как их ещё называли коксы, изготавливали только из сухого материала, преимущественно из берёзы. Они надёжно соединяли брёвна по вертикали и придавали прочность стене. Шипы забивались в паз нижнего бревна, на верхнем бревне устраивались ответные отверстия. Размечали расположение шипов при причерчивании брёвен друг к другу. После того, как на шипы устанавливалось верхнее бревно, по немустучали деревянной колотушкой, для лучшей усадки. Шипы расклинивались в верхнем бревне, благодаря чему было очень трудно рассоединить такие брёвна, не сломав шипов. Особенно актуальны они были на участках, где бревно перерезалось (оконные, дверные простенки), либо сращивалось по длине. Такие соединения были необходимы как на высоких, так и на длинных протяжённых стенах срубов жилых домов.

По эксплуатации срубные постройки делились на тёплые (жилые) и холодные (хозяйственные). В тёплых сооружениях пазы между брёвнами утепляли мхом. Помимо того, что он играл роль утеплителя, мох обладал еще и антисептическими свойствами. Прокладывался он сразу во время рубки. Когда сруб был полностью готов, пазы конопатили, то есть подбирали свисающие части утеплителя и заправляли их обратно в пазы. Сначала работы проводились снаружи, затем изнутри. Конопатили сруб традиционно снизу вверх. Повторно конопатку проводили на следующий год, после усадки сруба.

Способов соединения бревен в углах существует достаточно много. Различают соединения по принципу «с остатком» и «без остатка». В плотницком деле остатками называют выпуски брёвен продольных и поперечных стен. Наиболее распространённые виды соединения: «в обло» (с остатком) и «в лапу» (без остатка).

При рубке «в обло» остаток бревна делали чуть меньше, чем диаметр самого бревна или равным ему. Разметив чаши, мастер вырубал топором сначала общую массу, после чего аккуратно по разметке выбирал лишнюю древесину. После этого в полученные чаши укладывали вышележащие бревна. Причерчивали верхние бревна к нижним. Как разметка была готова, верхние брёвна снимали, крепили на подставки и протёсывали пазы. После этого устанавливали верхние брёвна на место и теперь уже в них выбирали чашу. По такой же технологии рубили дома также в уездных и губернских городах. Подобные срубные постройки можно увидеть и в Каргополе, хотя многие уже обшиты тесом.

Соединение в «лапу» остатков не имеет и образует гладкий чисто обработанный угол. Различают соединения выполненные «в прямую» и «в косую лапу». Последнее более трудоёмкое, но зато и более крепкое. Прямые лапы сочетались с потайным шипом. Срубы, сложенные подобным образом менее тёплые, чем собранные «в чашу», поэтому среди жилых построек встречались редко.

 

Вообще способов угловых соединений существовало много, и каждый применялся в зависимости от назначения постройки и качества заготовленного материала. Некоторые врубки совершенствовались благодаря устройству потайных шипов в местах соединения. Рубка «в обло», при которой чаша выбиралась в нижней части верхнего бревна, называлась – «в охлоп» («в охлуп»). Благодаря перевёрнутой чаше такое соединение было надёжно защищено от осадков. Ещё одним соединением, напоминающим «в обло», является рубка «в охряпку». При таком соединении в каждом бревне с верхней и нижней стороны выбирали прямоугольные чаши. Смежные брёвна

соединяли этими чашами друг с другом в углах. Сопряжение получалось простое, достаточно прочное, но готовая постройка была менее тёплая. Связано это с недостаточной плотностью полученных углов. Углы, соединённые подобным образом встречались чаще на хозяйственных строениях.

Кроме того, что брёвна в срубе соединялись по углам, при необходимости они сращивались по длине и крепились различными замками. Соединение делалось с помощью вырезанного на конце бревна крюка или вертикального шипа и паза. Эти два приема в стене чередовались, препятствуя продольному

и поперечному сдвигу бревен. Кроме того, длинные стены для устойчивости ритмично соединялись с поперечными стенами – перерубами.

Размеры сруба обычно определялись средней длиной бревна, составлявшей от 6 до 8 м. Поэтому, часто в крестьянских домах увеличение длины здания делалось с помощью пристройки к основному срубу. Несвязанные концы бревен укреплялись стойками или вставлялись в продолбленный паз в бревнах основного сруба. Составление и добавление срубных ячеек часто встречается в различных типах крестьянских домов-комплексов, включавших жилую часть и помещения для хозяйства и домашних животных.

Внутренние стены жилых помещений, как правило, отёсывали. Выполнялась протёска уже всобранном срубе. При этом углы оставались закругленными. Такая протеска называлась «в круглый угол». Стены протёсывали топором со специальным кривым топорищем, которое позволяло удобно работать и не отбивать руки.

 

«У каждой постройки северной деревни – свой облик и характерный силуэт, свои устойчивые архитектурно-конструктивные формы. И каждая из них – это прежде всего бревенчатый сруб, мощный, пластичный, насыщенный светотенью, играющий множеством полутонов и оттенков естественного цвета дерева.

Как в южных регионах России народные зодчие умели видеть красоту в ничем не приукрашенной стене из простого дикого камня, так и северными зодчими открытый сруб воспринимался красивым сам по себе, как нечто само собой разумеющееся, прекрасное в своем прекрасном естестве.

Именно таким – пластичным, бесконечно многообразным в деталях структуры, в цвете и светотени – сруб предстает в каждом произведении подлинно народного деревянного зодчества.

Более того, на каждом из них легко увидеть бережное и даже любовное отношение к открытой поверхности бревенчатого сруба, своего рода культ технической эстетики, поражающий тщательностью художественной обработки стены, угла, проема или любой другой детали, связанной со срубом.

Сруб, таким образом, служит не только конструктивно-технической основой каждого здания, предназначенного для той или иной утилитарно-практической функции, он выступает также и в качестве основы архитектурно-художественной, тектонической выразительности, общей и единой для самых разнообразных сооружений северной деревни. И в этой своей роли бревенчатый сруб несет в себе высокий объединяющий потенциал, организующий разрозненную застройку и придающей ей черты архитектурно-художественной ясности.

Немало способствует органическому единству разных зданий и то обстоятельство, что бревна в их срубах имеют свои, вполне определенные и оптимальные размеры, что обусловлено, с одной стороны, физическими размерами древесного ствола, а с другой стороны – практическими возможностями их наиболее целесообразного использования и применения.

Именно поэтому бревно, уложенное в сруб, получает как бы усредненные размеры и, повторяясь в этих стабильных размерах множество раз, приобретает качество архитектурного модуля, единого для зданий самых разных композиций и форм» (Ополовников 1983, с. 28-30).

 Устройство полов и потолков.

В традиционном деревянном зодчестве полы и потолки часто были самостоятельными конструкциями, выполняя при этом роль перекрытий. В одноэтажных постройках, которых было большинство, существовало два перекрытия: нижнее (пол), отделяющее нижележащее пространство (подполье, подвал, подизбицу) и верхнее (потолок), отделяющее верхнее пространство под крышей (чердак). В двухэтажных постройках междуэтажное перекрытие одновременно было и потолком, и полом.

Пол настилали во время укладки венцов. Он был поднят над землей для тепла. Пространство под ним называлось подклет. Благодаря подклету северные дома и поражают своей высотой. Подклет можно было использовать для устройства погреба или лé дника, часто в нем делали зимнюю избу. Заслуживает интереса утепление полов. Практически все жилые постройки (избы) XIX — начала XX веков имели достаточное подпольное пространство (подклет, подполье, подизбицу) различной высоты (примерно от 1 до 2, 5 м). Поэтому полы этих изб традиционно были одинарные и специально не утеплялись. Это делалось для создания между ярусами теплообмена, который препятствовал замерзанию продуктов и овощей, обычно хранящихся внизу.

Конструкция деревянных полов состоит из несущих элементов и настила. Несущими элементами деревянных полов служили балки, врубленные в стены здания. Настил состоял из тесин, плах или досок, укладываемых на балки. Тесины — это толстые доски, полученные путем расколки бревен и затем протесанные различными инструментами: теслом, скобелем, а чаще топором, поэтому тесины называли также топорными досками. Плахи — это половинки бревен, полученные путем расколки бревенпополам. Лицевую поверхность плах также протесывали (выравнивали). Доски — это материал, полученный путем распилки бревен ручным или механическим способами, и такие доски называли «пильные». Все виды настилов полов часто назвали «половицами».

Перекрытия в деревянных постройках в самом простом варианте устраивались из бревенчатого наката по балкам. Такие перекрытия были в хозяйственных дворах крестьянских домов. Само их название – мосты красноречиво говорило об их конструкции. Для удобства ходьбы по таким перекрытиям горбы бревен немного стесывались. Для получения более гладкой поверхности пола использовались не бревна, а плахи (половины бревен). В небольших постройках плахи могли укладываться без балок. Плахи подтесывались на концах, закладывались в сруб при строительстве и прижимались вышележащими венцами. Концы тесин и плах заводили в «черепные» пазы, длинные пазы-щели, выбранные в противоположных стенах. Это предохраняло их от кручения, а между собой плахи могли скрепляться небольшими закладными шипами прямоугольного сечения. При больших пролетах плахи поддерживались балками. Такие полы получались очень прочными и дажепридавали жесткость основанию сруба. Плахи давали усушку и через некоторое время их сгоняли к стенам и в образовавшуюся щель забивали брусок – «расколодок» или «клин».

Нижние ярусы хозяйственных дворов (хлев), как правило, имели земляные полы, верхние ярусы (поветь) — полы по балкам из плах или из накатов бревен, протесанных сверху и служившие одновременно снизу потолком хлева.

 

 

Считается, что в древнейших деревянных постройкахпотолков могло не быть вовсе. Архаичные потолки простейшего устройства имели много общего с полами и выполнялись из массивного минимально обработанного материала. В некоторых избах в северорусских деревнях еще сохранились прокопчённые бревенчатые потолки, уложенные по одной поперечной балке-матице.

В традиционных жилых домах XIX – начала ХХ веков преобладали плоские потолки. Но в наиболее старых избах, отапливаемых по-черному, зафиксированы архаичные трапециевидные, более высокие потолки. В отапливаемых постройках уделяли особое внимание утеплению потолков. Пазы между бревнами потолков со стороны чердака конопатились мхом, промазывались жидким раствором глины. Поверх обмазки потолок засыпали слоем смеси песка с глиной, рубленой соломой, сеном.

Настилы потолков, как и половицы, чаще располагали в направлении от входной двери. Как и в конструкции  пола, концы бревен и плах потолка закладывали в пазы («черепа») бревен стен и зажимали верхними бревнами сруба. В отличие от пола, над потолком было только несколько бревен, чаще два. В сенях и на повети потолка не делали.

Потолки по балкам представляют собой самый обычный и распространенный тип. Обычно достаточно было одной балки, которая устанавливалась посередине потолка в поперечном направлении. Балка называлась «матица» или «матка» и являлась одним из главных конструктивных элементов здания, о чем свидетельствует ее название. В русских избах матицу никогда не украшали ни резьбой, ни росписью. Ее изготавливали из бревна или бруса, которые только гладко обрабатывали (обтесывали, строгали), подчеркивая ее твердость и надежность. Концы балки-матицы не выходили за пределы сруба, ее всегда врубали в стены «в потай». Если стены в помещении были протесаны, то под опорные концы матицы на бревнах часто оставляли не протесанные участки, тем самым подчеркивая значение матицы в конструкции потолка.

В традиционной народной культуре матица также имела важное символическое и семантическое значение. Во время строительства избы непременно проводился обряд поднятия и установки матицы, от которого во многом зависела будущая жизнь хозяев нового дома. Матица делила избу на две разные по значению половины — например, незнакомый человек не мог пройти дальше матицы без приглашения хозяев. Уходя из дома на долгое время, надо было подержаться за матицу, чтобы была удача; под матицей совершались свадебные обряды, магические действия по излечению недугов; за матицей хранили ценные и заветные вещи и предметы.

В конце XIX — начале XX веков потолкам жилых построек со стороны интерьера, особенно помещений второго этажа, старались придать представительный и парадный вид. Под накатом устраивается декоративный потолок из тонких, но широких строганых досок, которые крепили к стенам и матице брусками или вставляли в пазы. Снизу доски красили масляной краской и даже расписывали.

 

Архаичными считаются трапециевидные потолки, поддерживаемые двумя или тремя балками. Они характерны для «курных» изб, отапливавшихся печами без дымовой трубы —«по-черному».

                                                                                                    Потолок в избе Е. А. Третьяковой.

                                                                     Деревня Малый Халуй (по Г. В. Алферовой).

 Устройство крыши-кровли.

На традиционных деревянных домах крыша являлась логическим продолжением сруба. Конструкция безгвоздевой деревянной крыши, изобретенная русскими плотниками, очень остроумна и долговечна. Ее ещё называют безгвоздевой самцово-слеговой кровлей, по наименованию основных несущих элементов.

Сначала на торцовых стенах клети возводили треугольные бревенчатые самцы - горизонтально уложенные брёвна фронтонов, соединённые между собой потайными шипами в пазах. Затем в них врубали горизонтальные слеги - горизонтальные балки с выпусками в параллельные фронтоны. Слеги врубают в самцы через два или три бревна. Самая верхняя слега в рубленом покрытии называлась коневой.

Для того, чтобы тёс держался на таком скате и не сползал, устраивали потоки и курицы. Курицы представляли собой деревянные крюки, изготовленные из стволов молодых елей, вырубленных с корнем. Завершение крюков часто были украшены фигурками птиц. Крепились они без применения гвоздей. Верхняя часть врубалась и закреплялась замком на слегах, нижняя часть врубалась в продольное бревно верхнего венца сруба. Крепились курицы не менее чем за две слеги и устанавливались с шагом около двух метров. Необходимы они были для поддерживания деревянных желобов – потоков, в которые упирались нижние концы кровельных досок. Помимо фиксации тёса, потоки играли роль своеобразных водоприёмников, которые собирали и отводили воду от ската.

Тесовое покрытие на скатах состояло традиционно из двух слоёв, укладываемых вразбежку. Различали два вида тёса – ложёный и дорожёный. Наиболее древний – ложёный тёс, представлял собой колотую доску с выбранным по длине чуть вогнутым желобом в верхней плоскости. Вытёсывали такой желоб непременно топором. Дорожённый тёс появился уже позже, с распространением пиленых досок. Поверхность его была гладкая, на лицевой стороне вдоль кромок выбрали «дорожки». Их выбирали при помощи специального инструмента – дорожника. Желоба и «дорожки» на тёсе служили для лучшего стока воды. Для гидроизоляции между слоями прокладывали бересту.

 

На коньке верхние концы тесин прижимал охлупень –завершение, вытесанное из большого плотного смолянистого бревна, часто украшенного на концах фигурой коня. В некоторых случаях он дополнительно крепился к коневой слеге при помощи сорок-стамиков – деревянных нагелей, верхняя часть который была декоративно украшена.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.