Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Валовая добыч а 1902 г.



Въ 1902 году работы эти начаты были съ 10 іюня, прн чемъ, вслѣ д-

ствіе отсутстія буксира и недостатка разгрузчиковъ, до 1 іюля добыто

было всего 34 малыхъ (по 1. 000 пудовъ) шаланды, или 34 тыс. пудовъ.

Съ 1 іюля по 17 августа доставка руды на берегъ производилась

уже буксирнымъ пароходомъ, но въ разгрузчикахъ, по прежнему, ощу-

щался недостатокъ, такъ какъ крестьяне заняты были еще своими хозяй-

ственными работами; за означенный періодъ поднято было 64 малыхъ

шаланды и 5 болынихъ (по 2. 000 пудовъ), или 74 тыс. пудовъ.

Съ 19 августа по 29 сентября, когда прибыло достаточное количе-

ство рабочихъ, несмотря на замѣ чательно бурную погоду, было добыто и

разгружено 32 малыхъ шаланды и 26 болынихъ, или 84 тыс. пудовъ.

Всего, слѣ довательно, съ начала работъ получено руды 192 тыс. пудовъ;

дневная добыча колебалась отъ 1 до 5 тыс. пудовъ, въ зависимости, глав-

нѣ йше, отъ погоды и толщины руднаго слоя, при чемъ для наполненія

одной (малой) шаланды требовалось времени отъ 1, 5 до 2 часовъ.

При извлеченіи 192 тыс. пудовъ руды понесено расходовъ:

На м а т е р іа лы............................................... 1. 506 р. 67 к.

„ п л а т ы..................................................... 3. 785 „ 48 „

Итого 5. 292 р. 15 к.

Слѣ довательно, пудъ руды операціонными расходами обошелся въ

2, 76 коп. Прибавляя еще 350 рублей расходовъ съ 1 октября на разборку

машнны и парохода и на плату сторожамъ, увеличимъ стоимость руды

до 2, 94 кои., или, за округленіемъ, до 3 коп. пудъ. Считая по прежнему

на обжигъ и гужевую доставку руды 2—2, 5 коп., увидимъ, что въ

1902 году она обошлась заводу до 5, 5 коп., или на одну копѣ йку де-

шевле, чѣ мъ въ прошломъ году. Но и эта цѣ на не можетъ счнтаться

окончательной и должна существенно понизиться какъ отъ увеличенія

26 ГОРНОЕ И ЗАВОДСКОЕ ДМО.

производительности рудоподъемной машины, такъ и отъ улучшенія спо-

собовъ разгрузки и доставки руды въ заводъ.

По произведеннымъ иодсчетамъ, при отсутствіи задержекъ въ раз-

грузкѣ шаландъ и при условіи ночной работы въ теченіе 4‘/2 мѣ сяцевъ

(съ 15 мая по 1 октября), существующая машина легко можетъ добыть

до 400 тыс. пудовъ руды, что одно, уменыпеніемъ накладныхъ расхо-

довъ, понизитъ стбимость ея, по крайней мѣ рѣ, еще на 1 коп., а орга-

низація надлежащаго судового каравана на озерахъ Укшезерѣ и Конче-

зерѣ и устройство механическнхъ приспособленій для разгрузки шаландъ

на тѣ хъ же озерахъ и для передвиженія руды черезъ перешеекъ у дер.

Косалмы, —въ свою очередь, удешевитъ ее не менѣ е, какъ на 11 /2 коп.;

все же вмѣ стѣ доведетъ полную ея стоимость въ заводѣ не болѣ е, какъ

до трехъ копѣ екъ, каковую цифру можно уже считать нормальной и почти

совпадающей съ тою, которая имѣ лась въ виду при проектированіи меха-

ническаго рудоподъемнаго устройства въ 1896 году. Въ то же время эта

цѣ на, безъ всякаго сравненія, ниже той, по которой можно получать руду,

добытую ручнымъ способомъ.

Итакъ, задача механической разработки озерныхъ рудъ и съ эконо-

мической стороны является разрѣ шенной вполнѣ удовлетворптельно.

Въ заключеніе слѣ дуетъ остановиться на томъ, какое значеніе можетъ

имѣ ть новый способъ собственно для промышленностн. Прежде всего,

онъ даетъ возможность эксплоатировать руду, такъ сказать, тунележащею,

именно залегающую на такой глубинѣ, съ которой ея нельзя добывать

обыкновенными ковшами; затѣ мъ, онъ позволяетъ совершенную выемку

руды изъ мѣ сторожденія, иочему и можетъ считаться вполнѣ раціональ-

нымъ способомъ очистной добычи, по сравненію съ которымъ ручная до-

быча съ плотовъ представляется, въ сущностн, хищнической разработкой

рудныхъ залежей. Несмотря на это, однако, оба способа не только не

исключаютъ другъ друга, но, наоборотъ, одинъ другой дополняютъ, а по-

тому возможны и даже обязательны на одномъ и томъ же водоемѣ: машнна

съ успѣ хомъ можетъ работать на болыпихъ глубинахъ, въ особенности

всасываніемъ, въ открытыхъ мѣ стахъ, при волненіи, но при условіи доста-

точно обширной рудной площади и ровнаго дна, безъ болынихъ камней

и пней; ручная же добыча незамѣ нима на мелкихъ мѣ стахъ, у береговъ,

между камнями, и вообще на неболыпихъ рудныхъ площадяхъ, — но въ

тихую погоду или въ защищенныхъ отъ вѣ тра и волненія мѣ стахъ.

Далѣ е, важнымъ преимуществомъ механическаго способа является воз-

можность развитія на одномъ рудннкѣ -озерѣ добывныхъ работъ въ значнтель-

номъ размѣ рѣ, совершенно недостижимымъ при прнмѣ неніи ручноіі добычи.

Мы уже видѣ ли, что въ 1902 году съ Укшезера, даже нри поло-

винной производителыіостіі машины, было добыто почти 200 тыс. пудовъ

руды, тогда какъ за послѣ днія 25 лѣ тъ съ этого озера подрядчиками

ОПЫТЫ МЕХАНИЧЕСКОЙ ДОБЫЧИ ОЗЕРНЬІХЪ РУДЪ. 27

получалось въ среднемъ всего лишь 51 тыс. пудовъ въ годъ, при чемъ

наиболыпая годовая поставка никогда не превышала 90 тыс. пудовъ.

Наконецъ, необходимо еще имѣ ть въ виду, что машинная работа не '

только предохраняетъ цѣ ну добычи отъ повышенія, но даже понижаетъ

ее, соразмѣ рно увеличенію количества извлекаемой руды, между тѣ мъ

прп ручномъ способѣ, мало того, что размѣ ръ добычи для каждаго руд-

ника не можетъ превзойтп извѣ стнаго, весьма ограниченнаго предѣ ла, но

и цѣ на ея годъ отъ году повышается, въ зависимости отъ удоражанія

рабочихъ рукъ вообще.

Но, несмотря на всѣ преимущества механической добычи, современ-

ныя промышленныя условія не таковы, чтобы можно было рекомендовать

ея немедленное широкое примѣ неніе. Хотя она вноситъ въ чугунопла-

вильное дѣ ло, основанное на проплавкѣ озерныхъ рудъ, весьма сущест-

венное улучшеніе, позволяя его вести интенсивнѣ е и, слѣ довательно,

дешевле, чѣ мъ прежде, тѣ мъ не менѣ е, прн существующихъ, болѣ е чѣ мъ

низкихъ, цѣ нахъ на чугунъ, одного этого улучшенія все-таки недоста-

точно, и надо выждать, кромѣ того, нѣ которыхъ другихъ благопріятныхъ

обстоятельствъ. Когда поправнтся общее экономическое состояніе, прой-

детъ по Олонецкому краю желѣ зная дорога и т. п., тогда настанетъ оче-

редь и для практическаго примѣ ненія вновь разработаннаго способа. При

такихъ условіяхъ выгодно было бы завести дѣ ло, напримѣ ръ, на озерѣ

Сямозерѣ. Озеро это, по изслѣ дованію горнаго инженера Лебедзинскаго,

содержитъ до 300 милліоновъ пудовъ руды, залегающей во многихъ мѣ -

стахъ толстыми пластами, при чемъ въ немъ могло бы добываться до

одного милл. пудовъ руды двумя рудососами, для выплавки 350—400 ты-

сячъ пудовъ чугуна. Лѣ съ, растущій по притокамъ Сямозера, не имѣ етъ

сбыта въ видѣ дровъ, за дальностью сплава на р. Шую, а потому его

особенно выгодно было бы примѣ нить къ доменному производству, прп

чемъ его вполнѣ было бы достаточно для выплавки 400. 000 пудовъ

чугуна, Доставка послѣ дняго въ Петрозаводскъ удобна, въ виду сравни-

тельно густого населенія около Сямозера и близости ІІетрозаводска (около

60 верстъ). Кромѣ этого, для такого количества грузовъ можно было бы

построить и узкоколейную дорогу.

Не вдаваясь, однако, въ дальнѣ йшія предположенія, касаюіціяся

болѣ е или менѣ е отдаленнаго будущаго, относптельно ближайшаго вре-

мени, нельзя не выразить пожеланія, чтобы механическій способъ добычп

озерныхъ рудъ, примѣ няясь пока хотя бы и въ ограниченныхъ размѣ -

рахъ, для потребности Кончезерскаго казеннаго завода, и способствуя въ

извѣ стной мѣ рѣ улучшенію дѣ ятельности сего завода, вмѣ стѣ съ тѣ мъ,

и самъ во всѣ хъ своихъ деталяхъ не оставался безъ дальнѣ йшаго усо-

вершенствованія и явился къ услугамъ промышленностн въ то время,

когда въ немъ откроется серьезная потребность.

\

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.