Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ПРИМЕЧАНИЯ 5 страница



< < <   > > >

ПРИМЕЧАНИЯ

 

· 1Ср. V 126.

· 2Подоб­ные «депор­та­ции» целых народ­но­стей прак­ти­ко­ва­лись вла­сти­те­ля­ми Вави­ло­на, Асси­рии и Пер­сии (ср. так назы­вае­мое «Вави­лон­ское пле­не­ние»). Воз­мож­но, что Дарию при­шла мысль пере­се­лить часть ионян в Фини­кию.

· 3Гисти­ей мог опи­рать­ся на недо­воль­ные Дари­ем эле­мен­ты в Малой Азии. Пер­сид­ские заго­вор­щи­ки, веро­ят­но, при­над­ле­жа­ли к чис­лу сто­рон­ни­ков устра­нен­но­го Дари­ем сатра­па Оре­та (ср. III 120, 126, 128).

· 4Уни­что­же­ние Ари­ста­го­ром тира­нии в Миле­те послу­жи­ло сиг­на­лом к низ­вер­же­нию тира­нов в ряде ионий­ских горо­дов и уста­нов­ле­нию так назы­вае­мо­го народ­но­го прав­ле­ния. Тира­ния как демо­кра­ти­че­ская дик­та­ту­ра была пере­ход­ной вла­стью. Как толь­ко власть ари­сто­кра­тии была сокру­ше­на, то город­ские эле­мен­ты ста­ли вос­при­ни­мать тира­нию как пере­жи­ток, мешаю­щий раз­ви­тию рабо­вла­де­ния, сво­бод­но­го тор­го­во­го обо­рота и демо­кра­ти­че­ских учреж­де­ний (ср.: С. Я. Лурье. Исто­рия, стр. 116).

· 5Т. е. Гимей и сатра­пы II (лидий­ской) и III (фри­гий­ской) сатра­пий Арта­френ и Отан (ср. выше, V 122, 123).

· 6В собра­нии в Пани­о­нии (на п-ове Мика­ле) участ­во­ва­ли толь­ко пред­ста­ви­те­ли вос­став­ших горо­дов. Горо­да, остав­ши­е­ся вер­ны­ми пер­сам, не при­сла­ли деле­га­тов. Во гла­ве вос­ста­ния сто­я­ли и «демо­кра­ти­че­ские» пар­тии в горо­дах, пред­став­ля­ю­щие инте­ре­сы тор­го­во-ремес­лен­ных кру­гов, заин­те­ре­со­ван­ных в тор­гов­ле с Пон­том и в сбы­те туда ремес­лен­ных изде­лии.

· 7См. выше, V 37.

· 8В под­лин­ни­ке ἀ γ ν ο ­μ ο σ ύ ­ν η (блажь, тупое упрям­ство).

· 9Геро­дот опи­сы­ва­ет здесь самый важ­ный маневр антич­ной воен­но-мор­ской так­ти­ки. Он был изо­бре­тен фокей­ца­ми и затем вос­при­нят дру­ги­ми гре­че­ски­ми горо­да­ми. Напа­даю­щий корабль дол­жен был прой­ти меж­ду дву­мя вра­же­ски­ми кораб­ля­ми так, чтобы сло­мать им вес­ла и лишить их манев­рен­но­сти. В обра­зо­вав­ший­ся про­рыв вхо­ди­ли затем дру­гие кораб­ли и охва­ты­ва­ли вра­же­ский флот с тыла. Вои­ны с кораб­ля, про­хо­дя мимо вра­же­ских кораб­лей, осы­па­ли их гра­дом стрел и кам­ней, чтобы вос­пре­пят­ст­во­вать контр­ма­нев­ру. Подоб­ная так­ти­ка тре­бо­ва­ла мол­ние­нос­но­го испол­не­ния при­ка­за коман­дой напа­даю­ще­го кораб­ля и пред­по­ла­га­ла дол­гую тре­ни­ров­ку. Про­тив это­го-то и про­те­сто­ва­ли эки­па­жи кораб­лей и вои­ны.

· 10Они пред­по­чли, как и самос­цы, сно­ва при­нять изгнан­ных тира­нов. Геро­дот — поклон­ник Само­са дела­ет все воз­мож­ное, чтобы обе­лить Самос и дина­стию Поли­кра­ти­дов: он оправ­ды­ва­ет даже изме­ну самос­ских стра­те­гов в бит­ве при Ладе и жесто­ко­сти пер­сов на ост­ро­ве (ср.: С. Я. Лурье. Геро­дот, стр. 94—95).

· 11Хиос­цы удач­но про­ве­ли в бит­ве маневр, кото­ро­му их обу­чил фоке­ец Дио­ни­сий.

· 12Город Эфес не при­мкнул к вос­ста­нию. Геро­дот пыта­ет­ся ссыл­кой на празд­нич­ную про­цес­сию в честь Демет­ры (Фесмофо­рии) оправ­дать позор­ное поведе­ние эфес­цев по отно­ше­нию к сво­им зем­ля­кам-ионя­нам.

· 13В под­лин­ни­ке γ α ῦ λ ο ς (финик. ) — сло­во, озна­чаю­щее опре­де­лен­ный тип кораб­ля (гру­зо­вой корабль).

· 14Кар­фа­ге­няне и этрус­ки гос­под­ст­во­ва­ли тогда в запад­ной части Сре­ди­зем­но­го моря.

· 15Милет пал, веро­ят­но, осе­нью 494 г. до н. э., на шестом году ионий­ско­го вос­ста­ния, кото­рое нача­лось в 499 г. до н. э.

· 16В Диди­мах был храм Апол­ло­на со зна­ме­ни­тым ора­ку­лом (раз­ва­ли­ны хра­ма у совр. Гиерон­ды). Ксеркс при­ка­зал пере­не­сти ора­кул в Бак­трию. Часть миле­тян после взя­тия горо­да была пере­се­ле­на в Бак­трию.

· 17См. выше. I 92; V 36.

· 18Дра­ма Фри­ни­ха не сохра­ни­лась. Это была пер­вая извест­ная нам попыт­ка изо­бра­зить на сцене исто­ри­че­ские собы­тия.

· 19Речь о сто­рон­ни­ках так назы­вае­мой народ­ной пар­тии, кото­рые после изгна­ния тира­нов вве­ли на Само­се демо­кра­тию, а теперь реши­ли эми­гри­ро­вать в Сици­лию. Напро­тив, бед­но­та на ост­ро­ве сто­я­ла за под­чи­не­ние пер­сам. Пер­сы вовсе не были защит­ни­ка­ми гре­че­ской бед­но­ты: они под­дер­жи­ва­ли любую пар­тию, кото­рая обра­ща­лась к ним за помо­щью (см.: С. Я. Лурье. Исто­рия, стр. 192).

· 20Пер­сы вос­ста­но­ви­ли на Само­се, как и в дру­гих ионий­ских горо­дах, власть тира­нов.

· 21Гисти­ей укре­пил­ся в Визан­тии, чтобы пере­хва­ты­вать иду­щие в Гре­цию кораб­ли с гру­зом хле­ба и бло­ка­дой заста­вить гре­че­ские горо­да при­мкнуть к ионий­ско­му вос­ста­нию.

· 22Веро­ят­но, одна из школ, где обу­ча­ли чте­нию и пись­му.

· 23Это сооб­ще­ние — позд­ней­шая встав­ка: на гори­стых ост­ро­вах, испещ­рен­ных уще­лья­ми и рас­се­ли­на­ми, подоб­ная так­ти­ка совер­шен­но невоз­мож­на.

· 24Ионий­ские горо­да были поко­ре­ны сна­ча­ла лидий­ским царем Кре­зом, потом при Кире пер­сид­ски­ми пол­ко­во­д­ца­ми Маза­ре­сом и Гар­па­гом и, нако­нец, в цар­ст­во­ва­ние Дария.

· 25См. выше, V 117.

· 26Визан­тий и Кал­хедо­ния были пред­мост­ны­ми укреп­ле­ни­я­ми пер­сов уже во вре­мя скиф­ско­го похо­да Дария I. Пер­сы мог­ли, опи­ра­ясь на эти горо­да, отре­зать Гре­цию от пон­тий­ско­го хле­ба. Еги­пет — вто­рая стра­на, экс­пор­ти­ро­вав­шая хлеб, была так­же в руках пер­сов. Поэто­му гре­кам оста­ва­лось толь­ко импор­ти­ро­вать хлеб из Сици­лии.

· 27Ора­кул, разу­ме­ет­ся зара­нее под­готов­лен­ный, посо­ве­то­вал долон­кам обра­тить­ся к Миль­ти­а­ду, сыну Кип­се­ла.

· 28Свя­щен­ная доро­га вела из Дель­фов в Фокиде через Коро­нею и Фивы (в Бео­тии) в Атти­ку. На всем про­тя­же­нии пути послы нахо­ди­лись под покро­ви­тель­ст­вом боже­ства, и поэто­му бла­го­че­стие пред­пи­сы­ва­ло ока­зы­вать им госте­при­им­ство.

· 29Род Миль­ти­а­да (как Алк­мео­ниды и Писи­стра­ти­ды) воз­во­дил свое про­ис­хож­де­ние к геро­ям Тро­ян­ской вой­ны.

· 30Т. е. в самом узком месте фра­кий­ско­го Хер­со­не­са.

· 31Т. е. гим­на­сти­че­ские состя­за­ния.

· 32При­та­ней — слу­жеб­ное зда­ние сове­та. Там нахо­дил­ся алтарь Гестии, боги­ни домаш­не­го оча­га.

· 33См. ниже, VI 103.

· 34Из сооб­ще­ния Геро­до­та выте­ка­ет, что неудач­ный исход скиф­ско­го похо­да Дария осла­бил поло­же­ние гре­че­ских тира­нов на Гел­лес­пон­те.

· 35Геро­дот воз­вра­ща­ет­ся теперь к собы­ти­ям 493 г. до н. э.

· 36Фини­кий­ские кораб­ли, веро­ят­но, под­сте­ре­га­ли Миль­ти­а­да при выхо­де из Сар­до­ни­че­ско­го зали­ва.

· 37Имброс не был еще тогда захва­чен пер­са­ми.

· 38Арта­френ, сатрап II (лидий­ской) сатра­пии, управ­лял тогда и I сатра­пи­ей, куда вхо­ди­ли и гре­че­ские горо­да. Опре­де­лив терри­то­рию каж­до­го гре­че­ско­го горо­да, он обло­жил их соот­вет­ст­вен­ной пода­тью и затем уста­но­вил мир меж­ду гре­че­ски­ми горо­да­ми. Эти­ми мера­ми пер­сы при­влек­ли на свою сто­ро­ну вли­я­тель­ные груп­пы ионян и таким обра­зом обес­пе­чи­ли себе тыл в пред­сто­я­щей войне.

· 39Имен­но вес­ны 492 г. до н. э.

· 40Под «элли­на­ми» здесь име­ет­ся в виду Гека­тей Милет­ский. Эллин­ские тира­нии ока­за­лись тогда для пер­сов опас­нее, чем так назы­вае­мые демо­кра­тии.

· 41Македо­ния была под­чи­не­на Буба­ру, упол­но­мо­чен­но­му сатра­па Мега­ба­за (ср. выше, V 18—21).

· 42Город Аканф полу­чал боль­шую выго­ду от стро­и­тель­ства Ксерк­сом Афон­ско­го кана­ла и поэто­му все­мер­но под­дер­жи­вал пред­при­я­тие.

· 43Хро­но­ло­гия источ­ни­ков Геро­до­та здесь нена­деж­на. Эти собы­тия долж­ны были отно­сить­ся уже к 490 г. до н. э. — году Мара­фон­ской бит­вы.

· 44Дан­ные каса­ют­ся годо­вой про­из­во­ди­тель­но­сти руд­ни­ков.

· 45Отсюда сле­ду­ет, что еще до пер­во­го похо­да Дария в Гре­ции обра­зо­вал­ся союз горо­дов под руко­вод­ст­вом Спар­ты. Эги­на — посто­ян­ный сопер­ник Афин, закры­ваю­щая им выход в откры­тое море. По нау­ще­нию Афин Спар­та как обще­при­знан­ный вождь Элла­ды тре­бу­ет от эгин­цев залож­ни­ков в обес­пе­че­ние того, что Эги­на не станет на сто­ро­ну пер­сов в слу­чае их наше­ст­вия.

· 46Криос — баран.

· 47Речь идет наряду с дру­гим, быть может, о каком-нибудь недо­шед­шем про­из­веде­нии Геси­о­да.

· 48Переда­ва­е­мое здесь Геро­до­том пре­да­ние не име­ет ника­ко­го отно­ше­ния к древним леген­дам о пере­се­ле­нии дорий­цев, а явля­ет­ся измыш­ле­ни­ем поэтов на служ­бе у пра­вя­щих ари­сто­кра­ти­че­ских родов.

· 49Геро­дот хочет здесь сооб­щить то, что рас­ска­зы­ва­ли о про­ис­хож­де­нии спар­тан­ских царей в осталь­ной Гре­ции, кро­ме Спар­ты.

· 50Геро­дот име­ет в виду лого­гра­фов.

· 51Цари были вер­хов­ны­ми жре­ца­ми спар­тан­ско­го пле­мен­но­го бога и бога неба.

· 52Цари зани­ма­ли почет­ные места не толь­ко на празд­не­ствах, но и на общих обедах (сис­си­ти­ях).

· 53Два еже­ме­сяч­ных празд­ни­ка у спар­тан­цев были ново­лу­ние и день рож­де­ния Апол­ло­на (седь­мой день каж­до­го меся­ца).

· 54Прок­се­на­ми в Спар­те назы­ва­лись избран­ные царя­ми граж­дане, ока­зы­вав­шие госте­при­им­ство ино­стран­цам и защи­щав­шие их инте­ре­сы.

· 55Полу­чен­ное пред­ска­за­ние ора­ку­ла запи­сы­ва­лось на коже и затем хра­ни­лось царя­ми.

· 56Речь идет о доче­ри — един­ст­вен­ной наслед­ни­це, кото­рая после бра­ка при­но­си­ла в семью мужа все свое иму­ще­ство.

· 57Име­ет­ся в виду охра­на без­опас­но­сти на доро­гах.

· 58Речь идет о заседа­ни­ях сове­та ста­рей­шин (герон­тов).

· 59Пери­эки, при­над­ле­жав­шие к дорий­ским и додо­рий­ским пле­ме­нам, обла­да­ли в про­ти­во­по­лож­ность совер­шен­но бес­прав­ным илотам неко­то­ры­ми поли­ти­че­ски­ми пра­ва­ми (напри­мер, мест­ным само­управ­ле­ни­ем). Наряду с воин­ской повин­но­стью они долж­ны были выстав­лять тра­ур­ную сви­ту при погре­бе­нии царей.

· 60Име­ет­ся в виду погре­баль­ная песнь в честь покой­но­го, в кото­рой вос­хва­ля­лись его заслу­ги.

· 61Свя­ти­ли­ще Еле­ны и Мене­лая (Мене­лай­он) нахо­ди­лось к юго-восто­ку от Спар­ты. Здесь, по пре­да­нию, были погре­бе­ны Мене­лай и Еле­на. При рас­коп­ках свя­ти­ли­ща была най­де­на ста­ту­эт­ка нагой жен­щи­ны (ок. 680 г. до н. э. ). Подоб­ные ста­ту­эт­ки в это вре­мя были еще ред­ки.

· 62В свя­ти­ли­ще Феба (Фебе­он), по веро­ва­нию спар­тан­цев, были погре­бе­ны Дио­с­ку­ры.

· 63Т. е. вли­я­ние эфо­ров тогда не было еще столь зна­чи­тель­ным, чтобы они в этом вопро­се мог­ли всту­пать в спор с царем.

· 64Истец и ответ­чик перед нача­лом про­цес­са долж­ны были при­не­сти клят­ву в том, что их утвер­жде­ния истин­ны. Затем начи­нал­ся суд.

· 65Сооб­ще­ние об этом слу­чае пока­зы­ва­ет, насколь­ко скеп­ти­че­ски отно­сил­ся Геро­дот к поступ­кам жре­цов, изре­кав­ших пред­ска­за­ния ора­ку­лов.

· 66Речь идет об обла­сти Элиде.

· 67Царь со сви­той укре­пил­ся в аркад­ской Тегее, откуда и пытал­ся захва­тить Спар­ту.

· 68Уже Гомер и Геси­од упо­ми­на­ют Стикс. Водой этой реки у Гоме­ра кля­нут­ся боги. Вокруг Стикса обра­зо­вал­ся рели­ги­оз­ный центр аркад­ских пле­мен.

· 69Ср. выше, V 66.

· 70Ср. выше, V 74.

· 71Дру­гую часть пред­ска­за­ния Геро­дот сооб­ща­ет в VI 19. Для сво­е­го труда Геро­дот, по-види­мо­му, поль­зо­вал­ся сбор­ни­ка­ми пред­ска­за­ний ора­ку­лов отдель­ным горо­дам.

· 72Дра­кон был зна­ме­нем вои­нов Аргоса.

· 73По опи­са­нию Геро­до­та выхо­дит, что роща была окру­же­на сте­ной, за кото­рой укре­пи­лись аргос­цы.

· 74Речь идет о части додо­рий­ско­го насе­ле­ния, кото­рое до того не име­ло ника­ких поли­ти­че­ских прав.

· 75Под Фаси­сом име­ет­ся в виду р. Ара­кс. Ски­фы вся­кий раз втор­га­лись в Мидию через про­ход у Дер­бен­та.

· 76Здесь, по-види­мо­му, сле­ду­ет иметь в виду напа­де­ния лидий­ских царей на ионий­ские горо­да в пер­вой поло­вине VI в.

· 77Опо­зна­ва­тель­ные таб­лич­ки, или «хиро­граф», кото­рый предъ­яв­лял­ся при полу­че­нии денег. На этом хиро­гра­фе (на коже) два­жды писа­ли текст доку­мен­та и меж­ду обо­и­ми тек­ста­ми остав­ля­ли про­стран­ство, где писа­ли сло­во «хиро­граф». Затем в этом месте раз­ре­за­ли кожу попо­лам. При пред­став­ле­нии хиро­гра­фа обе поло­ви­ны долж­ны были сов­пасть. Главк, по-види­мо­му, уни­что­жил или спря­тал свою поло­ви­ну хиро­гра­фа.

· 78Выми­ра­ние соб­ст­вен­но­го рода было для тогдаш­них гре­ков самой страш­ной угро­зой.

· 79Празд­ник в честь Посей­до­на празд­но­вал­ся в его хра­ме в Сунии (мыс на юге Атти­ки). Знат­ней­шие афи­няне отправ­ля­лись туда на государ­ст­вен­ном кораб­ле.

· 80В под­лин­ни­ке π α ­χ έ ε ς (тол­стые, жир­ные) — круп­ные тор­гов­цы. Они ско­пи­ли себе капи­та­лы на пон­тий­ской тор­гов­ле хле­бом или на экс­плу­а­та­ции сереб­ря­ных руд­ни­ков в Фес­са­лии. Их про­тив­ни­ка­ми были разо­рен­ные хлеб­ным экс­пор­том мел­кие кре­стьяне и город­ские ремес­лен­ни­ки.

· 81Эгин­цы нару­ши­ли пра­во убе­жи­ща хра­ма Демет­ры.

· 82Циф­ры ука­зы­ва­ют лишь на то, что сум­ма, нало­жен­ная на Сики­он и Эги­ну, была очень вели­ка. Так, пода­ти с ионий­ских горо­дов I пер­сид­ской сатра­пии состав­ля­ли толь­ко 300 талан­тов сереб­ром (ср. выше, III 90).

· 83Гре­че­ское пяти­бо­рье — это состя­за­ние в прыж­ках, беге на ско­рость, мета­нии дис­ка, мета­нии копья и борь­бе.

· 84Неудач­ное напа­де­ние сатра­па Мега­ба­та и тира­на Ари­ста­го­ра на Нак­сос послу­жи­ло внеш­ним пово­дом к ионий­ско­му вос­ста­нию (ср. выше, V 33—34).

· 85Делос, по пре­да­нию, был местом рож­де­ния Апол­ло­на и Арте­ми­ды. При­веден­ный эпи­зод пока­зы­ва­ет, как пер­сы ста­ра­лись ока­зать ува­же­ние чуже­зем­ным богам.

· 86Речь идет о коли­че­стве лада­на цен­но­стью в 300 талан­тов. Чис­ла при­веде­ны для ука­за­ния огром­но­го коли­че­ства.

· 87Геро­дот под­во­дит здесь итог за вре­мя от нача­ла Пер­сид­ской вой­ны в 490 г. до н. э. до пер­во­го пери­о­да Пело­пон­нес­ской вой­ны (от 431 до 421 г. ).

· 88Объ­яс­не­ние Геро­до­том пер­сид­ских трех цар­ских имен пока­зы­ва­ет, что он совер­шен­но не знал иран­ских язы­ков.

· 89Ср. V 77. Эти кле­ру­хи оста­ва­лись афин­ски­ми граж­да­на­ми и чис­ли­лись в спис­ках граж­дан.

· 90Выса­див­шись в обла­сти Эре­трии, Датис нахо­дил­ся побли­зо­сти от Бео­тии, где суще­ст­во­ва­ла силь­ная про­пер­сид­ская пар­тия, и от Атти­ки — непо­сред­ст­вен­ной цели его похо­да.

· 91Каж­дая из деся­ти атти­че­ских фил явля­лась так­же и воен­ной еди­ни­цей, кото­рая выстав­ля­ла отряд, состо­я­щий из гопли­тов и всад­ни­ков, и выби­ра­ла стра­те­га (коман­ди­ра). Номи­наль­но во гла­ве все­го вой­ска сто­ял поле­марх, а фак­ти­че­ски коман­до­ва­ли пооче­ред­но 10 стра­те­гов.

· 92Кимон был убит после сво­ей олим­пий­ской победы в 524 г. до н. э.

· 93Име­ет­ся в виду доро­га, начи­нав­ша­я­ся у Мелит­ских ворот и шед­шая на север вдоль хол­ма Муз. Κ ο ί λ η (лощи­на) — рай­он Афин к запа­ду от Пник­са.

· 94Доро­га, по кото­рой шел ско­ро­ход, вела из Аргоса через Гисии и гору Пар­фе­ний в Тегею и оттуда в Спар­ту.

· 95Так назы­вае­мый грот Пана в Афи­нах нахо­дил­ся меж­ду акро­по­лем и аре­о­па­гом.

· 96Спар­тан­цы справ­ля­ли в это вре­мя празд­ник Кар­неи. Когда послы при­бы­ли в Спар­ту, оста­ва­лось еще 9 дней до пол­но­лу­ния и кон­ца празд­ни­ка. Мара­фон­ская бит­ва про­изо­шла уже 12 сен­тяб­ря 490 г. до н. э.

· 97Афи­няне укре­пи­лись за сте­ной, окру­жав­шей рощу свя­ти­ли­ща Герак­ла.

· 98Пла­тей­цы не всту­пи­ли в Бео­тий­ский союз во гла­ве с Фива­ми.

· 99Поле­марх — член кол­ле­гии из 9 архон­тов, кото­рые тогда управ­ля­ли Афи­на­ми. Кол­ле­гия состо­я­ла из архон­та-эпо­ни­ма, архон­та-баси­лея (царя), поле­мар­ха и 6 фесмо­фе­тов. Архонт-эпо­ним, по кото­ро­му назы­вал­ся год, в это вре­мя решал вопро­сы, свя­зан­ные с семей­ным и наслед­ст­вен­ным пра­вом. Архонт-баси­лей был вер­хов­ным жре­цом и пред­седа­те­лем аре­о­па­га. Поле­марх — пер­во­на­чаль­но глав­ный вое­на­чаль­ник — фак­ти­че­ски в это вре­мя не имел воен­ной вла­сти. Фесмо­фе­ты испол­ня­ли толь­ко судеб­ные обя­зан­но­сти.

· 100На пра­вом флан­ге в бою зани­мал место когда-то афин­ский царь. Теперь это почет­ное место по наслед­ству пере­шло к поле­мар­ху.

· 101Геро­дот изо­бра­жа­ет ата­ку фалан­ги гопли­тов. Эта фалан­га — тес­но сомкну­тая бое­вая колон­на, глу­би­ной в 8—12 шеренг — при Мара­фоне в цен­тре состо­я­ла толь­ко из немно­гих шеренг (ввиду боль­шо­го рас­сто­я­ния до вра­га). При этом нуж­но было избе­гать, чтобы при про­дви­же­нии оба кры­ла не столк­ну­лись в цен­тре и шерен­ги не поте­ря­ли строя. Фалан­га долж­на была достичь вра­же­ской линии в сомкну­том строю и про­рвать ее. Ата­ка фалан­ги афи­нян при Мара­фоне ока­за­лась успеш­ной пото­му, что пер­сид­ская кон­ни­ца была уже поса­же­на на суда (да и вооб­ще у пер­сов в этом похо­де было мало кон­ни­цы). Поэто­му впо­след­ст­вии Ксеркс велел постро­ить спе­ци­аль­ные кораб­ли для пере­воз­ки кон­ни­цы. Победа при Мара­фоне име­ла пре­иму­ще­ст­вен­но мораль­ное зна­че­ние для гре­ков, раз­ру­шив пред­став­ле­ние о непо­беди­мо­сти пер­сов. Воен­ное зна­че­ние бит­вы было незна­чи­тель­но (ср.: С. Я. Лурье. Исто­рия, стр. 197).

· 102У пер­сов пол­ко­во­дец в про­ти­во­по­лож­ность гре­кам нахо­дил­ся в цен­тре бое­вой линии; его окру­жа­ли тело­хра­ни­те­ли и отбор­ные сак­ские отряды.

· 103Пер­сы оги­ба­ли южную око­неч­ность Атти­ки в направ­ле­нии к Афи­нам.

· 104Геро­дот точ­но переда­ет чис­ло пав­ших в бит­ве на осно­ва­нии офи­ци­аль­ных спис­ков погиб­ших.

· 105Датис, веро­ят­но, решил воз­вра­тить похи­щен­ную ста­тую из вни­ма­ния к пер­со­филь­ской пар­тии в Бео­тии.

· 106Геро­дот опи­сы­ва­ет метод пере­гон­ки неф­ти с выде­ле­ни­ем асфаль­та и пес­ка, содер­жа­ще­го сырую нефть (песок он непра­виль­но назы­ва­ет солью).

· 107Лаку­на в тек­сте (по Кобе­ту).

· 108Из опи­са­ния Геро­до­та выхо­дит, что тогдаш­няя добы­ча сырой неф­ти огра­ни­чи­ва­лась добы­ва­ни­ем мас­ла. Упо­мя­ну­тые место­рож­де­ния неф­ти, веро­ят­но, нахо­ди­лись неда­ле­ко от совре­мен­ной ирак­ско-иран­ской гра­ни­цы. Пер­сы назы­ва­ли нефть «рада­нак».

· 109Архон­том-эпо­ни­мом во вре­мя Мара­фон­ской бит­вы был Фенипп, отец Кал­лия. Кал­ли­ем же зва­ли так­же отца Алк­мео­нида Гип­по­ни­ка (стра­те­га 426 г. ). Этот Кал­лий, конеч­но, не мог быть совре­мен­ни­ком Писи­стра­та. Здесь Геро­дот допу­стил ошиб­ку.

· 110Ср. I 46—55.

· 111Алк­ме­он был в Сар­дах ок. 570 г. до н. э., зна­чит Крез не мог встре­тить­ся с ним.

· 112Геро­дот, оче­вид­но, име­ет в виду 47-ю Олим­пи­а­ду (592 г. ). Эту победу упо­ми­на­ет и Пин­дар (Пиф. VII, 14).

· 113Геро­дот переда­ет, по-види­мо­му, содер­жа­ние сти­хотво­ре­ния, вос­хва­ляв­ше­го Алк­мео­нидов. Свадь­ба Мегак­ла и Ага­ри­сты изо­бра­жа­ет­ся по образ­цу мифи­че­ской свадь­бы Пелея и Фети­ды.

· 114Сиба­рис раз­ру­шен в 510 г. до н. э. кротон­ца­ми.

· 115В под­лин­ни­ке τ ὰ μ έ τ ­ρ α (меры и вес).

· 116Не жерт­ва в сто быков, но толь­ко бога­тая празд­нич­ная жерт­ва.

· 117Гру­бо-коми­че­ские пляс­ки, даже непри­стой­но­го харак­те­ра.

· 118Геро­дот упо­ми­на­ет рож­де­ние зна­ме­ни­то­го афин­ско­го государ­ст­вен­но­го дея­те­ля Перик­ла, смерть кото­ро­го он еще пере­жил.

· 119Под­зем­ные боги­ни — Демет­ра и Пер­се­фо­на. Миль­ти­ад думал, завла­дев свя­щен­ны­ми сосуда­ми (утва­рью) боги­ни, кото­рым при­пи­сы­ва­лась вол­шеб­ная сила, захва­тить город.

· 120Речь идет о стене, окру­жав­шей свя­щен­ный уча­сток и рощу хра­ма.

· 121В атти­че­ском судеб­ном про­цес­се преж­де все­го раз­би­рал­ся вопрос: вино­вен или неви­но­вен. После выне­се­ния вер­дик­та о винов­но­сти защи­та име­ла пра­во про­из­но­сить защи­ти­тель­ную речь о смяг­че­нии нака­за­ния.

· 122Лем­нос заво­е­вал не Миль­ти­ад, мара­фон­ский победи­тель, а его тез­ка-пред­ок, совре­мен­ник Писи­стра­та. Пеласги были жите­ля­ми обла­сти Пеласгио­ти­ды в Фес­са­лии.

· 123Так назы­вае­мая пеласги­че­ская сте­на при­над­ле­жа­ла еще к микен­ской эпо­хе (1600—1200 гг. ). Оче­вид­но, ионяне-при­шель­цы, по пре­да­нию, еще не были зна­ко­мы с тех­ни­кой построй­ки стен и поэто­му при­бе­га­ли при соору­же­нии укреп­ле­ний к помо­щи пеласгов.

· 124По это­му сооб­ще­нию, пеласги пре­вос­хо­ди­ли ионий­ских при­шель­цев в уме­нии обра­ба­ты­вать зем­лю.

· 125Геро­дот переда­ет очень древ­нее пре­да­ние о борь­бе пеласгов с ионя­на­ми за вла­де­ние источ­ни­ком Кал­ли­ро­ей. Этот источ­ник при Писи­стра­те стал назы­вать­ся Энне­а­кру­нос: над ним было постро­е­но зда­ние с девя­тью выхо­да­ми-отвер­сти­я­ми, через кото­рые тек­ла вода.

· 126Пеласги на Лем­но­се, веро­ят­но, осе­ли из Фес­са­лии.

· 127Ср. IX 114—118. Афи­няне захва­ти­ли Гел­лес­понт еще в 479 г. (в год бит­вы при Пла­те­ях).

· 128Дело идет о собы­тии из вре­мен вой­ны Афин про­тив Фасо­са в 466 г., когда пол­ко­вод­цем был Кимон, отец упо­мя­ну­то­го здесь Миль­ти­а­да.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.