Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





СРОКУ ДАВНОСТИ НЕ ПОДЛЕЖИТ 15 страница



идеологической работы партии, сумевшей воспитать целое поколение, так героически проявившее себя в борьбе против фашизма.

Главное, что удалось сделать партии, - это пробудить у советских людей чувство личной ответственности за судьбу социализма, за его настоящее и будущее. Мой боевой опыт свидетельствует, что солдаты, даже оставшись без командира, продолжали мужественно и умело сражаться, заставляя врага дорого оплачивать каждую свою военную удачу. И сейчас хорошо помню своих товарищей по фронту: командиров, политработников, красноармейцев. Жили мы тесной семьей, помогая друг другу в трудную минуту. Офицеры смотрели на рядовых как на младших братьев, заботиться о которых - естественный долг старших. Рядовые видели в офицерах не только старших по званию, а, таких же как они, защитников Родины, но только более опытных, более профессионально подготовленных и поэтому наделенных большими правами и большей властью.

Из рассказов пленных мы узнавали, что между офицерами и рядовыми в германской армии - стена, что у противника поощряется и насаждается атмосфера взаимной слежки, недоверия, подозрительности, что раненый немецкий солдат не может быть уверенным в том, что его не пристрелят свои же. Конечно, в трудных фронтовых условиях и у наших людей иногда сдавали нервы. Но даже проступки, совершаемые советскими воинами, не могли перечеркнуть главного - того, что огромное большинство военнослужащих живет только одним стремлением - как можно быстрее разгромить врага.

Иным было отношение советских воинов к неприятелю. Все мы, конечно, люто ненавидели фашизм, и не было жертвы, на которую мы не пошли бы, чтобы как можно быстрее добиться Победы. Но когда враг сдавался, солдаты не истязали, не унижали его. Наоборот, оказывали им необходимую медицинскую помощь, снабжали продовольствием, обеспечивали крышу над головой. То, что впоследствии увидел я в немецких лагерях для военнопленных, не имело ничего общего с теми условиями, в которых находились захваченные в плен немецкие военнослужащие.

Так же гуманно относилась Советская Армия к мирному населению Германии. Оказавшись на немецкой земле, я не раз слышал рассказы немецких граждан о том, что советские военнослужащие помогали населению продовольствием, оказывали содействие в восстановительных работах, в налаживании коммунального хозяйства, торговли, общественного транспорта и т. Д. Советская Армия не мстила старикам, женщинам и детям. Она пришла в Германию с иной целью: до конца искоренить фашизм и сделать невозможным его возрождение.

Пока не закончилась война, еще не поверженный противник оставался врагом. Но советский солдат не мог использовать оружие, врученное ему народом, для личной мести. Страшные картины фашистского разбоя не ожесточили душу советского воина, и в годы войны сохранившего прекрасное чувство человечности.

Если говорить о главном итоге войны, то можно сказать, что в ней выстоял и победил советский человек, воспитанный Коммунистической партией и вооруженный самым могучим оружием современности - марксизмом-ленинизмом.

Наши герои - не полубоги, а такие же люди, как и все, честно сражавшиеся против врага. Беседуя с ними, я всякий раз поражался их скромности, порой даже застенчивости, с которой они рассказывали о своих боевых делах. Каждый старался подчеркнуть, что не совершал чего-то необыкновенного, а просто выполнял свой долг, как выполнил бы его всякий другой, воспитанный Коммунистической партией и советским народом.

Конечно, героизм на фронте не стал обыденностью, но он превратился в массовое явление, в то подлинное народное движение, которое остановило, а затем и опрокинуло бронированные полчища врага.

Так же обстояло дело и на оккупированной фашистами территории. Там сразу же после вторжения поднималось пламя партизанской борьбы. Причем, как признавали сами фашисты, «гораздо большей опасностью, чем активное сопротивление партизан, здесь является пассивное сопротивление - трудовой саботаж, в преодолении которого мы


 

имеем еще меньшие шансы на успех» (Преступные               цели - преступпые         средства. Документы об

оккупационной политике фашистской Германии на территории СССР (1941-1944 гг. ), с. 303. ).

Благодаря всенародному сопротивлению были сорваны планы оккупантов, рассчитанные на превращение захваченных советских территорий в источник сырья и продовольствия для Германии.

Не удалось осуществить гитлеровцам и другую свою цель: запугать советских людей, создать в оккупированных районах надежный оккупационный режим. Как говорил один из руководителей партизанского движения П. К. По-номаренко, в Белоруссии, например, немецко-фашистские захватчики «потерпели не только военное, но и величайшее морально-политическое поражение. Идеология звериного национализма потерпела полный крах, немецкие захватчики не только не нашли квислингов, они не смогли ввести в местные оккупационные органы лиц, хоть сколько-нибудь известных населению, и заставить их себе служить. Кроме того, все привезенные ими из берлинского зверинца белорусско-немецкие националисты были почти полностью истреблены белорусским народом» (Цит. по: Загорулько М, М, Юденков А, Ф. Крах плана «Ольденбург», с. 211. ).

Следует сказать, что политика гитлеровского оккупационного режима потерпела крах на всей временно занятой врагом нашей территории.

Одержав идеологическую и морально-психологическую победу над врагом, советские люди сохрапили в себе все подлинно человеческие черты, в том числе сострадание и сочувствие к себе подобным. Поэтому так и поражали их факты фашистского человеконенавистничества, с которыми они сталкивались, освобождая свою и другие страны от фашистских оккупантов.

В повести писателя-фронтовика Константина Колесова «Самоходка номер 120» главный герой, не раз смотревший смерти в лицо, как самое страшное из всего того, что он видел па войне, описывает аккуратно сложенпые штабеля иссохших человеческих тел на территории только освобожденного от фашистов концлагеря. «Смотреть на это больше секунды-другой было невозможно, - вспоминает герой, от имени которого ведется рассказ в повести. - У меня забухало в груди, рот и глотку перехватило огненной сухостью». Ни он, ни его товарищи после этого не могли ни есть, ни пить. А нам, участникам расследований фашистских злодеяний, пришлось сотни раз сталкиваться с еще более кошмарными картинами гитлеровского человеконенавистничества. Тысячи, десятки тысяч истерзанных человеческих трупов, безжизненные тела женщин, стариков, детей - все эти кровавые следы фашистского разбоя мы встречали повсеместно. И нельзя было отворачиваться, закрывать глаза. Наоборот, долг требовал пристально всматриваться во все это, документально запечатлевать увиденное, снова и снова возвращаться к нему, чтобы ни одна улика, обличающая фашизм, не осталась без внимания на пред стоящем суде над заправилами гитлеровского рейха. При виде всего содеянного фашистами можно было ожесточиться, потерять веру в людей, отождествить фашизм со всем германским народом или, наоборот, стать равнодушным, заковать свое сердце в защитную броню безразличия, самоуспокоенности. Но мои товарищи по ЧГК до конца жизни сохранили замечательные качества последовательных гуманистов - членов ленинской партии, являющейся умом, честью, совестью нашей эпохи. Ненависть к фашизму и тому, что породило его, горячее сочувствие освобожденным от гитлеровского ада людям, память о тех, кто стал его жертвами, благодарность всем, помогавшим расследовать фашистские преступления, вера в неизбежность торжества во всем мире подлинной человечности - таков был наш настрой в самые напряженные дни расследовательской работы. Мы были уверены в том, что у народов хватит сил, чтобы навсегда уничтожить фашизм и вырвать сами корни, породившие его. И великая победа над гитлеризмом стала закономерным итогом самоотверженной борьбы советских людей за свободу и независимость своей Родины, за освобождение всех народов Европы.

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ


 

Минуло уже четыре десятилетия с того времени, когдя происходили события, о которых я рассказал как очевидец и участник расследования преступлений гитлеризма против человечности. За это время вышло множество книг о злодеяниях фашистов и героической борьбе народов против гитлеровского «нового порядка». Но в памяти поколений должно храниться все пережитое человечеством от коричневой чумы. Важна каждая деталь, каждый факт.

Космонавты из космоса видели нашу Землю голубой. Они утверждают, что она великолепна. Пусть наша Земля будет голубой, розовой, зеленой, любой, только не коричневой от фашизма, только не черной от истребления людей, только не серой от пепла военных пожарищ!

Долг людей - не дать снова разгореться фашистскому костру. А для этого им должна быть знакома боль тех, кого опалило пламя войны, развязанной гитлеровцами. Это боль, выстраданная узниками в фашистских лагерях смерти и застенках. Это и моя боль - очевидца и участника расследования фашистских злодеяний, которая останется со мной до конца жизни.

Нельзя без гнева и скорби вспоминать о зверствах и других чудовищных преступлениях гитлеровцев, совершенных в Советском Союзе, Польше, Югославии, Чехословакии и других странах Европы. Миллионы мужчин, женщин, стариков и детей были сожжены в крематориях Освенцима, удушены в газовых камерах Майданека, замучены на плацах Маутхаузена. Набат Бухенвальда и по сей день звучит в сердцах людей, будит в них ненависть к нацизму и расизму, требует строгого наказания виновных в преступлениях против человечества.

Решения Нюрнбергского процесса, вынесшего смертный приговор милитаризму и фашизму, сохраняют свою силу и сегодня. Они навечно останутся в памяти народов и будут служить делу мира на земле. Именно поэтому Генеральная Ассамблея ООН 26 ноября 1968 года приняла Конвенцию о неприменении срока давности к военным преступникам и преступлениям против человечности.

Разумеется, не все зло, содеянное фашистами на оккупированной территории, нашло отражение в этой книге. Все факты о преступлениях гитлеровцев против человечества может вместить только многотомный труд. Это тысячи спаленных дотла городов и сел, миллионы расстрелянных, истребленных людей, массовые истязания, пытки и насилия, рабско-крепостнический труд, поголовный грабеж населения. Я рассказал лишь о том, с чем сталкивался сам в ходе работы в Чрезвычайной государственной комиссии. Настоящая книга - не монографическое исследование. В ней не ставилась задача воссоздать всю картину фашистских злодеяний, исследовать механизм гитлеровской политики истребления и уничтожения. Книгу следует рассматривать как свидетельство очевидца. Наряду с мемуарным в ней использован и документальный материал. Но это лишь те документы, которые прошли через мои руки или руки моих ближайших товарищей по работе в комиссии в процессе расследования фашистских злодеяний. Некоторые приведенные в них данные в дальнейшем уточнены. Чаще всего количественные показатели фашистских злодеяний при последующих расследованиях оказывались неизмеримо большими. Так, например, было с оглашенной па Нюрнбергском процессе цифрой погибших советских людей. В действительности она оказалась почти в 3, 5 раза больше и составила 20 миллионов. Но в данной книге сохранены, как правило, те подсчеты, которые были сделаны именно в описываемое время. Они и были включены в обвинительные документы Нюрнбергского процесса.

Да и в конечном счете дело не в цифрах. Убийство одного человека уже является преступлением против человечности. А когда счет убитых ведется десятками миллионов, налицо уже не просто преступление, а сознательная политика истребления, осуществляемая в интересах господства над всем миром монополистического капитализма.


 

Про чтя О страданиях, которые принес людям фашизм, каждый здравомыслящий человек поймет, что это стало возможным потому, что шайку убийц привели к власти, вооружили и направили на разбой капиталисты.

Это они лишили детей детства, матерей - материнства, людей - жизни.

С помощью фашизма империалистическая буржуазия хотела упрятать все человечество за колючую проволоку, превратить мир в громадный концентрационный лагерь.

Ялтинская декларация и Потсдамское соглашение 1945 года провозгласили, что фашизм будет искоренен до конца, однако он был сохранен империалистами в Испании, 48 лет бесчинствовал в Португалии, 7 лет терроризировал Грецию, господствует в Парагвае, насаждался; и насаждается во многих странах. Более 1 О лет тому назад фашисты захватили власть в Чили. Пытки, застенки, преследование патриотов, запрет всех демократических свобод в этой стране, разве это не напоминает времена гитлеровского фашизма?

Фашизм - это война. Во имя завоевания других стран, военного сокрушения СССР и была установлена более полувека назад гитлеровская диктатура.

Прошло уже 40 лет с того памятного дня, как замолкли пушки второй мировой войны. Человечество вступило в пятое десятилетие мирного существования. Но живо еще поколение людей, вынесшее тяготы войны, сломившее германский фашизм, живы очевидцы злодеяний гитлеровских палачей.

В условиях обострившейся по вине американского империализма международной обстановки усиливается опасность роста фашистских тенденций.

Пока существует империализм, он совершал и будет совершать свои все более чудовищные преступления против человечества. Это очевидно. Но все более очевидным становится и другое: с изменением соотношения сил на планете империалистам все труднее прятать следы своих злодеяний, а тем более невозможно уйти от возмездия. Грозное тому напоминание - суд над главными гитлеровскими военными преступниками в Нюрнберге. Новые тому свидетельства - всемирный резонанс от собранных комиссиями материалов по расследованию злодеяний американской военщины во Вьетнаме, военной хунты в Чили, полпотовской банды в Кампучии, кровавых убийц собственного народа в Сальвадоре. Международная общественность собирает факты, которые в свое время непременно займут место в обвинительном заключении и по делу виновников сионистского разбоя на арабских землях. И хотя преступники надеются уйти от ответа, их наказание неотвратимо, как неотвратимым был и приговор в Нюрнберге.

Я думаю, что не нужно быть специалистом в области международных отношений, чтобы видеть, насколько повторяет многие гитлеровские стереотипы нынешняя администрация США. Выполняя волю монополий, поставивших ее у власти, она раскрутила маховик гонки вооружений до такой степени, что это вызывает резкие протесты даже со стороны трезво мыслящих буржуазных политиков, представителей деловых кругов в самих США. Я не говорю уже о Европе, где все громче звучат голоса беспокойства, огромной тревоги за судьбы нашего континента, за судьбы сотен миллионов людей, которым угрожает гибель в огне ядерной войны. Империализм США, как показывают многочисленные факты, разрабатывает такие методы ведения войны, такие стратегические концепции, такие виды военной техники, перед которыми бледнеет все, что использовалось гитлеровцами. В стороне от ядерной катастрофы, которую готовит американский империализм, не остапетеп никто-ни молодой, ни старый, пи верующий, пи атеист.

Но сейчас не канун второй мировой войны, когда существовала лишь одна страна социализма - СССР. Мировая социалистическая система, освободившиеся страны, ведущие антиимпериалистическую политику, коммунистические и рабочие партии, все люди, кому дорога наша планета, способны обуздать агрессора, предотвратить грозящую миру ядерную катастрофу. В их авангарде идет советский народ, который сорок лет назад отстоял и защитил мир от уничтожения, сыграв решающую роль в разгроме гитлеровского фашизма.


 

В борьбе против роста фашистской опасности, против угрозы третьей мировой войны каждый человек должен занять свое место в рядах защитников будущего человечества. Этому учит весь опыт новейшей истории, в том числе и опыт совместной борьбы народов против злейшего врага человечества - гитлеровского фашизма.

Кузьмин С. Т. К89

Сроку давности не подлежит. - М.: Политиздат, 1985. -206 с, ил.

это еще одна книга о зверином облике гитлеровского фашизма - ударного отряда мировой империалистической реакции, угрожавшего человечеству массовым истреблением. Ее автор, в прошлом ответственный сотрудник Чрезвычайной государственной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков, участвовал в выяснении масштабов их злодеяний на территории СССР, Польши и других стран. На основе личных воспоминаний, документов, свидетельств очевидцев он воспроизводит страшную картину фашистского разбоя, показывает историческую роль Советского Союза в спасении миллионов людей от порабощения и гибели.

Адресуется массовому читателю.

Сергей Трофимович Кузьмин

СРОКУ ДАВНОСТИ НЕ ПОДЛЕЖИТ Заведующий редакцией А. И Котеленец Редактор Д И Жеребкина

Младший редактор с. В. Вершинская Художник А. О. Семенов Художественный редактор О. Н Зайцева Технический редактор И А. Золотарева ИБ. N24765

Сдано в набор 14. 01. 85. Подписано в печать 24. 05. 85. А 00103. Формат 84х108/2. Бумага книжно-журнальная импортная. Гарнитура «Обыкновенная новая».

Печать высокая.

Уел. печ. л. 11, 76. Уел. кр. -отт. 13, 23. Уч. -изд. л. 12, 74. Тираж 300000 (1-150000) экз. Заказ 340.

Цена в целлофанированной обложке 60 к., в лакированной 55 к. Политиздат.

125811, ГСп, Москва, А-47, Миусская пл., 7. Ордена Ленина типография «Красный пролетарий». 103473, Москва, И-473, Краснопролетарская, 16,


 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.