Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ПРИМЕЧАНИЯ 6 страница



155. А Дарий при­шел в ужас, увидев так изу­ве­чен­ным столь почтен­но­го чело­ве­ка. Царь с кри­ком вско­чил со сво­е­го тро­на и спро­сил, кто и поче­му так его изу­ве­чил. А Зопир отве­чал: «Нет, кро­ме тебя, на све­те чело­ве­ка, кото­рый име­ет власть так посту­пить со мной. Не дру­гой кто сде­лал это, государь, а я сам себя изу­ве­чил, пото­му что горь­ко мне [тер­петь] изде­ва­тель­ства асси­рий­цев104 над пер­са­ми». А царь ска­зал ему в ответ: «Несчаст­ный! Ты ста­ра­ешь­ся при­укра­сить свой ужас­ный посту­пок, утвер­ждая, что так неми­ло­серд­но изу­ве­чил себя ради оса­жден­ных. Раз­ве, глу­пец, вра­ги ско­рее сда­дут­ся от того, что ты сам себя изу­ве­чил? Не сошел ли ты с ума, так иска­ле­чив себя? ». А Зопир отве­чал царю: «Если бы я открыл тебе мой замы­сел, ты не поз­во­лил бы мне [сде­лать] это­го, [над собой]. Поэто­му я так посту­пил на свой страх. Итак, если ты не отка­жешь в помо­щи, мы возь­мем Вави­лон. Я тот­час же пере­бе­гу в город и объ­яв­лю, что это ты нанес мне такие уве­чья. Я думаю, они пове­рят и поста­вят меня во гла­ве вой­ска. А ты на деся­тый день с того дня, как я уйду в город, поставь у так назы­вае­мых ворот Семи­ра­миды 1000 чело­век из той части [вой­ска], поте­ря кото­рой тебе без­раз­лич­на. На седь­мой день после это­го поставь еще 2000 чело­век у так назы­вае­мых ворот Нина105. Затем обо­жди два­дцать дней и пошли 4000 чело­век про­тив так назы­вае­мых Хал­дей­ских ворот. Ни те пер­вые, ни эти вои­ны не долж­ны иметь при себе ника­ко­го дру­го­го ору­жия для защи­ты, кро­ме кин­жа­лов. Кин­жа­лы мож­но им оста­вить. Нако­нец, через два­дцать дней при­ка­жи все­му осталь­но­му вой­ску немед­лен­но штур­мо­вать сте­ны со всех сто­рон. А пер­сов поставь про­тив так назы­вае­мых Бел­ских и Кис­сий­ских ворот. Не сомне­ва­юсь, что, когда я совер­шу такие вели­кие подви­ги, вави­ло­няне, конеч­но, дове­рят мне не толь­ко всю защи­ту горо­да, но даже клю­чи от ворот. А тогда уж — моя и пер­сов забота, как завер­шить дело! ».

156. После это­го Зопир побе­жал к воротам, бес­пре­стан­но огляды­ва­ясь [назад], слов­но насто­я­щий пере­беж­чик. Стра­жи у ворот, заме­тив его с башен, спу­сти­лись вниз, чуть приот­кры­ли створ­ки ворот и спро­си­ли, кто он и зачем при­шел. А тот отве­чал, что он Зопир и хочет перей­ти к ним. Услы­шав такой ответ, при­врат­ни­ки пове­ли его к началь­ни­кам. Когда Зопир явил­ся перед началь­ни­ка­ми, то стал жало­вать­ся, объ­явив, что уве­чье, кото­рое на самом деле при­чи­нил он себе сам, нанес ему царь Дарий за то буд­то бы, что он дал совет [снять оса­ду] и уве­сти вой­ско, так как у царя нет воз­мож­но­сти взять город. «И теперь, — ска­зал он, — я при­шел вам на бла­го, а Дарию с вой­ском — на поги­бель. Царь доро­го попла­тит­ся за такие уве­чья. Я знаю его тай­ные замыс­лы и хит­ро­сти! ».

157. Так гово­рил Зопир, а вави­ло­няне, видя знат­но­го пер­са с отре­зан­ным носом и уша­ми и покры­то­го кро­ва­вы­ми руб­ца­ми от уда­ров пле­тей, вполне пове­ри­ли, что он гово­рит прав­ду и при­шел к ним как друг и союз­ник. Они были гото­вы вве­рить ему все, о чем он ни попро­сит. А про­сил он себе отряд вой­ска. Когда же полу­чил его, то стал дей­ст­во­вать так, как было услов­ле­но с Дари­ем. На деся­тый день Зопир вывел вави­лон­ский отряд, окру­жил ту 1000 чело­век, что велел Дарию выста­вить на пер­вый раз, и пере­бил их. А вави­ло­няне, убедив­шись, что сло­ва пер­са не рас­хо­дят­ся с делом, чрез­вы­чай­но обра­до­ва­лись и гото­вы были во всем слу­шать­ся его. Тогда Зопир, выждав услов­лен­ное чис­ло дней, сно­ва вывел отбор­ный отряд вави­ло­нян и пере­бил 2000 вои­нов Дария. За этот новый подвиг вави­ло­няне осы­па­ли Зопи­ра похва­ла­ми, и его имя было у всех на устах. А Зопир опять, обо­ждав назна­чен­ное чис­ло дней, вывел отряд в услов­лен­ное место и, окру­жив пер­сов, пере­бил 4000 чело­век. Теперь, после тако­го подви­га, Зопир добил­ся все­го: его сде­ла­ли глав­ным вое­на­чаль­ни­ком и комен­дан­том кре­по­сти.

158. Когда же Дарий по усло­вию при­ка­зал со всех сто­рон штур­мо­вать сте­ны, тут-то и открыл­ся ковар­ный замы­сел Зопи­ра. На сте­нах вави­ло­няне отра­жа­ли при­сту­пы Дари­е­ва вой­ска, а Зопир открыл так назы­вае­мые Кис­сий­ские и Бел­ские ворота и впу­стил пер­сов в кре­пость. Часть вави­ло­нян увиде­ла, что про­изо­шло, и бежа­ла в храм Зев­са Бела. Дру­гие же не заме­ти­ли это­го и оста­ва­лись на сво­ем месте, пока не узна­ли о пре­да­тель­стве.

159. Так-то Вави­лон был взят во вто­рой раз. Дарий же, овла­дев Вави­ло­ном, пове­лел, преж­де все­го, раз­ру­шить сте­ны и сло­мать все ворота, чего Кир не сде­лал при пер­вом взя­тии Вави­ло­на. Затем царь при­ка­зал рас­пять око­ло 3000 знат­ней­ших граж­дан. Осталь­но­му же насе­ле­нию он поз­во­лил жить в горо­де. А чтобы у вави­ло­нян были жены и от них потом­ство (сво­их соб­ст­вен­ных жен, как я ска­зал уже, вави­ло­няне заду­ши­ли, чтобы сбе­речь съест­ные при­па­сы), Дарий сде­лал вот что. Он пове­лел сосед­ним пле­ме­нам послать сво­их жен­щин в Вави­лон — каж­до­му пле­ме­ни извест­ное коли­че­ство, так что, в общем, туда собра­лось 50000 жен­щин. От этих-то жен­щин и про­изо­шли нынеш­ние вави­ло­няне.

160. По мне­нию Дария, никто из пер­сов ни преж­де, ни после не пре­взо­шел Зопи­ра в доб­ле­сти, кро­ме одно­го Кира (с ним ведь ни один перс не сме­ет себя срав­ни­вать). А Дарий, по рас­ска­зам, гова­ри­вал, что пред­по­чел бы видеть Зопи­ра не изу­ве­чен­ным, чем вла­деть еще два­дца­тью Вави­ло­на­ми. Царь окру­жил Зопи­ра вели­чай­шим поче­том. Еже­год­но посы­лал ему дары, кото­рые счи­та­ют­ся в Пер­сии самы­ми почет­ны­ми106, отдал ему в пожиз­нен­ное управ­ле­ние Вави­лон (без обло­же­ния пода­тью) и осы­пал дру­ги­ми поче­стя­ми. У это­го Зопи­ра был сын Мега­биз, кото­рый сра­жал­ся во гла­ве пер­сов в Егип­те про­тив афи­нян и их союз­ни­ков107. А у это­го Мега­би­за был сын Зопир, кото­рый при­ехал из Пер­сии в Афи­ны как пере­беж­чик.

< < <   > > >

ПРИМЕЧАНИЯ

 

· 1Еги­пет­ские вра­чи сла­ви­лись в то вре­мя. Как пока­зы­ва­ют папи­ру­сы, меди­ци­на в Егип­те достиг­ла высо­ко­го уров­ня.

· 2Женить­ба на закон­ной наслед­ни­це еги­пет­ско­го пре­сто­ла укреп­ля­ла при­тя­за­ния Кам­би­са на еги­пет­ский трон.

· 3Бег­ство Фане­са про­изо­шло не в 525, а в 547 г. до н. э.

· 4Здесь под «сирий­ца­ми» Геро­дот име­ет в виду фили­стим­лян, горо­да кото­рых Аска­лон, Ашдод, Гат и Экрон пер­сид­ская армия про­шла на пути в Еги­пет.

· 5Пер­сы при­ка­за­ли все гли­ня­ные сосуды от фини­кий­ско­го вина в Егип­те напол­нять водой и отправ­лять по доро­ге назад в Фини­кию, чтобы обес­пе­чить снаб­же­ние водой в пустыне меж­ду Егип­том и Пале­сти­ной.

· 6Это был царь неза­ви­си­мых ара­бов, наба­те­ев.

· 7Такая при­чес­ка ара­бов-кочев­ни­ков упо­ми­на­ет­ся в Биб­лии (Левит 20, 27).

· 8Геро­дот сме­ши­ва­ет здесь Крас­ное море с Мерт­вым морем.

· 9Имен­но, у горо­да Тани­са.

· 10В хра­ме боги­ни Нейт в Саи­се.

· 11В таком виде изо­бра­же­ны побеж­ден­ные на релье­фе Бехи­стун­ской над­пи­си.

· 12Эки­паж кораб­ля состо­ял таким обра­зом из 200 чело­век.

· 13Пер­сы не мог­ли про­ник­нуть в боло­ти­стую запад­ную часть Дель­ты, где власт­во­ва­ли Инар и Амир­тей, и пото­му долж­ны были при­знать там власть их сыно­вей.

· 14Об этих мни­мых пре­ступ­ле­ни­ях Кам­би­са еги­пет­ские источ­ни­ки ниче­го не сооб­ща­ют. Свя­тотат­ст­вен­ные дей­ст­вия Кам­би­са — выдум­ка враж­деб­ных ему еги­пет­ских жре­цов. Гнев жре­че­ской касты про­тив Кам­би­са объ­яс­ня­ет­ся тем, что царь зна­чи­тель­но уре­зал дохо­ды глав­ных еги­пет­ских хра­мов.

· 15Жите­ли оази­са Сива.

· 16Име­ет­ся в виду нубий­ское цар­ство (совр. Дже­бель-Бар­кал). Южное море, по Геро­до­ту, обра­зу­ет южные гра­ни­цы Ливии.

· 17Речь идет о дарах, кото­рые под­но­си­ли на Восто­ке чуже­зем­ным вла­ды­кам — золо­то, ладан и мир­ра (смир­на).

· 18Домаш­ние захо­ро­не­ния покой­ни­ков встре­ча­ют­ся уже в доис­то­ри­че­скую эпо­ху в Егип­те.

· 19Оазис Хар­га. Пер­сид­ский гар­ни­зон оази­са состо­ял из гре­че­ских наем­ни­ков-самос­цев из филы Эсхри­о­ния.

· 20Рас­сказ об уби­е­нии Апи­са Кам­би­сом неве­рен. Сохра­ни­лась на погре­баль­ном сар­ко­фа­ге Апи­са 524 г. (кото­ро­го Кам­бис толь­ко и мог убить) над­пись, свиде­тель­ст­ву­ю­щая о тор­же­ст­вен­ном офи­ци­аль­ном (а не тай­ном) погре­бе­нии Апи­са. Над­пись гла­сит: «Кам­бис, царь Верх­не­го и Ниж­не­го Егип­та, посвя­тил боль­шой сар­ко­фаг сво­е­му отцу Оси­ри­су».

· 21Геро­дот сооб­ща­ет здесь офи­ци­аль­ную пер­сид­скую вер­сию. Кам­бис убил Бар­дию, а затем отпра­вил­ся в поход на Еги­пет. В это вре­мя, вос­поль­зо­вав­шись недо­воль­ст­вом вновь поко­рен­ных пер­са­ми обла­стей, маг Гау­ма­та захва­тил власть 2 апре­ля 522 г. Маг опи­рал­ся на знать Запа­да. Про­тив­ни­ка­ми Гау­ма­ты был Гис­тасп и знать Восто­ка. Маг был убит 29 сен­тяб­ря 522 г. до н. э.

· 22Брак на род­ной сест­ре, по рели­ги­оз­ным воз­зре­ни­ям пер­сов, счи­тал­ся почет­ным.

· 23Т. е. на Атос­се. Вто­рая сест­ра — жена Кам­би­са — Рок­са­на. Власт­ная Атос­са не мог­ла при­ми­рить­ся с оскорб­ле­ни­ем, нане­сен­ным ей Кам­би­сом. Атос­са интри­го­ва­ла про­тив Кам­би­са, вышла замуж затем за мага, а после его убий­ства дого­во­ри­лась с Дари­ем (пред­ста­ви­те­лем млад­шей вет­ви Ахе­ме­нидов) и ста­ла его супру­гой.

· 24Эта и сле­ду­ю­щая исто­рия о Кам­би­се, веро­ят­но, исхо­дит из кру­гов млад­шей вет­ви Ахе­ме­нидов. Цель их — пока­зать неспо­соб­ность к прав­ле­нию стар­шей линии. Сюда же отно­сит­ся и выду­ман­ная эпи­леп­сия Кам­би­са.

· 25Эпи­леп­сия.

· 26Здесь Кам­би­су при­пи­сы­ва­ют­ся гре­че­ские рели­ги­оз­ные пред­став­ле­ния. Бог — гре­че­ский Апол­лон — мет­кий стре­лок из лука.

· 27Ср. выше, I 207.

· 28Свя­ти­ли­ще Гефе­ста — храм Пта в Мем­фи­се.

· 29Имя про­ис­хо­дит от сан­скрит­ско­го сло­ва «кала» (чер­ный) и ука­зы­ва­ет на при­над­леж­ность к древ­не­му тем­но­ко­же­му насе­ле­нию Индии.

· 30В кон­це VI в. до н. э. о. Самос при тиране Поли­кра­те был наи­бо­лее силь­ным гре­че­ским государ­ст­вом в Ионии.

· 31Кораб­ли с тре­мя ряда­ми весел (один над дру­гим). Эки­паж три­е­ры состо­ял из 170 чело­век, 20 мат­ро­сов для пару­сов, 16 офи­це­ров и 12 вои­нов.

· 32Рас­ска­зы о жесто­ко­стях Пери­андра силь­но пре­уве­ли­че­ны. Они созда­ны в ту эпо­ху, когда власть тира­нов вос­при­ни­ма­лась уже как пре­пят­ст­вие для даль­ней­ше­го раз­ви­тия рабо­вла­дель­че­ско­го государ­ства (ср.: С. Я. Лурье. Исто­рия, стр. 114)

· 33Име­ет­ся в виду таран кораб­ля в виде клы­ков веп­ря. Храм на Эгине был посвя­щен Афее (крит­ская боги­ня), а не Афине. На двух фрон­тон­ных груп­пах сто­ит посреди Афи­на, так что ошиб­ка Геро­до­та понят­на.

· 34Храм Геры. Его сте­ны были рас­ко­па­ны в 1910—1913 гг.

· 35Одис­сея II, 330.

· 36То же самое сооб­ща­ет и Бехи­стун­ская над­пись Дария. Маг Гау­ма­та (Лже­смер­дис) был про­воз­гла­шен царем в отсут­ст­вие Кам­би­са и поль­зо­вал­ся под­держ­кой вли­я­тель­ной касты магов и зна­ти Запа­да.

· 37Акба­тан в Сирии нет. Кам­бис умер в 522 г. до н. э. после воз­вра­ще­ния в Пер­сию.

· 38В резуль­та­те войн Кира в Иране раз­го­ре­лась клас­со­вая борь­ба. Гос­под­ст­во­вав­шая на Запа­де знать стре­ми­лась покон­чить с укре­пив­шим­ся поло­же­ни­ем «наро­да-вой­ска», а на Восто­ке воен­но-пле­мен­ная демо­кра­тия ста­ра­лась вос­пре­пят­ст­во­вать воз­вы­ше­нию зна­ти. К это­му при­со­еди­ни­лось недо­воль­ство всех народ­но­стей пер­сид­ской дер­жа­вы непо­мер­ным ростом нало­гов и пода­тей и бес­ко­неч­ны­ми набо­ра­ми в вой­ско.

· 39Собы­тия разыг­ры­ва­лись не в Сусах, по рас­ска­зу Геро­до­та, а в рези­ден­ции Бар­дии (Смер­ди­са) в Мидии (в севе­ро-восточ­ной Пер­сии). Здесь Бар­дия был убит 29 сен­тяб­ря 522 г. до н. э. в кре­по­сти Сикай­а­ва­ти.

· 40Речь Ота­на пере­кли­ка­ет­ся с над­гроб­ной над­пи­сью Дария, где Дарий отра­жа­ет упре­ки Ота­на в дес­по­ти­че­ских стрем­ле­ни­ях (ср.: В. В. Стру­ве. Этюды, стр. 80).

· 41В злоб­ных выпа­дах Мега­би­за про­тив наро­да нашла отра­же­ние ост­рая нена­висть пер­сид­ской зна­ти к «наро­ду-вой­ску» пле­мен Ира­на (ср.: В. В. Стру­ве. Этюды, стр. 77).

· 42Речь Дария соот­вет­ст­ву­ет его под­лин­ным сло­вам в Нак­ши­ру­стем­ской над­пи­си (ср.: В. В. Стру­ве. Этюды, стр. 76). В этих трех речах нашли отра­же­ние три поли­ти­че­ских направ­ле­ния в среде пер­сид­ской зна­ти эпо­хи Дария I и его пре­ем­ни­ков.

· 43Семь пер­сов при­над­ле­жа­ли к семи знат­ней­шим пер­сид­ским фами­ли­ям (сре­ди них — Гобрий и Аспа­фин).

· 44Геро­дот про­пус­ка­ет опи­са­ние дли­тель­ных войн Дария после его воца­ре­ния. По Бехи­стун­ской над­пи­си, сна­ча­ла вос­стал Элам с древ­ней сто­ли­цей Сусы, затем Вави­лон под пред­во­ди­тель­ст­вом Нидин­ту-Бела, сына послед­не­го царя, и Мидия (т. е. почти все про­вин­ции). В кон­це 521 г. Дарий усми­рил почти всех вос­став­ших, кро­ме Егип­та и Малой Азии. Еги­пет был поко­рен в 519/518 г. до н. э.

· 45Стра­на ара­бов — наба­тей­ское цар­ство. Ара­бы Сирий­ской пусты­ни были уже рань­ше поко­ре­ны пер­са­ми.

· 46Рельеф на ска­ле, как в Бехи­стуне.

· 47Пере­чень пер­сид­ских сатра­пий вос­хо­дит к ионий­ско­му опи­са­нию пер­сид­ских про­вин­ций. Сатра­пии были, по-види­мо­му, сна­ча­ла введе­ны в тех обла­стях, где они были свя­за­ны с уже суще­ст­во­вав­ши­ми государ­ст­вен­ны­ми орга­ни­за­ци­я­ми, а затем в погра­нич­ных обла­стях (по сооб­ра­же­ни­ям стра­те­ги­че­ско­го харак­те­ра). Наро­ды севе­ро-восто­ка Бал­кан­ско­го полу­ост­ро­ва в спис­ке не упо­мя­ну­ты.

· 48Монет­ная рефор­ма Дария бази­ро­ва­лась на введе­нии золо­той валю­ты. Дарий чека­нил золотые дарей­ки (8. 4 г) = 13000 евбей­ско­го талан­та. Отно­ше­ние золота к сереб­ру рав­ня­лось 13. 5: 1.

· 49Мало­азий­ская при­бреж­ная сатра­пия с гре­че­ски­ми горо­да­ми.

· 50Преж­ние север­ные про­вин­ции Лидии от Гел­лес­пон­та до устья р. Гали­са.

· 51Совр. Ливан, Сирия и Пале­сти­на.

· 52Кро­ме Егип­та, оазис Хар­га и побе­ре­жье от совр. Бен­га­зи.

· 53В Мем­фи­се еще со вре­мен Ама­си­са были посе­ле­ны ионий­ские и карий­ские наем­ни­ки.

· 54Область Пешва­ра и южная часть совр. Афга­ни­ста­на.

· 55Древ­ний Элам с Суса­ми.

· 56Совр. Ирак.

· 57В. В. Стру­ве (Этюды, стр. 256) пред­ла­га­ет вме­сто «пари­ка­нии» читать «гир­ка­нии» или «бар­ка­нии». Орто­ко­ри­бан­тии — пере­вод перс. «тиг­ра­ха­уда» (с ост­ро­ко­неч­ны­ми шап­ка­ми) (В. В. Стру­ве. Этюды, стр. 56). Эта сатра­пия охва­ты­ва­ла севе­ро-запад­ную Пер­сию.

· 58Совр. Азер­бай­джан с Гила­ном.

· 59Совр. Север­ный Афга­ни­стан с доли­ной совр. Верх­ней Амуда­рьи.

· 60Гор­ные народ­но­сти меж­ду совр. Эрзе­ру­мом и Тра­пезун­том.

· 61Народ­но­сти меж­ду лини­ей совр. Исфахан--Ханум-и-Хиль­менд и побе­ре­жьем Пер­сид­ско­го зали­ва до про­ли­ва Ормус.

· 62Пле­ме­на, коче­вав­шие по южно­му и восточ­но­му бере­гам Кас­пий­ско­го моря до устья высох­ше­го теперь Узбоя.

· 63Область от низо­вья совр. Сыр­да­рьи до доли­ны Хери­руд в совр. Афга­ни­стане.

· 64Пер­сид­ское побе­ре­жье от про­ли­ва Ормус до обла­сти Кара­чи и совр. Белуд­жи­ста­на. Пари­ка­нии и ази­ат­ские эфи­о­пы — остат­ки дра­видий­ско­го насе­ле­ния, оттес­нен­но­го иран­ца­ми.

· 65Мати­е­ны жили меж­ду Ван­ским озе­ром и вер­хо­вья­ми р. Тиг­ра, близ тепе­реш­ней иран­ско-турец­кой гра­ни­цы. Сас­пи­ры жили в долине совр. р. Чоро­ха, впа­даю­щей в Чер­ное море у Бату­ми. Ала­ро­дии (урар­ту) жили в тре­уголь­ни­ке, обра­зо­ван­ном совр. озе­ра­ми Ван, Урмия и Севан.

· 66Чер­но­мор­ское побе­ре­жье от совр. Тра­пезун­та до Поти.

· 67Совр. индий­ская про­вин­ция Пен­джаб.

· 68Име­ет­ся в виду север­ная часть эфи­оп­ско­го цар­ства в Нубии (быть может, область от совр. Асу­а­на до Халь­фы).

· 69Мифи­че­ская гора и мест­ность — роди­на Дио­ни­са. По Гоме­ру, Ниса нахо­ди­лась во Фра­кии или в Бео­тии. Геро­дот поме­ща­ет ее в стране ази­ат­ских эфи­о­пов (дра­видий­цев) в Индии.

· 70Совр. запад­ная Гру­зия и Абха­зия.

· 71При­во­ди­мые Геро­до­том циф­ры пода­тей взя­ты не из офи­ци­аль­ных пер­сид­ских источ­ни­ков, а вос­хо­дят, по-види­мо­му, к част­ным гре­че­ским оцен­кам вели­чи­ны пода­тей в отдель­ных про­вин­ци­ях и, оче­вид­но, слиш­ком высо­ки.

· 72Пусты­ня Тар (Фар).

· 73Имя объ­яс­ня­ет­ся из сан­скри­та и тамиль­ско­го язы­ка. Падей род­ст­вен­ны вед­дам на Цей­лоне.

· 74Геро­дот рису­ет образ жиз­ни брах­ман­ских стран­ст­ву­ю­щих аске­тов.

· 75Геро­дот переда­ет здесь древ­ней­шую фор­му леген­ды, воз­ник­шей в Лада­ке на тибет­ско-индий­ской гра­ни­це (леген­да сохра­ни­лась в тибет­ской, мон­голь­ской и китай­ской вер­си­ях). Новел­ла при­над­ле­жит мест­ным золо­то­ис­ка­те­лям и куп­цам и выду­ма­на, чтобы отпуг­нуть кон­ку­рен­тов.

· 76Эти кли­ма­ти­че­ские усло­вия харак­тер­ны для узких гор­ных долин Лада­ка: после полу­дня солн­це исче­за­ет и насту­па­ет холод.

· 77Речь идет об осо­бой поро­де быст­рых и вынос­ли­вых лоша­дей. Нисей­ские лоша­ди кон­ско­го заво­да в Мидии.

· 78Хло­пок. Индий­ский хло­пок экс­пор­ти­ро­вал­ся в Месо­пота­мию.

· 79Ладан про­ис­хо­дил из мест­но­сти Сафар в Хадра­мау­те (южная Ара­вия).

· 80Мир­ра (смир­на) — бла­го­вон­ная смо­ла (см. выше, III 20 и прим. 17).

· 81Касия — аро­ма­ти­че­ское рас­те­ние (Cin­na­mo­mum iners L. ). Кина­мом — дере­во кори­цы. Уже тогда вво­зи­ли кори­цу из Цей­ло­на.

· 82Ледан — бла­го­вон­ная смо­ла.

· 83Сти­рак — бла­го­вон­ная смо­ла рас­те­ния Sty­rax of­fi­ci­na­lis.

· 84Род саран­чи.

· 85Геро­дот не сомне­ва­ет­ся во все­мо­гу­ще­стве и все­веде­нии богов.

· 86Здесь и далее (111, 112) Геро­дот изла­га­ет рас­ска­зы араб­ских море­хо­дов.

· 87Кур­дюч­ные овцы (изо­бра­же­ния их встре­ча­ют­ся уже на асси­рий­ских релье­фах) раз­во­ди­лись осо­бен­но в Ара­вии.

· 88Эфи­о­пия — здесь восточ­но­аф­ри­кан­ское побе­ре­жье, кото­рое тогда посе­ща­ли араб­ские и фини­кий­ские куп­цы-море­хо­ды.

· 89Эридан — назва­ние ниж­не­го тече­ния совр. р. По или Эч. Позд­нее Эрида­ном ста­ли назы­вать так­же реку на севе­ре. Быть может, Геро­дот име­ет здесь в виду даже устье совр. р. Вис­лы.

· 90С Оло­вян­ных ост­ро­вов (совр. Бри­тан­ские ост­ро­ва) оло­во пере­прав­ля­лось через Тар­тесс в восточ­ную часть Сре­ди­зем­но­го моря. Янтарь илли­рий­цы при­во­зи­ли к устью совр. р. По или Эч, а гре­ки пере­прав­ля­ли его в Гре­цию и на Восток.

· 91Изве­стие Геро­до­та, по-види­мо­му, отно­сит­ся к оро­си­тель­ным соору­же­ни­ям на р. Аке­се (совр. Мур­габ), где лежит оз. Мерв.

· 92Страж две­рей — комен­дант цар­ско­го двор­ца и началь­ник цар­ских тело­хра­ни­те­лей (вели­кий визирь). Доклад­чик (переда­ва­тель ново­стей, сек­ре­тарь) — выс­шая при­двор­ная долж­ность в Пер­сии. Через это­го при­двор­но­го царь сооб­щал­ся с внеш­ним миром.

· 93Т. е. царь нахо­дил­ся в гаре­ме, в осо­бом двор­це.

· 94После паде­ния Поли­кра­та Ана­кре­он (лири­че­ский поэт из Тео­са) жил в Афи­нах (умер в 495 г. до н. э. ).

· 95«Зависть» или «рев­ность» богов к чело­ве­че­ско­му сча­стью вызы­ва­ет гибель счаст­лив­цев, про­явив­ших ὕ β ρ ι ς (занос­чи­вость, свое­во­лие).

· 96«Тыся­ча пер­сов» — пер­сид­ское назва­ние тело­хра­ни­те­лей.

· 97Цар­ский сек­ре­тарь, при­став­лен­ный к каж­до­му сатра­пу, читал и состав­лял «бума­гу» на ара­мей­ском язы­ке и пере­во­дил на пер­сид­ский.

· 98Шко­ла вра­чей в Кротоне поль­зо­ва­лась тогда боль­шой сла­вой. Здесь, как и в дру­гих меди­цин­ских шко­лах, раз­ра­ба­ты­ва­ли нау­ку на осно­ве фило­соф­ских тео­рий и опыт­ных наблюде­ний.

· 99С этой поче­стью были свя­за­ны осо­бые при­ви­ле­гии. Царь сидел при гостях за зана­ве­сью, невиди­мый ими.

· 100Новел­ла о Демо­кеде объ­яс­ня­ет воз­ник­но­ве­ние про­ек­тов похо­да на Элла­ду сооб­ра­же­ни­я­ми пре­сти­жа и лич­ной без­опас­но­сти царя.

· 101См. выше, III 118 и прим. 92.

· 102«Бла­го­де­те­ли» царя (оро­сан­ги, перс. «бувар­за­ка») — люди, име­ю­щие заслу­ги перед государ­ст­вом и царем. Им жало­ва­ли земель­ные уго­дья.

· 103Рас­сказ Геро­до­та осно­ван на «исто­рии Зопи­ра», в осно­ве кото­рой лежат пер­сид­ские народ­ные ска­за­ния. Содер­жа­ние новел­лы неисто­рич­но. Из пер­сид­ских источ­ни­ков извест­но, что Вави­лон был взят два­жды. Пер­вый раз (вос­ста­ние Нидин­ту-Бела, сына послед­не­го царя Набо­нида) его взял сам Дарий (18 декаб­ря 522 г. до н. э. ). Вто­рой раз (вос­ста­ние армя­ни­на Ара­хи) город был взят Инда­фер­ном (Вин­да­фар­на) 27 нояб­ря 521 г. до н. э. Рас­сказ о мяте­же Вави­ло­на насы­щен фольк­лор­ны­ми моти­ва­ми и вос­хо­дит к семей­ным пре­да­ни­ям пер­сид­ско­го эми­гран­та Зопи­ра, пра­вну­ка Мега­би­за.

· 104Здесь — вави­ло­няне.

· 105Через ворота Нина (север­ные) путь шел в асси­рий­скую сто­ли­цу Нине­вию (Нин). Ворота хал­де­ев — южные. Кис­сий­ские ворота — севе­ро-восточ­ные, на пути в Киш (совр. Эль-Охей­мир); ворота Бела — запад­ные, к мосту через р. Евфрат.

· 106Напри­мер, оде­я­ния царя или сбруя его коней.

· 107Ливий­ский царек Инар под­нял вос­ста­ние с помо­щью афи­нян в Егип­те. Мега­биз раз­бил Ина­ра в бит­ве при Мем­фи­се (456 г. до н. э. ), Инар был взят в плен и каз­нен.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.