|
|||
(ISO 45001:2018, IDT) 2 страница3 Цегъ может быть выражена разными способами, например в виде ожидаемого результата, намерения, 4 Термин является одним из числа общих терминов и определений для стандартов ИСО на системы менед- 3. 17 цель в области охраны здоровья и безопасности труда; цель в области ОЗБТ (occupational 3. 18 травма и ущерб здоровью (injury and ill health): Негативное влияние на физическое, психи- Примечания 1 Эти негативные влияния могут включать в себя профессиональное заболевание, болезнь и смерть. 2 Термин «травма и ущерб здоровью» подразумевает наличие травмы или ухудшения здоровья как 3. 19 опасность (hazard): Обстоятельство, которое может привести к получению травмы и ущербу Примечание — Опасности могут включать в себя ситуации, потенциально ведущие к причинению 3. 20 риск (risk): Влияние неопределенности. Примечания 1 Влияние выражается в отклонении от ожидаемого результата — позитивном или негативном. 2 Неопределенность является состоянием, связанным с недостатком, даже частично, информации, понима- 3 Риск часто определяют по отношению к потенциальным событиям (как определено в Руковод- 4 Риск часто выражается в терминах комбинации последствий события (включая изменения в обстоятель- 5 В настоящем стандарте при использовании термина «риски и возможности» подразумеваются риски (3. 21) 6 Термин является одним из числа общих терминов и определений для стандартов ИСО на системы менед- 3. 21 риск в области охраны здоровья и безопасности труда; риск вобласти ОЗБТ (occupational 3. 22 возможность в области охраны здоровья и безопасности труда; возможность в области 3. 23 компетентность (competence): Способность применять знания и навыки для достижения Примечание — Термин является одним из числа общих терминов и определений для стандартов ИСО 3. 24 документированная информация (documented information): Информация, которая должна Примечания 1 Документированная информация может быть любого формата и на любом носителе и может быть полу- 2 Документированная информация может относиться: a) к системе менеджмента (ЗЛО), включая соответствующие процессы (3. 25); b) информации, созданной для функционирования организации (документация); c) свидетельствам достигнутых результатов (записи). 3 Термин является одним из числа общих терминов и определений для стандартов ИСО на системы менед- 3. 25 процесс (process): Совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих видов деятель- Примечание — Термин является одним из числа общих терминов и определений для стандартов 3. 26 процедура (procedure): Установленный способ осуществления деятельности или процесса Примечание — Процедуры могут быть документированными или нет 3. 27 результаты деятельности (performance): Измеримый итог. Примечания 1 Результаты деятельности могут относиться к количественным и качественным полученным данным. Ре- 2 Результаты деятельности могут относиться к менеджменту деятельности, процессам (3. 25). продукции 3 Термин является одним из числа общих терминов и определений для стандартов ИСО на системы менед- 3. 28 показатель деятельности в области охраны здоровья и безопасности труда; показа- 3. 29 передать на аутсорсинг (глагол) (outsource): Заключение соглашения, в соответствии с ко- Примечания 1 Внешняя организация не входит в область применения системы менеджмента (3. 10). хотя переданная 2 Термин является одним из числа общих терминов и определений для стандартов ИСО на системы менед- 3. 30 мониторинг (monitoring): Определение статуса системы, процесса (3. 25) или деятельности. Примечания 1 Для определения статуса может возникнуть необходимость проверки или критического наблюдения. 2 Термин является одним из числа общих терминов и определений для стандартов ИСО на системы менед- 3. 31 измерение (measurement): Процесс (3. 25) определения величины. Примечание — Термин является одним из числа общих терминов и определений для стандартов ИСО на 3. 32 аудит (audit): Систематический, независимый и документируемый процесс (3. 25) получения Примечания 1 Аудит может быть внутренним (аудит, проводимый первой стороной) или внешним (аудит, проводи- 2 Внутренний аудит проводится самой организацией (3. 1) или внешней стороной от ее имени. 3 Термины «свидетельства аудита» и «критерии аудита» определены в ИСО 19011. 4 Термин является одним из числа общих терминов и определений для стандартов ИСО на системы менед- 3. 33 соответствие (conformity): Выполнение требования (3. 8). Примечание — Термин является одним из числа общих терминов и определений для стандартов ИСО на 3. 34 несоответствие (nonconformity): Невыполнение требования (3. 8). Примечания 1 Несоответствие относится к требованиям настоящего стандарта и дополнительным требованиям системы 2 Термин является одним из числа общих терминов и определений для стандартов ИСО на системы менед- 3. 35 инцидент (incident): Событие, возникающее в связи или в процессе работы, которое может Примечания 1 Инцидент, приведший к травме и ущербу для здоровья, в некоторых случаях называется «несчастный 2 Инцидент, не приведший я травме и ущербу для здоровья, но который мог привести к ним. называется 3 Несмотря на то что с инцидентом может быть связано одно или более несоответствий (3. 34). инцидент З. Зв корректирующее действие (corrective action): Действие, предпринятое для устранения Примечание — Термин является одним из числа общих терминов и определений для стандартов 3. 37 постоянное улучшение (continual improvement): Повторяющаяся деятельность по улучше- Примечания 1 Улучшение функционирования относится к использованию системы менеджмента ОЗБТ (3. 11) для улучше- 2 Термин «постоянное» не подразумевает непрерывность, поэтому деятельность не обязательно должна 3 Термин является одним из числа общих терминов и определений для стандартов ИСО на системы менед- 4 Среда организации 4. 1 Понимание организации и ее среды Организация должна определить внешние и внутренние факторы, относящиеся к ее цели и алия* 4. 2 Понимание потребностей и ожиданий работников и других заинтересованных сторон Организация должна определить: a) другие заинтересованные стороны, кроме работников, имеющие отношение к системе менед- b) соответствующие потребности и ожидания (т. е. требования) работников и других заинтересо- c) какие из этих потребностей и ожиданий стали или могли бы стать законодательными и иными 4. 3 Определение области применения системы менеджмента ОЗБТ Организация должна определить границы и применимость системы менеджмента ОЗБТ. чтобы При определении этой области организация должна: a) учесть внешние и внутренние факторы, приведенные в 4. 1; b) принять во внимание требования, приведенные в 4. 2; c) принять во внимание планируемые или осуществляемые меры, связанные с производством. Система менеджмента ОЗБТ должна включать в себя виды деятельности, продукцию и услуги в Область применения должна быть представлена как документированная информация. 4. 4 Система менеджмента ОЗБТ Организация должна установить, внедрить, поддерживать в рабочем состоянии и постоянно улуч- 5 Лидерство и участие работников 5. 1 Лидерство и приверженность Высшее руководство должно демонстрировать лидерство и приверженность в отношении систе- a) принятия общей ответственности за предупреждение производственных травм и ухудшения b) гарантии того, что политика в области ОЗБТ и связанные с ней цели в области ОЗБТ установ- c) обеспечения интеграции требований системы менеджмента ОЗБТ в бизнес-процессы органи- d) обеспечения наличия ресурсов, необходимых для разработки, внедрения, поддержания и e) информирования о важности результативного менеджмента ОЗБТ и соответствия требованиям 0 обеспечения того, что система менеджмента ОЗБТ достигает ожидаемых результатов; д) руководства и поддержки вклада персонала в результативность системы менеджмента ОЗБТ; h) обеспечения и поощрения постоянного улучшения; i) поощрения демонстрации лидерства на различных уровнях управления в границах установлен- j) создания, демонстрации личным примером и поощрения в организации корпоративной культу- k) защиты сотрудников от наказания при сообщении об инцидентах, опасностях, рисках и возмож- 0 обеспечения организацией разработки и внедрения процесса(ов) консультаций и участия со- т) поддержки в учреждении и функционировании комитетов по охране здоровья и безопасности Примечание — Термин «бизнес» в настоящем стандарте может интерпретироваться широко, обозна- 5. 2 Политика в области ОЗБТ Высшее руководство должно разработать, внедрить и поддерживать политику в области ОЗБТ, a) включает в себя обязательство обеспечить безопасные и благоприятные условия труда для b) обеспечивает основу для установления целей в области ОЗБТ; c) включает обязательство выполнения законодательных и иных требований; d) включает обязательство исключать опасности и снижать риски в области ОЗБТ (см. 8. 1. 2); e) включает обязательство постоянного улучшения системы менеджмента ОЗБТ; f) включает обязательство консультаций с работниками и участия их и представителей работни- Политика в области ОЗБТ должна быть: - оформлена как документированная информация; - доведена до сведения работников организации; - доступна соответствующим заинтересованным сторонам по мере возможности; - актуальной и соответствующей. 5. 3 Функции, ответственность и полномочия в организации Высшее руководство должно гарантировать, что ответственность и полномочия для соответству- Примечание — Несмотря на то что ответственность и полномочия могут быть распределены, высшее Высшее руководство должно распределить ответственность и полномочия: a) для обеспечения соответствия системы менеджмента ОЗБТ требованиям настоящего стандарта; b) отчетности о функционировании системы менеджмента ОЗБТ высшему руководству. 5. 4 Консультации и участие работников Организация должна разработать, внедрить и поддерживать процесс(ы) консультаций с работ- Организация должна: a) предоставлять механизмы, время, подготовку и ресурсы, необходимые для консультаций и Примечание — Наличие представителей работников может быть таким механизмом для консультаций b) обеспечить своевременный доступ к четкой, понятной и актуальной информации о системе c) определить и устранить препятствия или барьеры для участия и минимизировать те из них. Примечание — Препятствия или барьеры могут включать в себя отсутствие ответной реакции на пред- d) акцентировать внимание на консультациях с рядовыми работниками по следующим вопросам: 1) определение потребностей и ожиданий заинтересованных сторон (см. 4. 2); 2) разработка политики в области ОЗБТ (см. 5. 2); 3) распределение организационных функций, ответственности и полномочий, насколько это 4) определение способа соответствия законодательным и другим требованиям (см. 6. 1. 3): 5) установление целей в области ОЗБТ и планирование их достижения (см. 6. 2); 6) определение применимых средств управления при аутсорсинге, закупках и для подряд* 7) определение потребностей, подлежащих мониторингу, измерению и оценке (см. 9. 1); 8) планирование, разработка, внедрение и управление программой(ами) аудита (см. 9. 2. 2); 9) обеспечение постоянного улучшения (см. 10. 3): e) акцентировать внимание на участии рядовых работников в следующем: 1) определении механизмов для их участия и консультаций с ними; 2) выявлении опасностей и оценке рисков и возможностей (см. 6. 1. 1. 6. 1. 2); 3) определении действий по исключению опасностей и снижению рисков в области ОЗБТ 4) выявлении требований к компетентности, потребностей в подготовке, в самой подготовке 5) определении потребностей, о которых необходимо информировать, и способов инфор- 6) определении средств управления и их результативного внедрения и применения 7) расследовании инцидентов и несоответствий и определении корректирующих действий Примечания 1 Положение, подчеркивающее необходимость консультаций и участия рядовых работников, ориентировано 2 Признано, что бесплатное обучение работников и обучение в рабочее время, когда это возможно, могут 6 Планирование 6. 1 Действия в отношении рисков и возможностей 6. 1. 1 Общие положения При планировании системы менеджмента ОЗБТ организация должна принимать во внимание a) обеспечения уверенности в том. что система менеджмента ОЗБТ может достигать ожидаемых b) предотвращения или уменьшения нежелательных последствий; c) достижения постоянного улучшения. При определении рисков и возможностей для системы менеджмента ОЗБТ и ее ожидаемых ре- - опасности (см. 6. 1. 2. 1); * риски в области ОЗБТ и иные риски (см. 6. 1. 2. 2); - возможности в области ОЗБТ и иные возможности (см. 6. 1. 2. 3); - законодательные и иные требования (см. 6. 1. 3). При планировании процесса(ов) организация должна определять и оценивать риски и возможно- Организация должна поддерживать в рабочем состоянии документированную информацию. • о рисках и возможностях; • процессе(ах). необходимом(ых) для определения и действий в отношении рисков и воз- 6. 1. 2 Идентификация опасностей и оценка рисков и возможностей 6. 1. 2. 1 Идентификация опасностей Организация должна разрабатывать, внедрять и поддерживать процесс(ы) выявления опасно- a) каким образом организована работа, социальные факторы (в том числе объем работ, часы b) регулярные и выполняющиеся время от времени работы и ситуации, включая опасности, свя- 1) с инфраструктурой, оборудованием, материалами, веществами и физическими условия- 2) проектированием продукта и услуги, исследованием, разработкой, испытаниями, произ- 3) человеческим фактором; 4) тем. каким образом выполняется работа; c) соответствующие инциденты в прошлом как внутри, так и за пределами организации, включая d) возможные аварийные ситуации: e) персонал, учитывая: 1) работников, имеющих доступ к рабочему месту и выполняемым на нем работам, в том 2) тех. кто находится в непосредственной близости от рабочего места и может быть затро- 3) работников, находящихся на месте выполнения работ, которые не находятся под прямым f) другие вопросы, учитывающие: 1) организацию рабочих мест, процессов, конструкцию установок, машин/оборудования. ра- 2) ситуации в непосредственной близости от рабочего места, возникающие вследствие вы- 3) ситуации, не контролируемые организацией и возникающие в непосредственной близо- д) фактические или предполагаемые изменения в организации, ее операциях, процессах, рабо- h) изменения в требованиях и информации об опасностях. 6. 1. 2. 2 Оценка рисков в области ОЗБТ и других рисков системы менеджмента ОЗБТ Организация должна разрабатывать, внедрять и поддерживать лроцесс(ы) в целях: a) оценки рисков в области ОЗБТ. связанных с идентифицированными опасностями, принимая во b) выявления и оценки других рисков, связанных с разработкой, внедрением, функционировани- Методология(ии) и критерии, применяемые организацией для оценки рисков в области ОЗБТ. 6. 1. 2. 3 Оценка возможностей в области ОЗБТ и других возможностей системы менеджмента ОЗБТ a) возможностей в области ОЗБТ для повышения показателей в данной области ОЗБТ. принимая 1) для адаптации работы, организации труда и рабочей среды к работникам. 2) устранения опасностей и снижения рисков в области ОЗБТ; b) иные возможности для улучшения системы менеджмента ОЗБТ. Примечание — Риски и возможности в области ОЗБТ могут приводить к другим рискам и создавать 6. 1. 3 Определение законодательных и иных требований Организация должна разрабатывать, внедрять и поддерживать процесс(ы) в целях: a) определения и наличия доступа к актуальным законодательным и иным требованиям, которые b) определения применения законодательных и иных требований к организации и о чем необхо* c) учета этих законодательных и иных требований при разработке, внедрении, поддержании и по- Организация должна поддерживать в рабочем состоянии и сохранять документированную инфор- Примечание — Законодательные и иные требования могут приводить к рискам и создавать возмож- 6. 1. 4 Планирование действий Организация должна планировать: a) действия: 1) в отношении указанных рисков и возможностей (см. 6. 1. 2. 2 и 6. 1. 2. 3); 2) в отношении законодательных и иных требований (см. 6. 1. 3); 3) для подготовки к аварийным ситуациям и реагирования на них (см. 8. 2): b) каким образом: 1) интегрировать и внедрять эти действия в процессы системы менеджмента ОЗБТ или дру- 2) оценивать результативность этих действий. При планировании действий организация должна принимать во внимание иерархию средств При планировании этих действий организация должна учитывать лучшие практики, технологиче- 6. 2 Цели в области ОЗБТ и планирование их достижения 6. 2. 1 Цели в области ОЗБТ Организация должна устанавливать цели в области ОЗБТ для соответствующих функций и на Цели в области ОЗБТ должны: a) быть согласованы с политикой в области ОЗБТ; b) быть измеримыми (если практически осуществимо) или иметь возможность оценки; c) учитывать: 1) применимые требования; 2) результаты оценки рисков и возможностей (см. 6. 1. 2. 2 и 6. 1. 2. 3): 3) результаты консультаций с работниками (см. 5. 4) и. при их наличии, представителями
|
|||
|