Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Именно это характеризовало собой путь первого исламского призыва: У вас своя религия, а у меня - своя! 1 страница



 

Тафсир Саид Кутб.

 

106 107 108 109 110 111 112 113 114 

 

(105) СУРА " СЛОН" / Мекканская, состоящая из пяти аятов/.

Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного!

1 - Разве не видел ты, что сделал Господь твой с хозяе­вами слона?

2 - Разве не обратил Он козни их в блуждание

3 - и не насылал на них стаями птиц,

4 - бросавших в них камни из обожжённой глины?!

5 - И сделал Он их подобные объеденным листьям!

 

Эта, сура служит указанием на. то событие в жизни до исламской Аравии, которое получило широкую известность и стало ве­ликим доказательством заботы Аллаха об этой священной земле, избранной Им в качестве того места, где людям предстояло воспринять последний свет и позаботиться о сохранении нового ве­роучения, и той точки, с котором этому вероучению было определено начать своё священное наступление с целью преследования невежества во всех уголках земли и утверждения на ней пра­вильного пути, истины и блага...

В целом суть многочисленных сообщений об этом событии сводится к тому, что после изгнания из Йемена персов и подчинения этой страны Эфиопии эфиопский правитель Йемена, которого вышеупомянутые сообщения именуют " Абраха", построил там церковь, названную именем царя Эфиопии, Он постарался сделать её как можно более пышной и блестящей, намереваясь с помощью этого заставить арабов отвернуться от священного дома, находившегося в Мекке, поскольку он видел, сколь велика была тяга к этому дому йеменцев, которыми он правил, да и всех остальных арабов, населявших центральные и северные районы Аравии. И он написал царю эфиопов об этом своём намерении.

Однако арабы не отказались от своего священного дома, так как они считали себя потомками Ибрахима и Исмаила, которые построили этот дом, и это являлось предметом их гордости, поскольку они всегда гордились своими родственными связями и происхождением. Несмотря на всю несостоятельность воззрений арабов, живших в доисламскую эпоху, они считали свои воззрения чем-то более достойным, чем верования живших вокруг них иудеев и христиан, видя недостатки, неясности и несостоятельность их верований.

И тогда Абраха твердо решил разрушить Каабу, чтобы хоть так заставить людей отказаться от ее почитания. Он двинулся на Мекку во главе многочисленной армии, которая вела с собой несколько слонов, и в том числе - одного огромного слона, пользовавшегося особой известностью. Арабы узнали о цели его похода, и поскольку им трудно было примириться с мыслью о том, что он намеревается разрушить их Каабу, то путь ему преградил один из знатных людей Йемена и его владык по имени Зу Нафар. Он призвал своих соплеменников, а также и других арабов, откликнувшихся на его призыв, к войне против Абрахи и борьбе с ним за спасение священного дома, и часть людей пошла за ним, после чего он сразился с Абрахой, но потерпел поражение и попал к нему в плен.

После этого путь ему преградил Нуфайль Ибн Хубайб апь-Хас’ами, под началом которого было два арабских племени и много других арабов, но Абраха нанёс поражение и ему и захватил. в плен Нуфайля, который согласился провести его по землям арабов.

Когда же он проходил через Таиф, к нему явились представители племени Сакиф, которые заявили, что тот дом, к которому он направляется, находится не у них, а в Мекке. Они сделали это для того, чтоб не допустить его к собственному святилищу, построенному ими в честь богини Лат, и даже выделили ему проводника, который должен был довести его до Мекки!

Добравшись до Магмаса, что находится между Таифом и Меккой, Абраха послал в сторону Мекки одного из своих военачальников, и тот привёз ему богатства из Тихамы, принадлежавшие курайшитам и представителям других племён. Среди захваченной им добычи находились и двести верблюдов Абд аль-Мутталиба бин Хашима, являвшегося в то время главой и. господином курайшитов. И после этого арабы из племён курайш, кинана, хузайль и ряда других, находившиеся в этом святилище, решили, вступить с ним в бой, но потом поняли, что на это у них не хватит сил, и отказались от своей затеи.

После этого Абраха направил в Мекку своего посланца, которому было поручено найти правителя этого города и сообщить ему, что царь эфиопов пришёл сюда не для того, чтобы воевать с ним, а только с целью разрушения Каабы, и поэтому если арабы не станут противиться воле царя, то необходимости в кровопролитии не будет! Ввиду этого, если правитель города не хочет войны, то он должен явиться к царю вместе с этим посланцем! И когда посланец Абрахи передал Абд аль-Мутталибу то, что ему было поручено передать, тот сказал ему в ответ: " Клянусь Аллахом, мы не хотим воевать с ним и не имеем cил для этого. Здесь - священный дом Аллаха и дом Его друга Ибрахима, мир ему и если Он защитит его от царя, значит, это действительно Его дом и Его святилище, а если Он позволит царю распоряжаться в нём, то, клянёмся Аллахом, воспрепятствовать ему мы не сможем! " -, и с этими словами он отправился к Абрахе.

Ибн Исхак сказал:

- Абд аль-Мутталиб был самым видным, самым красивым и самым величественным из людей, и когда Абраха увидел его, он оказал ему почёт и уважение, не сочтя возможным усаживать его ниже себя. Однако эфиопам не понравилось то, что он будет сидеть на троне вместе с их царём, и тогда Абраха сошёл с трона, сел на свой ковёр и усадил его рядом с собой, после чего он сказал своему толмачу: " Спроси у него: " Чего ты хочешь? ". Он ответил: " Я хочу, чтобы царь вернул мне двести верблюдов, которые были у меня захвачены". После того, как он произнёс эти слова, Абраха сказал своему толмачу: " Скажи ему: " Когда я увидел тебя, ты понравился мне, но когда я услышал твои слова, я отвернулся от тебя! Как можешь ты говорить о принадлежащих тебе двухстах верблюдах, забывая о доме, с которым связана твоя религия и религия твоих предков?! Я пришёл для того, чтобы разрушить его, а ты ничего не говоришь о нём! " Тогда Абд аль-Мутталиб сказал ему: " Поистине, я - владелец этих верблюдов, а у дома этого есть Господь, который защитит его! " Абраха сказал: " Ничто не удержит меня! " Абд аль-Мутталиб сказал: " Поступай как знаешь! ” -и после этого Абраха вернул ему его верблюдов.

И Абд аль-Мутталиб вернулся к курайшитам, рассказал им обо всём и велел им покинуть Мекку и спрятаться на вершинах гор, после чего он отправился к Каабе и взялся за кольцо ворот храма, а сопровождавшие его несколько человек из числа курайшитов взывали к Аллаху и просили Его о помощи. И сообщается, что в этот момент Абд аль-Мутталиб произнёс такие стихи:

Неудивительно, что раб защищает своё имущество, так защити же и Ты своё!

Ни за что не одолеть силы Твоей кресту их и силе их, если Ты покинешь их и обратишься к нам, делай же то, что посчитаешь нужным!

Что же касается Абрахи, то он направил своё войско к Каабе, рада которой он и явился в Мекку, однако слон, которого они вели с собой, опустился на колени поблизости от Мекки, отказываясь войти в город. Эфиопы старались заставить его пойти на штурм, но у них так ничего и не вышло. И подтверждением подлинности этого сообщения является то, что сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, в день Худайбии, когда его верблюдица Касва опустилась на колени неподалеку от Мекки. Увидев это, люди сказали: " Касва заупрямилась! " -, но посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, возразил им: " Касва не заупрямилась, ибо это не в её натуре, но её задержал тот, кто задержал и слона! ". (Этот хадис приводит Бухари). Кроме того, и в " Ас-Сахихе" Бухари, и в " Ас-Сахихе" Муслима приводятся хадисы, в которых сообщается о том, что в день овладения Меккой посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует сказал: " Поистине, Аллах помешал слону войти в Мекку, но вручил власть над ней Cвоему посланнику и верующим, и теперь она стала столь же почитаемой, как к и прежде, так пусть же присутствующие известят об этом отсутствующих! ". Таким образом, тот факт, что в день слона доступ в Мекку оказался для него закрытым, является установленным.

А затем по воле Аллаха войско эфиопов вместе с его предводителем было уничтожено, ибо Он наслал на них птиц, которые забросали их кусками глины и камнями, превратив их в некое подобие сухих и искрошенных листьев, как говорится об этом в священном Коране... Сам Абраха был ранен, и эфиопы унесли его с собой и доставили в Сану, причём плоть по кусочкам отделя­лась от его тела, но он не умер до тех пор, пока сердце его, по свидетельству различных источников, не оторвалось от груди.

Передаваемые сообщения по-разному описывают формы и размеры вышеупомянутых стай этих птиц и дают разные определения размерам камней, их виду и результатам их воздействия. Кроме того, в некоторых сообщениях указывается, что в тот год в Мекке разразилась эпидемия оспы и кори.

Люди, склонные к зауживанию сферы действия всего сверхъестественного и сокровенного и объяснению всех явлений исключительно с помощью указаний на действие привычных нам законов природы, считают, что объяснять случившееся следует, скорее всего, эпидемией оспы и кори, а если говорить о птицах (тайр), то под этим могли подразумеваться мухи и комары, являющиеся переносчиками микробов, поскольку слово " тайр" обозначает собой всё то, что способно летать.

Толкуя эту суру шейх и имам Мухаммад Абд пишет следующее:

" А на следующий день среди воинов этой армии распространились оспа и корь. Икрима сказал: " И это было первым случаем заболевания оспой на земле арабов". Что же касается Йа’куба бин Утбы, то он пишет о случившемся так: " Поистине, корь и oспа впервые распространились на земле арабов в этом году. Эта болезнь сделала с их телами то, что приходится видеть нечасто. Плоть их стала распадаться и отваливаться кусками, вследствие чего всю армию и её предводителя охватил ужас, и они обратились в бегство, ибо все воины оказались поражёнными этой болезнью. Что же до их командующего, то мясо продолжало отваливаться с его тела по кусочкам до тех пор, пока он не умер в Сане, ибо грудь его оказалась как бы рассечённой".

Об этом свидетельствуют все сообщения, и этому можно верить. Эта священная сура указывает нам на то, что вышеупомянутая оспа или корь распространилась из-за сухих камней, обрушивавшихся на солдат эфиопской армии огромными массами летучих существ, насылаемых Аллахом вместе с ветром.

Это даёт тебе основания считать, что вышеупомянутые летучие существа были не чем иным как комарами или мухами, которые являются переносчиками возбудителей некоторых болезней, что же касается камней, то это не что иное как заражённая сухая глина, что разносится ветром и пристаёт к лапкам этих существ, а когда она попадает на тело человека, то проникает в его поры, приводя к возникновению язв, что заканчивается разложением всего тела, от которого начинают отваливаться куски мяса. И, поистине, огромные скопления этих слабых летучих существ можно считать одним из величайших воинств Аллаха, используемых Им для истребления тех людей, гибели которых Он желает. И можно считать также, что те крошечные живые сущест­ва, которых сегодня именуют микробами, всегда находятся в них, а насчитывается их столько, что об этом известно лишь их Создателю... Ведь мощь Аллаха Всевышнего, подавляющего притеснителей; проявляется не обязательно в том, что птицы по своим размерам должны сравняться с горными вершинами, или оказаться подобными фениксу или отличаться каким-то особым и присушим лишь им цветом или в том, что Ему известны размеры этих камней и способ их воздействия... Всё сущее является воинством Аллаха!

Во всём заключены знамения Его,

Свидетельствующие о том, что Он - Единственный! Нет в мире силы, которая не подчинялась бы силе Его, что же касается того деспота, который пожелал разрушить Каабу, то Аллах наслал на него неких летучих существ, заразивших его оспой или корью и тем самым погубивших его самого и его людей прежде чем ему удалось вступить в Мекку. Это стало милостью Аллаха, которой Он щедро наделил обитателей Своего святилища, несмотря на их идолопоклонство, поскольку Он желал сохранить дом Свой в целости и направить к нему того, кто защи­тит этот дом силой своей религии, да благословит его Аллах и да приветствует, хотя милость эта и обернулась несчастьем для врагов Аллаха, гнавших с собой слона и вознамерившихся нанести ущерб Его дому, не имея на то никаких оснований или причин.

Именно на такие доводы и следует опираться при толковании данной суры, а что касается всего прочего, то следует относиться к этому лишь как к аллегорическим толкованиям, если соответствующие сообщения являются достоверными. Истинное же представление о могуществе Аллаха даёт как раз то, что когда свершилось предопределённое, оказалось, что человека, которой гордился своим слоном, являющимся, как известно, самым большим из сухопутных животных, погубило настолько малое существо, что его невозможно даже увидеть, и нет сомнений, что для разумного человека это является более весомым, удивительным и ярким аргументом! "

Мы же не считаем, что предположение имама Мухаммада Абдо, то есть предположение об эпидемии оспы или кори, которая получила распространение из-за глины, заражённой микробами, или предположения относительно того, что сами, эти камни пробивали головы и тела воинов, разрывая их и превращая человеческую плоть в некое подобие искрошенных сухих листьев, на что и указывает использованное в тексте данной суры слово " асф", являются наилучшим доказательством могущества Аллаха или более всего подходят для истолкования того, что случилось с эфиопами. На наш взгляд, могло иметь место как одно, так и другое, и мы считаем также, что и одно и другое в равной степени может служить доказательством могущества Аллаха и того факта, что это именно Он управляет всем происходящим. При таком подходе оба этих предположения равнозначны друг другу, и не столь важно как именно погибли те люди, которых Аллах пожелал уничтожить, - в результате действия чего-то привычного, известного и доступного знанию людей или же потому, что Аллах прибег к чему-то непривычному, неизвестному и недоступному для их знания, но тем не менее, послужившему причиной осуществления предопределенного.

Поистине, дела Аллаха не ограничиваются лишь тем, что привычно и известно людям, которые знают об этом мало и лишь то, что Аллах открывает им на протяжении долгого времени в соответствии с их возможностями, накопленным опытом и уровнем духового потенциала. Что же касается сверхъестественных событий, как называют подобные веши люди, то они представляют собой нечто обычное для Аллаха, но сверхъестественное в срав­нении с тем, что является привычным и известным для людей!

Именно поэтому мы не испытываем никаких сомнений и не пытаемся аллегорически истолковать достоверные сообщения, в которых говорится о чём-то сверхъестественном, что относится также и к текстам или связанным с описываемыми событиями обстоятельствам, указывающим на то, что случившееся носило не привычный и известный людям характер, а являлось чем-то из ряда вон выходящим. Вместе с тем мы не считаем, что обычный ход событий оказывает меньше воздействия и является менее убедительным, чем то, что происходит необычным образом, ибо даже привычные и обычные для нас вещи по сути своей являются сверхъестественными если оценивать их с учётом возможностей человека…Так, например, восход и заход солнца представляют собой нечто необычное, несмотря на то, что это происходит ежедневно, и рождение каждого ребёнка есть нечто необычное, хотя подобное и случается ежесекундно, а если кто-нибудь с этим несогласен, пусть он попробует совершить нечто подобное! Поистине, факт побуждения птиц (что бы ни подразумевалось под этим словом) к ношению мелких камешков, заражённых микробами оспы или кори, и бросанию их именно в этом месте и в это время, как и факт распространения болезни именно в тот момент, когда дом Аллаха готовились брать штурмом, иначе говоря, осуществление предопределённого Аллахом подобным образом является не просто сверхъестественным событием, но целым рядом таких событий, вполне убедительно свидетельствующих о могуществе и предопределении, и даже если бы Аллах послал каких-то особых птиц, несущих какие-то особые камни для того, чтобы в определённым момент сделать нечто особое с телами людей, это не стало бы более убедительным и величественным... Это явления одного порядка, ибо и то и другое в равной степени представ­ляет собой нечто сверхъестественное.

Если говорить конкретно об этом событии, то мы склонны считать, что имело место действительно нечто необычное и сверхъестественное и Аллах послал птиц, прилетавших стаями необыч­ной формы (хотя и не стоит принимать на веру ни те сообщения, в которых говорится о каких-то необычных размерах и облике этих птиц, ни им подобные, в которых есть элементы преувеличения) и нёсших камни необычного вида, которые оказывали на тела людей необычное воздействие.

Мы склоняемся к подобному мнению не потому, что такое истолкование представляет собой нечто более убедительное или. же ценное, но лишь по той причине, что самый дух этой суры к обстоятельства, имеющие отношение к вышеупомянутому тому событию, за­ставляют нас считать это истолкование наиболее близким к истине. Аллах, слава Ему связывал с этим домом определённые замыслы. Он желал сохранить его в целости, чтобы этот дом стал местом встречи людей, где они будут чувствовать себя в безопасности, и чтобы он стал точкой формирования нового вероучения, откуда оно свободно станет распространяться по свободной земле, когда никто не сможет осуществлять над ним надзор извне, и никакая власть окажется не в состоянии управлять этим призывом, как-то ограничивая его в своих интересах. Он пожелал сделать это событие явным назиданием для всех людей и всех поколений, а также оказать посредством этого милость курайшитам, нашедшую свое выражение в этой суре после начала пророческой миссии Мухаммада, да благословит его Аллах и, да приветствует, ибо Он использует это событие как пример проявления заботы Аллаха о Своих святынях и Его ревности по отношению к ним. Таким образом, предположение о необычности и непривычном характере случившегося вполне соответствует духу всех деталей того, что имеет отношение к этому событию, и поэтому нет никаких оснований для попыток придания формы чего-то обычного такому событию и всем, связанным с ним обстоятельствам, которые являются уникальными и из рядя. вон выходящими.

Достаточно сказать, например, что обычные симптомы оспы или кори отличаются от того, что, по свидетельству многих сообщений, происходило с телами воинов и их предводителя, так как в случае заболевания оспой или корью плоть не отваливается по кусочкам и сердце не отделяется от груди, в то время как текст Корана, гласящий: “И сделал Он их подобными объеденным листьям! " -, рисует перед нами нечто весьма близкое к тому, о чем говорят вышеупомянутые сообщения.

 Если обратиться к сообщениям Икримы и Йа’куба бин Утбы, то мы не обнаружим в них никаких прямых указаний на то, что воины армии Абрахи были поражены оспой, в них говорится лишь о том, что в этом году оспа впервые распространилась по территории Аравии, и ни одно из их высказываний не указывает на то, что Абраха и его солдаты заболели именно оспой. Кроме того, сам факт заболевания солдат какой-то болезнью и отсутствие случаев заболевания среди находившихся поблизости арабов выглядит как нечто сверхъестественное, особенно с учётом того обстоятельства, что птицы сбрасывали свою ношу только на эфиопов. Таким образом, всё, что имеет отношение к этому событию, является необычным, так зачем же стараться вместить его в какие-то определённые рамки, предпринимая подобные попытки только потому, что рамки эти совпадают с границами того, что доступно пониманию человека, в то время как предположение о том, что всё это происходило каким-то необычным образом, больше соответствует самому духу случившегося?!

Мы хорошо понимаем и должным образом оцениваем побудительные мотивы деятельности представителей рационалистической школы, во главе которой в течение определённого периода находился имам Мухаммад Абдо, да помилует его Аллах. Мы понимаем и должным образом оцениваем то, что побуждало представителей этой школы к зауживанию сферы проявления сверхъестественного неведомого в своих толкованиях священного Корана и исторических событий и попыткам сводить всё это к каким-то привычным и известным явлениям. Дело в том, что рационалистическая школа боролась с характерной для умонастроений того времени склонностью к всевозможным суевериям и старалась противопоставить что-то потоку мифов и заимствований из произведений иудейских авторов, которыми изобиловали как толкования, так и литературные произведения в тот период, когда люди в наибольшей степени поддались искушениям в связи с достижениями современной науки, а волна сомнений в истинности того, о чём говорит религия ислама, достигла своего пика. Представители рационалистической школы предприняли попытку вернуть этой религии её былое значение, исходя из того. что осмыслению поддаётся всё то, о чём она говорит, и в соответствии с этим стараясь очищать её от примесей всяческих суеверий и мифов. Кроме того, они пытались способствовать формированию у людей религиозного склада ума, что позволило бы им постичь постоянство и неизменность законов бытия и объяснить действием этих законов как поступки человека, так и разнообразные физические процессы. По сути дела к этому стремится и Коран, поскольку Коран обращает внимание людей на законы, установленные Аллахом и действующие Вселенной, как на постоянную, неизменную и упорядоченную основу и отдельных действий и самых разных явлений.

Однако противостояние давлению суеверий, с одной стороны, и давлению соблазнов, порождённых развитием науки, с другой, наложило свой отпечаток на деятельность этой школы, что нашло свое выражение в излишней осторожности и склонности к тому, чтобы объявлять известные людям законы бытия универсальной основой всего того, что с совершается Аллахом. Вследствие этого характерной особенностью тафсира шейха Мухаммада Абдо, как и тафсиров его учеников - шейха Ршида Риды и шейха Абд аль-Кадира аль-Магриби -, да помилует всех их Аллах, стало явное стремление свести многие сверхъестественные явления к известным людям деяниям Аллаха, исключить из них элементы чудесного и истолковать часть их аллегорически, поскольку это соответствовало тому, что они называли " рациональным"! Кроме того эти тафсиры отличались проявлением крайней осторожности по отношению ко всему сокровенному и неведомому людям.

Хотя мы и понимаем, под воздействием каких внешних факторов формировалось это направление, но вместе с тем не можем не замечать свойственного ему подчёркнутого внимания к одному и проявления невнимания к другому аспекту той целостной картины, что предстаёт перед нами на страницах Корана. Речь идёт о свободе волеизъявления Аллаха и Его могуществе, кроющихся за теми законами бытия, которые Он установил, что в равной степени касается как известных, так и неизвестных людям законов. Именно эта свобода и не позволяет разуму человека делать какие-то конечное выводы, как не позволяет она объяснять всё происходяшее с помощью того, что доступно пониманию разума, непременно обращаясь к аллегорическим истолкованиям того, что является для него недоступным, на необходимость чего часто указывается в тафсирах видных представителей рационалистической школы.

Мы уже не будем говорить о том, что известные нам установления Аллаха составляют собой лишь малую долю всех Его установлений, и на основе этого невозможно дать истолкование всему, хотя и то и другoe свидетельствует о степени Его могущества.

И если отбросить в сторону всяческие суеверия мифы, то мы увидим, что всё это отличается, полной соразмерностью и не подвержено ни воздействию окружения, ни получающих распространение в ту или иную эпоху философских течений.

Существует надёжный принцип подхода к содержанию Корана и, возможно, что уместно будет сформулировать его здесь. Суть этого принципа состоит в том, что мы не должны подходить к содержанию Корана с уже готовыми суждениями, к которым мы пришли путём рассуждений, или полагаться на некие общепризнанные суждения или ориентироваться на те суждения, которые имеют отношение к рассматриваемому в том или ином месте Корана вопросу, напротив, нам следует обращаться к содержанию Корана для того, чтобы наши суждения формировались под его воздействием, что касается как наших суждений о вере, так и основ нашей логики и всех наших представлений, вследствие чего наши суждения по любому вопросу должны оказываться соответствующими тому, что говорится об этом в Коране! Необходимость такого подхода определяется тем, что то, что мы именуем " разумом" и с помощью чего мы пытаемся рассматривать суждения Корана относительно природных явлений, исторических событий, чего-то сокровенного, а также всего касающегося внутреннего мира человека, ограничено рамками знакомой нам реальности и нашего личного опыта.

Несмотря на то, что по сути своей разум является свободной силой, не ограниченной рамками отдельных экспериментов или событий, но стремящейся возвыситься над ними и достичь некой отвлеченной сущности, стоящей за этими своими проявлениями, он в конечном счете, всё же ограничен рамками самого нашего человеческого бытия, которое, в отличие от бытия Аллаха, абсолютным не является. Коран же берёт своё начало именно от этого абсолютного бытия, которое управляет нами и под влиянием суждений которого мы приходим к своим умозрительным заключениям. Из этого следует, что характерные для представителей рационалистической школы утверждения о том, что если значение того или иного отрывка Корана не поддаётся осмыслению, то его обязательно нужно толковать аллегорически, являются неверными. Это не означает, что следует соглашаться с чем-то неправдоподобным, означая лишь то, что разуму не дано судить ни о чем таком, относительно чего Коран уже вынес своё суждение, и если выражаемый тем или иным образом смысл ясен для нас то он и определяет собой то, как воспринимают его наши умы и что ложится в основу наших представлений и логических выводов как относительно этого смысла, так и в отношении прочих реалий бытия,

 

* * *

 

После этого отступления вернёмся к суре " Слон" и смыслу того, о чём в ней говорится...

" Разве не видел ты, что сделал Господь твой с хозяевами слона? " Цель подобного вопроса состоит в том, чтобы вызвать удивление этим событием и обратить внимание на его огромное значение. Случившееся со слоном приобрело такую известность среди арабов, что они даже сделали его своеобразной точкой отсчёта своей истории и впоследствии говорили: " То-то случилось в год слона" -, или: " То-то случилось за два года до года слона" -, или: " То-то случилось через десять лет после года слона"... Известно также, что в тот же самый год слона родился и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, и это, пожалуй, относится к числу чудесных и предопределённых Аллахом совпадений!

Таким образом, эта сура была ниспослана не для того, чтобы известить людей о том, чего они не знали, нет, она стала напоминанием о том, что было им хорошо известно, но истинная цель её ниспослания состояла и не в напоминании об этом.

Такое начало дополняется другим вопросом, который в то же время содержит в себе и утверждение.

" Разве не обратил Он козни их в блуждание..,? " То есть:

разве не напрасны были их хитрости, которые не достигли своей цели, что бывает и с теми, кто сбивается с пути и не добирается до места своего назначения? Очевидно, тем самым Он пожелал напомнить курайшитам о той милости, что была когда-то оказана им и нашла своё выражение в том, что Он защитил и сберёг этот дом, в то время как сами они не могли оказать сопротивления могущественная хозяевам слона. Это напоминание должно было побудить их устыдиться того, что они не верят в Аллаха, протянувшего им руку помощи в тот момент, когда они были слабы и беспомощны, как должно было оно и заставить их перестать обольщаться собственной силой в период их противостояния Мухаммаду, да благословит его Аллах и да приветствует и горсточке верующих, которые были с ним, ведь Аллах уже сокрушил сильных, которые хотели напасть на Его дом и Его святилище, а это означало, что Он способен сокрушить и тех сильных, которые мешают Его посланнику и Его призыву.

Если говорить о том, как именно их козни были обращены в блуждание, то об этом даёт представление нижеследующая ужасная картина: "... и не насылал на них стаями птиц, бросавших в них камни из обойдённой глины?! И сделал Он их подобными объеденным листьям! " Под словом " стаи" (абабиль) подразумеваются большие скопления, слово " сиджжиль" (глина) заимствовано из персидского языка и само по себе составлено из двух слов, означающих " камень и глина" или же " камни, обмазанные глиной", а слово " асф" означает " сухие древесные листья", Аллах назвал эти листья " объеденными", иначе говоря, искрошенными и измельчёнными, каковыми они становятся после того, как их объедают насекомые, разрывающие их на куски, или же животные, разжёвывающие и измельчающие их! Картина разрывания тел под ударами камней, которые бросали в них большие стаи птиц, вполне доступна для восприятия, и нет никакой необходимости давать ей какое-то аллегорическое истолкование, утверждая, что подобным образом была описана гибель солдат от оспы или кори...

 

* * *

 

Что касается смысла этого события и напоминания о нём, то оно весьма многозначно.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.