Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





3. Описание г.Мариуполя. 1820 г. 2 страница



Древнеямная культура Донбасса известна в основном по погребениям. Всего их раскопано около 100. Все они совершены в простых прямоугольных или овальных ямах и перекрыты деревянным настилом или каменными пли­тами. Возле погребенных находят глиняные сосуды яйце­видной формы. Орнамент на таких сосудах выполнен оттиском шнура. Погребальный инвентарь включает кремневые наконечники копий, костяные гарпуны и крупные булавки, бронзовые бусы и украшения. Антро­пологически (антропология — наука о происхождении и строении человека) древнеямники были рослыми и хоро­шо сложенными людьми. Они являлись индоевропейца­ми. Индоевропейская общность сформировалась в энеолите и бронзовом веке и включает в себя предков мно­гих современных народов Евразии.

КАТАКОМБНАЯ К индоевропейцам относятся и племе-
КУЛЬТУРА          на катакомбной культуры. Племена этой

культуры сменили древнеямников и су­ществовали на обширных просторах Левобережной Укра­ины в ХХП-ХVП вв. до н. э. В Приазовье древнеямные и катакомбные племена некоторое время сосуществуют. Хо­зяйство катакомбников было во многом такое же, как и у предшественников. Быт и образ жизни был таким же пас­тушеским. Редкие поселения известны только в лесостепи. Одно из них найдено в Славяногорске. В степи сохранились только подкурганные захоронения.


Изображение из пещеры у с. Стыла близ г. Докучаевска Донецкой обл.

Погребальный об­ряд катакомбных племен резко отлича­ется от всех осталь­ных. Своих умерших эти племена хорони­ли в могилах, имею­щих входную яму

•(она называется дромос) и боковую камеру. Погребенный помещался в камере, вход в нее перекрывался деревянны­ми плахами или каменной плитой. Умершего клали в скор­ченном положении (как в утробе матери до рождения) на камышовую подстилку или коврик, рядом помещали не­сколько красивых орнаментированных оттиском шнура сосудов с плоским дном, кусочки охры, глиняные куриль­ницы (чаша для благовония), бронзовые ножи и тесла, бронзовые и костяные украшения, другой погребальный инвентарь. Иногда в череп погребенного вставляли глиня­ные модели глаз, носа, рта и ушей. По поверьям тех времен, душа из такого «запечатанного» со всех сторон черепа не могла вернуться в мир живых. Сверху насыпали большой земляной курган. В целом погребальный обряд катакомб­ных племен отличался большой пышностью и требовал больших затрат. Тем не менее, наши предки не считались с такими затратами. Достаточно вспомнить, какое место погребальный культ занимал в жизни египетского обще­ства. У катакомбников, как и у египтян, существовал обы­чай деформации черепов у представителей наиболее знатных родов. В Донецкой области исследовано около 500 катакомбных могил. Особенно много их в Славянском и Артемовском районах.

Древнеямные и катакомбные племена находились на том уровне общественного развития, когда из массы рядо­вых общинников выделяются наиболее авторитетные вои­ны и сосредотачивают в своих руках власть. Военные


стычки между родами и племенами из-за скота и пастбищ становятся обычной практикой в жизни пастушеских на­родов. Социальная и имущественная дифференциация (т. е. расслоение общества на богатых и бедных) хорошо видна по погребальным сооружениям и инвентарю, особенно у ка-такомбников. У некоторых воинов, погребенных в ката­комбах, находят особые символы власти в виде сверленых булав из дорогого привозного камня. Выделяются также погребения ремесленников, мастеров-металлургов, скор­няков и др.

В XVI в. до н. э. в Донбассе кочевали племена так на­зываемой культуры многоваликовой керамики. Их памят­ников известно совсем немного.

СРУБНАЯ В XV в. до н. э. ситуация в степи и лесосте-КУЛЬТУРА пи резко меняется. Из далекого Поволжья на Левобережную Украину и в Подонье пришли многочисленные ираноязычные племена так называемой срубной археологической культуры. Они полностью осво-или донецкие земли.

Экономика срубного общества была основана на комп-лексном земледельческо-животноводческом хозяйстве. Земледелие было преимущественно мотыжным. В неко-торых районах, возможно, применялась простая соха. Ос-новной сельскохозяйственной культурой был ячмень. Он требовал простых агротехнических приемов. Для выращи-вания зерновых культур обрабатывались небольшие уча-стки в поймах рек и балок с толстым плодородным слоем земли. В лесостепных районах Подонцовья участки для посевов часто приходилось отвоевывать у леса. Кустарни-ки и деревья вырубались, а затем сжигались. Посев зер-новых культур производился, как правило, не отдельными зернами россыпью, а колосками. Вырастав-ший из колоса кустик легче было срезать при помощи сер-


па. Серпы отливались из бронзы. Это были обычные изог­нутые серпы с крюком для рукоятки, а также тяжелые широкие слабоизогнутые серпы-секачи, которыми легко можно было подсечь любой куст. Металл экономили, по­этому часто употребляли серпы из деревянной или костя­ной оправы и острого кремневого вкладыша. Собранное зерно хранили в больших глиняных сосудах емкостью до 10-12 литров. Зерно растиралось на каменных зернотер­ках либо дробилось в ступках. Зернотерки имели вид двух больших скрещенных каменных плит. Растереть зерно в муку при помощи таких приспособлений было довольно трудно, поэтому варились в основном каши из толченно­го зерна (т. е. из крупы). Из муки выпекались простые ле­пешки. Животноводство срубных племен было в основном придомным. В теплое время года скот свободно выпасал­ся вокруг поселков, зимой содержался в загонах или в жи­лищах людей. Разводили в основном быков и овец. Часть продуктов давали охота и рыболовство. Земледельческо-скотоводческая экономика определила оседлый образ жизни срубных племен. Они проживали в больших посел­ках, расположенных на берегах рек и балок. Иногда по­селки образуют небольшие скопления. Их населяли близкие между собой роды. В Донецкой области найдено несколько сотен срубных поселков, более десятка из них раскопаны археологами. Благодаря раскопкам мы хоро­шо знаем устройство жилищ и многие бытовые детали.

Приемы домостроительства были разными в разных географических регионах Донбасса. В Подонцовье на по­селениях у Усова Озера, Лиманского Озера, села Ильичев-ки Краснолиманского района найдены жилища, возведенные с использованием дерева. Жилища имели вид полуземлянок и углублялись в грунт на 1, 0-1, 2 метра. Раз­меры котлованов — 4 на 8-10 м. В донецкой лесостепи кот­лованы облицовывались деревянными плахами. Такими же делались наземные стены. Двускатную крышу поддер-


Реконструкция посулка срубной культуры

живали тяжелые опорные бревна. Деревянные столбы поддерживали также стены. Внутри жилищ вдоль стен ос­тавлялась земляная ступенька. Она покрывалась деревян­ным настилом и служила нарами или лежаком. Иногда жилище делилось перегородкой на несколько камер. В центре сооружались открытые очаги, различные хозяй­ственные приспособления. В зимнее время на них готови­ли пищу, плавили бронзу.

В южных районах области в бронзовом веке, как и сей­час, господствовала степь, деревьев было мало. В качестве



Раскопки поселения срубной культуры у п. Безыменное, Новоазовский р-н Донецкой обл.



основного строительного материала использовался ка-мень. Культура приазовских срубников хорошо изучена по раскопкам поселения у поселка Безыменное Новоазов-ского района. Здесь возводились обычные по размеру полу- землянки. В отличие от подонцовских жилищ, кот-лованы южных полуземлянок облицовывались большими поставленными на ребро каменными плитами или клад-кой из более мелких камней. Наземные стены возводились из земляных (дерновых) кирпичей. Крыша была тростни-ковой и поддерживалась несколькими бревнами. Как вид-но, дерево использовалось только при устройстве кровли. Срубные мастера были прекрасными гончарами. Посу-ду лепили из местной глины и обжигали ее на костре. Вся срубная посуда плоскодонная. Прочерченные зигзаги, тре-угольники, налепные валики украшали верхнюю часть столовых сосудов. Больших успехов достигла обработка ко-сти. Из рога и кости делались наконечники стрел и гарпу-ны, пряжки, спицы, украшения, различные орудия для


Бронзовые изделия срубной культуры (кинжалы, копья, топоры-кельты. ). Донецкая обл.

обработки шкур животных. Судя по этим инструментам, срубники умели производить кожи разных сортов, замшу. Особое значение в жизни срубных племен занимала металлургия бронзы. Донецкие срубники не только ис­пользовали изделия из привозного металла, но и научи­лись выплавлять свою медь. Карьеры по добыче медной руды располагались у сел Выскривка, Пилипчатино, Клиновое в Артемовском районе. В этом месте на повер­хность выходят содержащие медь залежи малахита и азу­рита. Карьеры достигали 100-1200 метров в длину и несколько метров в глубину. Глыбы руды дробились в ка­рьерах тяжелыми каменными молотами весом 5-8 кг. До­бытую руду перетирали на каменных плитах терчниками и пестами, освобождали от пустой породы. Рядом с ка­рьерами располагались временные поселки горняков- ме­таллургов. Здесь руда нагревалась в специальных горнах-плавильнях и из нее выплавлялась медь. После добавления в медь олова получался прекрасный прочный и легкоплавкий металл — бронза. На долговременных по­селках металлургов в Подонцовье (Усово Озеро и др. ) из бронзы отливали разнообразные изделия: топоры, тесла, долота, ножи и кинжалы, украшения. Эта продукция распространялась не только в Подонцовье, но поступала в Приазовье и к северным племенам.


Погребение в каменном ящике

Своих умерших сруб-ники хоронили в основ­ном в курганах. В простой неглубокой мо­гиле археологи находят, как правило, лежащий на боку скорченный ко­стяк и один сосуд. Иног­да могила сделана в виде невысокого деревянного сруба или каменного ящика из больших плит. Редко встречают­ся грунтовые погребе­ния без курганов. Один из таких могильников раскопан в Дружковке. Над каменным ящиком с погребением подростка найден срубный сосуд с загадочными письмена­ми и изображением стилизованной головы быка. Письме­на и бык иллюстрируют древнеиндийские мифы о строении мира. Известно, что срубные племена были ин­доевропейцами.

На рубеже ХП-ХI вв. до н. э. в Подонцовье проникают племена так называемой бондарихинской археологиче­ской культуры. Эта культура сформирована выходцами из более северных районов лесостепи. Происходит смеше­ние населения, двух традиций домостроения, изготовле­ния керамики, бронзовых изделий.

В ХI-Х вв. до н. э. климат Украины заметно меняется, становится более сухим и жарким. Климатические изме­нения существенно повлияли на расселение людей в До­нецком крае.


Вопросы и задания:

1. Составьте хронологическую таблицу культур энеолита и бронзового века нашего края.

2. Охарактеризуйте экономику пастушеских племен Донбас-са.

3. Что вы можете сказать об экономике срубной культуры?

4. Какие приемы домостроения использовали срубники Подон-цовья и Приазовья?

5. Расскажите о металлургии срубных племен Донбасса.

 


ТЕМА 3. РАННИЙ ЖЕЛЕЗНЫЙ ВЕК

На юге Восточной Европы люди научились выплавлять Железо и выковывать из него изделия приблизительно в IX и. до н. э. К тому времени иссушение климата достигло своего наивысшего предела. Степи распространились мак­симально широко. Основная часть населения была вынуж­дена перейти в районы, более благоприятные для земледелия. В степной полосе остались только немного­численные племена, со временем сумевшие изменить свой образ жизни и перейти к кочевому скотоводству. В IX в. до н. э. степи вновь, более чем на 15 веков, заселяют ко-

чсннИКИ.

КИММЕРИЙЦЫ         Первым кочевым народом раннего

железного века были так называемые киммерийцы. Этот народ был хорошо известен древним грекам. Смутные отголоски мы находим уже у Гомера в " Одиссее». Более определенно говорит о киммерийцах древнегреческий историк и путешественник Геродот, ко-торый называет их предшественниками скифов. В под-тверждение он пишет: «... и теперь еще есть в Скифии Киммерийские стены, есть Киммерийская переправа..., есть и так называемый Киммерийский Боспор (Керчен-ский пролив)». Активность этих степных кочевников была столь значительной, что в своих походах они Прони-кали вплоть до Малой Азии. Ассирийские клинописные глиняные таблички содержат сведения о разгроме кимме-рийцами в 714 г. до н. э. урартского царя Русы I. Походы киммерийцев в Малую Азию продолжались и при скиф-


ском владычестве, после изгнания их из Северного При­черноморья (см. документ № 1). На короткое время они даже создали здесь свое государство. Ассирийцы называ­ли страну киммерийцев в Малой Азии Гаммир.

Основное участие в формировании киммерийцев при­няли местные племена позднебронзового века. Перейдя к кочевому образу жизни, эти племена создали новые обы­чаи и формы культуры, широко представленные в степ­ной полосе Евразии. Для кочевого мира характерно быстрое распространение новых идей, вещей и информа­ции. Это делает культуру кочевников очень похожей на широких пространствах, удаленных на сотни и тысячи километров.

Киммерийцы вели подвижный образ жизни и извест­ны исключительно по погребениям и кладам. Своих по­селков у них не было. Умерших хоронили в курганах бронзового века, иногда возводили свои насыпи. На ран­них этапах погребенные всегда были скорчены, потом по­явились вытянутые погребения. В могилах находят бронзовые удила, детали конской сбруи и уздечного набо­ра, литые и костяные наконечники стрел, редкие укра­шения из золота, глиняные кубки и корчаги, бляшки, костяные застежки, иногда дорогую посуду, цилиндричес­кие сверленые каменные молоты, биметаллические (т. е. сделанные из железа и бронзы) мечи и кинжалы. Особой известностью пользуется киммерийское погребение у села Черногоровка в Бахмутском уезде (часть современного Артемовского района), раскопанное в начале века Город-цовым В. А. Здесь найдены бронзовые удила и всевозмож­ные бляшки, налобный венчик из бронзы — признак воина. Киммерийские воины носили в левом ухе золотую серьгу.

Погребения этого времени обнаружены также у сел Луганка и Веселая Долина, Камышеваха Артемовского района. Многие вещи из киммерийских погребений были


привозными с запада (в основном посуда) и Кавказа (мечи, украшения). Судя по известным именам собственным, киммерийцы были ираноязычным народом. Интересен обычай киммерийцев зарывать в насыпь кургана клады ИЭ дорогих кавказских бронзовых уздечных наборов. Та-кие наборы часто бывают парными, т. е. являются остат-ками упряжи колесниц.

В VII в. до н. э. киммерийская культура Северного При-черноморья полностью сменяется скифской.

СКИФЫ         Скифская культура во многом является

продолжением киммерийской. Но все античные (древнегреческие и римские) авторы пишут о том, что при­шедшие с востока скифы изгнали киммерийцев и захва­тили их земли. Во многом похожие на киммерийцев ираноязычные скифы действительно вступили с ними в поенный конфликт и вытеснили основную массу за пре-Двлы причерноморских и приазовских степей.

Скифы были такими же кочевыми скотоводами, обитав-шими до нашествия в Восточную Европу на далеких про-ОТорах Азии. Свое господство они установили сразу же после покорения киммерийцев. Важную роль в сложении классической скифской культуры сыграли переднеазиат-ские походы скифов в VII в. до н. э. После проникновения в Восточную Европу наиболее крупное объединение скифов обосновалось на Северном Кавказе. Именно отсюда они со-вершали свои походы в Переднюю Азию. Ассирий-ские клинописные документы сообщают о скифах начиная О 70-х годов VII в. до н. э., когда скифы под предводи­тельством царя Ишпакая выступили в борьбе с Ассирией. На Древнем Востоке скифы были известны под именем ишкуза или ашкуза. При царе Партатуа, наследнике Ишпакая, ассирийцам удалось привлечь скифов на свою сторону. Роль скифов особо возросла при сыне


наивысшего расцвета. Современником скифов этого пери­ода был Геродот. Он описал греческие и скифские леген­ды о происхождении скифов, их обычаи, образ жизни, одежду и пищу, религию, погребальный обряд, известные ему события скифской истории. Свидетельства Геродота являются бесценным источником по истории и географии скифов.

Согласно Геродоту, в степях к востоку от Борисфена (Днепр) до Геррос (Молочная) жили скифы-кочевники, а дальше до Меотиды (Азовское море) и до Танаиса (Дон) находились земли царских скифов, которые называли всех остальных своими рабами. Земли Донецкого края входили непосредственно во владения царских скифов. Собственно, эти скифы и составляли основное ядро скиф­ского мира. Царские скифы управлялись могущественны­ми владыками. Их могилы находились в области Герры (современная Запорожская область). Скифы кочевали по степи со своими стадами, почти не делая остановок. В До­нецкой области найдены следы только двух таких крат­ковременных скифских стоянок. Одно из них, наиболее крупное, находится у села Райгородок близ Славянска. На распаханной поверхности стойбища находят фрагменты скифской и греческой керамики, бронзовые наконечни­ки стрел. Во время постоянных перекочевок семьи ски­фов и их небогатый скарб находились в больших телегах, покрытых сверху войлочным шатром. Телеги имели до шести колес и запрягались безрогими быками, согласно Геродоту. Весь день скифские мужчины проводили в сед­ле. Во время частых военных столкновений скифские во­ины одевали кожаные или металлические пластинчатые доспехи, бронзовые шлемы греческой работы, боевые по­яса, вооружались акинаками, копьями, чеканами. Воен­ное ремесло было в большом почете у скифов. Геродот пишет: «Ежегодно раз в году каждый начальник в своей] области приготавливает большую чашу вина, из которой


и мот лишь те скифы, которые умертвили врагов, горим не удалось это сделать, не вкушают... вина с адятся отдельно; это самый тяжкий позор для них». К и киммерийцы, скифы были прекрасными наездниками и стрелками из лука. Скифский лук был сильно изогнут, отличался небольшими размерами и мощностью. Стрелы делались из тростника. Стрелы (до 300 штук) и лук поме­шались в специальный футляр — горит. Единичные на­ходки скифских бронзовых стрел известны практически по псей Донецкой области.

ДВУГОРБАЯ      В нашем крае найдено более десятка

МОГИЛА      скифских курганных захоронений V-II вв.

до н. э. Наиболее известны два из них — Двугорбая Могила близ Мариуполя и Передериева Моги-ла у Шахтерска. Двугорбая Могила — грандиозное соору­жение высотой более 5 и диаметром до 60 метров. Сверху кургана в древности стояла каменная скифская фигура. Насыпь была укреплена сверху большими каменными м лигами. Под насыпью обнаружена могила, в которой ле-жали пять слуг. Рядом были ямы с инвентарем. В одной из них находился большой бронзовый котел на одной нож­ке с костями ягненка внутри, в другой — 19 остродонных греческих амфор, в третьей — остатки деревянной колес­ницы. В центре площадки под насыпью была вырыта исходная яма в виде шахты глубиной 10 м. От нее отходи-ли в стороны две камеры, в которых был погребен бога­тый скифский аристократ. К сожалению, обе эти камеры оказались начисто ограбленными в древности. При рас­копках кургана обнаружен грабительский лаз, который шел от края насыпи прямо к своду камеры. Такая участь постигла практически все царские скифские захоронения. Находки в Двугорбой Могиле практически полностью соответствуют картине погребения царя, описанной Геро-


дотом. После смерти владыки его тело бальзамировали и в течение 70 дней возили на деревянной двуколке по под­властным территориям. Затем его привозили в местность, где находились царские могилы. Вырывали глубокую яму и подземные камеры и хоронили туда царя вместе со сво­ими слугами, лошадьми и большим количеством вещей. Погребали также котел с заупокойной пищей, двуколку, телохранителей. Сверху насыпали большой курган.


ПЕРЕДЕРИЕВА МОГИЛА

 

Богатый, но также ограбленный в древности скифский курган высотой 3 метра (Передериева Могила) был рас­копан у Шахтерска. Вся поверхность насыпи была по­крыта крупными песчаниковыми плитами. Под насыпью сохранилась яма размерами 5 на 4 м и глубиной 3 м с несколькими мелкими предметами. Самая главная наход­ка — золотой шлем — была спрятана в небольшом тай­нике. На шлеме изображены шесть крупных фигур — двое стариков сражаются с четырьмя юношами. Эта сцена иллюстриру­ет пересказанный Ге­родотом миф о том, что после возвращения из азиатских походов скифов враждебно встретили потомки ос­тавшихся жен и рабов. В мифе отражены отголоски борьбы меж-

Золотой шлем и., кургана         ДУ различными скифс-

Передериева Могила                кими родами, многие


из которых разбогатели и окрепли в период азиатского иладычества. Золотой шлем был изготовлен по заказу бо­гатого скифа в одной из греческих ювелирных мастерс­ких, скорее всего, в Боспорском царстве. Здесь делалось много золотых художественных изделий для скифской знати.

Отношения между греками и скифами носили в основ­ном мирный характер. Греческие колонисты смогли по­селиться в Северном Причерноморье и строить свои города-полисы только тогда, когда скифы окончательно утвердились на своих землях и создали стабильную поли­тическую ситуацию. Скифы продавали грекам рабов, скот, кожи и взамен получали хлеб, масло и вино, доро­гую утварь, оружие и прекрасные произведения искусст-ва из золота и его сплавов.

Менее значительные скифские захоронения обнаруже-ны и окрестностях Мариуполя, у сел Шевченко Володар­ского района и Стыла Старобешевского района, у города Новоамвросиевка. В них также содержались предметы нооружения, остатки пластинчатых медных и железных панцирей, детали конской упряжи, обломки бронзовой греческой посуды, бляшки в скифском зверинном стиле.

В Ш-П вв. до н. э. скифов постепенно начинают тес­нить сарматы. Границы земель кочевых скифов заметно сокращаются. Они были вынуждены откочевать на запад Ц Днепр и в крымские степи. В Крыму скифы смешались с местным таврским (отсюда название Крыма — Таврида) населением и еще долго сохраняли свои язык и обычаи.

САРМАТЫ       В степях Причерноморья во II в. до н. э.

установилось господство сарматских племен. Римский историк Диодор Сицилийский сообщает, что сар­маты «опустошили значительную часть Скифии и... пре-вратили большую часть страны в пустыню». Сарматы, как и скифы, были ираноязычными кочевниками и сформи-


ровались в Поволжье почти одновременно со скифами. Еще в VI-IV в. до н. э. сарматы занимали земли к востоку от Дона. Геродот сообщает, что «за рекой Танаисом (Дон) уже не скифская земля: первый из тамошних участков земли принадлежит савроматам, которые от Меотийско-го озера (Азовского моря) занимают пространство на 15 дней пути к северу». Римские писатели называют заня­тые сарматами причерноморские степи Европейской Сар-матией, а территории к востоку от Дона — Азиатской Сарматией. Записал Геродот и легенду о происхождении сармат. Согласно этой легенде, савроматы произошли от заблудившихся на корабле воинственных женщин — ама­зонок — и молодых скифов. В сарматском обществе дей­ствительно сохранились пережитки матриархата, и военное ремесло не было чуждым сарматским женщинам (см. документ № 2).

Античные авторы упоминают несколько наиболее крупных сарматских племен. Ими были аорсы, языги, роксоланы, сираки и аланы. Сарматские племена полнос­тью покорили Скифию, Тамань и земли Северного Кавка­за. Под их контролем оказались все греческие полисы Северного Причерноморья. Особенно сильным было вли­яние сармат в Боспорском царстве. В боспорских городах сарматы смешивались с греками и синдо-меотским (синды и меоты — народы Восточного Приазовья) населе­нием и оседали на землю, в степях по-прежнему вели ко­чевой образ жизни (см. документ № 3). Ближайший к Донбассу античный полис с греческим и полуоседлым сар-мато-меотским населением — город Танаис недалеко от Таганрога. В донецких степях известны только могилы ко­чевых сармат. Они изредка встречаются под небольшими курганными насыпями.

У села Новолуганское Артемовского района найдено во­инское мужское погребение. Воина сопровождали желез­ные нож и кинжал, лук и колчан со стрелами (более 80 шт. ).


Наконечники сарматских стрел выкованы из железа и имеют три лопасти. Рядом с погребенным в небольшом тай-нике лежал бронзовый котел. На внешней стороне котла греческими буквами выбиты две сарматские надписи. Одна из них сообщает емкость котла, вторая является ритуаль­ной: «пей, жри Сордзий, сын Париадра». По поверьям сар­мат, такая надпись обеспечивала сытость хозяину котла при жизни и после смерти.

Женское сарматское захоронение раскопано у села Ва-сильевка Старобешевского района. Среди находок выде­ляются круглое серебряное зеркало и золотые украшения. К сарматскому времени относится разрушенный курган у поселка Острый Марьинского района. В нем обнаруже­ны фрагменты римских амфор, сарматский железный меч и очень крупная пластина, которая защищала грудь бое­вого коня. Предметы вооружения и конская сбруя найде­ны в сарматском кургане у поселка Квашино Амвросиевского района. Здесь сохранились железный меч и тяжелые железные наконечники копий. Этим оружием обладал тяжеловооруженный всадник — катафрактарий. Катафракта — действующая в сомкнутом строю тяжелая конница. Римляне взяли на вооружение это сарматское оенное новшество. Жизнь кочевых сармат отличалась табильностью на протяжении нескольких веков. Сарма­ты продолжали господствовать во всем Северном Причер­номорье и с наступлением новой эры.

Вопросы и задания:

1. Кто такие киммерийцы?

2. Когда скифы впервые появились в нашем крае?

3. Назовите богатые скифские захоронения в донецких степях.

4. Какие отношения были между греками и скифами?

5. Расскажите о сарматском господстве в донецких землях.


6. Как охарактеризовал жизнь сарматов римский историк Ам-миан Марцеллин?

Документы:

1. Римский историк Плутарх

«... Киммерийцы, которые впервые стали известны древним эллинам, представляли собой незначительную часть целого, ко­торая в виде изгнанного ими вследствие возмущения, под на­тиском скифов, перешла от Меотиды (Азовское море) в Азию под руководством Лигдамиса».

2. Древнегреческий историк Геродот. «История»

«... сарматские женщины... ездят верхом на охоту с мужья­ми и без них, выходят на войну и носят одинаковую с мужьями одежду... Относительно брака соблюдаются у них следующие правила: ни одна девушка не выйдет замуж, пока не убьет трех неприятелей... »

3. Римский историк Аммиан Марцеллин. «История»

«Сарматы питаются мясом и в изобилии молоком, живут в кибитках с изогнутыми покрышками из древесной коры и перевозят их по беспредельным степям. Все, кто по возрасту и полу непригодны для войны, держатся около кибиток и за­нимаются мирным делом; а молодежь, с раннего детства срод­нившись с верховой ездой, считает позором ходить пешком; все они вследствие разнообразных упражнений являются дель­ными воинами».


ТЕМА 4. ЭПОХА ВЕЛИКОГО ПЕРЕСЕЛЕНИЯ НАРОДОВ

Эпохой Великого переселения народов принято назы-вать период с IV по VII вв. Этот период истории находит­ся на стыке античности и раннего средневековья. За это время в степях Восточной Европы сложилось и рухнуло несколько мощных племенных союзов. Одно нашествие слндует за другим. В эпоху Великого переселения наро-дов складывается этническая основа многих современных государств. Наиболее важную роль в калейдоскопе собы­тий IV-VIIвв. играли ираноязычные аланы, германоязыч-ные готы и тюркоязычные гунны и болгары, сформировавшиеся в различных уголках Евразии.

В первых веках нашей эры По-донье и степные районы Донецкого края по-прежнему населяли сар-матские племена. Среди них на первое место выдвинулись аланы. Они подчинили себе всех донских сарматов и во II в. н. э. образовали мощный Аланский племенной союз. Ко-чевья этого союза на востоке доходили до Аральского моря. Аланский язык стал господствующим в сарматской среде. В Боспорском царстве греческих переводчиков спе­циально обучали знанию аланского языка.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.