Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Джеффри К. Зейг 21 страница



Краткосрочную системную психотерапию часто обвиняют в том, что она поверхностна и не обращается к реальным проблемам или к глубоко укоренившимся причинам, порождающим симптомы. Это спорное обвинение, поскольку я не знаю ни одного исследования, которое подтверждало бы подобную критику.

Иногда выдвигают другое обвинение — в манипулятивном характере данного направления психотерапии. В моем понимании слово “манипулятивный” означает “обманный”. Его можно отнести к кому-то, кто получает определенные выгоды за счет других. Поскольку краткосрочная психотерапия проводится на основании двустороннего и отнюдь не секретного соглашения между психотерапевтом и клиентом, в котором указывается цель психотерапии — изменение поведения, я не понимаю, о каких манипуляциях можно говорить в данном случае.

 

Преимущества. Этот метод представляется более эффективным, чем некоторые традиционные направления долгосрочной психотерапии. Как следствие, в клиниках, зачастую слишком переполненных, можно принимать больше пациентов и семей.

Этот вид психотерапии может быть также предложен семьям и клиентам, относящимся к низшим социо-экономическим классам, вместо принятого лечения с использованием психотропных фармакологических средств. Поскольку этот подход в большей степени ориентирован на действия, чем различные направления “разговорной психотерапии”, краткосрочная системная психотерапия может показаться более привлекательной для представителей таких семей, вербальные способности и финансовые возможности которых невысоки.

Предлагаемый подход может считаться и более корректным: мы постоянно занимаемся предъявленной проблемой до тех пор, пока она не будет решена, к другим же проблемам не обращаемся, если только клиент этого не просит. Подход может считаться более корректным еще и потому, что системное мышление включает значительное депатологизирование и позитивную коннотацию, и большинство людей предпочитает расценивать свои трудности скорее как тупик, чем как болезнь.

Краткосрочная системная терапия, пожалуй, более привлекательна для американской публики, поскольку она прагматична, понятна и не требует много времени. Публика относится с подозрением (иногда оправданным) к психотерапевтам, продолжающим работу с клиентом дольше, чем это необходимо.

Еще одно достоинство данного направления: поскольку число встреч психотерапевта с каждым из клиентов невелико, психотерапевт больше стремится к решению проблем; наш подход предъявляет также более высокие требования к его интеллекту. И наконец, краткосрочная системная психотерапия имеет еще одно достоинство: поскольку клиенты меняются часто, психотерапевт чаще получает удовлетворение от своей работы и поэтому стимул заниматься ею оказывается более сильным.

 

Недостатки. Для некоторых семей предлагаемый вид психотерапии не подойдет. Речь идет о тех семьях, которые не желают проходить психотерапию, если это отказывается делать тот, кто занимает в семье ключевые позиции. Если клиенты, страдающие анорексией, алкоголизмом, психозами или шизофренией, отказываются проходить психотерапию, то психотерапевту, возможно, придется отложить семейную терапию. Если психотерапевт соглашается работать с семьей в отсутствие этих “идентифицированных пациентов”, то психотерапия возможна, но модель краткосрочной психотерапии может оказаться неприемлемой.

Краткосрочная системная терапия как метод больше подходит для опытных психотерапевтов, чем для начинающих. Начинающему психотерапевту потребуется определенное время для того, чтобы пройти необходимую подготовку, а затем время для работы под наблюдением методиста-супервизора — для роста и принятия себя. Кроме того, необходимы годы, чтобы выработать собственный стиль и клинические нормы, научиться использовать то, что “работает”, и отказаться от того, что “не работает”. Начинающие психотерапевты могут проводить краткосрочную системную психотерапию, но я полагаю, что курс у таких специалистов будет несколько более продолжительным, чем у опытных.

И наконец, об еще одном “недостатке” краткосрочной системной психотерапии. Частнопрактикующему психотерапевту понадобится значительное число клиентов, в противном случае он не сможет заработать себе на жизнь. Поэтому данный вид психотерапии больше подходит для работы в условиях больших городов, где велико число потенциальных клиентов.

Биография

Джоэл С. Бергман — старший методист и основатель Проекта “Краткосрочная психотерапия” в Институте семейной терапии в Нью-Йорке, где он также занимается и частной практикой. Степень доктора психологии он получил в 1970 г. Бергман проводит консультации по менеджменту для корпораций и семейного бизнеса, разрабатывает вопросы краткосрочной психотерапии и много пишет на эту тему. Его последняя книга называется “Как ловить морскую щуку. Практические вопросы краткосрочной системной психотерапии” (“Fishing for Barracuda: Pragmatics of Brief Systemic Therapy”).

Литература

Bergmann, J. S. (1985). Fishing for barracuda: Pragmatics of brief systemic therapy. New York: Norton.

Bowen, M. (1978). Family therapy in clinical practice. New York: Jason Aronson.

Haley, J. (Ed. ). (1967). Advanced techniques of hypnosis and therapy. Selected papers of Milton Erickson. New York: Grune & Stratton.

Selvini-Palazzoli, M., Boscolo, L., Ceccin, G, & Prata G. (1978). Paradox and couterparadox. New York: Jason Aronson.

Watzlawick, P., Weakland, J., & Fisch, R. (1974). Change: Principles of problem formation and problem resolution. New York: Norton.

Структурная семейная терапия

Г. Чарльз Фишман

Определение

Структурная семейная терапия имеет дело с актуальными социальными воздействиями настоящего, под действием которых сохраняется проблема данного индивида. Психотерапевт отслеживает дисфункциональное поведение в системе, к которой относится клиент (семья, расширенная семья и другие значимые социальные силы), и стремится преобразовать эти дисфункциональные паттерны. Оценивается структура системы (близости и дистанцированности между членами семьи и другими членами системы), а также состояние системы по сравнению с тем, что должно быть на данной стадии ее развития. Затем психотерапевт следует ходу психотерапии, стремясь преобразовать дисфункциональную систему и упрочить новые структуры этой системы.

Краткая характеристика

Структурная семейная терапия была разработана Сальвадором Минухиным, испытавшим при этом, как он сам говорит, сильное влияние “многих голосов”. Это системная психотерапия, в которой психотерапевтическое воздействие направлено на индивида и на то окружение, тот контекст, в котором он находится. В системных направлениях психотерапии считается, что причинные связи бывают круговыми, то есть каждая часть системы оказывает воздействие на другую часть. Соответственно, индивид — это тот, кто организует других, и организуется другими.

Центральное место в системной теории занимает идея организации. Структурная семейная терапия отличается от других направлений психотерапии тем, что предлагает эксплицитное объяснение структуры окружения индивида. Концепция структуры, возникшая в древности, возродилась в ХХ веке как структурализм. И в самом деле, в нашем столетии структуралистические описания коснулись каждой области жизни. Упомянем работы Леви-Стросса по антропологии, Барта и Хомского по лингвистике, Пиаже и Брунера по психологии развития, фон Берталанфи по биологии и системным исследованиям, Фуко по психоанализу. Согласно структурализму, истина заключается в отношениях, а паттерны отношений могут быть обрисованы.

Применение структурализма к клинической работе предполагает изучение отношений между социальной экосистемой, непосредственной семьей, расширенной семьей, а также между семейной системой и другими социальными учреждениями — школой, судами, более широким окружением и людьми “помогающих” профессий, таких как врачи и психотерапевты. В клинической работе важную роль играет не только контекст семьи, но также контекст клинициста. Оказывает ли контекст клинициста влияние на работу с семьей и наоборот?

По мере того как психотерапевт оценивает систему, складывается схема активной интервенции. Внимание психотерапевта направлено на крошечную вселенную деформированных отношений. На структурную карту, таким образом, наносятся путь и цель психотерапии — работа с данной системой для улучшения нарушенных отношений.

Клиницист, работающий с широкой системой и стремящийся как можно быстрее осуществить изменения, всегда сталкивается с одной и той же проблемой: где осуществить интервенцию. Когда я использую модель структурной семейной терапии, то в поисках ориентира обращаюсь к концепции “гомеостатической поддержки”.

Гомеостаз — статическая дескриптивная концепция, находящая применение в исследованиях, посвященных проблематике семьи с самого их начала. Дон Джексон и Вирджиния Сатир дали описание замечательно поставленного семейного танца, в котором участвуют находящиеся в зависимости друг от друга члены семьи. Для психотерапевта, однако, больше информации дают результаты обследования семьи, когда в ней есть те или иные нарушения. Исключительно важная информация становится доступной, если психотерапевт, вызвав возмущение в системе, затем устанавливает, кто именно активизируется таким образом, чтобы восстановить в системе статус-кво. Далее психотерапия может быть направлена на устранение стереотипных способов реагирования, неэффективных для данной семьи.

Структурная семейная терапия испытала также влияние теории катастроф. Ренэ Том и другие математики говорят о существовании в природе более чем одного вида изменений. Дифференцильные исчисления Ньютона и Лейбница описывают постепенные изменения. Во время землетрясения, однако, происходит стремительное преобразование системы. В структурной семейной терапии психотерапевт стремится к стремительному преобразованию системы. Поскольку в кабинете психотерапевта присутствуют люди, занимающие важное место в жизни клиента, велика вероятность того, что эти новые паттерны получат распространение и за стенами кабинета.

И тут мы подходим к другим важным источникам влияния на структурную семейную терапию. Речь идет о гештальт-терапии и работах Фрица Перлза, а также о психодраме, созданной Дж. Л. Морено и Зеркой Морено. Основная техника в этой модели — отыгрывание — основывается на идее, согласно которой системы изменяются тогда, когда изменяются привычные паттерны взаимодействия. Психотерапевт побуждает членов семьи проиграть в психотерапевтическом кабинете свои обычные взаимоотношения. А затем с помощью второго психотерапевта семья проигрывает более функциональные паттерны взаимодействия. В определенном смысле структурная семейная терапия является своего рода гештальтистской психодрамой: члены семьи и в самом деле приобретают в психотерапевтическом кабинете новый опыт. Отличие данного вида психотерапии от гештальт-терапии и психодрамы заключается в том, что в структурной семейной терапии принимают участие люди, занимающие важное место в жизни индивида, так что опыт, переживаемый при исполнении ролей, изменяет их. В результате увеличивается вероятность того, что изменения сохранятся и в домашних условиях.

Метод отыгрывания, или исполнения ролей, является основным не только при разрешении конфликтов как таковых, но и при проигрывании решения осевых конфликтов — конфликтов, лежащих в основе испытываемых семьей трудностей. Рассмотрим, например, случай с анорексией: побуждая родителей сделать так, чтобы дети ели, мы содействуем изменению разрушительных паттернов, способствующих анорексии. И психотерапевту действительно удается реструктурировать систему на материале значимых конфликтных вопросов.

Структурная семейная терапия в последние десять лет испытала сильное влияние эволюционного мышления. Прежде о детях писали так, как если бы они одни росли в лесу или в чашках Петри*. В литературе приводится все больше доказательств того, что люди, окружающие ребенка, также проходят в своем развитии определенные стадии. И в самом деле, согласно Даниелю Левинсону, взрослые, как и дети, проходят в своем развитии определенные этапы. Более того, и семьи, как социальные организмы, регулярно претерпевают определенные изменения, которые можно предвидеть.

Эволюционные идеи приобретают исключительную важность в тех случаях, когда структура используется как клиническая концепция. Для того чтобы выявить структуру той или иной системы, психотерапевт должен оценить близость и дистанцию между членами семьи, сравнивая полученные результаты с тем, что должно происходить на данной стадии развития. Более того, концепции развития оказывают заметное влияние на цели психотерапии. В сферу деятельности психотерапевта входит работа с системой, которая проводится не только до тех пор, пока смягчается симптом, но и до того момента, пока не произойдет стабилизации системы на новом уровне сложности, соответствующем стадии развития данных индивидов.

В заключение я хотел бы привести высказывание Шарко, которым восхищался Зигмунд Фрейд: “Теория — это хорошо, но она не может прекратить существование фактов”. Я верю, что структурная семейная терапия, являясь теорией, тем не менее, позволяет приблизиться к фактам, поскольку пытается наблюдать полунатуралистические паттерны взаимодействия, проявляющиеся в психотерапевтическом кабинете.

Критические замечания

Занимаясь преподаванием структурной семейной терапии, я часто обращался к словам Вильяма Джеймса о философии, названной им прагматизмом: “Если она “работает”, значит, она верна”. Созданная первоначально для работы с бедными семьями из Гарлема, структурная семейная терапия прагматична и основывается на здравом смысле. Психотерапевт стремится вовлечь в психотерапию всех значимых лиц и все организации, способствующие поддержанию проблемы. В результате работы с этими действующими в данное время силами, могут произойти быстрые изменения. И поскольку мы работаем с паттернами взаимодействия “здесь и теперь”, психотерапевт может видеть изменения данных паттернов в психотерапевтическом кабинете.

Принцип “Покажи мне”, являясь вызовом, вносит определенную объективность в оценку системы и ход психотерапии. Помню, как в молодые годы, разочарованный субъективностью философии и психоаналитической теории, я обратился к этой модели психотерапии и в ходе соответствующего тренинга был очарован ею.

Я вспоминаю случай, произошедший во время работы над исследовательским проектом по психосоматике в Детской консультативной клинике Филадельфии в начале 1970-х годов. К нам была направлена одна семья, поскольку врачи детской больницы полагали, что потеря веса 14-летней девочкой вызвана анорексией. В нашу программу исследований входила оценка семьи с помощью видеозаписи заданий по взаимодействию. Затем эту запись оценивали нейтральные специалисты, чтобы определить, не является ли данная семья “психосоматической” семьей, то есть семьей, демонстрирующей такие характерные паттерны взаимодействия, как слияние, избегание конфликтов, ригидность и триангуляция. Результаты оказались неожиданными: семье не были присущи паттерны, характерные для психосоматических семей. Получив эту информацию, врачи провели дополнительное обследование и обнаружили, что у девочки опухоль гипофиза.

Если критиковать эту модель, то имеет смысл последовательно рассмотреть отдельные ее компоненты. Требование работать со всеми социальными силами, поддерживающими гомеостаз, существенно для всех клинических ситуаций. Составление карты семейной системы является полезным инструментом для создания общего представления о системе и постановки целей. Проигрывание дисфункциональных проблем семьи имеет первостепенное значение для оценки проблемы.

Модель, которую я описал как модель структурной семейной терапии, предполагает, что психотерапевт работает поблизости от семьи. За прошедшие годы я понял, что эта модель в высшей степени эффективна в работе с психосоматическими семьями, с большинством делинквентных семей (тяготеющих к слиянию) вообще с типом семей, характеризующихся тяжелой дисфункцией границ. В таких семьях всегда возникает множество проблем.

Существуют, однако, определенные системы, где близость психотерапевта может привести к тому, что он быстро станет частью системы, находящейся в состоянии застоя. В определенных “хронических” системах и в разобщенных семьях близость психотерапевта не помогает. В таких случаях необходимы определенные интервенции — парадоксы и задания. По мере прогресса психотерапии психотерапевту следует в качестве показателей достижений использовать не только симптом, но также и паттерны взаимодействия членов семейной системы.

Используя эту модель на протяжении многих лет, я обратил внимание: для того чтобы поддерживать изменения, психотерапевт должен быть в высшей степени чувствительным к окружению, в котором существует семья. Так, например, работая с несовершеннолетними преступниками, важно делать все возможное для того, чтобы поместить своего клиента (юношу или подростка) в некриминальный контекст и тем самым поддержать и укрепить его некриминальное “Я”. Другим проявлением моего нарастающего смирения (когда-то я верил, что семейная терапия — вполне достаточный для изменения контекст) является использование, где только возможно, групп самопомощи для поддержания перемен.

По моему мнению, хорошо разработаны такие аспекты модели структурной семейной терапии, как психотерапевтические техники и парадигмы супервизорской работы. Недостаточно разработанной остается теория работы с внешними системами и теория конвергенции систем. Сегодня структурная семейная терапия — это модель, “работающая” лишь внутри семьи. Не существует хорошо разработанных интервенций, выходящих за ее пределы, кроме тех, что направлены на помощь психотерапевту. И наконец, не изучены отдаленные результаты структурной семейной терапии. Кроме того, необходимо разрабатывать специальные интервенции, соответствующие тем или иным видам систем и проблем.

Биография

Г. Чарльз Фишман — исполнительный директор Института семьи в Принстоне, штат Нью-Джерси. Степень доктора медицины он получил в медицинском колледже Висконсина, а подготовку по детской психиатрии прошел в Пенсильванском университете, а затем в Детской консультативной клинике в Филадельфии. Фишман имел возможность тесно сотрудничать с Джеем Хейли, Карлом Витакером и Сальвадором Минухиным. Чарльз Фишман является соавтором книги “Техники семейной психотерапии” (с Сальвадором Минухиным) и “Разработка моделей изменений в семье” (с Бернис Росмен), а также автором книги “Семейная терапия в работе с трудными подростками”. Фишман часто выступает с лекциями и признан одним из самых авторитетных специалистов по структурной семейной терапии и ее применению в работе с детьми и подростками.

Литература

Davidson, M. (983). Uncommon sense: The life and thought of Ludvig von Bertalanffy, father of general systems theory. Boston: Houghton Mifflin.

Gay, P. (1988). Freud: A life for our time. New York: Norton.

Haley, J. (1973). Uncommon therapy. New York: Norton.

Hampden-Turner, C. (1982). Maps of the mind. New York: Macmillan.

Levenson, E. A. (1972). The fallacy of understanding. New York: Bacic Books.

Levinson, D. J. (1978). The seasons of a man’s life. New York: Knopf.

Minuchin, S., Montalvo, B., Guerney, B. C., Jr., Rosman, B. L., & Schumer, F. (1967). Families of the slums. New York: Bacic Books.

Piaget, J. (1970). Structuralism. New York: Bacic Books.

Sheridan, A. (1980). Michel Foucault: The will to truth. London: Tavistoc Pub­lication.

3. ТЕРАПИЯ СУПРУЖЕСКИХ ПАР

Эволюционный подход

Эллин Бейдер, Питер Пирсон

Определение

Психотерапия представляет собой искусство создания среды (ментально, метафорически и фактически), облегчающей изменения. Психотерапия супружеских пар представляет собой процесс оказания помощи парам в создании среды внутри их отношений, которая способствует росту и продолжению самодифференциации каждого из партнеров, позволяя в то же время отношениям развиваться и становиться более зрелыми. Следовательно, предлагаемый подход противоположен установке большинства клиентов, обращающихся к психотерапии пар. В ней они видят возможность изменить своего партнера.

Краткая характеристика

В основе нашего подхода лежит эволюционная модель. Говоря конкретнее, мы видим сходство между отмеченными Маргарет Малер стадиями эволюции в детстве (симбиоз, разделение, практика и новое сближение) и стадиями в отношениях между людьми, составляющими пару. Мы убеждены в том, что отношения между образующими пару взрослыми проходят несколько стадий, прежде чем завершаются более полной близостью.

Каковы же эти стадии? В западном мире многие отношения начинаются с “безумной влюбленности” — симбиотической стадии, когда границы исчезают и имеет место интенсивная связь. Главная цель этой стадии заключается в создании взаимной привязанности. Взаимные узы формируются отчасти благодаря тому, что сходство между образующими пару людьми преувеличивается, а различия игнорируются. С течением времени один из партнеров начинает замечать различия, и тогда он снимает возлюбленную или возлюбленного с пьедестала.

Тогда внимание переносится с другого на самого себя. Это стадия разделения — время для определения и выражения своих мыслей, чувств и желаний. Начинаются “переговоры” с самим собой о сложном процессе — быть в паре и сохранять индивидуальные границы. На этой стадии возможно проявление печали и чувств потери или вины и гнева, но одновременно создаются условия для успешного личностного роста, невозможного на стадии симбиоза.

Успешное решение вопросов стадии дифференциации позволяет индивидам перейти к практике, когда меняется направление приложения энергии. На этой стадии энергия направляется во внешний мир. На первый план выходят автономия и индивидуация. Партнеры вновь открывают самих себя как индивидов, как людей — вне рамок отношений. Центральными становятся вопросы самоуважения, личностной силы и компетенции.

Наступает этап нового сближения, и как только каждый из партнеров сформирует более четко обозначенную, компетентную идентичность, вновь возникает уязвимость. Партнеры вновь ищут друг у друга поддержки и утешения. Периоды возросшей близости чередуются (иногда гладко, иногда болезненно) с усилиями, направленными на восстановление независимости.

По мере того как подобное чередование начинает происходить все более гладко, а каждый из партнеров обретает бoльшую силу за счет усвоенных навыков и понимания того, что они любят друг друга, пара может войти в стадию взаимозависимости. Теперь совершенное примирилось с реальным, и пара построила отношения, в основе которых лежит скорее рост, чем потребность.

К сожалению, не все отношения складываются хорошо и одинаково быстро. Иногда остановка происходит еще до начала движения, закрепляется паттерн слияния враждебности или зависимости. Отношения могут зайти в тупик, потому что один из партнеров развивается, а другой желает сохранить статус-кво, а это нарушает существующее равновесие и создает раскол между партнерами.

Когда отношения заходят в тупик, это пагубно сказывается на партнерах. Мы трактуем психотерапию пар как процесс интервенции, осуществляемой в момент критического тупика, направленный на то, чтобы дать возможность этим отношениям самостоятельно развиваться далее.

Мы ставим перед собой цель диагностировать тупиковую ситуацию, а затем провести интервенцию, чтобы помочь паре создать в рамках существующих отношений среду, благоприятную для необходимых изменений. Для этого в психотерапевтическом контракте мы уделяем основное внимание будущему. Мы спрашиваем: “Если наша совместная работа будет успешной, что вы предпримете совместно? ” После того как контракт согласован, мы концентрируем внимание как на изменениях каждого индивида в отдельности (имеется в виду возвращение собственных проекций и использование в качестве объекта перемен себя, а не другого), так и на проработке таких проблем развития, как сепарационная тревога, расплывание границ, недостаточное постоянство объекта и неспособность к дифференциации “Я — другой”.

Критические замечания

Недостатки. Поскольку в нашей модели развития основное внимание уделяется интрапсихическим факторам, активизируемым в отношениях “здесь и сейчас”, вне поля зрения в определенной степени оказываются другие важные силы (экономические, культурные, социальные, генетические), оказывающие значительное влияние на надежды и ожидания в браке. А это значит, что хотя с помощью нашей модели эволюции можно легко разобраться в отношениях, сложившихся во многих парах, некоторые проблемы выявить непросто.

Кроме того, научиться нашему подходу нелегко. Он требует основательных знаний и владения разнообразными сложными навыками. Психотерапевты, использующие нашу модель, должны быть сведущи в индивидуальной психодинамике, в динамике отношений в парах, в теории объектных отношений, должны владеть рядом техник, необходимых для преодоления трудностей интра­психического характера. Даже если психотерапевт обладает всеми этими умениями, часто нерешенной остается проблема неравных мотиваций к изменению у партнеров. На данный момент одной нашей модели оказывается недостаточно для решения таких сложных вопросов, как различия в желаниях изменить отношения или личностного роста партнеров.

Хотя иногда мы и завершаем работу с парами менее чем за двенадцать сессий, нашу психотерапию нельзя назвать краткосрочной. Главная задача заключается в том, чтобы помочь парам создать такую среду, такую атмосферу в отношениях, где каждый из партнеров мог бы найти для себя надежную поддержку. Для достижения этой цели наша работа с парами в большинстве случаев продолжается от шести месяцев до полутора лет. Поэтому мы не соответствуем критериям Службы медицинского страхования, постоянно требующей меньшего числа сессий и более быстрого достижения результатов.

 

Преимущества . В центре нашего внимания оказываются отношения между партнерами, но изменения, происходящие с каждым из них, также интересуют нас. Таким образом, мы одновременно способствуем как положительным сдвигам в отношениях между партнерами, так и личностному росту каждого из них. А это значит, что в некоторых случаях наш метод быстрее даст результаты, чем индивидуальная психотерапия. В любом случае он может служить эффективным дополнением к краткосрочной индивидуальной психотерапии.

Наш подход фокусируется на цели и содержит план действий и для партнеров, образующих пару, и для психотерапевта. Предлагаемая нами структура развития позволяет паре и психотерапевту составить контракт, содержащий четко обозначенные цели. Эта модель делает взаимодействие между психотерапевтом и клиентами на каждой сессии более целенаправленным и помогает последовательно двигаться в выбранном направлении от сессии к сессии. Такая целенаправленность — неотъемлемая черта тренингов, которые мы проводим с психотерапевтами, имеющими самую различную подготовку. Они сообщают о том, что усовершенствовали свои навыки, а также стали лучше разбираться, когда следует применять ту или иную технику из числа освоенных ими в ходе прежней подготовки.

Наконец, наш подход снимает с психотерапии пар покров таинственности. Когда мы кратко знакомим партнеров со стадиями развития пары, они упорядочивают свои усилия и меньше обвиняют друг друга. Рассматривая драматические события своей жизни в контексте движения каждого из партнеров к своей психологической идентичности, они начинают лучше понимать события.

Последнее замечание касается одновременно и достоинств, и недостатков нашего подхода. Дело в том, что предложенная нами модель относительно нова. Наши идеи и стратегии постоянно совершенствуются. Таким образом, наша модель, предназначенная для того, чтобы способствовать развитию пар, является незавершенной, ее совершенствование продолжается.

Биографии

Эллин Бейдер и Питер Пирсон являются основателями и директорами Института пар в Менло-Парк, Калифорния. Бейдер получила степень доктора психологии в 1976 г. в Калифорнийской школе профессиональной психологии. Пирсон в 1973 г. в университете Миссисипи получил степень доктора психологии. Бейдер также является директором клиники факультета психиатрии медицинской школы при Стенфордском университете. В прошлом она была президентом Международной ассоциации трансактного анализа. Бейдер и Пирсон проводят тренинговые программы по психотерапии пар как в США, так и в других странах. Ими написана книга о своем подходе к психотерапии пар.

Литература

Bader, E., & Pearson, P. (1988). In quest of the mythical mate. New York: Brunner/Mazel.

Goulding, M. M., & Goulding, R. L. (1979). Changing lives through redecision therapy. New York: Brunner/Mazel.

Mahler, M., Pine, F., & Bergman, A. (1975). The psychological birth of the human infant: Symbiosis and indiuiduation. New York: Basic Books.

4. ПОДХОДЫ, ОРИЕНТИРОВАННЫЕ

НА ПРОБЛЕМЫ И ТЕХНИКИ

Семейная терапия для клиентов

с посттравматическими стрессовыми нарушениями

Чарльз Р. Фигли

Определение

Психотерапия представляет собой концепцию клинической терапевтической работы психологов, клинических социальных работников, семейных терапевтов, психиатров и других. Эта работа за­ключается в усилиях, направленных на то, чтобы вызвать такие изменения в клиенте, которые предотвратили бы или ограничили нежелательные симптомы, паттерны поведения или восприятия и вызвали бы чувство благополучия и удовлетворенности жизнью. Я оптимист и верю в то, что каждое человеческое существо или система способны преодолеть любые трудности. Роль психотерапевта заключается в том, чтобы помогать клиентам, снабжая их информацией и обучая их. (Психотерапевт может, например, повысить эффективность процесса принятия клиентами решений, эффективность решения проблем и навыков общения. ) В результате клиенты смогут не только решать текущие проблемы, но и более эффективно справляться с проблемами в будущем, так что иногда таких проблем удается полностью избежать.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.