Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





(ISO 45001:2018, IDT) 1 страница



 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО

ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

         
 

СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА БЕЗОПАСНОСТИ
ТРУДА И ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ

Требования и руководство по применению

(ISO 45001: 2018, IDT)

Издание официальное

Москва
Стандартинформ
2020


Предисловие

1 ПОДГОТОВЛЕН Ассоциацией по сертификации «Русский Регистр» (Ассоциация «Русский
Регистр») на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указан-
ного в пункте 4

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 076 «Системы менеджмента»

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому
регулированию и метрологии от 28 августа 2020 г. № 581-ст

4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 45001: 2018 «Системы ме-
неджмента безопасности труда и охраны здоровья. Требования и руководство по применению»
(ISO 45001: 2018 «Occupational health and safety management systems — Requirements with guidance for
use». IDT)

5 ВЗАМЕН ГОСТ P 54934—2012/OHSAS 18001: 2007

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона
от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». Информация об изме-
нениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего
года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст измене-
ний и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В слу-
чае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление
будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Националь-
ные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также
в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агент-
ства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www. gost. ru)

© ISO. 2018 — Все права сохраняются

© Стацдартинформ. оформление. 2020

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и рас-
пространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническо-
му регулированию и метрологии


Содержание

1 Область применения................................................................................................................................................................... 1

2 Нормативные ссылки................................................................................................................................................................ 2

3 Термины и определения.......................................................................................................................................................... 2

4 Среда организации.................................................................................................................................................................... 7

4. 1 Понимание организации и ее среды............................................................................................................................ 7

4. 2 Понимание потребностей и ожиданий работников и других заинтересованных сторон......................... 7

4. 3 Определение области применения системы менеджмента ОЗБТ.................................................................. 7

4. 4 Система менеджмента ОЗБТ......................................................................................................................................... 7

5 Лидерство и участие работников............................................................................................................................................ (

5. 1 Лидерство и приверженность........................................................................................................................................ 7

5. 2 Политика в области ОЗБТ.............................................................................................................................................. 8

5. 3 Функции, ответственность и полномочия в организации..................................................................................... 8

5. 4 Консультации и участие работников........................................................................................................................... 8

6 Планирование.............................................................................................................................................................................. 9

6. 1 Действия в отношении рисков и возможностей....................................................................................................... 9

6. 2 Цели в области ОЗБТ и планирование их достижения...................................................................................... 11

7 Средства обеспечения.......................................................................................................................................................... 12

7. 1 Ресурсы................................................................................................................................................................................ 12

7. 2 Компетентность................................................................................................................................................................ 12

7. 3 Осведомленность............................................................................................................................................................ 12

7. 4 Обмен информацией...................................................................................................................................................... 12

7. 5 Документированная информация.............................................................................................................................. 13

8 Функционирование.................................................................................................................................................................... 14

8. 1 Оперативное планирование и управление.............................................................................................................. 14

8. 2 Готовность к аварийным ситуациям и реагирование на них............................................................................ 15

9 Оценка результатов деятельности.................................................................................................................................... 15

9. 1 Мониторинг, измерение, анализ и оценка................................................................................................................ 15

9. 2 Внутренний аудит............................................................................................................................................................. 16

9. 3 Анализ со стороны руководства............................................................................................................................... 16

10 Улучшение................................................................................................................................................................................ 17

10. 1 Общие положения....................................................................................................................................................... 17

10. 2 Инцидент, несоответствие и корректирующее действие............................................................................. 17

10. 3 Постоянное улучшение............................................................................................................................................ 18

Приложение А (справочное) Руководство по применению настоящего стандарта................................................ 19

Алфавитный указатель терминов............................................................................................................................................. 30

Библиография.................................................................................................................................................................................. 31


Введение

0. 1 Общие сведения

Организация несет ответственность за здоровье и безопасность своих работников и тех. на кого
так или иначе влияет деятельность организации. Эта ответственность распространяется на поддержа-
ние и защиту их физического и умственного здоровья.

Применение системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья (ОЗБТ) нацелено на
то. чтобы дать возможность организации обеспечить безопасные в плане здоровья и условий труда
рабочие места, предотвратить производственные травмы и ущерб, а также постоянно улучшать пока-
затели в области ОЗБТ.

0. 2 Цель системы менеджмента ОЗБТ

Назначение системы менеджмента ОЗБТ состоит в том, чтобы обеспечить среду для управления
рисками и возможностями в области ОЗБТ Целью и ожидаемыми результатами системы менеджмен-
та ОЗБТ являются предотвращение травм и ущерба для здоровья сотрудников, а также обеспечение
безопасных в плане здоровья и условий труда рабочих мест; соответственно, крайне важно для орга-
низации исключить или минимизировать риски в области ОЗБТ за счет принятия результативных преду-
преждающих и защитных мер.

При осуществлении таких мер организацией в рамках ее системы менеджмента ОЗБТ улучша-
ются ее показатели в области ОЗБТ Система менеджмента ОЗБТ может быть гораздо результативнее
и эффективнее, если заранее предпринимать действия по реализации возможностей для улучшения
показателей в области ОЗБТ.

Внедрение системы менеджмента ОЗБТ. соответствующей настоящему стандарту, позволит орга-
низации управлять рисками в области ОЗБТ и улучшать показатели в области ОЗБТ. Система менед-
жмента ОЗБТ может помочь организации выполнять законодательные и иные требования.

0. 3 Факторы успеха

Внедрение системы менеджмента ОЗБТ является стратегическим и оперативным решением для
организации. Успех системы менеджмента ОЗБТ зависит от лидерства, обязательств и участия на всех
уровнях и от взаимодействия всех функций организации.

Реализация и поддержание системы менеджмента ОЗБТ. ее результативность и способность до-
стигать ожидаемых результатов зависят от определенного числа ключевых факторов, которые могут
включать в себя следующее:

a) лидерство, приверженность, ответственность и подотчетность высшего руководства:

b) формирование, продвижение и поощрение высшим руководством в организации корпоративной
культуры, которая обеспечивает поддержку запланированных результатов системы менеджмента ОЗБТ;

c) обмен информацией:

d) консультации и участие работников и представителей работников при их наличии:

e) выделение необходимых ресурсов для обеспечения системы;

f) политики в области ОЗБТ. которые согласованы с общими стратегическими целями и направле-
нием развития организации;

д) результативный(ые) процесс(ы) идентификации опасностей, управления рисками в области
ОЗБТ и реализации возможностей в области ОЗБТ;

h) постоянную оценку и мониторинг показателей системы менеджмента ОЗБТ с цепью их улучшения;

О интеграцию системы ОЗБТ в бизнес-процессы организации;

j) цели в области ОЗБТ. которые согласованы с политиками в области ОЗБТ и учитывают опас-
ности. риски и возможности в области ОЗБТ, существующие в организации;

k) соответствие законодательным и иным требованиям.

Успешное внедрение положений настоящего стандарта может быть использовано организацией,
чтобы дать работникам и другим заинтересованным сторонам уверенность в том. что результативная
система менеджмента ОЗБТ внедрена. Принятие настоящего стандарта, однако, не дает само по себе
гарантии предупреждения производственных травм и ухудшения здоровья работников, обеспечения без-
опасных в плане здоровья и условий труда рабочих мест, а также улучшения показателей в области ОЗБТ.

Уровень детализации, сложность, объем документированной информации и необходимых ресур-
сов для гарантии успеха системы менеджмента ОЗБТ организации будут зависеть от определенного
числа факторов, таких как;

- среда организации (например, число работников, размер, географическое расположение, кор-
поративная культура, законодательные и иные требования);

• область применения системы менеджмента ОЗБТ организации;

• характер деятельности организации и связанных с ней рисков в области ОЗБТ.

0. 4 Цикл «Планируй — Делай — Проверяй — Действуй» (РОСА)

Основу подхода к системе менеджмента ОЗБТ. реализуемого в настоящем стандарте, составляет
концепция цикла «Планируй — Делай — Проверяй — Действуй» (PDCA).

Концепция PDCA заключается в повторяющемся процессе, применяемом организацией для до*
стижения постоянного улучшения. Она может применяться к системе менеджмента в целом и к каждо-
му отдельному элементу следующим образом:

a) Планируй: выявлять и оценивать риски и возможности в области ОЗБТ. а также иные риски и
возможности, устанавливать цели в области ОЗБТ и процессы, необходимые для получения результа*
тов в соответствии с политикой ОЗБТ;

b) Делай: выполнять процессы, как запланировано;

c) Проверяй: вести мониторинг и измерять результаты деятельности и процессов с учетом поли*
тики и целей в области ОЗБТ. а также сообщать о результатах;

d) Действуй: предпринимать действия для постоянного улучшения показателей в области ОЗБТ.
чтобы достичь ожидаемых результатов.

Структура настоящего стандарта основывается на концепции цикла PDCA. как показано на рисунке 1.

Кжтеакт оргштзацми

Примечание — Числа, указанные в скобках, представляют собой ссылки на соответствующие разделы
настоящего стандарта.

Рисунок 1 — Связь цикла PDCA и структуры настоящего стандарта

0. 5 Содержание настоящего стандарта

Настоящий стандарт соответствует требованиям ИСО х стандартам на системы менеджмента.
Эти требования включают в себя структуру высокого уровня, идентичный основной текст и общие тер-
мины с основными определениями, ориентированные на пользователей, внедряющих несколько стан-
дартов ИСО на системы менеджмента.

Настоящий стандарт не содержит требований, специфичных для других объектов управления, на-
пример качества, социальной ответственности, экологии, безопасности или финансов, но его элементы
могут быть согласованы или объединены с элементами других систем менеджмента.

Настоящий стандарт содержит требования, которые могут быть использованы организацией для
внедрения системы менеджмента ОЗБТ и оценки соответствия. Организация, которая хочет продемон-
стрировать соответствие настоящему стандарту, может сделать это посредством:

- проведения самооценки или самодекларации;

- обращения за подтверждением соответствия к сторонам, заинтересованным в организации, на-
пример потребителям;

- обращения за подтверждением результатов самодекларации к внешним сторонам;

- сертификации/регистрации ее системы менеджмента ОЗБТ внешней организацией.

Разделы 1—3 определяют область применения, нормативные ссылки, термины и определения,
которые используются в настоящем стандарте, а разделы 4—10 содержат требования, которые должны
быть использованы для оценки соответствия настоящему стандарту. Приложение А предоставляет по-
яснения этих требований. Термины и определения, приведенные в разделе 3. расположены в семанти-
ческом порядке, а алфавитный перечень приведен в конце настоящего стандарта.

В настоящем стандарте используются следующие глагольные формы:

a) «должен» указывает на требование;

b) «следует» указывает на рекомендацию;

c) «могло бы» указывает на разрешение;

d) «может» указывает на возможность или способность.

Информация, оформленная как «примечание», приведена для понимания или разъяснения соот-
ветствующего требования. Примечания к определению, приведенные в разделе 3. содержат дополни-
тельную информацию, которая дает более подробные сведения о термине и может описывать условия,
относящиеся к его применению.


ГОСТ Р ИСО 45001—2020

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА И ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ
Требования и руководство по применению

Occupational health and safety management systems. Requirements with guidance for use

Дата введения — 2021—04—01

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает требования к системе менеджмента безопасности труда и
охраны здоровья (ОЗБТ) и содержит руководства по их применению в целях возможного обеспечения
организацией безопасных и благоприятных условий труда и предотвращения производственных травм
и ущерба для здоровья, а также принятия предупреждающих мер по улучшению показателей в обла-
сти ОЗБТ.

Настоящий стандарт применим к любой организации, которая планирует разработать, вне-
дрить и поддерживать систему менеджмента ОЗБТ для улучшения состояния в сфере охраны здоро-
вья и безопасности труда, исключения опасностей и минимизации рисков в области ОЗБТ (включая
«слабые места» системы), реализации возможностей в сфере ОЗБТ, а также принятия мер в от-
ношении несоответствий требованиям системы менеджмента ОЗБТ. связанных с деятельностью
организации.

Соблюдение требований настоящего стандарта помогает организации достигать ожидаемых от
ее системы менеджмента ОЗБТ результатов. В соответствии с политикой организации в области ОЗБТ
ожидаемые результаты в области ОЗБТ включают в себя:

a) постоянное улучшение показателей в области ОЗБТ;

b) выполнение законодательных и иных требований;

c) достижение целей в области ОЗБТ.

Настоящий стандарт предназначен для применения в любой организации, независимо от ее
размера, типа и видов деятельности. Стандарт применяется к рискам в области ОЗБТ. находящимся
под управлением организации, принимая во внимание такие факторы, как среда, в которой функци-
онирует организация, а также потребности и ожидания ее работников и других заинтересованных
сторон.

Настоящий стандарт не устанавливает специфичных критериев для показателей ОЗБТ и требова-
ний относительно структуры системы менеджмента ОЗБТ.

Настоящий стандарт дает возможность организации посредством ее системы менеджмента ОЗБТ
интегрировать другие аспекты, касающиеся охраны здоровья и безопасности труда, такие как здоро-
вье/хорошее самочувствие работника.

Настоящий стандарт не рассматривает такие вопросы, как безопасность продукции, повреждение
собственности или воздействие на окружающую среду вне рисков, которые они представляют для ра-
ботников и других соответствующих заинтересованных сторон.

Настоящий стандарт может быть применим в целом или частично для систематического улучше-
ния менеджмента в сфере охраны здоровья и безопасности труда. Однако заявления о соответствии
настоящему стандарту неприемлемы до тех пор. пока все его требования не реализованы в рамках
системы менеджмента ОЗБТ организации и выполняются без исключений.

Издание официальное


2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте нормативные ссылки отсутствуют.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями.

ИСО и МЭК поддерживают терминологические базы данных для применения в сфере стандарти-
зации по следующим адресам:

- платформа онлайн-просмотра ИСО доступна по ссылке: https: //www. iso. org/obp;

- Электропедия МЭК доступна по ссылке: http: //www. electropedia. org/.

3. 1 организация (organization): Лицо или группа лиц. обладающая своими собственными функци-
ями с обязанностями, полномочиями и взаимосвязями для достижения своих целей (3. 16).

Примечания

1 Термин «организация» включает в себя, но не ограничивается. следующие примеры: индивидуальный
предприниматель, компания, корпорация, фирма, предприятие, орган власти, товарищество, благотворительная
организация или учреждение, часть или комбинация всего перечисленного, имеющие или не имеющие статус юри-
дического лица, государственные или частные.

2 Термин является одним из числа общих терминов и определений для стандартов ИСО на системы менед-
жмента. приведенных в приложении SL к сводным дополнениям ИСО Директив ИСО/МЭК. часть 1.

32 заинтересованная сторона (предпочтительный термин), стейкхолдер (допустимый термин)
(interested party, stakeholder): Лицо или организация (3. 1) которые могут воздействовать на осущест-
вление деятельности или принятие решения, быть подверженными их воздействию или воспринимать
себя в качестве последних.

Примечание — Термин является одним из числа общих терминов и определений для стандартов
ИСО на системы менеджмента, приведенных в приложении SL к сводным дополнениям ИСО Директив ИСО/МЭК.
часть 1.

3. 3 работник (worker): Лицо, выполняющее работу или должностные обязанности под управле-
нием организации (3. 1).

Примечания

1 Лица, выполняющие работу или свои должностные обязанности в рамках различных соглашений, с опла-
той или без оплаты, например на постоянной основе или временно, периодически или сезонно, от случая к случаю
или на основе частичной занятости.

2 Термин «работник» включает в себя высшее руководство (3. 12). руководителей других уровней и рядовых
работников.

3 Работа или должностные обязанности, осуществляемые под управлением организации, могут выполнять-
ся работниками самой организации, работниками внешних поставщиков, подрядчиками, физическими лицами, ра-
ботниками. предоставленными агентствами, а также другими лицами в том объеме, в котором организация контро-
лирует их работу или должностные обязанности в соответствии со средой организации.

3. 4 участие (participation): Вовлечение в процесс принятия решений.

Примечание — Участие включает в себя привлечение комитетов по охране здоровья и безопасности
труда, а также представителей работников при их наличии.

3. 5 консультация (consultation): Выявление точек зрения перед принятием решения.

Примечание — Консультация включает в себя привлечение комитетов по охране здоровья и безопас-
ности труда, а также представителей работников при их наличии.

3. 6 рабочее место (workplace): Место, находящееся под контролем организации (3. 1), оборудо-
ванное для выполнения работы.

Примечание — Ответственность организации в рамках системы менеджмента ОЗБТ (3. 11) в отношении
рабочего места зависит от степени контроля над ним.

3. 7 подрядчик (contractor): Внешняя организация (3. 1), предоставляющая услуги организации в
соответствии с согласованными требованиями, сроками и условиями.

Примечание — Услуги могут таюке включать в себя строительные работы.

3. 8 требование (requirement): Потребность или ожидание, которое установлено, обычно предпо-
лагается или является обязательным.

Примечания

1 «Обычно предполагается» означает, что это специфическая или общепринятая практика для организации
(3. 1) и заинтересованных сторон (3. 2), когда рассматриваемые потребности или ожидания предполагаются.

2 Установленным требованием является такое требование, которое определено, например, в документиро-
ванной информации (3. 24).

3 Термин является одним из числа общих терминов и определений для стандартов ИСО на системы менед-
жмента. приведенных в приложении SL к сводным дополнениям ИСО Директив ИСО/МЭК. часть 1.

3. 9 законодательные и иные требования (legal requirements and other requirements): Законо-
дательные требования, которым организация (3. 1) должна соответствовать, и иные требования (3. 8).
которые организация должна выполнять или выбрала сама для выполнения.

Примечания

1 В целях настоящего стандарта законодательные и иные требования является требованиями, существен-
ными для системы менеджмента ОЗБТ (3. 11).

2 Законодательные и иные требования включают в себя положения в коллективных договорах.

3 Законодательные и иные требования включают в себя требования, которые определяют лиц. являющихся
представителями работников (3. 3) в соответствии с законодательными и нормативными актами, коллективньши
договорами и принятой практикой.

3. 10 система менеджмента (management system): Совокупность взаимосвязанных или взаимо-
действующих элементов организации (3. 1) для разработки политик (3. 14), целей (3. 16) и процессов
(3. 25) для достижения этих целей.

Примечания

1 Система менеджмента может относиться к одному или нескольким аспектам деятельности.

2 Элементы систем менеджмента определяют структуру организации, роли и ответственность, планирова-
ние. функционирование, оценку и улучшение показателей.

3 Область применения системы менеджмента может охватывать всю организацию, определенные и иденти-
фицированные функции организации, определенные и идентифицированные части организации, одну или более
функций в группе организаций.

4 Термин является одним из числа общих терминов и определений для стандартов ИСО на системы ме-
неджмента. приведенных в приложении SL к сводным дополнениям ИСО Директив ИСО/МЭК. часть 1. Приме-
чание 2 к определению было модифицировано для разъяснения некоторых более широких элементов системы
менеджмента.

3. 11 система менеджмента охраны здоровья и безопасности труда; система менеджмента
ОЗБТ (occupational health and safety management system. OH& S management system): Система менед-
жмента (3. 10) или часть системы менеджмента, применяемая для выполнения политики ОЗБТ (3. 15).

Примечания

1 Ожидаемыми результатами системы менеджмента ОЗБТ являются предотвращение травм и ущерба для
здоровья (3. 18) работников (3. 3) и обеспечение в плане здоровья и условий труда рабочих мест (З. б).

2 Термин «охрана здоровья и безопасность труда» имеет то же значение, что и «безопасность труда и ох-
рана здоровья».

3. 12 высшее руководство (top management): Лицо или группа лиц, которая направляет и управ-
ляет организацией (3. 1) на высшем уровне.

Примечания

1 Высшее руководство обладает правом делегировать полномочия и обеспечивать ресурсами в пределах
организации при условии сохранения конечной ответственности за систему менеджмента ОЗБТ (3. 11).

2 Если область применения системы менеджмента (3. 10) охватывает только часть организацты. тогда тер-
мин «высшее руководство» относится к тем. кто управляет этой частью организации.

3 Термин является одним из числа общих терминов и определений для стандартов ИСО на системы менед-
жмента. приведенных в приложении SL к сводным дополнениям ИСО Директив ИСО/МЭК. часть 1. Примечание 1 к
определению было модифицировано для разьяснения ответственности высшего руководства в отношении систе-
мы менеджмента ОЗБТ.

3. 13 результативность (effectiveness): Степень реализации запланированной деятельности и
достижения запланированных результатов.

Примечание — Термин является одним из числа общих терминов и определений для стандартов ИСО на
системы менеджмента, приведенных в приложении SL к сводным дополнениям ИСО Директив ИСО/МЭК. часть 1.

3. 14 политика (policy): Намерения и направление развития организации (3. 1), официально сфор-
мулированные высшим руководством (3. 12).

Примечание — Термин является одним из числа общих терминов и определений для стандартов
ИСО на систем менеджмента, приведенных в приложении SL к сводным дополнениям ИСО Директив ИСО/МЭК.
часть 1.

3. 15 политика в области охраны здоровья и безопасности труда; политика в области ОЗБТ
(occupational health and safety policy. OH& S policy): Политика (3. 14) для предотвращения производствен-
ных травм и ущерба для здоровья (3. 18) работников (3. 3) и обеспечения безопасных в плане здоровья
и условий труда рабочих мест (3. 6).

3. 16 цель (objective): Результат, который должен быть достигнут.

Примечания

1 Цель может быть стратегической, тактической итм оперативной.

2 Цепи могут относиться к разным аспектам (такие как финансовые цели, цели в области здоровья и без-
опасности. экологии), а также применяться на разных уровнях [например, стратегическом, организации в целом,
проекта, продукции и процесса (3. 25)].



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.