Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Именно это характеризовало собой путь первого исламского призыва: У вас своя религия, а у меня - своя! 4 страница



Им следовало восхвалять и прославлять Аллаха за Его милость, нашедшую своё выражение в том, что Он сделал их хранителями. Своего призыва и стражами Своей религии, а также и в том, что Он оказал милость всем людям, поддержав Свою религию, даровав победу Своему посланнику и приведя людей к тому, что они толпами стали присоединяться к этому обильному и всеобщему благу после пребывания их во мраке и заблуждениях.

Им следовало просить прощения за многочисленные, тонкие и незаметные движения души: за тщеславие, которое могло овладеть сердцем или незаметно прокрасться к нему из-за упоения победой после долгой борьбы и радости от успеха после долгих лишений, например. Человеческому сердцу трудно уберечься от подобных вещей, и за это следует просить прошения.

Им следовало просить прощения и за то, что могло овладевать сердцем или незаметно проникать к нему в процессе долгой борьбы, жестоких лишений, суровых испытаний к скорби, выражаясь в том, что человек начинал чувствовать огорчение из-за этих испытаний, или считал, что Аллах запаздывает с оказанием обещанной помощи, или содрогался от страха, что было подобно тому содроганию, о котором Он упомянул в другом месте, сказав:

" Или вы посчитали, что войдёте в рай без того, чтобы пришло к вам подобное тому, что испытали жившие до вас? Коснулись их бедность и горе, и содрогались они, так что посланник и уверовавшие с ним говорили:, Когда же придёт помощь Аллаха?! Но разве помощь Аллаха не близка?! " (См. суру - " Корова", аят 214). И за подобное тоже следует просить прощения.

Им следовало просить прошения и за свой упущения в том, что касалось восхваления Аллаха и выражения Ему благодарности, поскольку какие бы усилия ни предпринимал человек, они всё равно будут недостаточными к ограниченными, а благодеяния Аллаха изливаются на людей постоянно, ведь Он сказал: " Если станете вы считать милости Аллаха, то не сочтёте их... " И за подобные упущения следует просить прошения.

Есть и другая тонкость, связанная с необходимостью просить о прощении в момент триумфа. Дело в том, что подобнее просьбы играют роль внушения для души, заставляя ее ощущать свои упущения и слабость в те моменты, когда она поддаётся тщеславию и гордости, и, давая eй понять, что наилучшее для неё состоит в том, чтобы она умерила эту гордость и просила прощения у своего Господа, что и позволяет сдерживать силы самообольщения и тщеславия.

Кроме того, подобное ощущение собственных недостатков, слабости и упущений наряду с обращением к Аллаху с просьбами о прощении становится гарантией от произвола по отношению к побежденным, заставляя победителя в его обращении с ними бояться Аллаха, ведь это Он дал ему власть над ними, а сам по себе победитель слаб и бессилен. Таким образом, это свидетельствует о власти Аллаха над ними, проявившей себя в процессе осуществления того, что было угодно Аллаху, эта помощь является Его помощью, эта победа - Его победой, а эта религия - Его религией, ибо всё исходит от Аллаха.

 

* * *

 

Поистине, это чистая и возвышенная цель, и священный Коран внушает человеческой душе, что она должна стремиться к её достижению и подниматься по ведущим к ней ступеням в соответствии с его благородными и благими указаниями, достигнув же этой цели, человек возвеличится, потому что он избавится от своего высокомерия, а дух его обретёт свободу, подчинившись Аллаху!

Поистине, цель эта состоит в освобождении от оков собственной личности, когда люда станут частицами духа Аллаха в полном смысле слова, и радость им будет доставлять лишь то, что угодно Ему, а стремлению к подобному освобождению должна сопутствовать борьба рада победы добра и торжества истины, деятельность, направленная на обустройство земли и улучшение жизни, и осуществление повального, конструктивного, справедливого и благого руководства человечеством, и обращаться при этом следует к Аллаху,

Попытки человека достичь подобного освобождения окажутся напрасным, если он будет обращать внимание только на самого себя, не избавится от оков своих желаний и не сбросит с себя бремя своих страстей. Они окажутся напрасными также и в том случае, если он не освободится от влияния собственной души, и не откажется от мыслей о своей собственной роли после победы и захвата трофеев, обратившись к поминанию одного лишь Аллаха.

Именно так всегда поступали пророки, и Аллах желает, чтобы люди возвысились до этого или же постоянно стремились к достижению этой цели.

Подобным образом вёл себя Йусуф, мир ему, в тот момент, когда всё для него завершилось, и видение его осуществилось.

Аллах Всевышний сказал:

- И возвёл он своих родителей на трон, к они пали перед ним ниц, а он сказал: " 0 отец мой! Это и есть толкование моего сна, о котором было упомянуто раньше. Господь мой воплотил его в реальность, так как Он вывел меня из темницы и привёл вас из пустыни после того, как шайтан поссорил меня с моими братьями. Поистине, Господь мой оказывает милость чему пожелает, поистине, Он - Знающий, Мудрый! ". (Сура " Йусуф", айат 100).

И в этот момент Йусуф, мир ему, был далёк от самоуспокоенности, радости и ликования, ибо он обратился к своему Господу, прославляя, благодаря и поминая Его, а больше он не говорил ни о чём, хотя и был окружён блеском власти и радовался тому, что его веления осуществились. Иусуф сказал:

- Господь мой. Ты даровал мне власть и научил меня, как следует толковать события. Творец небес и земли. Ты - мой покровитель в мире этом и мире ином, упокой же меня покорным, причисли меня к праведным! (Сура " Йусуф", айат 101).

В целом здесь говорится о высоком положении и власти, радости встречи, объединении семьи и соединении братьев, но в вышеупомянутом аяте перед нами предстаёт только один человек, которой молит своего Господа о том, чтобы Он позволил ему до конца сохранять покорность (ислам) Господу и по милости и щедрости Своей причислил бы его к праведным.

Так вёл себя и Сулайман, мир ему, когда он увидел перед собой трон царицы Сабы.

Аллах Всевышний сказал:

- И когда он увидел его перед собой, то сказал: " Это - от милости Господа моего, чтобы испытать меня - стану ли я благодарить или забуду о благодарности. Поистине, поблагодаривший благодарит ряди себя самого, а кто не воздал благодарности, - поистине. Господь мой - Богатый, Щедрый! ". (Сура " Муравьи", аят 40).

Также в течение всей своей жизни поступал и Мухаммад, да благословит его Аллах и да приветствует, что относится и к тому случаю, когда его Господь оказал ему помощь и даровал победу, сделав это знаком для него... Сидя верхом на спине своего верблюда, он склонился перед Аллахом в знак благодарности и в таком положении вступил в Мекку. В ту Мекку, которая наносила ему обиды, которая изгнала его, которая воевала с ним и которая столь упорно противодействовала распространению его призыва... Тем не менее, когда к нему пришла помощь Аллаха и победа, он забыл о радости этого, склонился в знак благодарности, стал прославлять и восхвалять своего Господа и просить Его о прощении в соответствии с Его наставлениям. И по свидетельству различных сообщений, он часто обращался к Аллаху со словами прославления, хвалы и просьб о прощении, что потом послужило примером для его сподвижников, да будет доволен Аллах ими всеми.

 

* * *

 

Так благодаря вере в Аллаха, человечество возвысилось, озарилось, исцелилось и воспряло духом и благодаря этому оно достигло высшего предела своего величия, силы и свободы.

 

 

(111) сура " пальмовые волокна" /мекканская, состоящая из пяти аятов/.

 

Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного!

 

1 - Да пропадут руки Абу Лахаба, а сам он уже пропал,

2 - и не избавило его богатство его и то, что он приобрёл!

3 - Будет он жариться в пылающем огне

4 - и жена его, носильщица дров,

5 - на шее у которой - веревка из пальмовых волокон!

 

Абу Лахаб, которого звали Абд апь-Узза бин Абд аль-Мутталиб, был дядей пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, а прозвище Абу Лахаб (" отец пламени", " пылающий" ) он получил из-за блеска своего лица. Он и его жена Умм Джамиль относились к числу тех, кто нанёс больше всего oбид посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, к постарался принести, наибольший ущерб делу того призыва, с которым он пришёл к людям.

Ибн Исхак сказал: Передал мне Хусайн бин Абдулла бин Убяйдулла бин Аббас, что он слышал, как Раби’а бин ’Аббад ад-Дили сказал:

- Поистине, когда я был молод, то вместе со своим отцом видел, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, следовал за представителями различных племён, а за ним ходил какой-то косоглазый человек с блестящим лицом и пышными волосами. И посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, останавливался около людей из того или иного племени и говорил: " 0 сыны такого-то, поистине, я послан к вам Аллахом, и я повелеваю вам поклоняться только Аллаху к больше ничему, верить мне и защищать меня, пока я не исполню того, с чем послал меня Аллах! " Когда же он заканчивал произносить эти слова, тот другой, что держался позади, говорил: " 0 сыны такого-то, этот хочет, чтобы вы отвергли! Аль-Лат. Аль-Уззу и союзников ваших из племени джинов малик бин акмас и стали придерживаться тех новшеств и заблуждений, которые он принёс с собой, так не слушайте же его и не следуйте за ним! " И я спросил своего отца: " Кто это? " -, а он ответил: " Это его дядя Абу-Лахаб". (Это сообщение приводят в своих сборниках Хадисов имам Ахмад и ат-Табарани).

Это является одним из примеров козней Абу Лахаба, направленных против исламского призыва и посланника, да благословит его Аллах и да приветствует, что же касается его жены Умм Джамиль (её имя - Арва бинт Харб бинт Умаййа, и она являлась сестрой A6у Суфйана), то она помогала ему в осуществлении этих постоянных и несправедливых нападок.

Подобным образом Абу Лахаб стал относиться к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, с того самого дня, как он впервые обратился к людям со своим призывом, Аль-Бухари приводит хадис, передаваемый со слов Ибн Аббаса, в котором сообщается, что однажды пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, вышел в вади Аль-Батха, взошёл на гору и закричал: " 0 те, кто уже проснулся! " -, а когда вокруг него собрались курайшиты, он спросил: " Поверили бы вы мне, если бы я сказал вам, что утром или вечером сюда придёт враг? " Они ответили: " Да". Тогда он сказал: " Поистине, я предупреждаю вас о том, что вам грозят жестокие муки! " Услышав это, A6у Лахаб сказал: " И ты собрал нас только для этого? Пропади ты! " -, и тогда Аллах ниспослал эту суру, начинающуюся словами: " Да пропадут руки A6у Лахаба, а сам он уже пропал... " Согласно же другому сообщению, Aбу Лахаб встал, отрясая руки и говоря: " Да пропадёт для тебя остаток этого дня! И для этого ты собрал нас?! " -, после чего Аллах и ниспослал эту суру.

И когда все хашимиты, побуждаемые духом племенного единства, во главе с A6у Талибом решили предоставить защиту пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, несмотря на то, что они не приняли ещё его религию, Абу Лахаб выступил против своих братьев, заключил с курайшитами союз против них и вместе с ними составил ультиматум, угрожавший хашимитам разрывом отношений и голодом, если они не выдадут им Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует.

Ещё до начала пророческой миссии Мухаммада он просватал двух дочерей посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, - Рукайу и Умм Кульсум - за двух своих сыновей, но когда пророк, да благословит его Аллах и да приветствует приступил к исполнению своей миссии, он велел сыновьям развестись со своими женами, чтобы осложнить положение Мухаммада!

Так он вместе со своей женой Умм Джамиль и продолжал

 

разжигать пламя жестокой и не примеримой войн против пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, и его призыва, а поскольку дом Абу Лахаба находился поблизости от дома посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, то они больше, чем другие, имели возможность причинять ему вред. Сообщается, например, что Умм Джамиль приносила колючки и рассыпала их на пути пророка, и говорят, что под переноской дров подразумевается её стремление причинить вред, разжечь смуту и вызвать столкновения.

 

***

Эта сура была ниспослана как ответ на войну, объявленную A6у Лахабом и его женой, и Аллах, слава Ему, Сам вступил в сражение, освободив от этого Своего посланника, да благословит его Аллах и да приветствует!

В начале этой суры сказано: " Да пропадут руки Абу Лахаба, а сам он уже пропал... " Слово " табаб", образованное от использованного здесь глагола " табба" означает " гибель; смерть; отрезание". В первый раз глагол " таббат" (да пропадут) использован в этой суре как проклятие, а использование его в форме " табба" во второй раз является указанием на то, что это проклятие уже осуществилось. Таким образом, в одном коротком аяте, с которого начинается эта сура, призыв и произносится и осуществляется, битва завершается и занавес опускается!

Если же говорить о том, что следует за первым аятом, то это представляет собой сообщение о случившееся и описание того, что произошло.

Далее в тексте сказано: "... и не избавило его богатство его и то, что он приобрёл! " Уже пропали и погибли руки его, и сам он пропал и погиб, и не избавило его от этого богатство и происки его, не отвратившие гибели и уничтожения.

Вот что произошло в мире этом, что же до мира иного, то " будет он жариться в пылающем огне". Здесь слово " лахаб" (пылание) использовано для изображения и описания огня, а также для создания представления о том, как горит и пылает этот огонь.

Далее в тексте сказано: "... и жена его, носильщица дров... " И жена его тоже будет жариться в этом огне и станет там носильщицей дров, " на шее у которой - верёвка из пальмовых волокон! " -, то есть из волокон растительных, за которые её будут тащить в огне. Или же здесь имеется в виду та верёвка, с помощью которой она станет таскать дрова, если текст следует понимать буквально и речь идёт о колючках. Если же здесь использовано иносказание, то под переноской дров подразумевается распространение зла и отрешение причинить вред и вызвать столкновения.

 

***

 

Что касается средств выражения смысла, использованных в данной суре, то надо отметить, что сразу бросается в глаза их точное соответствие её предмету и духу для того, чтобы пояснить это, мы приведём небольшой отрывок из книги " Картины дня воскресения в Коране", что поможет нам понять, какое впечатление произвели слова этой суры на Умм Джамиль, которая была охвачена ужасом и обезумела:

" Абу Лахаб будет жариться в пылающем (зат лахаб) огне, "... и жена его, носильщица дров... ", будет жариться в нём, а на шее у неё будет верёвка из пальмовых волокон...

Взаимосвязь слов и взаимосвязь образов. Ад представлен здесь в виде пылающего огня, в котором жарится Абу Лахаб, а его жена носит дрова и разбрасывает их на пути Мухаммада, пытаясь навредить ему (независимо от того, следует ли это понимать буквально или в переносном смысле)... Дрова представляют собой то, чем разводят огонь, и она обвязывает эти дрова верёвкой. Её муки в пылающем огне связаны с необходимостью обвязывать дрова верёвкой из пальмовых волокон, а сделано это для того, чтобы воздаяние оказалось подобным, содеянному, благодаря чему вся картина, вместе с её простым содержанием - дрова и верёвка, пылание (лахаб) и огонь, в котором жарится Абу Лахаб вместе со своей женой, подносящей дрова, - приобретает завершённость!

Взаимосвязь проявляется здесь ещё и в том, что звучание этих слов напоминает собой звуки, раздающиеся при перетаскивании дров подобным образом, когда шею человека оттягивает верёвка из пальмовых волокон. Прочти: " Да пропадут руки Абу Лахаба, а сам он уже пропал... " (Таббат йада Аби Ляхабин ва табба... ) -, и ты ощутишь, что перевязывание и перетаскивание будет связано с суровым обращением! Кроме того, это напомнит о перевязывании и перетаскивании дров, когда шея человека оказывается обмотанной оттягивающей её верёвкой, напоминая также и о том, что сура эта проникнута духом гнева и угроз.

Таким образом, гармоничность музыкального звучания и звуков голоса сочетается здесь с взаимосвязанностью образов, отличаюшихся соразмерностью своих деталей и гармоничностью игры слов и использования омонимов, что вполне соответствует как духу этой cуpы, так и причине её ниспослания. И всё это умещается в пяти коротких абзацах одной из самых коротких сур Корана".

 

***

 

Столь ярко выраженная взаимосвязь использованных выражений заставила Умм Джамиль посчитать, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, высмеял её в стихах, чему особенно способствовало то обстоятельство, что людям стало известно содержание данной суры, заключающей в себе угрозу, указание на дурные поступки и. изображение Умм Джамиль в жалком виде. Подобное изображение превращало о самодовольную женщину, гордившуюся своим знатным происхождением, в объект насмешек, ведь в этой суре она предстаёт в качестве " носильщицы дров, на шее у которой - верёвка из пальмовых волокон", что вполне соответствует широко распространённому среди арабов того времени экспрессивному литературному стилю!

Ибн Исхак сказал:

- И мне сообщили, что когда " носильшица дров" Умм Джамиль услышала о том, что было ниспослано относительно неё самой и её мужа в Коране, она пришла к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сидевшему в это время вместе с Абу Бакром ас-Сиддиком в мечети у Каабы, и она держала в своей руке целую пригоршню камней. Однако когда она остановилась рядом с ними, Аллах отвёл её взор от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, и она увидела одного только Абу Бакра. Тогда она спросила: " Где же твой товарищ, о Абу Бакр? Я узнала о том, что он высмеивает меня, и клянусь Аллахом, если бы я обнаружила его здесь, то ударила бы его этими камнями по губам! Клянусь Аллахом, разве не могу и я сочинять стихи? " -, после чего она продекламировала:

" Не подчинились мы достойному порицания

И велению его воспротивились мы... "

Сказав это, она ушла, а Абу Бакр спросил: " О посланник Аллаха, не думаешь ли ты, что она всё же видела тебя? " Он ответил: " Она не видела меня, ибо Аллах отвёл от меня её взор! "

Абу Бакр аль-Баззар приводит другой хадис, передаваемый со слов Ибн Аббаса, который сказал:

- Когда была ниспослана сура, начинающаяся словами: " Да пропадут руки Абу Лахаба... " -, жена Aбу Лахаба явилась к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, который в это время сидел вместе с Абу Бакром. Aбу Бакр сказал ему: " Если ты уйдёшь отсюда, она не сможет причинить тебе никакого вреда! " Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, ответил: " Поистине, я буду отделён от неё! " И она приблизилась, остановилась около Абу Бакра и сказала: " 0 Абу Бакр, твой товарищ высмеял нас! " Абу Бакр ответил: " Клянусь Господом этого строения, он никогда не произносит никаких стихов! " Она сказала: " Поистине, ты достоин доверия" -, а когда она ушла, Абу Бакр спросил: " Так она не видела тебя? " Он ответил: “ Нет, ибо Царь скрывал меня до тех пор, пока она не ушла! "

Итак, она была охвачена гневом и злостью из-за того, что эти слова, которые она посчитала стихами, распространились среди людей (а высмеивать друг друга было принято тогда только в стихах), но Абу Бакр, являвшийся правдивым человеком, разубедил её в том, что это были стихи! Однако этот жалкий и вызывавший смех образ, созданный в аятах данной суры, был запечатлен в Вечной Книге, как был запечатлен он и на страницах бытия, что свидетельствует о гневе Аллаха на Абу Лахаба и его жену, который стал воздаянием им за их козни, направленные против призыва Аллаха и Его посланника, ведь гибель, насмешки и презрение становятся воздаянием для замышляющих дурное против призыва Аллаха в этом миpe, а в мире вечном достойным воздаянием для них послужит огонь. Кроме того, в обоих мирах они подвергнутся унижению, указанием на что служит та верёвка, о которой упоминается в данной суре...

 

(112) СУРА " ЧИСТОТА" /мекканская, состоящая из четырёх аятов/

 

Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного!

 

 

1 - Скажи: " Он - Аллах - Один,

2 - Аллах Вечный,

3 - не рождал Он и не был рождён,

4 - и не был Ему равным ни один! "

 

Как явствует из достоверных сообщений, эта маленькая сура равна трети Корана. Аль-Бухари сказал: " Передал нам Исмаил, сказавший: Передал мне Малик, что он слышал от Абд ар-Рахмана бин Абдуллы бин Абд ар-Рахмана бин Абу Са’са’а, что тот слышал от своего отца, что тот слышал от Абу Са’да о том, что как то раз один человек услышал, как некто всё время повторяет слова: " Скажи: Он - Аллах - Один... " Наутро этот человек пришёл к пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, и рассказал ему об этом, однако рассказывал он так, будто не придавал этой суре особого значения. В ответ ему пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: " Клянусь тем, в чьей длани душа моя, она равна трети Корана! "

И в этом нет ничего странного, так как, принцип единичности, о которой посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, было поведено известить людей - " Скажи: Он - Аллах - Один... " -, должен был стать глубоким внутренним убеждением, истолкованием бытия и программой жизни. Именно поэтому данная сура и смогла вместить в себя основные черты, присущие огромной реальности ислама.

Эта сура начинается словами: " Скажи: Он - Аллах -Один... " Слово " Ахад" (Один) является более точным, чем слово " Вахид" (Единственный), поскольку, означая всё то же. Что означает и слово " Вахид", слово " Ахад" означает также, что не существует ничего вместе с Ним, кроме Него самого, и что нет ничего подобного Ему.

Поистине, это и есть не что иное как единичность бития. Не существует никакой иной истинной реальности, кроме Его реальности, и нет никакого истинного бытия, кроме Его бытия, потому, что всё сущее черпает своё бытие из этого истинного бытия, как черпает оно свою реальность из этой истинной и самодостаточной реальности.

Но это означает, что следует говорить и о единичности действия, поскольку в подобных условиях бытия вообще никто, кроме Него, не в состоянии совершать нечто или воздействовать на что-либо изнутри.

Это и должно стать глубоким внутренним убеждением и в то же время служить истолкованием бытия...

И если сердце человека приходит к такому истолкованию и начинает твердо придерживаться подобных представлений, то оно освобождается от всякого мрака, от любых пороков и от любой зависимости, кроме зависимости от этой единственной сущности, помимо которой никто не существует реально к никто не обладает способностью к реальным действиям.

Если же сердце не в состоянии полностью освободиться от ощущения того, что в этом бытии есть нечто помимо Него, то во всяком случае, оно освобождается от своей зависимости от всего этого, ведь истинно реальным являeтcя только бытие Бога, а истинно действенной может быть лишь воля божья, так зачем же сердцу зависеть от того, чему не присуще ни реальное бытие, ни реальная способность действовать?!

А когда сердце освобождается от ощущения того, что помимо этой единственной истинной реальности существует и какая-то иная истинная реальность, вместе с тем становясь свободным от зависимости от чего бы то ни было, кроме этой истинной реальности, тогда оно становится свободным ото всех оков и сбрасывает с себя любые путы. Так, оно освобождается от желаний, часто ввергающих сердце в оковы, освобождаясь также и от страха, зачастую приводящего к тому же, ибо чего оно может делать, если оно не может уже ничего утратить после того, как находит Аллаха, и кого оно может бояться, если один лишь Аллах способен предпринимать реальные действия?!

И как только сердце начнёт придерживаться подобных представлений неуклонно, иначе говоря, перестанет видеть в бытии что-либо, кроме истинной реальности Аллаха, оно обязательно будет видеть проявления этой реальности и во всех иных формах бытия, берущих от неё своё начало. Сердце, достигшее этой ступени, осознаёт, что Аллах приложил pуку ко всему, что оно видит, но есть и более высокая ступень, достигая которой сердце перестаёт замечать во всей Вселенной что-либо помимо Аллаха, так как оно считает, что истинная реальность есть нечто, присущее одному лишь Аллаху.

Точно также такое сердце уже никогда не согласится с тем, что истинно действенными могут быть какие-либо второстепенные причины, и всегда будет связывать любую вещь, любое событие и любое действие с той первопричиной, от которой они берут своё начало и влияние которой на себе испытывают... И Коран уделяет большое внимание утверждению этой истины в процессе формирования у людей представлений, имеющих отношение к вере, и именно поэтому он постоянно отодвигает на второй план любые внешние причины и связывает всё происходящее непосредственно с волей Аллаха, примером чего могут служить те его аяты, где сказано: " Не ты бросил, бросив, но Аллах бросал... ", И не приходит помощь ниоткуда, кроме как от Аллаха,.. ", " И не пожелаете вы, если не пожелает Аллах... ", а также мнoгиe другие.

И благодаря тому, что все внешние причины отодвигаются на второй план и всё связывается исключительно только с волей Аллаха, в сердце распространяется спокойствие, оно узнаёт о том единственном направлении, следуя в котором можно добиться желаемого и уберечься от внушающего страх, и его перестают волновать те внешние факторы, обстоятельства и причины, которое не являются ни истинными, ни даже существующими!

Это как раз те ступени пути, по которым предприняли попытку пройти суфии, но которые далеко завели их! Объясняется это тем, что ислам добивается от людей преодоления вышеупомянутого пути к этой истиной pеальности, но идти им следует, претерпевая всё то, с чем им придётся столкнуться, придерживаясь обычного образа жизни, осуществляя своё наместничество на земле в полном смысле этого слова и вместе с тем осознавал, что истинной реальностью является только Аллах, что нет никакого иного бытия, кроме Его бытия, и что способность действовать есть нечто, присущее только Аллаху, и ислам не желает для людей иного пути, кроме этого!

 

***

 

Всё это способствует формированию совершенной программы жизни, основывающейся на вышеупомянутом истолковании и тех представлениях, ощущениях и устремлениях, которые возникают в душе человека благодаря ему.

Суть этой программы состоит в том, чтобы поклоняться одному лишь Аллаху, поскольку реально существует только Он один, реально действует только Он один и только Его воля способна оказывать влияние на всё происходящее.

Суть этой программы состоит также и в том, чтобы устремляться к одному лишь Аллаху, делая это как по своей доброй воле, так и из страха, в радости и в горе, в благоденствии и в период невзгод, ибо какая польза в устремлении к тому, что не существует реально и что не в состоянии оказать никакого воздействия на бытие?!

Суть этой программы состоит также и в том, чтобы воспринимать всё только от Аллаха, Речь идёт о восприятии воззрений, представлений, ценностей, критериев, религиозных установлений, законов, порядков, этических норм и традиций, ибо воспринимать всё это внешне и внутренне можно лишь от единственного бытия и от единственной истинной реальности.

Суть этой программы состоит также и в том, чтобы предпринимать те или иные действия и совершать, что бы то ни было исключительно ради Аллаха, желая приблизиться к этой истинной реальности и, стремясь к освобождению от задерживающих на пути препятствий и вводящих в заблуждение примесей независимо от того, касается ли это глубин человеческой души или тех вещей и других душ, в окружении которых она находится. Так, например, это может относиться к препятствиям, создаваемым индивидуальными особенностями человека, и тем оковам, каковыми являются его желание владеть чем-либо из вещей этого мира или же страх перед подобными вещами.

Вместе с тем выполнение этой программы связывает человеческое сердце со всем сущим узами любви, дружбы, сочувствия и отзывчивости, а освобождение от оков всего сущего вовсе не подразумевает собой отвращения или неприязни к подобным вещам, так как всё это является делом рук Аллаха, всё это существует благодаря тому, что существует Он, и всё это освещено светом истинной реальности, поскольку всё это есть не что иное как подарок Того, к кому мы питаем любовь, а значит, всё это тоже следует любить!

Эта программа представляет собой нечто высокое и свободное от всего низменного. Земля с точки зрения подобной программы мала, земная жизнь - коротка, наслаждения мира этого - нечто незначительное, а цели и желания человека должны быть направлены к освобождению от вышеупомянутых препятствий и примесей... Однако в исламе подобное освобождение не подразумевает собой ни удаления, ни пренебрежения, ни неприязни, ни бегства, нет, освобождение такого рода понимается в исламе как постоянство попыток и непрерывность борьбы, целью чего является возвышение всех людей и обеспечение свободы человеческой жизни... Это и есть наместничество и руководство со всеми присущими ему трудностями в сочетании с освобождением и всеми, его составляющими, как об этом было сказано нами ранее.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.