Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





1. Дом в традиционной культуре Русского Севера.



Крестьянский дом Русского Севера – один из наиболее важных и сложных элементов традиционной культуры. Жилые постройки представляют собой культурно-бытовой комплекс, связанный с различными сторонами жизни человека: природными условиями, преобладающими занятиями и направлением хозяйства, имущественными, классовыми отношениями, семейным укладом, обычаями, традициями, эстетическими представлениями, религиозными верованиями, строительным мастерством. Все это в той или иной степени влияет на тип, размеры, интерьер, декоративное убранство северного дома.

В деревнях южной России приусадебные постройки стоят отдельно от жилья и поодаль от него, на открытом хозяйственном дворе, отделенном от улицы глухим забором и воротами. На Русском Севере отдельно от жилья стоят только амбары и гумна, а все другие хозяйственные постройки – конюшни, хлева, сеновалы, сараи, навесы для инвентаря, а иногда даже и колодцы – объединяются вместе с жильем в одно целое здание, перекрытое общей кровлей.

В условиях натурального хозяйства, территориальной разобщенности и долгих северных зим с их снегами и стужей, бездорожьем, весенними и осенними распутицами, такой тип двора стал самым удобным потому, что позволял выполнять многие хозяйственные работы, подолгу не выходя из дома. По той же причине крестьянский двор-комплекс получил повсеместное распространение на Севере России, а само объединение под одной крышей жилья и хозяйственных помещений стало типичной традицией северно-русского деревянного зодчества.

Громадные дома северной деревни – само воплощение патриархального уклада, материализованное в архитектурных формах. Под одной крышей в них жили отцы и дети, сыновья и внуки – большая нерасчлененная семья, связанная не только узами родства и традиционным уставом быта, но одним общим хозяйством, земельным наделом и промысловыми угодьями, общей собственностью на скот, инвентарь и все движимое и недвижимое имущество.

Четыре, пять, а иногда и шесть отдельных изб насчитывалось в старинном северном доме. А сколько самых разных хозяйственных помещений объединялось с этими избами! И как это органично срасталось в единое архитектурное целое, в одну композицию, из которой, как из песни, ничего не выкинешь и к которой ничего не прибавишь, не нарушая ее самобытного характера и художественного строя (Ополовников 1983, с. 42-43).

 

В традиционной народной культуре крестьянский дом является одним из наиболее символически сложных элементов, не только материальным артефактом, но и знаком. Для взрослого человека дом означал широкий круг понятий: кров, семью, некое определенное место на земле, в этом смысле слово «дом» используется как синоним родины. Дом, сооруженный руками его хозяина или его родителей, воплощает идею семьи и продолжения рода. В повседневной народной культуре он осмыслялся как сосредоточие основных жизненных ценностей, таких как счастье, достаток, единство семьи и рода, включая не только живых, но и умерших.

Важнейшая символическая функция дома – защитная. Дом – место совершения множества разнообразных ритуалов. Сооружение дома сопровождалось многочисленными символическими действиями, регламентировалось временными, магическими правилами и запретами. Специальные обряды совершали во время основных строительных периодов возведения избы: при укладке первого окладного венца, подъеме матицы, подведения под крышу, а также обряды «строительной» жертвы и перехода в новый дом.

Для крестьянина дом – это модель мира. Подобно вселенной крестьянский дом делился на три мира: нижний – подполье, средний – жилые помещения, верхний – чердак и крыша. Соответственно, и отдельные его элементы получили мифологический и сакральный смысл (крыша, чердак и потолок, стены, углы и красный угол, матица, окно и дверь, лестница и крыльцо). Крыша, чердак и потолок осмысляются как небо, либо – голова/череп (охлупень с головой коня, солярная символика). В бытовой речи проявлением соотнесенности крыши дома с головой человека служит образное выражение, используемое в просторечии: «крыша едет», «крыша поехала». Угол сруба отождествлялся с жилищем – «иметь свой угол», «срубить себе угол», «скитаться по чужим углам». Окно – «око», глаз; дверь – рот. Матица – от слова «мать», символизировала основу бытия сородичей, живущих под одной крышей, неслучайно к матице крепили колыбель с младенцем. Крыльцо выступает в роли медиатора между «своим» и «потусторонним» миром.

Истоки и семантика этих сакральных локусов на основе севернорусского материала рассмотрены в публикациях Н. А. Криничной (1938 – 2019), доктора филологических наук, сотрудника ИЯЛИ Карельского научного центра РАН (список в разделе «Использованная литература»).                      

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.