|
|||||
ПРИМЕЧАНИЯ 6 страница ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 155. А Дарий пришел в ужас, увидев так изувеченным столь почтенного человека. Царь с криком вскочил со своего трона и спросил, кто и почему так его изувечил. А Зопир отвечал: «Нет, кроме тебя, на свете человека, который имеет власть так поступить со мной. Не другой кто сделал это, государь, а я сам себя изувечил, потому что горько мне [терпеть] издевательства ассирийцев104 над персами». А царь сказал ему в ответ: «Несчастный! Ты стараешься приукрасить свой ужасный поступок, утверждая, что так немилосердно изувечил себя ради осажденных. Разве, глупец, враги скорее сдадутся от того, что ты сам себя изувечил? Не сошел ли ты с ума, так искалечив себя? ». А Зопир отвечал царю: «Если бы я открыл тебе мой замысел, ты не позволил бы мне [сделать] этого, [над собой]. Поэтому я так поступил на свой страх. Итак, если ты не откажешь в помощи, мы возьмем Вавилон. Я тотчас же перебегу в город и объявлю, что это ты нанес мне такие увечья. Я думаю, они поверят и поставят меня во главе войска. А ты на десятый день с того дня, как я уйду в город, поставь у так называемых ворот Семирамиды 1000 человек из той части [войска], потеря которой тебе безразлична. На седьмой день после этого поставь еще 2000 человек у так называемых ворот Нина105. Затем обожди двадцать дней и пошли 4000 человек против так называемых Халдейских ворот. Ни те первые, ни эти воины не должны иметь при себе никакого другого оружия для защиты, кроме кинжалов. Кинжалы можно им оставить. Наконец, через двадцать дней прикажи всему остальному войску немедленно штурмовать стены со всех сторон. А персов поставь против так называемых Белских и Киссийских ворот. Не сомневаюсь, что, когда я совершу такие великие подвиги, вавилоняне, конечно, доверят мне не только всю защиту города, но даже ключи от ворот. А тогда уж — моя и персов забота, как завершить дело! ». 156. После этого Зопир побежал к воротам, беспрестанно оглядываясь [назад], словно настоящий перебежчик. Стражи у ворот, заметив его с башен, спустились вниз, чуть приоткрыли створки ворот и спросили, кто он и зачем пришел. А тот отвечал, что он Зопир и хочет перейти к ним. Услышав такой ответ, привратники повели его к начальникам. Когда Зопир явился перед начальниками, то стал жаловаться, объявив, что увечье, которое на самом деле причинил он себе сам, нанес ему царь Дарий за то будто бы, что он дал совет [снять осаду] и увести войско, так как у царя нет возможности взять город. «И теперь, — сказал он, — я пришел вам на благо, а Дарию с войском — на погибель. Царь дорого поплатится за такие увечья. Я знаю его тайные замыслы и хитрости! ». 157. Так говорил Зопир, а вавилоняне, видя знатного перса с отрезанным носом и ушами и покрытого кровавыми рубцами от ударов плетей, вполне поверили, что он говорит правду и пришел к ним как друг и союзник. Они были готовы вверить ему все, о чем он ни попросит. А просил он себе отряд войска. Когда же получил его, то стал действовать так, как было условлено с Дарием. На десятый день Зопир вывел вавилонский отряд, окружил ту 1000 человек, что велел Дарию выставить на первый раз, и перебил их. А вавилоняне, убедившись, что слова перса не расходятся с делом, чрезвычайно обрадовались и готовы были во всем слушаться его. Тогда Зопир, выждав условленное число дней, снова вывел отборный отряд вавилонян и перебил 2000 воинов Дария. За этот новый подвиг вавилоняне осыпали Зопира похвалами, и его имя было у всех на устах. А Зопир опять, обождав назначенное число дней, вывел отряд в условленное место и, окружив персов, перебил 4000 человек. Теперь, после такого подвига, Зопир добился всего: его сделали главным военачальником и комендантом крепости. 158. Когда же Дарий по условию приказал со всех сторон штурмовать стены, тут-то и открылся коварный замысел Зопира. На стенах вавилоняне отражали приступы Дариева войска, а Зопир открыл так называемые Киссийские и Белские ворота и впустил персов в крепость. Часть вавилонян увидела, что произошло, и бежала в храм Зевса Бела. Другие же не заметили этого и оставались на своем месте, пока не узнали о предательстве. 159. Так-то Вавилон был взят во второй раз. Дарий же, овладев Вавилоном, повелел, прежде всего, разрушить стены и сломать все ворота, чего Кир не сделал при первом взятии Вавилона. Затем царь приказал распять около 3000 знатнейших граждан. Остальному же населению он позволил жить в городе. А чтобы у вавилонян были жены и от них потомство (своих собственных жен, как я сказал уже, вавилоняне задушили, чтобы сберечь съестные припасы), Дарий сделал вот что. Он повелел соседним племенам послать своих женщин в Вавилон — каждому племени известное количество, так что, в общем, туда собралось 50000 женщин. От этих-то женщин и произошли нынешние вавилоняне. 160. По мнению Дария, никто из персов ни прежде, ни после не превзошел Зопира в доблести, кроме одного Кира (с ним ведь ни один перс не смеет себя сравнивать). А Дарий, по рассказам, говаривал, что предпочел бы видеть Зопира не изувеченным, чем владеть еще двадцатью Вавилонами. Царь окружил Зопира величайшим почетом. Ежегодно посылал ему дары, которые считаются в Персии самыми почетными106, отдал ему в пожизненное управление Вавилон (без обложения податью) и осыпал другими почестями. У этого Зопира был сын Мегабиз, который сражался во главе персов в Египте против афинян и их союзников107. А у этого Мегабиза был сын Зопир, который приехал из Персии в Афины как перебежчик.
ПРИМЕЧАНИЯ
· 1Египетские врачи славились в то время. Как показывают папирусы, медицина в Египте достигла высокого уровня. · 2Женитьба на законной наследнице египетского престола укрепляла притязания Камбиса на египетский трон. · 3Бегство Фанеса произошло не в 525, а в 547 г. до н. э. · 4Здесь под «сирийцами» Геродот имеет в виду филистимлян, города которых Аскалон, Ашдод, Гат и Экрон персидская армия прошла на пути в Египет. · 5Персы приказали все глиняные сосуды от финикийского вина в Египте наполнять водой и отправлять по дороге назад в Финикию, чтобы обеспечить снабжение водой в пустыне между Египтом и Палестиной. · 6Это был царь независимых арабов, набатеев. · 7Такая прическа арабов-кочевников упоминается в Библии (Левит 20, 27). · 8Геродот смешивает здесь Красное море с Мертвым морем. · 9Именно, у города Таниса. · 10В храме богини Нейт в Саисе. · 11В таком виде изображены побежденные на рельефе Бехистунской надписи. · 12Экипаж корабля состоял таким образом из 200 человек. · 13Персы не могли проникнуть в болотистую западную часть Дельты, где властвовали Инар и Амиртей, и потому должны были признать там власть их сыновей. · 14Об этих мнимых преступлениях Камбиса египетские источники ничего не сообщают. Святотатственные действия Камбиса — выдумка враждебных ему египетских жрецов. Гнев жреческой касты против Камбиса объясняется тем, что царь значительно урезал доходы главных египетских храмов. · 15Жители оазиса Сива. · 16Имеется в виду нубийское царство (совр. Джебель-Баркал). Южное море, по Геродоту, образует южные границы Ливии. · 17Речь идет о дарах, которые подносили на Востоке чужеземным владыкам — золото, ладан и мирра (смирна). · 18Домашние захоронения покойников встречаются уже в доисторическую эпоху в Египте. · 19Оазис Харга. Персидский гарнизон оазиса состоял из греческих наемников-самосцев из филы Эсхриония. · 20Рассказ об убиении Аписа Камбисом неверен. Сохранилась на погребальном саркофаге Аписа 524 г. (которого Камбис только и мог убить) надпись, свидетельствующая о торжественном официальном (а не тайном) погребении Аписа. Надпись гласит: «Камбис, царь Верхнего и Нижнего Египта, посвятил большой саркофаг своему отцу Осирису». · 21Геродот сообщает здесь официальную персидскую версию. Камбис убил Бардию, а затем отправился в поход на Египет. В это время, воспользовавшись недовольством вновь покоренных персами областей, маг Гаумата захватил власть 2 апреля 522 г. Маг опирался на знать Запада. Противниками Гауматы был Гистасп и знать Востока. Маг был убит 29 сентября 522 г. до н. э. · 22Брак на родной сестре, по религиозным воззрениям персов, считался почетным. · 23Т. е. на Атоссе. Вторая сестра — жена Камбиса — Роксана. Властная Атосса не могла примириться с оскорблением, нанесенным ей Камбисом. Атосса интриговала против Камбиса, вышла замуж затем за мага, а после его убийства договорилась с Дарием (представителем младшей ветви Ахеменидов) и стала его супругой. · 24Эта и следующая история о Камбисе, вероятно, исходит из кругов младшей ветви Ахеменидов. Цель их — показать неспособность к правлению старшей линии. Сюда же относится и выдуманная эпилепсия Камбиса. · 25Эпилепсия. · 26Здесь Камбису приписываются греческие религиозные представления. Бог — греческий Аполлон — меткий стрелок из лука. · 27Ср. выше, I 207. · 28Святилище Гефеста — храм Пта в Мемфисе. · 29Имя происходит от санскритского слова «кала» (черный) и указывает на принадлежность к древнему темнокожему населению Индии. · 30В конце VI в. до н. э. о. Самос при тиране Поликрате был наиболее сильным греческим государством в Ионии. · 31Корабли с тремя рядами весел (один над другим). Экипаж триеры состоял из 170 человек, 20 матросов для парусов, 16 офицеров и 12 воинов. · 32Рассказы о жестокостях Периандра сильно преувеличены. Они созданы в ту эпоху, когда власть тиранов воспринималась уже как препятствие для дальнейшего развития рабовладельческого государства (ср.: С. Я. Лурье. История, стр. 114) · 33Имеется в виду таран корабля в виде клыков вепря. Храм на Эгине был посвящен Афее (критская богиня), а не Афине. На двух фронтонных группах стоит посреди Афина, так что ошибка Геродота понятна. · 34Храм Геры. Его стены были раскопаны в 1910—1913 гг. · 35Одиссея II, 330. · 36То же самое сообщает и Бехистунская надпись Дария. Маг Гаумата (Лжесмердис) был провозглашен царем в отсутствие Камбиса и пользовался поддержкой влиятельной касты магов и знати Запада. · 37Акбатан в Сирии нет. Камбис умер в 522 г. до н. э. после возвращения в Персию. · 38В результате войн Кира в Иране разгорелась классовая борьба. Господствовавшая на Западе знать стремилась покончить с укрепившимся положением «народа-войска», а на Востоке военно-племенная демократия старалась воспрепятствовать возвышению знати. К этому присоединилось недовольство всех народностей персидской державы непомерным ростом налогов и податей и бесконечными наборами в войско. · 39События разыгрывались не в Сусах, по рассказу Геродота, а в резиденции Бардии (Смердиса) в Мидии (в северо-восточной Персии). Здесь Бардия был убит 29 сентября 522 г. до н. э. в крепости Сикайавати. · 40Речь Отана перекликается с надгробной надписью Дария, где Дарий отражает упреки Отана в деспотических стремлениях (ср.: В. В. Струве. Этюды, стр. 80). · 41В злобных выпадах Мегабиза против народа нашла отражение острая ненависть персидской знати к «народу-войску» племен Ирана (ср.: В. В. Струве. Этюды, стр. 77). · 42Речь Дария соответствует его подлинным словам в Накширустемской надписи (ср.: В. В. Струве. Этюды, стр. 76). В этих трех речах нашли отражение три политических направления в среде персидской знати эпохи Дария I и его преемников. · 43Семь персов принадлежали к семи знатнейшим персидским фамилиям (среди них — Гобрий и Аспафин). · 44Геродот пропускает описание длительных войн Дария после его воцарения. По Бехистунской надписи, сначала восстал Элам с древней столицей Сусы, затем Вавилон под предводительством Нидинту-Бела, сына последнего царя, и Мидия (т. е. почти все провинции). В конце 521 г. Дарий усмирил почти всех восставших, кроме Египта и Малой Азии. Египет был покорен в 519/518 г. до н. э. · 45Страна арабов — набатейское царство. Арабы Сирийской пустыни были уже раньше покорены персами. · 46Рельеф на скале, как в Бехистуне. · 47Перечень персидских сатрапий восходит к ионийскому описанию персидских провинций. Сатрапии были, по-видимому, сначала введены в тех областях, где они были связаны с уже существовавшими государственными организациями, а затем в пограничных областях (по соображениям стратегического характера). Народы северо-востока Балканского полуострова в списке не упомянуты. · 48Монетная реформа Дария базировалась на введении золотой валюты. Дарий чеканил золотые дарейки (8. 4 г) = 1∕ 3000 евбейского таланта. Отношение золота к серебру равнялось 13. 5: 1. · 49Малоазийская прибрежная сатрапия с греческими городами. · 50Прежние северные провинции Лидии от Геллеспонта до устья р. Галиса. · 51Совр. Ливан, Сирия и Палестина. · 52Кроме Египта, оазис Харга и побережье от совр. Бенгази. · 53В Мемфисе еще со времен Амасиса были поселены ионийские и карийские наемники. · 54Область Пешвара и южная часть совр. Афганистана. · 55Древний Элам с Сусами. · 56Совр. Ирак. · 57В. В. Струве (Этюды, стр. 256) предлагает вместо «парикании» читать «гиркании» или «баркании». Ортокорибантии — перевод перс. «тиграхауда» (с остроконечными шапками) (В. В. Струве. Этюды, стр. 56). Эта сатрапия охватывала северо-западную Персию. · 58Совр. Азербайджан с Гиланом. · 59Совр. Северный Афганистан с долиной совр. Верхней Амударьи. · 60Горные народности между совр. Эрзерумом и Трапезунтом. · 61Народности между линией совр. Исфахан--Ханум-и-Хильменд и побережьем Персидского залива до пролива Ормус. · 62Племена, кочевавшие по южному и восточному берегам Каспийского моря до устья высохшего теперь Узбоя. · 63Область от низовья совр. Сырдарьи до долины Херируд в совр. Афганистане. · 64Персидское побережье от пролива Ормус до области Карачи и совр. Белуджистана. Парикании и азиатские эфиопы — остатки дравидийского населения, оттесненного иранцами. · 65Матиены жили между Ванским озером и верховьями р. Тигра, близ теперешней иранско-турецкой границы. Саспиры жили в долине совр. р. Чороха, впадающей в Черное море у Батуми. Алародии (урарту) жили в треугольнике, образованном совр. озерами Ван, Урмия и Севан. · 66Черноморское побережье от совр. Трапезунта до Поти. · 67Совр. индийская провинция Пенджаб. · 68Имеется в виду северная часть эфиопского царства в Нубии (быть может, область от совр. Асуана до Хальфы). · 69Мифическая гора и местность — родина Диониса. По Гомеру, Ниса находилась во Фракии или в Беотии. Геродот помещает ее в стране азиатских эфиопов (дравидийцев) в Индии. · 70Совр. западная Грузия и Абхазия. · 71Приводимые Геродотом цифры податей взяты не из официальных персидских источников, а восходят, по-видимому, к частным греческим оценкам величины податей в отдельных провинциях и, очевидно, слишком высоки. · 72Пустыня Тар (Фар). · 73Имя объясняется из санскрита и тамильского языка. Падей родственны веддам на Цейлоне. · 74Геродот рисует образ жизни брахманских странствующих аскетов. · 75Геродот передает здесь древнейшую форму легенды, возникшей в Ладаке на тибетско-индийской границе (легенда сохранилась в тибетской, монгольской и китайской версиях). Новелла принадлежит местным золотоискателям и купцам и выдумана, чтобы отпугнуть конкурентов. · 76Эти климатические условия характерны для узких горных долин Ладака: после полудня солнце исчезает и наступает холод. · 77Речь идет об особой породе быстрых и выносливых лошадей. Нисейские лошади конского завода в Мидии. · 78Хлопок. Индийский хлопок экспортировался в Месопотамию. · 79Ладан происходил из местности Сафар в Хадрамауте (южная Аравия). · 80Мирра (смирна) — благовонная смола (см. выше, III 20 и прим. 17). · 81Касия — ароматическое растение (Cinnamomum iners L. ). Кинамом — дерево корицы. Уже тогда ввозили корицу из Цейлона. · 82Ледан — благовонная смола. · 83Стирак — благовонная смола растения Styrax officinalis. · 84Род саранчи. · 85Геродот не сомневается во всемогуществе и всеведении богов. · 86Здесь и далее (111, 112) Геродот излагает рассказы арабских мореходов. · 87Курдючные овцы (изображения их встречаются уже на ассирийских рельефах) разводились особенно в Аравии. · 88Эфиопия — здесь восточноафриканское побережье, которое тогда посещали арабские и финикийские купцы-мореходы. · 89Эридан — название нижнего течения совр. р. По или Эч. Позднее Эриданом стали называть также реку на севере. Быть может, Геродот имеет здесь в виду даже устье совр. р. Вислы. · 90С Оловянных островов (совр. Британские острова) олово переправлялось через Тартесс в восточную часть Средиземного моря. Янтарь иллирийцы привозили к устью совр. р. По или Эч, а греки переправляли его в Грецию и на Восток. · 91Известие Геродота, по-видимому, относится к оросительным сооружениям на р. Акесе (совр. Мургаб), где лежит оз. Мерв. · 92Страж дверей — комендант царского дворца и начальник царских телохранителей (великий визирь). Докладчик (передаватель новостей, секретарь) — высшая придворная должность в Персии. Через этого придворного царь сообщался с внешним миром. · 93Т. е. царь находился в гареме, в особом дворце. · 94После падения Поликрата Анакреон (лирический поэт из Теоса) жил в Афинах (умер в 495 г. до н. э. ). · 95«Зависть» или «ревность» богов к человеческому счастью вызывает гибель счастливцев, проявивших ὕ β ρ ι ς (заносчивость, своеволие). · 96«Тысяча персов» — персидское название телохранителей. · 97Царский секретарь, приставленный к каждому сатрапу, читал и составлял «бумагу» на арамейском языке и переводил на персидский. · 98Школа врачей в Кротоне пользовалась тогда большой славой. Здесь, как и в других медицинских школах, разрабатывали науку на основе философских теорий и опытных наблюдений. · 99С этой почестью были связаны особые привилегии. Царь сидел при гостях за занавесью, невидимый ими. · 100Новелла о Демокеде объясняет возникновение проектов похода на Элладу соображениями престижа и личной безопасности царя. · 101См. выше, III 118 и прим. 92. · 102«Благодетели» царя (оросанги, перс. «буварзака») — люди, имеющие заслуги перед государством и царем. Им жаловали земельные угодья. · 103Рассказ Геродота основан на «истории Зопира», в основе которой лежат персидские народные сказания. Содержание новеллы неисторично. Из персидских источников известно, что Вавилон был взят дважды. Первый раз (восстание Нидинту-Бела, сына последнего царя Набонида) его взял сам Дарий (18 декабря 522 г. до н. э. ). Второй раз (восстание армянина Арахи) город был взят Индаферном (Виндафарна) 27 ноября 521 г. до н. э. Рассказ о мятеже Вавилона насыщен фольклорными мотивами и восходит к семейным преданиям персидского эмигранта Зопира, правнука Мегабиза. · 104Здесь — вавилоняне. · 105Через ворота Нина (северные) путь шел в ассирийскую столицу Ниневию (Нин). Ворота халдеев — южные. Киссийские ворота — северо-восточные, на пути в Киш (совр. Эль-Охеймир); ворота Бела — западные, к мосту через р. Евфрат. · 106Например, одеяния царя или сбруя его коней. · 107Ливийский царек Инар поднял восстание с помощью афинян в Египте. Мегабиз разбил Инара в битве при Мемфисе (456 г. до н. э. ), Инар был взят в плен и казнен.
|
|||||
|