Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Своими глазами. 5 страница



В июле 1953 г. у нас родилась дочь Ирина, в сентябре 1956 г. родился сын Юрий. Ирина уроженка Ленинграда, Юра – Москвы. Вот вчетвером мы и кочевали из одного гарнизона в другой, там и учились в школах, (IMG_1547) в гарнизонах же проходило их детство и юность со всеми плюсами и минусами жизни в военных городках при воинских частях.

Всякое бывало – и горести, и радости, но больше конечно было счастливых дней и в жизни нас, родителей, и в жизни наших детей, именно об этих днях сохранились у нас самые теплые воспоминания. Наверное, здесь главное в том, что были мы тогда молодые и здоровые, жили и трудились среди, в большинстве своем, хороших людей. О многих из своих сослуживцах мы и сейчас храним в своей памяти самые добрые воспоминания, до последних лет поддерживали постоянные связи, делились своими мыслями, следили за их судьбами.

Вся моя служба в ВМФ в эти годы, кроме учебы в Академии, была связана с партийно-политической работой на различных должностях: секретарь Комитета Комсомола на паро-силовом факультете Высшего инженерного ордена Ленина Военно-Морского училища им. Дзержинского в Ленинграде, секретарь парторганизации электро-технического факультета этого же училища, пропагандист политотдела радиотехнического учебного отряда ВМФ в г. Архангельске, зам начальника политотдела отдельной бригады береговой артиллерии Северного флота на о-ве Кильдин, начальник политотдела отдельного ракетно-артиллеристского полка береговых ракетно-артиллерийских войск Северного флота на о-ве Кильдин, инспектор политуправления Северного флота, начальник политотдела отдельного авиационного арсенала ВМФ под г. Ульяновск, и, наконец, начальник политотдела центрального арсенала ВМФ в Бурмакино.

(IMG_1548)

Вот таков только перечень должностей, которые я занимал в эти годы, одно их перечисление заняло более полстраницы. А ведь за этими должностями скрывалась целая жизнь, сознательная жизнь, самая спокойная/счастливая (??? Неразборчиво), самая продуктивная, самая творческая. Подчас, невыносимо трудная, но крайне необходимая и интересная по своему.

Я считал и, по прежнему, продолжаю считать, что политработники Армии и на Флоте сыграли свою исключительно положительную, неоценимую роль на всем протяжении существования Красной Армии, а затем в целом Советской Армии. И, особенно, в годы Гражданской и Великой Отечественной войн. Этому меня убеждает не только знание истории строительства (??? Неразборчиво) наших Вооруженных сил, но и, особенно, свой (не) малый (??? Уточнить) опыт партийно-политической работы в войсках.

Почему я сегодня обращаюсь к этой теме? К теме роли и места политработы в таком важнейшем инструменте государства, каким является военная машина – Армия. Флот?

Прежде всего потому, что в последние годы, после «дворцового переворота» в августе 1991 г. и прихода к власти так называемых демократов, началась ломка всего того, что связано с Советской властью, Компартией, Социализмом – т. е. всем тем, что составляет историю Советского Союза, историю строительства социалистического общества в нашей стране.

Взят курс на постепенную капитализацию нашего государства, на возрождение капиталистического общества со всеми его атрибутами.

Не избежала участи перерождения под видом реформирования и наша Армия.

(IMG_1549)

С чего начали нынешние правители? Естественно с запрета компартии, а поскольку политорганы, партийные и комсомольские организации работали под руководством компартии, то и они были упразднены. Сделано это было под видом того, что Вооруженные Силы должны быть вне политики. Даже непросвещённому в военных вопросах человеку должно быть понятно, в каких целях это делается. Главное – отстранить компартию, конкурентов от влияния на умы и сердца военнослужащих, отделить их от политики, сделать солдат, матросов, офицеров бездумными исполнителями приказов высшего военного и политического руководства страны.

К чему привела эта антинародная, преступная, теория и практика военного строительства мы убеждаемся воочию с каждым днем.

Армия разложилась, процветает коррупция в высших и средних эшелонах военного организма, в войсковых частях свирепствует «дедовщина», самовольные отлучки, дезертирство. Молодежь всеми путями и методами старается уклониться от службы в армии, вплоть до выкупа за огромные суммы. Престиж армии, военной службы упал до самого низкого уровня. Армия оказалась небоеспособной, о чем ярко свидетельствуют события в Чечне. И причина не только в профессиональном ничтожестве и бездарности высшего военного руководства. Одна из главных причин – запущенность воспитательной работы, аполитичность и отсутствие ясного понимания целей и задач службы и военных действий непосредственными исполнителями.

Жизнь показала убедительно, что Армия не может существовать вне политики.

(IMG_1550)

Так что же включает в себя понятие «политика»?

В самом общем виде политика – это концентрированное (??? Неразборчиво) выражение экономики. Как известно в любом обществе основой его существования является экономика, а точнее, собственность, т. е. отношение тех или иных классов, групп к средствам производства. Какой класс владеет этими средствами производства, тот класс и господствует в экономике, а, следовательно, и в политике. Экономика – это базис, а политика – это надстройка этого базиса, господствующий в экономике класс и вырабатывает свою стратегию и тактику, определяет политику, т. е. формы и методы внедрения в жизнь стратегии и тактики.

Существует целый ряд разновидностей политической деятельности это:

- экономическая политика

- национальная политика

- социальная политика

- внешняя политика

- военная политика и т. д.

Нас интересует именно военная политика государства, в которую входят:

- военная доктрина

- военное строительство: т. е. система комплектования войск, сроки службы, количественный и качественный состав армии и флота, подготовка кадров, система обучения и воспитания личного состава и т. д.

Итак, мы подошли к главному интересующему нас вопросу – вопросу воспитания.

Что такое воспитание?

Воспитание – это воздействие на психику и сознание воспитуемого с целью прививания ему качеств, желаемых воспитателю.

(IMG_1551)

Оно включает в себя:

- воинское воспитание

- идейно-политическое воспитание

- патриотическое воспитание

- нравственное воспитание

- культурное воспитание

- физическое воспитание и т. д.

Каждое из этих видов имеет свойственное ему значение. Но в основе всех видов воспитания лежит формирование определенного, конкретного мировоззрения, определенной идеологии, идейности – т. е. системы взглядов человека на окружающую нас действительность, на жизнь в целом, на свое отношение к обществу, классам, собственности, государству и т. д.

Вот если подходить к вопросу о политике с этих позиций, то становится очевидным, сколь важна роль воспитательного процесса, роль морального, духовного фактора в поддержании боеготовности в мирное время и достижении победы над врагом в военное время, в боевой обстановке.

Провозглашение принципа «Армия должна быть вне политики» означает упразднение или умаление таких понятий как: понимание целей и задач Вооруженных сил и всего личного состава в мирное время и в боевой обстановке, воспитание высокого патриотизма, одобрения и согласия с проводимой государством, правительством внутренней и внешней политики, чувства долга и личной ответственности каждого воина за выполнение боевых задач, верность присяге, высокой сознательной воинской дисциплине.

То, что мы в 1945 году одержали Победу над Германией и Японией важнейшую роль сыграл (IMG_1552) высокий моральный дух наших солдат, матросов, офицеров и генералов. Ясное понимание ими целей и задач войны, осознание того, что мы вели справедливую, освободительную войну.

И то, что вот уже 50 лет наш народ живет в условиях мира, мы обязаны нашим Вооруженным Силам, всем тем, кто принимая Ореч (??? Неразборчиво) и Оруж эста-фоту (??? Неразборчиво) проходил службу и обеспечивал их высокую боеготовность, т. е. их пониманию своей роли и места в обеспечении обороноспособности страны. А это ни что иное как политика, военная политика, в осуществлении которой участвовали все прошедшие военную службу.

Как же можно отрицать, в упор не видеть роли политики?

Да и в той же Чечне Армия выступала в роли инструмента, механизма в руках политиков, т. е. проводя в жизнь их политику. Разве может солдат, офицер равнодушно относиться к факту применения Вооруженных Сил в подавлении сопротивления воинских формирований и ополченцев Чеченской республики? Конечно нет. Солдаты федеральных войск все чаще задумываются над вопросом, кому и зачем нужна эта война, чьи интересы они защищают, на каком основании гибнут мирные люди – женщины, старики, дети. Все это есть ничто иное как политика, политика геноцида, проводимая правительством в отношении целого народа.

А министр обороны упорно повторяет, что «армия вне политики», какое бессовесное отрицание прописных истин.

Конечно можно понять Грачева и его сподручных, когда они отрицали роль политического фактора в Армии, чтобы (IMG_1553) увести ее от политического влияния компартии, политорганов, партийных и комсомольских организаций, запретить в армии пропаганду марксистко-ленинского мировоззрения, коммунистической идеологии и морали. Это и было сделано. Была разрушена вся старая, десятилетиями сложившаяся и проверенная жизнью, опытом войны система политико-воспитательной работы. Все это повторяю, было разрушено, но, так же как и в других вопросах, ничего взамен не было создано, образовался огромный вакуум, но, как известно, природа не терпит пустоты. И этот вакуум не замедлили заполнить всякого рода антисоветские, антикоммунистические, антисоциалистические «теории» и «теоретики» и их живые проповедники националистического, буржуазного, религиозного и даже фашистского толка, далекие от истинных интересов простого народа.

Перейду теперь к изложению своего опыта политико-воспитательной работы в мое время и попытаюсь порассуждать о возможности и целесообразности применения в современных условиях, в условиях утраты компартией единовластного влияния на процесс воспитания и в период официального провозглашения многопартийности.

Так какими же формами и методами политико-воспитательной работы мы руководствовались и какие цели преследовали.

Начну с целей. Это:

1. Внедрение М-Л (Марксистко-ленинского примечание УАС??? Уточнить) мировоззрения – формы и методы: политизация, политинформация, лекции, беседы, наглядная агитация, М-Л учеба офицеров. Думается что внедрение мировоззрения, (IMG_1554) как одна из целей воспитания, должна сохраниться, но с учетом новых подходов. Марксизм-ленинизм должен занять равное место в пропаганде других учений, концепций, теорий, должна быть разработана программа, учитывающая роль и место как материалистической, так и идеалистической философий. И пусть слушатели сами сознательно, творчески ку(ху/кщ)нивают (??? Неразборчиво) эти идеологии. Ну а что касается форм и методов – то они должны быть сохранены, усовершенствованы и расширены.

2. Патриотическое воспитание – вне всякого сомнения, оно должно быть очень широко использовано в политико-воспитательной работе. Здесь важно больше использовать боевые традиции, историю нашей русской армии с самого истока ее зарождения. Смелее пропагандировать исторические военные романы, ранее умалчиваемых авторов, мемуарную литературу.

3. Военное воспитание – все, что практиковалось раньше, даже при критическом подходе в дореволюционной армии, необходимо смело брать на вооружение.

4. Нравственное воспитание – ни одного слова из ранее применяемого нравственного воспитания я бы не выбросил. В самом деле, разве можно отрицать, что партийные и комсомольские организации правильно поступали, прививая военнослужащим такие качества, как честность и правдивость, товарищеская взаимовыручка и поддержка, непримиримость к пьянству, «дедовщине», к коррупции, к дезертирству и т. д. (IMG_1555)

5. Правовое воспитание – было и остается непременным условием высокой дисциплинированности, исполнительности, уважения к праву и закону.

6. Физическое воспитание – его роль значительно возрастает в условиях нашего времени, когда в силу ряда причин молодежь прибывает с гражданки физически слабой, не натренированной, хилой, болезненной, не приученной к перенесению больших физических нагрузок.

Как видим, в любом из перечисленных видов воспитания роль и место партполитаппарата не изжила себя и при определенном их реформировании и обновлении, их можно и нужно было использовать и в новых условиях.

А то, что партполитаппарат в Армии и на Флоте вместе со всей Компартией и в мое время уже начал постепенно деградировать, утрачивать свой былой авторитет и влияние на все стороны военной жизни – это, к сожалению, неопровержимый факт. И рано или поздно требовалось самое решительное расформирование этого аппарата.

О чем конкретно речь?

1. Начну с подбора и расстановки кадров. Сплошь и рядом нарушался в общем то правильный принцип подбора и расстановки кадров по политическим и деловым качествам.

2. Процветало угодничество, подхалимство, продвижение по службе по принципу совместной службы, личная преданность, холуйство.

Ну и т. д. и т. п. не буду развивать эту тему, надоело

 

 

Сопутствующие материалы

(IMG_1556)

План

«Своими глазами»

I. Вступление. – Что побудило писать воспоминания о войне?

1) – запечатлеть то, что видел своими глазами, что оценивал с позиции своего возраста и своего времени, что пережил сам лично.

2) – попытаться дать объективную оценку той фальсификации истории. Итог войны, которые стали тодевеми (??? Неразборчиво) в последние годы. С позиции непосредственного участника войны, позиции рядового солдата

3) Оставить память о себе внукам своим и правнукам.

II. Начало войны

1) – первая весть о войне (речь В. М. Молотова сидел в парикмахерской)

2) – первые проводы на фронт односельчан, школьников, отца

3) – работа в колхозе в поле, потоки маршевых рот

4) – первые вести с фронта, похоронки, раненые, - глепит (??? Неразборчиво) «Володарка» (??? Неразборчиво) Паша Земляненко (??? Уточнить)

5) – учеба в школе перенесена на месяц

6) – бомбежка Максатихи, ручк. разгозва (??? Неразборчиво), наблюдение с Колокольни, гибель односельчан в Максатихе – Ольги Савичевой

7) – отправка на окопы, ошибочный призыв осенью 1941 г.

8) – занятия в осавиахиме

9) – подготовка к возможной оккупации. Ямы. Дежурство ополченцев

10) – появление беженцев

11) – освобождение Калинина. Поездка на санях с тесом в Емельяново и Медное

12) – работа на лесозаготовках и вывозе леса и дров в Ключевое, в Новоплоском

13) – возвращение по ранению отца. В 1942 гю пошел в 9 кл.

III. КВПУ – с р-на 25 человек комс. Набор

1) – Кашин – Рыбинск – Переборы. (на территории ГУЛАГа – 58 ст. )

2) – всегда хотелось есть и спать

3) – наезды родителей, дяди Вани

4) – ком. взв. л-т Руденко, ст-на карманов, пкв (помкомвзвода? ) Удовиченко Петя (??? Неразборчиво), Женька Камастренов (??? Неразборчиво)

5) – курсы младших командиров, 2 м-ца – сразу ст. серж и ПКВ

6) – заготовка дров, холод, кроюк (??? Неразборчиво) праздник когда в караул

7) – встреча с Г. Лебедевым. (IMG_1557)

8) Переезд в Саранск, лагеря

9) Первый и последний арест, гауптвахта за к/ф «Она сражалась за Родину»

 Гос. Экз. срочная отправка на фронт всего училища на жд станции набили наволочки табаком моршанским, эшелон, украли шинель

СЗФ «А память готова взорваться опять,

Лишь только её вы затроньте.

Вы знаете, где нам пришлось воевать?

На Северо-Западном фронте. »

Первые впечатления – вагоны толкал паровоз сзади

- побитые деревья

- лежневки вечер

Прибытие в полк формирование роты, бушлат в крови.

СВТ ночь на поо-ку (??? Неразборчиво)

Утром 17. 08. 43 г. – наступление.

Поиски п/с взвода, в дер. Земл. Вагу (??? Неразборчиво). Залп «Катюши»

Движение к передовой. Брели (??? Неразборчиво) за танком. Провал атакаи. Колея от гусеницы спасла.

В траншее с Володькой Ширяевым из Ручьев. Мина ударила в крышу нашего окопчика. Сбор убитых и раненых.

Вывод (??? Неразборчиво) на формирование. Ком. полка – м-р Гонин (??? Неразборчиво)в кож. тужурке на сапогах шпоры, ком. див. 245 ген. М-р Александров – «борва» (??? Неразборчиво) на «Виллис» с овчаркой.

Серж Курочкин комсорг б-на получил «За отвагу»

2-й Приб. Фронт

- многодне. пеший переход на 700 км. Баня каменка вши

- вход в «мешок» под Пустошкой

- перевод во взвод разведки 901 СП

- неоднократное участие в поиске за языком мед. «За отвагу»

- в землянке в нише перед входом и РПТ отошел рвочел (??? Неразборчиво) взорвал

- верхушки деревьев срезали из автоматов

Лен. фронт – думали что в Иран

- из Бологое в Максатиху на тендере паровоза

- встреча с родителями и д. Ваней, ожидание эшелона в Максатихе на вокзале

- подсел в свой вагон-теплушку к разведчикам

- Сонково (??? Неразборчиво) – Шлиссельбург, - Пушкин через перешеек и Л-Ф, наступление, 43 р-на аранненибаута (??? Неразборчиво)

- Таркищано (??? Неразборчиво) – утрата шинели и блокнота с фото

- Псков высота 55, 6

- попытка перейти через Чудск озеро (IMG_1558)

На ж-д Псков – РигаЭстонские националисты

VI. 1й Приб. Фронт или 3-й уточнить в брошюре СЗФ)

- наступление на 55, 6. Разведка боем, пропали без вести Ал-р Пономарев и Чебокин (??? Неразборчиво) (матрос с Питер (??? Неразборчиво)

Противотанковый ров заполнен трупами – наши и немцы

Пришлось ходить по трупам. Запах горелого чел. мяса жили в палатке в овраге у ручья, дерном отложили. Рядом солдаты 898 сп, тоже живут в землянках в берегу.

Расстрел по приказу ВГ самострела. Гибель Уголькова (??? Неразборчиво) в почек (??? Неразборчиво) Ссоры с ком-м взв Генкой Мягиным (??? Неразборчиво) из Сызрани.

- перевод во взвод автоматчиков ком-ром взвода

Мл. л-т Гриша Жуковский из Днепропетровска и л-т Витька Смирнов из Л-да из блатных, ком. роты ст. л-т Зраев Петя. Гибель молодого солдата 1926 г. р. Сорокващина (??? Неразборчиво) из взвода Жуковского.

- передислокация на лев фланг дивизии, затем на берег р……., вручение п/б в землянке на левом берегу.

- наступление выход в Эстонию. Валга. Налет наших штурмовиков. Рейды по тылам. Контузия. Потеря сознания, возвр. К своим

- р. Гауя, передача взвода в стр. роту. Налет из «Ишака» смерть солдата во время завтрака. У меня осколком пробило блокнот в левом кармане гимн. осколок задержала обложка п/б. Витька Смирнов в это время служил в похоронн команде, ехал на фаетоне – прямое попадание, разнесло в куски. Гибель Саши Вяротны (??? Неразборчиво) месть за него.

Р. Гаую форсировали 9 раз (запомнилось).

Освобождение Риги, с чердаков из пулеметов по нам латыши

- Слока (??? Неразборчиво), Кемери. Полк в резерве. Загадочное исчезновение к-на Кабанова – ПНШ – следы вели до одной вечеринки у латышей. Гибель Паши Землянского (??? Неразборчиво) где-то

- выпил кружку спирта у сапожника Коли Рогова (??? Неразборчиво) шил мне сапоги. Захмелел, стрелял из автомата. Взвод нес кар. Службу штаба полка

На другой день построение полка. Вручение благодарности Сталина за Ригу. Командир полка приказал зайти к нему (IMG_1559) На подступах к Риге погиб его адъютант л-т Леня Степаненко. КП предложил мне перейти к нему вместо Лени. Согласился.

Летом 1944 г. награжден орд. Кр. Звезды и присвоено звание мл. л-та с учетом училища

Посещение Риги. Гостиница (??? Неразборчиво). Цирк. Снял со с/кнажис (??? Неразборчиво)

VII. 1-й Укр. фронт = дорога больше 20 суток. Полушубки стали грязными (??? Неразборчиво). научился в преферанс.

- 59 армия дер. Ракшава под Жешувом (??? Неразборчиво) в Польше

- оставил фотоальбом

Самвомирский (??? Неразборчиво) плацдарм 2й орд. Кр. Звезды за битв в окруж.

- перевод в 135 СД – Краков, Чепстохова (??? Неразборчиво), Домбр (??? Неразборчиво)

- Бреславль – подробнее

- заняли Магдебург. Уличные бои, Гибель зам. ком. полка по строевой

Ранение ком. полка

7. 05. 45 г. Капитуляция Германии. Банкет

VIII. Мать

 

 

Выдержки из книг

(IMG_1561)

Н. М. Карамзин «Об истории гос-ва российского» период Иоанна III и Василия = 15 в. и 16 в.

«В каждом полку особенные сановники записывали имена храбрых и малодушных, означая первых для благословения государева и наград, а других для его немилости или общественного стыда»

Стр. 184-185.

«Бегство не всегда измена; гражданские законы не могут быть сильнее естественного: спасаться от мучителя; но горе гражданину, который за тирана мстит отечеству! »

При Иоанне Грозном вынуждены бежать из России князь Дмитрий Вашинсвицкий (??? Неразборчиво) к Сигизмунду. Знатные сословия, братья Алексей и Гаврило Черкасские – в Литву к Сигизмунду

Князь Андрей Курский – отличился в битве и советок (??? Неразборчиво) под Тулой и Казанью, в Башкирских степях и га полях Ливании – в прошлом Любимец и друг царя, имел славу заслуг, не имея ни малейшего пятна на сей славе в глазах потомства.

Отослал письмо – исповедь Иоанну из Вольмара (Литва) В ответном письме Иоанн пишет:

«Горе дому, коим владеет жена; горе царству, коим владеют многие! »

Фактически курский превратился в изменника и с 70 тыс войском литовцев, ляхов, немцев, прусских, випров, волозов двинулся к Полоцку.

Иоан еще больше стал подозрителен. Во всем увеличилось число доносчиков и клеветников. (IMG_1562)

«лучше дурной конец, нежели томительная неизвестность»

«Русский народ вообще, и русский солдат в частности, можно взбунтовать не «против царя», а только «за царя»

Грамотные – среди солдат того времени (1825 г. ) они были редкостью – и те наивно полагали, что «конституция», о которой трактуют господа офицеры, была не кто иная, как супруга царя Константина.

 

Павло Загребельный – «Ярослав Мудрый» «голодранцы всегда крепче в своей вере, ибо у них не остается ничего. Не дай народу разбогатеть – будешь иметь отары овец слепых в своей покорности, на этом стояло христианство»

(IMG_1563)

У. Шекспир = «Кориолан» - Кай Марций Кориолан

Мать Марция – Вопумния (??? Неразборчиво)

«Я послала его на жестокую войну, и он вернулся с дубовым венком на голове. Поверь дочь моя (говорит он Виргилии – жене Марция). Я меньше ликовала, узнав, что родила мужчину, чем тогда, когда узнала, что он показал себя доблестным мужем»

Вергилия: - А если бы он погиб на войне? Что тогда?

Вопуния – «тогда сына заменила бы мне его добрая слава, и в ней я обрела был потомство. Скажу тебе правду: будь у меня двенадцать сыновей и люби я каждого из них столь же горячо как, нашего славного Марция. Я легче бы смирилась с доблестной смертью одиннадцати за отечество, чем с трусливой праздностью двенадцатого»

Вопуния: - уже если я не в силах склонить тебя великодушным быть к обоим сторонам, а не сторониться добить одну из них, то знай, что, прежде чем двинуться на Рим, тебе придется ногою наступить на чрево той, что жизнь тебе дала.

Вергилия: - и на мое, где зачат, который должен имя твое сберечь

(IMG_1564)

(Использованные в тексте цитаты из Графа Монте Кристо, Твардовского – примечание УАС)

Патриарх Соденс (??? Неразборчиво) «Грешен не тот кто не грешит, а тот, кто не кается».

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.