Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Дион Форчун 20 страница



 

95. Символом Малкут является алтарь из сдвоенного куба и равноплечный крест, или пересечение Стихий.

 

96. Алтарь из сдвоенного куба символизирует герметическую максиму: «Как вверху, так и внизу» и учит, что видимое является отражением невидимого и точно ему соответствует. Этот кубический алтарь есть алтарь Мистерий, в противоположность тому алтарю в виде стола, который фигурирует в Церкви. Столообразный алтарь стоит в восточной части храма, а кубический — в центре.

 

97. Равноплечный крест, или пересечение Стихий, представляет эти четыре Стихии в сбалансированном равновесии, которое является совершенством Малкут. Он представлен на Древе посредством разделения Малкут на четыре четверти, окрашенные в цвета лимонный, оливковый, темно-красный и черный. Лимонный — со стороны Йесод, черный — со стороны Клипот, оливковый —со стороны Нецах, темно-красный — со стороны Ход. Они являются отражениями Трех Колонн и Сферы Клипот, приглушенными и смягченными земньм покровом.

98. Таким образом, все вещи суммируются в Малкут, хотя видны в зеркале смутно, посредством отражения, а не лицом к лицу.

 

99. Соответствующие Малкут четыре карты Таро дают любопытные результаты, когда становятся предметом размышления в свете того, что мы о ней знаем. Десятка Жезлов называется Господином Угнетения; Десятка Чаш — Господином Совершенного Успеха, Десятка Мечей — Господином Гибели и Десятка Пентаклей — Господином Богатства.

 

100. Как мы уже видели, именно в Малкут духовные силы приходят к своему осуществлению на плане формы, и только взяв завершенные формы и принося их в «жертву», мы сможем перевести их обратно в духовные потенции.

 

101. Упомянутые четыре карты Таро являются попеременно хорошими и плохими в своих обозначениях. Десятка Мечей считается наихудшей картой в колоде, тасуемой при гадании. С этим связана одна любопытная алхимическая теория, согласно которой знаки планет составлены из трех символов — солнечного диска, лунного серпа и разъедающего «Креста окисления», или Жертвы, и что эти символы, правильно истолкованные, дают ключ к алхимической природе планеты и ее практическому использованию в Великом Делании трансмутации. Например, Марс, в символе которого круг увенчан крестом, считается внешне разъедающим, но внутренне солнечным; Венера, у которой крест венчается кругом, считается внешне солнечной, но внутренне разъедающей или, по словам Писания, на устах — сладкой, в утробе — горькой.

 

102. Этот же принцип отражен в упомянутых четырех десятках Таро. Каждая карта представляет деятельность определенного типа духовных сил на плане плотной материи. Самая духовная из этих карт — десятка той масти, чей туз называется Корнем Сил Огня, — называется Господином Угнетения. Это учит нас, что высшая духовная сила способна быть внешне разъедающей, когда действуют на плане материи. Силы Огня в своем высочайшем могуществе в десятке Жезлов являются очищающим огнем. «Как золото испытывается в горне, так и сердце должно быть испытано в страдании».

 

103. С другой стороны, вся символика масти Чаш очень ясно показывает влияние Венеры. Именно в этой масти мы находим Господина Радости, Материального Счастья и Изобилия, — но также и Господина Призрачного Счастья, Утраченный Успех и Потерю в Удовольствии, которые ясно показывают, что эта масть, хотя и солнечная внешне, внутри является разъедающей.

 

104. Мечи находятся под влиянием Марса, чем объясняется еще одно соответствие: Господин Гибели — принесения в жертву всего материального.

 

105. Но в Пентаклях положение снова меняется: десятка Пентаклей —Господин Процветания.

 

106. Таким образом, мы видим, что те карты, которые являются, согласно своей, масти, первично духовными по природе, являются внешне разъединяющими на физическом плане, а те карты, которые, согласно своей масти, первично материальны по натуре, внешне являются солнечными, или благодетельными на материальном плане. Это дает очень полезный урок и очень важный ключ, применимый в тех системах гадания, которые предназначены для различения действующих в данном случае духовных влияний.

 

107. Все, что творится под солнцем, — игрушка житейских волн: гребень следует за впадиной и впадина следует за гребнем в ритмическом движении; следовательно, когда любое земное находится в своем зените или надире, мы знаем, что в ближайшем будущем следует ожидать противоположного. Это знание отражено во многих народных поговорках, таких как «самый темный час — перед рассветом». По словам Гарримана, известного американского миллионера, он сколотил свое состояние тем, что, в противоположность общепринятому, покупал на рынке, переживающем упадок, и продавал на рынке, переживающем подъем. И это — несомненное проявление дальновидности, потому что бум всегда переходит в депрессию, а депрессия — в бум. Это случалось так часто даже на памяти ныне живущих, что если бы спекулянты были способны хоть немного думать, то смогли бы извлечь уроки из истории. Бывают времена, когда следует быть тише воды, ниже травы, но бывают и времена, когда можно высказываться резко, вопреки всем внешним приличиям, если человек знает, что он на гребне приливной волны.

 

108. Эти четыре карты дают подлинный ключ к природе действия сил Малкут, и когда они выпадают при гадании, это значит, что следует быть готовым к самым крайним превратностям судьбы и заранее сообразовать с ними свои планы и усилия.

 

109. Таково подлинное назначение гадания — дать человеку возможность различить духовные силы, на которые он может опереться. Что пользы в гадании, если сам человек не обладает свойством духовного различения? И можно ли надеяться что найдешь это свойство у записного оккультиста, сулящего полмира за полкроны и весь мир — за десять шиллингов? Духовное не продается за столь низкую цену. У древних гадание было религиозным ритуалом, и таким же оно должно быть для нас, если мы не хотим навлечь на себя несчастье.

 

Глава 26 Клипот

 

1. В предыдущей главе упоминались Клипот —Сфирот зла, всего дурного и отталкивающего; сейчас пришло время детально изучить их —хотя они и есть те «формы, о которых опасно даже думать».

 

2. Можно спросить: зачем в таком случае изучать эти формы? Не лучше ли отвратиться от них умом, чтобы пре­дупредить в нем появление образов этих злых сил? В ответ на этот вопрос мы можем процитировать правило Абрамелина Мага, чья система магии — наиболее могущественная и полная из всех нам доступных. Согласно его системе, опе­ратор после продолжительного периода очищения и под­готовки вызывает не только ангельские, но и демонические силы.

 

3. Многие обожглись на системе Абрамелина, и это впол­не понятно: если проанализировать оставленные ими свидетельства, обнаружится, что они никогда не следовали системе в целом, а выдергивали из нее здесь церемонию, там — заклинание — только лишь следуя тому, что подскажет настроение. По этой причине система Абрамелина получила дурную славу как чрезвычайно опасная, тогда как при бук­вальном следовании его предписаниям она совершенно безопасна, поскольку имеет дело с реакциями заклинаемых сил в условиях, которые можно назвать лабораторными, и нейтрализует их.

 

4. Тот, кто пытается работать с позитивным аспектом Сфиры, должен помнить, что она имеет также и негативный аспект, и если мы не можем достичь необходимого рав­новесия сил, этот негативный аспект непременно возоб­ладает, и операция будет обречена на полный провал. В каж­дой магической операции есть момент, когда приходится иметь дело с негативным аспектом, и если этого не сделать, экспериментатор окажется в яме, вырытой собственными руками. Существует здравая магическая максима: остерегай­ся заклинать какую бы то ни было силу, если не готов иметь дело с ее отрицательным аспектом.

 

5. Осмелитесь ли вы призывать огненную энергию Марса (Гебура), если вы недостаточно очистили и дисцип­линировали свою самость, чтобы быть уверенным в своей способности предотвратить впадение сил Марса в крайности жестокости и разрушительности? Если вы проникли в человеческую природу, то должны знать, что у каждого имеются сопутствующие достоинствам недостатки, то есть че­ловек сильный и энергичный подвержен опасности стать жес­токим угнетателем; человек спокойный и великодушный под­вержен соблазну праздности и благодушия.

 

6. Именем Клипот удачно определяются искаженные Сфирот —Сфирот насилия и омерзения, —поскольку они не являются независимыми началами или факторами в кос­мической схеме, а только их неуравновешенными и деструк­тивными аспектами. Фактически, есть лишь одно Древо, а не два, и Клипа — это обратная сторона Сфиры. Тот, кто использует Древо как магическую систему, неминуемо стал­кивается с необходимостью знать также Сферы Клипот, пос­кольку в своей деятельности ему не обойтись без учета их влияния.

 

7. Если лишь на плане Ацилут ассоциирующееся с Сфирой Божественное Имя — Имя Власти — не имеет отрицательного аналога, то архангелу противостоит дьявол, хору ангелов — легион бесов, Сферам Сфирот — Адские Обители.

 

8. Ученик должен внимательно различать между тем, что оккультисты называют позитивным и негативным злом. Это очень важный пункт эзотерической философии, и неспособ­ность его усвоить чревата далеко идущими практическими ошибками, может поломать всю жизнь и деятельность пос­вященного или любого человеческого существа, стремящего­ся хоть немного развить свои способности самоуправления и свободного воления. Этот пункт, как правило, обходят молчанием, однако на практике он чрезвычайно важен, пос­кольку именно он определяет наши конкретные действия, наши замыслы и последствия их воплощения.

 

9. Если позитивное зло —это сила, направленная против течения эволюции, то зло негативное —это просто сопротив­ление еще не преодоленной инерции, момента, который еще не нейтрализован. Поясним это на примере. Естественный консерватизм зрелого ума рассматривается как зло реформа­тором; естественное иконоборчество юности рассматривается как зло администратором, установившим свою систему. И однако тому, кто поставил своей целью общественное благо­состояние, не обойтись без обоих этих противоположных факторов. В их равновесии достигается устойчивый прогресс, который не дезорганизует общество, но и не позволяет ему опуститься в инерцию и разложение. Оба этих фактора необ­ходимы для нормальной эволюции человечества, тогда как сам по себе каждый из них ведет к несчастью.

 

10. Ни тот, ни другой не следует расценивать как социальное зло, пока они взаимосвязаны. В этом смысле можно в терминологии эзотерической философии клас­сифицировать консерватизм как негативное зло, если стать на точку зрения реформатора, а иконоборчество — как негативное зло, если стать на точку зрения консерватора.

 

11. Другое дело — позитивное зло. Природа иконо­борчества может довести его до прямой анархии. Также и консерватизм может зайти слишком далеко, став классовой привилегией, когда интересы власти противопоставляются общему благу. Он может также принять форму настоящей политической коррупции, которая разрушает работоспособ­ность административной машины; или социальной корруп­ции, такой как узаконенная проституция или детский труд, которые подрывают здоровье политического тела.

 

12. Консервативный и радикальный импульсы притягивают к себе тех, кто к ним предрасположен и под их влиянием достаточно вскоре организуются в политические партии. Эти партии не являются злом, разве что в глазах политических противников: по закону равновесия, основная часть нации поочередно симпатизирует той или иной в зависимости от ее неудач. Сходным образом коррумпирован­ные и уголовные элементы то и дело ударяются в благотворительность. Если консервативные и радикальные партии можно уподобить соответственно Хесед и Гебура, то взяточ­ники и нувориши относятся к Клипе, отражающей Сфиру Гебура, — Силам Соперничества и Противления, — а уголов­ники — к Клипе, отражающей Сфиру Хесед, — Силам Раз­рушения.

 

13. Негативное зло — закономерное следствие осуществ­ления на практике принципа Гармонии. Равновесие есть ре­зультат взаимодействия противоборствующих сил; следова­тельно, они связаны взаимным притяжением. Классифициро­вать одну из пары противоборствующих сил как хорошую, а другую как злую —значит впасть в дуализм, т. е. элементар­ную ересь манихейства.

 

14. Ересь дуализма очевидна для каждого разумного че­ловека, какого бы он ни был вероисповедания. Только те, религиозные убеждения которые немногим отличаются от идолопоклонства, верят в борьбу между светом и тьмой, духом и материей, — борьбу, которая заканчивается триум­фом бога и полным уничтожением враждебных сил. Протес­танты словно забыли, что «Люцифер» значит «Денница»— Родитель Света, что Сатана — имя падшего ангела, и что помощь Господа человечеству простерлась вплоть до Сошес­твия в ад. Невозможно победить зло одним лишь отсечением и разрушением его; зло следует понять и гармонизировать.

 

15. Во всех наших расчетах и концепциях необходимо тщательно учитывать влияние той или иной Сфиры и ее соответствующей Клипы. Два Древа, Божественное и Ин­фернальное, Сфирот и Клипот, обычно представляются так, как если бы Древо Преисподней было отражением Небесного в зеркале его основы, растущим вниз в той пропорции, в какой другое растет вверх. Более точный образ —два глифа, начертанных на каждой стороне сферы, так что маятник, ка­чающийся между Гебура и Гедула (Марсом и Юпитером), из одной крайней точки начинает круговое возвратное движение к противоположной, т. е. приближается к сфере влияния со­ответствующего аверса данной Сфиры — ее низшего, иска­жающего аналога. Если он раскачался слишком далеко в направлении Гебура (Строгости), он войдет в Сферу Под­жигающих и Разрушающих Сил, в Сферу Ненависти. Если он раскачивается слишком далеко в направлении к Милости, он попадет в Сферу Попустительницы Разрушения, а это имя весьма многозначительно.

 

16. Мистики утверждают, что их цель — это действие в сфере чистого духа без всякой примеси земного, и поэтому они взывают только к Имени Господа. Но оккультист отвеча­ет: «Пока вы в земном теле, вы дети земли, и дух для вас не может быть без примеси. Когда вы взываете к любви Бога, вы не можете получить ее без Искупителя». Сферой Иску­пителя является Тиферет, и ее архангел — Рафаель, цели­тель, ибо разве познали бы мы влияние Искупителя без его целительного влияния на тело и душу? Однако реверсом Искупителя, который гармонизирует, являются Зурмиель, или Спорщики, — «великие черные гиганты, всегда восс­тающие против любого другого». Разве не их влияние мы видим в грубой доктрине христианства и идее вечного нака­зания под господством Дьявола, контрастирующего с вечным воздаянием под господством мелочного и мстительного Иеговы? Если это не Дуальные Противоборствующие Силы, то что же это? Современная религиозная мысль допускает боль­шую ошибку, не отдавая себе отчета в том, насколько она может быть невыносимой.

 

17. Единственное время совершенного равновесия силы — это Пралайя, Ночь Богов. Сила в равновесии статична, потенциальна и никогда не динамична, потому что она пола­гает две оппозиционные силы, которые совершенно нейт­рализуют одна другую и таким образом становятся инерт­ными, бездеятельными. Изменение, опрокидывающее рав­новесие и высвобождающее дремлющие силы, может иметь место в виде роста эволюции, организации. При совершенном равновесии, в состоянии покоя никакой прогресс невоз­можен. Конец Космической Ночи означает нарушение рав­новесия, истечение силы и начало эволюции.

 

18. Равновесие универсума можно уподобить скорее ко­лебаниям маятника, чем сжатию скрепы. Оно не держится за счет неподвижности, и в этом вся разница между этими двумя концепциями. В равновесии всегда присутствует скры­тая вибрация, притяжение-отталкивание между противопо­ложными силами, которое и обеспечивает само равновесие. Это стабильность не инерции, а напряжения.

 

19. Это представлено на Древе Двумя Колоннами — Милосердия и Строгости, которые взаимно притягиваются. Гебура (Строгость) притягивается Гедула (Милостью), Бина (Форма) притягивается Хокма (Силой). Когда это взаимное притяжение прекращается, вселенной грозит коллапс, —точ­но так же как человеку, тянущему канат, грозит падение, если канат порвется. Мы должны уяснить, что это напря­жение не есть зло, это необходимое взаимное равновесие любой используемой нами силы.

 

20. Как мы отмечали в предыдущей главе, источник воз­никновения каждой Клипы — эманация разбалансированной силы в ходе эволюции соответствующей Сфиры. Был период, когда силы Кетер перетекали в форму Хокма, и Вто­рой Путь находился в процессе еще не завершенного станов­ления. Следовательно, Кетер была в неуравновешенном сос­тоянии, — до завершения компенсации этого перетекания. Это иллюстрируется переходным состоянием подростка, ко­торый уже не ребенок, нуждающийся в надзоре и опеке, но еще и не взрослый, который способен сам себя контролиро­вать.

 

21. Это был неизбежный период несбалансированной силы, —своеобразная патология перехода, которая и дала в свою очередь начало каждой Клипе. Именно поэтому очевид­но, что решение проблемы зла и его удаления из мира не сводится к одному лишь его подавлению, отсечению и разру­шению; необходима прежде всего его компенсация и обратное поглощение той Сферой, откуда это зло пришло. Несбалан­сированная сила Кетер, давшая начало Дуальным Противоборствующим Силам, должна быть нейтрализована соответствующим ростом силы и активизацией Хокма, Мудрости.

 

22. Несбалансированная сила каждой Сфиры, которая неудержимо растет во время сопровождающих эволюцию периодических нарушений равновесия, формирует своеоб­разные ядра. Вокруг них организуются все мыслеформы зла, поднимающиеся из сознания мыслящих существ или появляющиеся вследствие операции со слепыми силами, ко­торым случилось потерять равновесие, поскольку любой вид дисгармонии ищет свое собственное место. Следовательно, то, что было вначале просто избытком силы, чистой и благой по своей природе, может, при отсутствии компенсации, стать в течение эпох высокоорганизованным и развитым центром позитивного и динамического зла.

 

23. Для пояснения обратимся вновь к примеру. Избыток необходимой энергии Марса (Гебура), энергии, которая противостоит инерции и вычищает все ослабевшее и изношен­ное, должен появиться в период, предшествующий эманации Тиферет, Искупителя. Однако сразу после того, как Он эманировал. Искупитель компенсирует строгость Гебура, по словам Господа: «Новый закон принес я вам. Вы не должны больше говорить: око за око и зуб за зуб». Эта некомпен­сированная строгость Гебура дала нам ревнивого ветхозавет­ного Бога и все те религиозные преследования, которые осуществлялись во Имя Его. Она формирует Клипу Гебура, и к этой Клипе притягивается каждая натура, склонная к жестокости и угнетению. В ее Сферу идут все излишки силы, которые эманируются и не поглощаются противоположной силой во вселенной: вся неутоленная месть, вся неудовлет­воренная жестокость. Эти силы, найдя открытый канал для выражения, поднимаются через него. Следовательно, чело­век, дающий выход жестокости, вскоре обнаружит, что он не просто выражает импульсы своей неразвитой натуры, но что его побуждает великая сила. Она подобна потоку разлив­шейся реки и ведет его от одного насилия к другому, пока он полностью не утратит самоконтроль и не скатится в самораз­рушение, потакая себе в безудержном выражении стихийных импульсов.

 

24. Если мы делаем себя каналом силы в чистом виде, — любой силы, которая является цельной и свободной от прив­ходящих мотивов и соображений, —мы обнаруживаем в себе реку в разливе -— поток изливающихся через нас соответст­вующих сил Сфирот или Клипот. Они и есть та нечеловечес­кая сила, которой бывают одержимы фанатики.

 

Глава 27 Заключение

 

1. В завершение моего исследования той части Священ­ной Каббалы, которая касается Десяти Сфирот на Древе Жизни, не найти, кажется, слов более уместных, чем общеиз­вестное «сделано мало, не сделано много... »

 

2. Я надеюсь, что за этой книгой последуют другие. Двадцать Два Пути формируют систему мистической пси­хологии, а именно родства между душой человека и вселен­ной. Как десять Сфирот, на которых основана наука о Макрокосме, являются ключом к Посвящению, так же Двад­цать Два Пути, на которых основана наука о родстве между Макрокосмом и Микрокосмом, являются ключом к гаданию. В свою очередь, гадание, если его понимать в его собственном смысле, — это духовная диагностика, которая не имеет ничего общего с ворожбой.

 

3. Сферы божеств на Древе заслуживают внимательного изучения, помимо прочего, ввиду важности их непосредст­венного практического приложения —они дают ключ к риту­алам как к эффективнейшему средству взаимодействия с конкретными силами, персонифицированными под именами этих божеств.

 

4. Все это, однако, требует скрупулезного знания и лишь постепенно с поднеся в единое целое. Одинокому перу такая задача не под силу, и я буду рада отзывам тех, кто инте­ресуется этой темой не просто как исследованием древностей, но как живыми силами, обиталище которых —дела и сердца людей.

 

5. Все, что осталось нам от Мистерий на Западе, переш­ло в руки Церкви, масонов и постановщиков оперетты, при­чем с четким распределением ролей: Церковь пробуждает лю­бовь к Богу; масоны —к человеку; оперетта —к женщинам.

 

6. Если рассматривать Мистерии и соответствующий це­ремониал как призыв Божественного Духа, это чистое суе­верие; в моем же понимании Мистерии суть ничто иное, как пробуждение духа человека —а это уже чистая психология. Мистерии —искусство, утерянное на Западе и ждущее свое­го возрождения.

 

7. На страницах этой книги я дала философскую основу этого искусства. Его осуществление на практике зависит не только от технических знаний, но и от длительной и усердной работы над собой, направленной на развитие определенных сил сознания — во-первых, силы сосредоточения, а во-вто­рых —силы воображения, отсутствием которой и объясняет­ся столь глубокое невежество Запада в этом вопросе. Именно силе воображения — или, в его терминологии, «спонтанной эмоции» — Куэ тщетно искал замену в «продленном внимании».

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.