Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ПРИМЕЧАНИЯ 4 страница



85. Был у Дария конюх, смет­ли­вый парень, по име­ни Эбар. Это­му-то чело­ве­ку Дарий после собра­ния ска­зал вот что: «Эбар, вот как мы реши­ли о цар­ской вла­сти. Чей конь пер­вым заржет при вос­хо­де солн­ца, когда мы поедем вер­хом, тот и будет царем. Если ты зна­ешь какое-нибудь хит­рое сред­ство, то устрой так, чтобы я, а не кто дру­гой полу­чил [пер­сид­ский пре­стол]». Эбар отве­тил так: «Гос­по­дин! Если толь­ко от это­го зави­сит, быть тебе царем или нет, то собе­рись с духом и не бес­по­кой­ся, так как рань­ше тебя никто не будет царем. Есть у меня такое зелье». А Дарий ска­зал ему: «Так, если ты дей­ст­ви­тель­но зна­ешь какое-нибудь хит­рое сред­ство, то поспе­ши и не теряй вре­ме­ни: ведь зав­тра [рано утром] дело у нас долж­но решить­ся». Услы­шав это, Эбар сде­лал вот что. С наступ­ле­ни­ем ночи он при­вел за ворота одну из кобы­лиц, кото­рую жере­бец Дария более все­го любил, креп­ко при­вя­зал ее и затем под­вел к ней жереб­ца. Мно­го раз он обво­дил его вокруг кобы­ли­цы и, нако­нец, пустил покрыть ее.

86. На рас­све­те все шесте­ро мужей по уго­во­ру сели на коней. Когда они ока­за­лись за ворота­ми и при­бли­зи­лись к тому месту, где про­шлую ночь была при­вя­за­на кобы­ли­ца, конь Дария бро­сил­ся впе­ред и заржал. На ясном небе в то же вре­мя сверк­ну­ла мол­ния и загре­ме­ли гро­мо­вые рас­ка­ты. Это неожидан­ное зна­ме­ние посвя­ти­ло Дария на цар­ство, слов­но по пред­ва­ри­тель­но­му усло­вию. Тогда дру­гие соско­чи­ли с коней, пали к ногам Дария и покло­ни­лись ему, как царю.

87. Так вот, по одно­му изве­стию это [избра­ние Дария] под­стро­ил Эбар. Но есть и дру­гое изве­стие (ведь пер­сы рас­ска­зы­ва­ют об этом собы­тии дво­я­ко), буд­то тот же Эбар сунул руку в поло­вые части кобы­ли­цы и затем спря­тал руку в шта­ны. Когда же затем с вос­хо­дом солн­ца кони гото­вы были устре­мить­ся впе­ред, Эбар выта­щил свою руку и под­нес к нозд­рям Дари­е­ва жереб­ца, а тот, почу­яв кобы­ли­цу, зафыр­кал и заржал.

88. Так-то Дарий, сын Гис­тас­па, был про­воз­гла­шен царем44. И были ему под­власт­ны, кро­ме ара­бов, все наро­ды Азии, кото­рые поко­рил Кир, а затем вто­рич­но Кам­бис. Ара­бы нико­гда не были под игом пер­сов. Они ста­ли, одна­ко, дру­зья­ми пер­сов после того, как про­пу­сти­ли Кам­би­са в Еги­пет через свою зем­лю45. Дарий взял себе в супру­ги знат­ней­ших пер­си­я­нок, во-пер­вых, двух доче­рей Кира — Атос­су и Арти­сто­ну (Атос­са уже была преж­де женой сво­е­го бра­та Кам­би­са, а потом мага; Арти­сто­на же была еще деви­цей). Затем он всту­пил в брак с доче­рью Смер­ди­са, Киро­ва сына, по име­ни Пар­мис и, нако­нец, с доче­рью Ота­на, кото­рая рас­кры­ла обман мага. Могу­ще­ство Дария было бес­пре­дель­но. Преж­де все­го, он пове­лел высечь из кам­ня и поста­вить рельеф­ное изо­бра­же­ние46 всад­ни­ка с над­пи­сью, гла­сив­шей: «Дарий, сын Гис­тас­па, обрел себе пер­сид­ское цар­ство доб­ле­стью сво­е­го коня (сле­до­ва­ло имя) и коню­ха Эба­ра».

89. А сде­лав это, Дарий разде­лил пер­сид­скую дер­жа­ву на 20 про­вин­ций [окру­гов], кото­рые у пер­сов назы­ва­ют­ся сатра­пи­я­ми47. Учредив эти окру­га и назна­чив их пра­ви­те­лей, царь уста­но­вил пода­ти по пле­ме­нам. Мно­гие сосед­ние народ­но­сти были объ­еди­не­ны в одну сатра­пию, а ино­гда, кро­ме бли­жай­ших соседей, к ней при­со­еди­ня­лись и народ­но­сти дру­гой, более дале­кой сатра­пии. Рас­пре­де­ле­ние же сатра­пий и еже­год­ных взно­сов пода­тей он про­из­вел сле­ду­ю­щим обра­зом: тем, кто вно­сил пода­ти сереб­ром, царь назна­чил пла­ту по весу вави­лон­ско­го талан­та, а пла­тив­шим золо­том — по евбей­ско­му весу. Вес вави­лон­ско­го талан­та состав­ля­ет 78 евбей­ских мин48. В цар­ст­во­ва­ние Кира и потом Кам­би­са не было еще уста­нов­ле­но ника­кой опре­де­лен­ной пода­ти, но толь­ко доб­ро­воль­ные дары. Из-за это­го обло­же­ния данью и неко­то­рых дру­гих подоб­ных меро­при­я­тий Дария в Пер­сии гово­ри­ли, что Дарий был тор­гаш, Кам­бис — вла­ды­ка, а Кир — отец, пото­му что Дарий всю свою дер­жа­ву устро­ил по-тор­га­ше­ски; Кам­бис — отто­го, что был жесток и высо­ко­ме­рен; а Кир — отто­го, что был мило­стив и ему они обя­за­ны все­ми бла­га­ми.

90. От ионян же, ази­ат­ских маг­не­тов, эолий­цев, карий­цев, ликий­цев, мили­ев и пам­фи­лов (ибо для всех них была уста­нов­ле­на еди­ная подать) посту­па­ло 400 талан­тов сереб­ра. Это была пер­вая область, уста­нов­лен­ная царем49. А от мисий­цев, лидий­цев, ласон­цев, каба­ли­ев и гитен­нов [посту­па­ло] 500 талан­тов. Это был вто­рой округ. От гел­лес­пон­тий­цев по пра­вую сто­ро­ну от вхо­да, затем от фри­гий­цев, ази­ат­ских фра­кий­цев, пафла­го­нов, мари­ан­ди­нов и сирий­цев нало­ги и пода­ти состав­ля­ли 360 талан­тов. Это был тре­тий округ50. Из Кили­кии достав­ля­ли 360 белых коней (по одно­му на каж­дый день в году) и 500 талан­тов сереб­ра. Из них 140 талан­тов рас­хо­до­ва­лось на содер­жа­ние кон­ни­цы, охра­няв­шей Кили­кию, а 360 талан­тов полу­чал Дарий. Это — чет­вер­тый округ.

91. Область от горо­да Посидея, осно­ван­но­го Амфи­ло­хом, сыном Амфи­а­рая, на гра­ни­це меж­ду Кили­ки­ей и Сири­ей, до Егип­та, кро­ме Ара­вий­ской зем­ли, сво­бод­ной от пода­тей, долж­на была пла­тить 350 талан­тов пода­ти. В этот округ вхо­дят вся Фини­кия, так назы­вае­мая пале­стин­ская Сирия и Кипр. Это пятый округ51. Из Егип­та, из сосед­ней с Егип­том части Ливии, Кире­ны и Бар­ки52, кото­рые были вклю­че­ны в еги­пет­ский округ, полу­ча­лось 700 талан­тов, не счи­тая дохо­дов с рыб­ной лов­ли на Меридо­вом озе­ре. Так вот, поми­мо этих денег и посту­паю­ще­го в счет пода­ти хле­ба, с это­го окру­га взи­ма­лось еще 700 талан­тов. Ведь для пер­сов и наем­ни­ков, зани­мав­ших Белую кре­пость в Мем­фи­се, достав­ля­ет­ся 120000 медим­нов хле­ба. Это — шестой округ53. Сат­та­гиды же вме­сте с ган­да­ри­я­ми, дади­ка­ми и апа­ри­та­ми пла­ти­ли 170 талан­тов. Это — седь­мой округ54. Из Сус и осталь­ной Кис­сии посту­па­ло 300 талан­тов. Это — вось­мой округ55.

92. Вави­лон же и осталь­ная Асси­рия пла­ти­ли 1000 талан­тов сереб­ра и достав­ля­ли 500 оскоп­лен­ных маль­чи­ков. Это — девя­тый округ56. Акба­та­ны, осталь­ная Мидия, пари­ка­нии и орто­ко­ри­бан­тии пла­ти­ли 450 талан­тов. Это — деся­тый округ57. Кас­пии же, пав­си­ки, пан­ти­ма­фы и дари­ты вме­сте пла­ти­ли 200 талан­тов. Это — один­на­дца­тый округ58. Народ­но­сти от бак­трий­цев до эглов пла­ти­ли 300 талан­тов пода­ти. Это — две­на­дца­тый округ59.

93. Из Пак­ти­ки, Арме­нии и сосед­них обла­стей до Евк­син­ско­го Пон­та посту­па­ло 400 талан­тов. Это — три­на­дца­тый округ60. Сагар­тии, саран­ги, фама­неи, утии, мики и жите­ли ост­ро­вов Крас­но­го моря, куда царь выдво­ря­ет так назы­вае­мые пере­се­лен­ные народ­но­сти, вме­сте пла­ти­ли 600 талан­тов. Это — четыр­на­дца­тый округ61. Саки и кас­пии пла­ти­ли 250 талан­тов. Это — пят­на­дца­тый округ62. Пар­фяне же, хорас­мии, сог­дий­цы и арии пла­ти­ли 300 талан­тов. Это — шест­на­дца­тый округ63.

94. Пари­ка­нии и ази­ат­ские эфи­о­пы пла­ти­ли 400 талан­тов. Это — сем­на­дца­тый округ64. На мати­е­нов, сас­пи­ров и ала­ро­ди­ев была нало­же­на подать в 200 талан­тов. Это — восем­на­дца­тый округ65. Мос­хам, тиба­ре­нам, мак­ро­нам, мос­си­ни­кам и марам было при­ка­за­но пла­тить 300 талан­тов пода­ти. Это — девят­на­дца­тый округ66. Что до индий­цев, то этот самый мно­го­чис­лен­ный народ из всех нам извест­ных и подать дол­жен был пла­тить самую боль­шую срав­ни­тель­но с дру­ги­ми, имен­но 360 талан­тов золо­то­го пес­ку. Это — два­дца­тый округ67.

95. Так вот вави­лон­ские сереб­ря­ные талан­ты в пере­во­де на евбей­ский вес состав­ля­ют 9880 талан­тов, и если при­нять отно­ше­ние золота к сереб­ру как 1 к 13, то цен­ность золо­то­го пес­ка состав­ля­ет 4680 евбей­ских талан­тов. Таким обра­зом, общая сум­ма всех еже­год­ных поступ­ле­ний Дарию состав­ля­ла 14560 евбей­ских талан­тов. При этом циф­ры более мел­ких дохо­дов я не при­ни­маю в рас­чет.

96. Эти пода­ти посту­па­ли Дарию из Азии и из неболь­шой части [стран] Ливии. Позд­нее ста­ли достав­лять так­же пода­ти с эллин­ских ост­ро­вов и от евро­пей­ских народ­но­стей вплоть до фес­са­лий­цев. А сохра­ня­ет царь эти свои сокро­ви­ща вот каким обра­зом: он при­ка­зы­ва­ет, рас­пла­вив металл, выли­вать его в гли­ня­ные сосуды. Когда сосуд напол­нен, его раз­би­ва­ют. Вся­кий раз, когда нуж­ны день­ги, царь велит отру­бать сколь­ко тре­бу­ет­ся золота.

97. Тако­вы были эти окру­ги и раз­ме­ры пода­тей. Толь­ко одну Пер­сид­скую зем­лю я не упо­мя­нул в чис­ле земель, обло­жен­ных данью, пото­му что пер­сы живут в стране, сво­бод­ной от пода­тей. Но есть еще народ­но­сти, кото­рые, прав­да, не пла­тят дани, а достав­ля­ют дары. Это — эфи­о­пы, живу­щие на гра­ни­це с Егип­том68 (их поко­рил Кам­бис во вре­мя похо­да на дол­го­веч­ных эфи­о­пов); затем оби­та­те­ли обла­сти у свя­щен­ной Нисы69, кото­рые справ­ля­ют извест­ные празд­не­ства в честь Дио­ни­са. Эти эфи­о­пы и сосед­ние с ними наро­ды тако­го же про­ис­хож­де­ния, как и кал­ла­тии в Индии; они живут в под­зем­ных жили­щах. Оба эти эфи­оп­ских пле­ме­ни достав­ля­ют в дар царю каж­дые три года (и дела­ют это до наше­го вре­ме­ни) 2 хени­ка само­род­но­го золота, 200 ство­лов эбе­но­во­го дере­ва, 5 эфи­оп­ских маль­чи­ков и 20 боль­ших сло­но­вых клы­ков. Даже кол­хи и их соседи до Кав­каз­ско­го хреб­та70 (до этих пор ведь про­сти­ра­ет­ся пер­сид­ская дер­жа­ва, обла­сти же к севе­ру от Кав­ка­за уже не под­чи­не­ны пер­сам) нала­га­ют на себя пода­ти в виде доб­ро­воль­ных даров. Так вот, эти наро­ды еще и поныне посы­ла­ют царю по 100 маль­чи­ков и 100 дево­чек. Нако­нец, ара­бы еже­год­но посы­ла­ют 1000 талан­тов лада­на. Эти дары они шлют царю поми­мо пода­ти71.

98. Боль­шое коли­че­ство это­го золота, часть кото­ро­го индий­цы посы­ла­ют царю в виде упо­мя­ну­то­го золо­то­го пес­ка, добы­ва­ют вот каким спо­со­бом. На восто­ке Индий­ской зем­ли есть пес­ча­ная пусты­ня72. Ведь из всех извест­ных нам восточ­ных ази­ат­ских наро­дов у вос­хо­да солн­ца индий­цы — пер­вый народ, о кото­ром у нас есть по край­ней мере опре­де­лен­ные сведе­ния. Ибо восточ­нее Индии про­сти­ра­ют­ся пес­ки и пусты­ня. В Индии есть мно­го раз­ных пле­мен, гово­ря­щих на раз­ных язы­ках. Неко­то­рые из них кочев­ни­ки, дру­гие же — нет. Одни оби­та­ют в боло­ти­стой дель­те реки [Инда] и пита­ют­ся сырой рыбой, кото­рую они ловят со сво­их бам­бу­ко­вых лодок (целая лод­ка дела­ет­ся из одно­го коле­на это­го бам­бу­ка). Эти индий­ские пле­ме­на носят одеж­ды из трост­ни­ко­во­го [лыка]. Трост­ник они сре­за­ют в реке, затем разде­ля­ют на поло­сы, спле­та­ют напо­до­бие цино­вок и носят в виде пан­ци­ря.

99. Далее к восто­ку оби­та­ют коче­вые индий­ские пле­ме­на, питаю­щи­е­ся сырым мясом. Они назы­ва­ют­ся паде­я­ми73. Обы­чаи их, по рас­ска­зам, вот какие. Когда кто-нибудь — муж­чи­на или жен­щи­на — зане­ду­жит, то, если это муж­чи­на, его уби­ва­ют бли­жай­шие дру­зья — муж­чи­ны же. Ведь, по их сло­вам, недуг, снедаю­щий боль­но­го, загу­бит для них его мясо. А тот уве­ря­ет, что вовсе не стра­да­ет от неду­га. Они же, не вни­мая его сло­вам, умерщ­вля­ют его и затем поеда­ют труп. Если же недуг пора­жа­ет жен­щи­ну, то бли­жай­шие род­ст­вен­ни­цы боль­ной посту­па­ют с ней так же, как муж­чи­ны. Что же каса­ет­ся стар­цев, то их тор­же­ст­вен­но зака­лы­ва­ют [и при­но­сят] в жерт­ву [боже­ству] и так­же съе­да­ют. Впро­чем, до пре­клон­но­го воз­рас­та дожи­ва­ет у них немно­го людей, так как вся­ко­го уби­ва­ют уже рань­ше, если он стра­да­ет каким-нибудь неду­гом.

100. Есть индий­ские пле­ме­на, кото­рые дер­жат­ся иных обы­ча­ев, а имен­но вот каких. Они не уби­ва­ют ни одно­го живо­го суще­ства, не трудят­ся на нивах, нет у них жилищ, а пита­ют­ся они тра­вой. В их стране дико рас­тет одно рас­те­ние, струч­ки кото­ро­го вели­чи­ной с про­ся­ное зер­но. Эти зер­на они соби­ра­ют вме­сте с шелу­хой, варят и употреб­ля­ют в пищу. Если кого-нибудь из них пора­жа­ет недуг, то он ухо­дит в пусты­ню и там ложит­ся. Никто уже не забо­тит­ся ни об уми­раю­щем, ни о страж­ду­щем74.

101. У всех назван­ных индий­ских пле­мен поло­вое обще­ние совер­ша­ет­ся откры­то, как у скота. Цвет кожи у всех их оди­на­ко­вый, имен­но такой, как у эфи­о­пов. Так же и семя, кото­рым они опло­до­тво­ря­ют жен­щин, не белое, как у осталь­ных наро­дов, а чер­ное, под цвет их кожи. Такое же [чер­ное] семя и у эфи­о­пов. Эти индий­ские пле­ме­на оби­та­ют еще даль­ше к югу от пер­сов и нико­гда не под­чи­ня­лись Дарию.

102. Дру­гие индий­ские пле­ме­на, напро­тив, оби­та­ют вбли­зи обла­сти Пак­ти­ки и ее глав­но­го горо­да Кас­па­ти­ра север­нее про­чих индий­цев. По сво­е­му обра­зу жиз­ни они при­бли­жа­ют­ся к бак­трий­цам. Это самое воин­ст­вен­ное из индий­ских пле­мен, и они уже уме­ют добы­вать золо­то. В их зем­ле есть пес­ча­ная пусты­ня, и в пес­ках ее водят­ся муравьи вели­чи­ной почти с соба­ку, но мень­ше лиси­цы75. Несколь­ко таких мура­вьев, пой­ман­ных на охо­те, есть у пер­сид­ско­го царя. Муравьи эти роют себе норы под зем­лей и выбра­сы­ва­ют оттуда нару­жу песок, так же как это дела­ют и муравьи в Элла­де, с кото­ры­ми они очень схо­жи видом. Выры­тый же ими песок — золо­то­нос­ный, и за ним-то индий­цы и отправ­ля­ют­ся в пусты­ню. Для это­го каж­дый запря­га­ет в ярмо трех вер­блюдов, по бокам — вер­блюдов-сам­цов, кото­рые бегут рядом, как при­стяж­ные, а в середине — сам­ку-вер­блюди­цу. На нее они и садят­ся, выби­рая пре­иму­ще­ст­вен­но спо­кой­ную, кото­рая толь­ко что оже­ре­би­лась. Их вер­блюды быст­ро­той не усту­па­ют коням, а поми­мо того, могут нести гораздо более тяже­лые вью­ки.

103. Опи­сы­вать вид вер­блюда я не буду, пото­му что он изве­стен в Элла­де. Ска­жу толь­ко то, что не зна­ют о вер­блюде. На зад­них ногах у вер­блюда четы­ре бед­рен­ных муску­ла и четы­ре суста­ва, и поло­вые части, нахо­дя­щи­е­ся меж­ду зад­ни­ми нога­ми, обра­ще­ны к хво­сту.

104. В такой вер­блю­жьей упряж­ке индий­цы отправ­ля­ют­ся за золо­том с тем рас­че­том, чтобы попасть в самый силь­ный зной и похи­тить золо­то. Ведь муравьи от зноя пря­чут­ся под зем­лей. Солн­це в стране этих наро­дов самое зной­ное утром, а не как в дру­гих местах в пол­день. Лишь око­ло полу­дня, когда у нас рас­хо­дит­ся рынок, солн­це сто­ит там уже высо­ко на небе. Имен­но в это вре­мя оно при­пе­ка­ет там гораздо силь­нее, чем в пол­день в Элла­де, так что, по рас­ска­зам, люди долж­ны в это вре­мя осве­жать­ся купа­ньем. А в пол­день в Индии солн­це при­пе­ка­ет почти так же силь­но, как и в дру­гих стра­нах, после полу­дня же солн­це сия­ет там так же ярко, как у нас утром. А затем солн­це дела­ет­ся все холод­нее, пока при зака­те не станет совер­шен­но холод­ным76.

105. Когда индий­цы при­едут на место с меш­ка­ми, то напол­ня­ют их [золотым пес­ком] и затем как мож­но ско­рее воз­вра­ща­ют­ся домой. Муравьи же тот­час, по сло­вам пер­сов, по запа­ху почу­яв их, бро­са­ют­ся в пого­ню. Ведь ни одно живот­ное не может срав­нить­ся с эти­ми мура­вья­ми быст­ро­той [бега], так что если бы индий­цы не успе­ли опе­редить их (пока муравьи собе­рут­ся), то никто бы из них не уце­лел. Так вот, вер­блюдов-сам­цов (те ведь бегут мед­лен­нее самок и ско­рее уста­ют) они отвя­зы­ва­ют в пути и остав­ля­ют мура­вьям (сна­ча­ла одно­го, потом дру­го­го). Сам­ки же, вспо­ми­ная остав­лен­ных дома жере­бят, бегут без уста­ли. Таким-то обра­зом индий­цы, по сло­вам пер­сов, добы­ва­ют бо́ льшую часть золота, а неко­то­рое гораздо мень­шее коли­че­ство выка­пы­ва­ют из зем­ли.

106. Окра­и­ны ойку­ме­ны по воле судь­бы щед­ро наде­ле­ны ред­чай­ши­ми и дра­го­цен­ны­ми дара­ми при­ро­ды. Элла­да же зато име­ет самый уме­рен­ный [бла­го­дат­ный] кли­мат. Самая край­няя стра­на на восто­ке, как я ска­зал, это Индия. И в Индии не толь­ко чет­ве­ро­но­гие живот­ные и пти­цы гораздо боль­шей вели­чи­ны, чем в дру­гих стра­нах, кро­ме коней (они мень­ше мидий­ских, так назы­вае­мых нисей­ских коней)77, но там есть и несмет­ное коли­че­ство золота, добы­ва­е­мо­го из зем­ли, частью при­но­си­мо­го река­ми или похи­ща­е­мо­го опи­сан­ным мною спо­со­бом. А пло­ды дико­рас­ту­щих дере­вьев дают здесь шерсть78, по кра­со­те и проч­но­сти выше ове­чьей шер­сти. Одеж­ды индий­цев изготов­ля­ют­ся из этой дре­вес­ной шер­сти.

107. А на юге самая отда­лен­ная из насе­лен­ных стран — это Ара­вия. И ни в одной дру­гой зем­ле, кро­ме Ара­вии, не рас­тут ладан79, мир­ра80, касия, кина­мом81 и ледан82. Все эти бла­го­во­ния, за исклю­че­ни­ем мир­ры, ара­бы добы­ва­ют с трудом. Так, ладан они полу­ча­ют, сжи­гая сти­рак83, кото­рый вво­зят в Элла­ду фини­ки­яне. Сжи­гая этот сти­рак, они полу­ча­ют ладан. Ведь дере­вья, даю­щие ладан, сте­ре­гут кры­ла­тые змеи84, малень­кие и пест­рые, кото­рые ютят­ся во мно­же­стве око­ло каж­до­го дере­ва. Они же напа­да­ют и на Еги­пет. От этих дере­вьев их нель­зя ничем ото­гнать, кро­ме как куре­ни­ем сти­ра­ка.

108. Ара­бы утвер­жда­ют даже, что эти змеи напол­ни­ли бы всю зем­лю, если бы с ними не про­ис­хо­ди­ло того же, что, как извест­но, про­ис­хо­дит с гадю­ка­ми. Боже­ст­вен­ный про­мы­сел85, как это и есте­ствен­но, в сво­ей пре­муд­ро­сти сотво­рил всех роб­ких и год­ных в пищу живот­ных весь­ма пло­до­ви­ты­ми, чтобы у нас не было недо­стат­ка в пище, хищ­ных же и вредо­нос­ных — мало­пло­до­ви­ты­ми. Так, на зай­ца охотят­ся все — зве­ри, пти­цы и чело­век, и поэто­му-то он весь­ма пло­до­вит. Это един­ст­вен­ное живот­ное, кото­рое после зача­тия одно­го пло­да [сра­зу же] зачи­на­ет вто­рой. Поэто­му-то один дете­ныш у него уже во чре­ве мате­ри покрыт шер­стью, а дру­гой еще голый, тре­тий заро­дыш толь­ко что обра­зу­ет­ся, чет­вер­то­го зай­чи­ха еще зачи­на­ет. Тако­во это живот­ное. Напро­тив, льви­ца, самый мощ­ный и сви­ре­пый хищ­ник, рож­да­ет раз в жиз­ни един­ст­вен­но­го дете­ны­ша. Ведь при родах она выбра­сы­ва­ет вме­сте с дете­ны­шем и мат­ку. При­чи­на же это­го вот в чем. Когда дете­ныш в мат­ке начи­на­ет шеве­лить­ся, то раз­ры­ва­ет ее сво­и­ми ког­тя­ми, кото­рые у него гораздо ост­рее ког­тей всех про­чих живот­ных, и чем боль­ше ста­но­вит­ся дете­ныш, тем силь­нее он раз­ру­ша­ет ее. Когда, нако­нец, насту­па­ют роды, то мат­ка уже совер­шен­но раз­ру­ше­на.

109. Точ­но так же, если бы гадю­ки и кры­ла­тые ара­вий­ские змеи рож­да­лись на свет так, как это зало­же­но в их зме­и­ной при­ро­де, то жить на све­те людям было бы невоз­мож­но. Одна­ко, когда гадю­ки спа­ри­ва­ют­ся и самец уже готов испу­стить семя, сам­ка вцеп­ля­ет­ся ему в шею и, ухва­тив­шись, не отпус­ка­ет, пока не пере­гры­зет. Так-то самец поги­ба­ет, а сам­ка долж­на за это попла­тить­ся, так как дете­ны­ши еще в утро­бе мате­ри мстят за отца: они пере­гры­за­ют ей чре­во и таким обра­зом про­кла­ды­ва­ют себе выход на сво­бо­ду. Дру­гие же змеи, не опас­ные для людей, несут яйца и выси­жи­ва­ют мно­же­ство дете­ны­шей. Гадю­ки водят­ся на зем­ле повсюду, тогда как кры­ла­тые змеи во мно­же­стве встре­ча­ют­ся толь­ко в Ара­вии и боль­ше нигде, отче­го и дума­ют, что их очень мно­го.

110. Так-то ара­бы добы­ва­ют этот ладан, а касию — сле­ду­ю­щим обра­зом86. Они обвя­зы­ва­ют все тело и лицо, кро­ме глаз, бычьи­ми шку­ра­ми и раз­ны­ми кожа­ми и в таком виде отправ­ля­ют­ся за каси­ей. Она рас­тет, прав­да, в мел­ком озе­ре и вокруг него, а в этом озе­ре живут кры­ла­тые зве­ри, очень похо­жие на лету­чих мышей. Они испус­ка­ют гром­кие кри­ки и храб­ро напа­да­ют на людей. Ара­бам при­хо­дит­ся отго­нять этих зве­рей, защи­щая свои гла­за, и таким обра­зом сры­вать касию.

111. Кори­цу они соби­ра­ют еще более уди­ви­тель­ным спо­со­бом. Где она рас­тет и какая зем­ля порож­да­ет это рас­те­ние, они и сами не зна­ют. Иные утвер­жда­ют (и они, веро­ят­но, пра­вы), что кори­ца рас­тет в тех кра­ях, где был вос­пи­тан Дио­нис. По их рас­ска­зам, боль­шие пти­цы при­но­сят эти сухие полос­ки коры, кото­рые у нас зовут­ся фини­кий­ским име­нем «кина­мо­мон». А при­но­сят их эти пти­цы в свои гнезда, слеп­лен­ные из гли­ны, на кру­чах гор, куда не сту­па­ла нога чело­ве­ка. Так вот, для добы­ва­ния кори­цы ара­бы при­ду­ма­ли такую улов­ку. Туши пав­ших быков, ослов и про­чих вьюч­ных живот­ных они раз­ру­ба­ют сколь воз­мож­но боль­ши­ми кус­ка­ми и при­во­зят в эти места. Сва­лив мясо вбли­зи гнезд, они затем уда­ля­ют­ся. А пти­цы сле­та­ют­ся и уно­сят кус­ки мяса в свои гнезда. Гнезда же не могут выдер­жать тяже­сти и рушат­ся на зем­лю. Тогда ара­бы воз­вра­ща­ют­ся и соби­ра­ют кори­цу. Собран­ную таким обра­зом кори­цу из стра­ны этих ара­бов выво­зят затем в дру­гие стра­ны.

112. А ледан, кото­рый у ара­бов зовет­ся лада­ном, добы­ва­ют еще более уди­ви­тель­ным спо­со­бом. Это веще­ство самое бла­го­вон­ное, хотя и про­ис­хо­дит из само­го зло­вон­но­го места. Оно нахо­дит­ся на боро­дах коз­лов и зарож­да­ет­ся там, как смо­ла на дере­вьях. Его при­ме­ня­ют для мно­гих бла­го­вон­ных мазей, и ара­бы употреб­ля­ют его глав­ным обра­зом для куре­ний.

113. О бла­го­во­ни­ях ска­за­но доста­точ­но: вся зем­ля Ара­вий­ская бла­го­уха­ет боже­ст­вен­ным аро­ма­том. Есть там две уди­ви­тель­ные поро­ды овец, кото­рых нигде в дру­гом месте не встре­тишь. У одной из них длин­ные хво­сты, не менее 3 лок­тей. Если бы поз­во­лить этим овцам воло­чить хво­сты по зем­ле, то от тре­ния хво­сты покры­лись бы рана­ми. Но все пас­ту­хи там зна­ют плот­ниц­кое дело настоль­ко, что масте­рят малень­кие тележ­ки и при­вя­зы­ва­ют их под ове­чьи хво­сты. Таким обра­зом, у каж­до­го живот­но­го под хво­стом при­вя­за­на такая тележ­ка. Дру­гая же поро­да овец име­ет хвост даже до лок­тя шири­ной87.

114. На юго-запа­де Эфи­о­пия88 — самая край­няя насе­лен­ная стра­на на зем­ле. Эта стра­на очень бога­та золо­том, и в ней водят­ся огром­ные сло­ны, все­воз­мож­ные дико­рас­ту­щие пло­до­вые дере­вья, а так­же эбе­но­вое дере­во. Люди там очень высо­ко­го роста, кра­си­вые и самые дол­го­веч­ные.

115. Итак, это — самые отда­лен­ные стра­ны в Азии и в Ливии. Что же до самых отда­лен­ных стран Евро­пы, имен­но на запа­де, то я не могу сооб­щить о них ниче­го опре­де­лен­но­го. Я-то ведь не верю в суще­ст­во­ва­ние реки, назы­вае­мой у вар­ва­ров Эрида­ном89, кото­рая впа­да­ет в Север­ное море (оттуда, по рас­ска­зам, при­во­зят янтарь). Я ниче­го не знаю так­же, суще­ст­ву­ют ли дей­ст­ви­тель­но ост­ро­ва Кас­си­те­риды, откуда к нам при­во­зят оло­во90. Ведь само назва­ние «Эридан» ока­зы­ва­ет­ся эллин­ским, а не вар­вар­ским и при­ду­ма­но каким-нибудь поэтом. С дру­гой сто­ро­ны, несмот­ря на все мои ста­ра­ния, я не мог ни от одно­го оче­вид­ца узнать подроб­но­сти об этом море на севе­ре Евро­пы. Впро­чем, вер­но то, что оло­во и янтарь при­во­зят из самых дале­ких стран.

116. На севе­ре же Евро­пы, по-види­мо­му, есть очень мно­го золота. Как его там добы­ва­ют, я так­же не могу опре­де­лен­но ска­зать. Соглас­но ска­за­нию, его похи­ща­ют у гри­фов одно­гла­зые люди — ари­мас­пы. Но я не верю, что от при­ро­ды вооб­ще суще­ст­ву­ют одно­гла­зые люди, а в осталь­ном есте­ство у них, как и у про­чих людей. Во вся­ком слу­чае, кажет­ся, что эти окра­и­ны ойку­ме­ны, окру­жаю­щие осталь­ные зем­ли, обла­да­ют про­дук­та­ми, кото­рые у нас счи­та­ют­ся весь­ма цен­ны­ми и ред­ки­ми.

117. Есть в Азии доли­на, окру­жен­ная со всех сто­рон горой, а через эту гору ведет пять узких про­хо­дов. Эта доли­на при­над­ле­жа­ла неко­гда хорас­ми­ям и лежит на гра­ни­це земель хорас­ми­ев, гир­ка­нов, пар­фян, саран­гов и фама­не­ев91. Со вре­ме­ни же пер­сид­ско­го вла­ды­че­ства они под­власт­ны пер­сид­ско­му царю. Так вот, с этой окру­жаю­щей [доли­ну] горы сте­ка­ет боль­шая река по име­ни Акес. Эта река, разде­лен­ная на пять рука­вов, преж­де оро­ша­ла зем­ли упо­мя­ну­тых наро­дов, так что из каж­до­го про­хо­да выте­кал свой рукав. Одна­ко со вре­ме­ни под­чи­не­ния пер­сам эти наро­ды очу­ти­лись вот в каком поло­же­нии. Царь пове­лел закрыть гор­ные про­хо­ды и постро­ить на каж­дом шлю­зы. Поэто­му вода не мог­ла боль­ше выте­кать [через про­хо­ды], и доли­на, окру­жен­ная гора­ми, обра­ти­лась в озе­ро, так как река раз­ли­ва­ет­ся по рав­нине, но выхо­да не име­ет. Так вот, те пле­ме­на, кото­рые преж­де поль­зо­ва­лись этой водой для оро­ше­ния, ста­ли тер­петь ужас­ные лише­ния. Зимой, конеч­но, боже­ство, как и в дру­гих местах, посы­ла­ет так­же и им дожди; летом же про­со и сесам, кото­рые они сеют, посто­ян­но испы­ты­ва­ют недо­ста­ток вла­ги. Когда нет уже боль­ше воды, они едут в Пер­сию вме­сте с жена­ми и, оста­но­вив­шись перед вра­та­ми цар­ско­го двор­ца, начи­на­ют гром­ко и жалост­но вопить. Царь же, видя край­нюю нуж­ду про­си­те­лей, велит открыть шлю­зы, веду­щие в их стра­ну. Когда же их зем­ля вдо­воль напи­та­ет­ся водой, царь при­ка­зы­ва­ет опять закрыть шлю­зы и открыть дру­гие, веду­щие в зем­лю тех пле­мен, кото­рые боль­ше все­го после них нуж­да­ют­ся в воде. Одна­ко, как я узнал, царь взи­ма­ет за откры­тие шлю­зов боль­шие сум­мы денег (сверх пода­тей). Так обсто­ит дело.

118. А сре­ди тех пер­сов, сверг­нув­ших мага, был некто Инта­френ, кото­рый тот­час после это­го вос­ста­ния был каз­нен за совер­шен­ное пре­ступ­ле­ние. Он хотел вой­ти в цар­ский дво­рец, чтобы пере­го­во­рить о чем-то с царем. Дей­ст­ви­тель­но, суще­ст­во­ва­ло поста­нов­ле­ние, что заго­вор­щи­ки могут сво­бод­но вхо­дить к царю без докла­да, если толь­ко царь не спит на жен­ской поло­вине. Поэто­му Инта­френ не счел необ­хо­ди­мым посы­лать кого-нибудь с докла­дом и захо­тел как один из семи пря­мо вой­ти. Страж две­рей же и доклад­чик92 не про­пус­ка­ли его, гово­ря, что царь нахо­дит­ся на жен­ской поло­вине93. А Инта­френ, думая, что они гово­рят неправ­ду, сде­лал вот что. Выхва­тив свою саб­лю, он отру­бил им уши и нос и нани­зал их на пово­дья сво­е­го коня. Затем он обвя­зал пово­дья вокруг шеи несчаст­ных и так отпу­стил их.

119. Тогда иска­ле­чен­ные слу­ги яви­лись к царю и рас­ска­за­ли ему о при­чине учи­нен­но­го над ними наси­лия. Дарий же, опа­са­ясь, не совер­шен ли этот посту­пок с обще­го согла­сия всех шесте­рых, велел при­звать к себе каж­до­го из них пооди­ноч­ке и стал допы­ты­вать­ся, одоб­ря­ют ли те этот посту­пок. Когда Дарий понял, что Инта­френ совер­шил этот посту­пок без одоб­ре­ния дру­гих, то велел схва­тить его вме­сте с сыно­вья­ми и всей род­ней, твер­до убеж­ден­ный, что тот с род­ней замыс­лил мятеж про­тив него. А схва­тив их, он велел бро­сить в тем­ни­цу для обре­чен­ных на казнь пре­ступ­ни­ков. Жена же Инта­фре­на при­хо­ди­ла к двор­цо­вым вра­там с пла­чем и жало­ба­ми. А так как она не пере­ста­ва­ла пла­кать, то Дарий, нако­нец, сжа­лил­ся и послал ска­зать ей: «Жен­щи­на! Царь Дарий дару­ет для тебя сво­бо­ду одно­му из тво­их род­ных. Выби­рай, кого ты хочешь! ». А та, поду­мав, отве­ти­ла так: «Если царь жела­ет даро­вать мне жизнь одно­го, то я выби­раю бра­та». Узнав об этом, царь уди­вил­ся ее выбо­ру и велел сно­ва спро­сить ее: «Жен­щи­на! Спра­ши­ва­ет тебя царь, с какой целью ты, оста­вив мужа и детей, пред­по­чи­та­ешь спа­сти жизнь бра­та, кото­рый тебе не так бли­зок, как дети, и менее дорог, чем муж? ». На это она отве­ти­ла так: «Царь! Супруг для меня, быть может, най­дет­ся (если боже­ству угод­но) и дру­гой, будут и дру­гие дети, если этих поте­ряю. Но бра­та уже боль­ше не будет, так как отца и мате­ри у меня уже нет в живых. Это-то и было у меня на уме, когда я дава­ла тебе ответ». Ответ этой жен­щи­ны при­шел­ся по душе Дарию, и он пове­лел осво­бо­дить бра­та, за кото­ро­го та про­си­ла, и, кро­ме того, из рас­по­ло­же­ния к ней еще и стар­ше­го сына. Осталь­ных же всех каз­нил. Итак, один из семи пер­сов вско­ре же погиб выше­опи­сан­ным путем.

120. Око­ло того вре­ме­ни, когда недуг пора­зил Кам­би­са, слу­чи­лись вот какие собы­тия. Сатра­пом Сард Кир поста­вил пер­са Оре­та. Этот-то чело­век возы­мел жела­ние совер­шить гнус­ное дело: заду­мал захва­тить и погу­бить Поли­кра­та Самос­ско­го, хотя тот не обидел его ни сло­вом, ни делом и даже и в гла­за его рань­ше не видал. Заду­мал же сатрап это, как обыч­но рас­ска­зы­ва­ют, вот по какой при­чине. Перед вра­та­ми цар­ско­го двор­ца сиде­ли одна­жды Орет и дру­гой перс, по име­ни Мит­ро­бат, сатрап Дас­ки­лей­ской обла­сти. От мир­ной беседы [друг с дру­гом] они пере­шли к ссо­ре. Когда они заспо­ри­ли о том, кто из них доб­лест­нее, то Мит­ро­бат бро­сил Оре­ту упрек: «И ты еще счи­та­ешь себя мужем, а не мог заво­е­вать ост­ров Самос, лежа­щий про­тив тво­ей сатра­пии. Этим ост­ро­вом так лег­ко овла­деть, что один само­сец с пят­на­дца­тью гопли­та­ми вне­зап­ным напа­де­ни­ем захва­тил его и теперь он у них царем». Услы­шав эти сло­ва, Орет, как неко­то­рые утвер­жда­ют, буд­то бы заде­тый за живое насмеш­кой, возы­мел жела­ние не столь­ко ото­мстить оскор­би­те­лю, как совер­шен­но погу­бить Поли­кра­та, ради кото­ро­го ему при­шлось выслу­шать такую издев­ку.

121. Напро­тив, соглас­но менее извест­но­му пре­да­нию, Орет послал гла­ша­тая на Самос с какой-то прось­бой (а о чем он про­сил, не сооб­ща­ет­ся). Поли­крат в это вре­мя сидел в муж­ском покое и с ним был Ана­кре­он Тео­с­ский94. Умыш­лен­но ли Поли­крат захо­тел пока­зать свое пре­не­бре­же­ние Оре­ту или это про­изо­шло слу­чай­но, толь­ко, когда гла­ша­тай Оре­та всту­пил в покой и передал пору­че­ние, Поли­крат, кото­рый сидел, повер­нув­шись к стене, не обра­тил­ся [к гла­ша­таю] и не дал ника­ко­го отве­та.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.