Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





10 класс ТИК



14. 02. 2022 г. (понедельник)

Литература

Урок 1

Тема. Философский смысл образа Платона Каратаева. Толстовская мысль об истории.
Цели: раскрыть философский смысл образа Платона Каратаева в романе, уяснить суть учения Л. Н. Толстого «непротивление злу насилием».
Развивающие: совершенствовать навыки аналитического чтения, текстуального анализа литературного произведения; развивать монологическую речь;
Воспитательные: формировать отношение к художественному тексту как источнику исторических знаний.
Мотивация:
Платон Каратаев - второстепенный герой романа Льва Николаевича Толстого «Война и мир». В произведении судьба героя описана кратко, показаны жизненные принципы. Простолюдин, повлиявший на судьбу аристократа Пьера Безухова, ключевого персонажа романа «Война и мир».
Задания:
1. Посмотреть видеоурок.
https: //youtu. be/aDomR-nkW2s
2. Прочитать отрывок из романа (см. прикреплённый файл).
2. Прочитать по учебнику с. 191 – 193.
3. Составить краткий конспект (см. прикреплённый файл).
4. Вопросы для самоконтроля:
1) По отношению к кому в романе Толстой часто применяет эпитет «круглый»? (По отношению к Платону Каратаеву)
«Вся фигура Платона была круглая, даже руки были круглые и большие нежные глаза были круглые». (Платон является круглым и вечным олицетворением духа простоты и правды)
2) Почему второстепенный герой Платон Каратаев стал «ядром» романа? Какую роль играет образ Платона Каратаева в романе «Война и мир»? «Почему именно Платон Каратаев корен-ным образом изменил мировоззрение Пьера Безухова? »
(Сущность Платона – любовь ко всем людям, ко всему миру, любовь к жизни. )
3) Почему остальные пленные считали Платона самым обыкновенным солдатом, а Пьер – нет? (2-й абзац) (Потому что Пьер до сих пор тесно не общался с народом, не знал его. Для него, как и для Толстого, простота и естественность превыше всего. )
4) Как понять слова из последнего абзаца: «Но жизнь его, как он сам смотрел на неё, не имела смысла как отдельная жизнь. Она имела смысл только как частица целого, которое он почувствовал»?
5) Почему Каратаев в плену делает всё не только для русских солдат, но и для французов, например, шьёт рубашку французу?
6) В чём смысл притчи, рассказанной Платоном? (В том, что надо смиряться и любить жизнь, даже когда страдаешь. Страдание очищает душу и делает человека лучше. )
7) Как вы понимаете сцену расстрела Платона французами? Почему Каратаев не просил французских солдат не убивать его? Как он ведёт себя?
8) Действенны ли кротость, смирение, любовь ко всем Платона Каратаева, приносит ли его непротивление злу насилием плоды? (Когда Платона высекли за порубку леса и отправили в солдаты вместо брата, Каратаев даже радуется, что так получилось, так как у брата пятеро детей; когда французу стало стыдно за свою неблагодарность и он вернул лоскутки, которые Платон собирался использовать на портянки; возможно, французы, расстрелявшие его, почувствовали угрызения совести, так как Платон был лучше всех солдат. )
9) Могли бы русские победить в войне с Наполеоном, если бы исповедовали философию непротивления зла насилием? (Вряд ли. Солдаты, не задумываясь, бьют врага, например, Тихон Щербатый. В то же время без умения терпеть и верить нельзя не только выиграть трудную войну, но и вообще жить. Во время войны нужны такие, как Тихон Щербатый. Но войны не длятся вечно. Для мирной жизни, жизни в ладу важны такие, как Платон Каратаев. )
10) Как вы понимаете смысл сна Пьера Безухова? (Мысль Толстого: как без капли воды невозможен океан, так и без спаянности добрых людей невозможен мир добра и справедливости. ) Попробуйте создать рисунок, схему, абстрактное изображение, которые бы подтверждали эту мысль.
Введение Платона Каратаева в действие эпопеи связано с тем, что Толстому важно было показать духовное возрождение Пьера под влиянием нравственных душевных качеств человека из народа. Этот высокий моральный облик, умение преодолевать эгоистические инстинкты, ограничиваясь скромным минимумом для удовлетворения личных потребностей, никогда не терять самообладания, сохранять оптимизм и приветливость к окружающим Толстой считал с полным основанием чертой народной и, как образец, противопоставлял ее порочным явлениям дворянской жизни и захватнической войны. Каратаев появляется в романе не сам по себе, а именно как контраст после сцены расстрела, которая окончательно лишила Пьера моральной точки опоры, и Каратаев оказался необходим в качестве антитезы, дающей ориентир, противоположный миру порока и злодеяния и ведущий героя в крестьянскую среду в поисках моральной нормы. )
11) Можно ли считать, что второстепенный герой Платон Каратаев оказал важную роль в перемене мировоззрения Пьера Безухова, что в дальнейшем и привело его в стан декабристов? (Возможные ответы: Да, именно Каратаев коренным образом изменил путь Пьера к истине: Безухов понял, что надо любить людей, жизнь и что необходимо людям доброй воли объединяться, чтобы сообща противоборствовать злу. Пьер всю свою дальнейшую жизнь сверяет по Платону. Не случайно в «Эпилоге», когда Наташа, вспоминая Платона Каратаева как человека, которого более всех уважал Пьер, спрашивает его, одобрил ли бы он теперь его деятельность, Пьер ответил, подумав: «Нет, не одобрил бы... Что он одобрил бы, это нашу семейную жизнь. Он так желал видеть во всем благообразие, счастье, спокойствие, и я с гордостью бы показал ему нас». )
5. Рефлексия.
Что вы чувствуете, думая о Платоне Каратаеве? Назовите свои эмоции одним словом или словосочетанием (радость, восхищение, благодарность, любовь).
6. Напишите сочинение-миниатюру:

Темы (на выбор)

1) «В каких случаях непротивление злу насилием может принести пользу? »

2) «Почему Пьер, любя Платона, всё-таки называет его дурачком? »
Задания выполнять в рабочей тетради, на двойных листах в линию и присылать сообщением в ВК или на эл. почту bond1966ko@gmail. com
При затруднениях обращаться к учителю за консультацией.

Срок выполнения -до 16. 02.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.