Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Формулировка ТЗ 4 страница




а) 1

б) 2

в) 3

г) 4

Эталон ответа: в)

 

№  

7. 3. 2. 1. /21

УС 3

А

Время: 1 мин.

Гибкость двух последовательно расположенных цилиндрических пружин при λ 1=0, 0025 м/кН и λ 2=0, 01 м/кН

Эталон ответа: 0, 0125

№  

7. 3. 2. 1. /22

УС 3

А

Время: 1 мин.

Упругие элементы, имеющие линейную силовую характеристику

а) коническая пружина

б) цилиндрическая пружина

в) эллиптическая рессора

г) пневморессора

д) резиновая рессора

Эталон ответа: б), в)

 

№  

7. 3. 2. 1. /23

УС 3

А

Время: 1 мин.

Упругие элементы, имеющие нелинейную силовую характеристику

а) цилиндрическая пружина

б) эллиптическая рессора

в) пневморессора

г) коническая пружина

д) резиновая рессора

Эталон ответа: в), г), д)

 

№  

7. 3. 2. 1. /24

УС 2

А

Время: 1 мин.

Статический прогиб fст рессорного подвешивания- это прогиб, вызываемый нагрузкой вагона…

Эталон ответа: брутто

 

№  

7. 3. 2. 1. /25

УС 3

А

Время: 2 мин.

Соответствие рациональных величин статического прогиба рессорного подвешивания типу вагона:

тип вагона:                                                           статический прогиб, мм

а) пассажирский (v=200 км/ч)                           1) 130÷ 180 

б) пассажирский (v=160 км/ч)                          2) 80÷ 120

в) изотермический (v=160 км/ч)                       3) 45÷ 60

г) грузовой (v=120 км/ч)                                    4) 230÷ 280

                                                                             5) 150÷ 200

Эталон ответа: а-4, б-5, в-2, г-3

 

№  

7. 3. 2. 1. /26

УС 2

А

Время: 1 мин.

Характеристика кузова, на ограничение которой проверяется величина статического прогиба рессорного подвешивания

 

Эталон ответа: валкость

 

№  

7. 3. 2. 1. /27

УС 3

А

Время: 2 мин.

Полный расчетный прогиб рессорного подвешивания при статическом прогибе fст=50 мм и коэффициенте конструктивного запаса прогиба к=1, 7 равен…мм

Эталон ответа: 85

 

№  

7. 3. 2. 2. /1

УС 4

АБ

Время: 3 мин.

Нагрузка на 2х рядную пружину тележки ЦНИИ-Х3 (Рт=4, 85 т) в вагоне Рбр=100 т. Масса надрессорной балки Рн. б. =0, 6 т

Эталон ответа: 32

 

№  

7. 3. 2. 2. /2

УС 5

АБ

Время: 3 мин.

Напряжения в наружной пружине (D=170, d=30, m=5, 66) рессорного комплекта тележки ЦНИИ-Х3 при нагрузке Р=21 кН

Эталон ответа: 427

 

№  

7. 3. 2. 2. /3

УС 2

АБ

Время: 2 мин.

Напряжения в пружине при движении вагона (кдв= 0, 5), если при стоянке они составляют 500 МПа

Эталон ответа: 750

 

№  

7. 3. 2. 2. /4

УС 4

АБ

Время: 3 мин.

Запас прочности пружины, изготовленный из стали 60 С2 (τ -1=320 МПа, Ψ Ψ =0, 2) при напряжениях τ max=600 МПа, τ min=400 МПа

Эталон ответа: 1, 2

 

№  

7. 3. 2. 2. /5

УС 3

А

Время: 2 мин

Условия замены одной пружины с большими габаритными размерами (D1, d1, np1; D2, d2, np2) с меньшими размерами:

а) m=m1=m2

б) Dm=D1m1=D2m2

в) d2=d12+d22

г) Dnp=D1np1=D2np2

д) dnp=d1np1=d2np2

Эталон ответа: а), в), г)

 

№  

7. 3. 2. 2. /6

УС 1

А

Время: 1 мин.

Параметр каждой пружины в двухрядной пружине, пропорционально которому определяется нагрузка на каждую из них:

а) диаметрам

б) прогибам

в) жесткостям

г) индексам

Эталон ответа: в)

 

№  

7. 3. 2. 2. /7

УС 3

А

Время: 2 мин.

Нагрузка на наружную пружину жесткостью Сн=400 кН/м в двухрядной пружине общей жесткостью С=600 кН/м при общей нагрузке Р=30 кН

Эталон ответа: 20

 

№  

7. 3. 2. 2. /8

УС 2

А

Время: 2 мин.

Соответствие обозначений параметрам в формуле для расчета напряжений в пружине

τ =

 

а) Р                                                                       1) диаметр пружины

б) D                                                                      2) диаметр прутка пружины

в) d                                                                       3) нагрузка на пружину

г) m                                                                      4) число рабочих витков пружины

                                                                  5) индекс пружины

Эталон ответа: а-3, б-1, в-2, г-5

 

№  

7. 3. 2. 3

УС 2

А

Время: 2 мин.

Соответствие обозначений параметрам в формуле для расчета напряжений в листовой рессоре

 

σ =

 

а) Рр                                                                                               1) ширина листа

б) L                                                                       2) число наборных листов

в) b                                                                       3) высота рессоры

г) h                                                                        4) толщина листа

д) nк                                                                                               5) расчетная нагрузка на рессору

е) nн                                                                      6) длина рессоры

                                                                  7) сумма коренного и подкоренных листов

Эталон ответа: а-5, б-6, в-1, д-7, е-2

 

 

№  

7. 3. 2. 4. /2

УС 3

А

Время: 3 мин.

Напряжения сжатия в резиновых амортизаторах (Е=5, 0 МПа) высотой h=20 мм при его деформации f=4 мм

Эталон ответа: 1

 

№  

7. 3. 2. 4. /3

УС 4

А

Время: 3 мин.

Прогиб в мм резинового амортизатора сжатия (Е=5 МПа) высотой h=20 мм и площадью поперечного сечения F=0, 04 м2 от нагрузки Р=0, 1 МН

Эталон ответа: 10

 

№  

7. 3. 2. 4. /4

УС 4

А

Время: 3 мин.

Жесткость резинового элемента сжатия (Е=3 МПа) высотой h=60 мм и площадью поперечного сечения F=0, 04 м2 составляет…. МН/м

Эталон ответа: 2

 

№  

7. 4. 0. 1. /1

УС 2

АБ

Время: 1 мин.

Вертикальная статическая нагрузка на подпятник тележки ЦНИИ-Х3 массой Рт=5 т вагона массой брутто Рбр=100 т

Эталон ответа: 441

 

№  

7. 4. 0. 1. /2

УС 3

АБ

Время: 2 мин.

 Вертикальная нагрузка на подпятник тележки ЦНИИ-Х3 массой Рт=5 т при движении вагона (кдв=0, 3) массой брутто Рбр=100 т

Эталон ответа: 573

 

№  

7. 4. 0. 1. /3

УС 5

АБ

Время: 2 мин.

Горизонтальная нагрузка на подпятник тележки ЦНИИ-Х3 массой Рт=5 т при трогании (Nат=3 МН) грузового вагона Рбр=100 т

Эталон ответа: 1350

 

№  

7. 4. 0. 1. /4

УС 4

АБ

Время: 3 мин.

Дополнительная вертикальная нагрузка на подпятник тележки ЦНИИ-Х3 массой 5 т при маневровом соударении вагона Рбр=100 т

 

 


Эталон ответа: 630

 

№  

7. 4. 0. 1. /5

УС 4

АБ

Время: 3 мин.

Горизонтальная нагрузка на подпятник тележки ЦНИИ-Х3 массой Рт=5 т при экстренном торможении вагона Рбр=110 т

Эталон ответа: 1363

 

№  

7. 4. 0. 1. /6

УС 5

АБ

Время: 3 мин.

Вертикальная нагрузка на подпятник тележки ЦНИИ-Х3 массой Рт=5 т вагона Рбр=100 т при III расчетном режиме (кдв=0, 4)

 


 


Эталон ответа: 753

 

№  

7. 4. 0. 1. /7

УС 4

АБ

Время: 2 мин

Горизонтальная нагрузка на подпятник тележки ЦНИИ-Х3 вагона массой Рбр=101 т от центробежной силы

Эталон ответа: 37

 

№  

7. 4. 0. 1. /8

УС 5

АБ

Время: 3 мин.

Вертикальная нагрузка на скользуны тележки от центробежной силы при движении грузового вагона Рбр=104 т

 


 

Эталон ответа: 28

 

№  

7. 4. 0. 1. /9

УС 2

АБ

Время: 3 мин.

Статическая нагрузка на скользуны тележки КВЗ-ЦНИИ (Рт=7, 5 т ) от вагона Рбр=75 т

Эталон ответа: 147

 

№  

7. 4. 0. 1. /10

УС 3

АБ

Время: 3 мин.

Нагрузка на скользуны тележки КВЗ-ЦНИИ (Рт=7, 5 т) от вагона Рбр=75 т, движущегося с конструкционной скоростью (кдв=0, 36)

Эталон ответа: 200

 

№  

7. 4. 0. 1. /11

УС 3

АБ

Время: 2 мин.

Горизонтальная нагрузка на подпятник тележки КВЗ-ЦНИИ при движении вагона Рбр=61, 163 т в кривом участке пути

Эталон ответа: 30

 

№  

7. 4. 0. 2. /1

УС 2

АБ

Время: 1 мин.

Тип тележки, в которой установлена надрессорная балка, расчетная схема которой показана на рисунке


Эталон ответа: КВЗ-ЦНИИ

 

№  

7. 4. 0. 2. /2

УС 4

АБ

Время: 3 мин.

Формулировка ТЗ

Напряжения в нижних волокнах средней части надрессорной балки (Wнв=0, 0025 м3)


 

 

Эталон ответа: 100

 

№  

7. 4. 0. 2. /3

УС 1

АБ

Время: 1 мин.

Тележка, в которой установлена надрессорная балка, расчетная схема которой показана на рисунке:


а) ЦМВ

б) ЦНИИ-Х3

в) КВЗ-ЦНИИ

г) КВЗ-5

д) ТВЗ-ЦНИИ-М

е) КВЗ-И2

Эталон ответа: в), д)

 

№  

7. 4. 0. 2. /4

УС 3

АБ

Время: 3 мин.

Изгибающий момент в средней части надрессорной балки, изображенной на рисунке (тележка КВЗ-ЦНИИ)


Эталон ответа: 37

 

№  

7. 4. 0. 2. /5

УС 3

АБ

Время: 3 мин.

Изгибающий момент в средней части надрессорной балки, изображенной на рисунке (тележка ЦНИИ-Х3)


Эталон ответа: 250

 

№  

7. 4. 0. 2. /6

УС 5

АБ

Время: 3 мин.

Напряжение в нижних волокнах надрессорной балки в сечении под скользунами при Wнв=5, 2 10-4 м3


Эталон ответа: 120

 

№  

7. 4. 0. 2. /7

УС 5

АБ

Время: 3 мин.

Максимальные напряжения в надрессорной балке (W=0, 01125 м3) ЦНИИ-Х3 (Рт=5 т) в горизонтальной плоскости при соударении вагона Рбр=100 т


Эталон ответа: 70

 

№  

7. 4. 0. 3. /1

УС 2

АБ

Время: 1 мин.

Степень статической неопределимости боковой рамы тележки ЦНИИ-Х3


Эталон ответа: 9

 

№  

7. 4. 0. 3. /2

УС 5

АБ

Время: 3 мин.

Последовательность расчета боковой рамы тележки ЦНИИ-Х3 методом сил:

1. выбрать основную систему;

2. определить степень статической непреодолимости;

3. выбрать расчетную схему;

4. построить эпюры изгибающих моментов и нормальных сил от единичных сил;

5. составить систему линейных уравнений;

6. определить коэффициенты при неизвестных;

7. построить суммарную эпюру М и N;

8. определить «лишние» неизвестные;

9. построить «исправленные» эпюры М и N;

10. определить напряжения в сечениях боковой рамы;

11. сравнить расчетные напряжения с допускаемыми;

Эталон ответа: 3, 2, 1, 5, 4, 6, 8, 9, 7, 10, 11

 

№  

7. 4. 0. 3. /3

УС 2

АБ

Время: 1 мин.

Касательные напряжения по осям симметрии 1-1 боковой рамы грузовой тележки равны…


Эталон ответа: 0

 

№  

7. 4. 0. 3. /4

УС 3

А

Время: 1 мин.

Число канонических уравнений при расчете боковой рамы тележки методом сил


Эталон ответа: 9

 

№  

7. 4. 0. 3. /5

УС 4

А

Время: 3 мин.

 Число канонических уравнений при расчете боковой рамы тележки методом сил с учетом симметричности конструкции:


Эталон ответа: 5

 

№  

7. 4. 0. 3. /6

УС 2

АБ

Время: 1 мин.

Система, изображенная на рисунке (боковая рама тележки ЦНИИ-Х3), ……


Эталон ответа: основная

 

№  

7. 4. 0. 3. /7

УС 1

АБ

Время: 0, 5 мин.

Условие прочности боковой рамы тележки: σ э≤ …

а) σ -1

б) σ в

в) σ т

г) [σ ]

Эталон ответа: г)

 

№  

7. 4. 0. 3. /8

УС 3

А

Время: 3 мин.

Статическая нагрузка на нижний пояс боковой рамы (Gб. р. =0, 66 т) тележки ЦНИИ-Х3 вагона Рбр=100 т, масса колесной пары Gк. п. =1, 2 т

Эталон ответа: 227

 

№  

7. 4. 0. 3. /9

УС 4

АБ

Время: 3 мин.

Эквивалентные напряжения в нижнем поясе боковой рамы тележки, если нормальные напряжения σ х=92 МПа, напряжения сдвига τ =50 МПа

Эталон ответа: 126

 

№  

7. 4. 0. 4. /1

УС 3

А

Время: 3 мин.

Напряжения в средней части люлечной подвески D=50 мм тележки КВЗ-ЦНИИ при действии на нее силы Nл=98, 125 кН

Эталон ответа: 50

 

№  

7. 4. 0. 4. /2

УС 1

А

Время: 1 мин.

Вид деформации, испытываемый люлечной подвеской тележки КВЗ-ЦНИИ:

а) сжатия

б) кручения

в) растяжения

г) изгиба

Эталон ответа: в)

 

№  

7. 4. 0. 4. /3

УС 4

А

Время: 3 мин.

Степень статической неопределенности проушины люлечной подвески тележки КВЗ-ЦНИИ.

а) 1

б) 2

в) 3

г) 4

Эталон ответа: б)

 

№  

7. 4. 0. 4. /4

УС 2

А

Время: 1 мин.

Вид деформации, испытываемый люлечной подвеской тележки КВЗ-ЦНИИ

Эталон ответа: растяжение

 

№  

7. 4. 0. 4. /5

УС 3

А

Время: 3 мин.

Напряжения в опорном валике D=60 мм тяги люлечной подвески тележки КВЗ-ЦНИИ от силы Рп=169, 56 кН

Эталон ответа: 60

 

8. 1. 1. 1. /1

УС 2

А

Время: 1 мин.

Автосцепки, допускающие относительные вертикальные перемещения корпусов в сцепленном состоянии

Эталон ответа: нежесткие

 

№  

8. 1. 1. 1. /2

УС 2

А

Время: 1 мин.

Тип нежесткой автосцепки четырехосного грузового вагона

Эталон ответа: СА-3

 

№  

8. 1. 1. 1. /3

УС 2

А

Время: 1 мин.

Тип вагона, который оснащается типовой нежесткой автосцепкой

Эталон ответа: грузовой

 

№  

8. 1. 1. 1. /4

УС 2

А

Время: 1 мин.

Тип нежесткой или полужесткой автосцепки восьмиосного вагона

Эталон ответа: СА- 3М

 

№  

8. 1. 1. 1. /5

УС 2

А

Время: 1 мин.

Тягово- ударная автосцепка СА-3 по типу

Эталон ответа: нежесткая

 

№  

8. 1. 1. 2. /1

УС 2

А

Время: 1 мин.

Автосцепки, не допускающие относительные вертикальные перемещения корпусов в сцепленном состоянии

Эталон ответа: жесткие

 

№  

8. 1. 1. 2. /2

УС 2

А

Время: 1 мин.

Автосцепки, корпуса которых размещаются на подпружиненных опорах.

Эталон ответа: жесткие

 

№  

8. 1. 1. 2. /3

УС 1

А

Время: 1 мин.

Тип автосцепки, устанавливаемой на вагонах пассажирских скоростных поездов:

а) жесткая;

б) механическая;

в) полужесткая;

г) нежесткая.

Эталон ответа: а)

 

№  

8. 1. 1. 2. /4

УС 2

А

Время: 1 мин.

Автосцепка, устанавливаемая на вагонах пассажирских скоростных поездов.

Эталон ответа: жесткая

 

 

№  

8. 1. 1. 3. /2

УС 2

А

Время: 1 мин.

Деталь в полужестких автосцепках, предотвращающая саморасцепы при увеличенных вертикальных смещениях корпусов автосцепок.

Эталон ответа: ограничитель

 

№  

8. 1. 1. 3. /3

УС 1

А

Время: 1 мин.

Деталь в полужестких автосцепках, предотвращающая саморасцепы при увеличенных вертикальных смещениях корпусов автосцепок.

а) планка

б) ребро

в) ограничитель

г) кронштейн

Эталон ответа: в)

 

№  

8. 1. 1. 3. /4

УС 2

А

Время: 1 мин.

Автосцепка СА-3 пассажирского вагона по типу демпфирования

Эталон ответа: полужесткая

 

№  

8. 1. 1. 3. /5

УС 2

А

Время: 1 мин.

Тип автосцепки, которой оснащены пассажирские вагоны:

а) механическая

б) полужесткая

в) нежесткая

г) жесткая

Эталон ответа: б)

 

№  

8. 1. 2. 1. /1

УС 3

А

Время: 1 мин.

Деталь, соединяющая расцепной рычаг с приводом механизма автосцепки.

а) болт

б) цепь

в) планка

г) тяга

д) валик

Эталон ответа: б)

 

№  

8. 1. 2. 1. /2

УС 3

А

Время: 1 мин.

Деталь механизма, к которой крепится цепь расцепного рычага автосцепного устройства:

а) подъемник замка

б) замкодержатель

в) валик подъемника

г) замок

Эталон ответа: в)

 

№  

8. 1. 2. 2. /1

УС 3

А

Время: 1 мин.

Тип центрирующего прибора автосцепного устройства, которым оборудовано большинство вагонов:

а) гидравлический

б) маятниковый

в) катковый

г) пружинный

Эталон ответа: б)

 

№  

8. 1. 2. 2. /2

УС 1

А

Время: 1 мин.

Элемент автосцепного устройства, на которую опирается его корпус:

а) ударная розетка

б) концевая балка

в) центрирующая балочка

г) маятниковая подвеска

Эталон ответа: в)

 

 

№  

8. 1. 1. 2. /4

УС 2

А

Время: 1 мин.

Пропущенная в ряду деталь ударно- центрирующего прибора: ударная розетка, две маятниковых подвески и центрирующая…..

Эталон ответа: балочка

 

№  

8. 1. 1. 2. /5

УС 2

А

Время: 1 мин.

Деталь автосцепного устройства, на которую опирается корпус автосцепки у большинства вагонов, - центрирующая…

Эталон ответа: балочка

 

№  

8. 1. 2. 3. /1

УС 2

А

Время6 1 мин.

Пространство между большим большим и малым зубом корпуса автосцепки

Эталон ответа: зев

 

№  

8. 1. 2. 3. /2

УС 2

А

Время: 1 мин.

Детали механизма, выступающие из зева корпуса автосцепки: замкодержатель и …..

Эталон ответа: замок

 

№  

8. 1. 2. 3. /3

УС 2

А

Время: 1 мин.

Контур зацепления включает: горизонтальную проекцию большого и малого зубьев, зев и выступающую часть….

Эталон ответа: замка

 

№  

8. 1. 2. 3. /4

УС 2

А

Время: 1 мин.

Деталь, которая вставляется в овальное отверстие хвостовой части корпуса автосцепки: ….

Эталон ответа: клин

 

№  

8. 1. 2. 3. /5

УС 1

А

Время: 1 мин.

Элемент автосцепки, соединенный с ее корпусом с помощью клина:

а) поглощающий аппарат

б) тяговый хомут

в) ударная розетка

г) передняя упорная плита

Эталон ответа: б)

 

№  

8. 1. 2. 4. /1

УС 5

А

Время: 3 мин.

Соответствие поглощающих аппаратов автосцепного устройства типу вагона:

а) грузовой 4-осный                   1) Ш-2-В

б) грузовой 8-осный                               2) Р-2П

в) пассажирский                                         

г) рефрижераторный                        4) Ш-2-Т

5) ПМК-110-А                                           

                                                                      

                                                                    

                                                                      

                                                                      

Эталон ответа: а-1; б-4; в- 2; г-5

 

№  

8. 1. 2. 4. /1

УС 5

А

Время: 3 мин.

Соответствие поглощающих аппаратов автосцепного устройства типу вагона:

а) грузовой 4-осный                       

б) грузовой 8-осный                               2) Р-2П

в) пассажирский                                         

г) рефрижераторный                                 

5) ПМК-110-А                                           

                                                                  6) Ш-4-Т

                                                                    

                                                                      

                                                                  10) Ш-1-ТМ

Эталон ответа: а-10; б-6; в- 2; г-5

 

№  

8. 1. 2. 4. /1

УС 5

А

Время: 3 мин.

Соответствие поглощающих аппаратов автосцепного устройства типу вагона:

а) грузовой 4-осный                       

б) грузовой 8-осный                                   

в) пассажирский                                         

г) рефрижераторный                             4) Ш-2-Т

5) ПМК-110-А                                           

                                                                      

                                                                7) Ш-6-ТО-4

                                                                      

                                                                  9) Р-5П

Эталон ответа: а-7; б-4; в- 9; г-5

 

 

№  

8. 1. 2. 4. /2

УС 1

А

Время: 1 мин.

Тип поглощающего аппарата, которым преимущественно оборудуются четырехосные грузовые вагоны:

а) Ш-1-Т

б) Ш-2-В

в) Ш-1-ТМ

г) Ш-2-Т

Эталон ответа: б)

 

№  

8. 1. 2. 4. /3

УС 1

А

Время: 1 мин.

Типы поглощающих аппаратов восьмиосного грузового вагона

а) Ш-1-Т

б) Ш-2-В

в) Ш-1-ТМ

г) Ш-2-Т

д) Ш-4-Т

Эталон ответа: г), д)

 

№  

8. 1. 2. 4. /4

УС 2

А

Время: 1 мин.

Недостатки пружинно-фрикционных аппаратов автосцепного устройства:

а) сложные по конструкции

б) неудобные при постановке на вагон

в) возможность заклинивания

г) неудобные при сборке и разборке

д) нестабильность работы

Эталон ответа: в), д)

 

№  

8. 1. 2. 4. /5

УС 1

А

Время: 1 мин.

Типы поглощающих аппаратов пассажирского вагона:

а) Ш-1-ТМ

б) ПМК-110А

в) Р-2П

г) ЦНИИ-Н6

д) Ш-2-Т

е) Р-4П

ж) Р-5П

Эталон ответа: в), г), е), ж)

 

№  

8. 1. 2. 4. /6

УС 1

А

Время: 1 мин.

Типы поглощающих аппаратов рефрижераторного вагона

а) Ш-1-ТМ

б) ПМК-110А

в) Р-4П

г) ЦНИИ-Н6

д) Ш-2-В

Эталон ответа: б), в)

 

№  

8. 1. 2. 4. /7

УС 1

А

Время: 1 мин.

Металлокерамические элементы, используемые в поглощающем аппарате:

а) ЦНИИ-Н6

б) ГА-100М

в) ПГФ-4

г) Ш-2-В

д) ПМК-110А

е) Р-5П

Эталон ответа: д)

 

№  

8. 1. 2. 4. /8

УС 2

А

Время: 1 мин.

Деталь поглощающего аппарата, от которого фрикционные клинья в поглощающих аппаратах воспринимают нагрузку: нажимной …

Эталон ответа: конус

 

№  

8. 1. 2. 4. /9

УС 2

А

Время: 1 мин.

Детали поглощающего аппарата Ш-2-В, на которые нажимной конус передает нагрузку: фрикционные….

Эталон ответа: клинья

 

№  

8. 1. 2. 4. /10

УС 1

А

Время: 1 мин.

Модернизация поглощающего аппарата типа Ш-1-ТМ (М- модернизированный) заключается в…

а) изменении геометрических размеров фрикционных клиньев

б) применении заневоленных пружин

в) применении новых материалов для деталей



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.