Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Джеффри К. Зейг 27 страница



Некоторые клиенты могут обладать качествами, необходимыми для самотерапии (способность к абстрактному мышлению, достаточная мотивация, умение контролировать свое поведение), но, будучи деморализованными, они не в состоянии заниматься ею систематически без основательной поддержки извне. Если эти клиенты обладают достаточными ресурсами для не столь экономичного психотерапевтического подхода и не склонны к чрезмерной регрессии, то предпочтение следует отдать интенсивной терапии. Даже если на первый план выходит поддержка, а не изменение, то происходящий в результате конфликтный перенос может быть использован для того, чтобы помочь идентификации клиента и его освобождению от дезадаптивных выборов, сделанных им на начальном этапе жизни.

Еще один вопрос возникает в связи с клиентами, столь нарушенными, что они не могут сдерживать свои импульсы насилия и, следовательно, нуждаются в контроле извне. К счастью, эта проблема встречается намного реже, чем обычно думают, и выступает главным образом в случаях острых психозов, которые, как теперь считают, имеют главным образом биологическое происхождение. Стратегическая самотерапия, подобно интенсивной психотерапии, для данной категории клиентов просто не подходит.

Закон о защите психически больных — формализация этой проблемы в русле Западного права — редко применяется для пограничных или диссоциативных клиентов, чьи насильственные действия произвольны и направленны, а способность к сдерживанию сохранна. Для этой последней группы вопрос о безопасном использовании стратегической самотерапии является вопросом выбора клиента.

Каждая психотерапия в конечном счете является самопсихотерапией. Психотерапевт может играть роль объекта переноса, поставщика информации или катализатора, но его главная задача за­ключается в том, чтобы помочь создать психосоциальный контекст, в котором клиент самоопределяется так, что вероятность самопсихотерапии возрастает. Даже в том случае, когда структура клиента изменяется с самого начала, только сам клиент может быть ответственен за свои действия. Парадокс остается.

Биография

Джон О. Бирс — профессор психиатрии в Орегонском университете наук о здоровье. Степень доктора медицины он получил в 1969 г. в Стэнфорде, изучал гипноз у Эрнеста Р. Хилгарда и клинический гипноз у Милтона Эриксона. Он входит в Совет директоров Американской коллегии медицинского гипноза. Он автор трех книг и многочисленных статей, трижды лауреат присуждаемой Американским обществом клинического гипноза премии Милтона Эриксона за работы по гипнозу. Он живет в Портленде вместе с женой Клодеттой. В круг его интересов входят прогулки, занятия фотографией и сочинение музыки.

Литература

Beahrs, J. O. (1982). Unity and multiplicity: Multilevel consciousness of self in hypnosis, psychiatric disorder and mental health. New York: Brunner/Mazel.

Beahrs, J. O. (1986). Limits of scientific psychiatry: The role of uncertainty in mental health. New York: Brunner/Mazel.

Beahrs, J. O. (1988). Spontaneous hypnosis in the forensic context. Paper presented at the annual scientific meeting of the American Academy of Psychiatry and the Law, San Francisco.

Beahrs, J. O. (1990). Strategic self-therapy for personality disorders. Submitted to Journal of Strategic and Systemic Therapies and presented at annual scientific meeting, American Psychiatric Association, Montreal, Canada.

Berne, E. (1966). Principles of group treatment. New York: Grove Press.

Freud, S. (1966). In J. Strachey (Ed. and Trans. ), Introductory lectures on psychoanalysis. New York: Norton. (Original work published 1916).

Hilgard, E. R. (1977). Divided consciousness: Multiple controls in human thought and action. New York: Wiley.

Rossi, E. (Ed. ). (1980). The collected papers of Milton H. Erickson on hypnosis. New York: Irvington.

Spanos, N. P. (1986). Hypnotic behavior: A social-psychological interpretation of amnesia, analgesia, and “trance logic. ” Behavior and Brain Science, 9, 449—502.

Новый гипноз

Дэниел Л. Араоз

Определение

Психотерапия имеет место, когда человек, столкнувшийся с какой-либо проблемой (клиент), получает помощь специалиста (психотерапевта). Cледовательно, психотерапия, представляет собой запланированную психотерапевтом интерактивную деятельность, результатом которой оказывается процесс, приносящий пользу клиенту, стремящемуся решить свою субъективную проблему. В ходе центрированного на клиенте процесса используются преимущественно слова и активируется правое полушарие головного мозга клиента, который испытывает гипнотические переживания, ведущие к изменениям второго порядка. Это происходит в том случае, когда психических ресурсов, какими обычно располагает клиент, оказывается недостаточно для решения его проблемы. Я стремлюсь осуществлять изменения не столько за счет обращения к рациональному началу клиента или к внешнему (поведенческому) опыту, сколько путем его внутренних переживаний в гипнотическом состоянии, обозначаемых испанским словом “vivencias”.

Краткая характеристика

Психотерапия складывается из четырех элементов: клиент, проблема, психотерапевт и процесс. Клиент понимает, что психических ресурсов, которыми он обычно располагает, недостаточно для решения его проблемы. Тогда он ищет помощи специалиста — обращается для решения проблемы к психотерапии. Проблема — что-то такое в жизни клиента, что делает его несчастным и что этот человек хотел бы (по крайней мере, на уровне сознания) изменить. Психотерапевт — некто, получивший специальную подготовку, позволяющую ему заниматься сложными вопросами изменения человека. Для осуществления процесса целенаправленного изменения человека необходима специальная подготовка, как теоретическая, так и практическая, поскольку клиенты, по определению, находятся в уязвимом состоянии, когда опасность получения эмоциональной травмы повышена.

Задача психотерапии, следовательно, заключается в том, чтобы перейти от проблемы к решению. Средствами для достижения этой цели являются специальные интервенции психотерапевта, подобранные таким образом, чтобы помочь клиенту эффективно использовать свои внутренние ресурсы, до этого остававшиеся неиспользованными. Особым видом интервенции является применение новых техник гипноза, ведущих к внутренним изменениям.

Люди могут изменять свое поведение, не меняя при этом своих верований и убеждений (изменения первого порядка), или же изменять свои установки, межличностные отношения (изменения второго порядка). Изменения первого порядка происходят под влиянием принуждения, страха, желания получить что-то, но не в результате внутренней убежденности. Изменения второго порядка являются следствием vivencia. Это испанское слово означает “уникальное и всеохватывающее (телесно-психическое) внутреннее переживание чего-либо (субъективно значимого); мышление, осуществляемое правым полушарием головного мозга, гипнотическое по своей природе. Психотерапия, следовательно, представляет собой процесс, делающий возможным vivencia. Vivencia — это часть изменений второго порядка, столь значительная, что без него изменения второго порядка невозможны ни в психотерапии, ни в обычной жизни. Это всеохватывающее и уникальное внутреннее переживание имеет место, например, если мы влюбляемся, принимаем какую-то религию, проявляем героизм или необыкновенную щедрость.

Как же психотерапия делает возможными vivencia? Какие особые интервенции в психотерапии я осуществляю для того, чтобы помочь людям внутренне измениться? Ответ указывает эвристическая модель, основанная на двух главных чертах подхода, применявшегося Эриксоном. Он был в высшей степени центрирован на клиенте, с глубоким интересом и уважением относился к внутреннему, субъективному опыту клиента, а также много внимания уделял своей функции — помочь клиенту в переживании этого опыта. Он считал, что внутренние переживания, vivencia, являются главным условием значимых изменений. Парадигма НВОК (наблюдать, вести, обсуждать, контролировать) служит путеводной нитью для психотерапевта, стремящегося работать эффективно, в соответствии с эриксоновскими принципами сфокусированности на клиенте и личностного переживания.

Первым шагом является внимательное наблюдение неосознаваемого поведения клиента. Существуют три основные области, в которых ведется наблюдение: стиль речи, важные высказывания, соматика. Этим областям психотерапевт уделяет столько же внимания, сколько содержанию разговора. Стиль речи включает любые слова, выражения или обороты речи, которые могут быть переведены в ментальные образы. Если клиент говорит: “Я не могу больше это выносить”, то, в соответствии с данной психотерапевтической моделью, следует побуждать клиента войти в контакт с внутренними переживаниями, отражающими эти слова.

Другая важная область наблюдений — те значимые высказывания, которые клиент делает в ходе разговора. В соответствии с парадигмой НВОК, мы не спешим спрашивать клиента, почему он сказал, например: “Я знаю, что должен это сделать”. Мы обращаемся сначала к субъективным переживаниям: просим клиента повторить про себя это высказывание и обращаем внимание на чувства и другую внутреннюю динамику, пробудившиеся в то время, когда эти слова звучат внутри клиента.

Последняя область наблюдений — соматика, включающая все виды невербального поведения в ходе обмена высказываниями. Фокусируя свое внимание на соматике, клиент устанавливает контакт с возможными неосознаваемыми значениями, мотивами, страхами, надеждами и другими чувствами.

Второй шаг представляет собой утилизацию психотерапевтом результатов наблюдений, для того чтобы облегчить гипноз. Это основной момент гипнотерапии, занимающий бoґльшую часть времени. Третий шаг — обсуждение двух предшествовавших шагов. Здесь происходит интеграция опыта, полученного во время гипноза, и интеллекта; функции правого и левого полушарий объединяются логическим, объективным, оценочным образом, осмысленным для клиента. Заключительный шаг — контроль — служит для подтверждения того, что интеграция состоялась. Клиент как бы получает приглашение вернуться в гипнотическое состояние, для того чтобы проверить, положительно ли реагирует все его существо на решение, принятое во время обсуждения. Если внутренняя реакция положительна, то данная психотерапевтическая проблема решена. Если нет — психотерапевт вновь повторяет с клиентом все шаги НВОК до тех пор, пока проблема не будет решена.

Критические замечания

Главное возражение, выдвигаемое против данного метода, за­ключается в том, что не все клиенты нуждаются в изменениях второго порядка. Многие обращаются с просьбой помочь им решить поведенческие проблемы. Они желают, например, бросить курить или избавиться от лишнего веса. На это можно ответить, что психотерапевт, используя те же самые приемы, строит свою работу в каждом случае в соответствии с диагнозом.

Научные исследования подтверждают эффективность предложенного мною подхода. Мейхенбаум, Барбер и другие исследователи представили данные, показывающие, что люди претерпевают внутренние изменения только в тех случаях, когда начинают воспринимать себя иначе, когда им предоставляется возможность осуществить внутреннюю, субъективную переоценку самих себя. Подобные данные представили также Де Шазер и Вацлавик. Изменяться людей заставляют не аргументы и не рассуждения, а восприятие самих себя изменившимися. Этот процесс хотя и не может быть назван гипнозом, но по своему характеру является гипнотическим, поскольку действует в обход логики, предоставляя людям уникальную возможность вглядеться в самих себя (‘in-sight’).

Достоинство предлагаемой модели НВОК заключается в том, что она показывает психотерапевту последовательность действий, которой легко придерживаться. При серьезном отношении к каждому проявлению динамики бессознательного клиента психотерапевт получает возможность вести его к внутренним переживаниям и, таким образом, к изменениям второго порядка.

Биография

Дэниел Л. Араоз — профессор консультирования в области психического здоровья и директор Программы последипломной подготовки специалистов по семейной терапии в университете Лонг-Айленда. Степень доктора педагогики он получил в 1969 г. в Колумбийском университете. Среди написанных им книг — “Гипноз и сексуальная терапия” (1982 г. ), “Новый гипноз” (1985 г. ) и “Новый гипноз в семейной терапии” (1988 г. ). Он автор свыше пятидесяти научных статей и глав в книгах, член редакционных советов многих журналов, в том числе “Американского журнала семейной терапии”, основанного им в 1973 г. Он живет и работает в Молверне, штат Нью-Йорк.

Литература

Araoz, D. L., & Negley-Parker, E. (1988). The new hypnosis in family therapy. New York: Brunner/Mazel.

Araoz, D. L. (1985). The new hypnosis. New York: Brunner/Mazel.

Barber, T. X. (1985). Hypnosuggestive procedures as catalysts for psychotherapies. In S. J. Lynn & J. P. Garske (Eds. ), Contemporary psychotherapies: Models and methods. Columbus, OH: Merrill.

de Shazer, S. (1988). Clues. New York: Norton.

Fisch, R., Watziawik, P., Weakland, J. H., & Fisch, R. (1974). Change: Principles of problem formation and problem resolution. New York: Norton.

Meichenbaum, D. (1985). Cognitive-behavioral therapies. In S. J. Lynn & J. P. Garske (Eds. ), Contemporary psychotherapies: Models and methods. Columbus, OH: Merrill.

Watzlawick, P. (1978). The language of change. New York: Basic Books.

Психотерапия: понять, что мы можем выбрать

Норма Баретта, Филип Ф. Баретта,

Джозеф Бонджиованни

Определение

Человек обращается к психотерапевту в тех случаях, когда по тем или иным причинам временно теряет доступ к своим ресурсам или оказывается не способен изменить свое поведение. Психотерапия, следовательно, становится процессом исцеления и обучения, а психотерапевт выполняет функцию ведущего, помогающего клиенту добиться таких состояний (или восстановить их), которые открывают доступ к ресурсам и тем самым делают возможными изменения. Психотерапевт выступает не только как сопереживающее, пользующееся доверием лицо, но и как учитель, обучающий определенным навыкам на уровне сознания и сообщающий определенную информацию на уровне бессознательного, что дает возможность клиенту заменить свое неоптимальное поведение функциональным, полезным и адекватным. Задача психотерапии заключается не в том, чтобы заново создать индивида в полном соответствии с каким-то совершенным образом, а в том, чтобы предоставить индивиду инструменты, необходимые для того, чтобы он заново создал самого себя в соответствии со своим выбором.

Краткая характеристика

Традиционная психотерапия представляет собой вербальную передачу или обмен высказываниями, для того чтобы объяснить нефункциональное поведение клиента посредством выявления ряда событий в истории его жизни. Обращение к этим событиям на уровне сознания может исправить, а может и не исправить нежелательное поведение. Продолжительность психотерапии и ее успех могут оказаться весьма разными в зависимости от множества факторов. Не последнее место среди них принадлежит ресурсам психотерапевта и клиента (как эмоциональным, так и физическим). Ограниченность традиционной модели объясняется в первую очередь двумя ее особенностями: (1) важная информация собирается без учета той обработки, которой эта информация подверглась на бессознательном уровне; (2) из всех сенсорных модальностей полным признанием пользуются лишь аудиальные.

Мы убеждены: для того чтобы психотерапия была как можно более всесторонней и практически целесообразной, она должна использовать все ресурсы психотерапевта и клиента, а для этого признать, что обмен ценной информацией осуществляется как на вербальном, так и на невербальном уровнях и обработка данной информации бессознательным является источником всех видов поведения, в то время как содержание самого события показывает всего лишь, как эти виды поведения были использованы в том или ином событии. Гипноз и нейролингвистика предлагают средства, благодаря которым психотерапия может быть всесторонней и практически целесообразной. Не считайте ваши слова, а сделайте так, чтобы с вашими словами считались.

Нейролингвистическая модель требует, чтобы психотерапевт использовал невербальные, бессознательные поведенческие сигналы, поступающие от клиента. Они служат значительно более надежным источником информации, чем одна лишь вербализация, ибо язык ненадежен (в словаре “Random House Unabridged Dictionary” приводится 172 значения слова “RUN”). Такая лингвистическая не­определенность может лишь сбивать с толку психотерапевта, использующего традиционный подход. С другой стороны, невербальные сигналы могут быть восприняты и “откалиброваны” внимательным психотерапевтом и в результате станут надежным ориентиром при обращении к клиенту состоянии гипнотического транса. Это обеспечивает “точность попадания” в терапевтической работе, и поразительные изменения состояния пациента могут быть достигнуты за сравнительно короткое время. Поскольку внешнее поведение определяется внутренним состоянием, клиент открывает для себя возможность выбора и изменений.

Перефразирую Марка Аврелия: “Не от меня зависит, что преподносит мне внешнее окружение. Я могу лишь управлять моим восприятием происходящего. Здесь все зависит от меня”.

Бессознательный разум часто продолжает управлять поведением, основанным на старой информации, которая может содержать, а может и не содержать здоровые, адекватные, полезные сигналы, полученные в детстве. Задача психотерапевта заключается в том, чтобы привести в соответствие с новыми условиями и изменить воспринятые в детстве сигналы, мешающие функционированию в настоящее время. Например, двухлетнему ребенку было сказано: “Ты не можешь переходить улицу”. (Это полезная ложь, поскольку если ребенок умеет ходить, он может перейти улицу, хотя для него это сопряжено с риском. ) Большинство детей в конце концов научаются благополучно переходить улицы, и сами приводят полученную в детстве информацию в соответствие с новыми условиями. Но у некоторых это не получается. Такие люди в возрасте 32 лет приходят к психотерапевту, чтобы избавиться от агорафобии. Компетентный психотерапевт на уровне бессознательного приводит старую информацию в соответствие с новыми условиями (или с помощью метафор, или используя состояние гипнотического транса), а затем учит клиента некоторым приемам вхождения в ресурсное состояние, чтобы добиться соответствия новым условиям.

А как обстоит дело с клиентами, оказывающими сопротивление? При работе по нашей системе таких клиентов не бывает, бывают лишь психотерапевты, не всегда умеющие проявить необходимую гибкость. Если психотерапевт способен изменять свою реакцию на клиента, всегда стремясь к экологичному решению, то проблема сопротивления не возникнет.

Гибкий психотерапевт настолько восприимчив и способен к творчеству, что может заметить даже мельчайшие реакции клиента и научит его по-новому реагировать на старые стимулы, понимая, что использование доступных альтернатив поможет клиентам самим начать и продолжить изменения, а также сделать выбор, позволяющий функционировать оптимально.

Одни лишь словесные дискуссии могут дать клиенту сведения о нефункциональном поведении и определенное понимание такого поведения — инсайт. Понимание само по себе может вызвать изменения, но без сотрудничества бессознательного изменения вряд ли принесут успех и вряд ли окажутся устойчивыми. С помощью одних лишь недирективных разговоров невозможно добиться полного и всеохватывающего понимания на сознательном и бессознательном уровнях. Попытку понять поведение клиента таким способом можно сравнить с попыткой понять балет, слушая музыку с закрытыми глазами и надев на ноги свинцовые башмаки. Поведение — это изящный танец, движение в пространстве между сознательной и бессознательной психикой, когда жизнь предстает либо радостной, либо плачевной. Оно сложно. Оно циклично. Оно должно объединить в себе процессы и сознания, и бессознательного, с тем, чтобы клиент научился реагировать как единое целое.

Критические замечания

Факт обращения к гипнозу и нейролингвистике свидетельствует о сложности ситуации, в которой находится человек, и в то же время подтверждает замечательные потенциальные возможности психики и духа. Некоторые сторонники традиционных методов открыто осуждают гипноз и нейролингвистику за их манипулятивный характер. Следует, однако, указать, что то же самое можно сказать о любом направлении психотерапии, поскольку сама природа психотерапии требует, чтобы отношения между клиентом и психотерапевтом представляли собой ряд стимулов и реакций на них. В книге “Язык изменений” Пол Вацлавик указывает: “Ни один человек не может не оказывать влияния на другого человека”. Итак, манипулятивной является любая модель психотерапии. Вопрос лишь в том, осуществляются ли в данном случае манипуляции в интересах клиента и при уважительном отношении к нему. Ясно, что там, где проявляется уважение и к сознательной, и к бессознательной психике, подобный вопрос будет излишним.

Сила рассматриваемой модели — в ее способности быстро вызывать благоприятные изменения в состоянии сознания клиента с помощью процесса, происходящего в его бессознательном. При рассмотрении поведения основным вопросом становится не “Почему? ” (на него всегда трудно ответить), а значительно более конкретные “Как? ” и “Когда? ”. Поскольку наблюдение за бессознательными процессами дает дополнительную информацию, становится возможной глобальная замена дисфункционального поведения функциональным, что обеспечивает постоянный доступ к ресурсным состояниям и, тем самым, возможность решения не только той проблемы, с которой клиент обратился к психотерапевту, но и других проблем поведения. Клиент быстро овладевает умениями, находящими применение и за рамками психотерапии. Навыки, приобретенные в ходе научения, аккумулируются и генерализуются.

Авторы данной модели убеждены в том, что главная функция психотерапии заключается в таком руководстве изменениями, которое должно осуществляться как можно более тактично, всесторонне и быстро. Поэтому психотерапевт в работе с клиентом точно определяет, какие изменения необходимы и что пациент может сделать, чтобы их вызвать. Мы стимулируем ресурсы клиента, приводим их в соответствие с новыми условиями, усиливаем и используем в работе, направленной на достижение желаемого состояния. Успешное поведение в одной области может быть перенесено в другую область, где успехов не было. Клиенты научаются поддерживать самих себя, что важно для нового здорового роста, замены старого поведения, не приносившего успеха, новым и его закрепления. Мы побуждаем клиентов к воссозданию их собственного мира в соответствии со сделанным ими самими выбором, что исключает навязывание чего-либо со стороны. Используются все доступные средства для защиты экологии, что предотвращает сопротивление и гарантирует успех.

Стратегии, которые не вели к успеху, заменяются стратегиями, обеспечивающими успех. Кроме того, мы учим клиентов более эффективному общению на сознательном и бессознательном уровнях. В результате клиент приобретает способность лучше реагировать на реальность и тем самым избегать искажения или “стирания” информации, поступающей к нему из окружающей среды. Клиент обретает боґльшую силу в результате того, что процесс, происходящий в его бессознательном, становится его надежным союзником, к которому он всегда может обратиться. Наконец, восприятие информации о том, что внутри нет врага, дает чувство без­опасности.

Модель психотерапии, основанной на гипнозе и нейролингвистике, можно назвать элегантной, поскольку таланты самого пациента используются в ней для перестройки его собственного мира. Это высшая форма уважения.

Биографии

Норма Барретта — клинический психолог-консультант, специализирующийся в использовании эриксоновских интервенций и техник нейро-лингвистического программирования в психотерапии. Степень доктора философии она получила в 1970 г. в университете Южной Калифорнии и с 1971 г. занимается частной практикой в Южной Калифорнии. Вместе со своим мужем, Филиппом Барретта, за последние 16 лет она провела тренинги по эриксоновской гипнотерапии и нейро-лингвистическому программированию для тысяч специалистов. В свое время ей самой посчастливилось учиться у Милтона Эриксона. Она является членом Американской психологической ассоциации, Ассоциации гуманистической психологии и Международного совета психологов.

Филипп Ф. Барретта занимается частной практикой как семейный терапевт. Степень магистра он получил в 1972 г. в университете штата Калифорния (Лонг Бич) и в последние 16 лет вместе со своей женой, Нормой Барретта, проводит во многих странах мира тренинговые программы для специалистов. Эти тренинги посвящены техникам эриксоновской гипнотерапии и использованию нейро-лингвистического программирования в психотерапии. Он очень благодарен судьбе за то, что мог учиться у Милтона Эриксона.

Джозеф А. Бонджиованни получил степень магистра в 1987 г. в Лос-Анджелесе и в настоящее время работает над докторской диссертацией в Профессиональной школе психологических исследований в Сан-Диего, Калифорния. Он получил подготовку в нейро-лингвистическом программировании под руководством Джона Гриндера. В настоящее время его более всего интересуют проблемы работы с детьми и депрессия в детском возрасте.

Литература

Andreas, S., & Andreas, C. (1987). Change your mind and keep the change. Moab, UT: Real People Press.

Bandler, R., Andreas, S., & Andreas, C. (Eds. ). (1985). Using your brain for a change. Moab, UT: Real People Press.

Bandler, R., & Grinder, J. (1975). The structure of magic: Vol. 1. A book about language and therapy. Palo Alto, CA: Science and Behavior Books.

Bandler, R., & Grinder, J. (1976). The structure of magic: Vol. 2. A book about communication and change. Palo Alto, CA: Science and Behavior Books.

Bandler, R., & Grinder, J. (1979). Frogs into princes: Neurolinguistic programming. Moab, UT: Real People Press.

DeLozier, J., & Grinder, J. (1987). Turtles all the way down: Prerequisites to personal genius. Bonnie Doon, CA: Grinder, DeLozier & Associates.

Dilts, R., Grinder, J., Bandler, R., & DeLozier, J. (1980). Neurolinguistic programming: Vol. 1. The study of the structure of subjective experience. Cupertino, CA: Meta Publications.

Erickson, M., & Rossi, E. (1979). Hypnotherapy: An exploratory casebook. New York: Irvington.

Haley, J. (Ed. ). (1967). Advanced techniques of hypnosis and therapy: Selected papers of Milton Erickson, M. D. New York: Grune & Stratton.

Haley, J. (1973). Uncommon therapy. New York: Norton.

Heller, S., & Steele, T. (1987). Monsters and magical sticks, there’s no such thing as hypnosis? Phoenix, AZ: Falcon Press.

Laborde, G. Z. (1983). Influencing with integrity: Management skills for communication and negotiation. Palo Alto, CA: Syntony Publishing.

Laborde, G. Z. (1988). Fine tune your brain: When everything’s going right and what to do when it isn’t. Palo Alto, CA: Syntony Publishing.

Watzlawick, P. (1978). The language of change. New York: Basic Books.

Нейро-лингвистическое программирование

Дэвид Гордон

Определение

Личностный мир представляет собой конструкцию, состоящую из элементов (убеждений), удерживаемых на месте с помощью значимых в истории жизни индивида событий, называемых также референтным опытом.

Психотерапия — это процесс, в ходе которого индивид испытывает новый референтный опыт, обычно изменяющий его убеждения. Успех того или иного психотерапевтического подхода зависит от того, насколько подходящими для данного клиента окажутся референтные переживания, референтный опыт, предлагаемые этим подходом, и насколько эффективными будут техники, предназначенные для того, чтобы вызвать референтный опыт.

Краткая характеристика

Отправной точкой развития психотерапевтического направления, основанного на моделировании, явилось убеждение, что “карта — это не территория”, получившее доказательство прежде всего в работах Александра Корзыбского. Согласно этой исходной предпосылке (на которой эксплицитно строится нейро-лингвистическое программирование и, я полагаю, также работа Милтона Эриксона), реальный мир существует, но познать этот мир мы можем только в субъективных переживаниях. Ваше переживание мира проходит не только через такой фильтр, каким является физиологическая необъективность ваших органов чувств, но также через пласты лингвистических различий, культурных ценностей и личностных убеждений. Все эти фильтры вместе взятые и определяют вашу карту. В терминах субъективного опыта, ваша карта является вашей территорией. Измените карту — и вы измените ваш мир.

Наши индивидуальные карты в основном состоят из наших убеждений о том, кто мы, как функционируем, что представляет собой мир, как он устроен и т. д. Психотерапевтические изменения, коррективные или эволюционные, являются функцией изменения убеждений (например, вы приходите к убеждению, что можете управлять своим аппетитом или являетесь достойным человеком). Каждый вид психотерапии “работает” за счет того, что создает для клиента возможности (а в некоторых случаях — необходимость) изменить убеждения. (Даже поведенческие подходы в конце концов оказываются неэффективными, если не происходят соответствующие изменения в убеждениях, позволяющие сохранить происшедшие изменения. )



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.