Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Именно это характеризовало собой путь первого исламского призыва: У вас своя религия, а у меня - своя! 2 страница



Прежде всего, оно является указанием на то, что Аллах, слава Ему, не пожелал доверить защиту Своего дома многобожникам, несмотря на то, что они гордились им, защищали его и пользовались им как средством защиты. И когда Oн пожелал сохранить этот дом, сберечь его и объявить о том, что берёт его под свою защиту, поскольку он является предметом Его ревности, Он оставил многобожников беспомощными перед лицом враждебной им силы. Зато открыто проявило себя Его могущество, что было сделано для защиты священного дома. Аллаха, а также для того, чтобы у многобожников не было никаких заслуг перед Его домом, и им не довелось бы защищать его в своём языческом усердии. Пожалуй, именно это обстоятельство в наибольшей степени и склоняет нас к мысли о том, что войско эфиопов было уничтожено каким-то сверхъестественным, а не привычным и знакомым для нас путём, так как это наиболее вероятно и близко к истине.

Помимо всего прочего смысл открытого проявления могущества Аллаха ради защиты священного дома заключался ещё и в том, чтобы курайшиты, да и все остальные арабы поспешили присоединиться к религии Аллаха, когда эту религию принесёт им посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, и что бы их гордость этим домом, их служение ему и их идолопоклонство не помешали им принять ислам! Таким образом, напоминание о случившемся в этом плане стало частью развёрнутого против них наступления и должно было вызвать удивление их упрямством.

Кроме того, случившееся должно было послужить указанием на то, что в силу предопределения Аллаха обладателям Писания (христианам), то есть Абрахе и его воинам, не суждено было разрушить этот священный дом или подчинить себе эту святую землю, несмотря на то, что его коснулась грязь многобожия, а многобожники являлись его служителями, И это было сделано с той целью, чтобы дом этот остался свободным от власти тех, кто хотел в нём распоряжаться, и недоступным для козней тех, кто их замышлял, а также для того, чтобы эта земля не утратила своей свободы, и впоследствии на ней могла бы свободно пус­тить ростки новое вероучение, на которое не могла бы распространяться ничья власть в которое никто не смог бы подвергнуть притеснениям, ибо главенствовать в этой религии не должен был тот. кто явился для того, чтобы главенствовать над религиями и рабами Аллаха и вести за собой людей, в то время как сам он ведомым не был, И всё это явилось проявлением заботы Аллаха о Его доме и Его религии ещё до того, как людям стало известно, что именно в этом году родился пророк этой религии!

И сегодня смысл этого события радует нас и вселяет в наши души спокойствие, хотя мы и знаем о нечестивых и коварных устремлениях современных крестоносцев и агентов мирового сионизма, связанных со святыми местами, и о том, что их усилия, направленные на осуществление подобных устремлений, не ослабевают, ведь Аллах, который защитил Свой дом от обладателей Писания к его служителей из числа многобожников, и дальше будет охранять и его и город Своего посланника от козней и хитростей тех, кто их замышляет, если это будет Ему угодно!

И, наконец, случившееся послужило указанием на то, что до возникновения ислама арабы не играли практически никакой роли на земле и вообще как бы не существовали. В Йемене ими правили персы или эфиопам, а когда там время от времени возникало их собственное государство, то существовало оно как протекторат Крана, На севере Сирией управляла Византия, и это управление осуществлялось либо непосредственно, либо через арабских правителей, находившихся под покровительством Византии. Только центральные области Аравии не знали иноземного господства, однако населяли их кочевники, которые были разобщены и поэтому не представляли собой никакой реальной силы по сравнению с теми силами, что действовали тогда на международной арене. Арабские племена могли воевать друг с другом по сорок лет, но с этими разобщёнными и далёкими от единства племенами совершенно не считались сильные соседние государства, к поэтому то, что произошло в год слона, явилось указанием на истинные возможности этой сил", проявившейся после вооружённого нападения иноземцев.

Под знаменем ислама арабы впервые в истории стали играть роль мирового значения и обрели силу, с которой пришлось считаться и другим странам, ибо эта сила сметала со своего пути целые царства, сокрушала троны и брала на себя руководство другими людьми, вытесняя собой то языческое, фальшивое и ложное, что руководило ими прежде. Но наряду с этим одним из Факторов, способствовавших достижению арабами подобного успеха впервые в своей истории, явилось то, что они сумели забыть о том, что являются арабами! Они забыли о своей национальности и о расовой нетерпимости, но зато они помнили о том, что являются мусульманами и только мусульманами. Они подняли знамя ислама и ничего иного и несли людям великое и сильное вероучение как милость и благо для всего человечества, будучи ладёкими от любых проявлений национализма, расизма и нетерпимости. Они несли людям идею, воспринятую ими свыше, а не какую-то возникшую на земле теорию, власти которой они хотели подчинить людей. Они вышли за пределы своей территории лишь для того, чтобы сражаться на пути Аллаха, а не с целью основания арабской империи, в пределах которой они могли бы наслаждаться жизнью, смотреть на других свысока и подчинить людей арабам, то есть самим себе, лишив власти над ними византийцев и персов! Поистине, они сделали это для того, чтобы освободить людей от поклонения рабам, кем бы они ни были, и привести их к поклонению одному лишь Аллаху. как сказал об этом Раби’а бин Амир, которого мусульмане отправили в качестве своего посланника ко двору Йездигерда:

" Аллах послал нас для того, чтобы привести людей от поклонения рабам к поклонению одному лишь Аллаху, от стеснённости мира этого к просторам мира вечного и от произвола различных религий - к справедливости ислама! ". (См.: “Начало и завершение" Ибн Кисира).

И только после этого арабы стали существовать по-настоящему, обрели силу и пришли к руководству другими людьми, однако всё это было посвящено Аллаху и осуществлялось на пути Аллаха. Но руководство их продолжалось лишь до тех пор, пока их образ действий не менялся и они придерживались избранного пути, когда же они отклонились от него, вспомнили о своей расовой и племенной принадлежности и выпустили из своих рук знамя Аллаха, чтобы поднять знамя племенного единства, земля отвергла их, и другие народы стали попирать их, ибо Аллах покидал их там, где они покидали Его, и забывал их также, как они забывали Его!

Ведь что представляют собой арабы без ислама?! Какую ещё идею они предложили людям или что они готовы предложить в том случае, если они отступятся от этой идеи? И в чём состоит ценность такого народа, который ничего не может предложить всем другим людям? Поистине, каждый из тех народов, которые в тот или иной исторический период вели за собой других, был проводником определённой идеи, а если никаких идей у них не было как, например, у татар, опустошивших страны востока, или у варваров, разрушивших Римскую империю на западе, то они не могли существовать долго и просто растворялись среди тех народов, что были ими покорены. Единственной идеей, которую арабы предложили человечеству, является вероучение ислама, и именно оно привело их к руководству другими людьми, и поэтому если они откажутся от него, то им нечего будет делать на земле, ибо никакой иной роли в истории они сыграть не смогут... И арабам следует хорошо помнить об этом, если они хотят жить, обладать силой и сохранить своё руководство, а Аллах указывает правильный путь после заблуждений...

 

(106) СУРА " КУРАЙШ"  /мекканская, состоящая из четырёх аятов/.

 

Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного!

 

1 - За согласие курайшитов,

2 - согласие их во время путешествия летом и зимой,

3 - пусть поклоняются они, Господу этого дома,

4 - который накормил их после голода и обеспечил им безопасность после         

страха!

 

Аллах откликнулся на призыв Своего друга Ибрахима, обратившегося к Нему после завершения строительства Каабы и очищения храма со словами:

- Господь мой, сделай это городом безопасным и надели жителей его плодами... (См. суру " Корова", аят 126. )

И Аллах сделал этот дом безопасным, освободив его от господства тех, кто хотел самовластно распоряжаться в нём, и от могущества жестокосердных. И Аллах устроил так, что искавшие убежища у этого дома, вокруг которого повсеместно царил страх, оказывались в безопасности даже в те времена, когда люди уже отклонились от истины, обратились к другим богам наряду с их Господом и стали поклоняться идолам, поскольку Он, слава Ему, связывал с этим священным домом Свои замыслы.

И когда владельцы слона направились к Каабе, чтобы разрушить ее, с ними случилось то, что случилось и о чём подробно говорится в суре " Слон". Аллах сохранил Каабу в безопасности и сберёг её неприкосновенность, в то время как о положении тех, кто жил вокруг этого места Аллах Всевышний сказал:

- Разве не видели они, что Мы сделали святилище безопасным, тогда как вокруг них людей хватают?! (См. суру " Паук", аят 67).

Известны события, связанные с походом на Мекку эфиопов, которые вели с собой салона, привели к тому, что арабы, жившие на всей территории Аравийского полуострова, стали намного больше почитать Каабу и с ещё большим уважением относиться к жителям Мекки и служителям Каабы из числа курайшитов, что позволяло игл беспрепятственно передвигаться по земле, встречая почёт и внимание повсюду, где бы они ни оказывались. В свою очередь, это позволило им проложить два важных пути караванной торговли (один из них вёл на юг, в Йемен, а другой - на север, в Сирию), снаряжая по два больших торговых каравана в год, один из которых зимой направлялся в Йемен, а второй летом уходил в Сирию.

Таким образом, несмотря на то, что передвижение по горным проходам Аравии было далеко небезопасным, а набеги с целью грабежа и разбоя получили огромное распространение, повсеместное почитание Каабы обеспечивало тем, кто жил поблизости от неё, безопасность, явным образом выделяло курайшитов среди других племён и открывало перед ними возможность получения крупных и гарантированных доходов в условиях мира и спокойствия. Курайшитам понравилось совершать два этих безопасных и прибыльных путешествия, и они стали для них чем-то привычным и постоянным.

В этом и состояло то благодеяние, о котором Аллах напоминает им после начала пророческой миссии Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует, подобно тому, как в предыдущей суре Он напомнил им о том Своём благодеянии, что было оказано им, когда для захвата Мекки эфиопы хотели использовать слона. Это является напоминанием о благодеянии, нашедшем своё выражение в том, что они пришли к согласию относительно путешествий, совершавшихся зимой и летом, а также в том, что Он щедро наделял курайшитов средствами к существованию, которые они получали в своё распоряжение благодаря совершению двух вышеупомянутых путешествий, живя в сытости и довольстве по милости Аллаха, в то время как земли их были пустынными и безлюдными. Кроме того, это является напоминанием о благодеянии, выразившемся в избавлении их от страха независимо от того, оставались ли они в своих собственных домах, расположенных поблизости от дома Аллаха, или же совершали путешествия и поездки, пользуясь защитой того почитания Каабы, которое Аллах вменил людям в обязанность, защитив её от любых посягательств.

Он напоминает им об этих благодеяниях для того, чтобы им стало стыдно за то, что наряду с Аллахом они поклоняются кому-то ещё” тогда как именно Он является Господом этого дома, рядом с которым они живут в безопасности и сытости, с Его именем они отправляются в путь, повсюду пользуясь уважением, и возвращаются назад в целости и сохранности.

Он говорит им: ради согласия курайшитов во время путешествия зимой и летом пусть они поклоняются Господу этого дома, который обеспечил им безопасность и сделал так, что души их, полюбили эти путешествия, получая благодаря им то, что они получали,

В тексте суры сказано: "... пусть поклоняются они Господу этого дома, который накормил их после голода... " Сначала же им приходилось голодать, поскольку земля их была неплодородной, но Аллах накормил их, избавив их от голода. И в тексте суры сказано также: "... и обеспечив им безопасность после страха! " Сначала же они пребывали в страхе, поскольку были слабы и жили во враждебном окружении, но Он обеспечил им безопасность после страха!

Подобное напоминание заставляет устыдиться души и внушает стыд сердцам, так как курайшиты знали о значении Каабы и том воздействии, которое почитание её оказывало на их жизнь, а в периоды невзгод и скорби, они искали убежища только у Господа этого дома, не обращаясь больше ни к кому иному. Так, например, Абд аль-Мутталиб противопоставил Абрахе не армию и не силу, но встретил его с именем Господа этого дома, который берёт на Себя его защиту! Он не упомянул ни об идолах, ни об истуканах и не говорил ему, что какие-то божества защитят дом свой, нет, он сказал ему: " Я - владелец (рабб) этих верблюдов, а у дома этого есть Господь (Рабб), который защитит его! " Однако отклонения, свойственные язычникам, не сообразуются с логикой и не позволяют им возвращаться к истине и прислушиваться к голосу разума.

Эта сура может показаться продолжением предыдущей суры " Слон" по своей тематике и своему духу, хотя на самом деле она является отдельной сурой, начинающейся со слов " Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного! ". До нас дошли сообщения, свидетельствующие о том, что после ниспослания суры " Слон" были ниспосланы ещё девять сур, и только после этого очередь дошла до суры " Курайш", тем не менее, в тексте Корана они приводятся одна за другой ввиду своей близости друг к другу по тематике...

 

 

(107) СУРА ПОДАЯНИЕ" /мекканская, состоящая из семи аятов/.

 

Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного!

 

1 - Видал ли ты того, кто считает эту религию ложной?

2 - Это тот, кто отталкивает сироту

3 - и не побуждает накормить бедного!

4 - Горе же таким молящимся,

5 - которые молитве своей не уделяют внимания,

6 - которые лицемерят

7 - и отказывают в подаянии!

 

По одним сообщениям, эта сура является мекканcкой, по другим же, - и мекканской и мединской (имеется в виду, что три первых её аята были ниспосланы в Мекке, а остальные - в Медине). Последнее наиболее вероятно, хотя сура эта представляет собой единое целое и поэтому отличается общей направленностью на утверждение одной из универсальных истин вероучения ислама. Это обстоятельство вполне может склонить нас к мнению о том, что вся эта сура является мединской, поскольку тематически она связана с теми частями Корана, что были ниспосланы в Медине, и в целом предметом её рассмотрения являются лицемерие и двуличие, то есть то, что не получило распространения среди членов мусульманской общины, существовавшей в Мекке, Однако согласие с теми сообщениями, которые называют эту суру

и мекканской и мединской, не исключают и вероятности того, что последние четыре аята были ниспосланы в Медине, а потом присоединены к первым трём ввиду их сходства и общности затронутой темы... Об этом оказано уже достаточно, и нам пора обратиться к предмету этой суры и к той великой истине, о которой в ней говорится…

 

***

 

Поистине, эта маленькая сура, состоящая из семи коротких аятов, не только сообщает душе человека о чём-то относящемся к прекрасной природе этого вероучения, к скрытому в нём великому благу для всего человечества и к полноте той милости, которую Аллах пожелал оказать людям, направив им это последнее послание, но и обращается к той великой истине, которая способна полностью изменить господствующие представления о вере и неверии.

Религия ислама, конечно же, не является религией внешних проявлений и обрядов, и поэтому сама по себе внешняя сторона поклонения и религиозных церемоний не принесёт никакой пользы, если в основе всего этого не будет лежать искренность по отношению к Аллаху и полное посвящение Ему всех этих действий, так как именно эта искренность и оказывает влияние на сердце, побуждая его к праведным делам, что находит своё воплощение в определённом образе действий и способствует исправлению и улучшению жизни людей на этой земле.

Точно также эта религия не является и набором каких-то отдельных, разрозненных и несвязанных между собой предписаний, часть которых человек волен выполнять, а от выполнения других отказываться по своему усмотрению. Нет, она представляет собой целостную программу, и поэтому Формы поклонения, принятые в этой религии, находятся во взаимодействии с её обрядами, а личные обязанности - с обязанностями общественными, и всё это направлено на достижение того, что пойдёт на пользу всем людям, поскольку осуществление этого приведёт к очищению сердец, улучшению жизни и тому, что люди объединят свои усилия в стремлении к благу и развитию... Это и станет воплощением той всеобъемлющей милости, которую Аллах оказал Своим рабам.

Человек может заявлять о том, что он является мусульманином и подтверждает истинность этой религии и её предписаний, исполняя определённые обряды, но не совершая молитв, однако в этом случае истинная вера и подтверждение останутся далёкими от него, а он будет продолжать находиться вдали от них. Дело в том, что об истинности веры и подтверждения свидетельствуют определённые признаки, отсутствие которых указывает на отсутствие как веры, так и подтверждения, что бы ни говорил при этом человек и к каким бы формам поклонения ни обращался!

Поистине, когда подлинная вера утверждается в сердце, она сразу же (как мы уже об этом упоминали в толковании cypы " Предвечернее время" ) приходит в движение для того, чтобы проявить свою сущность в благих дела, а если подобного движения не наблюдается, то это указывает на то, что такая вера и вовсе отсутствует, о чём и говорится в данной суре.

 

***

" Видел ли ты того, кто считает эту религию ложной? Это тот, кто отталкивает сироту и не побуждает накормить бедного! ".

Сура " Подаяние" начиняется с вопроса, призывающего смотреть

 каждого из тех, кто не утратил способности видеть: " Видел


ли ты того, кто считает эту религию ложной? " Услышавший этот вопрос начинает готовиться к тому, чтобы посмотреть, о чём идёт речь, кого это касается, что представляет из себя человек, считающий эту религию ложной, и о ком Коран сообщает, что такой человек считает её ложной? И он получает ответ на поставленный вопрос: " Это тот, кто отталкивает сироту и не побуждает накормить бедного! "

Подобное может показаться несколько неожиданным, особенно если сравнить эти слова с традиционным и общепринятым определением веры, однако на самом деле в этом-то и заключается вся суть вопроса... Поистине, " считающий эту религию ложной" это тот, кто грубо отталкивает от себя сироту, то есть тот, кто относится к нему с презрением и обижает его, и он - тот, кто не побуждает накормить бедного и не поручает никому позаботиться о нём, даже если такой человек и подтверждает истинность этой религии, ведь если бы истинная вера утвердилась в сердце такого человека, то он не стал бы ни отталкивать от себя сироту, ни забывать побуждать других кормить бедных.

Поистине, настоящим подтверждением истинности веры являются не слова, произносимые языком, а определённое изменение в сердце человека, побуждающее его к проявлению добра по отношению к своим братьям, нуждающимся в заботе и защите, Аллах ждёт от людей не одних только слов, но хочет, чтобы они сопровождались подтверждающими их искренность делами, иначе все эти слова останутся не чем иным как пылью, не обладающей никаким весом и не имеющей никакого значения.

Ничто не утверждает эту  истину более ясно, чем эти три аята, воплотившие в себе дух вероучения ислама и природу этой религии наилучшим образом.

Нам не хотелось бы начинать здесь обсуждение вопроса о том, что представляет собой вера и что представляет собой ислам с точки зрения фикха, поскольку эти его положения лежат в основе определяемых шариатом норм взаимоотношений людей. Что же касается этой суры, то она доносит до человека истинную суть этого вопроса, указывая на то, как понимает его Аллах, но это не имеет отношения к внешним явлениям, на которых основываются вышеупомянутые взаимоотношения!

За этой первой истиной следует указание на одну из форм её проявления на практике:

" Горе же таким молящимся, которые молитве своей не уделяют внимания, которые лицемерят и отказывают в подаянии! " Эти слова представляют собой не что иное как проклятие или же угрозу гибелью тем молящимся, которые не уделяют должного внимания своей молитве. Но кто же это такие? Поистине, это те, " которые лицемерят и отказывают в подаянии! "

Иначе говоря, это те люди, которые молятся, но молитвы не совершают. Это те, кто во время молитвы совершает все положенные движения и произносит все положенные слова обращений к Аллаху, однако сердца их не живут с ними и не живут ими, а дух такого человека не обращается к истинной сути молитвы и истинной сути читаемых во время молитвы аятов и слов обращения к Аллаху и прославления Его. Поистине, они молятся лицемерно, делая это для людей, а не из-за своей искренности по отношению к Аллаху. Вследствие этого они и не уделяют внимания своей молитве и проводят её небрежно, по сути дела не совершая её, в то время как требуется именно совершать, а не проводить молитву, совершение же её требует обращения к самой её сути и исполнения её исключительно ради Аллаха.

В результате молитва не оказывает никакого воздействия на души таких молящихся, которые не уделяют внимания своей молитве и отказывают в подаянии. Они отказывают в помощи и поддержке своим братьям, отказывают в подаянии рабам Аллаха, а если бы такие люди совершали молитвы действительно только ради Аллаха, то они не отказывали бы в помощи Его рабам, что и является истинным критерием такого поклонения, которое будет Аллахом принято.

Таким образом, мы снова сталкиваемся с истинной сутью вероучения ислама и самой природой этой религии. Мы видим, что текст Корана предупреждает некоторых молящихся о том, что их постигнет горе, потому что они не совершали молитв по-настоящему, совершая только лишённые духа движения, и не обращались во время этих молитв к одному лишь Аллаху, отрешаясь от всего остального. Поистине, они делали это из лицемерия, и поэтому молитвы не оказали никакого воздействия на их сердца и дела, а это значит, что такие молитвы ничего не стоят, более того, такие молитвы греховны и они повлекут за собой соответствующее воздаяние!

 

***

 

А за всем этим мы видим истинную суть того, чего Аллах желает от своих рабов, направляя им Свои послания для того, чтобы они уверовали в Него и стали поклоняться Ему...

Поистине, Он, слава. Ему, ничего не хочет от них для Себя, ибо он - Богатый, но желает блага для них же самих. Он желает им добра, очищения их сердец и счастья в их жизни. Он желает, чтобы жизнь их была достойной и основывалась на чистоте чувств, взаимопомощи, великодушии, любви, братстве, чистосердечии и правильном образе действий.

Так куда же удаляется человечество от этого блага, этой милости и этих прекрасных и благородных высот? Куда удаляется оно, чтобы неизбежно попасть в темные лабиринты язычества, в то время как перед ним на перепутье сияет этот свет?!

 

(108) СУРА " Аль-Каусар" /мекканская состоящая из трёх аятов/.

 

Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного!

 

1 - Поиcтине, Мы даровали тебе аль-Каусар!

2 - Молись же Господу твоему и закалывай!

3 - Поистине, ненавидящий тебя - он куцый!

 

Подобно сурам " Утро" и " Раскрывание" эта сура обращена лично к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, и в ней Господь его обращается к нему со словами утешения, обещает ему благо, грозит его врагам прекращением и направляет его на путь благодарности.

Таким образом, она отображает один из этапов исламского призыва и определённую часть жизни того, кто обратился с этим призывом к людям, так как относится к начальному периоду его пророческой миссии в Мекке, а кроме того, в ней говорится о кознях, направленных против пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, и наносившихся ему обидах, и она содержит в себе обращённое к нему слова Аллаха, ставшие для него радостной вестью. И, наконец, она показывает, что Аллах проявлял непосредственную заботу о Своём рабе и той горсточке верующих, которая была вместе с ним, укрепляя и успокаивая его, - обещая Своему пророку благое и угрожая его ненавистнику чем-то ужасным.

Эта cуpa показывает также, в чём состоит истинная суть ведения по правильному пути, блага и веры, с одной стороны, а с другой - истинную суть заблуждений, зла и неверия... Первое подразумевает собой некое обилие, переполненность и увеличение, в то время как второе указывает на недостаточность, спад и отделение, даже если беспечные люди и думают по-иному.

 

***

 

Сообщается, что отдельные неразумные курайшиты наподобие аль-'Аса Ибн Ваиля. Укбы бин Абу Му’ айта, Абу Лахаба, Абу Джахля и других, которые устраивали всяческие козни, направленные против посланника, да благословит его Аллах и да приветствует, и его призыва, насмехались и издевались над ним, стараясь помешать людям выслушивать слова истины, которую он принёс от Аллаха, утверждали, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, - куцый, подразумевая под этим то, что сыновья его умирали, а один из них сказал: " Оставьте его, ведь, поистине, он умрёт, не оставив потомства, и дело его прекратится! "

Низкие и мелкие по сути своей уколы такого рода воспринимались в арабском обществе того времени как нечто серьёзное, поскольку репутация человека в нём была тем выше, чем больше у него было сыновей. Это и принимали в расчёт те враги посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, и его ненавистники, которые наносили подобные уколы в надежде на то, что это может принести боль его благородному сердцу и заставить его скорбить.

 С учётом этого сура " Аль-Каусар" была ниспослана как проявление милости и щедрости к сердцу пророка, да благословит его Аллах и да приветствует и должна была послужить указанием как на суть того вечного и возрастающего блага, что избрал для него Господь, так и на истинный смысл отделения и прекращения, определённого Им для его врагов.

 

***

 

" Поистине, Мы даровали тебе аль-Каусар! " Слово " каусар" (обильный) является производным от слова " касрат" (обилие) и обозначает собой абсолютное и неограниченное обилие, в то же время указывая на нечто противоположное тому, что было сказано Им об этих неразумных людях. Поистине, Мы даровали тебе" нечто обильное, переливающееся через край и обширное, чему нет помех и что не будет пресечено, и если кто-нибудь пожелает исследовать то обильное (каусар), что было даровано Аллахом Его пророку, то он обнаружит обилие везде, куля бы он ни посмотрел и что бы себе ни представил.

Он обнаружит его в самом факте пророчества, то есть в том, что представляет собой поддержание связи с великой истиной и великим бытием. Речь идёт о том бытии, помимо которого не существует никакого иного бытия и помимо которого по сути дела не существует вообще ничего, так чего же может лишиться тот, кто нашёл Аллаха?!

Он обнаружит его в этом Коране, что был ниспослан ему, ведь даже одна сура из него заключает в себе такое обилие, которому не видно конца, являясь полноводным источником, богатству и обширности которого нет пределов!

Он обнаружит проявление этого обилия и в ангелах, молящихся как за него самого, так и за тех, кто молится за него на земле, ибо имя его повторяется в сочетании с именем Аллаха как на земле, так и на небесах.

Он обнаружит его и в сунне посланника, которая в течение многих веков распространяется по разном концам земли, ибо многие миллионы людей, пошедших по его стопам, передают её друг другу многие миллионы языков и губ произносят его имя и многие миллионы сердец любят его путь и будут помнить о пророке до самого дня воскресения.

Он обнаружит его в том обильном благе, которое благодаря пороку и при его посредстве излилось на все поколения людей независимо от того, знали ли они об этом благе и верили ли в него или же не знали о нём, но оно тем не менее всё же пришло и к ним!

Он обнаружит его в самых различных явлениях самая попытка исчислить которые будет равнозначна старанию приуменьшить и принизить их!

Поистине, это есть нечто столь обильное, что излияние его бесконечно, дары его неисчислимы, а смысл - беспределен, и именно поэтому в тексте Корана этому не даётся никакого определения, ибо подразумевается, что это охватывает собой все виды обильного и возрастающего блага.

Во многих сообщениях, дошедших до нас из разных источников, говорится о том, что " аль-Каусар" - это река в раю, которая была дарована посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, однако Ибн Аббас в ответ на вопрос о том, что это такое, сказал, что река эта является лишь одним из видов обильного блага, дарованного посланнику. Таким образом, речь идёт о чём-то обильном (каусар), но в то же время представляющем собой лишь часть обильного! И это больше всего соответствует данному контексту.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.