Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Именно это характеризовало собой путь первого исламского призыва: У вас своя религия, а у меня - своя! 5 страница



Поистине, освободиться от всего этого посредством уединения в келье легко и просто, но не в этом состоит цель ислама, поскольку наместничество на земле и осуществление руководства всеми людьми представляют собой часть указанного Богом пути очищения. Путь этот более труден, но именно благодаря его преодолений человек и становится человеком, иначе говоря, в существе его начинает преобладать духовное начало, ниспосланное ему свыше... В этом и заключается освобождение духа, возвращение его к его божественному источнику и его истинное проявление, когда он начинает действовать в той сфере, которая была избрана для него его Мудрым Творцом.

 

***

Ввиду всего вышеизложенного первый призыв ограничился донесением до сердец истинной сути единобожия именно в такой форме, так как единобожие, суть которого выражена подобным образом становится глубоким убеждением, истолкованием бытия и образом жизни, а не просто словами, произносимыми языком, или даже некой формулировкой, утверждающейся в сознании. Поистине, единобожие есть нечто, охватывающее собой всё и представляющее собой религию в целом, а что касается последующих деталей и ответвлений, то можно считать, что они являются естественным следствием утверждения в сердцах этой истины в подобной формулировке.

Если же коснуться вопроса об отклонениях тех, кому Писание было дано раньше, повлёкших за собой порчу воззрений, представлений и самой жизни этих людей, то возникли они, прежде всего из-за неясности формулировки чистого единобожия, что привело к возникновению и всех остальных отклонений.

Напротив, отличительной чертой формулировки единобожия в вероучении ислама является то, что заложенный в ней смысл глубоко проник во все сферы жизни, лёг в самую её основу и был принят в качестве основополагающего элемента практической деятельности людей, в результате чего влияние этого стало в равной степени проявляться как в области законодательства, таки в воззрениях мусульман. И прежде всего это влияние должно проявляться в управлении жизнью людей с помощью тех законов, что были ниспосланы людям Аллахом, если же этого не будет, то не будет к вероучения единобожия, поскольку условием его существования является распространение его влияния на все основы жизни.

 

***

Смыслом слов "... Аллах - Один... " является то, что Он вечен, что Он не рождал и не был рождён и, что не было равных Ему, но эти пояснения приводятся в Коране лишь для лучшего усвоения и большей ясности.

Далее в тексте сказано: "... Аллах Вечный... " В арабском языке под словом " вечный" подразумевается господин, к которому приходят и без позволения которого не совершается ни одно дело, Аллах же, слава Ему является таким господином, помимо которого никаких иных господ не существует. Он Один обладает божественной природой, а все остальные являются Его рабами, к Нему одному приходят со своими нуждами, только Он отвечает нуждающимся, Он - тот, без позволения которого не совершается ни одно дело, и никто не решает ничего совместно с Ним, и этот атрибут присущ Аллаху изначально, поскольку Он является Единственным и Он - Один.

Далее в тексте сказано: "... не рождал Он и не был рождён... " Сущность Аллаха является постоянной, вечной и безначальной, Состояние её не подвержено никаким изменениям, а атрибутом этой сущности является абсолютное совершенство, присущее ей всегда и во всём. Что же касается рождения, то оно подразумевает собой исход, увеличение и переход бытия к чему-то дополнительному после недостатка, или небытия, но если речь идёт об Аллахе, то всё это является невозможным. Кроме того, оно требует пребывания в супружестве с кем-либо, что подразумевает собой сходство с кем-то, но и это в данном случае невозможно, из чего следует, что такой атрибут Аллаха как " Один" отрицает собой возможность быть родителем или рождённым кем-то,

Далее в тексте сказано: "... и не был Ему равным ни один! " Это значит, что никогда не было подобных или равных Ему ни в том, что касается реальности бытия, ни в смысле реальной способности к действиям, ни в том, что имеет отношение к любому из сущностных атрибутов. Это также соответствует истине, нашедшей своё выражение в словах о том, что Он есть " Один", но в то же время лишь подтверждает и детализирует смысл этого атрибута. Вместе с тем эти слова опровергают дуалистические воззрения, в соответствии с которыми Аллах является божеством добра, тогда как есть ещё и некое божество зла, творящее нечто противоположное Его благим делам и распространяющее по земле нечестие. Наибольшую известность из учений такого рода приобрело древнеперсидское учение о божестве света и божестве мрака, получавшее в своё время распространение на юге Аравии, находившемся в определённый период под властью персов!

 

***

Эта сура является подтверждением исламского догмата о единобожии, точно также как сура " Неверные" представляет собой отрицание возможности существования какого-либо подобия или общности между вероучением ислама и верованиями многобожников... Каждая из этих двух сур рассматривает суть единобожия под определённым углом зрения, если же говорить о посланнике Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, то он начинал свой день с совершения двух ракатов молитвы перед обязательной утренней молитвой. Известно, что при совершении этих двух ракатов он читал две вышеупомянутые суры, и в том, что он начинал свой день именно так, был свой смысл и свое значение.

 

 

(11З) СУРА " РАССВЕТ" /мекканская, состоящая из пяти аятов/.

 

Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного!

 

 

1 - Скажи: " Прибегаю к Господу рассвета

2 - от зла того, что Он создал,

3 - от зла тьмы ночной, когда она покрывает собой всё,

4 - от зла дующих на узлы

5 - и от зла завистника, когда он завидует! "

 

Посредством этой суры, как и той, что следует за ней, Аллах Преславный и Всевышний указал сначала Своему пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, а вслед за ним и всем другим верующим, на необходимость обращения к Нему за помощью и поисков убежища в том, что находится под Его защитой, от всего устрашающего, в том числе - от скрытого и явного, неведомого и известного в общем и в частностях. Тем самым Аллах, слава Ему, как бы открывает им доступ на Свою заповедную территорию, предлагает им Своё попечение и говорит им с любовью и сочувствием:

- Приходите сюда, приходите к месту безопасному, где вы обретёте покой! Приходите, ибо Я знаю, что вы слабы, что у вас есть враги и, что вас окружает то, что внушает вам страх, а здесь..., здесь вас ждут безопасность, спокойствие и мир!

Именно поэтому каждая из этих двух сур и начинается с иного указания:

- Скажи: " Прибегаю к Господу рассвета... "

- Скажи: " Прибегаю к Господу людей... "

До нас дошёл целый ряд сообщений о том, как эта сура была ниспослана и какими мнениями обменивались о ней люди, и все эти сообщения свидетельствуют о том, что она была воспринята так же, как воспринимаем её и мы. Благодаря этим передаваемым сообщениям становится ясно, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, воспринял её всем сердцем, ощутив при этом радость и чувство свободы.

Передают со слов Укбы Ибн Амира, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

- Неужели не заметил ты, что этой ночью были ниспосланы аяты, подобных которым ещё никто не видел?! " Скажи: Прибегаю к Господу людей... ". (Этот хадис приводят Малик, Муслим, Ат-Тирмизи и Ан-Насаи. )

Сообщается, что Джабир, да будет доволен им Аллах, сказал:

- Однажды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал мне; " Читай, о Джабир! " Я спросил:

 Что читать, да будут отец мой и мать выкупом за тебя? " Он ответил: " Читай " Скажи: Прибегаю к Господу рассвета... " и " Скажи: Прибегаю к Господу людей... " (Этот хадис приводит Ан-Насаи. )

Передают, что Зарр бин Хубайш сказал:

- Однажды я задал Убаййу бин Ка’бу вопрос о сурах " Рассвет" и " Люди", сказав ему: " 0 Абу-ль-Мунзир, поистине, брат твой Ибн Мac’уд говорит то-то и то-то ( а Ибн’Мас’уд в течение определённого времени не включал эти суры в свой свиток Корана, но потом присоединился к мнению всех остальных и записал их в свой свиток наряду с другими сурами). В ответ мне Убайй сказал: " Я спрашивал об этом посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, который дал мне Твой ответ: " Мне было сказано: " Скажи... " - и я стал говорить" -, мы же повторяем то, что говорил посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует! " (Этот хадис приводит Бухари. )

И все приведенные нами выше сообщения указывают на то, что cуpы эти проникнуты состраданием и любовью. ***

В данной суре Аллах, слава Ему. упоминает о том Своём атрибуте, благодаря которому и появляется возможность найти защиту от зла того, о чём говорится в суре " Рассвет".

Она начинается словами: " Скажи:, Прибегаю к Господу рассвета (фалак)... " Одним из значений слова " фалак", является " утро", но оно означает также и всё то, что было сотворено Господом, и в этом содержится указание на всё то, из чего Он извлекает бытие и жизнь, как сам Он сказал об этом в суре " Скот":

- Поистине, Аллах расщепляет зёрна и ядра; извлекает Он живое из мёртвого, извлекая и мёртвое из живого... Он также сказал:

- Он извлекает рассвет, и сделал Он ночь упокоением, а солнце и луну - исчислением.

Таким образом, независимо от того, идёт ли речь об утре и обращении за помощью к Господу утра, который защищает от зла всего неясного и скрытого посредством света, или же здесь подразумевается всё сотворённое и обращение за помощью к Господу всего сотворённого, защищающему от зла всего сотворённого Им, смысл этих слов вполне соответствует тому, что сказано в этой суре дальше.

Далее в тексте сказано: " … от зла того, что Он создал... " - то есть, от зла абсолютно всего того, что было Им сотворено, ведь при взаимодействии друг с другом, творения Аллаха в одних случаях выступают в качестве носителей зла, в других же - приносят с собой благо и пользу. Следовательно, в данном случае речь идёт об обращении к Аллаху за защитой от зла Его творений, чтобы осталось одно лишь благо, ведь Аллах, сотворивший их, способен и направлять их, устраивая всё таким образом, что обнаруживается не зло Его творений, а их благо!

Далее в тексте сказано: "... от зла тьмы ночной, когда онапокрывает собой всё... " Слово " гасик", использованное в данном аяте, означает " нечто стекающее", что же касается слова " аль-вакб", то так называют углубление или же расщелину в горах, по которой стекает вниз вода. Таким образом, вероятнее всего здесь имеется в виду ночь и всё то, что она собою скрывает, то есть то время, когда ночь наступает, покрывая собой землю, так как в этот период ночь внушает людям страх сама по себе, не говоря уже о том, что она заставляет людей ожидать чего-то неведомого и скрытого буквально от всего: от возможного нападения дикого зверя, от кого-либо, кто может незаметно подкрасться, наброситься на человека, и погубить его, от врага, который способен вводить в заблуждение, от ядовитого насекомого, от распространяющихся в ночи искушений, тревог, беспокойств и печалей” оказывающих гнетущее воздействие на чувства и сознание людей, от шайтана, которого мрак развязывает руки и помогает внушать людям дурное, от страстей, пробуждающихся в одиночестве и во мраке, а также от всего того явного и тайного, что проникает к человеку и набрасывается на него во " тьме ночной, когда она покрывает собой всё"!

Далее в тексте сказано: "... от зла дующих на узлы... " Этими дующими на узлы являются колдуньи или же чародейки, стремящиеся нанести людям вред путём обмана чувств, расстройства нервной системы, внушения душам и воздействия на ощущения. Такие женщины завязывают узлы на кончике нитки или. Носового платка и дуют на них в соответствии с тем, чем обычно и занимаются колдуны, пытающиеся что-то внушить другим людям.

Само по себе колдовство не может изменить природы тех или иных вещей, но в результате колдовства чувствам и ощущениям человека начинает представляться то, чего желает колдун. Именно так колдовство и было описано в тех аятах суры " Та ха" из священного Корана, где приводится рассказ о Мусе, мир ему:

- Они сказали: " 0 Муса, ты бросишь первым или не мы бросим? "

- Он сказал: " Нет, бросайте вы! " И показалось ему из-за колдовства их, что их верёвки и посохи пришли в движение,

- и ощутил Муса в душе своей страх.

- Сказали Мы: " Не бойся, ведь, поистине, ты выше,

- и брось то, что у тебя в правой руке; поглотит оно созданное ими, ибо, поистине, это - обман чародея, а чародей не преуспеет, куда бы он ни явился! "

Из этого следует, что на самом деле верёвки и посохи чародеев не превратились в змей, но людям, в том числе и Мусе, только казалось, что они двигаются, причём ощущение этого было настолько реальным, что Муса ощутил страх, не оставивший его до тех пор, пока он не получил соответствующих доказательств, после чего и открылась истина, и произошло это в тот момент, когда посох Мусы действительно превратился в змею и поглотил заколдованные верёвки и посохи.

Такова природа колдовства, и нам необходимо признать это. В силу своей природы оно может оказывать воздействие на людей, заставляя их ощущать то, что другие стремятся им внушить. Подобные ощущения способны вселить б них страх, или причинить им страдания или направить их туда, куда пожелает колдун. Мы же остановимся у этой черты в попытках постижения природы колдовства и понимания того, зачем колдуны дуют на узлы. Ясно, что это зло и что следует обращаться к Аллаху за помощью от него, стремясь укрыться в том месте, которое находится под защитой Аллаха.

Имеется целый ряд сообщений (часть из них относится к числу достоверных хадисов, но основывается на. информации лишь одного первоисточника) о том, что иудей Лубайд бин аль-А’сам околдовывал в Медине пророка, да благословит его Аллах и да приветствует. В некоторых из них говорится, что действие его колдовства продолжалось в течение определённого количества пней, в других же речь идёт о месяцах. В соответствии с одними сообщениями такого рода, в результате воздействия этих колдовских чар ему казалось, что он приходил к своим жёнам, хотя на самом деле не делал этого, по другим же сообщениям, ему казалось, что он совершал нечто, но в действительности ничего подобного не происходило. Сообщается также, что две этих суры были ниспосланы посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, для того, чтобы он пользовался ими как заклинанием, и когда он стал мысленно представлять себе процесс направленного против него колдовства, как было указано ему на это в его видении, и прочитал две вышеупомянутых суры, узлы развязались, и зло отступило от него.

Однако сообщения такого рода противоречат принципу непогрешимости поступков пророка и всего того, что он передавал людям, являясь несовместимыми, с верой в то, что все дела пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, и все его слова являются для людей примером и законом. Кроме того, подобные сообщения вступают в противоречие и с Кораном, отрицающим утверждения о том, что посланник, да благословит его Аллах и да приветствует, был околдован, и опровергающим слова многобожников, возводивших на него подобную ложь. Ввиду этого такие сообщения отвергаются, а хадисы, в основе которых лежит информация, полученная только из одного первоисточника, не могут рассматриваться как часть вероучения. Источник вероучения ислама это Коран, а непременным условием квалификации тех или иных хадисов в качестве основ вероучения является то, что содержание их должно ocновываться на сообщениях различных первоисточников. Что же касается вышеупомянутых сообщений, то они таковыми не являются, не говоря уже о том, что сам факт ниспослания этих двух сур в Мекке убедительнее всего свидетельствует о слабости того, что лежит в основе иных сообщений.

Далее в тексте сказано: "... и от зла завистника, когда он завидует! "

Зависть представляет собой определённое внутреннее переживание, возникающее у некоторых в связи с тем, что Аллах оказывает милость кому-либо из Своих рабов, когда один человек начинает желать, чтобы другой был лишён этой милости. При этом подобное переживание способно породить зло независимо от того, поддаётся ли ему завистник и начинает ли он предпринимать что-то, стремясь лишить другого человека этой милости под воздействием своей ненависти и раздражения, или же всё ограничивается лишь подобными переживаниями как таковыми.

Нам не следует категорично отрицать те тайны бытия, человеческой души и устройства человека в целом, о которых нам ничего неизвестно, поскольку с этими тайнами связано много такого, что мы не в cилах объяснить и сегодня. К подобным явлениям относится телепатия, когда люди, находящиеся далеко друг от друга, обмениваются между собой: мыслями. В реальной возможности поддержания такой связи не приходится сомневаться, так как это подтверждается целым рядом сообщений и множеством опытов, но не приходится сомневаться также к в том, что наш уровень знаний не позволяет нам объяснить суть этого явления. То же самое относится и к гипнозу, который в наше время стал объектом многочисленных опытов, подтвердивших реальность его существования. Тем не менее, тайна гипноза и механизм его действия остаются всё ещё нераскрытыми, а ведь помимо телепатии и гипноза существует ещё и множество других тайн бытия, человеческой души и внутренней структуры человека в целом.

Из этого следует, что если завистник начиняет завидовать кому-либо, направляя определённое внутреннее переживание к объекту своей зависти, то нет никаких оснований для отрицания возможности влияния этого на другого человека только потому, что уровень нашего знания и имеющиеся в нашем распоряжении средства проверки не позволяют нам раскрыть тайну подобного влияния и механизм его действия, ведь знаем мы о подобных вещах лишь немногое, да и это немногое в большинстве случаев открывается нам  случайно и лишь после этого становится для нас чем-то реальным!

В этом кроется зло, за помощью от которого следует обращаться к Аллаху и защиты от которого следует искать в том, что охраняется Аллахом... (Шейх Мухаммад Абдо по-иному толкует слова " дующих на узлы" и " завистника, когда он начинает завидовать", в чём можно убедиться, ознакомившись с его тафсиром. Мы уже упоминали об этом в толковании cypы " Слон", указав, что причиной расхождений является тенденция к зауживанию рамок явлений мира сверхъестественного, что характерно для представителей рационалистической школы. )

По милости и милосердию Своему Аллах направляет Своего посланника, да благословит его Аллах и да приветствует, а вслед за ним и всех членов его общины к тому, чтобы они обращались за помощью от зла такого рола к Нему, и точно известно, что в случаях обращения их к Аллаху за помощью в соответствии с Его указаниями Он помогал им и защищал их от разных проявлений этого зла в целом и в частностях.

В " Ас-Сахихе" Бухари приводится передаваемый со слов Аиши, да будет доволен ею Аллах, хадис, в котором сообщается, что каждой раз, когда пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, " собирался лечь в постель вечером, он сжимал руки в кулаки, потом дул на них и читал над ними суры, начинающиеся со слов: " Скажи:, Он - Аллах - Один... ", " Скажи:, Прибегаю к Господу рассвета... " и " Скажи:, Прибегаю к Господу людей... ", после чего растирал ими все части своего тела, до которых мог достать, начиная, с головы, лица и передней части туловища и совершая всё это троекратно". Такие же сообщения приводят и другие мухаддисы.

 

(114) СУРА " ЛЮДИ" /мекканская, состоящая из шести аятов/.

 

во имя Аллаха Милостивого, Милосердного!

 

 

1 - Скажи: " Прибегаю к Господу людей,

2 - Царю людей,

3 - Богу людей,

4 - от зла искусителя отступающего,

5 - который нашёптывает в сердца людей,

6 - от джиннов и людей! "

В этой суре просьба о защите обращена к Господу людей, Царю людей и Богу людей, что же касается того, от чего ищут защиты, то это - зло отступающего искусителя из числа джиннов и людей.

Подобное обращение к Господу, Царю к Богу позволяет привлечь на помощь те атрибуты Аллаха, слава Ему, посредством которых можно отвращать зло вообще и зло отступающего искусителя в частности.

Господь является наставником, руководителем, пастырем и защитником, Царь является владыкой, правителем и тем, кто поступает по собственному усмотрению, а Бог возвышается надо всем, владеет всем и распоряжается всем. В этих атрибутах и заключено то, что становится защитой от зла, проникающего в сердца, однако неизвестно каким именно образом они отвращают зло, поскольку зло это скрыто.

Аллах - Господь всего и вся, царь всего и вся, и Бог всего, и вся, а то, что в этой суре особо упоминается о людях, заставляет их ощущать близость к Нему в тех случаях, когда они взывают о помощи и защите.

По милости Своей Аллах направляет Своего посланника, да благословит его Аллах и да приветствует, и членов его общины к тому, чтобы они искали у Него помощи и защиты от тайно проникающего зла, размышляя о сути этих атрибутов, поскольку отвратить зло такого рода они могут лишь с помощью Господа, ведь оно овладевает ими так, что они этого и не замечают, приходя к ним с той стороны, откуда они его не ждут. Искушение представляет собой не, что иное, как тайный голос, отступление есть исчезновение и возвращение, что же касается " отступающего" /ханнас/, то им является тот, кто по природе своей отступает часто.

Сначала в тексте этой суры упоминается о свойстве " искуситель отступающий", затем даётся определение его действиям - " который нашёптывает в сердца людей", а после этого определяется его природа - " от джиннов и людей". Подобная последовательность изложения способствует тому, что человек внутренне пробуждается, начинает оглядываться по сторонам и становится осмотрительным, так как после первоначального упоминания о свойстве выясняется, в чём состоит суть отступающего искусителя, а понимание тех методов его воздействия, посредством которых осуществляется его зло, даёт возможность подготовиться к противодействию ему или к наблюдению за ним!

Когда же в результате этого побуждения и напоминания душa узнаёт о том, что отступающий искуситель тайно и скрытно нашёптывает в сердца людей и что под " отступающим искусителем" подразумеваются невидимые джинны, а так же люди, проникающие к сердцам других людей подобно тому, как это делают джинны, и нашёптывающие в сердца подобно тому, как это делают шайтаны; итак, когда душа узнаёт обо всём этом, она оказывается готовой к защите, так как ей становится известным то место, где скрывается искуситель, то место, через которое он проникает к ней, и те методы, которыми он пользуется!

Мы не обладаем достоверным знанием о том, как именно искушают людей джинны, но сталкиваемся со следами их наущений в душах и в реальной жизни, и нам известно, что битва между человеком и Иблисом продолжается с древнейших времён и, что шайтан объявил эту битву войной, причиной которой послужили присущее ему зло, гордость, зависть и ненависть по отношению к человеку! Мы знаем также и о том, что Иблис добивался разрешения Аллаха на ведение этой войны, и Он дал такое разрешение, усмотрев в этом определенный смысл! Однако при этом Он не оставил человека без средств ведения войны, снабдив его щитом, которым может послужить ему вера, военным снаряжением, которым может послужить ему понимание Аллаха, и оружием, которым может послужить ему обращение к Аллаху с просьбами о помощи и защите. Таким образом, если человек станет пренебрегать своим щитом, военным снаряжением и орудием, то порицать за это останется лишь его одного!

Передают со слов Ибн Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

- Шайтан давит на сердце человека, но если тот понимает Аллаха Всевышнего, то он отступает, а если человек проявляет беспечность, то шайтан внушает ему дурное. (Этот хадис приводит Бухари. )

Если говорить о людях, то нам известно многое об их наущениях, и мы знаем также, что некоторые из них действуют сильнее наущений шайтанов!

Таким человеком может оказаться плохой товарищ, прокрадывающийся к сердцу и разуму своего товарища с той стороны, откуда он этого не ожидает и откуда ничего не опасается, ведь речь идёт о друге, пользующемся его доверием!

Из таких людей может состоять злонамеренное окружение правителей, и эти люди внушают дурное каждому обладателю власти до тех пор, пока он не превратится в жестокого тирана, распространяющего по земле нечестие и губящего живое и мёртвое!

Таким человеком может оказаться клеветник и доносчик, произносящий красивее слова и жонглирующий ими до тех пор, пока другому не начинает казаться, что всё это - чистая правда, в которой не может быть никаких сомнений!

Таким человеком может оказаться и тот, кто побуждает другого удовлетворять свои порочные страсти, используя для проникновения к его сердцу проявления инстинктов и, соблазняя его тем, противостоять чему способен лишь человек, обладающий бдительным сердцем и прибегающий к помощи Аллаха.

И можно привести в пример десятки других отступающих искусителей, которые устанавливают и прячут свои ловушки, проникая вместе с ними к сердцам тайными путями, о которых они знают или которые они нащупывают. Такие искусители хуже джинов и обладают способностью прокрадываться к сердцам ешё незаметнее, чем они!

Не обладая ничем, человек не в состоянии отвести от себя тайное наущение, и поэтому Аллах указывает ему на то военное снаряжение, щит и оружие, которые он должен использовать в этой ужасной битве.

Очень важно то, что в тексте данной суры искуситель характеризуется как " отступающий". С одной стороны, подобное свойство указывает на то, что он скрывается и прячется в ожидании благоприятного момента, а дождавшись, прокрадывается к сердцу человека и начинает нашёптывать в него. С другой же стороны, свойство такого рода свидетельствует о его слабости перед таким человеком, который проявляет бдительность по отношению ко всему отвергаемому и защищает все пути доступа к своему сердцу. Именно поэтому искуситель, будь он из числа джиннов или из числа людей, и отступает, возвращается туда, откуда явился, прячет голову и скрывается, если его встретить лицом к лицу, или же, как точно сказал об этом благородный пророк, происходит следующее: "... и если тот поминает Аллаха Всевышнего, то он отступает, а если человек проявляет беспечность, то шайтан внушает ему дурное".

Подобная характеристика укрепляет сердце в его противостоянии искусителю, который отступает во время битвы, оказываясь бессильным перед воинским снаряжением верующего.

Вместе с тем битва эта будет долгой и никогда не закончится, искуситель жe всегда будет прятать голову и отступать, дожидаясь того момента, когда человек станет проявлять небрежение. Это означает, что бдительность следует поддерживать постоянно, поскольку война, о которой идёт речь, будет с переменным успехом вестись вплоть до самого дня воскресения, как описано это в разных местах священного Корана, к числу которых относится и нижеследующее удивительное описание, представляющее собой часть суры " Ночное путешествие":

61 - И вот, сказали Мы ангелам: “ Склонитесь перед Адамом до земли! " - и все они поклонились за исключением Иблиса, сказавшего: " Неужели стану я кланяться тому, кого Ты создал из глины?! "

62 - Он сказал: " Поведай мне о том, кого Ты предпочёл мне! Поистине, если Ты дашь мне отсрочку до дня воскресения, то я подчиню себе всё его потомство, кроме немногих! "

63 - Сказал Он: " Уходи, но для тех из них, кто последует за тобой, поистине, воздаянием вам, воздаянием полным, станет геенна!

64 - Побуждай тех из них, кого сможешь, голосом своим, созывай против них твою конницу и пехоту, распоряжайся вместе с ними иx богатствами и детьми и обещай им, но не станет шайтан обещать им ничего, кроме ложного!

65 - Поистине, нет у тебя власти над Моими рабами, и довольно будет Господа твоего как покровителя! "

Подобное описание характера этой битвы и того, что является здесь причиной зла, будь то сам шайтан или его пособники из числа людей, позволяет человеку почувствовать, что в таких схватках ему не отводится положение заведомо слабого, поскольку его Господь, его Царь и его Бог управляет всем тем, что Он создал, и если Он даже и позволил Иблису вести эту войну, то Он тем не менее не утратил своей власти над ним, не давая Иблису подчинять себе никого, кроме тех, кто забывает о своём Господе, Царе и Боге. Что же касается тех людей, которые поминают Его, то они находятся в безопасности от зла и его скрытых причин. Из этого cледует, что благо опирается на ту силу, помимо которой по сути дела никакой иной силы не существует, и на ту истину, помимо которой никаких иных истин нет, Иначе говоря, благо опирается на Господа, Царя и Бога, тогда как зло опирается на отступающего искусителя, который не в состоянии выносить противостояния, отступает при встрече и обращается в бегство при обращении к Аллаху за помощью и защитой.

Кроме того, это - наиболее полное описание истинной сути всего, что касается блага и зла, которое в тоже время является и наилучшим описанием, защищающие сердце от поражения и наполняющим его силой, уверенностью и спокойствием.

Хвала же Аллаху прежде всего и после всего, ибо Он приводит к уверенности и успеху, к Нему следует обращаться за помощью и только Он оказывает помощь!

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.