Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





В Португалии хорошая погода…. P.S. О художнике



 

До отъезда в Португалию мир художников-граффити и стрит-арта был закрыт для меня почти совершенно... нет, конечно, я знал про Бэнкси, например, смотрел даже как-то документальный фильм " Выход через сувенирную лавку".


Мне придётся, для не смотревших, снова выдать справку из википедии:

«Выход через сувенирную лавку» (англ. Exit Through the Gift Shop) — фильм Бэнкси про «уличных» художников, в том числе и про самого Бэнкси. Фильм был номинирован Американской киноакадемией на премию «Оскар» 2011 года в категории «Лучший документальный полнометражный фильм». Ведутся споры относительно того, является ли фильм документальным или псевдодокументальным.


Фильм начинается с рассказа Тьерри Гетта́, француза, поселившегося в Лос-Анджелесе, который был очарован искусством граффити и потратил многие годы, снимая на видеокамеру это искусство. Конфликт в фильме происходит, когда Бэнкси становится кинорежиссёром, а Гетта художником граффити с псевдонимом Мистер Мозгоправ (Mr. Brainwash). Одной из главных тем в отзывах стал вопрос: является ли фильм тщательно продуманной уловкой Бэнкси, или Гетта — настоящий художник, который стал в итоге мистером Мозгоправом? Рецензент кино из «Нью-Йорк Таймс» Джиннетт Кэтсуис назвал фильм новым видом поджанра — «prankumentary» (от prank «шутка» + documentary «документальный»).


Но по крайней мере, этот фильм впервые показал мне, что граффити-сообщество - целый мир, но и не думал я, что когда-то с ним столкнусь. Лет 20 назад, когда я уже закончил свою школу - Академический колледж при КГУ, но всё ещё там появлялся, там появились ребята, старшие школьники, которые решили соединиться в группу уличных граффитчиков, ночью они выходили рисовать и писать на стенах, приглашали меня как-нибудь чисто по-журналистски сходить с ними на ночную вылазку, а я не пошёл. Я вообще, трудно соглашаюсь на ночные вылазки, увы, а потом жалею.

Как-то наоборот, делал материал про что-то вроде молодёжной организации добровольной помощи милиции (1997 год шёл), они вместе с милицией выходили на ночные патрули, тоже меня звали, и тоже я не поехал. Материал даже не вышел тогда. Это всё годы моей журналистской молодости, сейчас-то уж я посмелее чуть, но всё равно для такой оперативной журналистской работы, связанной с риском, мало пригоден, к сожалению, нервничаю больше нужного.


Потом в Казань пришли граффити и стрит-арт фестивали, и мы увидели, какие прекрасные, масштабные это могут быть работы, как они украшают, например, спальные районы города, когда под " полотна" стрит-артистов отдаются однотонные стены унылых советских многоэтажек... И я, конечно, любовался ими, как любуются обычный зевака.


И до сих пор я, и сейчас, страшнейший дилетант в этом, не знаю, ни терминов, ни разновидностей стрит-арта или видов граффити, но просто так получилось, что в нашей компании путешественников по Португалии оказался Дамир Bozik, стрит-арт-художник, и я просто наблюдал за ним. Его " Португалия" была настолько отлична от моей, что я только руками всплёскивал... но увы, увы, я снова остался лежебокой, он предлагал мне гулять по ночному Лиссабону, и стоять " на стрёме" пока он рисует, и просто быть с ним, а я устал после всех дневных передвижений, и ночами мне хотелось спать, и не ходил с ним. Вот сейчас - как водится, жалею! Столько всего упущено!

Но масштаб дарования Bozikа, насколько он на самом деле большой мастер, я понял отнюдь не сразу, а только ближе уже к концу поездки. Когда узнал, что он участник многих крупных фестивалей, что его работы находятся в самых разных точках мира, от Парижа, до Ямало-Ненецкого автономного округа или Астаны. Причём - вот именно такие, огромные, во всю стену панельного дома... балончиками с красками прыская точки создаёт он огромные жанровые картины, ненецкие чумы с оленями, тигров, парусные корабли, фантастические лица... интересно, что работает он и с казанскими и национальными татарскими сюжетами. Делал гигантские картины по мотивам тукаевской сказки; делал проекты на мотив истории казанской Адмиралтейской слободы.

Полтора месяца он жил в Париже, по приглашению сообщества парижских художников граффити, он перезнакомился там с легендарными мастерами, в том числе теми, кто начинал ещё в Нью-Йорке с конца 1960-х... жил какое-то время на Филиппинах и в Индии, " учился кататься на серфе на маленьких волнишках", умильно рассказывал, как на Филиппинах в деревне у всех есть дома установка караоке, и дети ещё в школу собираются, а какой-нибудь дед-сосед, с утра уже беззубо поёт песню в золотой микрофон, и к этому там все привыкли.


Авторитетное в мире российского граффити издание " Urban Roots" включило Дамира Бозика в список " 30 российских уличных художников, которых нельзя пропустить".

Сначала же я не знал всего этого, я просто видел парня с блокнотиками, с которым прежде в Казани пересекался, но не запомнил его (" Да мы с тобой знакомились три раза" ), а когда мы гуляли по городу, он в разных малоприметных местах, на углах стен или на мусорных баках клеил свои небольшие наклейки или оставлял подпись... То есть, первое мое впечатление - я же не знал, что есть те большие работы - ну, балуется юноша, что-то такое детско, подростковое, весёлые карябушки.

Удивило меня, когда после одной такой урны он прибежал и сказал: что встретил там четырех знакомых художников, ну, то есть, не их самих, а их подписи: двух французов, одного испанца и одного москвича! Ба! То, что для нас простая надпись, а для некоторых ещё и - порча народного имущества - для них: своеобразная " голубиная почта". Они могут их читать, знают, кто оставлял эти надписи! И удивительно, что эти подписи или наклейки на урнах вполне могут оставлять те же самые люди, которые делают масштабные полотна на домах в городах!

Сам город, в этом смысле, становится для уличных художников совершенно особенным пространством, гигантским живым чатом, говорящим, сообщающимся. Если далёкая от стрит-арта публика считает, что они - вандалы и портят город, то сами граффитчики убеждены, что делают его живым. Характерный момент, когда мы оказались на скалах у океана, и я предложил Бозику что-то здесь написать, то он ответил, что никогда не рисует на камнях или горах, потому что камни - живые! Он рисует только на рукотворных объектах, созданных человеком.

Я возил в эту поездку книгу Тонино Гуэрры, итальянского поэта, художника и киносценариста, прожившего 90 с лишним лет, и тут только я сообразил, да ведь он тоже стрит-артер или стрит-артист, кому как нравится! Ведь в своём родном Пеннабили он оставил столько следов: плиток с авторскими рисунками и подписями, целую стену создал из керамических фигурок мадонн - " приют покинутых богородиц", сад разбил, вдоль одной самой узкой улицы повесил металлические пруты, обвив их ветками с цветами (" арки влюблённых меридианов" ). И тут я подумал, сколько же гуэрровского в этом парне, похожем на индейца, с длинными волосами и хвостиком, лет 27-32, с баллончиком в руках рисующим пульсирующими точками солнце на бетонной стене.

Он выходил гулять ночью. Встречал совсем других людей, чем мы. В Лиссабоне у него обнаружился поклонник его творчества, с которым они никогда не виделись лично, но который видел работы Бозика в интернете, и даже несколько лет назад писал ему, приглашая в Лиссабон. Нину - 42 года, и он, точно также, как герой фильма " Выход через сувенирную лавку" Тьери Гетта - влюблён в граффити, и фотографирует все работы, которые ему встречаются в Лиссабоне. У Нину есть уже дочка, 15 лет, она - серьёзная девочка и считает, что папаша впал в детство. А Нину мечтал увидеть однажды настоящего художника-граффитчика за работой. И Бозик наш стал для него первым таким художником.

На третий день к нам временно присоединился другой известный российский художник-граффити, я не запомнил его псевдонима, и поэтому могу его звать только по имени - Толик. Вместе Бозик и Толик пошли рисовать на слот. Точку. Есть в некоторых крупных городах такие точки, стены, где каждый может оставить свой рисунок, долго он там не провисит, потом придёт следующий, и имеет право что-то нарисовать на этом месте. Накануне ребята долго обсуждали, разглядывая фотки, предварительно сделанные Бозиком: чью работу они закрасят, а чью оставят, конечно, работы наиболее художественные - жалко закрашивать. Но тут: все знают, что а) они имеют право на художественное высказывание, и второе правило: уступи другому. Всё очень демократично.

Конечно, на иные объекты им приходилось выходить полулегально, опасаясь охранников и полиции, в известном смысле, для многих обывателей это всё равно останется актом вандализма, но в большинстве стран - если это не просто подпись и буквы, а художественное произведение, радостная весёлая картина - это встречается жителями очень хорошо и власти на это смотрят снисходительно, в России за последнее время всё больше закрашивают работ стрит-артистов, и в Казани закрашивают, Бозик говорит, очень много чего закрасили. Он о Казани думает, вообще. Он даже хотел здесь свой граффити-журнал издавать, а я хотел бы о нём самом в журнал " Казань" написать, сам Бозик не против, осталось у журнала спросить. Единственное условие Дамира - не показывать его лицо, а рассказывать о нём и показывать его работы - можно.


Я - поэт - хотел бы оставлять свои следы в каждом городе, где я побывал, но для этого мне нужно устраивать поэтические концерты, заграницей мне удалось это только в Париже, Праге, ну и в разных городах Сербии (последнее - благодаря актрисе Зорице Йованович), в Казани - около 130-150 мест, где я хотя бы однажды читал стихи. Я думал об этом, и даже составлял в уме " тщеславные" экскурсии по моим поэтическим местам. Сейчас только я понял, что во мне это говорит психология стрит-артиста, и Дамир именно - в каждом городке, где побывал, оставляет свой след, художникам это легче. И это, конечно, и в его случае, и в моём, и в случае Тонино Гуэрры ощущается как такой наш способ вдохнуть жизнь, своё дыхание, свою душу в городские пространства.

В Лиссабоне ещё Боззик разрисовал один из вагончиков фуникулёра (на них там тоже многие пишут), а в Порту они вместе с Толиком - какую-то стену под мостом, мимо проезжал на грузовике какой-то венгр... притормозил, сфотографировал... " А я прям еду и чувствую в воздухе... красят, КРАСЯТ!! Не мог проехать мимо! " Стрит-арт - это, конечно, великолепный способ коммуникации, знакомства, дружбы, лёгкого общения. Бозик мой открыл мне целый этот мир, прежде недоступный, огромный, как океан...

Он не рисовал на скале у океана в городке Назаре, он поднялся наверх, там бетонные заградительные плиты... мы уже сидели в машине, я ёрзал уже немножечко: впереди была дорога в аэропорт, долгий путь домой. Все мы были уже на месте, кроме Бозика, и эти секунды длились и длились... уже и примелькавшийся португальский безобидный забулдыга-алкоголик, широко растопырив руки и помахав кому-то, отходил от кофейного киоска, перед которым на стоянке ждал отправления наш мини-вэн, а Бозика всё не было...


Художник рисовал солнце.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.