|
|||
Джеффри К. Зейг 24 страницаЛитература Malcolm, A. (1975). The tyranny of the group. Totowa, NJ: Litt-lefield, Adams & Co. Moreno, J. L. (1946). Psychodrama (Vol. 1). Beacon, NY: Beacon House. Moreno, J. L. (1953). Who shall survive? Beacon, NY: Beacon House. (Original work published 1934). Moreno, J. L. (1966). Psychiatry of the twentieth century: Function of the universalia, time, space, reality and cosmos. Group Psychotherapy, 19, 146—158. Moreno, J. L., & Moreno, Z. T. (1959). Psychodrama (Vol. 2). Beacon, NY: Beacon House. Moreno, J. L., & Moreno, Z. T. (1975). Psychodrama (Vol. 3). Beacon, NY: Beacon House. Клиническая ролевая игра: психодраматическая психотерапия Дэвид А. Киппер Определение Психотерапия с помощью метода клинической ролевой игры представляет собой применение психологических знаний в систематической процедуре, включающей отыгрывание личных переживаний с помощью техник имитационного моделирования в соответствующих условиях. Применение таких техник и создание подобных условий облегчает психологические процессы, связанные с желательными для участников изменениями. Краткая характеристика Клиническая ролевая игра не является новой формой психотерапии. Это, по существу, новая концепция существующего метода психодрамы, другие процедуры исполнения ролей и репетиции поведения. Можно сказать, что наш подход представляет собой попытку дать методу ролевой игры самостоятельное обоснование и предоставить ему отдельный статус, независимый от какой-либо психотерапевтической теории. Формулировка такого отдельного подхода означает более широкое принятие психологической работы с клиентами, основанной на ролевой игре, и уменьшает потенциальный конфликт с большинством существующих психотерапевтических модальностей. Почему до сих пор не складывалась такая объединяющая, “идеологически нейтральная” концепция? Не странно ли это? Дело в том, что классическая психодрама (о которой думали, что она будет способствовать широкому использованию в психотерапии ролевой игры) добилась, в известном смысле, противоположных результатов. Психодраматический метод, предложенный Дж. Л. Морено, всегда считался неотделимым от его теории спонтанности-креативности. Такая характеристика этого метода порождает концептуальный конфликт у многих клиницистов, придерживающихся других теорий. Для тех, кого привела в смятение эта дилемма, и для тех, кто ее решил, отказавшись от теории Морено, но продолжая применять ролевую игру, необходимо было найти новое рациональное обоснование подобных интервенций. И в самом деле, это привело к разработке нескольких принципов, на основе которых и была создана независимая концептуальная система в виде парадигмы имитационного моделирования поведения. Это позволило использовать метод, получивший известность как клинические ролевые игры. Наиболее важным концептуальным элементом стала трактовка ролевой игры как особой формы имитации. Такая точка зрения привела к двум выводам: (1) конкретное изображение конфликтов и форм поведения, связанных с рассматриваемой в психотерапии проблемой, следует считать ценным компонентом психотерапевтического процесса; (2) использование таких “симуляций” в психотерапии заслуживает одобрения. Конкретизация (непосредственное проигрывание личностного опыта) расширяет значение предъявляемых проблем, поскольку создает оптимальные возможности как для спонтанной, непроизвольной коммуникации, так для и символической, намеренной. Следовательно, для психотерапевтов конкретизация означает повышение вероятности того, что их реакции действительно “встречаются” с реакциями и опытом клиентов. Клиентам же конкретизация дает прямой способ выражения своих трудностей. В ходе интерактивного процесса конкретизация облегчает устранение взаимного непонимания и способствует точности восприятия. Другой характерной чертой психотерапевтического аспекта клинической ролевой игры является использование техник имитации в контексте “симулированных” условий. Мы исходим из предположения, что различные виды таких условий создают различные связанные с опытом (то есть феноменологические) состояния. Это, в свою очередь, облегчает возникновение различных психологических процессов, имеющих различные исходы. Клинические наблюдения и начальные эмпирические данные подтверждают правильность подобного предположения. Приведенное выше определение характеризует клиническую ролевую игру как один из видов “систематической” психотерапевтической процедуры. Оно подразумевает, что ведение психотерапевтического процесса является направленным, и последовательность изображаемых эпизодов подчиняется определенным правилам. Сформулированное положение объясняется необходимостью обеспечить адекватное участие в исполнении ролей. И наконец, требование, согласно которому метод должен основываться на “психологическом знании”, не является чем-то присущим только клинической ролевой игре. Я полагаю, что это требование является общим для всех методов психотерапии. Критические замечания Рассмотрим несколько интересных аспектов психотерапии с использованием клинической ролевой игры. Во-первых, как уже указывалось, ее основная парадигма основана на концепции имитационного моделирования — идее, которая может быть включена во многие психотерапевтические подходы. Во-вторых, используются понятия и гипотезы, поддающиеся экспериментальной проверке. В-третьих, этот метод позволяет клиентам экспериментировать с различными видами поведения, принятия решения и своими реалистическими или фантазийными устремлениями, не сдерживая себя из страха перед неизбежными последствиями в реальной жизни. В этом смысле наш метод является уникальной лабораторией, где происходит репетиция жизни. Клиническая ролевая игра предлагает осмысленную среду для разрешения неразрешенных проблем и эмоциональных конфликтов. При использовании в групповой психотерапии (а именно там чаще всего применяется клиническая ролевая игра) участие других членов группы как помощников для работы с различными техниками вносит инсайты в групповую динамику и ее социометрические структуры. Важным ограничением клинической ролевой игры является то, что она представляет собой в первую очередь метод работы, а не теорию развития человека или психопатологии. Следовательно, планируя ход психотерапевтических интервенций (их содержание и фокус, психологические процессы и их цели), психотерапевт исходит из предпочтительных для себя теорий личности и психотерапии. Более того, данный метод не является единственной формой психотерапии. Он может использоваться в качестве главной психотерапевтической оси, дополняемой другими видами психотерапевтической работы — как вербальными, так и невербальными. Далее. Исследования подтвердили ряд предположений, касающихся эффективности различных компонентов метода, например, в уменьшении сопротивления и скованности. Но многие другие компоненты все еще ждут своей эмпирической оценки. Получив такую информацию, мы наверняка узнаем больше как о достоинствах, так и о недостатках клинической ролевой игры. Биография Дэвид А. Киппер — профессор психологии университета Бар-Илан в Рамат-Гане, Израиль. Степень доктора психологии он получил в 1969 г. в Университете Дархема, Англия. Киппер изучал психодраму под руководством Дж. Л. Морено и проходил стажировку в Университете штата Нью-Йорк. Он является сертифицированным психодрама-тренером и президентом Американского общества групповой психотерапии и психодрамы. Киппер опубликовал много работ, в том числе и книгу “Клинические ролевые игры и психодрама”. Он был одним из издателей “Журнала групповой психотерапии, психодрамы и социометрии”. Литература Kipper, D. A. (1986). Psychotherapy through clinical role playing. New York: Brunner/Mazel. Kipper, D. A. (1987). On the definition of psychodrama: Another view. Journal of Group Psychotherapy, Psychodrama and Sociometry, 40, 164—168. Moreno, J. L. (1964). Psychodrama (Vol. 1). New York: Beacon House. Групповая когнитивно-межличностная терапия Дэвид М. Рот Определение Главными целями когнитивно-межличностной групповой психотерапии является устранение эмоционального и психосоциального дистресса. Психотерапевты, придерживающиеся данной концепции, полагают, что эти цели могут быть достигнуты в ходе выявления и коррекции дисфункционального мышления и дезадаптивных паттернов отношений. При этом применяются когнитивно-поведенческие техники и техники совершенствования навыков отношений. Психотерапевтическая группа, с предлагаемыми ею разнообразными социальными стимулами, служит оптимальной средой, в которой человек может обнаружить, проверить, исправить или изменить свои ошибочные убеждения и неэффективные способы взаимодействия с другими людьми. Краткая характеристика Основное положение когнитивно-межличностного подхода заключается в том, что симптоматический дистресс представляет собой проявление дисфункциональных убеждений индивида относительно себя и других. Так, например, клиент, считающий себя неполноценным, а других — безразличными к нему, подвержен повышенному риску впасть в состояние депрессии. Можно утверждать, что иррациональные и пораженческие убеждения часто порождают соответствующие неэффективные паттерны поведения в межличностной сфере. Отсюда следует второе основное положение когнитивно-межличностной модели: как непродолжительные, так и длительные нарушения межличностных привязанностей и принадлежностей способствуют дальнейшему подрыву эмоциональной целостности индивида. Человек, считающий себя неполноценным, а других людей — безразличными к нему, вряд ли получит от своего окружения поддержку, ободрение и утешение. Третье основное положение данного направления психотерапии: дисфункциональные паттерны межличностных отношений и когнитивные схемы постоянно воссоздают самих себя. Повторяющиеся неэффективные схемы межличностных отношений не только не ведут к возникновению корригирующей обратной связи, но могут вызывать у социального окружения реакции, подкрепляющие основные убеждения. Человек, чувствующий себя неполноценным, вероятно, будет выслушивать от своих друзей поучения; подозрительный супруг может способствовать тому, что его жена станет скрытной; а клиенты, считающие, что их нельзя любить, скоро обнаружат, что психотерапевт уделяет им слишком мало внимания. Психотерапевтическая группа представляет собой удивительную, близкую к естественной среду, где ее участники могут обращаться к сферам соприкосновения с дисфункциональными убеждениями, дезадаптивными межличностными отношениями и симптоматическим дистрессом. В такой среде может раскрыться вся глубина, весь масштаб и вся сложность внутрипсихических процессов и межличностных связей. В ходе психотерапевтической работы, идущей месяц за месяцем, человек вступает во взаимодействие с товарищами по группе. Оно дает ему важный в клиническом отношении материал, касающийся его когнитивной сферы и особенностей взаимодействия с другими. В ходе индивидуальной психотерапии получить подобный материал было бы невозможно. Далее. Поскольку застарелые пораженческие паттерны индивида систематически провоцируются, а затем ставится под вопрос их оправданность, группа создает условия, в которых может быть рассмотрено и понято поведение индивида в сфере межличностных отношений, — поведение, вызывающее такие паттерны и способствующее их сохранению. Умение применять когнитивно-поведенческие техники является необходимым, но недостаточным условием эффективного проведения когнитивно-межличностной психотерапии. Необходимо также понимание группового процесса и умение использовать его в своей работе. Слишком часто когнитивная групповая психотерапия принимает форму индивидуальной терапии то одного, то другого участника группы, а вся остальная аудитория при этом просто скучает. Компетентное соединение когнитивно-поведенческих методов и приемов, используемых в групповой работе, оказывает мощное психотерапевтическое воздействие. Своевременные когнитивные интервенции могут проходить как на групповом, так и на индивидуальном уровне. Вполне в когнитивно-поведенческом духе клиент может получить помощь со стороны членов группы и психотерапевта, для того чтобы научиться выявлять, проверять, подвергать сомнению и корректировать когнитивные нарушения и дезадаптивные паттерны во взаимоотношениях. Психотерапевт — специалист когнитивно-межличностной групповой психотерапии может не только способствовать приобретению навыков, но и использовать для дальнейшего смягчения симптоматического дистресса такие качества группы, как сплоченность, альтруизм и универсальность. Более того, такая межличностная среда способствует личностному росту и является относительно безопасной для экспериментов с новыми и потенциально рискованными убеждениями, отношениями и навыками совладания. Подобным образом группа может выявлять, проверять, ставить под сомнение и модифицировать свои собственные дисфункциональные нормы и ритуалы. Так, например, группа может предположить, что она использует в качестве “козла отпущения” одного из участников, во всеуслышание объявившего о своей “неполноценности”. Или же использовать стандартные упражнения на самоутверждение как катализатор открытого выражения агрессии по отношению к сильным фигурам группы. Так или иначе, каждая успешная психотерапевтическая интервенция воздействует как на группу в целом, так и на отдельных ее членов. Критические замечания Межличностные сравнения — обычный атрибут терапевтической группы. Практика групповой работы позволяет участникам группы живо прояснять относительные достоинства и недостатки уникальных личностных характеристик. Мудрость группы напоминает нам: в одних обстоятельствах данное качество может быть достоинством, а в других — нет. Сравнение концепций позволяет исследователю выявить как сильные, так и слабые стороны той ориентации, которой он придерживается. Когнитивно-поведенческая психотерапия по традиции считается индивидуальной психотерапией. На заре ее существования когнитивно-поведенческий консультант был своего рода учителем, проводившим уроки в соответствии с требованиями дидактики. Этот подход превратился в когнитивно-межличностную психотерапию, когда было достигнуто важное понимание того, что психотерапевтическая работа осуществляется в ходе взаимоотношений двух людей (диадических отношений). Учитель повзрослел и ныне помогает своему ученику использовать психотерапевтический контакт (встречу) как еще один род значимых отношений, в ходе которых могут подвергаться проверке и коррекции основные дисфункциональные убеждения и паттерны взаимодействия. Группа же, являясь социальным микрокосмом, создает такие возможности диагностирования и психотерапии, которых нелегко добиться при работе в диаде. Разнообразие и многочисленность социальных стимулов пробуждает массу убеждений и паттернов взаимодействия. Психотерапевт, выступая в роли диагноста, нередко наблюдает важные для психотерапии явления, события, а не узнает о них из сообщений своих клиентов, часто искажающих истину. Строя мост между психотерапией и средой, находящейся за пределами психотерапевтического кабинета, мы способствуем реализации изменений, происшедших с клиентом в ходе психотерапии, в его повседневной жизни. Группа представляет собой удобное и относительно безопасное место, где человек может выявить и исправить ошибки своего восприятия окружения. На деле для многих клиентов группа является единственной дружественной и безопасной социальной средой, где они могут выполнять домашние задания психотерапевта, связанные с межличностными отношениями. Убежденность клиента в том, что он одинок в этом мире и никто не способен понять его проблемы, усиливает симптоматический дистресс. Неотъемлемое свойство группы стимулировать сплоченность и акцентировать то обстоятельство, что с проблемами экзистенции сталкивается каждый человек, имеет большую психотерапевтическую ценность. Сказанное не относится к некоторым клиентам с сильными клиническими или характерологическими нарушениями, для которых воздействие группы оказывается слишком сильным. Индивиды, страдающие параноидными, шизоидными и шизотипическими нарушениями личности, инвалидизирующими социальными фобиями и депрессиями ангедонического типа, могут оказаться не готовыми к тому, чтобы посещать группу. Некоторые люди за свою жизнь получили так много синяков и шишек или так часто им не уделяли никакого внимания, что они не видят в группе надежной среды, в которой можно получить поддержку. Многие из них никогда не смогут войти в психотерапевтические группы. Однако значительной части это удастся, но только после индивидуальной психотерапии, в ходе которой будут установлены глубокие отношения доверия с психотерапевтом. В заключение — несколько слов о чрезмерном увлечении когнитивно-межличностной психотерапией. Симптоматический дистресс, расстройства мышления, нарушенные отношения часто являются результатом биохимических нарушений. В таких случаях, как обострение шизофрении или маниакальные эпизоды, групповая конитивно-межличностная психотерапия может быть лишь слабым дополнением к фармакотерапии. Однако если клиент в состоянии поддерживать контакт с реальностью, следует рассмотреть возможности ее применения. Биография Дэвид М. Рот руководит несколькими программами в больнице города Балтимор, штат Мериленд. Он является также профессором факультета психиатрии Медицинского института имени Джона Хопкинса. Степень доктора психологии Рот получил в 1977 г. в Питтсбургском университете. Он часто выступает с лекциями о когнитивной психотерапии. На эту тему им написаны многочисленные статьи и главы в книгах. Литература Beck, А. Т., Rush, A. J., Shaw, B. F., & Emery, G. (1979). Cognitive therapy of depression. New York: Guilford. Bowlby. J. (1982). Attachment and loss: Vol. I. Attachment. New York: Basic Books. Burns, D. (1980). Feeling good: The new mood therapy. New York: William Morrow. Roth, D., & Ross, D. (1987). Short-term cognitive-behavioral group therapy/or eating disorders. Unpublished manuscript. Roth, D., & Ross, D. (1988). Long-term cognitive-interpersonal group therapy for eating disorders. International Journal of Group Psychotherapy, 38(A), 491—510. X. ГИПНОТЕРАПИЯ И ЭРИКСОНОВСКАЯ ТЕРАПИЯ Гипнотерапия основывается на определенной технике и связана с определенными теоретическими положениями. Психотерапевты, относящиеся к данному направлению, могут быть последователями многих теорий личности или не придерживаться ни одной из них и тем не менее успешно применять технику гипноза. Все они принимают положение о существовании бессознательного, к которому можно получить доступ и использовать его возможности для облегчения психологического состояния двумя способами. Первый заключается в непосредственных изменениях в поведении, аффектах или симптомах, а второй — в получении крайне важной вытесненной информации, необходимой для решения проблемы. Кроме того, сторонники эриксоновского подхода считают бессознательное высококлассным экспертом во всем, что касается испытывающего дистресс индивида, и полагают, что следует прибегать к его помощи в управлении гипнотическим опытом. Хотя в гипнотерапии важны все аспекты информации, поступающей от клиента (и психотерапевта), первичными единицами анализа являются символы и неопределенные, двусмысленные высказывания. Это относится прежде всего к эриксоновскому подходу, в котором используются непрямые техники, для того чтобы пробудить дремлющие в пациенте силы и заставить их действовать. Нередко основоположником медицинского гипноза называют Франца Антона Месмера. Месмер познал славу, а затем испытал унизительный позор, когда специальная комиссия Французской Академии отказалась признать его заслуги. Вначале в гипнозе видели силу, с которой полный энергии гипнотизер воздействует на пассивного субъекта. Однако проведенные исследования вскоре опровергли такие представления. Английский врач Джеймс Брейд — автор термина “гипноз” и португальский священник аббат Фариа признавали, что способность к гипнотическому состоянию зависит больше от гипнотизируемого, нежели от гипнотизера. Как во времена Месмера положительное отношение к гипнозу сменилось отрицательным, так и Фрейду не понравился сексуальный оттенок в эмоциональной “отдаче” клиента. Фрейд, к тому же, считал неразумным без разбора устранять симптомы. Его позиция в немалой степени способствовала тому, что в начале двадцатого столетия гипноз использовался лишь немногими психотерапевтами. Сегодняшние гипнотерапевты многим обязаны Кларку Халлу, Милтону Эриксону, Льюису Волбергу, Андрэ Вайценхофферу и Эрнсту Хилгарду, которые изучали, применяли и легитимизировали гипноз в те времена, когда к нему относились с подозрением. Они во многом способствовали тому, что гипноз получил признание. Настоящая глава содержит два раздела: эриксоновские подходы и гипнотерапия. Различие между двумя этими направлениями очень простое: к первому относятся подходы, на формирование которых оказал влияние Милтон Эриксон, во втором случае такое влияние отсутствовало. Читатель заметит, что большая часть данной главы посвящена эриксоновским подходам. Составители надеются, что такая ситуация отражает широкое влияние М. Эриксона на психотерапевтов, а не случайный “перекос” или личные предпочтения издателей. В первой статье эриксоновского раздела Эрнест Росси дает убедительную концептуализацию взаимосвязи между телом и психикой и описывает метод, с помощью которого можно добиться изменений. Стивен Лэнктон в следующей статье обсуждает свою стратегическую модель и процессы, общие для гипнозы и семейной терапии. Джеффри Зейг обращается к природе изменений в эриксоновской терапии. В директивном подходе Майкла Япко ценности, убеждения и личная референтная система клиента используются в контексте отношений взаимной восприимчивости. В стратегическом подходе Джона Бира акцентируется парадоксальный характер психотерапии. Подход Дэниела Араоза опирается на уникальный и тотальный внутренний опыт. Норма Барретта, Филипп Барретта и Джозеф Бонджиованни совместно обсуждают гипноз и нейро-лингвистическое программирование. Формирование паттернов является существенной частью подхода Дэвида Гордона, также основанного на нейро-лингвистическом программировании. В разделе, посвященном гипнотическим подходам, Элен и Джон Уоткинс излагают подход, при котором в контексте гипноза применяются психоаналитическая, когнитивная, бихевиоральная и гуманистическая теории. Д. Коридон Хэммонд описывает эклектическую гипнотическую модель; наконец, в “игровой гипнотерапии” Мэриан Каплан Шапиро происходит конфронтация клиентов в состоянии регрессии к более раннему возрасту с травматическими событиями. 1. ЭРИКСОНОВСКИЕ ПОДХОДЫ Психобиологическая психотерапия Эрнест Л. Росси Определение В психобиологической перспективе психотерапия понимается как средство получения доступа к тем связанным с психологическими состояниями процессам в психике и теле, которые служат кодировкой проблем, для их последующего рефрейминга (реструктурирования) в терапевтических целях. Под влиянием эмоций, стресса и травм, с которыми связано большинство переживаний нашей жизни, из множества клеток нашего тела выделяются информационные субстанции (молекулы-посыльные), кодирующие память, научение, поведение, психологические комплексы и психосоматические проблемы в зависимости от состояния. Эти же информационные субстанции регулируют и биологию тела на клеточном и генетическом уровнях, что обусловливает состояния здоровья и болезни. Мы можем с помощью новых, процессуально ориентированных форм психотерапии получить доступ к этим информационным субстанциям, которые представляют собой связующее звено между психикой и телом, чтобы облегчить достижение оптимальных уровней интеграции ума и тела. Краткая характеристика Если мы сделаем логические выводы из результатов новейших исследований в области психобиологии, то сможем получить решение проблемы дуализма психики и тела, связанной с именем жившего несколько столетий тому назад Декарта. Общим знаменателем для психики и тела выступает информация. Жизнь — это кибернетический процесс передачи информации. Психотерапевт может дать следующее определение психики: это саморефлексивный процесс преобразования информации. Речь идет о преобразовании или циркуляции информации между различными модальностями опыта, такими, как слова, метафоры, образы, эмоции, ощущения, поведение, симптомы и т. д. Большинство исследователей полагают, что психологический опыт и поведение закодированы в сети нейронов головного мозга. Но действительно новой является идея о том, что под влиянием стресса (любой формы эмоционального или нового, непривычного переживания) в теле распространяется множество несущих информацию веществ. Многие из них могут достичь нейронных сетей мозга и закодировать опыт нашей жизни в зависимости от испытываемых нами психологических состояний. Иными словами, то, что мы помним, чему научаемся и что переживаем, зависит от различных психологических состояний, закодированных в головном мозге несущими информацию веществами. Те же самые несущие информацию вещества, кодирующие психологический опыт, одновременно регулируют биологию обмена веществ в клетке на молекулярно-генетическом уровне. Эти несущие информацию вещества представляют собой новый мост между психикой и телом. Таким образом, любой жизненный опыт, нарушающий ход процессов гомеостаза, от которых зависят здоровье индивида и его подверженность болезням, может быть закодирован этими информационными субстанциями на многих уровнях. Ощущения и восприятие, настроение и поведение, психологические комплексы и психосоматические проблемы связаны этой общей сетью передачи информации на молекулярном уровне. С позиций психобиологии, цель всех форм психотерапии — начиная с гипноза и психоанализа и заканчивая когнитивным, поведенческим и телесно-ориентированным направлениями — заключается в создании условий для прохождения информации по различным путям, связывающим психику и тело. Дэвид Чик и автор настоящей статьи недавно опубликовали тридцать трехшаговых схем эриксоновского гипноза для стимулирования процесса передачи информации при решении психическо-телесных проблем, начиная от традиционных проблем психосоматической медицины (стресс, сексуальные нарушения, расстройства настроения) до гуманистически ориентированных процессов самореализации. Предлагаемый здесь подход является чрезвычайно общей трехшаговой процедурой, которую большинство психотерапевтов легко смогут интегрировать в свою практику. Первый шаг заключается в доступе к источнику проблемы. Врач в возрасте примерно сорока пяти лет, перегруженный работой, обратился ко мне с жалобами на головные боли, боли в спине и на ригидность затылочных мышц, усиливавшиеся в последние несколько лет. Треть времени на первой сессии я просто слушал его непрерывный рассказ о том, как он понимает происхождение своих проблем (на уровне сознания). Когда с отчаянием на лице он сделал паузу, чтобы перевести дыхание, я поднял и развел руки (как если бы держал ими большой резиновый мяч) и сказал: “Поднимите руки вот так. Пусть расстояние между ними будет примерно восемь дюймов. Если ваше бессознательное знает что-нибудь о причинах и путях решения этих проблем, вы обнаружите, что ваши руки сами по себе начнут сближаться. В противном случае они начнут расходиться”. Вначале он отнесся к сказанному с недоверием, но когда его руки начали медленно сближаться, скепсис сменился восторгом. А когда руки наконец сошлись, он казался полностью зачарованным. Я, между тем, продолжал: “И если ваше бессознательное готово поделиться с вами пониманием причин этих проблем, чтобы решить их здесь и сейчас, вы обнаружите, что ваши глаза закрываются сами по себе”. Несколько раз моргнув, он закрыл глаза, глубоко вздохнул, а затем мышцы его лица расслабились. Вторым шагом является психотерапевтический рефрейминг проблемы, связанной с определенным психологическим состоянием. Я продолжал: “И если ваше бессознательное может вспомнить всю историю этих проблем, не разглашая ее, оставляя воспоминания в пределах вашего разума, одна из ваших рук начнет сама по себе медленно опускаться, по мере того как одно за другим начнут приходить важные воспоминания”. Одна рука клиента стала медленно опускаться на колено, в то время как его лицо выразило целую гамму эмоций: оно покраснело, на глаза навернулись слезы. Я добавил: “Очень внимательно приглядитесь ко всем вашим симптомам и обратите внимание на те изменения, которые будут происходить, по мере того как к вам одно за другим станут приходить важные воспоминания”. Когда его рука наконец опустилась на колено, я сказал: “И если ваше бессознательное может помочь вам осуществить внутренние и внешние изменения, чтобы вы больше не нуждались во всех этих симптомах, то по мере того как вы будете видеть себя осуществляющим эти изменения, ваша вторая рука станет медленно двигаться в сторону колена”. Когда рука начала движение вниз, что его явно обрадовало, я добавил: “Наслаждайтесь этими приятными эмоциональными состояниями. Вы будете испытывать их при осуществлении необходимых изменений, трансформирующих вашу жизнь”. Третий шаг заключается в том, чтобы способствовать продолжающемуся самоисцелению. Когда его рука коснулась колена, я спросил, испытывает ли он сейчас комфорт. Он утвердительно кивнул в ответ. Тогда я объяснил ему, что в течение дня бывают периоды, когда в интересах здоровья важно сделать паузу и расслабиться. В заключение я сказал: “Когда ваш разум — бессознательный и сознательный — убедится в том, что он может продолжать свое внутреннее целительство, вы обнаружите, что пробудились и почувствуете себя восстановившим силы, активным”.
|
|||
|