|
|||
Те, чей ум устремлён к нирвишеша-брахма-сварупе, вынуждены терпеть огромные мучения, ибо душе, воплощённой в материальном теле, очень трудно утвердиться в непроявленном.Текст 5
©e-Xaae_iDak-TarSTaezaMaVYa¢ -aSa¢ -ceTaSaaMa( ) AVYa¢ -a ih GaiTaduR" %& dehviÙ rvaPYaTae )) 5 ))
клеiо’дхикатарас тешfм / авйактfсакта-четасfм авйактf хи гатир дуxкхаv / дехавадбхир авfпйате тешfм – для тех; четасfм – чей ум; авйакта-fсакта – привязан к непроявленному; (существует) адхикатараx – больше; клеiаx – беспокойств; хи – поскольку; авйактf – непроявленное; гатиx – состояние; авfпйате – достигается; дуxкхам – с трудом; дехавадбхиx – теми, кто пребывает в материальном теле.
Те, чей ум устремлён к нирвишеша-брахма-сварупе, вынуждены терпеть огромные мучения, ибо душе, воплощённой в материальном теле, очень трудно утвердиться в непроявленном. Бхаванувада " Чем же гьяни хуже? " Отвечая на этот вопрос Арджуны, Верховный Господь произносит данный стих (клеiо’дхикатарас тешfм). " Тем, кто стремится осознать непроявленный (авьякта) Брахман, приходится претерпевать на своём пути огромные трудности. Чувства могут воспринимать только то, что имеет какие-то отличительные черты (вишеша), соответствующие определённому органу восприятия, например, звук. Чувства не восприимчивы к тому, что лишено каких бы то ни было качеств, или особенностей (нирвишеша)". Для стремящихся к нирвишеша-брахме очень важно держать в узде чувства, но задача эта сродни попытке обуздать реку. Как сказал в " Шримад-Бхагаватам" (4. 22. 39) Санат Кумар, обращаясь к Махарадже Притху, " Бхакты с лёгкостью разрубают узел материальной привязанности в сердце (хридая-грантхи), ибо с преданностью памятуют о сиянии, что исходит от ногтей на пальцах лотосных стоп Господа. Но йоги, лишённые бхакти, несмотря на их свободу от склонности наслаждаться и власть над чувствами, не способны избавиться от привязанностей настолько, насколько это могут бхакты. Поэтому оставь попытки просто обуздать чувства и совладать с какими-либо привязанностями и посвяти себя бхаджане, поклонению Шри Васудеве. Людям, которые идут путём йоги и желают пересечь кишащий крокодилами — ненасытными чувствами — океан материального бытия, придётся сталкиваться со множеством огромных трудностей, если они не вручат себя Верховному Господу, сравнимому с кораблем. Поэтому, о царь, прими и ты лотосные стопы наисвятейшего Господа в качестве корабля, на котором ты сможешь переплыть этот безбрежный и полный опасностей океан". Даже если и существует возможность после долгих и тяжких усилий достичь нирвишеша-брахмы, это может произойти только при помощи бхакти. Без служения Господу поклоняющийся Брахману не только обрекает себя на мучения, но и лишается возможности достичь Брахмана. Как сказал Господь Брахма, " Если человек молотит шелуху, в которой нет риса, ничего кроме беспокойств от такого труда он не получит" (Бхаг., 10. 14. 4).
|
|||
|