|
|||
Опустошенность. Римма ЕфимкинаОпустошенность Римма Ефимкина Опустошенность – это душевная, нравственная пустота; внутреннее ощущение потери чего-то очень значительного. Опустошенным называет себя человек, лишенный внутренних сил, а также исчерпавший свои душевные ресурсы. В основе слова общеславянское прилагательное " пустой" того же корня, что древнепрусское paust «дикое место» («необитаемое, незанятое»). Опустошенность в буквальном смысле – страх переживание нового душевного опыта. Синонимы: пустота; растерянность; опустошение. " ВСЁ БЫЛО ПУСТОТА" В романе Льва Толстого " Война и мир" из множества эпизодов, когда герои переживают опустошенность, я выбрала описание чувств Наташи Ростовой после смерти князя Андрея. Душевная пустота в данном случае образуется в том месте, где была любовь, привязанность, забота, мечты о будущем. С уходом из жизни человека психическая энергия должна найти другое применение. Лучшее отношение к умершим – по достоинству оценить их вклад в нашу жизнь и свободно жить дальше, так как все интегрированное не исчезает, оно часть нас. " ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ ЗАПРЕТА ЖИЗНИ" Возвращение к жизни происходит у Наташи только в тот момент, когда ее любовь к князю Андрею, лишенная объекта, переходит на новый объект – ее мать, переживающую горе в связи со смертью сына Пети. " Вдруг как электрический ток пробежал по всему существу Наташи. Что-то страшно больно ударило ее в сердце. Она почувствовала страшную боль; ей показалось, что что-то отрывается в ней и что она умирает. Но вслед за болью она почувствовала мгновенно освобождение от запрета жизни, лежавшего на ней. Увидав отца и услыхав из-за двери страшный, грубый крик матери, она мгновенно забыла себя и свое горе. <... > Она быстрыми шагами вошла в дверь, остановилась на мгновение, как бы в борьбе с самой собой, и подбежала к матери. <... > Любовь Наташи, упорная, терпеливая, не как объяснение, не как утешение, а как призыв к жизни, всякую секунду как будто со всех сторон обнимала графиню" (Т. 4. Ч. 4. Гл. II. С. 501). Согласно Фрейду, человек, переживая потерю, испытывает скорбь (см. гл. " Скорбь" ), которая воспринимается как пустота, потому что человеку следует теперь перенаправить либидо с отсутствующего объекта на новый. Для этого требуется время и объект. Когда Наташа чувствует любовь к матери, которая пребывает в несчастье, это возвращает ей силы жить. Мать же после смерти младшего сына, а затем скоро последовавшей за ней смерти мужа больше не способна любить (переместить либидо на другой объект), а следовательно преодолеть опустошенность. " Душевная рана матери не могла залечиться. <... > Но та же рана, которая наполовину убила графиню, эта новая рана вызвала Наташу к жизни" (Т. 4. Ч. 4. Гл. III. С. 503). " ПРОСНУВШАЯСЯ СИЛА ЖИЗНИ" Вторая волна опустошения настигает Наташу, когда она, ухаживая за матерью, заболевает, не встречая ответного отклика. Именно такою застает ее Пьер во время визита к Марье Болконской после возвращения из плена – он видит Наташу, но не узнает ее. " – Вы не узнаете разве? Пьер <... > не узнал ее потому, что происшедшая в ней, с тех пор как он не видал ее, перемена была огромна. Она похудела и побледнела. Но не это делало ее неузнаваемой: ее нельзя было узнать в первую минуту, как он вошел, потому что на этом лице, в глазах которого прежде всегда светилась затаенная улыбка радости жизни, теперь, когда он вошел и в первый раз взглянул на нее, не было и тени улыбки; были одни глаза, внимательные, добрые и печально-вопросительные" (Т. 4. Ч. 4. Гл. XV. С. 537). С появлением Пьера к Наташе возвращается новая волна жизни. Теперь есть человек, которого можно любить и строить с ним будущее. Присутствующая при их встрече княжна Марья " видела возможность любви и счастия между Наташей и Пьером. И в первый раз пришедшая ей эта мысль наполняла ее душу радостию" (Т. 4. Ч. 4. Гл. XVII. С. 543). Что же касается Наташи, то она мгновенно изменилась внешне и внутренне, душевная опустошенность получила радостное и желанное наполнение. " С первого того вечера, когда Наташа, после отъезда Пьера, с радостно-насмешливой улыбкой сказала княжне Марье, что он точно, ну точно из бани, и сюртучок, и стриженый, с этой минуты что-то скрытое и самой ей неизвестное, но непреодолимое проснулось в душе Наташи. Проснувшаяся сила жизни, охватившая Наташу, была, очевидно, так неудержима, так неожиданна для нее самой, что княжна Марья в присутствии Наташи чувствовала, что она не имела права упрекать ее даже в душе своей. Наташа с такой полнотой и искренностью вся отдалась новому чувству, что и не пыталась скрывать, что ей было теперь не горестно, а радостно и весело" (Т. 4. Ч. 4. Гл. XX. С. 550). РАБОТА С ОПУСТОШЕННОСТЬЮ В ПСИХОТЕРАПИИ Запрос с формулировкой " душевная пустота" один из самых частотных в психотерапии, такое состояние бывает у всех. Причина названа выше – потеря целостности, утрата значимой части жизни, с которой связано либидо (специфическая энергия, лежащая в основе как половой любви, так и любой другой). Джеймс Холлис пишет: " Изменение всегда вызывает тревогу. Тревога – это цена билета на жизненное странствие; нет билета – нет странствия; нет странствия – нет жизни. Мы можем бежать от тревоги, сколько хватит сил, но это значит, что мы бежим от своей жизни, которая у нас одна" *. Таким образом, согласно Холлису, у нас есть только два экзистенциальных выбора: тревога и депрессия. Тревога сопровождает нас в постижении нового, а депрессия (эмоциональная опустошенность) наказывает нас за бездействие. Чтобы наполнить душевную пустоту, мы должны спросить, чего хочет наша душа, а затем направить свои ресурсы на достижение этого желания. *Холлис Дж. «Душевные омуты: возвращение к жизни после тяжёлых потрясений». – М.: " Когито-Центр", 2006.
|
|||
|