Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Annotation 15 страница



 Через два месяца настало настоящее петербургское лето, заканчивался июнь, и даже неприветливое северное солнышко давало достаточно тепла, чтобы как следует нагреть покатую железную крышу. По случаю долгожданной погоды Маша облачилась в весёленькую оранжевую маечку, джинсовые шорты-обрезки и кеды на босы ноги. «Чтоб с крыши не соскользить» — объяснила она мне, пока одевалась. Один из Машиных друзей, тот самый бородатый дядька с «Паперти», являлся старшим по этому дому, и был столь любезен, что дал нам ключ от своей крыши. Мужик оказался довольно известным в своих кругах художником-урбанистом и часто писал картины прямо здесь, под питерским ветром. «Для настроения», как он потом объяснял. Мы с Машей сидели на пышущей жаром наклонной железной поверхности и смотрели на панораму старого Петербурга. Прямо под нашими ногами открывался один из самых знаменитых дворов-колодцев, на дне которого прятался очаровательно-миниатюрный и трогательный до слёз садик с тенелюбивыми растениями. Я рассказывал несколько отредактированную и цензурированную версию событий прошлых семи месяцев. Когда рассказ, наконец, закончился, Маша ещё долго молчала, обрабатывая полученную информацию. — Слушай, а что за сведения ты покупал у того чиновника, а потом Евгению давал на переработку? — Ну, это же естественно. Персональные данные фигурантов. Я точно знал, что у Антона они настоящие, а не формальные. Емейлы, телефоны. Аськи, у кого они есть. — Может, ты всё врёшь? Или я умом тронулась? Может, мне уже в психушку пора? Ведь всё, что я тут сейчас услышала, выглядит полнейшим бредом. — Совсем как в мультике о Простоквашино, — усмехнулся я. — Если бы мы с ума сошли, то не оба сразу. Да и не нужно тебе ни к какому психиатру. Там начнут лечить, и что потом станет с твоей головушкой, вообще неизвестно. Наша психиатрия — самая неточная наука, к тому же такая крутая, что с ней лучше не спорить. Да и не только наша. Вон, в Америке — один профессор из Стэнфорда устроил занятный эксперимент. Выбрал восемь абсолютно нормальных добровольцев: трех психологов, психиатра, педиатра, художника, домохозяйку и ещё кого-то, не помню уж, кого именно. Не суть. Потом их всех он направил на консультацию в соответствующие клиники, как обеспокоенных своим психическим здоровьем. Все рассказывали о себе правду, кроме одного — они якобы слышали голоса, говорящие слова: «стук», «глухой» и «пустой». Врачи сочли этих людей душевнобольными и госпитализировали в надлежащие стационары. Всех. Уже в психбольнице добровольцы вели себя вполне нормально, объясняли врачам, что чувствуют себя замечательно, и никаких голосов больше нет. Тем не менее, все находились на излечении полтора месяца. В результате: семерым был поставлен диагноз «шизофрения», а одному — «маниакально-депрессивный психоз». После выписки эскулапы обрисовали состояние пациентов как «улучшенное» или «в стадии ремиссии», но ни один врач не диагностировал выздоровление. Никто из докторов не догадался, что лечил здоровых. Их раскололи соседи по палате — те решили, что перед ними либо журналисты, либо инспектора больниц. Есть там такие тайные проверяющие. Но самое забавное случилось потом. После публикации итогов эксперимента, психиатры страшно возмутились и поставили результаты под сомнение, заявив, что такие грубые ошибки просто невозможны. Грозили судом. Профессор предложил эксперимент повторить, заявив, что направит к ним ещё какое-то количество мнимых больных. Клиники тщательно обследовали пару сотен следующих пациентов. Из них выловили сорок «засланцев», поставив им диагноз «псевдобольной». На самом деле профессор никого больше не направлял. — Хе-хе… Погоди, я не поняла — тех восьмерых, их выходит, залечили до полного сумасшествия, так что ли? — Нет, по-моему. Врачи просто не просекли фишку, что им здоровых подсунули. — Это ты тоже в ходе расследования нарыл? — Какая же ты догадливая, просто страшно делается. Случайно вот наткнулся на эти сведения, только они к делу не относятся, как ты понимаешь. — Меня тоже однажды чуть не залечили, было такое. — Н-нда? — Да. Помнишь, я рассказывала о незнакомце, что научил меня рисовать? — Помню, конечно. Но причем тут этот дядька? — Я же говорила, что нас собралось там человек двадцать, учились мы всяким художественным приемам и быстро овладевали техникой рисунка. Не за просто так, разумеется. В перерывах нас кормили школьными завтраками, у которых мне мерещился какой-то странный подозрительный привкус. Ну, мало ли что бывает. Съедать всё было обязательно. Мы ели, пили, но однажды Маринка… мы вместе там учились, я уже говорила, нет? Так вот, она жрать эту гадость отказалась — не то изжога у неё возникла, не то аллергия, не помню. Короче — она приносила жратву с собой из дома, а ту, что давали, спускала в сортир. Но с ней неприятности там случились. Начать с того, что она перестала учиться — как только начиналась новая тема, или техника, то все быстро её осваивали, а Маринка никак. Потом выяснилось, что и завтраки она не съедает, короче выгнали её нафиг. А меня собственные родители, когда я уже все уроки получила, положили в психушку. — Тебя-то зачем?! — удивился я. — Ну, подумали, что странная я вся такая стала, и рисунки у меня страшные. А меня лечили там какой-то гадостью, отчего голова была будто ватная, никаких мыслей и желаний не стало. Рисовать не могла. Потом прошло вроде бы, даже Художку вон закончила, но мало ли что могло… — А Маринка? — спросил я. Что-то новое вдруг зародилось в сознании, нечто ещё не оформленное в мысль, на уровне подсознательной ассоциации и предчувствия. — Что ей сделается, её ж выгнали. Потом она поступила в какой-то платный университет по выпуску госчиновников. Она вообще считала, что надёжнее под кого-то лечь, у кого-нибудь отсосать или кому-то заплатить, кто добычу потом разделит с кем надо и так обеспечит поступление, а впоследствии и диплом. Ей и в голову не приходило, что образование можно за так получить, просто обучившись своему делу. По её убеждению, экзамен гораздо проще купить. Это хорошо, что благодаря тому юристу, которого ты нашел, теперь моё имя восстановили, и никто не усомнится, что Мария Петроградская это я, а Маринка просто мой дилер и вполне официально продает картины с моей подписью в своей галерее. Вроде и мне польза и ей, каждый любимым делом занимается. Но она как была стервой и сукой, так и осталась, и никуда от этого не денешься. А выглядит такой лапонькой, такой кисулей, если хорошо её не знать. Видел, недавно опять по её телеку показывали? Вот и думаю, если б она тогда не выпендривалась, отучилась бы со мной, а затем в Художку бы поступила, как я, то и не было бы ничего, а? И стервой такой потом не стала бы. Всё-таки рисование, вообще искусство, хорошо на характер действует, позитивно. Успокаивает, добру учит творчество… Но я уже не слушал. Мысль, что зародилась в моей голове, начала шевелиться там и расти, как червяк в яблоке. — Слу-ушай, — задумчиво протянул я, разглядывая её красивые ноги, — а почему девушки вообще иногда становятся стервами? Такими рождаются или делаются вдруг, в процессе индивидуального развития? Как думаешь? — Хм… Тебя действительно моё мнение интересует? Для начала дай точное определение стервы. — Пожалуйста, сейчас попробую… Так… Стерва в современном значении — женщина без видимой причины делающая эмоционально тяжелым существование окружающих её людей. Так примерно. Это моё понимание. — Ну, да, ты же у нас всегда любил всё на свете классифицировать, — задумчиво изрекла Маша, будто припоминая чего-то давно прошедшее. — Думаю, в стерв превращаются из-за воспитания, собственной жестокости, меркантильности, пофигистического отношения к окружающим и безмерно эгоистической любви к себе. Плюс избалованности сначала родителями, потом мужиками. Но установка, что «все должны, а я принцесса» из семьи идёт. Некоторое время я молчал, мысленно отбрасывая один за другим все возможные варианты ответов. — Итак, — наконец изрек я, — подытожим. Скорее всего, стервами становятся из-за отсутствия необходимого воспитания в детстве, и как следствие формирование самой примитивной и на первый взгляд удобной философии. Ну и наследственность конечно нельзя исключить. Генотип, так сказать. Вот взять, к примеру, секретаршу нашего покойного директора. И ребенок у неё был, и платили неплохо, а внутренней вредности-стервозности хватало на четверых… — А знаешь, я была в вашем институте незадолго до смерти директора, — перебила Маша. — Прямо в тот день. — Зачем? — спросил я, прекрасно зная о том, что Маша была тогда у Асмикина. Но что это меняло? — Вспомнила, когда ты эту вашу вредную секретаршу упомянул. Я тогда в одной московской компьютерной шараге работала, художником. Фирма всякие разные проги тестировала и разрабатывала, сайты, всё понемножку. — Ну, как же, как же, — кивнул я. — Ведь я ж тебе и посоветовал туда поступить. Немного тамошнего начальника знаю, вот и замолвил за тебя словечко при случае. — Я, типа, в курсе, но спасибо сказать не могу, извини уж. Не понравилось мне там. Так вот, мой тогдашний завотделом велел отвезти договор в ваш институт. Чего-то мы там для вас делали. По-моему, разрабатывали концепт нового сайта. Заартачилась сначала, заявила, что не моё это дело по Москве бегать, и вообще, а он наорал, что заказ срывается, что курьеры не справляются, а мне всё равно по дороге. Уговорил, короче. Ладно, думаю, припомню я тебе. Заодно, погляжу на заказчика тех своих эскизов для этого вашего музея. Но из-за своей подавленной рисованием стервозности взяла да и сперла коробочку с лекарством, что наш завотделом пил. В карманчик сумочки незаметно спрятала. Пусть, думаю, помучается, а вечером отдам. Там что-то от давления что ли или от сердца… не помню. Так вот, привожу договор вашему директору, а он же в лицо меня не знал, понятия не имел, что это я ему эскизы делала. Думал — просто курьерша. Раньше-то я через секретаршу всё передавала, не видела его. А я возьми да и скажи, кто я для него есть, и спросила как там мои эскизы? И когда, наконец, он платить надумает? Он офонарел было, потом загрустил, начал извиняться, всякую хуйню молоть про задержки финансирования по каким-то грантам, а после стал ко мне клеиться. Это вместо извинений, или вместо оплаты что ли? Приставать начал, за жопу меня лапать. Газировкой всё угощал, которую сам пил. Я взяла да и треснула ему в дыню своей сумочкой, а оттуда раз — коробочка с лекарством и выпала. Из кармашка. Он вдруг обрадовался так. Вот, говорит, лекарство моё, только производитель другой. А то, говорит, у меня уже таблеток нет, принимать надо, а в аптеку идти некому — секретарша ушла давно. Продай, говорит, всю коробочку! Вот ведь удумал — продай! А завотделу что возвращать? За так одну таблеточку ему выдала, лишь бы отстал. Что потом было, уже не помню. Прихожу на работу, а завотдела-то и нет — ушел пораньше, с ним такое случалось иногда. Ну, думаю, после верну. А потом ту коробочку я уже не нашла, потеряла, видимо, вот и решила помалкивать. Потому и запомнила, что был приметный логотип: английская буква эль обвитая змейкой. — А какую газировку Асмикин пил? — Хайспот. Я почему помню, у меня она тоже любимая была, пока мой учитель, ну, который хромой, не объяснил, что гадость это, здоровью вредно, молодым девушкам совсем ни к чему. Но иногда всё-таки… Эй, чего это с тобой? Всё встало на свои места. Что-то будто щелкнуло в моей голове — это мысленный червяк, появившийся там, выбрался, наконец, на свободу. Мне вдруг всё стало, наконец, понятно. Совсем всё. Только вот толку теперь от этого понимания никакого, более того, я сделаю всё от меня зависящее, чтобы истина никогда не выплыла бы наружу и умерла бы вместе со мной. Правильно говорила Сфинкс: «ищи среди самых близких». Моих, самых близких. Чтобы скрыть беспокойство и как-то отвлечь внимание от темы, я хихикнул и сказал: — Да ничего, просто прикол тут один неожиданно вспомнил. Есть такая задачка, шизофреников определять. Шизофреники отвечают мигом, а нормальному человеку требуется хорошенько подумать, прежде чем правильное решение задачи найти, или же совсем не догадываются. Значит так. Комната с дверью, а внутри две совершенно одинаковые лампочки. Снаружи — два выключателя. Когда дверь открыта — ни один не работает. Если лампочки включены, то дверь блокируется и войти нельзя. Надо узнать какой выключатель какой лампочкой управляет? — А что тут думать? Нажал один выключатель и подождал несколько минут. Выключил. Зашел и выяснил, какая из двух ламп горячая. — Нет. Не дотянешься. Думай дальше. — Попросить кого-нибудь войти, закрыть дверь, включить, выключить, а потом спросить, какая из двух горела. — Не пойдет. Ты одна. — А, поняла. Надо просто включить любую и посмотреть. Ведь дверь блокируется, если лампочки включены, а не включена. Значит, при одной горящей лампочке дверь открыть можно. — Браво! Ты или действительно шизофреничка, или просто очень умная. — Ещё что-нибудь скажешь? В этот момент, откуда-то прилетела сравнительно редкая для Петербурга бабочка — павлиний глаз, и села Маше прямо на переносицу. Художница засмеялась, а неожиданная гостья развела свои вишнево-красные крылышки с четырьмя переливающимися глазками, тут же сложила их, вспорхнула и улетела. «Говорят, — подумал я, — это добрый знак. Проверим, а вдруг — правда? » — Что тут скажешь? — произнес я вслух, — Разве то, что ты мне безумно нравишься, и будь я помоложе, то влюбился бы в тебя и попросил бы выйти за меня замуж, — вдруг неожиданно для самого себя ляпнул я. — Кстати, ещё ничего не поздно, — задумчиво сказала девушка. — Я люблю взрослых мужчин. Беспокойное чувство ещё держалось, но уже совсем не то, и не так. Иначе и намного приятнее, чем когда-то. Тревога уходила, и не было той тоскливой черноты и отчаянного бездушия. Получается, мир устроен сложнее, чем я думал раньше? Ну и пусть. Чем больше в мироздании форм и нюансов, тем ярче ощущения, тем интереснее жизнь.
 
  Эпилог
 

 
 Прошло лето, наступила осень. Как и раньше, я работаю системным администратором в том же самом институте, передвигаюсь на той же машине и по-прежнему мечтаю о внедорожнике Jeep Wrangler. Маша осталась со мной, но заявила категорически: никаких браков. Она и брак — две вещи несовместные, опыт имеется. Возражений с моей стороны не последовало. Старая знакомая, втравившая меня во всю эту историю, списала мой долг, и вроде бы оставила в друзьях, насколько это вообще возможно в нашем случае. Как я и ожидал, все те разговоры о каком-то новом издательском проекте оказались полной лажей, и больше вопросов на эту тему не возникало. После того, как Алексей выплатил оговоренную сумму, я с ним уже не виделся и не общался: не возникло повода, о чем жалею до сего времени — мужик оказался крайне интересным и умным собеседником. Сонечка Лесина вышла замуж за Стэна, получила ожидаемую должность старшего научного сотрудника нашего института и заметную прибавку к заработной плате. Вася-Инвайтер оставил свой порнобизнес, и теперь, говорят, трудится арт-директором питерского ночного клуба «Кобылка-party». Девушка Сфинкс никогда больше мне не встречалась. Алинка вместе с дочкой перебралась в Болгарию. Иногда мы общаемся через Интернет, однако всё реже и реже. Ирочка из бухгалтерии совсем исчезла из видимости. Впрочем, я абсолютно не сожалею об этом. Маринка по-прежнему руководит своей галерей и успешно продает Машины картины. Когда кто-нибудь посторонний возмущается, что в галерее требуют слишком высокую плату за работы молодой художницы, Маринка хитро прищуривается и, улыбаясь, нехорошо шутит: «если помрёт, будут ещё дороже, вот увидите». Обе девушки взаимовыгодно сотрудничают и вроде удовлетворенны каждая своей деятельностью, но периодически встречаются и ругаются. С Евгением Маринка рассталась. Сам же Евгений живет в той же квартире, числится в той же Дирекции по обеспечению деятельности негосударственных учреждений, а в свободное от обеспечения время торчит на темной стороне Интернета. Иногда мы видимся: попить пива, поговорить «за жизнь» и вспомнить былое. Про Сальми Ивановну я с тех пор ничего не слышал. Афик умер в клинике Первого МГМУ имени Сеченова от острой сосудистой недостаточности. Общаться с Яной уже не довелось. Как-то в конце лета я написал ей, но она не ответила. Позвонил по рабочему телефону, а там вежливо объяснили, что Яана Юхановна Тайвере больше у них не работает. Она скоропостижно уволилась, сменила номера и аккаунты, продала квартиру и машину, после чего улетела в Америку. ___________________
 © Александр Лонс, текст, 2012 © Marizano S. D., обложка © Дарья Соколовская, рисунки в тексте
 
 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.