|
|||
Уныние. Римма ЕфимкинаУныние Римма Ефимкина Уныние – это состояние человека, когда его ничто не радует, не доставляет ему удовольствия; состояние апатии и подавленности; затянувшаяся скука, хандра, недовольство, ропот. Происходит от прилагательного " унылый", а оно – от глагола " уныти" («опечалиться, обессилеть»), а он – от " ныти" (современное " ныть" ). Таким образом, в буквальном смысле уныние – это чувство человека, который ноет и жалуется, а в перносном – недоволен своим существованием, не ценит то, что у него есть. Когда я стала искать синонимы к слову " уныние", я очень удивилась их количеству – столько синонимов нет ни к одному чувству! Тоска; отчаяние; печаль; мрак; грусть; скука; туга; депрессия; тошнота; упадок духа; задумчивость; грустное настроение; горесть; минорное настроение; меланхолия; элегия; хандра; прострация; подавленность; сплин; унылость; чувство гнетущей тоски; мрачное, подавленное состояние духа; невеселость; скукота; скучища; кручина; тоскливость; мерехлюндия; безотрадность; понурость; депрессняк; депрессуха; мехлюдия; удрученность; угнетенность; пришибленность; дистимия; ипохондрия. Видимо, не зря уныние считается в православном христианстве смертным грехом, раз оно имеет столько наименований. Уверена, что хотя бы однажды каждый из нас совершал этот грех, проклиная жизнь во время трудных периодов. Уныние – это отказ радоваться жизни как божьему дару, обесценивание, а иногда и отвержение этого дара. Я не сразу нашла в романе " Война и мир" Льва Толстого героя, который бы был склонен к унынию. Но когда нашла – сразу поняла: это Соня! Только один раз Толстой использует слово " уныло" для прямого называния чувства Сони. В эпилоге книги, когда все главные герои книги собираются за одним столом и каждый что-то увлеченно делает, одна лишь Соня уныло сидит за самоваром: " Графиня Марья работала на руках по канве; Наташа, не спуская глаз, смотрела на мужа, Николай и Денисов вставали, спрашивали трубки, курили, брали чай у Сони, сидевшей уныло и упорно за самоваром, и расспрашивали Пьера" . Но то, как Соня приходит к такому финалу, следует из описания ее выборов на разных этапах ее жизни. " СТАРАЯСЬ ПОДДЕЛАТЬСЯ" Соня – племянница графа, сирота, выросшая в доме Ростовых наравне с их родными детьми. Соня считает и называет графиню мамой, и хотя воспитывают всех детей в семье Ростовых одинаково, Соня знает, что в отличие от братьев и сестер она бесприданница. Единственное, чем она может увеличить свою ценность – это преданность семье, жертвенность и верная любовь к двоюродному брату Николаю. И Соня с детства привыкает жертвовать собой, отказываясь от своих собственных чувств и обучаясь имитировать чужие. Рано или поздно это приводит к отказу от своей личности. " – Вы помните, Соня? – спросил Николай. Соня, как всегда, отстала от них, хотя воспоминания их были общие. " ЕЩЕ МНОГО ТАКИХ БУДЕТ" С людьми, подавившими свое я, не церемонятся. С ними поступают так, как удобно себе. Николай Ростов влюблен в Соню, но не спешит делать ей предложение. В первый свой отпуск " он не сблизился, а, напротив, разошелся с Соней. Она была очень хороша, мила и, очевидно, страстно влюблена в него; но он был в той поре молодости, когда кажется так много дела, что некогда этим заниматься, и молодой человек боится связываться – дорожит своей свободой, которая ему нужна на многое другое. Когда он думал о Соне в это свое пребывание в Москве, он говорил себе: Действительно, таких, как Соня – отказавшихся от своего Я, – много. Мало таких, как Наташа – выражающих свои чувства, а потому живых, ярких, ни на кого не похожих. И княжна Марья, на которой Николай позже женится, единственная, уникальная. Хотя Николай открыто говорит Соне, что ничего ей не обещает, та терпеливо ждет, что Николай когда-нибудь женится на ней. Когда влюбившийся в Соню Долохов делает ей предложение, у Сони появляется шанс изменить ее зависимую жизнь. Но она отказывает Долохову, сделав ставку на Николая. " – А я тебя искала, – сказала Наташа, выбежав к нему. – Я говорила, ты все не хотел верить, – торжествующе сказала она, – он сделал предложение Соне. В юности мои симпатии были на стороне Сони – верная, преданная. Я невольно осуждала Наташу, после смерти Андрея Болконского вышедшую замуж за Пьера. Сейчас я смотрю на ситуацию шире: Соня своим отказом выйти замуж за Долохова ограничила круг своей жизни и судьбы; Наташа своим замужеством открыла новые перспективы жизни. Первая пребывает в стагнации и унынии. Вторая развивается и живет. " КАЗАЛАСЬ СОВСЕМ ДРУГИМ ЧЕЛОВЕКОМ" Во втором отпуске Николая Соня получает второй шанс изменить свою жизнь. Ей нечаянно удалось притвориться и обмануть его, когда на святки во время игр ряженых она переоделась в черкеса. На короткое время Соня показалась Николаю другой – обворожительной, живой, веселой и смелой. " Наряд Сони был лучше всех. Ее усы и брови необыкновенно шли к ней. Все говорили ей, что она очень хороша, и она находилась в несвойственном ей оживленно-энергическом настроении. Какой-то внутренний голос говорил ей, что нынче или никогда решится ее судьба, и она в своем мужском платье казалась совсем другим человеком". Очарованный Николай спрашивает у сестры Наташи совета насчет предложения Соне, и та горячо его поддерживает. Николаю кажется, что такою Соня будет всегда. «Если бы я прежде видел ее такою, какою она теперь, – думал Николай, – я бы давно спросил, что сделать, и сделал бы все, что бы она ни велела, и все бы было хорошо»". Соня не стала другой. Она все та же: зависимая, унылая и упорная. Психолог назвал бы последнее качество ригидностью. " БЕДНОСТЬ В ОДНОЙ И БОГАТСТВО В ДРУГОЙ" Николай встречает княжну Марью и влюбляется в нее. Все считают княжну не просто некрасивой, но уродливой, но Николай видит в ней нечто большее, чем красота. Удивительно, но обеих девушках есть общая черта – обеим присуще самопожертвование. Разница в том, что княжна Марья не притворяется. Так, например, увидев приехавшего к ней свататься жениха Анатоля Курагина в объятиях компаньонки мамзель Бурьен, княжна искренне сочувствует ей, жертвует своим семейным счастьем в пользу бедной девушки и обещает дать ей приданое. Это благородство высшего порядка, недоступного Соне. " «Чудная должна быть девушка! Вот именно ангел! – говорил он (Николай) сам с собою. – Отчего я не свободен, отчего я поторопился с Соней? » И невольно ему представилось сравнение между двумя: бедность в одной и богатство в другой тех духовных даров, которых не имел Николай и которые потому он так высоко ценил. Он попробовал себе представить, что бы было, если б он был свободен. (... ) Мечтания о Соне имели в себе что-то веселое, игрушечное. Но думать о княжне Марье всегда было трудно и немного страшно". Трудно и страшно – вот два точных слова, характеризующих работу человека над собой. Трудно, потому что любой навык нарабатывается путем многочисленных повторов, требующих усердия. Страшно, потому что каждое новое качество приобретается через пробы и ошибки, вызывающие страдания. Однако другого пути развития личности не существует. Альтернатива – уныние. " У НЕИМУЩЕГО ОТНИМЕТСЯ" К концу романа Соня так и остается тем же, чем была в его начале. По жестокой иронии судьбы она получает то, к чему стремилась – живет в доме Николая, но на унизительных правах приживалки. " Соня со времени женитьбы Николая жила в его доме. Еще перед своей женитьбой Николай, обвиняя себя и хваля ее, рассказал своей невесте все, что было между ним и Соней. Он просил княжну Марью быть ласковой и доброй с его кузиной. Графиня Марья чувствовала вполне вину своего мужа; чувствовала и свою вину перед Соней; думала, что ее состояние имело влияние на выбор Николая, не могла ни в чем упрекнуть Соню, желала любить ее; но не только не любила, а часто находила против нее в своей душе злые чувства и не могла преодолеть их" . " Однажды она (Марья) разговорилась с другом своим Наташей о Соне и о своей к ней несправедливости. – Что? – с удивлением спросила графиня Марья. Иллюстрация Д. Шмаринова.
|
|||
|