Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





БУЛЫЖНИК И БАРРИКАДА



 

 

БУЛЫЖНИК И БАРРИКАДА

                                                                      В дореволюционной России булыжник стал одним из символов вооружённой борьбы пролетариата за свои права.

 

Для справки:

Булы́ жник, булыжный камень (устаревшее булыга от общеславянского bula – шишка, желвак, ком) – небольшой валун округлой формы. Применяется для мощения мостовых и укрепления откосов, кладки фундаментов и … строительства баррикад.

Как строительный материал известен с древнейших времён, как материал для мощения дорог применялся уже в Древнем Египте и Вавилоне.

 

И часто использовался как оружие…

 

Булыжная мостовая

 

Баррикада (с французского Barricade — «барьер, препятствие» от французского Barriques – «бочки») – искусственное фортификационное заграждение, расположенное поперёк улицы, выполненное из подручного материала.

Первоначально баррикады строились из пустых винных бочек (бордоская винная бочка называется «баррик»), наполненных землей.

Впервые баррикады, в современном понимании, появились во время восстания в  Париже в 1358 году.

Наибольшее распространение получили во время революции во Франции в 1830 году.

 

Баррикады на улице Soufflot в июне 1848 года

художник Орас Верне

В дни Революции 1905 года в России баррикадами широко пользовался восставший народ для борьбы с царскими войсками. Баррикады, в основном из булыжника, были построены на многих улицах Москвы, Петербурга, Одессы…

 

 

Баррикады во время Декабрьского восстания в Москве

1905 год

 

 

 

Баррикада на Васильевском острове в Петербурге

9 января 1905 года

 

На улицах российских городов баррикады строились и в революции 1917 года.

Баррикада на Литейном проспекте у дома 5

Февраль 1917 года

 

 

 

Баррикада на Арбате. Москва

осень 1917 года

 

Не много истории:

Около 1602 года в тюрьме инквизиции итальянский философ Томмазо Кампанелла (1568 – 1639) написал утопическое сочинение «Город Солнца». Впервые книга была опубликована в 1632 году и с того времени будоражит умы человеческие высказанная итальянским утопистом идея об украшении городских стен фресками, «которые служат для молодежи наглядным уроком по естествознанию, истории, возбуждают гражданское чувство – словом, участвую в деле образования, воспитания новых поколений». По воспоминаниям А. В. Луначарского, именно идеи Кампанеллы стали основой разработки программы развития искусства и его мобилизации как важнейшего агитационного средства революции. Отсюда и Ленинский план монументальной пропаганды, и Окна РОСТА, и агитационный фарфор, и многое другое.

В осуществление плана монументальной пропаганды включились известные русские скульпторы. Л. В. Шервуд писал «…я был не только обрадован, но и изумлён тем, что, несмотря на громадные материальные лишения, которые мы тогда испытывали, молодому советскому государству понадобилась скульптура, потребность в которой всегда связывалась с избытком средств индивидуального заказчика или общественной организации. Теперь, конечно, для нас понятно, что ленинский план «монументальной пропаганды» был органически связан с великим делом культурной революции, с колоссальной перестройкой человеческого сознания, которую сделали возможной великие дни Октября».

Государственный заказ на монументальную скульптуру дал мощный импульс к развитию скульптуры вообще, оказал влияние на направление советской скульптуры, для которой характерны преобладание городских монументов, общественная значимость при выборе тематики, патриотизм, эмоциональная сдержанность, героическое содержание, обобщённость и идеализация образов. Скульптура того времени порой была излишне пафосной. Для неё были характерны грандиозность масштабов и замыслов.

 

Одним из видных скульпторов, воплощавших этот план, стал Иван Дмитриевич Шадр (Иванов, 1887 – 1941).

Сейчас наиболее известной его работой стала скульптура «Булыжник – оружие пролетариата», созданная в 1927 году.

Скульптура изображает рабочего, который выламывает булыжник из брусчатой дороги, с намерением использовать его как оружие. В основе композиции лежит виток раскручивающейся спирали. Рельефная пластика тела передана очень выразительно и точно показывает состояние душевного подъёма, создавая героический образ, символизирующий эпоху начала ХХ века, времени Первой русской революции. По мнению искусствоведов, напряженность борца-пролетария роднит его с «Дискоболом» Мирона, а волевая устремлённость, читающаяся в чертах лица – с «Давидом» Микеланджело.

М. В. Нестеров назвал ее великолепной скульптурой, «тесно связавшей талантом мастера красоту духа с вечной простотой тела». Он отмечал, что Шадру удалось соединить в неразрывное целое «красоту духа с вечной красотой формы», как умели делать это великие мастера Возрождения.

.

 

В январе 1928 года гипсовая скульптурная композиция экспонировалась на Всероссийской выставке художественных произведений к 10-летнему юбилею Октябрьской революции. Работа Шадра получила как восторженные, так и недоброжелательные отзывы.

В статье об итогах выставки А. В. Луначарский писал «это тоже большая, тщательная работа. Она сделана с хорошим знанием анатомии. Фигура поставлена смело и безошибочно. В произведении есть несомненное настроение. Однако в скульптуре Шадра есть что-то от некоторой салонности, от той изящной, тщательной отделки, которой гордились французские скульпторы прошлого поколения, сейчас уже и во Франции играющие роль последних могикан или, во всяком случае, людей, повторяющих зады. Разумеется, когда в эту изощренную форму зрелой буржуазной скульптуры, немножко отразившей на себе потребность элегантной вещи для элегантной обстановки (один художник по поводу статуи Шадра сказал, что " это похоже на электрическую арматуру" ), — когда во все это вливается новое содержание, то дело еще вовсе не так плохо. А Шадр именно это и сделал. Я вполне допускаю, что четкость формы, правдивость и вместе с тем сдержанная эффектность статуи произведут на нашего массового зрителя очень благоприятное впечатление».

Только через тринадцать лет, в 1941 году, скульптура «Булыжник – оружие пролетариата» заняла своё место в Третьяковской галерее среди лучших произведений советского искусства.

В письме Ивану Шадру художник Михаил Нестеров писал «недавно я был в Третьяковской галерее, видел там поразившую меня по силе таланта, страстей, мастерства – так, как, бывало, умел это делать Ф. И. Шаляпин — скульптуру, мною раньше невиданную. Рабочий, молодой рабочий, в порыве захватившей его борьбы за дорогое ему дело, дело революции, подбирает с мостовой камни, чтобы ими проломить череп ненавистному врагу. В этой великолепной скульптуре, так тесно связавшей талантом мастера красоту духа с вечной красотой формы, всем тем, чем жили великие мастера, чем дышал Микеланджело, Донателло… а у нас старики и иногда еще один, неизвестно зачем покинувший Родину…Стою зачарованный, обхожу кругом – великолепно! Спрашиваю – чье? – Говорят – Ивана Митрича… В восхищении смотрю и снова возвращаюсь, чтобы любоваться моим другом, моим истинным художником. Мысленно целую его, крепко желаю, чтобы он поскорее поправился и дал «такое», чтобы все любящие его возликовали, а завистливо ненавидящие обкусали себе когти. Спасибо, дорогой Иван Митрич, за ту радость, какую вы мне дали».

Только в 1947 году скульптуру отлили в бронзе.

В экспозиции Третьяковской галереи

 

 

К 50-летию советской власти, в 1967 году, бронзовую копию скульптуры установили в московском парке Декабрьского восстания 1905 года, более известного как сквер 1905 года, в северной части парка рядом с площадью Краснопресненская Застава.

Район был выбран не случайно. Именно, там, на Пресне, где происходили революционные события 1905 года начавшиеся с Петербурге с расстрела царскими войсками мирной народной демонстрации и продолжившиеся вооруженными восстаниями по всей России, жестоко подавленные царскими войсками, и должна стоять символическая фигура человека, готового защитить то, что ему дорого.

Фигура установлена на невысокой гранитной плите, на фоне стенки, облицованной светло-серым гранитом, на которой была выгравирована надпись – слова Ленина: «Подвиг пресненских рабочих не пропал даром. Их жертвы были не напрасны». Однако ныне этой надписи больше нет, она стёрта.

После этого скульптура стала весьма знаменита. В 1976 году на родине скульптора в городе Шадринске на площади Шадра была установлена архитектурно-скульптурная композиция - в центре бюст скульптора Ивана Шадра, а по сторонам две отлитые в бронзе скульптуры Шадра «Булыжник - оружие пролетариата» и «Сезонник».

В 1982 году копия скульптуры, подаренная рабочими Краснопреснесненского района Москвы Подольскому району Киева, была установлена на площади Красная Пресня в столице Украинской республики. В 2006 году скульптура была перенесена на площадь перед кинотеатром «Жовтень», а в октябре 2016 года памятник демонтировали.

Столица УССР – Киев

 

Киев. 2007 год

 

Киев. 2017 год

Название, придуманное скульптором для своего произведения, оказалось очень ёмким. Оно вросло в общество, стало крылатым выражением, переросло в устойчивое словосочетание русского языка.

Даже сейчас словосочетание «Булыжник – оружие пролетариата» является в каком-то смысле символичным, соотносясь с революционным призывом вообще.

И это не случайно. Фигура, созданная И. Шадром, несёт эмоционально положительный заряд – её герой – это человек готовый на всё ради свержения несправедливого общества. Во всём его облике ярость и сила духа, смелость и непримиримость. Он не военный, не коварный мститель, не хитрый убийца. Напряженность и динамика действия говорит, что это доведённый до отчаяния, честный человек, становящийся борцом на наших глазах. Это просто человек – у него нет настоящего оружия, он не строил никаких планов борьбы за свержение власти, и его оружие за свободу – это булыжник под ногами, выхваченный им из мостовой. Именно в этом и заключается абсолютно гуманистическое содержание скульптуры. Скульптору удалось передать очень выразительно и тонко то состояние душевного подъема, которое придаёт образу героический ореол, символизирует революционность молодости и будущность мира.

Именно это удивительное состояние романтического героизма исходит от скульптуры и привлекает наше внимание.

 

Об авторе:

Иван Дмитриевич Шадр (Иванов) родился 11 февраля 1887 года в селе Тактиинском Оренбургской губернии, где тогда работал его отец – плотник Дмитрий Евграфович Иванов. Родным городом будущего скульптора был город Шадринск.

В семье было двенадцать детей, поэтому в 1898 году одиннадцати лет отроду Иван был отдан «в люди» - работать на фабрику купцов Панфиловых в Екатеринбург.

В 1901 году без подготовки сдал вступительный экзамен по рисунку в Екатеринбургскую художественно-промышленную школу, став лучшим из 24 претендентов, что позволило ему уйти с фабрики.

Мальчику повезло. В Екатеринбурге тогда жил латвийский скульптор Теодор Залькалнс, который стал его учителем. Вместе с учащимися школы участвовал в политических демонстрациях в Екатеринбурге в революционные дни 1905 года.

После окончания школы в 1906 году отправился странствовать по России. Побывал на Волге, на Дону, на Кавказе, в Москве.

В Петербурге неудачно попробовал поступить в Академию художеств. Зарабатывая на жизнь уличным пением, обучался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств.

Режиссёр Михаил Дарский обратил на него внимание и помог поступить на Высшие курсы Театрального училища и в Музыкально-драматическую школу. Иван Дмитриевич всерьёз выбирал между профессией художника и оперного певца. Можно предположить, что на его выборе сказалась лестная оценка его рисунков, данная Ильёй Репиным.

В 1909 году служил в армии. После года службы городская дума Шадринска выделила стипендию на его обучение, и он отправился в Париж.

В Париже он занимается в художественной Академии де ла Гранд Шомьер. Его наставниками были Огюст Роден (у которого когда-то учился его первый наставник Теодор Залькалнс) и Антуан Бурдель. С этого времени в его работах ощущается значительное влияние стиля модерн и национально-романтических настроений.

Именно тогда Иван Иванов в честь родного города начинает пользоваться псевдонимом Шадр.

В 1911 году стажируется в Институте изящных искусств в Риме.

В 1912 возвращается в Россию, в Москву. Работает и одновременно учится в Московском археологическом институте. В 1918 году отправляется в Омск, где остаётся до 1921 года.

Начиная с 1914 года, он создаёт ряд памятников жертвам Первой мировой войны. Самый грандиозный его замысел, так и оставшийся нереализованным – «Памятник Мировой скорби»,  был задуман им в начале мировой войны.

В 1916 году, после того как немецкая подводная лодка потопила в Чёрном море русско-французское госпитальное судно «Портюгаль», Московская городская дума постановила создать мемориал на Братском кладбище в селе Всехсвятском, был объявлен конкурс, на котором этот проект Шадра победил. Но выделенных средств оказалось недостаточно. Этот памятник собирались построить и после революции, в рамках Плана монументальной пропаганды. Но этот замысел скульптора так и остался не реализован.

С 1926 года Шадр член Общества русских скульпторов. В 1926 году снова посещает Францию и Италию. И всё это время занимается скульптурой. Создает скульптурные изображения Ленина, революционных и культурных деятелей, а также обобщенные образы, символизирующие революционные перемены. Много работает в рамках плана монументальной пропаганды.

 

Слово памятник Шадр не любил. Он считал, что «памятник – слово мемориальное, пахнущее могилой, несовместимое с подвигом, который сильнее смерти» 

И всё же Шадр предпочитал, чтобы его работы находились не в музейных залах, а на улицах городов. «Скульптура должна не экспонироваться – жить! », – говорил он.

Среди известных работ Ивана Шадра скульптура «Булыжник – оружие пролетариата», скульптуры рабочего, крестьянина, красноармейца и сеятеля, сделанные по заказу Гознака для изображения на банкнотах (так называемые «денежные мужики»), памятник Ленину на Земо-Авчальской ГЭС (Грузия), надгробия Надежды Аллилуевой и Екатерины Немирович-Данченко на Новодевичьем кладбище, горельеф «Борьба с землей», портрет «М. Горький. Буревестник».                                                                                                                                      В 1930 году Иван Шадр совместно с Петром Таёжным создаёт по эскизу художника Ивана Дубасова макет ордена Ленина.

В 1940 году тяжело заболевает и тайно создает в мастерской собственное надгробие. Умер Иван Шадр в Москве 3 апреля 1941 года.

П. В. Васильев Портрет скульптора И. Д. Шадра

Москва, 3 января 1941 г.

Под рисунком в центре автограф скульптора:

Шадр 3. 1. -1941г.

Бумага, карандаш Рисунок с натуры

 

Напоследок:

Напрягся, взметнётся вот-вот человек…

Такую скульптуру когда-то

Известный художник создал и нарёк:

«Булыжник – оружие пролетариата! »

 

Так начинается одноименная песня, написанная почти через сто лет после Первой русской революции, уже в XXI веке Александром Харчиковым.

Песня не однозначная. Далеко не во всём созвучная скульптуре Ивана Шадра. Но также как и скульптура имеющая право на жизнь и призванная учить быть не рабом – быть человеком.

 

Елена Малышева



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.