|
|||
Ярость. Римма ЕфимкинаЯрость Римма Ефимкина Ярость – очень сильная эмоция или импульсивная и агрессивная реакция (аффект), которая может быть вызвана попаданием индивида в неприятную ситуацию. Синонимы: гнев; раздражение; возмущение; бешенство; негодование; пыл; зверство; буйство; остервенение; неистовство; исступление; озлобление; раж; пылкость; умоисступление; неукротимость; исступленность; бурность; грозность; неистовость; остервенелость; озверелость, лютость. Слово заимствовано из старославянского языка, это суффиксальное производное от общеславянского " ярый", то есть «испытывающий сильный гнев, яростный, сильный, горячий» с исходным значением «горячий, огненный» (> «сверкающий, светлый»), см. яркий. Ближе всего по значению и выражению ярость к бешенству, то и другое – аффективные агрессивные реакции. Разницу можно понять, исходя из этимологии слов. Бешенство – однокоренное слову " бес", ярость – " яркий". Первое со знаком минус: одержимый бесом, темными силами, сумасбродный, безумный. Второе – благородный аффект со знаком плюс, даже закрепленный в мужских именах Ярослав, Ярополк, стало быть, уважаемое. Ярость – на службе света, охваченный яростью – значит энергичный, сильный, горячий, рьяный, пылкий. " Пусть ярость благородная вскипает, как волна" – словами этой песни зажигали патриотизм идущих на смерть за родину. В романе Толстого " Война и мир" в поиске подходящей иллюстрации чувству ярости я остановила свой выбор на описании Бородинского сражения. Бородинское сражение Толстой описывает через взгляд Пьера, не искушенного в военной науке. Для передачи благородной ярости русских войск писатель использует целый ряд синонимичных выражений, обыгрывающих тему света, тепла. Даже те слова, которые не имеют отношения к битве, имеют, однако, отношение к свету. Свет (то есть правда) на стороне русских в этой чудовищной бойне. " Ясным", " осветились", " светом", " теплота" – это начало процесса, который будет усиливаться и разгораться по мере того, как разгорается ярость русских, насмерть стоящих на пути французов к Москве. " Пьер замечал, как после каждого попавшего ядра, после каждой потери все более и более разгоралось общее оживление. Как из придвигающейся грозовой тучи, чаще и чаще, светлее и светлее вспыхивали на лицах всех этих людей (как бы в отпор совершающегося) молнии скрытого, разгорающегося огня. Пьер не смотрел вперед на поле сражения и не интересовался знать о том, что там делалось: он весь был поглощен в созерцание этого, все более и более разгорающегося огня, который точно так же (он чувствовал) разгорался и в его душе. (... ) Молоденький офицерик, еще больше разрумянившись, еще старательнее командовал солдатами. Солдаты подавали заряды, поворачивались, заряжали и делали свое дело с напряженным щегольством. Они на ходу подпрыгивали, как на пружинах. " АДСКИЙ ОГОНЬ" Наполеон в этой битве впервые за пятнадцать лет своей военной карьеры столкнулся с феноменом ярости русских. Половина армии была уничтожена, но цель битвы – пройти к Москве – была не достигнута, потому что утомленные восьмичасовым боем русские, по словам адъютантов Наполеона, " держатся на своих местах и производят адский огонь, от которого тает французское войско". Войска были те же, генералы те же, те же были приготовления, та же диспозиция, та же прокламация короткая и энергическая, он сам был тот же, он это знал, он знал, что он был даже гораздо опытнее и искуснее теперь, чем он был прежде, даже враг был тот же, как под Аустерлицем и Фридландом; но страшный размах руки падал волшебно-бессильно". Благородной яростью пропитано каждое слово чеканной авторской речи, подводящей итог этого эпохального сражения, которое более двухсот лет не меркнет в народной памяти. " Не та победа, которая определяется подхваченными кусками материи на палках, называемых знаменами, и тем пространством, на котором стояли и стоят войска, – а победа нравственная, та, которая убеждает противника в нравственном превосходстве своего врага и в своем бессилии, была одержана русскими под Бородиным. (... ) Прямым следствием Бородинского сражения было беспричинное бегство Наполеона из Москвы, возвращение по старой Смоленской дороге, погибель пятисоттысячного нашествия и погибель наполеоновской Франции, на которую в первый раз под Бородиным была наложена рука сильнейшего духом противника". РАБОТА С ЯРОСТЬЮ В ПСИХОТЕРАПИИ Ярость бывает конструктивная (то есть безопасная для окружающих, например, горячее отстаивание своей точки зрения) и деструктивная (опасная, находящая выражение в насилии). Последняя приносит проблемы как окружающим, так и человеку, не способному контролировать свою ярость. Ярость – близкий к крайнему вариант злости на следующей шкале: недовольство, обида, раздражение, возмущение, злость, гнев, ярость, бешенство. Чем ниже интенсивность этого чувства, тем длительнее время ее переживания, и наоборот. То есть ярость – кратковременное чувство, обладающее большой разрушительной силой. По мере освобождения от накопленных подавленных чувств клиенту необходимо перевести ярость в конструктивное русло, то есть в социально приемлемую форму выражения. Для этого ему следует в профилактических целях научиться отслеживать начинающуюся злость на этапе недовольства, не допуская ее трансформации до последних уровней по шкале злости, и научиться выражать ее вербально, в виде трехчастного высказывания. Д. Шмаринов " Пьер на батарее Раевского" (1953).
|
|||
|