Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Обожание. Римма Ефимкина



Обожание

Римма Ефимкина

По созвучию нетрудно догадаться, что слово " обожание" образовано от " бог". Обожать буквально означает «обожествлять, любить как бога», то есть питать к кому-нибудь чувство сильной, страстной, доходящей до преклонения любви.
Чувство обожания подразумевает некое неравенство, любовь " снизу", " издалека". Синонимы к слову " обожание": уважение, почтение, почитание, поклонение, преклонение, обожествление, благовейность, боготворение, фанатение. Поскольку на месте бога может быть только бог, то любая подмена его другой фигурой означает, что человек перепутал статусы и " сотворил себе кумира", тем самым нарушив иерархию высших порядков.

Иерархия выглядит так:

1. Бог.
2. Я.
3. Партнер по бизнесу.
4. Сексуальный партнер.
5. Родители.
6. Дети.
7. Остальные.

Если мы обожаем детей, любимых женщину или мужчину, родителей, начальника и т. п. больше (вместо) бога, то мы нарушаем порядок, а значит понесем за это ответственность.

ОБОЖАНИЕ В ПСИХОТЕРАПИИ

С одной стороны, в психотерапевтической работе чувство обожания в чистом виде не так уж часто встречается, изначально я его даже не включила в общий список чувств. С другой, если присмотреться, это чувство (под другими названиями) лежит в основе созависимости – синдрома, который встречается практически у каждого первого. Созависимость переживается как слияние, в котором другой становится жизненно необходимым, а собственное я теряется. Как психотерапевт я регулярно встречаюсь с чувством обожания в рассказах клиентов о своих взаимоотношениях с недосягаемыми партнерами. В основе этой патологии лежат не удовлетворенные в раннем детстве потребности по причине недосягаемости родителей, которые для маленького ребенка " боги".

В романе " Война и мир" персонаж, одержимый любовью-обожанием, это Николай Ростов. Его кумир – молодой государь, император Александр.

СИМПТОМЫ ОБОЖАНИЯ

Лев Толстой так много внимания уделяет чувству обожания у Ростова, что поневоле задумываешься, случайно ли это? Я проследила динамику и пришла к неутешительным выводам: если человек преклоняется перед другим человеком, идеализируя его и ставя на недосягаемый пьедестал, то это неминуемо заведет его как минимум в ролевой треугольник власти Карпмана (жертва, тиран, спасатель), а как максимум к личностному саморазрушению.

Вот что чувствует молодой Ростов в присутствии государя.

" Ростов, стоя в первых рядах кутузовской армии, к которой к первой подъехал государь, испытывал (... ) чувство самозабвения, гордого сознания могущества и страстного влечения к тому, кто был причиной этого торжества".

" Он чувствовал, что от одного слова этого человека зависело то, чтобы вся громада эта (и он, связанный с ней, – ничтожная песчинка) пошла бы в огонь и в воду, на преступление, на смерть или на величайшее геройство, и потому-то он не мог не трепетать и не замирать при виде этого приближающегося слова".

" Когда государь приблизился на расстояние двадцати шагов и Николай ясно, до всех подробностей, рассмотрел прекрасное, молодое и счастливое лицо императора, он испытал чувство нежности и восторга, подобного которому он еще не испытывал. Все – всякая черта, всякое движение – казалось ему прелестно в государе".

" Государь сказал что-то по-французски австрийскому императору и улыбнулся. Увидав эту улыбку, Ростов сам невольно начал улыбаться и почувствовал еще сильнейший прилив любви к своему государю. Ему хотелось выказать чем-нибудь свою любовь к государю. Он знал, что это невозможно, и ему хотелось плакать. (... ) «Боже мой! что бы со мной было, ежели бы ко мне обратился государь! – думал Ростов. – Я бы умер от счастия».

" Государь еще сказал что-то, чего не расслышал Ростов, и солдаты, надсаживая свои груди, закричали «урра! ». Ростов закричал тоже, пригнувшись к седлу, что было его сил, желая повредить себе этим криком, только чтобы выразить вполне свой восторг к государю".

" Государь постоял несколько секунд против гусар, как будто он был в нерешимости. «Как мог быть в нерешимости государь? » – подумал Ростов, а потом даже и эта нерешимость показалась Ростову величественной и обворожительной, как и все, что делал государь".

" Ростов на вновь купленном у Денисова Бедуине проехал в замке; своего эскадрона, то есть один и совершенно на виду перед государем. Не доезжая государя, Ростов, отличный ездок, два раза всадил шпоры своему Бедуину и довел его счастливо до того бешеного аллюра рыси, которою хаживал разгоряченный Бедуин. (... ) Ростов, завалив назад ноги и подобрав живот и чувствуя себя одним куском с лошадью, с нахмуренным, но блаженным лицом, чег'том, как говорил Денисов, проехал мимо государя. (... ) «Боже мой! Как бы я счастлив был, если б он велел мне сейчас броситься в огонь», – подумал Ростов. (... ) Все после смотра были уверены в победе больше, чем бы могли быть после двух выигранных сражений".

Здесь будет уместным заметить, что Аустерлицкое сражение было с треском провалено, что должно было бы повысить критичность влюбленного в государя Ростова. Однако люди с подобной одержимостью в отношениях ищут и находят объяснения не в естественных ограничениях обычного человека, которым является в том числе и государь, а в посторонних причинах, кумир же остается неприкосновенным. Более того, Толстой пишет, что " императору Александру Павловичу (... ) в Москве в то время было дано наименование «ангела во плоти», что еще больше в восприятии влюбленных в него подданных приближает его к богу.

Все " симптомы" обожания, упомянутые Львом Толстым: идеализация, самозабвение,
сознание могущества и одновременно ощущение себя ничтожной песчинкой; готовность ради обожаемого человека на преступление, на смерть или геройство – совпадают с описанием поведения созависимых партнеров.

АГРЕССИВНАЯ СТОРОНА ОБОЖАНИЯ

Поначалу обожание кажется положительным чувством, близким любви. Но постепенно страсть Николая обретает агрессивную тенденцию, что проявляется, например, в том, что он бьет посуду во время тоста за императора на гусарской пирушке, затем на обеде в честь Багратиона.

" Восторженный голос молодого Ростова был слышен из-за всех трехсот голосов. Он чуть не плакал.

– Здоровье государя императора, – кричал он, – ура! – Выпив залпом свой бокал, он бросил его на пол. Многие последовали его примеру" .
Эта агрессия распространяется не только на вещи, но и на людей. Так, в ответ на шутливое дружеское замечание Денисова Ростов огрызается и уходит, обидевшись.

" – Вот на походе не в кого влюбиться, так он в ца'я влюбился, – сказал он (Денисов).
– Денисов, ты этим не шути, – крикнул Ростов, – это такое высокое, такое прекрасное чувство, такое...
– Ве'ю, ве'ю, дг'ужок, и г'азделяю и одоб'яю...
– Нет, не понимаешь!

И Ростов встал и пошел бродить между костров, мечтая о том, какое было бы счастье умереть, не спасая жизнь (об этом он и не смел мечтать), а просто умереть в глазах государя".

Так же грубо и агрессивно ведет себя Ростов и по отношению к Пьеру Безухову, за то что тот не разделяет его фанатизма.

" Когда стали пить здоровье государя, Пьер, задумавшись, не встал и не взял бокала.

– Что ж вы? – закричал ему Ростов, восторженно-озлобленными глазами глядя на него. – Разве вы не слышите: здоровье государя императора! – Пьер, вздохнув, покорно встал, выпил свой бокал и дождавшись, когда все сели, с своей доброй улыбкой обратился к Ростову.
– А я вас и не узнал, – сказал он. Но Ростову было не до этого, он кричал: ура!
– Что же ты не возобновишь знакомства, – сказал Долохов Ростову.
– Бог с ним, дурак, – сказал Ростов".

ОТКАЗ ОТ СОБСТВЕННОГО Я

Я по умолчанию считала Николая Ростова положительным героем, каждый раз испытывая к нему симпатию при чтении романа. Для меня было удивительным то, что при анализе всего лишь одного чувства обожания, наблюдая его в динамике, я открыла для себя новые грани этого персонажа. Для меня сцепились в одно разрозненные до этого эпизоды жизни Николая Ростова. Стало понятным, почему он пустил на самотек разрешение своей неразрешимой ситуации с Соней, с которой они были двоюродными братом и сестрой и при этом были тайно помолвлены: " После короткой, но искренней борьбы между попыткой устроить свою жизнь по своему разуму и смиренным подчинением обстоятельствам, он выбрал последнее".

У большинства людей с возрастом те черты характера, что были лишь намечены, проявляются ярче и закрепляются за личностью навсегда, определяя психологический облик. Раз отдавшись силе страстного обожания к авторитету, Николай делает это стилем жизни. В эпилоге мы видим Николая и Пьера уже зрелыми людьми. И если Пьер в результате пережитых невзгод выбирает осознанность и свободу личности, то Николай, пройдя идентичный жизненный опыт, отказывается от права собственных суждений, полагаясь на общепринятые догмы. Он угрожает Пьеру убийством в случае нарушения им законов.

" – Я вот что тебе скажу, – проговорил он, вставая и нервным движением уставляя в угол трубку и, наконец, бросив ее. (... ) – Что ты лучший мой друг, ты это знаешь, но, составь вы тайное общество, начни вы противодействовать правительству, какое бы оно ни было, я знаю, что мой долг повиноваться ему. И вели мне сейчас Аракчеев идти на вас с эскадроном и рубить – ни на секунду не задумаюсь и пойду. А там суди как хочешь".


Иллюстрация в роману Л. Н. Толстого " Война и мир" Д. А. Шмаринова. Николай Ростов.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.