![]()
|
||||||||||||||||
3. Описание г.Мариуполя. 1820 г. 2 страницаДревнеямная культура Донбасса известна в основном по погребениям. Всего их раскопано около 100. Все они совершены в простых прямоугольных или овальных ямах и перекрыты деревянным настилом или каменными плитами. Возле погребенных находят глиняные сосуды яйцевидной формы. Орнамент на таких сосудах выполнен оттиском шнура. Погребальный инвентарь включает кремневые наконечники копий, костяные гарпуны и крупные булавки, бронзовые бусы и украшения. Антропологически (антропология — наука о происхождении и строении человека) древнеямники были рослыми и хорошо сложенными людьми. Они являлись индоевропейцами. Индоевропейская общность сформировалась в энеолите и бронзовом веке и включает в себя предков многих современных народов Евразии. КАТАКОМБНАЯ К индоевропейцам относятся и племе- культуры сменили древнеямников и существовали на обширных просторах Левобережной Украины в ХХП-ХVП вв. до н. э. В Приазовье древнеямные и катакомбные племена некоторое время сосуществуют. Хозяйство катакомбников было во многом такое же, как и у предшественников. Быт и образ жизни был таким же пастушеским. Редкие поселения известны только в лесостепи. Одно из них найдено в Славяногорске. В степи сохранились только подкурганные захоронения.
Погребальный обряд катакомбных племен резко отличается от всех остальных. Своих умерших эти племена хоронили в могилах, имеющих входную яму •(она называется дромос) и боковую камеру. Погребенный помещался в камере, вход в нее перекрывался деревянными плахами или каменной плитой. Умершего клали в скорченном положении (как в утробе матери до рождения) на камышовую подстилку или коврик, рядом помещали несколько красивых орнаментированных оттиском шнура сосудов с плоским дном, кусочки охры, глиняные курильницы (чаша для благовония), бронзовые ножи и тесла, бронзовые и костяные украшения, другой погребальный инвентарь. Иногда в череп погребенного вставляли глиняные модели глаз, носа, рта и ушей. По поверьям тех времен, душа из такого «запечатанного» со всех сторон черепа не могла вернуться в мир живых. Сверху насыпали большой земляной курган. В целом погребальный обряд катакомбных племен отличался большой пышностью и требовал больших затрат. Тем не менее, наши предки не считались с такими затратами. Достаточно вспомнить, какое место погребальный культ занимал в жизни египетского общества. У катакомбников, как и у египтян, существовал обычай деформации черепов у представителей наиболее знатных родов. В Донецкой области исследовано около 500 катакомбных могил. Особенно много их в Славянском и Артемовском районах. Древнеямные и катакомбные племена находились на том уровне общественного развития, когда из массы рядовых общинников выделяются наиболее авторитетные воины и сосредотачивают в своих руках власть. Военные стычки между родами и племенами из-за скота и пастбищ становятся обычной практикой в жизни пастушеских народов. Социальная и имущественная дифференциация (т. е. расслоение общества на богатых и бедных) хорошо видна по погребальным сооружениям и инвентарю, особенно у ка-такомбников. У некоторых воинов, погребенных в катакомбах, находят особые символы власти в виде сверленых булав из дорогого привозного камня. Выделяются также погребения ремесленников, мастеров-металлургов, скорняков и др. В XVI в. до н. э. в Донбассе кочевали племена так называемой культуры многоваликовой керамики. Их памятников известно совсем немного. СРУБНАЯ В XV в. до н. э. ситуация в степи и лесосте-КУЛЬТУРА пи резко меняется. Из далекого Поволжья на Левобережную Украину и в Подонье пришли многочисленные ираноязычные племена так называемой срубной археологической культуры. Они полностью осво-или донецкие земли. Экономика срубного общества была основана на комп-лексном земледельческо-животноводческом хозяйстве. Земледелие было преимущественно мотыжным. В неко-торых районах, возможно, применялась простая соха. Ос-новной сельскохозяйственной культурой был ячмень. Он требовал простых агротехнических приемов. Для выращи-вания зерновых культур обрабатывались небольшие уча-стки в поймах рек и балок с толстым плодородным слоем земли. В лесостепных районах Подонцовья участки для посевов часто приходилось отвоевывать у леса. Кустарни-ки и деревья вырубались, а затем сжигались. Посев зер-новых культур производился, как правило, не отдельными зернами россыпью, а колосками. Вырастав-ший из колоса кустик легче было срезать при помощи сер- па. Серпы отливались из бронзы. Это были обычные изогнутые серпы с крюком для рукоятки, а также тяжелые широкие слабоизогнутые серпы-секачи, которыми легко можно было подсечь любой куст. Металл экономили, поэтому часто употребляли серпы из деревянной или костяной оправы и острого кремневого вкладыша. Собранное зерно хранили в больших глиняных сосудах емкостью до 10-12 литров. Зерно растиралось на каменных зернотерках либо дробилось в ступках. Зернотерки имели вид двух больших скрещенных каменных плит. Растереть зерно в муку при помощи таких приспособлений было довольно трудно, поэтому варились в основном каши из толченного зерна (т. е. из крупы). Из муки выпекались простые лепешки. Животноводство срубных племен было в основном придомным. В теплое время года скот свободно выпасался вокруг поселков, зимой содержался в загонах или в жилищах людей. Разводили в основном быков и овец. Часть продуктов давали охота и рыболовство. Земледельческо-скотоводческая экономика определила оседлый образ жизни срубных племен. Они проживали в больших поселках, расположенных на берегах рек и балок. Иногда поселки образуют небольшие скопления. Их населяли близкие между собой роды. В Донецкой области найдено несколько сотен срубных поселков, более десятка из них раскопаны археологами. Благодаря раскопкам мы хорошо знаем устройство жилищ и многие бытовые детали. Приемы домостроительства были разными в разных географических регионах Донбасса. В Подонцовье на поселениях у Усова Озера, Лиманского Озера, села Ильичев-ки Краснолиманского района найдены жилища, возведенные с использованием дерева. Жилища имели вид полуземлянок и углублялись в грунт на 1, 0-1, 2 метра. Размеры котлованов — 4 на 8-10 м. В донецкой лесостепи котлованы облицовывались деревянными плахами. Такими же делались наземные стены. Двускатную крышу поддер- Реконструкция посулка срубной культуры живали тяжелые опорные бревна. Деревянные столбы поддерживали также стены. Внутри жилищ вдоль стен оставлялась земляная ступенька. Она покрывалась деревянным настилом и служила нарами или лежаком. Иногда жилище делилось перегородкой на несколько камер. В центре сооружались открытые очаги, различные хозяйственные приспособления. В зимнее время на них готовили пищу, плавили бронзу. В южных районах области в бронзовом веке, как и сейчас, господствовала степь, деревьев было мало. В качестве
основного строительного материала использовался ка-мень. Культура приазовских срубников хорошо изучена по раскопкам поселения у поселка Безыменное Новоазов-ского района. Здесь возводились обычные по размеру полу- землянки. В отличие от подонцовских жилищ, кот-лованы южных полуземлянок облицовывались большими поставленными на ребро каменными плитами или клад-кой из более мелких камней. Наземные стены возводились из земляных (дерновых) кирпичей. Крыша была тростни-ковой и поддерживалась несколькими бревнами. Как вид-но, дерево использовалось только при устройстве кровли. Срубные мастера были прекрасными гончарами. Посу-ду лепили из местной глины и обжигали ее на костре. Вся срубная посуда плоскодонная. Прочерченные зигзаги, тре-угольники, налепные валики украшали верхнюю часть столовых сосудов. Больших успехов достигла обработка ко-сти. Из рога и кости делались наконечники стрел и гарпу-ны, пряжки, спицы, украшения, различные орудия для
Бронзовые изделия срубной культуры (кинжалы, копья, топоры-кельты. ). Донецкая обл. обработки шкур животных. Судя по этим инструментам, срубники умели производить кожи разных сортов, замшу. Особое значение в жизни срубных племен занимала металлургия бронзы. Донецкие срубники не только использовали изделия из привозного металла, но и научились выплавлять свою медь. Карьеры по добыче медной руды располагались у сел Выскривка, Пилипчатино, Клиновое в Артемовском районе. В этом месте на поверхность выходят содержащие медь залежи малахита и азурита. Карьеры достигали 100-1200 метров в длину и несколько метров в глубину. Глыбы руды дробились в карьерах тяжелыми каменными молотами весом 5-8 кг. Добытую руду перетирали на каменных плитах терчниками и пестами, освобождали от пустой породы. Рядом с карьерами располагались временные поселки горняков- металлургов. Здесь руда нагревалась в специальных горнах-плавильнях и из нее выплавлялась медь. После добавления в медь олова получался прекрасный прочный и легкоплавкий металл — бронза. На долговременных поселках металлургов в Подонцовье (Усово Озеро и др. ) из бронзы отливали разнообразные изделия: топоры, тесла, долота, ножи и кинжалы, украшения. Эта продукция распространялась не только в Подонцовье, но поступала в Приазовье и к северным племенам.
Своих умерших сруб-ники хоронили в основном в курганах. В простой неглубокой могиле археологи находят, как правило, лежащий на боку скорченный костяк и один сосуд. Иногда могила сделана в виде невысокого деревянного сруба или каменного ящика из больших плит. Редко встречаются грунтовые погребения без курганов. Один из таких могильников раскопан в Дружковке. Над каменным ящиком с погребением подростка найден срубный сосуд с загадочными письменами и изображением стилизованной головы быка. Письмена и бык иллюстрируют древнеиндийские мифы о строении мира. Известно, что срубные племена были индоевропейцами. На рубеже ХП-ХI вв. до н. э. в Подонцовье проникают племена так называемой бондарихинской археологической культуры. Эта культура сформирована выходцами из более северных районов лесостепи. Происходит смешение населения, двух традиций домостроения, изготовления керамики, бронзовых изделий. В ХI-Х вв. до н. э. климат Украины заметно меняется, становится более сухим и жарким. Климатические изменения существенно повлияли на расселение людей в Донецком крае. Вопросы и задания: 1. Составьте хронологическую таблицу культур энеолита и бронзового века нашего края. 2. Охарактеризуйте экономику пастушеских племен Донбас-са. 3. Что вы можете сказать об экономике срубной культуры? 4. Какие приемы домостроения использовали срубники Подон-цовья и Приазовья? 5. Расскажите о металлургии срубных племен Донбасса.
ТЕМА 3. РАННИЙ ЖЕЛЕЗНЫЙ ВЕК На юге Восточной Европы люди научились выплавлять Железо и выковывать из него изделия приблизительно в IX и. до н. э. К тому времени иссушение климата достигло своего наивысшего предела. Степи распространились максимально широко. Основная часть населения была вынуждена перейти в районы, более благоприятные для земледелия. В степной полосе остались только немногочисленные племена, со временем сумевшие изменить свой образ жизни и перейти к кочевому скотоводству. В IX в. до н. э. степи вновь, более чем на 15 веков, заселяют ко- чсннИКИ. КИММЕРИЙЦЫ Первым кочевым народом раннего железного века были так называемые киммерийцы. Этот народ был хорошо известен древним грекам. Смутные отголоски мы находим уже у Гомера в " Одиссее». Более определенно говорит о киммерийцах древнегреческий историк и путешественник Геродот, ко-торый называет их предшественниками скифов. В под-тверждение он пишет: «... и теперь еще есть в Скифии Киммерийские стены, есть Киммерийская переправа..., есть и так называемый Киммерийский Боспор (Керчен-ский пролив)». Активность этих степных кочевников была столь значительной, что в своих походах они Прони-кали вплоть до Малой Азии. Ассирийские клинописные глиняные таблички содержат сведения о разгроме кимме-рийцами в 714 г. до н. э. урартского царя Русы I. Походы киммерийцев в Малую Азию продолжались и при скиф-
Основное участие в формировании киммерийцев приняли местные племена позднебронзового века. Перейдя к кочевому образу жизни, эти племена создали новые обычаи и формы культуры, широко представленные в степной полосе Евразии. Для кочевого мира характерно быстрое распространение новых идей, вещей и информации. Это делает культуру кочевников очень похожей на широких пространствах, удаленных на сотни и тысячи километров. Киммерийцы вели подвижный образ жизни и известны исключительно по погребениям и кладам. Своих поселков у них не было. Умерших хоронили в курганах бронзового века, иногда возводили свои насыпи. На ранних этапах погребенные всегда были скорчены, потом появились вытянутые погребения. В могилах находят бронзовые удила, детали конской сбруи и уздечного набора, литые и костяные наконечники стрел, редкие украшения из золота, глиняные кубки и корчаги, бляшки, костяные застежки, иногда дорогую посуду, цилиндрические сверленые каменные молоты, биметаллические (т. е. сделанные из железа и бронзы) мечи и кинжалы. Особой известностью пользуется киммерийское погребение у села Черногоровка в Бахмутском уезде (часть современного Артемовского района), раскопанное в начале века Город-цовым В. А. Здесь найдены бронзовые удила и всевозможные бляшки, налобный венчик из бронзы — признак воина. Киммерийские воины носили в левом ухе золотую серьгу. Погребения этого времени обнаружены также у сел Луганка и Веселая Долина, Камышеваха Артемовского района. Многие вещи из киммерийских погребений были привозными с запада (в основном посуда) и Кавказа (мечи, украшения). Судя по известным именам собственным, киммерийцы были ираноязычным народом. Интересен обычай киммерийцев зарывать в насыпь кургана клады ИЭ дорогих кавказских бронзовых уздечных наборов. Та-кие наборы часто бывают парными, т. е. являются остат-ками упряжи колесниц. В VII в. до н. э. киммерийская культура Северного При-черноморья полностью сменяется скифской. СКИФЫ Скифская культура во многом является продолжением киммерийской. Но все античные (древнегреческие и римские) авторы пишут о том, что пришедшие с востока скифы изгнали киммерийцев и захватили их земли. Во многом похожие на киммерийцев ираноязычные скифы действительно вступили с ними в поенный конфликт и вытеснили основную массу за пре-Двлы причерноморских и приазовских степей. Скифы были такими же кочевыми скотоводами, обитав-шими до нашествия в Восточную Европу на далеких про-ОТорах Азии. Свое господство они установили сразу же после покорения киммерийцев. Важную роль в сложении классической скифской культуры сыграли переднеазиат-ские походы скифов в VII в. до н. э. После проникновения в Восточную Европу наиболее крупное объединение скифов обосновалось на Северном Кавказе. Именно отсюда они со-вершали свои походы в Переднюю Азию. Ассирий-ские клинописные документы сообщают о скифах начиная О 70-х годов VII в. до н. э., когда скифы под предводительством царя Ишпакая выступили в борьбе с Ассирией. На Древнем Востоке скифы были известны под именем ишкуза или ашкуза. При царе Партатуа, наследнике Ишпакая, ассирийцам удалось привлечь скифов на свою сторону. Роль скифов особо возросла при сыне
Согласно Геродоту, в степях к востоку от Борисфена (Днепр) до Геррос (Молочная) жили скифы-кочевники, а дальше до Меотиды (Азовское море) и до Танаиса (Дон) находились земли царских скифов, которые называли всех остальных своими рабами. Земли Донецкого края входили непосредственно во владения царских скифов. Собственно, эти скифы и составляли основное ядро скифского мира. Царские скифы управлялись могущественными владыками. Их могилы находились в области Герры (современная Запорожская область). Скифы кочевали по степи со своими стадами, почти не делая остановок. В Донецкой области найдены следы только двух таких кратковременных скифских стоянок. Одно из них, наиболее крупное, находится у села Райгородок близ Славянска. На распаханной поверхности стойбища находят фрагменты скифской и греческой керамики, бронзовые наконечники стрел. Во время постоянных перекочевок семьи скифов и их небогатый скарб находились в больших телегах, покрытых сверху войлочным шатром. Телеги имели до шести колес и запрягались безрогими быками, согласно Геродоту. Весь день скифские мужчины проводили в седле. Во время частых военных столкновений скифские воины одевали кожаные или металлические пластинчатые доспехи, бронзовые шлемы греческой работы, боевые пояса, вооружались акинаками, копьями, чеканами. Военное ремесло было в большом почете у скифов. Геродот пишет: «Ежегодно раз в году каждый начальник в своей] области приготавливает большую чашу вина, из которой и мот лишь те скифы, которые умертвили врагов, горим не удалось это сделать, не вкушают... вина с адятся отдельно; это самый тяжкий позор для них». К и киммерийцы, скифы были прекрасными наездниками и стрелками из лука. Скифский лук был сильно изогнут, отличался небольшими размерами и мощностью. Стрелы делались из тростника. Стрелы (до 300 штук) и лук помешались в специальный футляр — горит. Единичные находки скифских бронзовых стрел известны практически по псей Донецкой области. ДВУГОРБАЯ В нашем крае найдено более десятка МОГИЛА скифских курганных захоронений V-II вв. до н. э. Наиболее известны два из них — Двугорбая Могила близ Мариуполя и Передериева Моги-ла у Шахтерска. Двугорбая Могила — грандиозное сооружение высотой более 5 и диаметром до 60 метров. Сверху кургана в древности стояла каменная скифская фигура. Насыпь была укреплена сверху большими каменными м лигами. Под насыпью обнаружена могила, в которой ле-жали пять слуг. Рядом были ямы с инвентарем. В одной из них находился большой бронзовый котел на одной ножке с костями ягненка внутри, в другой — 19 остродонных греческих амфор, в третьей — остатки деревянной колесницы. В центре площадки под насыпью была вырыта исходная яма в виде шахты глубиной 10 м. От нее отходи-ли в стороны две камеры, в которых был погребен богатый скифский аристократ. К сожалению, обе эти камеры оказались начисто ограбленными в древности. При раскопках кургана обнаружен грабительский лаз, который шел от края насыпи прямо к своду камеры. Такая участь постигла практически все царские скифские захоронения. Находки в Двугорбой Могиле практически полностью соответствуют картине погребения царя, описанной Геро- дотом. После смерти владыки его тело бальзамировали и в течение 70 дней возили на деревянной двуколке по подвластным территориям. Затем его привозили в местность, где находились царские могилы. Вырывали глубокую яму и подземные камеры и хоронили туда царя вместе со своими слугами, лошадьми и большим количеством вещей. Погребали также котел с заупокойной пищей, двуколку, телохранителей. Сверху насыпали большой курган.
Богатый, но также ограбленный в древности скифский курган высотой 3 метра (Передериева Могила) был раскопан у Шахтерска. Вся поверхность насыпи была покрыта крупными песчаниковыми плитами. Под насыпью сохранилась яма размерами 5 на 4 м и глубиной 3 м с несколькими мелкими предметами. Самая главная находка — золотой шлем — была спрятана в небольшом тайнике. На шлеме изображены шесть крупных фигур — двое стариков сражаются с четырьмя юношами. Эта сцена иллюстрирует пересказанный Геродотом миф о том, что после возвращения из азиатских походов скифов враждебно встретили потомки оставшихся жен и рабов. В мифе отражены отголоски борьбы меж- Золотой шлем и., кургана ДУ различными скифс- Передериева Могила кими родами, многие из которых разбогатели и окрепли в период азиатского иладычества. Золотой шлем был изготовлен по заказу богатого скифа в одной из греческих ювелирных мастерских, скорее всего, в Боспорском царстве. Здесь делалось много золотых художественных изделий для скифской знати. Отношения между греками и скифами носили в основном мирный характер. Греческие колонисты смогли поселиться в Северном Причерноморье и строить свои города-полисы только тогда, когда скифы окончательно утвердились на своих землях и создали стабильную политическую ситуацию. Скифы продавали грекам рабов, скот, кожи и взамен получали хлеб, масло и вино, дорогую утварь, оружие и прекрасные произведения искусст-ва из золота и его сплавов. Менее значительные скифские захоронения обнаруже-ны и окрестностях Мариуполя, у сел Шевченко Володарского района и Стыла Старобешевского района, у города Новоамвросиевка. В них также содержались предметы нооружения, остатки пластинчатых медных и железных панцирей, детали конской упряжи, обломки бронзовой греческой посуды, бляшки в скифском зверинном стиле. В Ш-П вв. до н. э. скифов постепенно начинают теснить сарматы. Границы земель кочевых скифов заметно сокращаются. Они были вынуждены откочевать на запад Ц Днепр и в крымские степи. В Крыму скифы смешались с местным таврским (отсюда название Крыма — Таврида) населением и еще долго сохраняли свои язык и обычаи. САРМАТЫ В степях Причерноморья во II в. до н. э. установилось господство сарматских племен. Римский историк Диодор Сицилийский сообщает, что сарматы «опустошили значительную часть Скифии и... пре-вратили большую часть страны в пустыню». Сарматы, как и скифы, были ираноязычными кочевниками и сформи-
Античные авторы упоминают несколько наиболее крупных сарматских племен. Ими были аорсы, языги, роксоланы, сираки и аланы. Сарматские племена полностью покорили Скифию, Тамань и земли Северного Кавказа. Под их контролем оказались все греческие полисы Северного Причерноморья. Особенно сильным было влияние сармат в Боспорском царстве. В боспорских городах сарматы смешивались с греками и синдо-меотским (синды и меоты — народы Восточного Приазовья) населением и оседали на землю, в степях по-прежнему вели кочевой образ жизни (см. документ № 3). Ближайший к Донбассу античный полис с греческим и полуоседлым сар-мато-меотским населением — город Танаис недалеко от Таганрога. В донецких степях известны только могилы кочевых сармат. Они изредка встречаются под небольшими курганными насыпями. У села Новолуганское Артемовского района найдено воинское мужское погребение. Воина сопровождали железные нож и кинжал, лук и колчан со стрелами (более 80 шт. ).
Женское сарматское захоронение раскопано у села Ва-сильевка Старобешевского района. Среди находок выделяются круглое серебряное зеркало и золотые украшения. К сарматскому времени относится разрушенный курган у поселка Острый Марьинского района. В нем обнаружены фрагменты римских амфор, сарматский железный меч и очень крупная пластина, которая защищала грудь боевого коня. Предметы вооружения и конская сбруя найдены в сарматском кургане у поселка Квашино Амвросиевского района. Здесь сохранились железный меч и тяжелые железные наконечники копий. Этим оружием обладал тяжеловооруженный всадник — катафрактарий. Катафракта — действующая в сомкнутом строю тяжелая конница. Римляне взяли на вооружение это сарматское оенное новшество. Жизнь кочевых сармат отличалась табильностью на протяжении нескольких веков. Сарматы продолжали господствовать во всем Северном Причерноморье и с наступлением новой эры. Вопросы и задания: 1. Кто такие киммерийцы? 2. Когда скифы впервые появились в нашем крае? 3. Назовите богатые скифские захоронения в донецких степях. 4. Какие отношения были между греками и скифами? 5. Расскажите о сарматском господстве в донецких землях. 6. Как охарактеризовал жизнь сарматов римский историк Ам-миан Марцеллин? Документы: 1. Римский историк Плутарх «... Киммерийцы, которые впервые стали известны древним эллинам, представляли собой незначительную часть целого, которая в виде изгнанного ими вследствие возмущения, под натиском скифов, перешла от Меотиды (Азовское море) в Азию под руководством Лигдамиса». 2. Древнегреческий историк Геродот. «История» «... сарматские женщины... ездят верхом на охоту с мужьями и без них, выходят на войну и носят одинаковую с мужьями одежду... Относительно брака соблюдаются у них следующие правила: ни одна девушка не выйдет замуж, пока не убьет трех неприятелей... » 3. Римский историк Аммиан Марцеллин. «История» «Сарматы питаются мясом и в изобилии молоком, живут в кибитках с изогнутыми покрышками из древесной коры и перевозят их по беспредельным степям. Все, кто по возрасту и полу непригодны для войны, держатся около кибиток и занимаются мирным делом; а молодежь, с раннего детства сроднившись с верховой ездой, считает позором ходить пешком; все они вследствие разнообразных упражнений являются дельными воинами». ТЕМА 4. ЭПОХА ВЕЛИКОГО ПЕРЕСЕЛЕНИЯ НАРОДОВ Эпохой Великого переселения народов принято назы-вать период с IV по VII вв. Этот период истории находится на стыке античности и раннего средневековья. За это время в степях Восточной Европы сложилось и рухнуло несколько мощных племенных союзов. Одно нашествие слндует за другим. В эпоху Великого переселения наро-дов складывается этническая основа многих современных государств. Наиболее важную роль в калейдоскопе событий IV-VIIвв. играли ираноязычные аланы, германоязыч-ные готы и тюркоязычные гунны и болгары, сформировавшиеся в различных уголках Евразии. В первых веках нашей эры По-донье и степные районы Донецкого
|
||||||||||||||||
|