Урок 11 Образ народа в романе Война и мир
10 класс ТИК
07. 02. 2022 г. (понедельник)
Литература
Урок 2
Тема. Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова. Рационализм Андрея Болконского и эмоционально-интуитивное осмысление жизни Пьером Безуховым. Цели; Образовательные: выделить важнейшие этапы в духовном развитии князя Андрея Болконского и Пьера Безухова, определить, в чем схожи и в чем различны герои Толстого, помочь осмыслить всю сложность исканий А. Болконского и П. Безухова; выявить авторское отношение к героям и определить свой взгляд на героев и их поступки; Развивающие: развивать умения учащихся работать с текстом художественного произведения, монологическую речь учащихся, умения аналитически мыслить, сопоставлять понятия, образы, делать выводы на основе фактов. Воспитательные: воспитывать интерес к духовному миру личности, способствовать его обогащению. воспитывать активную жизненную позицию учащихся, чувство патриотизма, формировать Я-концепцию учащихся. Мотивация: Высшая задача таланта — своим произведением дать людям понять смысл и цену жизни. В. О. Ключевский Путь исканий князя Андрея и Пьера – это путь сближения с народом. А народ – есть носитель лучших человеческих качеств. Т. Г. Браже Задания: 1. Посмотреть видеоурок. https: //youtu. be/Ini3hdKawp0 2. Прочитать по учебнику с. 180 -193. 3. Вопросы для самоконтроля: 1) Где и когда автор впервые знакомит читателей с князем Андреем Болконским и Пьером Безуховым? 2) Что примечательно в их внешности? (А. Болконский – весьма красивый молодой человек, изящный аристократ. Князь Андрей небольшого роста. У него усталый, скучающий взгляд в салоне Шерер. Пьер Безухов – «массивный, толстый молодой человек... в очках, в светлых панталонах по тогдашней моде, с высоким жабо и в коричневом фраке». Взгляд его умный и наблюдатель-ный. ) 3) На какие черты характера героев обращает внимание писатель? (Пьер – искренний и непосредственный, он не знает еще жизни. На вечере у Шерер Пьер высказывает смелые мысли, говорит убежденно. Князь Андрей никогда «не маскирует» своих чувств. Он испытывает крайнее отвращение к лживой атмосфере великосветского салона. Толстой пишет, что «брюзгливое выражение лица» Андрей «напускал на себя в гостиных». ) 4) В чем похожи и в чем различны герои Толстого? («Андрей Болконский и Пьер Безухов – натуры сложные, преобладают черты духовные. Их жизненные пути – бесконечные поиски смысла жизни, которая гармонировала бы с потребностями сердца и приносила бы моральное удовлетворение» (Т. Браже). ) 5) Пьер и Андрей в жизни проходят через ряд сменяющих друг друга этапов, через увлечения и разочарования. Какие важнейшие этапы в духовном развитии героев можно выделить? (Важнейшие пути этапа в духовном развитии князя Андрея Болконского: 1) Отвращение к светской фальши, симпатии к непосредственной простоте, стремление к славе, желание совершить подвиг, восхищение Наполеоном. 2) Аустерлицкое сражение. Разочарование в своем кумире, резкая критика Наполеона. Болконский понимает, что честолюбивые замыслы не могут принести счастье, стать смыслом жизни. Внимание к простому солдату. 3) Отношение к окружающим после смерти жены и рождения сына. «Жить для себя и своих близких». 4) Встреча с Наташей Ростовой. Решение Болконского «жить для других». 5) Новое разочарование князя Андрея (в деятельности Сперанского). 6) Любовь к Наташе. 7) Под Бородиным – чувство единения с народом. 8) В последние часы жизни – глубокая человечность, а затем путь к каратаевщине, полное торжество которой возможно только в смерти. Принятие всеобщей любви. ) 6) Как ведут себя герои в различных сложных ситуациях? Как стремятся прожить свою жизнь? 7) Что увидели и испытали князь Андрей Болконский и Пьер на Бородинском поле? Что более всего подействовало на состояние их духа? (Та скрытая «теплота патриотизма», которая придавала непобедимую силу народу. ) 8) Как и при каких обстоятельствах Пьер попал в плен? Чем важна для него встреча с Плато-ном Каратаевым? 9) Когда и где завершают свой путь исканий князь Андрей Болконский и Пьер? 10) Кто ближе из них автору? А вам? 3. Записать выводы в тетрадь. Болконский – сухой, гордый и холодный с теми, кто ему неприятен. Добрый и искренний с теми, кого уважает. У него незаурядный ум, сильная воля, но есть и тщеславие. Его путь – путь сближения с народом; в служении народу видит свое назначение. Смерть оборвала его искания. Пьер Безухов – натура эмоциональная. Умный, мягкий, наблюдательный, он стремится прожить жизнь не зря. На всем пути поисков Пьером руководят непосредственность и простота, то есть те качества, которые «более всего роднят его характер с народным». Настоящее сближение с народом начинается в плену. Впоследствии приходит к идеям декабризма. 4. Мини-ответ (да, нравится или нет и почему) 1) Кто из этих героев, по вашему мнению, ближе к автору и почему? 2) Кто из этих героев вызывает у вас большую симпатию? 3) Какие мысли героев вам кажутся интересными? 4) Насколько жизнь Андрея и Пьера Безухова соответствует словам Толстого о « честной жизни? » Задания выполнять в рабочей тетради, на двойных листах в линию и присылать сообщением в ВК или на эл. почту bond1966ko@gmail. com При затруднениях обращаться к учителю за консультацией.
Посмотреть все изображения
09. 02. 2022 г. (среда)
Литература
Тема. Нравственно-психологической облик Наташи Ростовой, Марьи Болконской, Сони, Элен. Философские, нравственные и эстетические искания Толстого, реализованные в образах Наташи и Марьи. Цель: показать идеал женщины, ее общественную роль в понимании Толстого; разобраться, почему его любимой героиней стала Наташа Ростова. Задания: 1. Посмотреть видеоуроки. https: //youtu. be/D068NCvNZCk https: //youtu. be/EqZqWyqoDU8 2. Прочитать по учебнику с. 194 – 199. 3. Вопросы и задания (см. прикреплённый файл). 4. Написать сочинение-рассуждение (на выбор): 1) Общее и особенное в характерах героинь Л. Н. Толстого (Наташа Ростова — княжна Марья — Элен). 2) Диалектика внешнего и внутреннего в женских образах героинь романа. Задания выполнять в рабочей тетради, на двойных листах в линию и присылать сообщением в ВК или на эл. почту bond1966ko@gmail. com При затруднениях обращаться к учителю за консультацией.
Срок выполнения - до 14. 02.
10 класс
10. 02. 2022 (четверг)
Тема. Роман-эпопея «Война и мир» — вершина творчества Л. Н. Толстого. Творческая история романа. Своеобразие жанра и стиля. Образ автора как объединяющее идейно-стилевое начало «Войны и мира». Цели: познакомить с историей создания романа, раскрыть его жанровое своеобразие; создать условия для систематизации знаний по теме занятия и усвоения литературоведческих понятий. Задания: 1. Посмотреть видеоурок. https: //youtu. be/XvAI89ndoM4 2. Прочитать по учебнику с. 165 – 173. 3. Лекция «Образ автора» (см. прикреплённый файл). 4. Используя предложенные материалы, составить конспект по плану. План 1. Время создания и историческая основа романа. 2. Смысл названия. 3. Система образов. 4. Жанровое своеобразие. 5. Проблематика романа. 6. Особенности композиции. 7. Образ автора. 1. Вопросы для контроля: 1) Как в процессе работы изменялся замысел романа? 2) Как вы понимаете смысл названия «Война и мир»? 3) В чем заключается жанровое своеобразие «Войны и мира»? Чем книга отличается от известных романов ХIХ века? 4) Как группируется система образов в романе-эпопее? 5) Как вы думаете, для чего в романе-эпопее нужен эпилог? 6) Каково значение образа автора в романе? 6. Дать развёрнутый ответ на вопрос: «Почему произведение «Война и мир» можно назвать романом-эпопеей? ». Задания выполнять в рабочей тетради, на двойных листах в линию и присылать сообщением в ВК или на эл. почту bond1966ko@gmail. com При затруднениях обращаться к учителю за консультацией.
Срок выполнения - до 11. 02
10 класс
08. 02. 2022 г. (вторник)
Литература
Тема. Л. Н. Толстой. Общая характеристика творчества. Связь творчества Л. Н. Толстого с его эпохой (1861-1905), отражение русской действительности в художественном мире произведений писателя. Религиозные и нравственные искания писателя. Цель: ознакомить учащихся с жизнью и мировоззрением Л. Н. Толстого, этапами его творческого пути; дать представление о мировоззрении писателя; вызвать интерес к личности и творчеству Задания: 1. Посмотреть видеоурок. https: //youtu. be/2ObnA9DpCpc 2. Прочитать по учебнику с. 128-146. 3. Вопросы для самоконтроля: 1) Какие события русской истории «вписаны» в семейную историю предков Л. Н. Толстого – Толстых и Волконских? 2) Какие семейные предания и житейские ситуации писатель творчески использовал в романе «Война и мир»? 3) Объясните, почему образ матери стал для Толстого источником самых светлых и возвышен-ных переживаний. Прочитайте фрагменты повести «Детство», в которых художественно воплотились эти чувства. 4) Почему Толстой стыдился впоследствии юношеского увлечения идеалом «комильфо»? 5) Почему Толстой после нескольких попыток отказался от учёбы в университете? какую деятельность он считал действительно полезной? 6) какие идеи Руссо увлекли будущего писателя? Как он попытался воплотить их в жизнь? 7) Почему любовь к себе кажется Толстому главным тормозом на пути духовного самосовершенствования человека? 8) Что заставило молодого помещика резко изменить свою жизнь и отправиться на Кавказ? 9) Какие впечатления вынес Толстой из жизни среди простых людей в казачьей станице? Какие качества солдат и офицеров он ценит особенно высоко? 4. Составить конспект по теме урока. 5. * Написать небольшое эссе по одному из высказываний Толстого (по выбору). • «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать. И вечно бороться и лишаться. А спокойствие — душевная подлость». • «Каждый человек— алмаз, который может очистить и не очистить себя. В той мере, в которой он очищен, через него светит вечный свет. Стало быть, дело человека не стараться светить, но стараться очищать себя». • «Человек подобен дроби: в знаменателе - то, что он о себе думает, в числителе - то, что он есть на самом деле. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь. » Л. Н. Толстой. Задания выполнять в рабочей тетради (на двойных листах в линию, на листах А-4) и присылать сообщением в ВК или на эл. почту bond1966ko@gmail. com При затруднениях обращаться к учителю за консультацией.
Срок выполнения - до 10. 02
|