Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Статья М.М. Соцкова



 

Темой афганской войны Александр Ляховский начал заниматься практически сразу же после убытия из Афганистана. В 1990 году вышла его документальная повесть «На афганской выжженной земле», в 1991 году совместно с В. М. Забродиным он написал книгу «Тайны афганской войны». В 1995 году вышел уже фундаментальный труд «Трагедия и доблесть Афгана», а в 1999 году — «Пламя Афгана». Сейчас он вновь капитально переработал книгу «Трагедия и доблесть Афгана», внеся в нее множество исправлений и добавлений.

 

Я прочитал все книги А. Ляховского и считаю, что в словах и «трагедия», и «доблесть» заложены емкие и глубокие понятия, которые точно отражают то, о чем написал автор в своей книге об афганской войне. По В. Далю: «Трагедия — высокая, трогательная и печальная драма… вообще жалкое, печальное, ужасное и потрясающее. Доблесть — высшее духовное мужество, стойкость, благородство; высокое свойство души, высшая добродетель, великодушие саможертвы».

 

Автор удивительно точно показал драму двух народов и цинизм советских и афганских политиков, подготовивших и поставивших эту драму на подмостках афганской истории. На фоне этой великой трагедии Ляховский показал и великое благородство, и высшее душевное мужество простых советских воинов, готовых к самопожертвованию ради интересов своей Родины.

 

Рассказать, написать об Афганистане — стране гор и пустынь, стране жестких политических и социальных противоречий, стране гордого и свободолюбивого народа — очень не просто. Рассказать и написать об афганской войне — еще труднее и ответственнее. Не всякому это по плечу. Думаю, что Александру Ляховскому это удалось. «Трагедия и доблесть Афгана» — это книга публициста, военного историка, непосредственного участника этой трагедии и доблести. Вся суть этой книги — это информация к размышлению.

 

И действительно, сначала книга кратко, но очень емко доводит до читателя информацию об истории Афганистана, истории социальных переворотов, а затем описывает, как к власти пришла новая сила — авантюристическая и с большими политическими амбициями. Вся эта информация основана на документах, воспоминаниях многочисленных участников предвоенных событий. На первый взгляд, книга перегружена документами, но потом понимаешь, что без них информация будет неполной. Эта информация лежит как бы на поверхности, но главная ее суть, как подводная часть айсберга, лежит в глубине. Это размышления о том, как и, главное, почему произошли те или иные события. Размышления главенствуют, на мой взгляд, над всем, что затрагивает автор в своей книге.

 

Да только ли автор? Скорее каждый из нас, кто возьмет в руки эту книгу. Размышления — это особая, я бы сказал, категория (форма) отношения и оценки произошедшего события или факта. В. Даль так определяет: «Размышлять — раздумывать, соображать или думать над чем, углубляться во что умом, мыслию». Вспомним нашего прославленного Маршала Г. К. Жукова — ведь свою книгу он составил из двух равных частей «Воспоминания и размышления». Великие события и личную жизнь он вспоминает, о них и размышляет. Да и все прочитавшие книгу великого маршала до бесконечности долго размышляют о той огромной войне и несокрушимом духе солдата и народа.

 

В целом книга А. Ляховского «Трагедия и доблесть Афгана» — это большая, основанная на исторических документах и фактах информация с размышлениями и оценками автора. И пусть эти размышления и оценки иногда грешат субъективизмом, главное в них — то размышления и оценки участника большинства событий, описанных в книге. И именно размышления и оценки автора о тех или иных событиях — главное достоинство книги.

 

Видимо, нет смысла детально останавливаться и разбирать каждую главу, каждое событие. В этом нет необходимости. Необходимость в одном — взять и внимательно прочитать этот большой и интересный труд. Мои строки — это не рецензия, а размышления над прочитанным, ставшим уже историей.

 

Наиболее ёмко и аргументировано написана глава, в которой автор раскрывает весь сложнейший политический механизм принятия решения на ввод советских войск в Афганистан, а главное — принятие решения на беспрецедентную в отношении дружественной страны акцию — убийство главы этого государства. Автор детально изучил, сопоставил и проанализировал более полусотни документов, касающихся принятия решения нашим политическим руководством. Заслуживает уважения позиция автора в отношении роли КГБ СССР в этом вопросе.

 

Особую ценность представляют рассказы очевидцев и участников первых трагических часов, когда спецназовцы, выполняя политическую волю наших руководителей, штурмовали дворец Тадж-Бек и уничтожили Амина и его детей, когда вольно или невольно они открывали новую трагическую страничку истории Афганистана — открывали афганскую войну. Сам автор об этом пишет, как бы размышляя: «Все участники штурма дворца, выполняя приказ, рисковали жизнью (некоторые из них погибли, были ранены). Другое дело — ради чего? Но этот вопрос надо задавать не им, а кому-то другому. Солдаты войн никогда сами не начинают, но расплачиваются своими жизнями именно они».

 

Генерал Ляховский, как профессиональный военный, очень скупо, но четко описал все наиболее значительные операции, проведенные 40-й армией. Масштабы многих из них впечатляют. Они проводились в тяжелейших условиях высокогорной местности на большую глубину. Уничтожалось много моджахедов, громились подготовленные укрепрайоны и базы мятежников. Войска несли потери. А результат? И автор вновь размышляет — почему после таких операций активность действий моджахедов не снижалась, а подчас еще больше усиливалась. Освобожденные районы, после того как уходили войска, вновь попадали под контроль моджахедов. «Почему, в чем причина? » — спрашивает автор. И, размышляя, сам же находит ответ: «“Народная” власть держалась на штыках и жизнях наших солдат, а сознание того, что они воюют с народом, тяжелым бременем ложилось на плечи советских военнослужащих».

 

Размышляя об афганской войне, автор затрагивает важнейший вопрос, который касается любой войны, — он размышляет о долге и предательстве. Говоря о предательстве, автор пишет: «И как бы ни оправдывали их кабинетные “адвокаты”, они таковыми и останутся. Ведь во веки веков и во все времена трус, предатель всегда презираем… Солдата, честно выполнившего долг, никогда нельзя уравнивать с предателем». Далее автор задает вопрос: «Кто после этого будет защищать Отечество? » Размышляя о судьбе России, он задает и второй убийственный для политиков вопрос: «Ради чего положили столько людей на плаху? Кому все это было нужно? » Сам же он и отвечает на эти вопросы: «Вся эта орава советских чиновников, которая их в Афганистан направила, предала память не только погибших, но и живых».

 

К трагедии афганского народа, тысяч советских семей, потерявших своих сыновей, мужей, отцов, прибавилась, как очень тонко подмечает автор, трагедия непонимания, которая выпала на долю солдат и офицеров, воевавших в Афгане. Война в Афганистане не стала общей бедой для всего народа — она опалила только тех, кто в ней участвовал, да семьи погибших и покалеченных солдат и офицеров. Несмотря на это, автор высказывает свое кредо: «Мы там воевали за свое Отечество».

 

Жаль, конечно, что в книге не нашлось места для достойного повествования о деятельности советских военных советников. В их судьбе тоже великая и трагедия, и доблесть Афгана. Но всего, как говорится, объять невозможно. Но даже те небольшие эпизоды о военных советниках высвечивают их трагедию и доблесть в афганской войне.

 

В книге много имен, цифр, названий населенных пунктов, особенно много фамилий политических, дипломатических, военных как наших, так и афганских личностей. С большинством из них автор встречался лично или наблюдал со стороны — его оценки просты, иногда жестки, иногда эмоционально субъективны. Портреты некоторых автор как бы предлагает дописать самому читателю. А это и есть размышления о сути личности.

 

Особую ценность книге придают рассказы непосредственных участников боев — разные по масштабам и эмоциональности, но такие цельные, с переживаниями и сознанием неизбежности потерь боевых друзей, отношением к горю и крови, вообще к войне. Они, эти рассказы, как гроздья рябины на афганском снегу.

 

И, наконец, более 150 документов, информаций, выдержек из высказываний и рассказов участников войны приведены в книге. Можно только представить, сколько еще документов было найдено и изучено, но которые не вошли в книгу. Это труд настоящего исследователя. Но самое главное и важное то, что приведенные документы, рассказы, высказывания — все они, как правило, предрасполагают к размышлению. Да и автор, приведя тот или иной документ, сам размышляет о важности и последствиях этого документа, а также приглашает к этому читателя. И как бы в подтверждение моих слов автор называет эти документы «информацией к размышлению».

 

Поразмышляй же вместе с Александром Ляховским и ты, читатель! И тогда, наверное, и без Владимира Даля поймешь, в чем заключается Трагедия и Доблесть Афгана.

 

М. М. Соцков

генерал-полковник, главный военный советник в РА в 1988–1989 гг.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.