|
|||
Э.Ионеско. 4 страница2-й а н г л и ч а н и н. Но, кажется, они существуют. Ж у р н а л и с т. Это особая разновидность, большая редкость.
Цирковые принадлежности исчезли. Продолжая разговаривать, англичане встают. Вновь все залито ослепительным светом. По-прежнему виден серебряный мост. Декораций на заднем плане больше нет. Только небо или какое-то голубое пространство. Англичане окружают Беранже, оставаясь, однако, на почтительном расстоянии и от него, и друг от друга. Д ж о н Б у л ь. В общем, он, как и все, использует механические средства. 1-й а н г л и ч а н и н. Тоже мне хитрость, велосипед! 2-й а н г л и ч а н и н. Множество людей умеют ездить на велосипеде. Впрочем, я им не завидую. 1-я а н г л и ч а н к а. Это ненастоящий велосипед. Д ж о н Б у л ь. Совсем неинтересно. 1-й а н г л и ч а н и н. У велосипеда колеса крутятся, вертятся, даже если он летит. Ж у р н а л и с т. Вымышленный велосипед не лучше настоящего. Б е р а н ж е. Есть и более естественный способ. 1-я п о ж и л а я а н г л и ч а н к а. Он говорит, что есть и более стественные способы. Б е р а н ж е. Как гимнастика. (Марте. ) Смотри внимательно.
С колосников спускаются трапеции, если возможно, нейлоновые, или Беранже может подниматься в воздух на нейлоновой петле. Как и раньше, Беранже будет делать все, о чем рассказывает. М а р т а. Да, папа. Б е р а н ж е. Значит, так. Ты подпрыгиваешь как можно выше, подняв руки. И вместо того чтобы приземлиться, ты хватаешься за воображаемую ветку, как будто лезешь на дерево. (Подпрыгивает и повисает примерно в метре от земли. ) Затем ты подтягиваешься на руках и цепляешься за следующую ветку. (Показывает. ) И так взбираешься от одной воображаемой ветки к другой. (Постепенно поднимается еще выше. ) Так ты можешь залезть на любую высоту. Потому что воображаемое дерево — высотой с твое желание. Стоит только захотеть, и оно станет бесконечным. Стоит только захотеть, и ты не остановишься никогда. Попробуй. М а р т а (пробуя). Трудно. Я не смогу. Ж о з е ф и н а. Для нее это слишком тяжело. Она же не тренировалась. У нее всегда с гимнастикой были нелады.
Мальчик пробует тоже, но и у него ничего не получается. Б е р а н ж е. Вот так. (Он поднимается еще выше, потом медленно опускается. ) Действительно, сначала трудно, утомительно, но чем выше ты залез, тем легче лезть дальше. Вас подталкивает какая-то сила, вы перестаете чувствовать собственный вес. Подняться можно и на одной руке. И на одном пальце. А потом хватит и одной только мысли. (Он вновь слегка подпрыгивает и медленно опускается. ) Хотеть — значит мочь. Хотеть — значит мочь. Д ж о н Б у л ь. Это нетрудно. 2-я п о ж и л а я а н г л и ч а н к а. Тогда попробуйте сами. Д ж о н Б у л ь. Просто нужно быть легче воздуха. Это единственное условие. Я выше этого. Ж у р н а л и с т. К тому же это рискованно, опасно. Естественное сопротивление воздуха мешает подниматься вверх. Не нужно с ним бороться. 1-й а н г л и ч а н и н. И надо сохранить силы на спуск, иначе есть риск опьянеть от высоты, как пьянеют от глубины. 2-я а н г л и ч а н к а. И можно навсегда исчезнуть. 1-й а н г л и ч а н и н. Не нужно бороться с силами природы. Б е р а н ж е. Но необязательно им сопротивляться, необязательно им сопротивляться. (Всем. ) Хотите попробовать? Хотите попробовать? Хотите полететь вместе со мной? (Англичане, протестуя, подаются назад, кроме детей, которых родители тянут за руку. ) Не бойтесь. (Жозефине и Марте. ) Я могу вас взять под руки, если вы не хотите летать сами. Ж о з е ф и н а. Ты не потащишь нас силой. 1-й а н г л и ч а н и н. Вы не потащите эту женщину силой. М а р т а. Не знаю... Мне очень хочется. Ж о з е ф и н а. Я тебе запрещаю. Д ж о н Б у л ь. Мы — против. Ж у р н а л и с т. Мы — против, всем нашим весом. А н г л и ч а н е (хором). Мы — против, всем нашим весом.
Внезапно Беранже, слишком сильно оттолкнувшись от земли, очень быстро взлетает и мгновенно исчезает под колосниками. Ж о з е ф и н а. Он не нарочно. Я уверена, что на этот раз он не нарочно. М а р т а. Нет, нарочно. А н г л и ч а н е (вместе, глядя в небо). О! А! О!
Девочка начинает петь что-то вроде английского религиозного гимна. 1-я п о ж и л а я а н г л и ч а н к а. Он оттолкнулся от земли сильнее, чем хотел. 1-я а н г л и ч а н к а. Посмотрите, как он быстро поднимается. 2-я а н г л и ч а н к а. Его, вероятно, увлекает восходящий воздушный поток. Ж о з е ф и н а. Он сошел с ума. Он сошел с ума. М а р т а (Жозефине). Успокойся. 2-я п о ж и л а я а н г л и ч а н к а. Его уносит вихрь. 1-й а н г л и ч а н и н. Он замедляет движение. 2-й а н г л и ч а н и н. Поворачивает. 1-я а н г л и ч а н к а. Он достиг спокойной воздушной зоны. 2-я а н г л и ч а н к а. Летит параллельно арке моста. М а л ь ч и к. Это шарик. Воздушный шарик. 1-я п о ж и л а я а н г л и ч а н к а. Но гораздо выше. 2-я п о ж и л а я а н г л и ч а н к а. Гораздо выше. Ж у р н а л и с т. Он может больше не делать сложных движений. 1-й а н г л и ч а н и н. Он вообще больше не делает движений. 1-я а н г л и ч а н к а. Он держится в воздухе совершенно прямо и неподвижно. Д ж о н Б у л ь. Что он делает? Что он делает? Ж о з е ф и н а. А что он может делать? 1-я п о ж и л а я а н г л и ч а н к а. Он медленно направляется к противоположному холму. 1-й а н г л и ч а н и н. Как это он не теряет направление? 2-я п о ж и л а я а н г л и ч а н к а. Он смотрит. И взгляд ведет его в нужном направлении. М а р т а. Прекрасно, папа, браво! Ж у р н а л и с т. Он поднимается еще выше. 1-й а н г л и ч а н и н. Ложится на спину. 2-й а н г л и ч а н и н. Стремительно летит в горизонтальном положении. 1-я а н г л и ч а н к а. Поворачивает направо. 2-я а н г л и ч а н к а. Он исчез. 1-я п о ж и л а я а н г л и ч а н к а. Появляется слева. 2-я п о ж и л а я а н г л и ч а н к а. Вон он, в центре.
Англичане забавно вертят головами и крутятся сами, чтобы не упустить его из виду. Ж у р н а л и с т. Снова исчез. 1-й а н г л и ч а н и н. Снова появился. 2-я п о ж и л а я а н г л и ч а н к а. Вот он. Ж у р н а л и с т (Жозефине). Что вы думаете, мадам, о подвиге вашего мужа? Ж о з е ф и н а. Я взволнована. Но я в него верю. А н г л и ч а н е и а н г л и ч а н к и. Исчез. Появился. Снова исчез. Снова появился.
Виден какой-то светящийся шар или ракета, как во время салюта. Шар появляется, исчезает, его скорость все увеличивается, он летит справа налево, слева направо. Д ж о н Б у л ь. Тридцать шесть оборотов, тридцать шесть оборотов. 2-я а н г л и ч а н к а. Сорок пять. 1-я п о ж и л а я а н г л и ч а н к а. Девяносто семь. 1-й а н г л и ч а н и н. Нет, девяносто пять. 1-я п о ж и л а я а н г л и ч а н к а. Девяносто семь. 2-я а н г л и ч а н к а. Невозможно сосчитать. Он уже не меньше двух раз описал полный круг. М а р т а. Он движется так быстро, что кажется, будто он неподвижен.
Шар останавливается посередине «неба». Д ж о н Б у л ь. Действительно, он больше не мечется. Поднимается точно по прямой. Он на полдороге между двумя холмами. 1-й а н г л и ч а н и н. Останавливается. Похоже, останавливается. 1-я а н г л и ч а н к а. Да, останавливается. 1-я п о ж и л а я а н г л и ч а н к а. Останавливается, чтобы осмотреть окрестности.
Больше не видно ни шара, ни его самого, разве что виднеется крошечная кукла — Беранже в миниатюре. 2-я п о ж и л а я а н г л и ч а н к а. Он смотрит по сторонам. Ж у р н а л и с т. Он выше горизонта. Ж о з е ф и н а (полуиспуганно, полувосхищенно). Не думала, что он способен на такое. Все-таки он собой что-то представляет. Но это опасно. 2-й а н г л и ч а н и н. Он поднимается еще выше. 2-я а н г л и ч а н к а. Еще выше. 1-й а н г л и ч а н и н. Еще выше. 2-я а н г л и ч а н к а. Еще выше! М а л ь ч и к. Это шарик. Воздушный шарик. 1-я п о ж и л а я а н г л и ч а н к а. Он подает знаки бедствия. Ж о з е ф и н а. Господи! Он не упадет? М а р т а. Успокойся. Ты же знаешь, он сказал, что не может упасть. Ж у р н а л и с т. Держится, не падает. 2-я п о ж и л а я а н г л и ч а н к а. Он недоволен.
Беранже (маленькая кукла) увеличивается. 1-я п о ж и л а я а н г л и ч а н к а. Что он там увидел? Д ж о н Б у л ь. Что-то не клеится. 1-я п о ж и л а я а н г л и ч а н к а. Что он увидел? Ж о з е ф и н а. Что он там мог увидеть? 1-й а н г л и ч а н и н. Что он увидел? 2-я п о ж и л а я а н г л и ч а н к а. Его больше не видно. Ж о з е ф и н а. Его больше не видно. Он исчез.
Сцена медленно погружается в темноту. Красные, кровавые отсветы. Громкие звуки грома или бомбардировки. В тишине и полумраке луч прожектора постепенно высвечивает Жозефину. Что за мания оставлять меня в одиночестве! Он пользуется любой возможностью, чтобы меня покинуть. А ведь он знает, что я боюсь... Прекрасно знает. У меня нет никого во всем свете, никого, никого, никого. М а р т а (в стороне, меньше освещена, чем Жозефина). Папа есть. Ж о з е ф и н а. Я одна. Совсем одна, покинутая во мраке, брошенная. М а р т а. Но посмотри, ведь я здесь. Ж о з е ф и н а. Я совсем одна в огромном лесу, далеко от всех. Мне страшно.
Журналист и 2-й англичанин, достаточно преображенные, чтобы вызывать удивление у зрителей, но все-таки узнаваемые, кажутся какими-то персонажами сновидения. Может быть, этого эффекта можно добиться игрой освещения. Может быть, они наденут маски с собственными лицами. Такое решение представляется наилучшим. В любом случае, освещением можно изменить цвет их одежды. Журналист и 2-й англичанин пересекают сцену и разговаривают. Ж у р н а л и с т. Понимаете, дружба — это надувательство. К тому же она медленно убивает. Презрение — вот благоприятная атмосфера для жизни. Лишь оно может придать нам силы. Презрение — это энергия. Воплощенная энергия. 2-й а н г л и ч а н и н. Значит, нужно презирать друг друга? А я могу вас презирать вежливо? Ж у р н а л и с т. Так удобнее, но мы презирали друг друга всегда, дружба служила лишь маской для нашей слабости и подавленного, робкого презрения. Мы живем в рациональную научную эпоху. Надо тщательно всматриваться друг в друга, в наши лица, в истину. Для того чтобы хорошо видеть, надо смотреть друг на друга с определенного расстояния. (На ходу слегка задевает локтем 2-го англичанина. ) О, извините! Я вас задел. Простите. 2-й а н г л и ч а н и н. Ничего, уверяю вас, ничего страшного. Ж у р н а л и с т. Понимаете?.. Эта сентиментальность в наше время... В нее уже невозможно верить, мы же не дети. Это смешное и лицемерное слово — дружба — должно быть навсегда вычеркнуто из нашей жизни. 2-й а н г л и ч а н и н. Думаю, вы правы, друг мой.
Уходят. М а р т а. Говорю же тебе, я здесь. Ты меня не слышишь? Ж о з е ф и н а. Никого вокруг. М а р т а. Ты не хочешь меня слышать? Мама, я здесь. И вокруг люди. Ж о з е ф и н а. Да нет, я слышу. Не надо так кричать. М а р т а. Вокруг много людей. Ж о з е ф и н а. Каких людей? М а р т а. Друзей, у нас столько друзей! Ж о з е ф и н а. Ты их называешь друзьями? Кто я для них? Кто они для меня? Нет, нет, это не друзья. Пустые предметы в пустом пространстве. Чудовищно непроницаемые, безразличные, эгоистичные, жестокие. Замкнутые в своей скорлупе. М а р т а. О! Ж о з е ф и н а. Нет, нет, Марта, конечно, это не о тебе. Но что ты можешь сделать? Ты еще маленькая... Что ты можешь?.. Я совсем крошечная в этом огромном мире. Я заблудившийся испуганный муравей, который ищет своих. Мой отец умер, мать умерла, все родственники умерли. Соседи, которые нас знали, уехали из моего родного города, разбрелись по свету. От них никогда не было ни весточки. Никого, никого больше нет. М а р т а. Есть другие, все остальные. Есть много людей. Ж о з е ф и н а. Я их не знаю. Они меня не знают. Чужие... У меня были большие и сильные родители. Они вели меня по жизни за руку. Они ничего не боялись. Шли прямо вперед. С ними мне никогда не было страшно... Раньше мне не было страшно, не было страшно... Только страшно было их потерять. Я все время думала о том, что потеряю их, иначе не бывает. Я знала, знала. И этот день настал скоро, увы, слишком скоро! Я уже давно, так давно одна, они так давно оставили меня одну... Я не привыкла к их отсутствию. И никогда не привыкну. Никогда, никогда... Меня бросили. Мне страшно, так страшно... Я одна, я заблудилась. Меня никто не знает, не любит, я ничего собой не представляю для окружающих. Я для них ничего не значу. Ничего не значу. М а р т а. Я вырасту, стану такой же сильной, как твоя мать, и буду тебя защищать. Ж о з е ф и н а. Я защищаюсь, как могу, от этой тревоги. Страх научил меня. Защищаюсь зубами... у меня выросли когти. М а р т а. Люби людей. Если ты их полюбишь, они перестанут быть чужими. Если ты их не боишься, они перестают быть чудовищами. Им ведь тоже страшно в их скорлупе. Полюби их. И аду придет конец.
Марту больше не видно. В полумраке появляется стена. Пробегает испуганный ребенок, похожий на мальчика-англичанина. Он пытается перелезть через стену. У него ничего не получается. Появляется толстый человек, похожий на Джона Буля, он гонится за ребенком. Джон Буль и мальчик тоже преображены, как во сне. Т о л с т я к. Эй, негодник! Р е б е н о к. Не трогайте меня... Простите меня. Т о л с т я к. Сорванец проклятый! Ты хотел нас бросить? А? Хотел сбежать? Почему? Скажи, почему? Р е б е н о к. Простите меня. Я хотел погулять в лучах света. Мне хотелось, чтобы было много неба. Т о л с т я к. Ах ты, сладкоежка. Бандит. (Дает ему пощечину и тащит его за ухо. Ребенок плачет. ) Думал, я тебя не поймаю... М а л ь ч и к. Только не в карцер, я не хочу обратно в карцер. Т о л с т я к. Дурень, теперь узнаешь, что свет гораздо красивее, когда на него глядишь со дна черного провала, и что небо куда чище, когда видишь его через решетку. М а л ь ч и к. Только не в карцер, не хочу возвращаться в карцер. Т о л с т я к (уводя его). Мы тебе покажем. Мы тебя научим. Мы займемся твоим воспитанием. В конце концов поймешь... или покоришься.
Уходят. В луче света появляются странные фигуры; вскоре становится понятно, что это 1-й англичанин и 1-я англичанка, 2-й англичанин и Журналист, с несколько измененной внешностью, как бы слегка карикатурной. Бурно жестикулируя, они подходят к Жозефине. Ж у р н а л и с т. О, мадам, мадам, мы всем сердцем с вами. Т р о е а н г л и ч а н (вместе). Всем сердцем с вами. Всем сердцем. 1-й а н г л и ч а н и н. Если вы нуждаетесь в чем бы то ни было... 2-й а н г л и ч а н и н. Скажите нам. Ж о з е ф и н а. Вы очень добры. 1-я а н г л и ч а н к а. Я знаю, что такое быть одной за границей; все мы через это прошли. Вам поможет мой муж, и все наши любовники в вашем распоряжении. Ж о з е ф и н а. О, как вы добры, чрезмерно добры. Ж у р н а л и с т. Мы в вашем полном распоряжении. Ж о з е ф и н а. Благодарю, я так смущена. 1-й а н г л и ч а н и н. Что она говорит? 2-й а н г л и ч а н и н. Она говорит, что смущена. Представляете? Говорит, что смущена.
Трое англичан и англичанка уходят, говоря: 1-я а н г л и ч а н к а. Она смущена, она вам сказала, что смущена? Ж у р н а л и с т. Она еще сказала: «Благодарю, благодарю, как я смущена». 1-й а н г л и ч а н и н (изображая Жозефину). Благодарю, я смущена. 2-й а н г л и ч а н и н. Наивность этой дамы граничит с глупостью. Ж у р н а л и с т. Потому она и смущена. Хи-хи! Д в о е а н г л и ч а н. Хи! Хи! 1-я а н г л и ч а н к а. Вы могли бы извлечь пользу из ситуации. Ж у р н а л и с т. Никакой пользы из нее не выжмешь.
Перед тем как уйти, они в последний раз поворачиваются к Жозефине, иронически ее приветствуют, смеясь, преувеличенно жестикулируя и гримасничая. Жозефина, которая стоит к ним спиной, этого не замечает. Жозефина остается одна; она стоит у самого правого края сцены. Ж о з е ф и н а (изменившимся тоном). А он, он, куда он вечно уходит? Что он делает? Он мог бы мне помочь. Должен был помочь... Он меня бросил, как все остальные, не думает обо мне... Обо мне не думают...
В алом свете появляется огромная, огромная фигура, одетая в длинную красную мантию, в квадратном красном колпаке. Фигура может быть двух, трех метров ростом, она может стоять на платформе на колесиках, которую скрывает мантия. Это Судья... у него может быть голова куклы, но, в то же время, огромная, гротескная; он, разумеется, ужасен. Огромный Судья приближается к Жозефине и останавливается прямо перед ней. Ей приходится запрокинуть голову, чтобы видеть его лицо. Справа и слева от Судьи — два заседателя, также одетые в красное, но не такие большие. Они сидят, стоит лишь Судья. Это суд, вся эта декорация может двигаться на платформе. Медленно подъехав к Жозефине, они так же потом отъедут обратно. В тот момент, когда они приблизятся к Жозефине, один из заседателей, толстый, с багровым, налитым кровью лицом, звонит в колокольчик. У второго — на голове капюшон с прорезями для глаз. Пауза. Ж о з е ф и н а. Я ничего дурного не сделала, господин Председатель суда... В чем меня обвиняют? Я ничего не сделала. М а р т а (или голос Марты). Мама, не бойся. Это лишь видение, кошмар. Это не настоящее. Все станет настоящим, только если ты в это поверишь. Все станет настоящим, только если ты будешь об этом думать. Все станет настоящим, только если ты этого захочешь. Не верь в это. Ж о з е ф и н а. Ну как же? Это Судья. Я его узнала. М а р т а. Ты его никогда не видела. Его нет. Ж о з е ф и н а. Увы, есть: Это Судья. М а р т а. Галлюцинация, видение, уверяю тебя... Проснись, проснись. И он исчезнет. Ж о з е ф и н а. Нет, нет... Это все правда. М а р т а. Неправда, бедная моя мамочка, это тебе снится... Снится, говорю тебе...
Марта вновь исчезает. Ж о з е ф и н а. Господин Председатель суда, я никому ничего плохого не сделала... Зачем вы пришли? Что вы от меня хотите? 1-й з а с е д а т е л ь (звоня в колокольчик). Молчать! Отвечать! Здесь мы задаем вопросы. Ж о з е ф и н а. Мне нечего сказать. Моя совесть чиста. Я думаю, но мне нечего вам сказать, я ничего не скрываю. Клянусь, я не понимаю, не понимаю... (Суд безмолвствует. ) Если нужно всех судить, то почему меня первую? Почему выбрали именно меня? Конечно, потому, что я менее защищена, чем все остальные. У меня нет адвокатов. (Суд безмолвствует. ) Я ни в чем не виновата. Может, поэтому я так уязвима? Я ни в чем не виновата, ни в чем. Я ничего не делала. Господин Председатель суда, скажите палачу, чтобы он меня не убивал. (Суд безмолвствует. ) Что такое я могла сделать? В чем можно меня упрекнуть? Меня не в чем упрекнуть. Я всегда была верна... Добродетельна... Всегда исполняла свой долг, всегда... Я осталась здесь, благоразумная, грустная, покорная и несчастная... (Рыдает. ) Несчастная... Вы хотите меня наказать за то, что я несчастна?.. Вы хотите наказать добродетель? Ведь нет?.. Конечно же, нет?.. Я вас не понимаю, я вас не понимаю, господин Председатель суда. Карайте волков. Я ягненок.
Судья грозит Жозефине пальцем. Заседатели одобрительно кивают головами. Движения того, кто в капюшоне, ярче выражены, они гротескны. Они меня осудят. Они мне не верят... Нет, нет, нет... М а р т а. Это не на самом деле, не бойся, это всего лишь образы твоего страха. Клянусь, это все не взаправду. Скажи себе, что все это неправда. Ты выдумываешь, фантазируешь. Ж о з е ф и н а. Не хочу... Не хочу... Что я сделала? Я ничего плохого не сделала. (Рыдает. ) М а р т а (обнимая Жозефину). Бедная мамочка, спрячь лицо в моих ладонях, и ты их больше не увидишь. Ж о з е ф и н а. Нет, нет, нет, это невозможно. (Суду. ) Я не хочу. М а р т а. Конечно, невозможно. Конечно, это неправда.
2-й заседатель снимает капюшон. Его роль играет тот же актер, что играет Джона Буля. 2-й з а с е д а т е л ь. Доводы истинного правосудия — это не доводы сердца, не доводы логики. Правосудие вам представляется неправым потому, что оно беспристрастно.
Суд медленно, в молчании, отъезжает назад и исчезает. М а р т а. Я же тебе говорила. Это просто видение. Безобидное. Их больше здесь нет, этих судебных злыдней... Успокойся, мамочка, детка моя...
Слева выходит Джон Буль с автоматом, который будет стрелять беззвучно. С ним двое англичан и Журналист. Справа появляются дети-англичане с матерями в сопровождении Служащего похоронного бюро из начала пьесы и Доктора. Д ж о н Б у л ь. Лучше на несколько лет раньше, чем на пару минут позже... Правда, дамы? 1-я а н г л и ч а н к а. Правда. 2-я а н г л и ч а н к а. Совершеннейшая правда, мсье. Совершенно с вами согласна, мсье.
Слева появляется испуганная 2-я пожилая англичанка. 2-я п о ж и л а я а н г л и ч а н к а. Не думайте, что я боюсь. Совсем нет. Просто я возмущена. В высшей степени возмущена. Д ж о н Б у л ь (двум англичанам). Ну, раз ваши супруги разделяют ваше мнение... (Журналисту. ) Раз все идет хорошо... приступим. Ж у р н а л и с т. Приступайте. С л у ж а щ и й п о х о р о н н о г о б ю р о. Приступайте. 1-й а н г л и ч а н и н. Раз так надо, приступайте. 2-й а н г л и ч а н и н. Да, тогда приступайте. 2-я п о ж и л а я а н г л и ч а н к а. Я решительно протестую... С л у ж а щ и й п о х о р о н н о г о б ю р о. Лучше в этом возрасте, чем позже... Сейчас они еще ничего не понимают. Позже они бы мучались, возражали. Ж у р н а л и с т. Это для их же блага. Д ж о н Б у л ь (приставив к плечу автомат или ружье). Дамы, закройте глаза. 1-я а н г л и ч а н к а. Закроем глаза. 2-я п о ж и л а я а н г л и ч а н к а. Я протестую. Д ж о н Б у л ь (пожилой англичанке). Отойдите в сторону. Вам уже все равно.
Джон Буль прицеливается, стреляет, оба ребенка падают. 2-я п о ж и л а я а н г л и ч а н к а (отойдя). Я решительно протестую... Д ж о н Б у л ь. Дамы, откройте глаза. 1-я а н г л и ч а н к а. Уже всё? 2-я а н г л и ч а н к а. Как вы быстро! С л у ж а щ и й п о х о р о н н о г о б ю р о. Это как эутаназия. Не совсем то же самое, а скорее превентивная эутаназия. 2-я п о ж и л а я а н г л и ч а н к а. Я решительно, очень решительно протестую. Ж у р н а л и с т (двум англичанкам). Можете подобрать своих детей. С л у ж а щ и й п о х о р о н н о г о б ю р о. Не стоит трудиться. Предоставьте это мне. Это мое дело. Я ими займусь... 2-я а н г л и ч а н к а. Мы исполнили свой долг. Д ж о н Б у л ь. А мы свой. Доктор, засвидетельствуйте, что эти дети хорошо и достойно скончались. 2-я п о ж и л а я а н г л и ч а н к а. Я протестую, это недопустимо. Так быть не должно. (Дядюшке-доктору. ) Как вы, врач, соглашаетесь на такое? Д я д ю ш к а - д о к т о р. Я не соглашаюсь, я покоряюсь. Ж о з е ф и н а. Дядюшка-доктор, как же так? Вы с ними заодно? Д я д ю ш к а - д о к т о р (Жозефине). Таким образом, понимаешь, меня не будут судить... Д ж о н Б у л ь (англичанкам, с некоторой любезностью. ) Поскольку вам больше не придется воспитывать детей, пожалуйста... Теперь ваша очередь. Вперед, прошу вас, вперед. 1-я а н г л и ч а н к а. Мы не против. Ж о з е ф и н а (Доктору). Я никогда не думала, что вы способны на пособничество в таком ужасном деле. Д я д ю ш к а - д о к т о р. Чего же ты хочешь, бедная моя Жозефина, с годами становишься разумнее. К тому же так даже лучше. Это все равно бы случилось. Лучше раньше, чем позже, лучше на тридцать лет раньше, чем на две секунды позже. Ж о з е ф и н а. Вы, спасший столько человеческих жизней, тысячи детей... Д я д ю ш к а - д о к т о р. Это искупление. Д ж о н Б у л ь (англичанкам). Ну да... вместе с мужьями. Ваши мужья ни на шаг от вас не отойдут, не беспокойтесь. (Англичанам. ) Господа, только после вас.
Англичане слегка колеблются. Англичанки, затем англичане идут вперед, Джон Буль позади, направив автомат им в спину. М а р т а (Жозефине). Это все неправда, не пугайся... все это неправда.
Служащий похоронного бюро поднимает тела детей. Пожилые англичанки, дети, Дядюшка-доктор, Служащий похоронного бюро, англичане и англичанки, Джон Буль, Журналист уходят в правую и левую кулисы. Появляется высокий Человек в белом. Используются те же сценические приемы, что и для суда. Справа от Человека в белом — Палач тоже в белом, с белым капюшоном на голове. Справа от палача — виселица. Задник изображает сумеречное небо и красное солнце. Человек в белом и Палач приблизились к Жозефине и остановились. Пауза. Ж о з е ф и н а. Нет, нет. М а р т а (Жозефине). Не поддавайся. Надо просто не верить. Ч е л о в е к в б е л о м (показывая Жозефине виселицу). Мадам, не хотите ли? Решайтесь.
Жозефина в ужасе, но сохраняет светскую вежливость, как и Человек в белом; кошмар вперемешку с салонными манерами. Ж о з е ф и н а. Нет. Оставьте меня. Простите, мсье. Я не хочу, право, не хочу. Ч е л о в е к в б е л о м. Я вам очень советую. М а р т а. Говорят вам, она не хочет. Не хочет. Ч е л о в е к в б е л о м (Жозефине). Подумайте. Действительно не хотите? Смелее! Ж о з е ф и н а. Нет, нет. Не сейчас. Ч е л о в е к в б е л о м. В любом случае, рано или поздно этого не избежать. Ж о з е ф и н а. Нет-нет. Завтра посмотрим. Нет, прошу вас, лучше послезавтра. Не сегодня. Пока мне еще ничего не понятно. М а р т а. Ей еще не понятно, вы же видите. П а л а ч (Жозефине). Мадам, зачем откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня? Вы бы отделались — раз и навсегда. М а р т а (Палачу). Не вмешивайтесь в разговор. Оставьте ее. Ж о з е ф и н а. Нет. Ч е л о в е к в б е л о м. Вы же знаете, что этого не избежать. Знаете, что все через это проходят. Выигрываете какие-то пустяки, немного времени. Ж о з е ф и н а. Завтра, завтра, завтра. Еще чуть-чуть, Господин в белом... Еще чуть-чуть, господин Палач. Ч е л о в е к в б е л о м. Ну, как хотите. Вы не правы. Но раз вам так не хочется, мы пока что не торопимся. П а л а ч. Все дураки одинаковы. Попробуй вразуми их... (Жозефине. ) Вы же видели, англичане согласились. Даже дети. М а р т а. У них не спрашивали согласия. Не спрашивали согласия!
Человек в белом подает знак; виселица, Палач и сам Человек в белом уезжают в левую кулису. Видишь, мама, это неправда. Неправда — если ты решишь, что этого не хочешь. Все зависит от тебя. Обещай мне, что у тебя больше не будет кошмаров. Кошмар закончился... Они ушли, их не было! Ж о з е ф и н а. Не знаю, понимаешь, ничего больше не знаю.
Изменение освещения. Выходят, как вначале, англичане, англичанки, Джон Буль, Журналист. М а р т а. Видишь, английские детки опять здесь.
Сцена постепенно погружается во тьму. Красные, кровавые отсветы. Громкие звуки грома или бомбардировки. И сцена освещается снова. На этот раз освещение иное — оно создает серую, скучную, сумеречную атмосферу. В глубине могут быть видны горящие руины, собор, дымящийся вулкан. Г о л о с Б е р а н ж е (встревоженный). Увы, я все вижу! Больше нет надежды. Это невозможно. Невозможно. И все-таки... Если бы это был всего лишь сон!.. Нет, нет, не сон. Боже мой! 1-я п о ж и л а я а н г л и ч а н к а. Он медленно вращается вокруг собственной оси. Д ж о н Б у л ь. Как волчок. 2-я п о ж и л а я а н г л и ч а н к а. Похоже, он спускается. 2-я а н г л и ч а н к а. Спускается. М а р т а (Жозефине). Смотри, он спускается. Он возвращается. Ж о з е ф и н а. Слава Богу. Я буду меньше волноваться. 1-я а н г л и ч а н к а. Он мог бы оставаться в вышине, сколько хотел. 1-я п о ж и л а я а н г л и ч а н к а. Я бы не вернулась. 2-я а н г л и ч а н к а. Но ведь у него семья. 1-й а н г л и ч а н и н. Он приближается. Его лучше видно. 2-й а н г л и ч а н и н. Он жестикулирует. Похоже, говорит что-то. 1-я п о ж и л а я а н г л и ч а н к а. Ничего не слышно. Ж у р н а л и с т. Он медленно спускается. 2-я п о ж и л а я а н г л и ч а н к а (Жозефине). Вы можете гордиться своим мужем.
|
|||
|