|
|||
Пракашика-вриттиГосподь был очень рад услышать вопрос Арджуны, и теперь Он говорит: " Лучшими из йогов Я считаю только тех бхакт, которые неустанно поклоняются Мне с ниргуна-шраддхой и чистой преданностью и все свои мысли сосредотачивают на Моём образе Шьямасундары". Такие чистые преданные поистине являются лучшими йогами. Те же из йогов, чьё бхакти имеет примесь гьяны и кармы, немного им уступают. Одним словом, бхакти-йога выше гьяна-йоги, ибо только она позволяет практиковать ананья-бхакти. Слово шраддха, использованное в комментируемом стихе, означает твёрдую веру в слова шастр, гуру и Верховного Господа. Как сказано в " Чайтанья-чаритамрите" (Мадхья, 22. 62),
‘iраддхf’-iабде — виiвfса кахе судhlха ниiчайа кhшtе бхакти каиле сарва-карма кhта хайа " Твёрдая вера в то, что, преданно служа Шри Кришне (то есть практикуя бхакти), человек совершает все необходимые действия, именуется шраддхой". Кроме того, в писаниях говорится: iраддхf тв анйопfйа-варджаv кhшtонмукхb читта-вhтти-виiешаx — " Читта-вритти, или склонность сердца, направленная только на Кришну и свободная от желания следовать иными путями, помимо бхакти, называется шраддхой". В " Шримад-Бхагаватам" (11. 25. 27) описываются четыре вида веры:
сfттвикй fдхйfтмикb iраддхf / карма-iраддхf ту рfджасb тfмасй адхарме йf iраддхf / мат-севfйfv ту ниргуtf " Вера в писания, раскрывающие науку о душе, обладает свойством благости; вера, направленная на корыстную деятельность, является верой в гуне страсти; вера в греховные поступки имеет природу невежества, а вера в служение Мне находится на уровне ниргуны". Следует понимать, что слово ниргуна здесь означает " трансцендентный", " неподвластный влиянию материальных гун (апракрита)". Оно не означает " лишённый всех качеств". Таким образом, бхакти-йога, основанная на ниргуна-шраддхе, является наилучшей. И Господь Шри Кришна, произнося этот стих, хочет дать нам именно такое понимание.
|
|||
|