|
|||
Грусть. Римма ЕфимкинаГрусть Римма Ефимкина Грусть – чувство печали, легкого огорчения. С точки зрения происхождения, возможно, это существительное родственно глаголу грызть. В таком случае первоначальное значение – «то, что грызет, не дает покоя». Синонимы: боль; тоска; горе; печаль; скорбь; уныние; горесть; томление; меланхолия; сокрушение; кручина. В отличие от сходных (более сильных) чувств, грусть менее сильная эмоция, может быть обыденным явлением. Анна Павловна Шерер – второстепенный персонаж романа: фрейлина императрицы Марии Федоровны, светская львица, хозяйка салона, где собираются сливки общества. Хотя по своему темпераменту она восторженный человек, энтузиастка, преисполненная оживления и порывов, Анна Павловна немедленно принимает грустное выражение, едва речь заходит об императорской семье. " – Скажите, – прибавил он, как будто только что вспомнив что-то и особенно-небрежно, тогда как то, о чем он спрашивал, было главной целью его посещения, – правда, что вдовствующая императрица желает назначения барона Функе первым секретарем в Вену? Барон этот ничтожное существо, как кажется. – Князь Василий желал определить сына на это место, которое через императрицу Марию Феодоровну старались доставить барону. Анна Павловна почти закрыла глаза в знак того, что ни она, ни кто другой не могут судить про то, что угодно или нравится императрице. При том, что ничего грустного не происходит, изображение грусти на лице нужно Анне Павловне, чтобы манипулировать князем Василием, добиваясь подчинения. Приличия требуют, чтобы при виде грустящего человека окружающие проявляли сочувствие, и Анна Павловна использует этот трюк для утверждения своей власти. " Пьер хотел было сказать что-то: разговор интересовал его, но Анна Павловна, караулившая его, перебила. – Император Александр, – сказала она с грустью, сопутствовавшею всегда ее речам об императорской фамилии, – объявил, что он предоставит самим французам выбрать образ правления" (Т. 1. Ч. 1. Гл. IV. С. 34). " Пьер был принят Анной Павловной с оттенком грусти, относившейся, очевидно, к свежей потере, постигшей молодого человека, к смерти графа Безухова (все постоянно считали долгом уверять Пьера, что он очень огорчен кончиною отца, которого он почти не знал), – и грусти точно такой же, как и та высочайшая грусть, которая выражалась при упоминаниях об августейшей императрице Марии Феодоровне" (Т. 1. Ч. 3. Гл. I. С. 230). " ТИХАЯ ГРУСТЬ В ГЛУБОКОМ ВЗГЛЯДЕ" Образ другой героини романа Толстого, княжны Марьи Болконской, немыслим без грусти. Во-первых, она грустит, потому что сама по себе несчастна, так как живет с отцом в деревенской глуши вдали от света, друзей, новых впечатлений и развлечений. Об этом она пишет в письме своей подруге Жюли Карагиной. " Сколько ни твержу себе, что половина моего существования и моего счастия в вас, что, несмотря на расстояние, которое нас разлучает, сердца наши соединены неразрывными узами, мое сердце возмущается против судьбы, и, несмотря на удовольствия и рассеяния, которые меня окружают, я не могу подавить некоторую скрытую грусть, которую испытываю в глубине сердца со времени нашей разлуки" (Т. 1. Ч. 1. Гл. XXII. С. 115). – В Петербург? – повторила она, как бы не понимая. Но вглядевшись в грустное выражение лица княжны Марьи, она догадалась о причине ее грусти и вдруг заплакала. – Мари, – сказала она, – научи, что мне делать: я боюсь быть дурною. Что ты скажешь, то я и буду делать; научи меня…" (Т. 4. Ч. 4. Гл. XX. С. 551). " Некрасивая графиня Марья всегда хорошела, когда плакала. Она никогда не плакала от боли или досады, но всегда от грусти и жалости. И когда она плакала, лучистые глаза ее приобретали неотразимую прелесть. <... > – Ты уйди, уйди поскорее, ежели чувствуешь себя не в силах удержаться, – с грустью говорила графиня Марья, стараясь утешить мужа" (Эпилог. Ч. 1. Гл. VIII. С. 573). " – Никогда, никогда не поверила бы, – прошептала она сама с собой, – что можно быть так счастливою. – Лицо ее просияло улыбкой; но в то же самое время она вздохнула, и тихая грусть выразилась в ее глубоком взгляде. Как будто кроме того счастья, которое она испытывала, было другое, недостижимое в этой жизни счастье, о котором она невольно вспомнила в эту минуту" (Эпилог. Ч. 1. Гл. IX. С. 580). Иногда ей приходила мысль, что различие это происходит от возраста; но она чувствовала, что была виновата перед ним, и в душе своей обещала себе исправиться и сделать невозможное – то есть в этой жизни любить и своего мужа, и детей, и Николеньку, и всех ближних так, как Христос любил человечество. Душа графини Марьи всегда стремилась к бесконечному, вечному и совершенному и потому никогда не могла быть покойна. На лице ее выступило строгое выражение затаенного высокого страдания души, тяготящейся телом" (Эпилог. Ч. 1. Гл. XV. С. 602). РАБОТА С ГРУСТЬЮ В ПСИХОТЕРАПИИ Чувство грусти чаще всего не является проблемой, так как не нарушает работоспособность человека, а иногда оно даже приятно. Но если оно затягивается надолго и переходит в уныние (см. гл. " Уныние" ) и тоску (см. гл. " Тоска" ), то следует поискать запускающее событие. Помня об этимологии слова (грусть – то, что " грызет" ), можно задать себе вопрос: что меня грызет изнутри, про что я грущу? Ответ позволит грустить осознанно, то есть проживать это чувство с ощущением того, что потеря или утрата имели для человека ценность. Отдав дань уважения утраченному, человек как правило прекращает грустить.
|
|||
|