|
|||
(ISO 45001:2018, IDT) 4 страницаА. 4. 3 Определение области применения системы менеджмента ОЗБТ Организация обладает свободой и гибкостью при определении границ и применимости системы менеджмен- Доверие к системе менеджмента ОЗБТ организации будет зависеть от выбора границ системы. Область при- А. 4. 4 Система менеджмента ОЗБТ Организация сохраняет за собой полномочия, ответственность и самостоятельность в решении, каким обра- a) разработает один или болев процессов для обеспечения уверенности в том. что они управляются и вы- b) интегрирует требования системы менеджмента ОЗБТ в различные бизнес-процессы (например, проекти- Если данный стандарт внедряется в какой-то (каких-то) олределенной(ых) части(ях) организации, полити- А. 5 Лидерство и участие работников АЗЛ Лидерство и приверженность Лидерство и приверженность, включая осведомленность, способность реагировать, активную поддержку и Корпоративная культура, которая служит фундаментом для системы менеджмента ОЗБТ организации, в А. 5. 2 Политика в области ОЗБТ Политика в области ОЗБТ представляет собой набор принципов, изложенных как обязательства, которыми Эти обязательства затем находят свое отражение в процессах, установленных организацией, чтобы гаранти- Глагол «минимизировать» используется в отношении рисков в области ОЗБТ для определения устремлений При разработке политики в области ОЗБТ организации следует учитывать вопрос ее координации с другими А. 5. 3 Функции, ответственность и полномочия в организации Лицам, включенным в область действия системы менеджмента ОЗБТ. следует четко понимать свою роль, Притом что высшее руководство обладает общей ответственностью и полномочиями для системы менед- Высшее руководство несет ответственность перед органами управления организации, органами власти и пе- Работникам следует дать полномочия для сообщения об опасных ситуациях и принятии мер. Им следует Конкретные полномочия и ответственность, указанные в 5. 3. могут быть назначены отдельному лицу, не- А. 5. 4 Консультации и участие работников Консультации и участие работников и. при наличии, представителей работников могут быть ключевыми фак- Консугътации предполагают двустороннее общение в рамках диалога и обмена мнениями. Консультации Участив работников дает им возможность внести свой вклад в принятие решений по мерам обеспечения Обратная связь в отношении системы менеджмента ОЗБТ зависит от участия работников. Организации сле- Передача предложений может быть более результативной, если работники не будут бояться угрозы увольне- А. 6 Планирование А. 6. 1 Действия в отношении рисков и возможностей А. 6. 1. 1 Общие положения Планирование — эго не единичное событие, а постоянный процесс, заранее оценивающий изменяющиеся Нежелательные эффекты могут включать в себя производственные травмы и ущерб здоровью, невыполне- Планирование рассматривается как единое целое взаимосвязи и взаимоотношения между видами деятель- Возможности в области ОЗБТ предполагают выявление опасностей, способы оповещения о них. а также ана- Примеры возможностей для улучшения показателей в области ОЗБТ: a) проведение инспекций и аудита: b) анализ опасностей, связанных с работой (анализ безопасности работ), и оценки, связанные с рабочими c) улучшение показателей в области ОЗБТ за счет снижения монотонности работы или облегчения работы с d) выдача разрешений на работу и иные методы санкционирования и контроля: e) расследования инцидентов и несоответствий и корректирующие действия: f) оценка эргономики и иных факторов, способствующих предупреждению травм. Примеры других возможностей для улучшения показателей в области ОЗБТ: • включение требований к ОЗБТ на самой ранней стадии жизненного цикла объектов, оборудования или • включение требований к ОЗБТ на самой ранней стадии планирования процессов перемещения объектов, • использование новых технологий для улучшения показателей в области ОЗБТ: • улучшение культуры в области ОЗБТ. например за счет расширения компетентности а вопросах ОЗБТ за • повышение очевидности поддержки высшим руководством системы менеджмента ОЗБТ; • улучшение лроцесса(ов) расследования инцидентов: • улучшение процесса(оа) консультаций и участия работников: • сравнительный анализ, включая рассмотрение как собственной деятельности организации а прошлом, так • сотрудничество на форумах, которые ориентированы на темы, связанные с ОЗБТ. А. 6. 1. 2 Идентификация опасностей и оценка рисков и возможностей А. 6. 1. 2. 1 Идентификация опасностей Постоянная упреждающая идентификация опасностей начинается на стадии концептуагъного проектирова- Несмотря на то что настоящий стандарт не затрагивает вопросов безопасности продукции (т. е. безопасности Процесс идентификации опасностей помогает организации распознавать и понимать опасности на рабочем Опасности могут быть физические, химические, биологические, психологические, механические, электриче- Перечень опасностей, приведенный в 6. 1. 2. 1, не является исчерпывающим. Примечание — Нумерация перечислений a)—f). приведенных в настоящем пункте, не соответствует в Процесс(ы) идентификации опасностей в организации должен (должны) учитывать: a) стандартные и нестандартные операции и ситуации: 1) стандартные операции и ситуации, создающие опасности в ходе ежедневно выполняемых работ и 2) нестандартные операции и ситуации, возникающие случайно и незапланированно: 3) краткосрочные и длительные работы, создающие различные опасности: b) человеческие факторы: 1) связанные с возможностями человека, ограничениями и иными характеристиками: 2) информация, которой следует обеспечить инструменты, оборудование, системы, работу и среду 3) должны учитываться три аспекта: деятельность, работник и организация, и то, каким образом они c) новые или изменившиеся опасности: 1) могут возникать при ухудшении, изменении, адаптации или развитии рабочих процессов в результа- 2) понимание того, как реально выполняется работа (например, наблюдение и обсуждение опасно- d) возможные аварийные ситуации: 1) незапланированные и неожиданные ситуации, которые требуют немедленной реакции (например, 2) такие ситуации, как массовые беспорядки в месте, где работники выполняют порученные работы, e) людей: 1) находящихся в непосредственной близости от рабочего места, на которых может влиять деятель- 2) работники на местах, не контролируемых непосредственно организацией, например мобильные ра- 3) надомные работники или те. кто работает в одиночку; () изменения в знаниях и информации об опасностях: 1) источниками знаний, информации и нового понимания опасностей могут быгь опубликованная ли- 2) эти источники могут давать новую информацию об опасностях и рисках в сфере ОЗБТ. А. 6. 1. 2. 2 Оценка рисков в области ОЗБТ и других рисков системы менеджмента ОЗБТ Организация может использовать различные методы для оценки рисков в области ОЗБТ в рамках общей Другие риски для системы менеджмента ОЗБТ также следует оценивать, используя соответствующие Процессы оценки рисков для системы менеджмента ОЗБТ должны учитывать повседневные операции и ре- А. 6. 1. 2. 3 Оценка возможностей в области ОЗБТ и других возможностей системы менеджмента ОЗБТ Процесс оценки должен учитывать выявленные возможности в области ОЗБТ и другие возможности, их пре- А. 6. 1. 3 Определение законодательных и иных требований a) Законодательные требования могут включать в себя: 1) законодательство (национальное, региональное или международное), в том числе нормативно- 2) указы и директивы; 3) предписания, выпушенные надзорными органами: 4) разрешения, лицензии и другие формы разрешитегъных документов; 5) решения судов или административных трибуналов: 6) договоры, соглашения, протоколы: 7) коллективные трудовые договоры. b) Иные требования могут включать в себя: 1) требования организации; 2) условия договоров; 3) соглашения о найме сотрудника: 4) соглашения с заинтересованными сторонами: 5) соглашения с органами здравоохранения: 6) стандарты рекомендательного характера, консенсусные стандарты и руководства; 7) добровольные принципы, своды правил, технические спецификации, регламенты; В) общественные обязательства организации или ее головной организации. А. 6. 1. 4 Планирование действий Планируемые меры в первую очередь должны управляться посредством системы менеджмента ОЗБТ и Если при оценке рисков была установлена необходимость средств управления, в ходе планирования де- Действия по обработке рисков и реализации возможностей должны также рассматриваться в рамках управ- А. 6. 2 Цели в области ОЗБТ и планирование их достижения А. 6. 2. 1 Цели в области ОЗБТ Цели устанавливаются для поддержания и улучшения показателей в области ОЗБТ. Цели должны быть свя- Цели в области ОЗБТ могут быть объединены с другими бизнес-целями и должны быть установлены на a) стратегические цели могут быть установлены для улучшения общей результативности системы менед- b) тактические цели могут быть установлены на уровне объекта, проекта или процесса (например, снизить c) оперативные цели могут быть установлены на уровне операции (например, закрытие кожухом конкретных Измерение целей в области ОЗБТ может быть количественным или качественным. Качественные показате- А. б. 2. 2 Планирование достижения целей в области ОЗБТ Организация может планировать достижение целей как каждой в отдельности, так и всех вместе. Планы Организации должна оценить необходимые для достижения этих целей ресурсы (финансовые, человече- Где это практически целесообразно, каждая цель должна быть связана с показателем, который может быть А. 7 Средства обеспечения А. 7. 1 Ресурсы Примеры ресурсов включают в себя, например, персонал, природные ресурсы, инфраструктуру, технологию Примеры инфраструктуры включают в себя, например, здания организации, механизмы, оборудование, си- А. 7. 2 Компетентность В компетентность работников следует включать знания и навыки, необходимые для соответствующей иден- При определении компетентности для каждой роли в организации следует принять во внимание следующие a) образование, подготовку, квалификацию и опыт, необходимые для выполнения обязанностей, и перепод- b) рабочую среду; c) предупреждающие действия и средства управления, определение в результате процеоса(ов) оценки рисков; d) требования, применимые к системе менеджмента ОЗБТ; e) законодательные и иные требования; f) политику в области ОЗБТ; д) потенциальные последствия соответствия и несоответствия, включая влияние на ОЗБТ; h) ценность участия работников в системе менеджмента ОЗБТ. основанную на их знаниях и навыках: i) функции и ответственности, связанные с этими должностями: j) личные возможности, включая опыт, владение языками, грамотность и культурные различия; k) соответствующее поддержание компетентности, продиктованное изменением среды или работы. Работники могут содействовать организации в определении компетентностей, необходимых для выполнения Работники должны обладать достаточной компетентностью для самостоятельного выхода из ситуаций, пред- Работники, насколько это применимо, должны также проходить подготовку, необходимую им для результа- Во многих странах предоставление бесплатной подготовки для работников является законодательным тре- А. 7. 3 Осведомленность Наряду с работниками {особенно временными работниками) подрядчики, посетители и другие стороны долж- А. 7. 4 Обмен информацией Процеос(ы) обмена информацией, разработанный(ые) организацией, должен (должны) обеспечивать сбор, А. 7. 5 Документированная информация Важно сохранять сложность документированной информации на минимальном уровне, способном обеспе- Это должно относиться и к документированной информации, связанной с планированием выполнения за- Действия, описанные в 7. 5. 3. в частности, направлены на предупреждение риска непреднамеренного при- Примеры конфиденциальной информации включают в себя персональные и медшинские данные. А. 8 Функционирование А. 8. 1 Оперативное планирование и управление А. 8. 1. 1 Общие положения Оперативное планирование и управление процессами необходимо разрабатывать и внедрять по мере не- Примерами операционного управления процессами служат: a) применение процедур и порядка работ; b) обеспечение компетентности работников; c) разработка программ ппаноео-предулредительных ремонтных работ и инспекций: d) спецификации для закупаемых товаров и услуг; e) применение законодательных и иных требований или инструкций производителей оборудования; f) технические и административные средства управления: д) адаптация рабочего процесса, например, посредством: 1) определения или пересмотра того, как он организован: 2) проведения вводного инструктажа для новых сотрудников: 3) определения или пересмотра процессов и рабочей среды: 4) применения эргономических подходов при проектировании новых или модификации существующих А. 8. 1. 2 Устранение опасностей и снижение рисков в области ОЗБТ Иерархия средств управления предназначена для обеспечения системного подхода к улучшению ОЗБТ. Далее приведены примеры для иллюстрации мер. которые могут быть внедрены на каждом уровне. a) Устранение: исключение опасности; прекращение применения опасных химических веществ; применение b) Замена: замена чего-либо опасного на менее опасное: переход на ответы на претензии потребителей в c) Технические средства управления, реорганизация работы или и то и другое: изолирование людей от опас- d) Административные средства управления, включая обучение: проведение периодических инспекций без- e) Средства индивидуальной защиты (СИЗ): обеспечение соответствующими СИЗ. включая одежду и ин- А. 8. 1. 3 УНравление изменениями Цель процесса управления изменениями состоит в улучшении охраны здоровья и безопасности труда на ра- А. 8. 1. 4 Закупки А. 8. 1. 4. 1 Общие положения Процесс(ы) закупок должен (должны) использоваться для определения, оценки и устранения опасностей и Процесс(ы) закупок организации должен (должны) предусматривать требования, относящиеся, например. к Организации следует подтверждать, что оборудование, установки и материалы являются безопасными для a) оборудование поставлено в соответствии со спецификацией и прошло испытания, обеспечивающие над-
|
|||
|