|
|||||
ПРИМЕЧАНИЯ 5 страница ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
ПРИМЕЧАНИЯ
· 1Ср. V 126. · 2Подобные «депортации» целых народностей практиковались властителями Вавилона, Ассирии и Персии (ср. так называемое «Вавилонское пленение»). Возможно, что Дарию пришла мысль переселить часть ионян в Финикию. · 3Гистией мог опираться на недовольные Дарием элементы в Малой Азии. Персидские заговорщики, вероятно, принадлежали к числу сторонников устраненного Дарием сатрапа Орета (ср. III 120, 126, 128). · 4Уничтожение Аристагором тирании в Милете послужило сигналом к низвержению тиранов в ряде ионийских городов и установлению так называемого народного правления. Тирания как демократическая диктатура была переходной властью. Как только власть аристократии была сокрушена, то городские элементы стали воспринимать тиранию как пережиток, мешающий развитию рабовладения, свободного торгового оборота и демократических учреждений (ср.: С. Я. Лурье. История, стр. 116). · 5Т. е. Гимей и сатрапы II (лидийской) и III (фригийской) сатрапий Артафрен и Отан (ср. выше, V 122, 123). · 6В собрании в Панионии (на п-ове Микале) участвовали только представители восставших городов. Города, оставшиеся верными персам, не прислали делегатов. Во главе восстания стояли и «демократические» партии в городах, представляющие интересы торгово-ремесленных кругов, заинтересованных в торговле с Понтом и в сбыте туда ремесленных изделии. · 7См. выше, V 37. · 8В подлиннике ἀ γ ν ο μ ο σ ύ ν η (блажь, тупое упрямство). · 9Геродот описывает здесь самый важный маневр античной военно-морской тактики. Он был изобретен фокейцами и затем воспринят другими греческими городами. Нападающий корабль должен был пройти между двумя вражескими кораблями так, чтобы сломать им весла и лишить их маневренности. В образовавшийся прорыв входили затем другие корабли и охватывали вражеский флот с тыла. Воины с корабля, проходя мимо вражеских кораблей, осыпали их градом стрел и камней, чтобы воспрепятствовать контрманевру. Подобная тактика требовала молниеносного исполнения приказа командой нападающего корабля и предполагала долгую тренировку. Против этого-то и протестовали экипажи кораблей и воины. · 10Они предпочли, как и самосцы, снова принять изгнанных тиранов. Геродот — поклонник Самоса делает все возможное, чтобы обелить Самос и династию Поликратидов: он оправдывает даже измену самосских стратегов в битве при Ладе и жестокости персов на острове (ср.: С. Я. Лурье. Геродот, стр. 94—95). · 11Хиосцы удачно провели в битве маневр, которому их обучил фокеец Дионисий. · 12Город Эфес не примкнул к восстанию. Геродот пытается ссылкой на праздничную процессию в честь Деметры (Фесмофории) оправдать позорное поведение эфесцев по отношению к своим землякам-ионянам. · 13В подлиннике γ α ῦ λ ο ς (финик. ) — слово, означающее определенный тип корабля (грузовой корабль). · 14Карфагеняне и этруски господствовали тогда в западной части Средиземного моря. · 15Милет пал, вероятно, осенью 494 г. до н. э., на шестом году ионийского восстания, которое началось в 499 г. до н. э. · 16В Дидимах был храм Аполлона со знаменитым оракулом (развалины храма у совр. Гиеронды). Ксеркс приказал перенести оракул в Бактрию. Часть милетян после взятия города была переселена в Бактрию. · 17См. выше. I 92; V 36. · 18Драма Фриниха не сохранилась. Это была первая известная нам попытка изобразить на сцене исторические события. · 19Речь о сторонниках так называемой народной партии, которые после изгнания тиранов ввели на Самосе демократию, а теперь решили эмигрировать в Сицилию. Напротив, беднота на острове стояла за подчинение персам. Персы вовсе не были защитниками греческой бедноты: они поддерживали любую партию, которая обращалась к ним за помощью (см.: С. Я. Лурье. История, стр. 192). · 20Персы восстановили на Самосе, как и в других ионийских городах, власть тиранов. · 21Гистией укрепился в Византии, чтобы перехватывать идущие в Грецию корабли с грузом хлеба и блокадой заставить греческие города примкнуть к ионийскому восстанию. · 22Вероятно, одна из школ, где обучали чтению и письму. · 23Это сообщение — позднейшая вставка: на гористых островах, испещренных ущельями и расселинами, подобная тактика совершенно невозможна. · 24Ионийские города были покорены сначала лидийским царем Крезом, потом при Кире персидскими полководцами Мазаресом и Гарпагом и, наконец, в царствование Дария. · 25См. выше, V 117. · 26Византий и Калхедония были предмостными укреплениями персов уже во время скифского похода Дария I. Персы могли, опираясь на эти города, отрезать Грецию от понтийского хлеба. Египет — вторая страна, экспортировавшая хлеб, была также в руках персов. Поэтому грекам оставалось только импортировать хлеб из Сицилии. · 27Оракул, разумеется заранее подготовленный, посоветовал долонкам обратиться к Мильтиаду, сыну Кипсела. · 28Священная дорога вела из Дельфов в Фокиде через Коронею и Фивы (в Беотии) в Аттику. На всем протяжении пути послы находились под покровительством божества, и поэтому благочестие предписывало оказывать им гостеприимство. · 29Род Мильтиада (как Алкмеониды и Писистратиды) возводил свое происхождение к героям Троянской войны. · 30Т. е. в самом узком месте фракийского Херсонеса. · 31Т. е. гимнастические состязания. · 32Пританей — служебное здание совета. Там находился алтарь Гестии, богини домашнего очага. · 33См. ниже, VI 103. · 34Из сообщения Геродота вытекает, что неудачный исход скифского похода Дария ослабил положение греческих тиранов на Геллеспонте. · 35Геродот возвращается теперь к событиям 493 г. до н. э. · 36Финикийские корабли, вероятно, подстерегали Мильтиада при выходе из Сардонического залива. · 37Имброс не был еще тогда захвачен персами. · 38Артафрен, сатрап II (лидийской) сатрапии, управлял тогда и I сатрапией, куда входили и греческие города. Определив территорию каждого греческого города, он обложил их соответственной податью и затем установил мир между греческими городами. Этими мерами персы привлекли на свою сторону влиятельные группы ионян и таким образом обеспечили себе тыл в предстоящей войне. · 39Именно весны 492 г. до н. э. · 40Под «эллинами» здесь имеется в виду Гекатей Милетский. Эллинские тирании оказались тогда для персов опаснее, чем так называемые демократии. · 41Македония была подчинена Бубару, уполномоченному сатрапа Мегабаза (ср. выше, V 18—21). · 42Город Аканф получал большую выгоду от строительства Ксерксом Афонского канала и поэтому всемерно поддерживал предприятие. · 43Хронология источников Геродота здесь ненадежна. Эти события должны были относиться уже к 490 г. до н. э. — году Марафонской битвы. · 44Данные касаются годовой производительности рудников. · 45Отсюда следует, что еще до первого похода Дария в Греции образовался союз городов под руководством Спарты. Эгина — постоянный соперник Афин, закрывающая им выход в открытое море. По наущению Афин Спарта как общепризнанный вождь Эллады требует от эгинцев заложников в обеспечение того, что Эгина не станет на сторону персов в случае их нашествия. · 46Криос — баран. · 47Речь идет наряду с другим, быть может, о каком-нибудь недошедшем произведении Гесиода. · 48Передаваемое здесь Геродотом предание не имеет никакого отношения к древним легендам о переселении дорийцев, а является измышлением поэтов на службе у правящих аристократических родов. · 49Геродот хочет здесь сообщить то, что рассказывали о происхождении спартанских царей в остальной Греции, кроме Спарты. · 50Геродот имеет в виду логографов. · 51Цари были верховными жрецами спартанского племенного бога и бога неба. · 52Цари занимали почетные места не только на празднествах, но и на общих обедах (сисситиях). · 53Два ежемесячных праздника у спартанцев были новолуние и день рождения Аполлона (седьмой день каждого месяца). · 54Проксенами в Спарте назывались избранные царями граждане, оказывавшие гостеприимство иностранцам и защищавшие их интересы. · 55Полученное предсказание оракула записывалось на коже и затем хранилось царями. · 56Речь идет о дочери — единственной наследнице, которая после брака приносила в семью мужа все свое имущество. · 57Имеется в виду охрана безопасности на дорогах. · 58Речь идет о заседаниях совета старейшин (геронтов). · 59Периэки, принадлежавшие к дорийским и додорийским племенам, обладали в противоположность совершенно бесправным илотам некоторыми политическими правами (например, местным самоуправлением). Наряду с воинской повинностью они должны были выставлять траурную свиту при погребении царей. · 60Имеется в виду погребальная песнь в честь покойного, в которой восхвалялись его заслуги. · 61Святилище Елены и Менелая (Менелайон) находилось к юго-востоку от Спарты. Здесь, по преданию, были погребены Менелай и Елена. При раскопках святилища была найдена статуэтка нагой женщины (ок. 680 г. до н. э. ). Подобные статуэтки в это время были еще редки. · 62В святилище Феба (Фебеон), по верованию спартанцев, были погребены Диоскуры. · 63Т. е. влияние эфоров тогда не было еще столь значительным, чтобы они в этом вопросе могли вступать в спор с царем. · 64Истец и ответчик перед началом процесса должны были принести клятву в том, что их утверждения истинны. Затем начинался суд. · 65Сообщение об этом случае показывает, насколько скептически относился Геродот к поступкам жрецов, изрекавших предсказания оракулов. · 66Речь идет об области Элиде. · 67Царь со свитой укрепился в аркадской Тегее, откуда и пытался захватить Спарту. · 68Уже Гомер и Гесиод упоминают Стикс. Водой этой реки у Гомера клянутся боги. Вокруг Стикса образовался религиозный центр аркадских племен. · 69Ср. выше, V 66. · 70Ср. выше, V 74. · 71Другую часть предсказания Геродот сообщает в VI 19. Для своего труда Геродот, по-видимому, пользовался сборниками предсказаний оракулов отдельным городам. · 72Дракон был знаменем воинов Аргоса. · 73По описанию Геродота выходит, что роща была окружена стеной, за которой укрепились аргосцы. · 74Речь идет о части додорийского населения, которое до того не имело никаких политических прав. · 75Под Фасисом имеется в виду р. Аракс. Скифы всякий раз вторгались в Мидию через проход у Дербента. · 76Здесь, по-видимому, следует иметь в виду нападения лидийских царей на ионийские города в первой половине VI в. · 77Опознавательные таблички, или «хирограф», который предъявлялся при получении денег. На этом хирографе (на коже) дважды писали текст документа и между обоими текстами оставляли пространство, где писали слово «хирограф». Затем в этом месте разрезали кожу пополам. При представлении хирографа обе половины должны были совпасть. Главк, по-видимому, уничтожил или спрятал свою половину хирографа. · 78Вымирание собственного рода было для тогдашних греков самой страшной угрозой. · 79Праздник в честь Посейдона праздновался в его храме в Сунии (мыс на юге Аттики). Знатнейшие афиняне отправлялись туда на государственном корабле. · 80В подлиннике π α χ έ ε ς (толстые, жирные) — крупные торговцы. Они скопили себе капиталы на понтийской торговле хлебом или на эксплуатации серебряных рудников в Фессалии. Их противниками были разоренные хлебным экспортом мелкие крестьяне и городские ремесленники. · 81Эгинцы нарушили право убежища храма Деметры. · 82Цифры указывают лишь на то, что сумма, наложенная на Сикион и Эгину, была очень велика. Так, подати с ионийских городов I персидской сатрапии составляли только 300 талантов серебром (ср. выше, III 90). · 83Греческое пятиборье — это состязание в прыжках, беге на скорость, метании диска, метании копья и борьбе. · 84Неудачное нападение сатрапа Мегабата и тирана Аристагора на Наксос послужило внешним поводом к ионийскому восстанию (ср. выше, V 33—34). · 85Делос, по преданию, был местом рождения Аполлона и Артемиды. Приведенный эпизод показывает, как персы старались оказать уважение чужеземным богам. · 86Речь идет о количестве ладана ценностью в 300 талантов. Числа приведены для указания огромного количества. · 87Геродот подводит здесь итог за время от начала Персидской войны в 490 г. до н. э. до первого периода Пелопоннесской войны (от 431 до 421 г. ). · 88Объяснение Геродотом персидских трех царских имен показывает, что он совершенно не знал иранских языков. · 89Ср. V 77. Эти клерухи оставались афинскими гражданами и числились в списках граждан. · 90Высадившись в области Эретрии, Датис находился поблизости от Беотии, где существовала сильная проперсидская партия, и от Аттики — непосредственной цели его похода. · 91Каждая из десяти аттических фил являлась также и военной единицей, которая выставляла отряд, состоящий из гоплитов и всадников, и выбирала стратега (командира). Номинально во главе всего войска стоял полемарх, а фактически командовали поочередно 10 стратегов. · 92Кимон был убит после своей олимпийской победы в 524 г. до н. э. · 93Имеется в виду дорога, начинавшаяся у Мелитских ворот и шедшая на север вдоль холма Муз. Κ ο ί λ η (лощина) — район Афин к западу от Пникса. · 94Дорога, по которой шел скороход, вела из Аргоса через Гисии и гору Парфений в Тегею и оттуда в Спарту. · 95Так называемый грот Пана в Афинах находился между акрополем и ареопагом. · 96Спартанцы справляли в это время праздник Карнеи. Когда послы прибыли в Спарту, оставалось еще 9 дней до полнолуния и конца праздника. Марафонская битва произошла уже 12 сентября 490 г. до н. э. · 97Афиняне укрепились за стеной, окружавшей рощу святилища Геракла. · 98Платейцы не вступили в Беотийский союз во главе с Фивами. · 99Полемарх — член коллегии из 9 архонтов, которые тогда управляли Афинами. Коллегия состояла из архонта-эпонима, архонта-басилея (царя), полемарха и 6 фесмофетов. Архонт-эпоним, по которому назывался год, в это время решал вопросы, связанные с семейным и наследственным правом. Архонт-басилей был верховным жрецом и председателем ареопага. Полемарх — первоначально главный военачальник — фактически в это время не имел военной власти. Фесмофеты исполняли только судебные обязанности. · 100На правом фланге в бою занимал место когда-то афинский царь. Теперь это почетное место по наследству перешло к полемарху. · 101Геродот изображает атаку фаланги гоплитов. Эта фаланга — тесно сомкнутая боевая колонна, глубиной в 8—12 шеренг — при Марафоне в центре состояла только из немногих шеренг (ввиду большого расстояния до врага). При этом нужно было избегать, чтобы при продвижении оба крыла не столкнулись в центре и шеренги не потеряли строя. Фаланга должна была достичь вражеской линии в сомкнутом строю и прорвать ее. Атака фаланги афинян при Марафоне оказалась успешной потому, что персидская конница была уже посажена на суда (да и вообще у персов в этом походе было мало конницы). Поэтому впоследствии Ксеркс велел построить специальные корабли для перевозки конницы. Победа при Марафоне имела преимущественно моральное значение для греков, разрушив представление о непобедимости персов. Военное значение битвы было незначительно (ср.: С. Я. Лурье. История, стр. 197). · 102У персов полководец в противоположность грекам находился в центре боевой линии; его окружали телохранители и отборные сакские отряды. · 103Персы огибали южную оконечность Аттики в направлении к Афинам. · 104Геродот точно передает число павших в битве на основании официальных списков погибших. · 105Датис, вероятно, решил возвратить похищенную статую из внимания к персофильской партии в Беотии. · 106Геродот описывает метод перегонки нефти с выделением асфальта и песка, содержащего сырую нефть (песок он неправильно называет солью). · 107Лакуна в тексте (по Кобету). · 108Из описания Геродота выходит, что тогдашняя добыча сырой нефти ограничивалась добыванием масла. Упомянутые месторождения нефти, вероятно, находились недалеко от современной иракско-иранской границы. Персы называли нефть «раданак». · 109Архонтом-эпонимом во время Марафонской битвы был Фенипп, отец Каллия. Каллием же звали также отца Алкмеонида Гиппоника (стратега 426 г. ). Этот Каллий, конечно, не мог быть современником Писистрата. Здесь Геродот допустил ошибку. · 110Ср. I 46—55. · 111Алкмеон был в Сардах ок. 570 г. до н. э., значит Крез не мог встретиться с ним. · 112Геродот, очевидно, имеет в виду 47-ю Олимпиаду (592 г. ). Эту победу упоминает и Пиндар (Пиф. VII, 14). · 113Геродот передает, по-видимому, содержание стихотворения, восхвалявшего Алкмеонидов. Свадьба Мегакла и Агаристы изображается по образцу мифической свадьбы Пелея и Фетиды. · 114Сибарис разрушен в 510 г. до н. э. кротонцами. · 115В подлиннике τ ὰ μ έ τ ρ α (меры и вес). · 116Не жертва в сто быков, но только богатая праздничная жертва. · 117Грубо-комические пляски, даже непристойного характера. · 118Геродот упоминает рождение знаменитого афинского государственного деятеля Перикла, смерть которого он еще пережил. · 119Подземные богини — Деметра и Персефона. Мильтиад думал, завладев священными сосудами (утварью) богини, которым приписывалась волшебная сила, захватить город. · 120Речь идет о стене, окружавшей священный участок и рощу храма. · 121В аттическом судебном процессе прежде всего разбирался вопрос: виновен или невиновен. После вынесения вердикта о виновности защита имела право произносить защитительную речь о смягчении наказания. · 122Лемнос завоевал не Мильтиад, марафонский победитель, а его тезка-предок, современник Писистрата. Пеласги были жителями области Пеласгиотиды в Фессалии. · 123Так называемая пеласгическая стена принадлежала еще к микенской эпохе (1600—1200 гг. ). Очевидно, ионяне-пришельцы, по преданию, еще не были знакомы с техникой постройки стен и поэтому прибегали при сооружении укреплений к помощи пеласгов. · 124По этому сообщению, пеласги превосходили ионийских пришельцев в умении обрабатывать землю. · 125Геродот передает очень древнее предание о борьбе пеласгов с ионянами за владение источником Каллироей. Этот источник при Писистрате стал называться Эннеакрунос: над ним было построено здание с девятью выходами-отверстиями, через которые текла вода. · 126Пеласги на Лемносе, вероятно, осели из Фессалии. · 127Ср. IX 114—118. Афиняне захватили Геллеспонт еще в 479 г. (в год битвы при Платеях). · 128Дело идет о событии из времен войны Афин против Фасоса в 466 г., когда полководцем был Кимон, отец упомянутого здесь Мильтиада.
|
|||||
|