Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





СРОКУ ДАВНОСТИ НЕ ПОДЛЕЖИТ 14 страница



Захваченный нашими войсками в плен в феврале 1944 года немецкий офицер 61-й пехотной дивизии показал: «Мне известно, что в 1941 году в Германии была создана специальная комиссия «Кунсткомиссион». В функции этой комиссии входило изымать дворцовое имушество в оккупированных районах России и все изъятое перевозить в Германию. Эта комиссия в 1941 и 1942 годах все ценное имушество пушкинских дворцов грузила в эшелоны и вывозила в Германию... Мне известно, что в Екатерининском дворце в городе Пушкин имел ась комната, стены которой были выложены янтарем. Янтарь был содран и вывезен в Германию».

Судьба Екатерининского дворца в Пушкине была также трагична. Значительную часть дворца гитлеровцы сожгли. В огне погибла знаменитая трехсотметровая анфилада парадных залов. Сгорели Антикамеры (< < Залы ожидания»), отделанные Растрелли. Они были покрыты золоченой резьбой, огромные потолки затянуты великолепными холстами работы художников середины ХУН! века. Не имея возможности снять эти огромные полотна, фашисты изрезали замечательные произведения искусства на куски.

Страшную картину разрушения представляет собой Большой зал - гениальное творение Растрелли. Уничтожены уникальные плафоны работы Торелли, Джордано, Брюллова и других крупнейших итальянских и русских мастеров; содран и по хищен старинный расписной китайский шелк ХУН! века со стен китайской гостиной и спальни Александра I и желтый шелк с тканым рисунком лебедей и фазанов русской ручной работы ХУН! века, которым были обтянуты стены Малой столовой.

Разграбленной оказалась изумительная по своей внутренней отделке дворцовая церковь - одно из лучших про изведений Растрелли, на антресоли которой приходили лицеисты Пушкин и его друзья. Иконостас церкви разбит, иконы вывезены, часть плафонов срезана, часть уничтожена, полы выломаны, лепные золоченые украшения содраны. Фашисты надругались и над святыней советских людей - Пушкинским лицеем.

Гитлеровцы разгромили в г. Пушкине и знаменитый Александровский дворец, творение Кваренги. В пушкинских парках они вырубили тысячи вековых деревьев, многие из которых еще помнили юного Пушкина.

В г. Павловске из дворца батальоном особого назначения Риббентропа и командами штаба Розенберга была вывезена в Германию ценнейшая дворцовая мебель. Во дворце сняли паркет из дорогого дерева огромной художественной ценности. Со стен сорвали барельефы, гобелены, степные и потолочные плафоны. Варварски изуродовали фрески Гонзаго, представляющие громадную художественную ценность. Фашистские захватчики подожгли Павловский дворец. Большая часть здания выгорела. Деревянная художественная отделка дворца сгорела дотла на всех этажах.

В Михайловском и в других местах Пушкинского заповедника оккупанты разрушили и уничтожили культурно-исторические памятники, связанные с жизнью и творчеством великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Советское правительство 17 марта 1922 года объявило усадьбу поэта в Михайловском, его могилу в Святогорском монастыре и близлежащие селения государственным заповедником.

В июле 1941 года сюда ворвались фашисты. За три года оккупации они разрушили и уничтожили эти памятные места. Как установлено, расхищение музейных ценностей было начато уже в августе 1941 года. В конце февраля 1944 года усадьба А. С. Пушкина в Михайловском была превращена в военный объект - один из опорных пунктов немецкой обороны. Территорию парка изрыли траншеями, ходами сообщений. «Домик няни» был уничтожен, а рядом с ним и частично на его месте построен большой пятинакатный блиндаж. Другой такой же блиндаж был сооружен фашистами около здания музея.

Перед отступлением из Михайловского гитлеровцы завершили разорение и осквернение пушкинской усадьбы. Дом-музей они сожгли. Мебель, предметы домашнего обихода и библиотеку поэта вывезли в Германию. Мраморную плиту памятника Пушкину разбили и бросили возле пепелища. Были уничтожены и два других дома Пушкинского заповедника - у въезда в Михайловскую усадьбу.


 

Кощунственное отношение гитлеровцев к национальным святыням русского народа отчетливее всего проявилось в осквернении могилы Пушкина. Стремясь сохранить Пушкинский заповедник от разрушения, части Советской Армии оставили этот район без боев и отошли к Новоржеву. Несмотря на это, 2 июля 1941 года гитлеровцы подвергли бомбардировке Святогорский монастырь, где находится могила Пушкина.

В марте 1943 года гитлеровцы приступили к систематическому разрушению Святогорского монастыря. Они дважды подрывали главную церковь монастыря - Успенский собор, построенный в ХУI веке по повелению Ивана Грозного.

Фашистские варвары подготовляли взрыв могилы Пушкина, Святогорского монастыря и самого холма, на котором находится могила поэта. На территории монастыря и в близлежащей местности советские саперы обнаружили и извлекли до 3 тысяч мин. Под дорогу, проходящую вдоль северной стены монастыря, был заложен фугас, взрывом которого разрушена монастырская стена на протяжении 20 метров. Второй фугас огромной силы находился под дорогой с восточной стороны, у подножия могилы Пушкина; фашисты прорыли специальный тоннель протяженностью 20 метров, тщательно замаскировали его и заложили в нем специальные мины и 10 авиабомб по 120 килограммов каждая. Взорвать фугас гитлеровцам помешало стремительное наступление частей Советской Армии, выбивших фашистов из этих мест.

Огромным разрушениям подвергся старинный русский город Новгород. Здесь из 2346 жилых домов сохранилось только 40, а остальные были превращены в груду развалин. До Великой Отечественной войны Новгород являлся крупным научным и культурным центром. Фашистские вандалы уничтожили в Новгороде величайшие памятники древнего русского искусства. В Георгиевском соборе Юрьева монастыря, построенном в начале ХН века, фашисты разрушили своды и стены башни собора с фресками ХН века.

Софийский собор, построенный в ХI веке, являлся одним из древнейших памятников русского зодчества, выдающимся памятником мирового искусства. Фрески ХН века, иконы ХН-ХУН веков, древние иконостасы и другое внутреннее убранство представляли собой бесценные сокровища древнерусского искусства. Здание собора фашисты разрушили. Они полностью разграбили его внутреннее убранство, увезли все иконы с иконостасов, древние паникадила, в том числе паникадило, принадлежавшее Борису Годунову.

Церковь Благовещения ХН века с фресками была обращена фашистами в дот и казарменное помещение, в окнах алтаря устроены амбразуры.

Церковь у спенья на Болотовом поле, памятник новгородской архитектуры XIV-XV веков, гитлеровцы превратили в груду камней и кирпича; роспись этого храма, относящаяся к XIV веку, являл ась одним из лучших произведений монументальной живописи и пользовалась широкой известностью. Она погибла.

Церковь Спаса Преображения на Ильиной улице, один из лучших образцов новгородской архитектуры XIV века, особенно известна своей росписью, выполненной великим мастером Феофаном Греком. В барабане главы церкви и к верхней части восточной стены оккупанты сделали широкие амбразуры для пулеметов, западную часть здания разрушили, уничтожили средний западный свод, пробили верхние угловые своды, значительная часть уникальных фресок погибла.

Фашисты варварски разрушили знаменитый памятник древнерусского и мирового искусства ХН века -церковь Спаса-на-Нередице, расписанную внутри всемирно известными фресками. Они представляли собой уникальный памятник живописи ХН века. Здание церкви гитлеровцами превращено в развалины.

Более чем двухгодичное хозяйничанье оккупантов в Новгороде привело к разрушению целого ряда и других замечательных образцов древнерусского зодчества. Из 88 историко­художественных сооружений Новгорода осталось без значительных повреждений только два. По приказу командующего 18-й германской армии генерал-полковника Линдемана был подготовлен для отправки в Германию памятник 1000-летия России. Воздвигнутый в


 

1862 году по проекту известного русского скульптора академика М. о. Микешина, монумент запечатлел в художественных образах основные этапы развития нашей Родины до 60-х годов XIX столетия. Фашистские варвары разобрали памятник на части, разбили скульптурные изображения. Но отправить его на переплавку им не удалось. Советские воины освободили Новгород.

Величественные памятники искусства и архитектуры этих городов-музеев, известные всему цивилизованному миру, сейчас возрождены творчеством и кропотливым трудом советских людей. Но и по сей день еще далеко не полностью возмещен тот урон, который причинили оккупанты разграбленным музеям. Продолжается восстановление все новых и новых залов Екатерининского дворца в Пушкине, Большого дворца в Петродворце, соборов, в Новгороде. До сих пор не найдено драгоценное убранство знаменитого янтарного кабинета. Сделаны лишь первые шаги по возрождению былого великолепия Александровского дворца в Петродворце и Гатчинского дворца. А со времени окончания войны прошло уже 40 лет.

В Ясной Поляне, где жил и творил Лев Толстой, фашисты осквернили могилу писателя и уничтожили неповторимые реликвии, связанные с его жизнью и творчеством; редчайшие рукописи, книги, картины сожгли. Германский офицер Шварц в ответ па просьбу сотрудников музея отапливать дом не личной мебелью и книгами великого писателя, а имеющимися дровами ответил: «Дрова нам не нужны, мы сожжем все, что связано с именем вашего Толстого».

В городе Клину Дом-музей п. И. Чайковского был разгромлен нацистскими офицерами и солдатами. В самом доме-музее оккупанты устроили гараж для мотоциклов и отапливали этот сарай рукописями, книгами, мебелью и другими личными вещами композитора.

В городе Истре нацисты устроили в старинном русском монастыре, знаменитом Новом Иерусалиме, основанном в 1654 году и реставрированном в ХУН! веке великими архитекторами - Растрелли и Казаковым, склад боеприпасов.

Ново-Иерусалимский монастырь является выдающимся историческим памятником русского народа и известен как одно из крупнейших и красивейших сооружений. Это не помешало при отступлении фашистским погромщикам взорвать его. Всего на территории временно захваченной ими части Московской области оккупанты разрушили и разграбили 4 музея, 112 библиотек и 54 театра и кинотеатра. Они сожгли знаменитый музей Бородино, надругались над историческими реликвиями сражения.

В Калуге гитлеровцы уничтожили экспонаты дома-музея, в котором жил и творил знаменитый русский ученый К. Э. Циолковский. По портретам Циолковского фашистские дикари стреляли из револьверов. Они искромсали ценнейшие модели дирижаблей, чертежи. В одной из комнат музея был устроен курятник, мебель сожжена.

В Белоруссии гитлеровцы с таким же остервенением громили культурные учреждения и исторические памятники.

Чрезвычайная государственная комиссия установила, что в течение трех лет немецко­фашистские захватчики планомерно разрушали в Минске научно-исследовательские институты, высшие учебные заведения, библиотеки, музеи, театры и клубы.

Фашисты вывезли из библиотеки имени В. И. Ленина в Берлин и Кенигсберг 1, 5 миллиона ценнейших книг, из библиотеки Академии наук 300 тысяч томов.

Они разгромили Белорусский государственный университет вместе с зоологическим, геолого-минералогическим и историко-археологическим музеями, медицинский институт со всеми его клиниками, Академию наук с девятью институтами, зоологическим и геологическим музеями, ботаническим садом; уничтожили Минский политехнический институт, разрушили Государственную филармонию и консерваторию.

Фашисты уничтожили Государственную картинную галерею, а картины и скульптуры русских и белорусских мастеров, в том числе Репина, Айвазовского, Перова, Боголюбова, вывезли в Германию; разгромили Государственный белорусский театр оперы и балета:


 

вывезли в Германию театральные декорации, мебель, люстры, зеркала, картины, ковры, ткани.

Советским обвинением Международному военному трибуналу было пред ставлено письмо генерального комиссара Белоруссии Кубе на имя Розенберга, в котором говорилось: «В Минске находилась большая... коллекция художественных изделий и полотен, которая сейчас почти без остатка вывезена из города: по приказу имперского руководителя СС рейхсминистра Генриха Гиммлера большинство картин частично еще в то время, когда я возглавлял ведомство, было упаковано людьми СС и отослано в Германию. Речь идет о миллионных ценностях, изъятых в генеральном округе Белоруссии... » (Нюрнбергский процесс. В 7- ми т. М., 1958, т. 3, с. 584. ).

На Украине гитлеровцы с первых дней оккупации приступили к планомерному уничтожению школ, высших учебных заведений, музеев, библиотек, клубов, театров, больниц и детских садов.

В Киеве было 150 средних и начальных школ. Во время оккупации гитлеровские варвары разрушили 140 школ, они закрыли все детские сады, имущество их разграбили, расхитили из киевских библиотек свыше 4 миллионов книг.

Гитлеровцы сожгли и взорвали один из старейших центров украинской культуры - Киевский государственный университет имени Т. Г. Шевченко. В огне погибли материалы исторического архива древних актов, библиотека с фондом свыше 1300 тысяч книг, зоологический музей, имевший более 2 миллионов уникальных экспонатов. Нацисты разрушили также и все другие высшие учебны о заведения Киева. Они считали, что советские люди не должны иметь не только высшего, но даже среднего или семилетнего образования.

Фашистские варвары сожгли в Киеве драматическийтеатр Красной Армии, Театр юного зрителя, театральный институт, консерваторию; взорвали здание цирка; уничтожили еврейский театр; разграбили все склады и костюмерную театра оперы и балета имени Т. Г. Шевченко.

Музей западноевропейского и восточного искусства гитлеровцы разгромили полностью, оставив лишь несколько полотен, которые не успели снять с высоких стен лестничной клетки. Грабежу подвергли также музеи русскою и украинского искусства, музей Т. Г. Шевченко, исторический музей, Софийский собор, из которого вывезли 14 фресок ХН века, Михайловский Златоверхий монастырь (из него была украдена драгоценная утварь и предметы культа) и т. д.

По приказу гитлеровского командования воинские части ограбили и разрушили древнейший памятник культуры - Киево-Печерскую лавру. Из взорванного Успенского собора Киево-Печерской лавры они вывезли находившиеся там ценности и реликвии. Из Исторического музея - скифские бронзовые фигурки зверей, уникальные материалы отдела «Киевская Русь», в том числе такие ценные вещи, как запрестольный крест Х столетия Десятинной церкви, изразцы с гербом Рюриковичей п другие. Немецко­фашистские захватчики хотели лишить русский и украинский народы материальных и письменных памятников, свидетельствующих об их славном прошлом.

Член Чрезвычайной государственной комиссии Николай, митрополит Киевский и Галицкий, расследовавший злодеяния гитлеровцев в Киеве, свидетельствовал:

«Точно страшный ураган пронесся по Лавре, все опрокинул вверх дном, рассыпал и разбросал могучие лаврские здания. Два с лишним года Киев был закован в немецкие кандалы. Гитлеровские палачи принесли с собой в Киев смерть, руины, голод и казнь. Все это со временем отойдет от близкого прошлого в отдаленное, но никогда не забудут этого злодеяния не только украинский и русский народы, но и все честное человечество во всем мире».

Международному военному трибуналу было представлено письмо на имя имперского министра Розенберга от 14 сентября 1944 года «О вывезенных из Украины произведениях


 

искусства». В нем говорилось, что из Киева и Харькова было отправлено в Восточную Пруссию 85 ящиков и 57 папок с произведениями искусств.

«Среди картинэ+резюмировал автор письма, -имеется большое количество старинных икон, про изведений знаменитых мастеров немецкой, голландской и итальянской школ XVI, ХУН и ХУН! веков и работы лучших русских художников ХУН! и XIX веков. В общем все это имущество состоит из ценнейших произведений искусства, вывезенных из общественных украинских хранилищ, которые даже при поверхностной оценке составляют ценность в несколько миллионов. Кроме того, это является единственной коллекцией такого рода международного значения на немецкой территории».

В Латвийской, Литовской и Эстонской Советских Социалистических Республиках гитлеровцы пытались уничтожить все, что связано с национальными традициями прибалтийских народов. Государственным языком здесь был объявлен немецкий язык. Фашисты разгромили в Риге восемь зданий государственной библиотеки, а здание по Английской улице - выдающийся памятник архитектуры XHI-XIV веков - превратился в казарму. Они сожгли Рижскую городскую библиотеку, основанную в 1512 году, в которой хранились редчайшие книги и рукописи. В огне погибло около 800 тысяч единиц библиотечного хранения.

Из Рижского городского музея гитлеровцы увезли в Германию картины известных латвийских, русских и иностранных художников. Фашисты разграбили Академию художеств, Государственную консерваторию, музыкальное училище; взорвали здание бывшего Ремесленного общества с крупнейшим концертным залом, разрушили в Риге 65 школ. Экспонаты музеев Государственно-исторического, Рижского Домского и Военно­исторического гитлеровцы вывезли в Германию.

Литву объявили частью немецкой провинции «Остланд». В Вильнюсе была закрыта Академия искусств; в Каунасе - Институт прикладного искусства, филармония и консерватория.

17 марта 1943 года гестаповцы оцепили здание Вильнюсского университета, разбили в нем статуи, изорвали картины, разграбили экспонаты, ценные учебные пособия, научную литературу.

Такая же участь постигла и другие литовские институты. Фашисты разрушили в Вильнюсе и Каунасе 14 гимназий и 46 начальных школ, а также учебные заведения в Шяуляе, Мариямполе, Паневежисе, Укмерге; взорвали и уничтожили Сельскохозяйственную академию, Высшую сельскохозяйственную школу и 7 низших сельскохозяйственных школ.

Оккупанты вывезли из Вильнюсского государственного художественного музея ценные коллекции мебели, старинный фарфор, ковры, картины, гравюры, из библиотеки Академии искусств они похитили коллекции золотых и серебряных изделий. Полному разгрому подверглись многие другие широко известные культурные учреждения. 1 О тысяч экземпляров старинных изданий ХУ-ХУН веков были направлены в Берлин, во Франкфурт-на-Майне - картины Репина, Левитана, Марка Шагала, скульптуры Антокольского и другие про изведения искусства. При отступлении гитлеровцы сожгли в Литве старейшую библиотеку евангелическо-реформатского синода, основанную в 1611 году и состоявшую из 20 тысяч томов уникальных книг XVI-XVHI веков.

Гитлеровские оккупанты уничтожали культуру и исторические памятники эстонского народа.

В первую очередь фашисты приступили к чистке библиотек. На площадях эстонских городов запылали костры, превращая в пепел сокровища эстонского национального творчества и лучшие произведения литературы народов Европы. В Эстонии почти не осталось произведений известных национальных художников и скульпторов. Гитлеровцы вывезли в Германию более 1 О тысяч произведений искусств. Они сожгли национальный музей Эстонии.


 

Перед отступлением фашисты подожгли театры в городах Тарту, Нарва, Вильянди, Пярну. Они разграбили и частично разрушили Тартуский университет, имеющий более чем 300- летнее славное прошлое и являвшийся старейшим высшим учебным заведением на территории нашей страны.

Много писателей и поэтов, художников и артистов фашисты заключили в концлагеря. Некоторые из них были зверски замучены или расстреляны.

Культуру и разум фашизм рассматривал как препятствие к осуществлению своих чудовищных гегемонистских планов порабощения народов и уничтожал их со свойственной ему звериной жестокостью.

В общей сложности гитлеровские захватчики разрушили и разграбили на оккупированной территории из 992 музеев, имевшихся в Советском Союзе, 427, сотни театров, институтов, многие из которых пользовались всесоюзной и мировой известностью.

Начав осуществление своих безумных планов установления мирового господства, гитлеровцы развернули опустошительный поход против мировой культуры. Освободительная борьба Советского Союза явилась борьбой за спасение мировой цивилизации. Советская Армия защищала от фашизма всю мировую культуру, культуру советского и других, в том числе и немецкого, пародов.

КРАХ ИДЕОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКОНЕНАВИСТНИЧЕСТВА

За время работы в Чрезвычайной государственной комиссии мне пришлось изучить огромный материал, показывающий, как фашизм уничтожал все лучшее, что есть в человеке. Масштабы злодеяний гитлеровцев превосходят самые чудовищные преступления, когда-либо совершавшиеся на земле. Воссоздавая объективную картину этих злодеяний, мы, работники ЧГК, часто задавали и себе, и своим коллегам вопрос: откуда у фашистов такая зоологическая ненависть к людям, в чем истоки той жестокости, которая превратила солдата вермахта в машину истребления и разрушения?

Если бы я не знал немцев, то мог бы подумать, что это какой-то особый народ, лишенный чувства сострадания и человечности. Но мне довелось общаться с населением очищенных от фашистских войск городов и сел Германии. Скажу честно, всякий раз я ловил себя на мысли: а не такой ли мой собеседник, как те, кто грабил, истязал, убивал советских людей, сыновей и дочерей других народов Европы? Но, как правило, передо мной были обыкновенные люди, способные и краснеть, и волноваться, и радоваться, и страдать. Причем чаще всего они вполне искренне и даже со страстью обличали фашизм, проклинали Гитлера, признавали страшную вину своих соотечественников перед человечеством.

Кто же тогда совершал все эти чудовищные, леденящие душу злодеяния? Нередко я слышал стандартный ответ: эсэсовцы, нацисты. Иногда говорили, что подчинялись приказу или не ведали о последствиях содеянного. Но в том-то и дело, что ведали, шли на преступления, уверенные в безнаказанности, смотрели на эсэсовцев как на героев, вполне добровольно вступали в нацистскую партию. Не все, конечно. Но отнюдь и не ничтожное меньшинство. Достаточно сказать, например, что 70 процентов германских учителей в годы второй мировой войны были членами НСДАП.

Конечно, среди немцев было немало антифашистов, а также просто недовольных гитлеровским режимом. Мы, советские люди, преклоняемся перед памятью героев германского антифашистского сопротивления. Вместе с нами сражались против фашизма германские коммунисты, другие демократы. Но все же значительная часть населения этой страны поддержала Гитлера.

Что же толкало немцев на путь убийства, грабежа и глумления над беззащитными жертвами? Может быть, воинствующий антикоммунизм? Конечно, в первую очередь он. Но ведь с одинаковым остервенением захватчики уничтожали и коммунистов, и беспартийных, и атеистов, и верующих.


 

Может быть, расизм, шовинизм? Несомненно, он тоже. Однако первыми стали погибать от пуль и удавок фашистских убийц сами немцы. Да и первые лагеря уничтожения, создававшиеся на территории Германии, предназначались поначалу отнюдь не для французов или поляков.

Чувство собственника, буржуазный и мелкобуржуазный эгоизм? Да, верно, античеловечность - свойство капитализма вообще, одно из самых отвратительных порождений частной собственности, психологии обывателя, руководствующегося принципами «человек человеку волю> и «своя рубашка ближе к телу». Геббельс как-то цинично заявил, что слово «социализм» в программе и названии нацистской партии - всего лишь для камуфляжа. Гитлеризм был идеологией и политикой буржуазии, стремящейся к мировому господству. И у своего народа она культивировала именно собственнические инстинкты, облегчавшие господство над ним.

Из личного опыта знаю, что далеко не все оккупанты верили в свою мессианистскую роль утвердителей «нового порядка». Но они, как и фанатики гитлеризма, активно участвовали в колониальном разбое. Поступали они так, в частности, и потому, что им обещали плодородные земли покоренных народов, дармовую рабочую силу, чужое добро, положение хозяина, господина, представителя касты избранных.

Капитализм, буржуазный образ жизни, частнособственническая психология были той социальной почвой, которая вскормила фашизм, превратила его в массовое явление.

Что же все-таки ослепило миллионы немцев, превратило благовоспитанных, нередко вполне культурных, интеллектуально развитых, порой даже сентиментальных людей в безжалостных убийц? Причем произошло ЭТО стремительно, всего за каких-то семь­восемь лет господства фашистов. Конечно, здесь сыграли свою роль и средства устрашения, террора, широко применявшиеся гитлеровцами по отношению к собственному же народу. И насаждавшийся «новый порядок», рассчитанный на превращение традиционного немецкого «орднунга» в гигантскую всегерманскую казарму, также способствовал тому, что многие жители «третьей империи» стали фактически соучастниками фашистских преступлениЙ. Сказалось влияние и антикоммунизма, и антисемитизма, и расизма, и шовинизма. Но решающей для формирования психологии человеконенавистничества стала беспрецедентная по своим масштабам и методичности идеологическая обработка масс. Поэтому-то и отличались особой изощренностью по части убийств, издевательств и безжалостного уничтожения именно те, кто подвергался наиболее интенсивному идеологическому воздействию со стороны мощной пропагандистской машины гитлеровского рейха, прежде всего молодежь, актив НСДАП, представители государственного аппарата и специальных родов войск, непосредственно руководимых гитлеровской верхушкой.

Уже на территории Германии мне пришлось лишний раз убедиться, насколько глубоко нацистские идеи проникли в сознание многих молодых людей. Читая мемуары Э. Хонеккера, я обратил внимание на то, что этого убежденного коммуниста, освобожденного из фашистской тюрьмы лишь в результате разгрома гитлеризма, поразила эффективность фашистской идеологической обработки германских юношей и девушек. «Они выросли и формировались при фашизме, - пишет Э. Хонеккер, - были обмануты им и использованы для неправого дела, и они все еще находились под влиянием нацистской идеологии» (Хоннекер Эрих. Из моей жизни. м., 1982, с. 106. ).

Нацистская же идеология, если отбросить национализм и социальную демагогию, широко использовавшиеся гитлеровцами, -ЭТО идеология человеконенавистничества, варварства и средневекового мракобесия.

В дни Нюрнбергского процесса на митинге, состоявшемся в Сан-Франциско, Константин Симонов, прошедший через всю войну, очень точно сказал о фашизме:

«Фашизм - это человеконенавистничество,

Фашизм - это презрение к другим народам,

Фашизм - это культ грубой силы,


 

Фашизм - это уничтожение человеческой личности,

Фашизм - это идеология, при помощи которой один человек хочет поставить ногу на шею другого человека и сделать этого другого человека рабом».

Культ силы, сильной личности, германского «сверхчеловека», призванного править миром, явился главным средством тотальной идеологической обработки, которой была подвергнута значительная часть населения, особенно молодежь. Немецкому солдату внушали, что великодушие и жалость - признак слабости, а наличие не только стальных мускулов, но и стальных нервов, железного сердца - свидетельство подлинного рыцарства. Высшим выражением моральных качеств человека объявлялась война. Основой жизнедеятельности общества провозглашалось право сильного диктовать свою волю слабому. Абсолютизировалась формула Ницше: «Наука -это форма обмана». Отсюда следовало превращение лжи, клятвопреступиичества, аморальности, изуверства в важнейшие методы политики и идеологической обработки масс, в том числе и трудящихся. «Большинство их, - писал В. У льбрихт, - разучилось понимать взаимосвязь политических явлений. дух милитаризма и расизма глубоко проник также и в ряды рабочего класса» (Ульбрихт В. К истории новейшего времени. М., 1957, с. 53. ). И вот этот ослепленный опримитивизированным ницшеанством, составлявшим основу фашистской идеологии, ландскнехт изощрялся в истязаниях и убийствах, стараясь доказать и себе, и всем окружающим, что он действительно «полубог», свободный от всех слабостей, присущих обычному человеку.

Другая сторона человеконенавистнической «теории сверхчеловека» состояла в том, что «слабейший» самой природой обречен на подчинение или уничтожение. И если он не понимает этого, сопротивляется, то нужно сломить его, превратить в бессловесного раба, способного лишь с ужасом взирать на увешанного современным оружием «полубога». Такое убеждение гитлеровского солдата основывалось на извращенной оценке опыта второй мировой войны, когда в ее начальном периоде десятки миллионов жителей Европы оказались под пятой гитлеровских оккупантов. Представление, что только немцы способны создавать самое скорострельное и дальнобойное оружие, что только они обладают храбростью и другими «рыцарскими» качествами, что только у них, наконец, есть фюрер, превосходящий всех деспотов и завоевателей мира, было широко распространено среди германских военнослужащих. В результате побед Советской Армии такое одностороннее представление стало меняться. Но, даже находясь в осажденном Берлине, фашисты еще продолжали на что-то надеяться: то на новое секретное сверх оружие, то на раскол среди союзников.

Сражаться с людьми, уверенными в своем могуществе и неуязвимости, было нелегко. Их можно было сломить превосходящей силой, причем не только военной, но и морально­психологической. Такую силу дала нашему народу Коммунистическая партия, ставшая душой всенародного сопротивления врагу. Как признавался фашистский генерал Гудериан, «главное преимущество Советов в минувшей войне - это сила их идей». Фашистской идеологии человеконенавистничества партия противопоставила реальный гуманизм марксизма-ленинизма, свободолюбие советских людей, их интернационалистскую солидарность со всеми, кто боролся против фашизма. Вступив в единоборство с гитлеризмом, советские воины спасали все народы Европы, все человечество. И в то же время, совершая беспримерный в истории подвиг, они ничего не требовали за свой героизм: ни славы, ни почестей, ни какой-то особой признательности освобожденных народов.

Советские люди были хорошо идеологически и психологически подготовлены к испытаниям, выпавшим на их долю в ходе войны. В послевоенные годы историки не раз обращались к анализу причин наших временных неудач на фронте. Назывались многие факторы, облегчившие успехи гитлеровских войск в начальный период войны. Но, насколько мне помнится, никогда не ставилась под сомнение эффективность


 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.