|
|||
Annotation 18 страница⇐ ПредыдущаяСтр 19 из 19 Технология информационная защищенная – совокупность комплексных технологических систем, организационных структур, ограничительных методов и технических средств, предназначенных для традиционной и (или) автоматизированной обработки конфиденциальной информации и документов, решающих задачи информационного обеспечения управленческой и производственной деятельности в жестких условиях информационной безопасности обрабатываемых информационных ресурсов. У Увольнение сотрудников, обладающих конфиденциальной информацией — процедура, имеющая ряд особенностей, связанных с необходимостью получения определенных гарантий, что увольняемое лицо не будет разглашать информацию, к которой имело доступ, или не будет использовать ее в своих целях. К этим особенностям можно отнести: проверку наличия сдачи по описи всех числящихся за увольняемым лицом документов, дел и носителей информации, собеседование увольняемого лица с сотрудником службы безопасности или службы персонала по обязательствам, связанным с сохранением тайны фирмы, подписание этим лицом обязательства о неразглашении конфиденциальных сведений после увольнения. До истечения срока конфиденциальности сведений, с которыми работал уволившийся сотрудник, его деятельность в другой фирме находится под контролем службы безопасности. Угроза безопасности конфиденциальной информации – единичное или комплексное, реальное или потенциальное, активное или пассивное проявление злоумышленных возможностей внешних или внутренних источников угрозы конфиденциальной информации создавать неблагоприятные события, оказывать дестабилизирующее воздействие на защищаемую информацию. Причиной, способствующей наступлению неблагоприятных для информации событий или возникновению дестабилизирующих воздействий (опасностей), является выявленная злоумышленником уязвимость интересующей его ценной информации. Подобные события, воздействия возникают случайно или преднамеренно при наличии санкционированного или несанкционированного канала доступа к конфиденциальной информации. Основными угрозами безопасности информации можно назвать следующие: несанкционированный доступ, противоправное использование, модификация, уничтожение, подмена, фальсификация, гибель или порча документов при стихийном бедствии и др. Уничтожение документов, дел и носителей информации — комплекс технологических приемов и правил, исключающих возможность ознакомления посторонних лиц с уничтожаемыми конфиденциальными материалами или подмены материалов. Указанный порядок предусматривает: коллегиальность принятия решения об уничтожении документов и самого процесса уничтожения; документирование (актирование) подготовки к уничтожению и уничтожения документов; внесение комиссией отметок об уничтожении в акт и учетные формы только после фактического уничтожения документов. Чистые носители информации, а также носители, содержащие черновики и проекты документов, испорченные носители уничтожаются без составления акта. Установление грифа конфиденциальности – этап стадии исполнения конфиденциального документа на любом носителе. В наибольшей безопасности находится информация, не зафиксированная (недокументированная) на каком-либо носителе. Угрозы информации появляются как только возникает мысль о необходимости ее документирования. В связи с этим система защиты полдня начинать функционировать не после издания конфиденциального документа, а заблаговременно, т. е. до момента нанесения на чистый лист бумаги первых письменных знаков текста будущего документа. Для реализации мысли о создании документа решаются вопросы: является ли данная информация конфиденциальной и, если является, то какой уровень грифа ограничения доступа к ней персонала должен быть ей присвоен. Своевременное установление грифа ограничения доступа позволяет обеспечить относительно надежную защиту документированной информации. В основе установления уровня грифа конфиденциальности лежат перечни конфиденциальных сведений и конфиденциальных документов фирмы, требования [Партнеров по работе. Система грифования (маркирования) документов не гарантирует сохранность носителя и конфиденциальность информации, однако позволяет четко организовать технологию работу с документами и, в частности, сформировать разрешительную систему доступа к документам персонала. Утечка конфиденциальной информации— неконтролируемый выход конфиденциальной информации за пределы фирмы или охраняемой зоны. Связана с возможным перехватом информации злоумышленником с помощью технических средств разведки (см. Средства несанкционированного доступа к информации), формированием технических каналов утечки информации. Утрата информацией конфиденциальности – переход информации в категорию общедоступной, известной конкуренту, информации открытого доступа. Санкционированной может быть только одна причина – снятие с традиционного или электронного документа грифа конфиденциальности в соответствии с установленными в фирме правилами. Несанкционированных причин может быть несколько, но все они являются следствием утраты конфиденциальности информации. Утрата конфиденциального документа, носителя – безвозвратное несанкционированное исчезновение, не восстанавливаемое повреждение или гибель документа, дела, базы данных, файла, любого типа носителя, содержащих конфиденциальную информацию, происшедшие в результате экстремальной ситуации или случайной причины (ошибочных действий персонала при работе с ЭВМ, ошибочного уничтожения документа, дела и др. ). Утрата может быть спровоцирована злоумышленником (введение в заблуждение сотрудника фирмы, кража, уничтожение, подмена документа и др. ). В результате ошибочных действий персонала злоумышленник может получить доступ к нужному ему документу, носителю или делу. Утрата документа, носителя в большинстве случаев приводит к утрате информацией конфиденциальности. Утрата конфиденциальной информации – результат безответственных действий персонала (опубликование конфиденциальных сведении, включение этих сведений в открытый документ, их разглашение и др. ), нарушения разрешительной системы доступа к конфиденциальной информации (переход конфиденциальной информации к лицу, не имеющему права владения ею, и др. ), утраты документа, носителя или их временного нахождения у постороннего лица, их копирования, целенаправленных действий злоумышленника (провоцирование персонала на ошибочные или безответственные действия, получение информации от сообщника – сотрудника фирмы, перехват информации, предаваемой по незащищенным каналам связи, и др. ). Опасность утраты конфиденциальной информации наблюдается на всех стадиях и этапах движения. документов, при выполнении любых управленческих и технологических процедур и операций. Утрата конфиденциальной информации всегда приводит к утрате информацией конфиденциальности. Учет архивных документов – установление количества и состава архивных документов в единицах учета и фиксация принадлежности каждой единицы учета к определенному комплексу и общему их количеству в учетных документах. Учет инвентарный – фиксирование состава и сведений о конфиденциальной технической документации, сброшюрованных документах, документах выделенного хранения и других документах на любом носителе и не включаемых в номенклатуру дел. В предпринимательских структурах на инвентарный (списочный, перечневый) учет, как правило, ставятся носители информации (документы предварительного учета), а также законченные производством дела, учетные журналы и картотеки. Журнал или картотека инвентарного учета ведутся на протяжении нескольких лет. Инвентарный номер проставляется на деле, носителе, альбоме и др. в правом верхнем углу обложки, титульного листа, футляра, оболочки. Учет конфиденциальных документов – фиксирование исходных и рабочих сведений о документе, его комплектности и целостности всех элементов, контроле местонахождения документов и доступа к ним персонала, проверке реального наличия документов и результатов аналитической работы по осведомленности персонала с содержанием документов. Учет конфиденциальных документов всегда ведется централизованно в службе конфиденциальной документации и включает следующие процедуры: индексирование документов, первичная регистрация исходных сведений о документе, формирование картотек, ежедневная проверка правильности регистрации документов и их наличия. В предпринимательских структурах целесообразно вести следующие виды учета конфиденциальных документов и дел: учет пакетов (конвертов), содержащих конфиденциальные документы, а также учет поступления незаконвертоваиных документов, документов, поступивших по телеграфной, электронной почте и факсимильной связи с грифом конфиденциальности (пакетный учет); пакетный учет документов, не имеющих грифа конфиденциальности, но отнесенных к документам ограниченного доступа в перечне конфиденциальных документов данной фирмы; учет поступивших (входящих, входных) документов; учет подготовленных отправляемых и внутренних документов; инвентарный учет, номенклатурный учет дел (см. Номенклатура конфиденциальных дел). Учет конфиденциальных документов может быть традиционным (журнальным, карточным) и автоматизированным. Учет местонахождения документа – обязательное требование к ведению справочно-информационного банка данных по документам, обеспечивающее постоянный контроль наличия документа и позволяющее последовательно фиксировать фамилии сотрудников, несущих персональную ответственность за сохранность носителя и конфиденциальность информации. Отметка о местонахождении документа ставится в контрольном журнале или на втором экземпляре учетной карточки документа (см. Учетные формы конфиденциальных документов). Отметка содержит дату и фамилию исполнителя или работника службы конфиденциальной документации, который расписался в учетной форме за получение документа. Учет носителей конфиденциальной информации, документов предварительного учета – см. Оформление и учет носителей конфиденциальной информации. Учет осведомленности сотрудника в тайне фирмы – фиксирование каждого обращения к конфиденциальному документу, ознакомления с ним сотрудника в любой форме (в том числе случайное, несанкционированное). Отражается в учетной карточке документа и на самом документе в виде соответствующей отметки и росписи лица, обращавшегося к документу. Этот факт указывается также в карточке учета осведомленности сотрудника втайне фирмы. По факту несанкционированного ознакомления с документом проводится служебное расследование. Учет пакетов, конвертов («пакетный учет») – фиксирование сведении о составе поступивших пакетов с документами. Обеспечивает контроль сохранности, Целостности и комплектности документов; документированное удостоверение факта получения пакета с конфиденциальным документом от службы доставки с целью предотвращения утраты документа после вскрытия пакета; формирование исходной учетной базы для последующей регистрации поступившего документа и стадий его движения; контроль соответствия количества поступивших документов количеству документов, переданных на регистрацию; установление связи исходящего номера поступившего документа с его регистрационным номером и номером в передаточной учетной форме; предотвращение утраты частей документа за счет неполного изъятия документа из пакета; исключение возможности ознакомления работников службы конфиденциальной документации с документами, составляющими особую ценность или имеющими помету «Лично»; установление возможного факта несанкционированного вскрытия пакета на пути его следования до адресата; обеспечение проверки наличия документов, зарегистрированных в журнале (описи) учета пакетов. В журнал (опись) учета пакетов вносятся также незаконвертованные и электронные документы с целью решения указанных выше задач. При работе с пакетами выполняются следующие процедуры: прием пакетов, учет пакетов, распределение по участкам службы конфиденциальной документации, вскрытие пакетов и изъятие конфиденциальных документов, выделение конфиденциальных документов из общего потока неконфиденциальных документов, внесение этих документов в журнал учета пакетов, закрытие журнала учета пакетов. Учет подготовленных документов – см. Изготовление конфиденциального документа. Учет поступивших документов– фиксирование сведений о каждом поступившем документе на любом носителе. Технологически тесно связан с учетом поступивших пакетов и незаконвертированных документов. Учету подлежат все зарегистрированные в журнале (описи) учета пакетов конфиденциальные документы независимо от предполагаемого срока (периода) их конфиденциальности. Технология традиционного и автоматизированного учета мало отличается от аналогичной технологии регистрации открытых документов. При вводе в автоматизированный банк данных реквизитов и текста конфиденциального документа дополнительно выполняют следующие процедуры: изготовление на учтенном носителе страховой и резервной копий документа; обозначение на бумажном документе или сопроводительном письме к машиноориентированному документу (дискете и т. п. ) отметки о вводе документа в базу данных с указанием его учетного номера; подшивка бумажного документа в дело в соответствии с номенклатурой дел службы конфиденциальной документации и помещение страховой или резервной дискеты (в том числе поступившей дискеты) в ячейку места хранения. Учетные формы конфиденциальных документов – журнальные (перечневые, списочные), карточные, формы в виде инвентарных описей документов, номенклатур. Могут изготовляться на бумажном, картонном носителе или быть в электронном виде и высвечиваться на экране дисплея. В учетных формах фиксируются факты регистрации исходных сведений о документе, факты переноса информации с бумажного носителя на магнитный, факты регистрации рабочих сведений о документе, факты изменения местонахождения документа и др. Учетные формы должны отражать весь «жизненный цикл» документа в данной фирме. Особенностью карточных учетных форм конфиденциальных документов является необходимость постоянного контроля их сохранности. С этой целью факт заполнения карточки фиксируется в специальном контрольном журнале, в котором указывается номер карточки и отражается динамика изменения местонахождения документа (см. Учет местонахождения документа). В целях исключения из технологии учета журнальной формы может заполняться на документ второй экземпляр карточки, который помещается в валовую (нумерационную) картотеку и выполняет функцию контрольного журнала (см. Картотека учетная). Помимо основных существуют также промежуточные (рабочие) учетные формы – передаточный журнал для регистрации факта передачи документа и его карточки с одного участка на другой службы конфиденциальной документации, внутренняя опись документов, находящихся у исполнителя, карточка учета выдачи документа, карточка разрешения и учета выдачи дела и др. При автоматизированном учете ведутся учетные описи документов или электронных учетных карточек, хранящихся в массивах или на магнитных носителях. Уязвимость информации – объективное свойство информации подвергаться различного рода воздействиям (опасностям, угрозам), нарушающим ее целостность, достоверность и конфиденциальность. Воздействия носят дестабилизирующий по отношению к информации характер и приводят к утрате носителя конфиденциальной информации или утрате конфиденциальности информации. Уровень уязвимости информации находится в прямой зависимости от степени совершенства применяемой в фирме системы защиты информации, перекрытия этой системой всей сферы возможных угроз и предполагаемых сигналов несанкционированного доступа к информации. Ф Фальсификация документов – изготовление и использование в каких-либо целях ложного документа, в том числе злоумышленной подмены подлинного документа в целом или его отдельных частей поддельными, изготовленными для приобретения незаконных прав, выполнения противоправных действий в отношении фирмы или ее персонала. К фальсифицированным относятся также так называемые фиктивные документы – документы, не существующие в подлинном виде (финансовые и банковские документы, Контракты и др. ). При невнимательных или безответственных действиях персонала эти документы принимаются как подлинники. Фальсификация может быть частичной, например подмена в документе отдельных листов с изменением текста, исправление дат, подделка подписи, печати, допечатывание фиктивного текста перед подписью руководителя. Частичная фальсификация выполняется путем подчистки существующих сведений и впечатывания (вписывания) новых, исправления сведений с помощью корректирующей жидкости, использования копировальной техники и другими способами. При фальсификации документов часто используются подлинные бланки документов, организационная техника фирмы, подлинные печати и штампы. Фиктивные документы иногда имеют подлинную подпись руководителя, которая была поставлена в результате его невнимательности или введения в заблуждение. Формирование конфиденциальных дел – комплектование документов в дела в соответствии с их систематизацией в номенклатуре конфиденциальных дел. Осуществляется всегда централизованно в службе конфиденциальной документации. Формирование и хранение дел с конфиденциальными документами (конфиденциальных дел) на рабочих местах сотрудников фирмы не разрешается. При формировании конфиденциальных документов в дела должна соблюдаться разрешительная система доступа персонала к делам, документам и электронной информации, обеспечиваться взаимосвязь местонахождения документа в деле с его предыдущими учетными формами и номерами, строго выполняться инструктивные требования по обеспечению сохранности дел и документов. Дело (том) может быть закрыто только после исполнения и подшивки в него всех документов, относящихся к данному делу и году. В дело включаются только конфиденциальные документы. После снятия грифа конфиденциальности документ перемещается в аналогичное по заголовку дело открытого доступа. При этом нумерация листов дела сохраняется, но отсутствующие листы оговариваются во внутренней описи конфиденциальных документов дела с указанием причины изъятия документа и его нового местонахождения. Такая же отметка делается в учетной форме документа. Аналогичным образом осуществляется изъятие электронного документа из архивного массива компьютера службы конфиденциальной документации. После изъятия из дела последнего документа, с которого снят гриф конфиденциальности, обложка дела с описью документов продолжает храниться на протяжении указанного в номенклатуре срока и затем уничтожается. Отметка об уничтожении вносится в номенклатуру дел соответствующего года. Формуляр документа – набор реквизитов официального письменного документа, расположенных в определенной последовательности. Формуляр-образец – модель построения документа, устанавливающая область применения, форматы, размеры полей, требования к построению конструкционной сетки и основные реквизиты. Х Хранение конфиденциальных документов и дел — нахождение документов и дел в специальном хранилище, обеспечивающем их сохранность. Осуществляется службой конфиденциальной документации в отношении неисполненных и исполненных документов. Документы хранятся в папках, на которых указывается их целевое назначение: фамилии сотрудников фирмы, которым направляются документы, или наименование предстоящих действий, процедур и операций (подшивка вдело, отправление и т. п. ). Каждая папка должна иметь опись находящихся в ней документов. Хранить документы в россыпи в ящиках столов, в шкафах и сейфах не допускается. Аналогичным образом хранят неисполненные документы в рабочее время сотрудники фирмы. По окончании рабочего дня они должны все документы сдать в службу конфиденциальной документации. Текущие и архивные конфиденциальные дела хранятся в службе конфиденциальной документации и при необходимости выдаются исполнителям. Выдача дел фиксируется в учетной карточке разрешений и выдачи. Дела хранятся в сейфах, металлических шкафах, которые всегда должны быть заперты. На внутренней стороне дверцы шкафа, сейфа должна быть наклеена опись хранимых архивных дел или номенклатура дел текущего года с указанием расположения дел на каждой полке и очередностью эвакуации дел при экстремальных ситуациях. Дела располагаются в последовательности их нумерации. Магнитные носители хранятся по тому же принципу в вертикальном положении, в футлярах и специальных ячейках. Ш Шифр – совокупность условных знаков для преобразования информации в вид, исключающий ее восстановление (дешифрование и прочтение) в условиях отсутствия у злоумышленника ключа для раскрытия шифра. Шифрование – криптографическое (математическое, алгоритмическое) преобразование информации с целью получения шифрованного текста или устной речи (см. также Криптография). Шпионаж — похищение, добывание, собирание и передача с целью корыстного использования или выдачи конкуренту (противнику) сведений, составляющих тайну. Шпионаж промышленный – получение предпринимателем самостоятельно или с помощью соответствующих специалистов (злоумышленников), обманным или иным незаконным путем конфиденциальной информации с целью овладения ею для достижения технического, технологического или коммерческого преимущества, банкротства конкурента. Экономическая сущность промышленного шпионажа – экономия средств на разработку новой идеи, продукции, за счет кражи нужной информации у конкурента. Один из основных видов недобросовестной конкуренции. Шпионаж экономический – широкое понятие, которое охватывает такие виды шпионажа, как промышленный, коммерческий, научно-технический, производственный и др. Его результат – получение экономическим сообществом приоритетных позиций в сферах производства, банковского дела, торговли, управления рынком товаров и услуг. Э Экспертиза ценности документов – отбор документов на государственное хранение или установление сроков хранения на основе принятых критериев. Экстремальная (чрезвычайная) ситуация — явление, событие, нарушающее нормальное функционирование фирмы, работу персонала, создающее опасность для целостности и сохранности здания, помещений, оборудования и документации фирмы, угрожающее жизни и здоровью сотрудников. Экстремальные ситуации объективного характера связаны со стихийными бедствиями (ураганами, наводнениями и др. ), неуправляемыми процессами, военными действиями, кризисами, авариями энергоснабжения и водоснабжения и другими подобными событиями. Экстремальные ситуации могут быть случайного (фатального) характера – возгорание оборудования и коммуникаций, разрушение конструкций, а также связаны с неосторожностью и безответственностью персонала (возгорания от неосторожного обращения с огнем, курения на рабочих местах, неумелой эксплуатации оборудования и др. ). Субъективный характер носят экстремальные ситуации, которые умышленно спровоцированы злоумышленником или его сообщником: поджег, взрыв, задымление помещений, организация паники, силовое вооруженное проникновение в здание криминальных элементов и др. В отношении отдельных сотрудников фирмы также могут быть организованы злоумышленные действия, включающие: шантаж, взятие в заложники, физическое или психическое воздействия, кражи близких родственников и др. Локализация и ликвидация экстремальных ситуаций осуществляется правоохранительными органами, службами экстремальной помощи при содействии руководства фирмы и службы безопасности (см. также Действия персонала в экстремальных ситуациях). Ликвидация экстремальных ситуаций только сотрудниками фирмы не допускается, так как эта работа требует специальных знаний и умений. Ю Юридическая сила документа – свойство официального документа, сообщаемое ему действующим законодательством, компетенцией издавшего его органа и установленным порядком оформления. Предполагает наличие в документе основных реквизитов (обозначения автора, вида документа, его даты, текста), а также наличие для данного вида документа состава удостоверения его подлинности – подписи, грифов утверждения или согласования, виз, печати, отметки о заверении копии).
|
|||
|