Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





О Леониде Андрееве. «Жизнь Человека». «Царь-Голод». «Тьма» и «Проклятие зверя». {7} Жизнь Леонида Андреева



 

Чуковский К. И. Леонид Андреев большой и маленький. СПб.: Т‑ во «Издательское бюро», 1908. 132 с.

Жизнь Леонида Андреева. ........................................................................................... 7 Читать

Леонид Андреев большой и маленький (Критически очерк). ............................ 17 Читать

Леонид Андреев и его читатель. ............................................................................... 63 Читать

Андреев в русской критике
(По статьям Брюсова, Гиппиус, Мережковского, Розанова, Философова и др. )
79 Читать

О Леониде Андрееве

1. Д. С. Мережковский в «Рус. Мысли» 1908, I...................................... 81 Читать

2. Аврелий в «Весах» 1908, I.................................................................... 92 Читать

3. К. Чуковский в «Речи», январь 1908.................................................... 93 Читать

4. Д. С. Мережковский в «Своб. Мыслях», январь 1908....................... 94 Читать

5. И. П. Баранов. Леонид Андреев как художник, психолог и мыслитель. Киев 1907............................................................................................ 95 Читать

«Иуда»

1. В. Розанов в «Нов. Вр. », июль 1907 г.................................................. 96 Читать

2. Н. М. Минский «Наша Газета», март 1908........................................ 104 Читать

3. Макс Волошин в «Руси», июнь 1907................................................. 105 Читать

4. Антон Крайний (З. Гиппиус), «Весы», 1907, VII............................. 108 Читать

«Жизнь Человека»

1. Аврелий в «Весах» 1908 года, I.......................................................... 108 Читать

2. Д. В. Философов в «Товарище», май 1907........................................ 109 Читать

3. Мережковский, «Рус. М. », 1908, I...................................................... 110 Читать

4 З. Гиппиус, «Весы», 1907, V................................................................ 111 Читать

«Царь-Голод»

1. Луначарский в сборнике «Литературный распад», СПб., 1908, изд. К‑ ва «Зерно»............................................................................................. 114 Читать

2. Ю. Айхенвальд в «Рус. Мысли», 1908, III........................................ 116 Читать

3. Д. В. Философов в «Речи», апрель 1908............................................ 117 Читать

4 М. Неведомский в «Современном мире», 1908, II............................ 118 Читать

«Тьма» и «Проклятие зверя»

1. Мережковский в «Рус. Мысли», 1908, I............................................ 121 Читать

2. Н. М. Минский в «Нашей газете» от 16 марта.................................. 122 Читать

3. М. Неведомский в «Современном мире», 1908, II........................... 126 Читать

4. Антон Крайний (З. Гиппиус) в «Весах», 1908, II............................. 129 Читать

5. Ю. Айхенвальд, «Русская Мысль», 1908, III..................................... 129 Читать

{5} Посвящается
Александру Тихоновичу Васильеву

{7} Жизнь Леонида Андреева

— «Кто бы мог угадать в бесшабашном гимназисте, а затем в безалаберном студенте Московского Университета девяностых годов — будущего писателя с таким крупным талантом?

Товарищи его по Университету рассказывали мне о нем, как о типичном студенте, увлекающемся, влюбчивом и быстро охлаждающемся…

В интимном кругу, говорят, существовал термин “пить по-андреевски”: аршин колбасы и аршин рюмок.

Но быль, — если это и так, — молодцу не укор».

Такие сведения сообщает об Андрееве некий Вс. Чаговец в «Киевской Газете» (1903, ноябрь).

Что же, он сообщает их по злобе, ослепленный гневом? Ненавидя и обличая? Нет, вполне благодушно, и, кажется, даже в похвалу.

«Быль молодцу не укор, если это и так», — говорит он, — значит, это может {8} быть еще и не «так»? Значит, может быть, развязный анекдот г. Чаговца — есть к тому же и лживый анекдот?

Интересна эта сторона русских нравов: подошел, облапил, рыгнул в физиономию, наклеветал и насплетничал и все до такой степени благодушно, с таким непобедимым простосердечием, что ни сердиться, ни возмущаться никак невозможно; совершенно тонешь в этом безбрежном море благодушного хамства.

Это было одно из первых сведений, которое русская печать сообщила о личности знаменитого писателя: он пьет водку аршинами.

Незадолго до этого мы узнали об Андрееве нечто почище.

18 февраля 1903 года в одном ученом обществе доктор Ив. Ив. Иванов прочитал восторженный доклад о рассказе Андреева «Мысль» и там, между прочим, сказал: «Леонид Андреев, — это не секрет, — имел печальную возможность практически свести личное знакомство с психиатрией — во время своего нахождения в специальной лечебнице».

А через неделю (27 февраля) Леонид Андреев письмом в редакцию «Бирж. Вед. » № 103 заявил, что никогда во всю жизнь не страдал никакими психическими заболеваниями, в больнице лежал только раз {9} в жизни, именно в клинике по внутренним болезням проф. Черинова, и что, стало быть, благодушная и даже восторженная клевета г. Иванова — есть клевета лживая и ни на чем не основанная.

В России почетнее быть фальшивомонетчиком, чем знаменитым русским писателем.

В апреле 1907 года в Москве на Петровке у одного фотографа был выставлен портрет Андреева.

Фельетонист «Новостей Дня» г. Lolo обратился к Андрееву с такими куплетами:

Таланта нужная печать
Видна без вывески огромной…
Побереги талант свой скромный,
Вели, вели ее убрать.

Не то сейчас пойдут сравненья:
Что больше, — гений иль портрет?
И ты услышишь, без сомненья,
Неутешительный ответ
                            (Май 1907 г. ).

А фельетонист «Русского Слова» г. С. Яблоновский пошел еще дальше и стал критиковать физиономию, изображенную на портрете.

«Такая (у Андреева) бекеша, что из-за нее совсем даже не заметно лица самого ее владельца; оно кажется маленьким и незначительным, и вы обратите на него внимание только тогда, когда вдоволь уже налюбуетесь бекешею».

{10} Эта критика физиономии общественного деятеля никого из русских читателей даже не удивила; и вот, идя по этому пути еще дальше, В. В. Розанов в «Нов. Вр. » написал такие невероятные строки:

— «Если судить по многочисленным фотографиям, развешенным в Петербурге по разным витринам, где “Леонид Андреев” красуется около девиц Отеро, Кавальери и Клео де Мерод, то он почти так же хорош, как те барышни: еще молоденький, лицо “с мыслью”, такой серьезный взгляд, бородка ничего себе, не большая и не маленькая, не худ и не толст, сложен очевидно хорошо. Снимается то в европейском костюме, то по-русски. Жалко, что фотографии не раскрашены: брюнет он или блондин? »

27‑ го ноября 1906 года скончалась жена Леонида Андреева — Александра Михайловна, и он посвятил ей свою пьесу «Жизнь Человека» в таких выражениях:

Светлой памяти моего друга,
моей жене отдаю эту вещь,
    последнюю
над которой мы работали вместе
                Леонид Андреев.

Российское хамство дохлестнуло и до этой интимной страницы, относящейся к личным переживаниям знаменитого писателя, и В. Буренин не замедлил пред лицом русского общества поиздеваться над трауром {11} Леонида Андреева, и в статье «Жизнь Дурака-Модерн» предложил такую «пародию»:

Ворчливой памяти моей тещи
Макриды Закрути-Усы отдаю эту
вещь, последнюю,
за которую она обозвала меня
идиотом и Леонидом Андреевым.

А В. Розанов тут же, с самым невинным видом, в такой деликатной форме беседовал с читателями о покойнице:

— «Меня забирает вопрос: женат ли он (Леонид Андреев)? Должно быть и жена прехорошенькая. Такому молодцу не может не быть во всем удачи». («Нов. Вр. », июль 1907).

Я вовсе не обвиняю Розанова, Буренина, Сергея Яблоновского, Ив. Ив. Иванова и других в неприличном отношении к личности Леонида Андреева, я только пытаюсь с фактами в руках установить огромную степень общественного попустительства и обнаружить ту фантастическую, невероятную бытовую обстановку, в которой приходится расти и развиваться русскому дарованию.

Составленный мною и печатаемый несколько ниже словарь эпитетов и названий, которыми определяла Андреева русская критика, дает, я надеюсь, еще кое-какой материал для суждения о той среде, в которой произрастают наши культурные работники.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.