Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





АЛЕКСАНДРЪ БЕСТУЖЕВЪ ВЪ ЯКУТСКѢ 5 страница



При семъ прилагаю два письма къ закавказскимъ братьямъ.

(1) Андрей, князь Переяславскій, повѣ сть въ стихахъ.

(2) Сѣ верные цвѣ ты, альманахъ издававшійся съ 1825 по 1832 барономъ А. А. Дельвигомъ.

(3) Слово не разборчивое.

(4) Наталья Михайловна и мужъ ея Кондратій Ѳ едоровичъ Рылѣ ѳ вы.

(5) Дочери, Анастасіи Рылѣ евой.

 

26.

Якутскъ, 1829, апрѣ ля 25го дня.

Павлу Бестужеву въ 21 артиллерійскую бригаду.

Христосъ воскресе!

Отъ сердца поздравляю тебя, милый Павлуша, съ украшеніемъ сабли твоей орденомъ. Знаки отличія суть не болѣ е какъ вещи сами по себѣ, но значительность получаютъ только отъ заслугъ за которыя даны, и потому они, какъ фонари, озаряютъ достоинства, или виднѣ е дѣ лаютъ недостатокъ оныхъ. Нисколько не сомнѣ ваюсь что не случай, но дѣ ло доставили тебѣ эту искру монаршей милости, и потому ты можешь не краснѣ я глядѣ ть въ глаза товарищамъ и не прятать ефеса за фалду предъ заслуженными воинами. Какъ я слышалъ, ты провелъ зиму въ Тифлисѣ, на паркетѣ и коврахъ, или за канцелярскою оловянною чернильницей, поперемѣ нно. Я, правду сказать, хоть не видалъ паркетовъ, но туфли мои прогуливались всю зиму по войлоку, который здѣ сь нужнѣ е вашихъ шемаханскихъ, и чернильница (хотя и рѣ дко) играла у меня не послѣ днюю роль, особенно въ почтовые дни. Я, кажется, у тебя спрашивалъ, не сталъ ли ты поэтомъ взглянувъ на Кавказъ, ибо, мнѣ кажется, неучтиво не сдѣ латься имъ будучи такъ близко къ небу; притомъ я раздѣ ляю классическое мнѣ ніе, что не видя горъ, не ставятъ и въ стихотворцы, и потому не смѣ ю бредить риѳ мами что въ молодости моей видѣ лъ только Пулковскую гору, въ юныхъ лѣ тахъ пьяный извощикъ вывалилъ меня на Валдайскихъ; да разъ обѣ далъ я у князя Юсупова на Воробьевыхъ горахъ. Съ тѣ хъ же поръ хотя и проѣ зжалъ я много хребтовъ, но всѣ они, благодаря правительству, такъ сглажены по дорогамъ что я уже пріѣ хавъ въ Иркутскъ узналъ о переѣ здѣ черезъ страшныя въ разказахъ горы. Итакъ, какъ видишь, я въ этомъ случаѣ похожъ на русскаго объѣ далу, который, скушавъ на закладъ въ закускахъ приготовленнаго осетра, — вскричалъ: „подавайте же осетра! “ все мнѣ кажется мало, а кто виноватъ? русскіе герои. Они такъ пріучили насъ къ большому размѣ ру что и самую природу хотимъ мы раздвинуть для простора. Для насъ, Русскихъ, нѣ тъ ни времени, ни разстоянія. Сегодня въ Москвѣ, а завтра въ Парижѣ, еще шагъ — и въ Стамбулѣ. Думаю что ни одинъ народъ такъ не сближалъ быстроты дѣ ла съ быстротой мысли. Хочу по-русски значитъ могу.

Если ты занимаешься въ часы досуга словесностію, то помни, пожалуй, что ранніе цвѣ ты не всегда бываютъ красивы и, ради Бога, не дѣ лай изъ пера ремесла: у насъ еще званіе сочинителя (съ приписью) плохо уважено, и надобно имѣ ть какія-нибудь побочныя средства для извиненія въ писательствѣ. Штатнаго автора, правда, хоть и приглашаютъ всюду, если онъ въ модѣ, но приглашаютъ какъ саладнаго мастера къ обѣ ду. Monsieur é crit joliment, говоритъ хозяинъ, чуть не указывая на него пальцемъ, и гости, оглядывая автора какъ заморскую чайку, говорятъ ага! съ видомъ благосклонности. Ты, какъ офицеръ, не имѣ ешь надобности отпирать риѳ мами воротъ, и если поведеніе твое будетъ безъ упрека, а служба безъ пятна, то онѣ послужатъ лучшими рекомендателями. Занимайся литературой для своего удовольствія, а не для причудъ другихъ. Она добрый другъ, но злой баринъ. Прошу тебя вспомни меня при первомъ бокалѣ и при первомъ выстрѣ лѣ, и они вѣ рно не минуютъ цѣ ли. Будь счастливъ и не забудь не совсѣ мъ счастливаго брата

А. Бестужева.

27.

Якутскъ, 1829, мая 9го дня.

Любезная матушка!

Въ день именинъ старшаго брата пишу къ вамъ, и сердечная слеза дрожитъ на рѣ сницѣ. Было время когда мы весело проводили этотъ весенній праздникъ, и весна жизни не грозила ненастьемъ которое теперь бьетъ въ мои окна. Слава Богу, премудрость Его сокрыла отъ нашихъ глазъ грядущее, иначе мы тогда не наслаждались бы настоящимъ и теперь не вспоминали бы минувшаго.... Это письмо вѣ роятно застанетъ васъ на отъѣ здѣ или въ дорогѣ въ деревню и потому позвольте поговорить о дѣ лѣ. Вы, конечно, уже получили письма, въ коихъ я толковалъ о предполагаемомъ мною изданіи, (*) и потому повторяю просьбу мою чтобы распорядиться насчетъ пріемки тетрадей и отсылки ихъ въ цензуру, чтобъ это могло выйти въ свѣ тъ своевременно. Если это состоится, то печатать 2. 000 экземпляровъ, на петергофской бумагѣ, въ форматѣ Сѣ верныхъ Цвѣ товъ, прозу compacte, стихи съ разрядкою. ... О корректурѣ особенно прошу позаботиться, наиболѣ е въ сличеніи съ моимъ писанымъ текстомъ; имѣ я свои особыя странности въ слогѣ и правописаніи, не хочу надѣ вать чужихъ обносковъ, по пословицѣ: „хоть худо да свое“. На всякій случай, — хоть это и сходно будетъ съ охотникомъ продающимъ шкуру не убитаго медвѣ дя, — вотъ наставленіе какъ обходиться съ націей книгопродавцевъ: кто беретъ заранѣ е 300 экземпляровъ на чистыя деньги, сбросить 30 процентовъ съ рубля съ публичной цѣ ны (она назначится мною послѣ ), кто 200, — уступить 25 процентовъ, кто менѣ е — 20; за коммиссію (что дѣ лать не ранѣ е какъ по истеченіи мѣ сяца по выходѣ ) давать 15 процентовъ. Кредитъ можно дѣ лать только Сленину и Смирдину, и по ихъ поручительству. Да кромѣ того, во избѣ жаніе лишней припечатки экземпляровъ, заглавный листъ напечатать въ другой типографіи. У насъ книжное пиратство въ полной силѣ, и по неволѣ надобно брать свои мѣ ры противъ хитрости ничѣ мъ неограниченной.

(*) Писемъ этихъ нѣ тъ въ собраніи у насъ находящемся и, какъ кажется, они и не были получены П. М. Бестужевой.

Покидая эти подробности, которыя хоть на минуту отвлекли мои мысли отъ грустныхъ предметовъ, переходу къ важному вступленію и нерѣ дко содержанію всесвѣ тныхъ разговоровъ — къ погодѣ. Она у насъ отлично дурна. Бурные вѣ тры смѣ нились теперь дождемъ, но холода стоятъ постоянно. Лена идетъ на прибыль, и потому почта замедлится въ пути: апрѣ льская придетъ къ намъ въ концѣ мая, но, какъ кажется, не найдетъ цвѣ товъ, если не привезетъ ихъ сама. Только дикіе гуси съ крикомъ летятъ на море чтобы доставить Колымцамъ единственное пропитаніе; дивная заботливость Промысла. Да сохранить Всевышній ваше здоровье, любезнѣ йшая матушка, какъ хранитъ онъ мое. Разрушительный климатъ здѣ шній начинаетъ только съ зубовъ свое грызенье, впрочемъ грѣ хъ жаловаться. Сестрицъ прошу васъ обнять за меня, припомнивъ и читинскихъ братьевъ. Петру и Павлу привѣ тъ, знакомымъ и домашнимъ поклоны. Въ мирномъ на Волховскомъ жилищѣ своемъ (*) забудьте несчастіе какъ во снѣ, но только помните безъ укора любящаго васъ сына

Александра Бестужева.

(*) Имѣ ніе Бестужевыхъ, Сольцы, куда мать ихъ съ сестрами удалялась каждое лѣ то, было на Волховѣ, въ Новоладожскомъ уѣ здѣ, въ Петербургской губерніи.

 

28.

Якутскъ, 1829, мая 25го дня.

Открывшаяся Лена принесла на хребтѣ своемъ вмѣ стѣ со льдами и посылку, за которую благодарю, цѣ луя заботливую руку вашу, любезная матушка. Снуры очень хороши, карпетки весьма полезны. Жаль только что эта почта не привезла о васъ вѣ сточки и, что еще печальнѣ е, привезла ужасную вѣ сть объ убійствѣ при персидскомъ дворѣ посланника. Нe говорю уже какую горесть почувствовалъ я о потерѣ человѣ ка, котораго пріязнію имѣ лъ счастіе пользоваться, но (не) просто какъ человѣ къ, но просто какъ Русскій, могу ли не горевать о такой безвременной кончинѣ человѣ ка, которому счастіе обѣ щало все въ будущемъ, и который столько обѣ щалъ отечеству своими познаніями и талантами! Вотъ судьба: одного градъ пуль минуетъ, другой пораженъ желѣ зомъ въ лонѣ мира, подъ кровомъ народныхъ правъ и за стѣ нами гостепріимства. Сколько людей завидовали его возвышенію, не имѣ я и сотой доли его достоинствъ, кто позавидуетъ теперь его паденью? Молнія не свергается на мураву, но на высоту башень и на главы горъ. Высь души кажется, манитъ къ себѣ ударъ жребія. Доблесть человѣ ческая осуждена гибнуть въ цвѣ ту, въ этомъ мірѣ одинъ Богъ разсыпаетъ плоды ея здѣ сь и тамъ. (*)

(*) А. Бестужевымъ, безъ сомнѣ нія подъ живымъ впечатлѣ ніемъ печальнаго извѣ стія о смерти Грибоѣ дова, была составлена весьма интересная статья: Знакомство мое съ Грибоѣ довымъ. Обязательно сообщенная мнѣ Еленой Александровной Бестужевой, она помѣ щена мною въ Отечественныхъ Запискахъ 1861 года.

Вы кручинитесь, любезнѣ йшая матушка, что, при открывающейся войнѣ, братья-воины будутъ снова подвержены опасностямъ. Примѣ ръ Грибоѣ дова можетъ доказать вамъ невѣ рность расчета вѣ роятностей, а милость Провидѣ нія, хранившаго ихъ доселѣ, пусть успокоитъ насчетъ будущаго. „Что будетъ то будетъ, говорилъ Хмѣ льницкій, а будетъ то что Богъ дастъ. “

Погода у насъ стоитъ зѣ ло сумрачная, рѣ ка играетъ, то-есть то прибудетъ, то сбудетъ, и что страннѣ е всего, до сихъ поръ не одного павозка не приплыло. По лугамъ, на которыхъ протекъ разливъ Лены, теперь зеленѣ етъ трава, но по суходоламъ гдѣ -гдѣ свѣ жую муравку увидишь, кусты чуть распушаются, а деревья наги; сбросивъ зимнія иглы, они не отростили еще новыхъ ногтей. Но что значитъ скучная здѣ шняя весна въ сравненіи съ Туруханскомъ или Колымою, гдѣ и въ іюлѣ мѣ сяцѣ въ самомъ городѣ иногда не протаиваютъ снѣ га, несмотря на то что солнце не вечерѣ етъ. Впрочемъ и здѣ сь ночи, которыхъ обращикъ мы видѣ ли въ Петербургѣ, безъ тѣ ни и свѣ жести. Мудрено ли что чудакъ поэтъ Альфіери уѣ халъ изъ Сѣ верной Пальмиры на другой день своего прибытія, испугавшись свѣ тлости нашихъ ночей и блѣ дности русскаго неба! Небо здѣ сь еще блѣ днѣ е, и мѣ сяцъ обыкновенно виденъ лежащимъ роги вверхъ, что весьма дѣ лаетъ его сходнымъ съ ладьею. Впрочемъ, я пользуюсь здѣ сь сосѣ дствомъ большой небесной Медвѣ дицы, старой своей знакомки; въ хвостѣ ея, попрежнему, сверкаетъ Полярная Звѣ зда, а порой лучи ея сыплются и на бумагу. Что-то дошли ли до васъ первые стихи мои? И что съ ними, если дошли?

Сестрицъ прошу перецѣ ловать одну за другою; не пишу особенно по нерасположенію духа, вслѣ дствіе политическихъ новостей. Воображаю печаль почтенной матушки и сестры Александра Сергѣ евича! (*) Въ ихъ домѣ, въ Москвѣ, я былъ какъ родной, теперь они потеряли единственнаго!!.. Пожелайте выздоровленія старшей тетушкѣ и веселья обѣ имъ. Кат. Мих. мое почтеніе, Ник. Серг. вдвое, всѣ мъ меня помнящимъ привѣ тъ. Мнѣ самому — ваше благословеніе.

Сынъ вашъ Александръ.

(*) Грибоѣ дова.

P. S. Всѣ сказанныя вами письма получилъ.

 

29.

Иркутскъ, 1829 года, 27го іюля.

Любезные братья Михаилъ и Николай!

Богъ великъ, и государь милостивъ. Оба услышали мои мольбы, я солдатъ и лѣ чу къ стѣ намъ Эрзерума.

Путь мой верхомъ по берегамъ Лены былъ труденъ и опасенъ, рѣ дкій день проходилъ безъ приключеній, но каждый часъ сближаетъ меня съ битвами за правое дѣ ло, и я благословляю судьбу.

Мужайтесь, уповая на Бога. Желайте мнѣ заслужить царское великодушіе. Обнимаю васъ послѣ дній разъ въ Сибири, будьте теперь здоровы и всегда счастливы. Душою братъ и другъ

вашъ Александръ.

P. S. При семъ посылаю 3½ аршина сукна сѣ раго. Однѣ рукавицы и однѣ перчатки съ береговъ Лены. Также куртку нанковую, подбитую летягами, и сто рублей на мелкіе расходы.

Я внѣ себя отъ радости что увижусь съ братьями. (1) Неужели и съ вами не увижусь я? (2) Дай Боже, по крайней мѣ рѣ, чтобы духъ мой съ кроваваго поля узрѣ лъ васъ счастливыми.

(1) Петромъ и Павломъ.

(2) Судьба не сулила Александру Бестужеву видѣ ться съ „друзьями души его“, какъ онъ называлъ своихъ братьевъ Николая и Михаила.

———

Александру Бестужеву крѣ пко стосковалось въ Якутскѣ. Жажда дѣ ятельности мучила его невыразимо. Занятія кабинетныя, при невозможности съ кѣ мъ бы то ни было подѣ литься результатами своихъ трудовъ, не могли, конечно, удовлетворить этого человѣ ка.... И вотъ онъ рѣ шается, хоть чрезъ тернистый, полный опасностей боевой путь Кавказской жизни, но добиться въ концѣ концовъ свободы, или, по крайней мѣ рѣ, возможности имѣ ть большій просторъ для дѣ ятельности.... Всеподданнѣ йшее прошеніе Бестужева о переводѣ его на Кавказъ, написанное горячо, было услышано. 29го іюня 1829 года онъ прибылъ въ Иркутскъ. 4го іюля того же года, вмѣ стѣ съ Толстымъ, однимъ изъ товарищей его несчастія, также переведеннымъ на Кавказъ, выѣ халъ онъ изъ столицы Восточной Сибири. Ровно черезъ мѣ сяцъ оба изгнанника прибыли на Кавказъ и немедленно приняли участіе въ экспедиціяхъ противъ Горцевъ.... Но мы еще, быть-можетъ, увидимся съ А. Бестужевымъ на Кавказѣ, въ другомъ его собраніи писемъ, также еще неизданныхъ и приготовляемыхъ нами къ печати.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.