Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





В Португалии хорошая погода… 4 страница



Основательница же Лиссабонского Святого дома Милосердия - Королева Леонора Ависская (1458-1525), недавно став вдовой (после смерти своего мужа, короля Жуана II), она начала активно посвящать себя больным, бедным, сиротам, заключенным и художникам и спонсировала создание Святого Дома, создав первую в мире законную неправительственную организацию в то время, когда было немыслимо существование социального института, который объявил бы себя одновременно организацией не ведомственно церковной (то есть: учреждением мирян), и неправительственной.

При поддержке короля Португалии Мануэля I, официального основателя Дома Милосердия, и его преемников, подобные организации были созданы во многих других городах и поселках Португалии и бывшей португальской империи, например в Бразилии, Макао и даже в Нагасаки в Японии.


Ну и таким же вот образом появился Дом Милосердия в Порту, в музей которого я нынче попал! То есть ещё раз: вдовствующая императрица Португалии в конце XV века создала первую в мире неправительственную благотворительную медицинскую организацию! И я находился в Порту в одном из современных её филиалов, действующих до сих пор!


Среди тем, представленных в экспозиции этого музея Порту - все основные направления Дома Милосердия: это и помощь беднейшим и неимущим; медицинское обслуживание тюремных заключённых (этому тоже несколько сотен лет! ) образование для людей с ограниченными возможностями здоровья (представлены машинки брайля для чтения книг слепыми образца XIX века и более современные модели); современные программы инклюзивного образования (здесь уже на стендах мелькают года не 1520, а 2010, 2016, вот эта продолженность, длительность, непрерывность - производит, конечно, отдельное впечатление.


Музей – история не только госпиталя, но и церкви (соединённых в единый комплекс), есть здесь и небольшая выставка произведений живописи и скульптур на религиозные сюжеты, есть и собственно, церковная зала, алтарь, витражи, места для публики, места для исповеди, ну то есть - та самая историческая церковь этого места - ныне музеефицированное пространство.


Больше всего из живописного фонда представлено портретов: в первой зале - это большие парадные портреты местных главврачей прошлых столетий, иногда - портреты их за работой, вместе с пациентами. В следующей зале - большие портреты местных благотворителей, и жертвователей из горожан (традиция делать их портреты завелась, кажется, с XIX века).


Отдельная история здесь: это работы великолепного португальского художника Антонио Корнейро. Антонио Тейшейра Карнейру Жуниор (16 сентября 1872 года - 31 марта 1930 года) был португальским художником- экспрессионистом, иллюстратором, поэтом и профессором искусства.


Он родился в рабочей семье. В возрасте семи лет он был оставлен своим отцом и вскоре потерял мать. В 1879 году он был помещен в приют, управляемый Святым Домом Милосердия. Именно там он получил базовое образование и получил первые уроки рисования. Его талант был замечен рано, и, благодаря усилиям его учителя и директора школы, он смог поступить в « Escola Superior de Belas-Artes do Porto в 1884 году, где учился у Жоао Маркеса де Оливейра до 1888 года.


Ну то есть, Святой Дом Милосердия - был главным воспитателем и спонсором этого талантливого художника. Потом была жизнь, творчество, учёба в Париже, в 1911 он вернулся в Порту. В музее представлены несколько его работ на религиозную тему, а также рисованные портреты пациентов госпиталя.


Социальная тема и благотворительность - важная тема для всей Европы. Португалия заявляет её как свою национальную тему. И если бы я не попал в музей Дома Милосердия, то я всё равно видел бы, например, выставку работ Кристины Гарсия Родейры о жизни одной из беднейших коммун в Индии, представленную на одной из центральных площадей города. Или, как мои друзья, оставившие меня в музее, случайно забрёл бы в местный дом фотографии, и там - тоже выставки, посвященные социальным темам и благотворительности, или я бы, как мой другой друг в этой поездке, художник, оказался бы в музее современного искусства, и там тоже ждал бы меня разговор на темы социальные, о поддержке слабых, о чём очень часто размышляют современные художники.


Но я рад, что оказался именно в этом месте, открывшим мне, что благотворительности в Португалии уже более 500 лет! Это важный разговор для нас. Я напомню фразу известной Нюты Федермессер из интервью В. Познеру, которую я однажды выписал, расшифровав по видео:


- У нас нет уважения к человеческой слабости, у нас нет приятия человеческой слабости. Мы... очень с вами... общество победителей. Мы совсем не толерантны.

ПОЗНЕР: Мы что, спартанцы что ли? Которые выбрасывают со скалы немощных?

НЮТА: Нет, мы хуже! Это честнее, спартанцы действовали честнее. Мы их прячем под ковёр! Это намного хуже. Потому что спартанцы, сбрасывая со скалы - прекращали мучения. А мы с вами живём в фантастически фарисейском обществе. У нас эфтаназию нельзя, паллиативную помощь тоже нельзя, и тебя как будто как бы нету...

И вот рядом с этими рассуждениями (с ними можно соглашаться, можно и нет, но я сейчас не приглашаю никого к дискуссии, и не очень хочу её в этом месте), рассуждениями по поводу современного российского общества, - хочется мне поставить этот пример: 500-летней и непрерывной благотворительности в Португалии, ставшей одновременно и неправительственным, но и с большой буквы Государственным проектом, когда государство действует в интересах общества (ради чего оно, собственно, и должно существовать).


Извиняюсь, перед теми, кто ждал очередного моего поста про океан, что вот " социалка" снова на них обрушилась, может быть, нежданно в рамках этого цикла, но напротив, ожидаемо, для тех, кто знает меня хорошо, и знает о чём я пишу... да, даже в Португалии не смог я полностью уйти в созерцание живого и прекрасного, великого и вневременного... Даже там - я " спустился" в народ, в жизнь, ну это нам и сам Христос завещал...

Ладно, спустились, и хватит! А теперь - к океану! Мы снова туда поехали, но на этот раз - в местечко Назаре, столице серферов! Но об этом в следующем посте. Погода хорошая, кстати, солнышко! Едем, Йу-хуу!

 

* * *

Мы приехали в Назаре - на прощание. На прощание с Португалией, с океаном, с великими закатами... И да, мы остались только на скале у океана, мы не спустились к пляжу и в сам городочек - рыбацкий посёлок, пожалуй, самый рыбацкий в стране, и имеющий, конечно, и свою отдельную историю, и что посмотреть...

Но мы остались у океана. Здесь он совсем другой, чем на мысе Рока, самой западной точке континента, прославленной поэтом Луишем де Камоэнсом, сказавшим так: «Это место, где земля кончается и начинается море» (порт. Onde a terra se acaba e o mar começ a).

Там нас встретил океан спокойный, он гудел глухо, и я сравнил его звуки с храпом раненой касатки... и когда наступил закат на мысе Рока, то солнце было таким пронзительным, как какая-нибудь ария в духовной оратории " Страсти по Матфею" Иоганна Себастьяна Баха...


Здесь же, у Назаре - место самых больших волн, они могут достигать 30 метров, так получается из-за того, что морское дно у Назаре представляет из себя огромный каньон глубиной 5000 метров и протяженностью 230 километров. Там даже спецы говорят, что волны Назаре - это и не волны в их классическом понимании, а свелл (я и словечка-то такого не знал! ) – то есть очередность поверхностных гравитационных волн, которые не вызваны местными ветрами. Свелл волны часто значительны в длину, но при этом имеют широкий разброс по водному объему. Ох, ну короче, если вы профессионалы - вы поняли, а если такие как я, то и не надо нам ничего понимать, а можно просто любоваться...


Я договорю сначала о закате. Из-за таких огромных волн, на солнце, даже закатывающемся, в этом месте сложно сосредоточиться. Волны, океан буквально приковывают к себе внимание, а солнце уходит неслышно, бледножёлто, даже недокраснев. Казалось, солисты поменялись партиями в этой сцене, по сравнению с тем, что было на мысе Рока.


Волны, огромные, как пасть, обрушиваются на скалы, " съедают", захватывают эти рифы в своё жерло... и ты видишь и огромную эту волну целиком, но в ней - и отдельно всякий брызг и всякую струю, и каждая - живая, внутри этой водной толщи, каждая скрипочка в этом оркестре воды, или, пожалуй, точнее будет сравнить это с ручейками мелодий, идущих от каждого инструмента, и вместе образующих симфонию... и вот, толща обрушивается на скалу, и скалу не видно даже на несколько секунд под водой... и потом - всё начинает стекать... складки камней на скалах превращаются в артерии, по которым бежит их белая океанская кровь... скала в белых ручейках ниспадающей воды, которая только что окатила эту скалу всей огромной толщей... Мы стоим выше, капельки воды долетают до нас... стою, пьяный, счастливый, плачу, вся рожа в океане...

Поднялись потом в музей серферов на маяк. Там свои доски оставили музею те серферы, которым покорились волны в Назаре. Нашел там и одну доску от русского серфера... были и всякие легендарные имена, но запомнил я доску, одного, кажется, итальянца, он не только серфер, но и музыкант, и к своей доске, оставленной в экспозиции, прикрепил скрипочку... скрипка - такой маленький кусочек оркестра, такое олицетворение струй воды океана.


После того как слабое солнце закатилось, я повернул голову. Прямо передо мной сияла огромная, белая, великая луна... я сделал свой первый шаг в сторону дома. Погода была хорошая, а на душе похолодало в эту секунду.

 

* * *



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.