Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Джеффри К. Зейг 28 страница



Следовательно, ключ к изменениям лежит в изменениях убеждений. Те убеждения, которых вы придерживаетесь, являются результатом прежнего референтного опыта. Именно опыт меняет людей. Разговор о какой-либо проблеме будет совершенно бесполезным, если мы не создадим для клиента основанный на реальном на опыте контекст, побуждающий его отказаться от старых убеждений или принять новые. Различные направления психотерапии отличаются друг от друга главным образом убеждениями, которые они стараются привить своим клиентам, а также используемыми подходами и техниками. Подходы и техники психотерапевта формируют и определяют референтный опыт клиента, в то время как он проходит психотерапию. Большинство направлений психотерапии столь озабочены применением своих техник, что упускают из виду ту задачу, для решения которой данные техники предназначены: дать клиенту референтный опыт, подходящий для данного индивида и в достаточной мере сильный, чтобы изменить его представления. Для того чтобы соответствовать предъявляемым ему требованиям, психотерапевт должен сосредоточиться на карте клиента, а не на своей собственной карте. Для того чтобы постоянно добиваться успеха, терапевтическое взаимодействие должно быть направлено на создание такого референтного опыта, который изменит карту клиента, а не пытаться вместить его в прокрустово ложе техники.

Критические замечания

Большинство моих критических замечаний относительно моделирования как основы психотерапевтической интервенции касается психотерапевтов, использующих этот подход, а не его воздействия на клиентов. Поскольку подход не ориентирован на технику, то его успех зависит в основном от психотерапевта, чьи когнитивные и поведенческие умения заменяют стандартные техники. Самый главный из этих когнитивных видов поведения — “снятие мерки”, или паттернинг — способность разглядеть присущие данному человеку паттерны поведения, вербального выражения и процессов мышления. Эти паттерны составляют основу создания модели клиента в его мире, а именно такую модель должен изменить психотерапевт. Научиться паттернингу непросто. Те, кто уже умеют это делать, становятся сторонниками данного направления психотерапии. Тех, кто это делать не умеет, моделирование озадачивает. И если они хотят освоить этот подход, им придется проделать большую работу. А это требует такой увлеченности и таких усилий, которые для большинства людей оказываются чрезмерными (и, возможно, ненужными). Одно из преимуществ психотерапевтической работы на уровне паттернов заключается в том, что она создает ситуацию ничем не ограниченного научения. Каждый новый клиент учит вас чему-то новому, добавляет свои краски в разнообразную палитру субъективного опыта человека, а не дает всего лишь дополнительные примеры уже известных проблем.

Есть в природе этого подхода нечто такое, что лучше всего можно выразить словами: “Научи меня, как быть тобою”. И это обращение не клиента, а психотерапевта. Первоначально психотерапевт выступает в роли учащегося. Задача заключается в том, чтобы понять, как клиент создает свой субъективный мир. После того как такое понимание достигнуто, психотерапевт может перейти к интервенциям на этом уровне. Подход труден для психотерапевтов, полагающих, что они немедленно должны проводить интервенции, и для тех, кто убежден в существовании “правильных” способов мышления и поведения. Такой психотерапевт, выслушав рассказ клиента о проблеме, сразу же будет “знать”, в каких изменениях тот нуждается и, соответственно, начнет стремиться осуществить эти изменения. Сильная же сторона модельного подхода заключается в признании того, что два человека могут испытывать одну и ту же проблему, но когнитивные паттерны, стоящие за этой проблемой, будут у них различны.

Следует указать на опасность, связанную с нашим подходом. Она заключается в очень большой личной ответственности человека за свои опыт и поведение, что является следствием известного положения: “Карта — это не территория”. Эмоции, поведение, навыки и убеждения — теперь уже не что-то такое, что происходит с вами, а то, что вы создаете (даже если делаете это не намеренно). Для многих людей сам факт, что они могут изменить свои переживания и поведение, становится указанием на то, что они должны осуществить такие изменения, и возлагает на них тяжелую ношу бесконечных оценок самих себя и манипулирования собой. Для других же способность выбирать остается просто тем, чем она является — свободой выбора.

Биография

Дэвид Гордон — частнопрактикующий психотерапевт в Окленде, штат Калифорния. Магистерскую степень он получил в 1978 г. в колледже Лоун Маунт (Сан-Франциско). Д. Гордон один из основоположников нейро-лингвистического программирования. С самого начала развития этого направления он тесно сотрудничал с Ричардом Бэндлером и Джоном Гриндером; проводил тренинги по НЛП в различных районах США. В последние несколько лет он изучает возможности НЛП как основы для моделирования опыта и поведения человека. Гордон является автором пяти книг, посвященных НЛП, метафорам, эриксоновским терапевтическим интервенциям и структуре опыта, а также множества статей, научных работ и киносценариев.

Литература

Bandler, R., & Grinder, J. (1975). The structure of magic (Vol. 1). Palo Alto, CA: Science and Behavior Books.

Cameron-Bandler, L. (1985). Solutions. San Rafael, CA: Future-Pace.

Cameron-Bandler, L., Gordon, D., & LeBeau, M. (1985). The EMPRINT method: A guide to reproducing competence. San Rafael, CA: Future Pace.

Cameron-Bandler, L., & LeBeau, M. (1986). The emotional hostage. San Rafael, CA: Future Pace.

Gordon, D., & Meyers-Anderson, M. (1981). Phoenix: Therapeutic patterns of Milton H. Erickson. Cupertino, CA: Meta Publications.

Korzybski, A. (1958). Science and sanity. Lakeville, CT: The International Non-Aristotelian Library Publishing Company.

2. ГИПНОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ

Психотерапия эго-состояний

Хелен Г. Уоткинс, Джон Г. Уоткинс

Определение

Психотерапия — это целенаправленное взаимодействие между двумя людьми, один из которых (клиент), ищет помощи у другого (психотерапевта). Клиенты страдают от тех или иных нарушений или болезненных симптомов, нарушающих комфорт или мешающих их социальной адаптации к среде, в которой они живут. Они вступают в межличностное взаимодействие с психотерапевтом, получившим профессиональную подготовку и знания, поскольку полагаются на его помощь.

Краткая характеристика

Сущность психотерапии составляют отношения между двумя участниками данного процесса. Важное значение имеют понимание психотерапевтом психологии и его технические навыки. Каждый психотерапевт работает в рамках определенной системы (психоаналитической, поведенческой, когнитивной или гуманистической), определяющей его понимание человеческой природы и ее несовершенства. В соответствии с этой системой психотерапевт прибегает к различным процедурам или взаимодействиям, чтобы помочь клиенту избавиться от симптомов, улучшить его адаптацию к окружению и способствовать укреплению отношений с другими. Процедуры могут носить характер активных интервенций или же быть настолько центрированными на клиенте, что последний ведет и контролирует психотерапию. Не существует таких процедур, которые помогали бы всем клиентам, но тесные, интерактивные отношения между клиентом и психотерапевтом способствуют лучшему пониманию существующих нарушений и облегчают их исправление.

Наш подход предусматривает использование широкого арсенала средств (психоаналитических, когнитивных, поведенческих или заимствованных из гуманистической психологии), часто применяемых в сочетании с гипнозом. Мы понимаем гипноз как опыт интенсивных межличностных отношений, дающий доступ к закрытым (бессознательным) уровням функционирования личности. В состоянии гипноза клиенты часто могут вспомнить важные (и забытые) события жизни, высвободить связанные или диссоциированные аффекты и действовать в соответствии с конструктивными внушениями.

В нашем представлении структура личности представляет собой множественность, организованную в различные паттерны эго-состояний. Эго-состояние мы понимаем как совокупность различных видов поведения и опыта, связанных некоторыми общими принципами и отделенных от других подобных образований более или менее прозрачными границами. В состояниях, определяемых преимущественно настроениями, эти границы бывают прозрачными, в случае же множественной личности они жестки и непроницаемы, что ограничивает или почти исключает общение между подобными образованиями. Таким образом, проницаемость границ образует континуум. Существует множество градаций между настроениями на одном конце континуума и подлинными, открыто множественными личностями — на другом.

С помощью гипноза это-состояния могут быть активизированы, а внутриличностные конфликты между ними — выявлены и устранены. В психотерапии эго-состояний техники групповой и семейной психотерапии используются для разрешения конфликтов между различными эго-состояниями, образующими в индивиде своего рода “семью”.

Гипноалитические процедуры психотерапии эго-состояний, если они используются в тесной межличностной связи с психотерапевтическим “Я” резонирующего психотерапевта, ведут к улучшению общего состояния большинства клиентов.

Биографии

Хелен Г. Уоткинс — психолог, состоящий в штате Консультационного центра университета Монтаны. Магистерскую степень по психологии она получила в университете Монтаны. Х. Уоткинс является автором или соавтором более чем тридцати пяти публикаций, членом Общества клинического и экспериментального гипноза. Самостоятельно и совместно со своим мужем Джоном Г. Уоткинсом она проводила многочисленные тренинги и семинары для тех, кто совершенствуется в гипнотерапии. Работала в Международном университете последипломного образования в Швейцарии, в технологическом институте Флориды и университете Монтаны.

Джон Г. Уоткинс — президент Общества клинического и экспериментального гипноза, Американского совета психологического гипноза и Международного общества гипноза. Степень доктора психологии он получил в университете Колумбии. Будучи дипломированным психоаналитиком, Уоткинс написал шесть книг и более ста статей по психотерапии, клиническому гипнозу, теориям личности, психологическому тестированию, судебной психологии и психотерапии эго-состояний. Вместе со своей женой Хелен Г. Уоткинс он читал лекции и проводил семинары во многих университетах, медицинских школах, больницах в США, Европе, Южной Африке, Азии, Австралии и Новой Зеландии.

Литература

Watkins, J. G. (1978). The therapeutic self. New York: Human Sciences Press.

Watkins, J. G., & Watkins, H. H. (1979). The theory and practice of ego-state therapy. In H. Grayson (Ed. ), Short Term Approaches to Psychotherapy (pp. 176—220). New York: Human Sciences Press.

Watkins, J. G., & Watkins, H. H. (1981). Ego-state therapy. In R. J. Corsini (Ed. ), Handbook of innovative psychotherapy (pp., 252—270). New York: Wiley.

Интегративная гипнотерапия

Д. Корайдон Хеммонд

Определение

Интегративная гипнотерапия представляет собой особый вид психотерапии: гипноз используется в ней для того, чтобы сконцентрировать внимание, облегчить восприятие идей и усилить мотивацию. Этот многомерный, интегративный подход объединяет в себе методы многих гипнотических подходов. В нем используются прямые, косвенные и ориентированные на инсайт техники изменения поведения, аффект, физиологические процессы, воображение, когнитивные процессы и внутренний диалог. Гипноз используется для изучения функций бессознательного, объяснения факторов истории и утилизации бессознательных ресурсов. Развитие навыков самовнушения повышает возможности индивида и помогает ему лучше организовать свою деятельность.

Краткая характеристика

Интегративная гипнотерапия является частью нового, набирающего силу движения, направленного на создание эклектической, всеобъемлющей психотерапии. Влияние на ее возникновение и развитие оказали такие новаторы как Торн, Лазарус, а в более позднее время Бойтлер, Прохаска, ДиКлементе, Норкросс, Хеммонд и Стенфилд. Интегративная гипнотерапия продолжает традицию, берущую начало от Милтона Эриксона, который отказывался ограничивать свою деятельность рамками одной теоретической системы. Это следовало бы иметь в виду тем, кто пытается в последнее время создать эриксоновскую теорию и ориентацию.

Интегративная гипнотерапия считает, что большинство проблем порождается множественными детерминантами, и указывает на необходимость принимать во внимание особенности личности клиента. В этом направлении психотерапии выбор используемых техник осуществляется на основании показаний и противопоказаний, устанавливаемых эмпирическим путем и с помощью экспериментальных оценок, а не исходя из теории. Интегративная гипнотерапия многомерна: она уделяет внимание проблемному поведению, аффекту, сенсорно-физическим факторам, воображению, когнитивным процессам, контексту, складывающемуся из межличностных отношений и окружения, а также медикаментам или биологическим факторам. Все это вместе обозначается аббревиатурой “BASIC ID”*.

Многие гипнотерапевты используют ограниченный набор интервенций. В интегративной гипнотерапии используется опыт психотерапевтов, относящихся к различным направлениям: авторитарному (Крогер, Хартланд, Ла Скола, Эриксон); недирективному (Эриксон, Росси, Зейг, Томпсон, Япко, Гиллиган); пермиссивному (Дж. Барбер, Роджер, Сектер, Араоз); метафорическому (Эриксон, Лэнктон, Барретта, Розен, Баркер, Гордон); директивно-структурному (Шпигель, Красильнек, Уэстер, Соскис, Вайценхоффер); аналитическому и ориентированному на инсайт (Чик, Лекрон, Вольберг, Уоткинс, Браун, Фромм, Эдельштайн, Даймонд, Сейкердоут, Райт, Барнетт, Меррей-Джобсис, Штайн); поведенческому (Кларк, Джексон, Крогер, Фезлер, Денгроув, Лазарус, Котела); когнитивным (Лазарус, Эллис, Гулден); медитативным (Мирис, Бенсон, Борисенко); управляемого воображения (Бреслер, Россмен, Шейкх, Корн, Ахсен, Шорр); аутогенного тренинга (Дженкс, Лютер, Шульц); эксперименталистскому (Хилгард, Эванс, Перри, Шихен, Линн, Орне); легкого транса (некоторые из последователей Эриксона); глубокого транса (Эриксон, Сейкердоут, Тарт, Уоткинс, Вольберг, Хартленд).

После установления психотерапевтического альянса в интегративной гипнотерапии могут использоваться следующие стратегии и связанные с ними техники:

l Бессознательное исследование и усиление инсайта (идеомоторное исследование, техника “внутреннего советника”, направленное воображение, гипнопроективные техники).

l Изменение восприятия (постгипнотические внушения, рефрейминг, метафоры, укрепление Эго, техника идеала Эго, разрешение на транс, амнезия, переориентация времени, искажение времени).

l Разрешение конфликта: межличностного (психотерапия эго-состояний и переговоры, альтернативное удовлетворение потребности, техника слияния крайностей) и внутриличностного (возрастная регрессия и отреагирование, гипнодрама).

l Отреагирование и благоприятствование эмоциональным процессам (возрастная регрессия, “аффективный мост”, отреагирование, интенсификация аффекта).

l Уменьшение и изменение аффекта (рефрейминг, рационально-эмоциональные внушения, терпимость в отношении аффекта, техники изменения условных рефлексов).

l Контроль и стимулирование поведения (постгипнотическое внушение, моделирование ситуации в воображении и “репетиция” предстоящего события, движение по линии времени).

l Физиологический контроль и физиологическая перестройка (анестезия, управление сосудодвигательными реакциями, гиперстезия).

Гипнотерапевтические стратегии и техники выбираются в соответствии с потребностями клиента, особенностями его личности, склонностями, ожиданиями, способностью к диссоциации, отношением к гипнозу, количеством факторов BASIC ID, “задействованных” в их проблеме, характером проблемы (является ли она ситуационной и острой или укоренившейся и хронической, является она привычкой или связана с различными этиологическими факторами и выполняет адаптационные функции). Упор делается на соответствии психотерапии индивидуальным особенностям клиента. Другим важным обстоятельством является уровень реактивного сопротивления: один клиент может стремиться контролировать свое состояние и будет сопротивляться любым попыткам оказать на него влияние, другой же станет ожидать внешнего контроля. Исходя из уровня реактивности, мы определяем, должен ли (и насколько) психотерапевт быть в своей работе недирективным, пермиссивным и использовать метафоры, или же наоборот — директивным, жест­ким и даже авторитарным. Для терапевта также важно знать, как воспринимает клиент гипноз. На этом основании психотерапевт определяет степень директивности или недирективности.

Критические замечания

Недостатки . Исследования эффективности подхода не проводились, не существует и надежных критериев показаний и противопоказаний, а также выбора техник в соответствии с особенностями клиента. Так, например, большинство проведенных в последнее время исследований определенно показывает отсутствие различий в эффективности недирективного и пермиссивного подхода в сравнении с директивным подходом и авторитарными внушениями. Но ведь эти интервенции осуществлялись без учета особенностей клиентов (их ожиданий, предпочтений, черт личности и уровня сопротивления). Таким образом, для выбора стратегий и техники все еще не используются четкие критерии, и выбор осуществляется на основании эмпирических данных и клинического опыта. Психотерапия все еще остается в значительной мере искусством, ее научное развитие находится пока в эмбриональной стадии. Должны быть обнародованы систематические и четко сформулированные критерии, которыми можно было бы воспользоваться при выборе стратегий и техник в работе с различными клиентами. Сейчас этот процесс происходит.

Клиницисты-новички будут чувствовать себя неуверенно, не имея в качестве руководства какого-либо направления психотерапии, где принят ограниченный арсенал средств. Интегративная гипнотерапия требует разносторонней образованности, внимательной оценки и тщательного планирования работы, а не просто прилежного следования правилам. Гипнотерапия имеет ограничения, связанные не только с недостаточной предрасположенностью к гипнозу некоторых клиентов, но и главным образом как системная или средовая интервенция. Гипноз лучше всего сочетается с эклектической психотерапией, где используется широкий спектр средств.

 

Преимущества . Каждый гипнотерапевтический подход имеет своих приверженцев. Одни отдают предпочтение прямому внушению, другие — косвенному, третьи — метафорам или гипнопроективным техникам. И каждый подход имеет свои слабые стороны и ограничения. Время для общей теории еще не наступило, и об изменениях, происходящих в нашей дисциплине, можно сказать следующее: приверженность тем или иным теориям сменяется признанием значения техник и эклектического подхода. Так, например, бихевиоризм за последние три десятилетия расширил свои границы, включив в себя когнитивные факторы, а рациональная психотерапия ассимилировала поведенческие методы и методы работы с эмоциями. Слишком часто различные школы понимаются как соперничающие друг с другом, а не как дополняющие. И каждая школа полагает, что только она несет свет истины. Торн сказал, что приверженность одному-единственному направлению можно сравнить с приверженностью скрипке с одной струной, в то время как доступен широкий спектр инструментов.

Реальность требует от нас эклектического подхода как в гипнотерапии, так и в психотерапии. Вот почему от 30 до 54 процентов психотерапевтов считают себя эклектиками, а самые опытные психотерапевты не соглашаются на ограничения, налагаемые той или иной теоретической системой. Таким образом, интеграционные процессы в гипнотерапии соответствуют интеграционным тенденциям в психотерапии вообще, что позволяет психотерапевтам проявлять большую гибкость и в большей мере соответствовать в своей работе потребностям и чертам личности своих клиентов при всем их многообразии. Использование лучших концепций эклектической психотерапии в специфических условиях гипнотерапии также позволяет гипнотерапии легче интегрироваться в широкое, эклектическое направление психотерапии. Кроме того, некоторые исследования свидетельствуют о том, что отсутствие индивидуального подхода ведет к плачевным результатам, а результаты индивидуального подхода в гипнозе — позитивные. Многие из тех, кто считает себя сторонниками индивидуального подхода в гипнозе, являются ими только на словах. Если вы используете в работе с каждым клиентом косвенные внушения, метафоры, прямые внушения или гипнопроективные техники, то это еще не индивидуализация. Много ценных методов может быть заимствовано из работ психотерапевтов, весьма отличающихся друг от друга.

Биография

Д. Корайдон Хеммонд — адъюнкт-профессор физической медицины и восстановления здоровья Медицинского университета в Солт-Лейк-Сити, где он ведет и частную практику. Степень доктора философии Хеммонд получил в 1974 г. в университете штата Юта. Он является членом исполнительного комитета Американского общества клинического гипноза. Более пяти лет он был главным редактором бюллетеня этого Общества. Он проводит семинары и тренинги во многих городах США и Канады. На протяжение трех лет он был президентом Общества клинического гипноза штата Юта. Он написал четыре книги (в том числе “Как научиться клиническому гипнозу” и “Наведение гипноза и внушение”), одиннадцать глав в книгах и свыше двух десятков статей в специальных журналах. Он также редактор-консультант и член редакционного совета “Монографий Эриксона”. Хеммонд сертифицированный семейный терапевт и гипнотерапевт; он занимается также супервизией в области семейной терапии и терапии супружеских пар в штате Юта.

Литература

Beutler, L. E. (1986). Systematic eclectic psychotherapy. In J. C. Norcross (Ed. ), Handbook of eclectic psychotherapy (pp. 94—131). New York: Brunner/Mazel.

Hammond, D. C. (1984). Myths about Erickson and Ericksonian hypnosis. American Journal of Clinical Hypnosis, 26, 236—245.

Hammond, D. C. (1985). An instrument for utilizing client interests and individualizing hypnosis. Ericksonian Monographs, 1, 111—126.

Hammond, D. C. (1987). Manual for self-hypnosis. Des Plaines, IL: American Society of Clinical Hypnosis.

Hammond, D. C. (1988a). Hypnotic induction and suggestion. Des Plaines, IL: American Society of Clinical Hypnosis.

Hammond, D. C. (1988b). Learning clinical hypnosis: An educational resources compendium. Des Plaines, IL: American Society of Clinical Hypnosis.

Hammond, D. С. (1988с). Will the real Milton Erickson please stand up? International Journal of Clinical and Experimental Hypnosis, 26, 173—181.

Hammond, D. C. (1990). Handbook of hypnotic suggestions and metaphors. New York: Norton.

Hammond, D. C., Hepworth, D. H., & Smith, V. G. (1977). Improving therapeutic communication. San Francisco: Jossey-Bass.

Hammond, D. C., & Stanfield, K. (1977). Multidimensional psychotherapy. Champaign, IL: Institute for Personality and Ability Testing.

Lazarus, A. A. (1981). The practice of multimodal therapy. New York: McGraw-Hill.

Norcross, J. C. (1986). Handbook of eclectic psychotherapy. New York: Brunner/Mazel.

Norcross, J. С., & Prochaska, J. 0. (1982). A national survey of clinical psychologists: Affiliations and orientations. Clinical Psychologist, 35(3), 4—6.

Smith, D. S. (1982). Trends in counseling and psychotherapy. American Psychologist, 37, 802—809.

Thorne, F. C. (1967). Integrative psychology. Brandon, VT: Clinical Psychology Publishing.

Гипно-игровая терапия

Мариан Каплан Шапиро

Определение

Психотерапия является процессом восстановления потерянного “Я”. Мы не пытаемся получить определенный результат. Вместо этого мы стараемся создать место, где клиенты могли бы чувствовать себя в безопасности и в “питающей”, “взращивающей” обстановке нашли бы то, что потеряли. Быть психотерапевтом — значит иметь честь оказывать им помощь в таком поиске.

Краткая характеристика

Человек — единственное из живых существ, физически не способное в годовалом возрасте позаботиться о себе. И нет ни одного общества, в котором считалось бы, что ребенок может стать полностью самостоятельным, прежде чем пройдет как минимум еще одиннадцать лет. И даже после этого, по крайней мере в западной культуре, еще в течение шести-двенадцати человек считается ребенком.

Я думаю о взрослых как о людях, которым удалось выжить несмотря ни на что. В процессе взросления их черты — и присущие всем людям, и характерные только для данного индивида — то сдерживаются в развитии, то стимулируются, а иногда их сознательно или бессознательно пытаются изменить по меркам, принятым в ближайшем окружении или социальной среде человека. Дети — маленькие, взрослые — большие. Дети долгое время остаются зависимыми. Неудивительно, что они подчиняются, теряя при этом часть самих себя. Неудивительно и то, что, став родителями, они по тем же самым схемам растят новое поколение детей и передают им свой опыт.

Но я все же оптимистка и верю в то, что взрослые еще могут восполнить многие психологические потери, которые понесли в детстве. Я признаю (особенно в случаях серьезных травм), что невозможно просто убрать все источники страданий, полностью освободив человека от боли. Но в своей работе я исхожу из убеждения, что нет необходимости мириться с ущербностью жизни. Порочный круг, по которому передаются проблемы от родителей к детям, может быть разомкнут. Я видела впечатляющие результаты, которые свидетельствуют о том, что мои предположения отражают реальность.

Я прагматик, и мне представляется целесообразным руководствоваться в работе следующей аксиомой: если возможно, отнесите проблему к тому времени, когда она возникла. Будучи гипнотерапевтом и психологом, я разработала метод, который называю гипно-игровой психотерапией. Гипно-игровая психотерапия заключается в целенаправленном использовании игровой психотерапии при работе со взрослыми, пребывающими в гипнотическом состоянии, во время которого они “переносятся” в соответствующий возраст (возрастная регрессия). Гипнотерапевты часто используют прием возрастной регрессии, в результате чего клиент чувствует то, что он чувствовал в соответствующем возрасте. Таким образом, клиент получает возможность проходить психотерапию в том возрасте, в котором возникла проблема, когда он еще не мог получить помощи. Эта работа может охватывать все периоды жизни клиента, вплоть до младенчества. И может быть ограничена определенными периодами, либо охватывать большой срок (как бывает в работе с характерологическими нарушениями).

Критические замечания

Мало кто из психотерапевтов не согласится сегодня с утверждением, что идеальным бывает такое развитие “Я”, которое происходит в соответствии с врожденными чертами индивида. Имеем ли мы в условиях демократической культуры основания утверждать, что мы лучше других знаем, что следует делать, и становиться Генри Хиггинсами по отношению к компании податливых Элиз? Даже если бы у нас и были такие склонности — а кто из нас не пытался навязать клиенту “лучший” образ действий, — мы потерпим неудачу. Растение не станет собакой, даже если мы убеждены в том, что для него было бы лучше, если бы оно умело лаять!

Ни гипнотерапия в целом, ни гипно-игровая терапия в частности, не являются подходящими для любых клиентов и для всех без исключения проблем. Некоторым людям подойдет медикаментозное лечение. Я отношу себя к гуманистам, но категорически не согласна с теми, кто во имя гуманизма некритически отрицает все биологические интервенции. Для других больше подойдут методы биологической обратной связи, психоанализ, психодрама, групповая психотерапия, психодинамическая психотерапия. Существует множество подходов, и выбирать следует с учетом особенностей человека и его ситуации. Если бы у меня была волшебная лампа Алладдина, то вот мое единственное желание: пусть наше отношение будет непредвзятым. Будем считать, что знание теории позволяет нам всего лишь задавать новые вопросы. Благодаря этому мы сохраним способность к живому восприятию и сможем лучше помогать тем, кто приходит к нам со своими проблемами.

Биография

Мариан Каплан Шапиро — практикующий психолог и гипнотерапевт в Лексингтоне, штат Массачусеттс. Она работает также в Массачусеттской Школе профессиональной психологии. Степень доктора педагогики она получила в 1978 г. в Гарвардском университете. М. Шапиро автор нескольких журнальных статей и вышедшей в 1988 г. книги “Второе детство: гипно-игровая психотерапия”.

Литература

Shapiro, M. K. (1988a). Hypno-play therapy with adults: Theory, method, and practice. American Journal of Clinical Hypnosis, 31{1), 1—10.

Shapiro, M. К. (1988b). Second childhood: Hypno-play therapy with age-regressed adults. New York: Norton.

XI. В ПОИСКАХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

ПСИХОТЕРАПИИ:

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ

Джеффри К. Зейг, В. Майкл Мьюнион

В заключительной главе мы попытаемся дать общее определение психотерапии, которое соответствовало бы определению “на уровне семейства”, приведенному в главе I; мы расширим таксономическую метафору, чтобы исследовать те экологические ниши, где сформировалась психотерапия, и вновь рассмотрим единицы анализа.

Предлагаемые определения психотерапии



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.