Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





В Португалии хорошая погода… 2 страница



* * *

Сегодняшний день в Лиссабоне должен был быть днём музеев, а оказался днём людей. Для музеев - понедельник не самый удачный день, некоторые оказались закрыты, а в иные просто не было у меня времени, чтобы зайти... и в общем, да, смирись Айрат! С музеями в Португалии у тебя получилось пока не слишком, зато здорово с прогулками! ..

На лужайке перед самой башней Белема, одной из известных достопримечательностей Лиссабона паслись кролики (*википедия: Башня Торре-де-Белен (порт. Torre de Belé m — «башня Вифлеема») — укреплённое сооружение (форт) на острове в реке Тежу в одноимённом районе Лиссабона. Построена в 1515—1521 годах Франсишку де Аррудой в честь открытия Васко да Гама морского пути в Индию и служила поочерёдно небольшой оборонительной крепостью, пороховым складом, тюрьмой и таможней).

Я-то просто сфоткал кроликов и пошёл дальше глупым туристом фоткать башню, обернулся, а мои Аня и Рагдель разговаривают с кем-то, я сразу понял: хозяин кроликов! А раз разговаривают - значит, русский! И точно!

Так я познакомился с Лёшей! Лёша жил в Сочи, там у него был свой хостел, останавливались разные ребята, и однажды у него ночевал какой-то парень, у которого в коробке был кролик... и вот, в общем, родилась тогда у Лёши и его друзей идея нового проекта: авторские туристические туры вместе с кроликами. Они стали разводить кроликов, целая ферма была - штук 80! Кролики все хорошие, породистые (породы, как и темпераменты животных, разные), потом - они учились брать их в путешествия, ездить с ними...

Но сейчас Лёша как-то отделился от основной компании, и живёт один, сейчас с ним всего три кролика, имена всем троим придумывали пользователи инстаграма (https: //www. instagram. com/rabbit. travel/), последние несколько лет он живёт в Лиссабоне. Говорит, здесь спокойно, даже слишком, хочется уже какой-то движухи.

- А люди здесь такие, что, например, встретятся на дороге, на соседних полосах, два знакомых водителя, остановятся, и будут разговаривать, и сзади машины их будут спокойно ждать, никто не будет сигналить... здесь никто никуда не спешит. Многим, приезжающим сюда делать бизнес, моим знакомым русским долго приходилось привыкать к этому - что здесь никто никуда не торопится... мы, например, устраиваем здесь турниры по игре " мафия" для русскоязычных, и назначаем встречу к шести, а опытные, те, кто здесь уже давно - знают, что торопиться не надо, и приходят к семи или даже к восьми...

Основная проблема здесь зимой - дома без отопления, и хотя днём на улице тепло, примерно - плюс пятнадцать, то и дома эти самые плюс пятнадцать. Лёша говорит, что любит приезжать к маме в Кишинёв зимой, потому что - " представляете как здорово: ты можешь в одних трусах дойти от кровати до туалета! Я здесь так отвык от этого, в Лиссабоне и тапочки продают все на меху, и одежда домашняя - вся тёплая, шерстяная; ещё и океан - холодный... "

Вокруг лёшиных кроликов постепенно собирается толпа из случайных, не сумевших пройти мимо прохожих, он рассказывает про каждого из своих подопечных, про их породы, одна порода называется " бабочка", другая - какая-то датская, я забыл, глаза ещё - разные у всех кроликов, Лёша ещё научился незаметно двигать их лапами, так что создаётся иллюзия, что это сам кролик машет тебе. " Сено - это жизнь... сено. Еда. Вода" - Лёша чеканит это как девиз, как готовую формулу смысла жизни, которую сразу хочется записать и заучить!

Но " у вещей нет никакого значения, у них есть лишь их существование", то есть экзистенция. Так писал Фернандо Пессоа, великий португальский поэт начала ХХ века. Я купил книжку из серии " Лиссабонские поэты" - билингва: на португальском и английском языке. Сборник в 200 страниц. Подборку каждого поэта предваряет его шаржированный портрет и краткая биография. Хорошо изданный сборник, всего уже вышло таких около 10 книжек. Стоит дорого, зараза, 16 евро каждая, но одну книжку я всё же купил, в подарок. Но пока она у меня, и вот - я прочитал и перевёл с английского эту фразу: " у вещей нет никакого значения" из стиха Фернандо Пессоа, и по своему авторскому произволу поставил сразу за Лёшиной формулой: " Сено - это жизнь", и фраза Лёшина - что хотите делайте! - звучит для меня убедительней, более жизнеутверждающей, чем декадентское стихотворение Фернандо!

И там же, в том же самом книжном, где я купил книжку поэтов за 16 евро, я повстречал ещё одного, совершенно волшебного человека, в буквальном смысле спорящего с Фернандо Пессоа. Его зовут Пьетро Просерпио, он художник - волшебный механик и изобретатель, и он в буквальном смысле придаёт новое значение вещам, и даже их останкам - например, механизму от старого китайского зонтика, или бывшей розетке, прорезиненным пружинам, и прочему хламу...

Седой, но бодрый, маленький 80-летний старик-мечтатель, которому хозяева книжного выделили пространство под потолком в своём магазине, где этот волшебник Просерпио (столь, кажется, не случайно рифмующийся с шекспировским волшебником Просперо из пьесы " Буря" ) творит свой маленький почти что анимационный мирок - движущиеся насекомые, муха Франческа, комар-москит Лука... оживающая шкатулка с Дон-кихотом, едущим сражаться с мельницей... всё двигается, включается по щелчку, всё сопровождается мелодиями - рок-н-ролл 1950-х или Фрэнк Синатра...

Пьетро - совершенный живой дух, " гений места" для Лиссабона и этого книжного, многие гости-туристы записали на видео его экскурсию. Мне он, конечно, напоминает Тонино Гуэрру (а Пьетро ведь тоже итальянец! ), который, напомним, не только был поэтом и сценаристом, но и архитектором, скульптором, художником, керамистом, делал фигурки из металла и разных материалов.

Он родился в 1939, в Италии, в деревне Калолзикорте недалеко от Милана. С семи лет Пьетро Просерпио был на ткацкой фабрике, где работал его отец. Совсем маленьким он застал Вторую мировую войну, он видел, как сбрасывают бомбы напротив моста, который, как оказалось, был важен для немцев или англичан, он не помнит...

Он часами играл на заводском дворе, и уже ребёнком собирал свои первые игрушки из деревянных частей. В 1949 году, когда ему было одиннадцать лет, он переехал в Лиссабон, потому что его отец начал управлять фабрикой тканей в Бенфике.

Во французской средней школе, куда родители отправили его учиться и где он выучил португальский и французский языки, он познакомился со своей женой. Они жили на одной улице, и каждый день они ехали на автобусе в школу вместе, и там родилась их любовь. Через несколько лет они поженились, и вскоре у них было две дочери, которые подарили им четверых внуков.

Закончив школу, он пошел по стопам отца работать на текстильной фабрике, но в глубине души Пьетро знал, что его любовь не к нитям, а к механике, поэтому он никогда не оставлял её в стороне. Первые игрушки были созданы им просто для удовольствия своего и своих друзей, затем он делал их для дочерей, а потом и для их внуков. Когда они все выросли, он снова начал делать игрушки для себя!

" Я всегда был изобретателем", - признавался Пьетро в интервью, которое я и читаю сейчас через гугл-переводчика, и вынимаю сейчас для вас некоторые сведения, - человек, который не мечтает - безжизненный человек". Он рассказывает, как ещё будучи ребёнком, много времени проводил у отца, на ткацкой фабрике, там ещё была столярная мастерская и всякая фурнитура, и он приносил её домой, и что-то мастерил... и как потом увидел кинетические, движущиеся механизмы на какой-то выставке, как начал делать такие движущиеся игрушки, и сочинять пьесы... как он ищет детальки для своих будущих работ в мусорных контейнерах, как собирает маленькие двигатели и моторчики.

" Когда мы перестаем быть молодыми, время становится все более и более важным, потому что, когда вы молоды, время никогда не проходит, но когда вы приближаетесь к моему возрасту, годы - это месяцы, месяцы - недели, недели дни и дни часы... " Пьетро сочиняет " машины времени", двигаются шарнирчики, вылетает фотография Чарли Чаплина, он пляшет под свою песенку...

Каждая его игрушка - это целая история или пьеса, которая начинает разыгрываться по нажатию кнопки, звучит музыка, всё начинает двигаться. " Изготовление пьесы обычно проходит две фазы. Во-первых, нужно представить себе механическое движение, а когда уже я это сделал, я представляю историю... ".

Его главным символом - стала висящая под потолком композиция: девушка на белом велосипеде. Девушку - собрала его жена, профессиональный скульптор. Надо ли говорить, что всё это движется? Когда посетители книжного доходят до самого верха и поднимаются ещё по лесенке, они попадают в волшебный мир механика-изобретателя Пьетро. Он обязательно спросит из какой вы страны, и начнёт экскурсию, на португальском, французском, итальянском или английском языке. Даст вам понажимать кнопочки, оживут его фигурки, а он в это время начнёт рассказывать вам историю.

Мне досталась экскурсия на португальском, ибо большинство спонтанно образовавшейся группы говорило на португальском: трое были местные, ещё была молодая пара из Бразилии, был какой-то парень из Лондона, кто-то из других стран... Но на самом деле, не важно, на каком языке говорил Пьетро, всё было понятно! И всё это получилось случайно, это же не музей, это обычный книжный магазин! И надо же, такое погружение в волшебство и сказку, и такое португальское - подарил мне итальянец! О, Тонино! Тебе бы это понравилось!

А с музеями не очень-то получилось, как я и говорил, у меня хватило времени всего на один и довольно банальный - исторический с манекенами и голограммами, типа современные технологии, " говорящие" экраны и прочее... но там был один потрясающий момент... после короткой проходки по трём-четырём залам мы оказываемся перед закрытой дверью: компьютерный отсчёт - " до захода следующей группы осталось столько-то секунд".

Наконец, двери открываются автоматически, мы попадаем внутрь! Двери закрываются. Нам предлагают сесть, заняв удобное место, и снять наушники... Появляется титр: " Лиссабон. 1 ноября 1755 год"... три экрана. Главный и трое по бокам. Сначала разворачивается (мы смотрим как будто художественный фильм из эпохи XVIII века) обычная жизнь города и горожан, мы видим разные сословия, и знатных людей и простолюдинов, видим церковь и собирающуюся публику, видим и рынки, и богатую карету, видим крестьянских детей... и вдруг - начинается землетрясение. Крик в церкви, потом - всё начинает крушится... В это время люстра в комнате, где мы сидим, начинает шататься, создавая дополнительный кинестетический эффект (о, как это забавно было ощущать после кинетических игрушек Пьетро! )...

Люстра сделана " под старину": то есть на деревянном ободе - лампочки, по форме напоминающие свечи, и всё этьо начинает вдруг раскачиваться, а на экране - художественно снятые кадры землетрясения. То есть мы - туристы-зрители - должны пережить это вместе с Португалией, главную её национальную трагедию, трагедию её народа. Должны почувствовать, мы не можем просто походя пройти мимо этого зала, как это всегда бывает в других подобных случаях... то есть сначала отсчёт, потом нас впускают, нас закрывают в этой комнате, и дверь не откроется до тех пор, пока вы со всей Португалией не " переживёте" это землетрясение!

Вышел. Проникся, конечно. Вся экспозиция, до того казавшаяся мне глуповатой, как-то оправдалась в моих глазах этим моментом.

Люди - самое дорогое, что есть у каждого города. Сегодняшний день мне напомнил об этом. И вот русский парень Лёша, жалующийся на отсутствие отопления, и держащий кроликов... или этот мечтательный итальянский старик Пьетро - а оба они: лиссабонские обыватели, поделившиеся со мною своим городом, что же я подарю им взамен? Вот эти записки разве... Художник, мой друг, нарисовал лиссабонцам красивое граффити на стене шахты для фуникулёра - такую нездешнюю космическую медузную женщину! Я бы тоже хотел рисовать, да я не умею...

А в Лиссабоне всё ещё + 15 где-то, хотя и ветрено. Завтра мы будем выезжать из города по направлению к Порту. Говорят, там по-другому всё.

 

* * *

Мы вошли в лес Бусаку со стороны Лузо, небольшого курортного городка, известного своими термальными источниками, сам лес сперва напоминал лесопарк, давно уже он облагорожен людьми... меня поразило, что даже в лесу - урны для раздельного сбора мусора!.. Но постепенно он всё больше делался лесом, волшебным, полным тайн... но следы присутствия людей в нём не исчезали, просто это теперь были следы не нынешних людей, а их далёких предков... ступени из древнего камня, покрытые мхом не менее, чем стволы реликтовых деревьев... обложенные булыжником тропинки, камни уже сильно утоптаны в почву... бамбуковая роща... древние высокие папортники... это ещё не так дико, как леса в какой-нибудь Камбодже, когда среди джунглей и лиан вдруг возникает осыпающееся здание какого-то древнего восточного каменного дворца, но это уже начинает немного походить на ту картину, которую я только что описал...

Вот что пишут про него: " земли потрясающего лесного массива на протяжении многих веков были полностью подчинены служащим мужского монастыря бенедектинцев, который был основан в этой гостеприимной стороне еще в VI столетии.

Изначально лес был слишком густо насажденным и труднопроходимым, но монахи-отшельники постепенно обустроили его для собственного более комфортного проживания в его пределах, выстроили собственными руками несколько часовен и скитов. <... > специальная папская булла строго запретила пребывание на территории леса каких-либо особ слабого пола. <... >

Но спустя 10 веков сам монастырь и, соответственно, близлежащие земли перешли во владения монахиням-кармелиткам, которые, собственно говоря, и занялись их основательным благоустройством. Перво-наперво они окружили весь лес стеной, словно пытаясь защитить девственную природу от возможного губительного влияния со стороны. И лишь после этого монахини своими заботливыми и внимательными руками один за другим высадили на богатых землях дивного леса сотни видов разнообразных экзотических растений. Коллекция редких деревьев, которую мудрые и трудолюбивые женщины заботливо собирали в глубинах уютного леса, в 1632 году попала под личную опеку Папы Римского".

Тема женского равноправия, всегда меня волновавшая, нашла меня и в Португалии... на самом деле, могла найти и раньше: в Лиссабоне я намеревался посетить большую фотовыставку, посвященную этой теме, но увы, свободное время выдалось лишь в понедельник, я дёрнул за ручку двери, оказалось закрыто: понедельник - выходной...

Только недавно я прочитал, как Джером Клапка Джером (напомню, что вторая книжка, которую я взял с собою в это путешествие, наряду с гуэрровской - это мемуары автора бессмертной повести " Трое в лодке, не считая собаки" - А. Б. ) грустно балагурил на эту тему, вспоминая историю одной из своих пьес:

" Наша героиня шокировала критиков тем, что ездила на велосипеде. В те дни это считалось неженственным. Ах, в те дни так много всего считалось неженственным… Наверное, трудно было тогда быть женщиной. Еще она курила сигарету. В нас, видно, дьявол вселился. Прежде сигареты курили только авантюристки. В последнем акте она сказала " черт". Два раза! Бедный Клемент Скотт чуть не выпал из своей " Дейли телеграф". Правда, и раньше некая дама на сцене говорила " черт" (кажется, миссис Хантли). Но то был перевод с французского! Никому и во сне бы не приснилось, что настанет день, когда миссис Пат Кэмпбелл чертыхнется. Но на дворе, говорят, век прогресса. Страшно подумать, что еще могут произнести вслух... "

И вот - монашеский лес, или " лес часовен", как его ещё называют, куда женщинам запрещён был вход специальной папской буллой, через столетия облагорожен руками женщин, монахинь-кармелиток! " Деревья, попадавшие сюда и как дар от португальских мореходов, с 1632 года находятся под папской защитой, и теперь на 105 гектарах леса можно встретить 700 видов как местных, так и экзотических растений", - пишут ещё в одном источнике.

В часовнях - маленьких домиках, расположенных прямо вдоль одной из тропок (стрелочка-указатель обозначает это место в лесу как " святая улица" ), вход закрыт запотевшим стеклом, прильнёшь к стеклу и увидишь глиняные фигуры: Иисуса, несущего крест и людей вокруг... когда я проделал это перед первой часовней, то картина, открывшаяся мне - глиняные бежево-коричневые фигуры - напомнила мне известный памятник: сотни полностью экипированных глиняных китайских воинов... Вообще, эти ассоциации с лесом восточным, азиатским настигали меня здесь... например ещё: когда мы дошли до высокой каменной лестницы, окруженной стенами, а посредине - разделённой водопадом, ниспадающим из арки, и всё это посредине леса...

Мы шли вчетвером, я, Аня, Рагдель и художник, мы поднимались всё выше и выше... и это всё больше напоминало мне путешествие хоббитов по Средиземью. И я нашёл себе палку-посох. Я, конечно, был не Фродо, а какой-нибудь его младший, толстенький запыхавшийся дружок... деревья были огромные... В 1810 году на здешних склонах произошло сражение англо-португальских войск с французами. То есть и своя главная битва в лесу Бусаку тоже была.

Мы сначала вышли ко дворцу, перед ним - стриженные газоны. Дворец - детище новой эпохи для леса и парка Бусаку. И архитектор, автор дворца - наш уже знакомец: итальянец Луиджи Манини, создавший также грандиозный проект Кинта-да-Регалейра в Синтре, в котором я побывал и о котором писал раньше. Стиль Манини - роскошно-загадочный и холодный - узнаётся безошибочно. Собственно, на многих туристических сайтах гораздо подробнее пишут о дворце, нежели о лесе.

С 1834 года в Португалии пошла волна массовых упразднений монастырских владений, эта же участь ждала и монастырь Бусаку. Лес перешёл в собственность государства. Развалины монастыря перестроили, сначала в охотничий домик, потом в загородную резиденцию короля. Король Карлуш I, который и был инициатором строительства этого дворца в 1888 году, так и не увидел своего детища. Строительство здания было завершено в 1907 году, незадолго до убийства Карлуша I и наследного принца.

Тем не менее, дворец успел стать любимым местом королей. Мануэл II, младший сын Карлуша I, приезжал сюда ненадолго перед изгнанием в 1910 году. Говорят, он наведывался сюда с французской актрисой Габи Делис, с которой у него был роман. А в 1945 году свергнутая королева Амелия (вдова Карлуша, и мать Мануэла II) перед своей смертью совершила последний визит в Бусаку. Правительство разрешило больной королеве совершить сентиментальное путешествие по всем местам, где она царствовала до того, как её сын и муж были убиты террористами в 1908 г.

Вот да, в 1910 году окончательно прекратилась португальская монархия. В 1910 г. бывший королевский повар, урожденный швейцарец, убедил правительство позволить ему организовать в дворце отель, он там и есть поныне... Древний монашеский лес и его окрестности стали последним, прощальным приютом португальских королей... на дворцовых стенах, на панно, собранном из плиток азулежу, изображены события сражения при Бусаку 1810 года...

Мы вышли из дворца, мы вернулись на лесные дорожки, спустившись по " святой улице" через какое-то время мы оказались на смотровой площадке на вершине горы, большие мраморные парапеты, на которые можно усесться, свесив ногу в пропасть... а прямо под нами - огромные пространства леса, деревьев, и лишь вдалеке - городок... и холмы, холмы... пространство настолько огромное и великое, а мы - настолько маленькие хоббиты... нас четверо. Поодаль от меня - Рагдель и Анна... далее - я, грузноватый, но всё ещё не старый... ещё дальше - худощавый воин-художник, он единственный - не сидит на парапете, а стоит, расставив ноги на ширине плеч. Я в этот момент очень почувствовал нашу командность, что мы сообща совершили это восхождение, начиная от самого Лузу, от первых мандариновых деревьев (впервые я сорвал мандиринку с ветки! ), через лесные тропы и кельи, сквозь бамбук, древние папоротники и четырёхсотлетние кедры... через грустный этот дворец, напоминающий декорацию (стиль Манини! ) - сюда, к самому закату!

Закат, торжественный, величественный... второй великий закат, который я испытал в Португалии. Первый - был на океане... Откуда это дано человеку! Какое Божье откровение! Какое неимоверное духовное событие с тобой происходит в эти секунды!.. Ты видишь огромный краснооранжевый диск, а между ним и тобой - лес... птички поют... и лес огромный, но расстилающийся вниз, не загораживающий, а напротив, являющий тебе солнце... на всех листьях играют золотые пятнышки света... я открыл рот, я хочу всё это как бы вобрать, впустить в себя, " съесть" свет и воздух... (потом уже, после заката я подумаю, как мелко перед его лицом всё это наше шебуршение, наши войнушки в соцсетях, наша суета человечья)... Я с палкой-посохом... с сбоку: Рагдель и Анна, а слева - художник... И солнце... и постепенно оно оставляет эти листья, и они сиротеют...

Вот уже диск закатился, но ты ещё видишь зарево... ты ещё слышишь сердцебиение солнца... не хочется уходить...

Но мы уходим в конце концов, идём друг за другом, спускаемся, позади я, пыхтя и со своей палкой, а потом - догнал и обогнал - " ничего же, мол, я ещё! Не такой уж старый! Меня ещё можно брать с собой в поход! "..

Пишу это ранним утром, в холодной квартирке в Коимбре (очень холодно, отопления нет, градусов 10 внутри)... Коимбра - первая столица Португалии, от леса Бусаку - километров 20, обычно именно через этот город и заезжают в лес, вот и мы заехали (курорт Лузу стоит у самого подножья леса, его в расчёт не берём, ночёвка у нас в Коимбре), по пути из Лиссабона в Порту.

От первой столицы XII века до колыбели последних королей всего 20 с небольшим километров. Какая ироничная и грустная метафора!

+ 10 в Коимбре... брр... Холодно! - сказал бы я, но вовремя вспомнил, что в Казани-то сейчас куда холоднее! Но там зато отопление есть! Скоро домой.

 

* * *

Подписи к фотографиям: Второй самый великий закат в моей жизни. Первый был у океана, сегодняшний - в реликтовом лесу, говорят, самом старом в Европе.

 

* * *

Коимбру - португальский " Оксфорд" (город-университет) и первую столицу Португалии (1143-1255) мы осмотрели буквально пробежкой... это очень жаль, я успел " отхватить" кусочек русскоязычной экскурсии по Коимбре (много наших соотечественников бродит по просторам португальщины, вот что я вам скажу! ) и узнать про летучих мышей в библиотеке.

Вот как полностью звучит эта информация: " Библиотека Жуанина (порт. Biblioteca Joanina) — библиотека в стиле барокко, расположенная на вершине исторического центра Коимбрского университета. Построенная в XVIII веке во время правления португальского короля Жуана V она является частью Общей библиотеки Коимбрского университета и имеет статус национального памятника. Библиотека известна как одна из двух в мире (вторая — библиотека дворца Мафра), чьи книги защищают от насекомых колонии летучих мышей. В течение ночи летучие мыши охотятся на появившихся насекомых, тем самым помогая в деле сохранения коллекции библиотеки. Каждый вечер работники библиотеки покрывают книжные полки кожаными листами, а утром очищают библиотеку от помёта летучих мышей".

Впрочем, есть ли там сейчас эти мыши - точно я не знаю. На одном из сайтов пишут так: " под самым потолком можно рассмотреть маленькие люки, через которые раньше по ночам выпускали летучих мышей, чтобы они поедали вредных для книг насекомых. Фото и видеосъемка категорически запрещены". Короче, раньше - были они точно!

Вообще, дело трудное и неблагодарное писать о том, что не видел, а упустил. И понятно же, неизбежно много упустил! Например, традиционное португальское фаду, музыкальный, а прежде танцевальный жанр. Слово " фаду" означает " фатум". Песня (а прежде и танец) под 12-струнную португальскую гитару о горькой судьбе женщины, такое грустно-романсное что-то... Португальское фаду хорошо сочетается с андалузским фламенко. Когда я в " гугл-поиске" набираю " фаду и фламенко" выходят много номеров именно в этом миксе из двух жанров.

В Лиссабоне я видел музей фаду, но уже вечером, когда возвращался в апартаменты, музей был закрыт, разумеется... и когда мы покидали Синтру после посещения знаменитого имения Кинта де Регалейра, я видел мужчину, игравшего на португальской гитаре и певшего печальное фаду, голос его был чист и нежен... мимо проходила красивая женщина лет шестидесяти, опиравшаяся на костыль-канадку, и улыбнулась ему...

Но в общем - я мало видел и слышал фаду в Португалии, а ведь вот - возвращаясь к спору двух столиц, есть две основные разновидности фаду - лиссабонское и коимбрское! Спор двух столиц, как и спор севера и юга, который можно встретить в разных странах, наличествует и в Португалии. Для Коимбрской фады - даже гитару настраивают по-другому. А ещё говорят, " северяне" (коимбрцы) больше любят разбавить свою речь крепким словцом, нежели более консервативные лиссабонцы.

При этом, университет (самый старый в Португалии) эти два города тоже делили между собой, в какой-то период - он переезжал в Лиссабон. Но в итоге - политической столицей Португалии остался именно этот, всем известный город, а вот интеллектуальной, точно также как в России, сделалась " северная" столица.

Об этом хорошо пишут на одном из сайтов (мне опять приходится пользоваться чужой помощью, ибо сам я был здесь уж совсем коротким набегом): " С 1290 году по настоящее время в Коимбре работает университет – если не считать перерыва, когда университет вместе со статусом столицы перенесли в Лиссабон. <... > Столица осталась в Лиссабоне, а неудобные для политиков интеллектуалы были отосланы обратно в свою родную колыбель – город Коимбру. Подальше от правительства, мировоззренчески отрезанные от ключевых событий в стране". (автор текста - Клара Свободова).

Как это знакомо, не правда ли? Кстати, здание университета – это бывший королевский дворец, щедрый Жуан III подарил его первому в Португалии высшему учебному заведению. Наверное, и в этом можно увидеть символику! В университет - нужно подниматься высоко в гору по узеньким тропкам, большая часть жителей так или иначе связана с университетом, студентов здесь до 140 000, факультеты располагаются близко, в огромных старинных зданиях, а есть ведь ещё университетская церковь, и другие места, где они собираются вместе... мы, здесь, в Казани, скучаем по этому, раньше у нас тоже все были вместе, а теперь - количество зданий увеличилось в разы, как и факультетов, и мы зачастую уже просто не видим друг друга...

Не попробовал я особо и португальской еды, здесь очень хорошая кондитерка и разные местные булочки (только одну какую-то я попробовал, а название забыл), ну и тут надо сказать спасибо моим друзьям, и вообще пояснить, как у меня в итоге всё получилось с тем авторским туром, на который я подписался.

Да, тур вышел в среднем тысяч на десять дороже, чем обычный (я посмотрел по ценам), и маршрут наш в целом не эксклюзивный, меня возят примерно по тем же местам, что и опытные туроператоры, даже у " монстров" получается больше мест " впихнуть" в программу, но это именно впихнуть: мы зато никуда не спешим, и можем пробыть на месте столько, сколько нам хочется, и можем, например, приехать к океану или в лес именно к закату, и задержаться сколько надо, сколько настроения будет.

Но главный бонус - это еда, конечно: ребята всё взяли с собой, и кормят меня и завтраками, и ужинами, а по пути угощают фруктами, то есть я почти совсем не трачу на еду в Европе, и это помогает очень экономить! Наверно, как раз на эти десять тысяч и выйдет. Но одно но: ребята вегетарианцы, и хотя я лично мог бы себе покупать прекрасные португальские сдобы, но я предпочитаю не делать этого, а вегетарианскую еду я переношу спокойно.

Мы много гуляем, это хорошо, мы видим непосредственную жизнь, но плохо, конечно, что музеев в нашей программе почти не было, прежде всего, музеев искусств, галерей мне не хватило в этой поездке, в одном месте, кажется, я мог бы настоять, но не сделал этого. Зато были приятные знакомства, это здорово. Ещё - мало было мне времени походить одному... хотя я очень оценил " семейственность" нашей поездки, но мне бы хотелось и самому, одному поизучать города, не очень получилось. Но в целом, я считаю поездку эту удачной, конечно же, и думаю, это видно по моим очеркам.

Ещё одна вещь, которую вряд ли мы в полной мере сможем почувствовать в этой поездке, хотя могли бы: Португалия - фактически, родина Гарри Поттера, здесь он и писался, здесь Джоанн Роллинг пришёл в голову этот замысел, а как раз сейчас в Лиссабоне идёт большая выставка, посвященная миру Гарри Поттера... кроме того, и многие эпизоды Поттерианы снимались в португальских локациях. Я не могу себя причислить к фанатам Гарри Поттера, но сейчас это важная история, особенно для детей (я недавно брал интервью у школьников, и убедился, как до сих пор для многих из них Гарри Поттер - это интересно и важно! ), ну вот завтра, в Порту, мы попробуем зайти в знаменитый книжный магазин, где снимались некоторые сцены фильма, летом туда огромнющие очереди, может, как раз в январе удастся попасть?

Сегодня мы только заехали в Порту, заселились в апартаменты, и решили уже никуда не ходить, поэтому сегодня у нас спокойный день и есть время просто перевести дух и подумать о том, что получилось, а что нет в этом путешествии...

В Порту холоднее, чем в Лиссабоне. Градусов 8-10 по ощущениям...



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.