Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Опыты 1897 года.



Чтобы возможно нагляднѣ е, путемъ параллельнаго испытанія, удосто-

вѣ риться въ томъ, какое изъ двухъ имѣ ющихся на суднѣ приспособле-

ній (черпаковое или всасывающее) болѣ е пригодно для извлеченія руды,

а также и во избѣ жаніе излишняго переснаряженія судна, машина со-

брана была такимъ образомъ, что въ носовой части помѣ щена черпаковая

рама, а въ кормѣ —всасывающая труба. Сборка окончена къ 26 августа, а

на слѣ дующій же день весь приборъ отведенъ на буксирѣ изъ Онеж-

скаго озера въ озеро Логмозеро, соединяющееся съ первымъ широкимъ

протокомъ у села Соломеннаго. Позднее время года, при исключительномъ

маловодьѣ 1897 года, не позволило идти далѣ е и заставило ограничиться

испытаніемъ машины на малорудномъ и мелководномъ Логмозерѣ. Здѣ сь

и произведены первые опыты какъ съ цѣ лью удостовѣ риться въ пра-

вильной сборкѣ машины, такъ и для того, чтобы сравнить дѣ йствіе чер-

паковаго и всасывающаго приспособленій, а, главнѣ йше, чтобы вндѣ ть, на-

сколько успѣ шно можетъ производиться промывка руды, такъ какъ о

работѣ промывного устройства не имѣ лось еще никакого представленія

по той причинѣ, что въ Голландіи машина испытывалась на пескѣ, безъ

всякой промывки. Къ сожалѣ нію, однако, руда въ озерѣ оказалась въ

такомъ небольшомъ количествѣ и въ такомъ близкомъ разстояніи отъ

берега, что нельзя было въ достаточной мѣ рѣ развить опыты, не рискуя

цѣ лостью судна, тѣ мъ болѣ е, что начавшаяся осенняя вѣ тряная погода

заставила отойти на болѣ е глубокое мѣ сто, гдѣ руды почти уже не было.

Приходилось, по необходимости, отложить болѣ е серьезное испытаніе

механизма до будущаго 1898 года—ыа обширномъ и сравнительно бога-

томъ рудою озерѣ Укшезерѣ, составляющемъ рудникъ Кончезерскаго за-

вода и соединяющемся съ Логмозеромъ порояшстой рѣ чкой Шуей. Такъ

какъ войти въ упомянутую рѣ чку, хотя бы до перваго порога, за мелко-

водіемъ, не представлялось возможности, то и рѣ шено было оставить ма-

шину зимовать въ Соломенскомъ проходѣ между Онежской губой и Лог-

мозеромъ. Хотя избраніе для зимовки указаннаго пункта вызывало нѣ ко-

торые излишніе расходы, сравнительно съ зимовкой въ казенной гавани

въ Петрозаводскѣ (наемъ особыхъ сторожей, болѣ е тщательная уборка

частей машины и т. п. ), но за то оно давало возможность скорѣ е тро-

нуться въ путь на будущій годъ и не упустить весенняго половодья,

ОПЫТЫ МЕХАНИЧЕСКОЙ ДОБЫЧИ ОЗЕРНЫХЪ РУДЪ. 9

такъ какъ Логмозеро вскрывается почти одновременно съ Шуей, т. е. не-

дѣ ли на двѣ ранѣ е Онежской губы.

Несмотря на крайнюю недостаточность оиытовъ 1897 года, они, все-

таки, дали нѣ которыя указанія какъ на хорошія стороны механизма, такъ

и на тѣ недостатки, которые необходимо было устранить, чтобы впослѣ д-

ствіп онъ могъ болѣ е отвѣ чать своему назначенію. Такъ, напримѣ ръ, ока-

залось, что черпаковое устройство дѣ йствуетъ вполнѣ успѣ шно и беретъ

со дна слой грунта желаемой толщины, со всѣ мъ тѣ мъ, конечно, что попа-

дается на днѣ: мелкими камнями, затопленными кусками дерева, ракови-

нами и проч. Болѣ е крупные изъ этихъ предметовъ остаются на рѣ шеткѣ

верхней воронки, мелкіе же попадаютъ въ грохотъ и выходятъ вмѣ стѣ

съ рудою. Сдвинувъ колосники рѣ шетки, можно достигнуть нѣ сколько

лучшаго раздѣ ленія поднятой массы, хотя этимъ не избѣ гнется, все-таки

необходимость ручной отборки постороннихъ предметовъ изъ промытой

уже руды, по мѣ рѣ выбрасыванія ея въ рядомъ стоящую отвозную

шаланду.

Что касается всасывающей трубы, то дѣ йствіе ея было менѣ е удо-

влетворительно, такъ какъ узкое пріемное отверстіе ея часто засаривалось

глиной, растительными остатками и др. предметами, встрѣ чающимися на

днѣ, особенно у береговъ, покрытыхъ тростникомъ, и на отмеляхъ (около

4 футовъ глубиной). Возможно было предположить, что въ другихъ озе-

рахъ, гдѣ рудоносный слой смѣ шанъ съ мягкой, разжиженной глиной,

главнѣ йше на глубинахъ отъ 1 до 2 саж., гдѣ нѣ тъ растительныхъ остат-

ковъ, всасываніе должно идти успѣ шнѣ е, вслѣ дствіе меньшаго закупори-

ванія отверстія трубы.

Одна изъ наиболѣ е важныхъ сторонъ дѣ ятельности аппарата—про-

мывка поднятой руды—оказалась совсѣ мъ неудовлетворительной. Устано-

вленное при машинѣ промывное устройство представляло собою пару

независимыхъ другъ отъ друга, горизонтально расположенныхъ, кониче-

скихъ, сѣ тчатыхъ барабановъ, т. е. въ сущности обыкновенныхъ грохо-

товъ, употребляемыхъ для просѣ иванія собственно сухого матеріала.

Во время работы машины, изъ общей воронки въ узкій конецъ ба-

рабановъ поступала разжиженная водой масса, а изъ широкаго—должна

была сваливаться въ подставленныя шаланды промытая руда, пропустивъ

черезъ сѣ тку всю воду, илъ, глину, песокъ и проч. вещества, болѣ е

мелкія, чѣ мъ руда. На самомъ же дѣ лѣ выходило, что хотя воды изъ

всасывающей трубы притекало и очень много, но, едва попавъ въ грохотъ,

она сразу и уходила черезъ сѣ тку, не оказывая почти никакого дѣ йствія

на остающуюся руду. Послѣ дняя лишь прыгала въ сухомъ барабанѣ вмѣ -

стѣ съ комками глины и еще тѣ снѣ е перемѣ шивалась съ ними въ полу-

жидкую грязь. Въ лучшемъ случаѣ, когда количество подаваемой воды

доводимо было до наиболыиаго предѣ ла, получалась зернистая масса,

отдѣ льныя рудныя зерна которой настолько облекались съ поверхности

10 Г0РН0Е И ЗАВОДСКОЕ ДѢ ІО.

глинистой слизью, что она могла быть удалена только дополнительной

отмывкой въ какихъ-либо отдѣ льныхъ сосудахъ. Съ такимъ ходомъ про-

мывочной операціи нельзя было, конечно, примириться, а потому и вы-

двигался вопросъ объ изысканіи новаго, болѣ е совершеннаго, способа

промывки, при которомъ ощутительно подымалось бы процентное содер-

жаніе добытой руды.

Чтобы новый способъ былъ экономиченъ, очевидно, слѣ довало бы

промывку вестп одновремённо съ добычей, на палубѣ судна, безъ излиш-

ннхъ расходовъ и затраты времени. При этомъ, даже и на первый взглядъ,

казалось, что дѣ лу врядъ лн помогутъ какія-либо частнчныя улучшенія

установленнаго промывочнаго устройства, какъ, напримѣ ръ, усиленная

подача воды черезъ особыя трубки, встав-ленныя внутри грохотовъ и т. п.,

а что необходимо пзмѣ нить самый принципъ сего устройства, который

непремѣ нно долженъ удовлетворять двумъ условіямъ: 1) задержпвать на

нѣ которое время воду въ грохотѣ, для того, чтобы комья ила и глины

лучше и скорѣ е размягчались, разбалтывались и затѣ мъ уже уносились

водой въ видѣ мути, и 2) направлять вступающую въ аппаратъ воду на

встрѣ чу промываемому матеріалу, а не параллельно ему, какъ это имѣ ло

мѣ сто при опытахъ 1897 года.

Цѣ лесообразность перваго условія доказывается тѣ мъ, что оно отлично

соблюдается при ручной промывкѣ въ рѣ шетахъ, которыя опускаются въ

воду на столько времени, сколько необходимо, чтобы, размѣ шивая въ ней

зачерпнутую массу, размять всѣ комья и удалить посторонніе предметы.

Одно обливаніе руды на сѣ тчатой поверхности барабана водой і і з ъ трубъ,

хотя бы подъ нѣ которымъ давленіемъ и въ значительномъ количествѣ, не

можетъ дать благопріятнаго результата, потому что, какъ видно было съ

самаго начала, неразмякшіе комья глины закатываются потомъ въ общую

массу съ рудою. Настоятельность второго условія, даже и прн соблюде-

ніп перваго, очевидна изъ того, что самая чистая вода, попавъ въ общую

воронку съ подымаемымъ грунтомъ, сразу перемѣ шивается съ нимъ, за-

грязняется, заиливается и, затѣ мъ, не только не способна далѣ е промы-

вать руду въ барабанѣ, но будетъ лпшь загрязнять уже промытую руду,

осаждая на нее муть. При встрѣ чномъ же направленіи промываемаго ма-

теріала и воды, вновь поступающая масса разбалтывалась бы въ мутной,

отработавшей водѣ, а въ разной степени промытая руда, передъ выпаде-

ніемъ изъ грохота, обмывалась бы соотвѣ тственно все болѣ е н болѣ е чи-

стой водой.

Остальныя, затѣ мъ, замѣ чанія іто опытамъ 1897 года касаются дѣ й-

ствія уже нѣ которыхъ второстепенныхъ частей рудоподъемнаго аппарата.

Такъ, самостоятельное перемѣ щеніе судна, помоіцыо двухъ гребныхъ вин-

товъ, приводимыхъ въ движеніе отъ главной машнны, оказалось довольно

слабымъ и неиреодолѣ ваюіцимъ во-время сколько-нибудь сильнаго вѣ тра,

дрейфа, являющагося весьма значительнымъ, вслѣ дствіе очень большой

ОПЫТЫ МЕХЛНІІЧЕСКОІІ ДОБЫЧІІ ОВЕРНЫХЪ РУДЪ. 11

надводной поверхности прибора. Слабая подвижность судна объясняется

самой конструкціей его, именно прямоугольною формою подводной его

части, а также тупымъ обрѣ зомъ носа и кормы, вслѣ дствіе чего вода не

можетъ евободно поступать на винты.

Подтягиваніе судна во время работы цѣ пями паровыхъ лебедокъ къ

становымъ якорямъ (по оси судна) и стальными тросами ручныхъ лебе-

докъ къ боковымъ якорямъ производилось исправно; выяснилась только

необходимость облегчить манипуляціи съ якорями при ихъ спускѣ въ

лодку, завозѣ, опускаиіи и обратномъ втаскиваніи въ лодку и нередачѣ

на судно. Всѣ означенныя манипуляціи, за отсутствіемъ надлежащихъ

приспособленій, должны были производиться въ ручную какъ на лодкѣ,

такъ и на суднѣ, н потому, при вѣ сѣ якорей въ 6 — 9 пуд., 'оказались

довольно затруднительными, отнимали много времени и были даже не

вполнѣ безопасны. Поэтому устройство на бортахъ судна и въ кормѣ

завозныхъ шлюпокъ соотвѣ тственныхъ крамболовъ, для подвѣ шпванія и

спуска якорей н облегченія ихъ талями, представлялось неизбѣ жною до-

полнптелы-юю работою передъ пускомъ машины въ ходъ для продолжи-

тельнаго дѣ йствія. Засимъ, изъ всиомогательныхъ присиособленій, необхо-

димыхъ при валовой добычѣ руды, въ первую очередь намѣ чены были

постройка нѣ сколькихъ шаландъ (не менѣ е трехъ, вмѣ стимостыо отъ

1 тыс. до 2 тыс. пудовъ руды каждая) для погрузки извлеченнаго и про-

мытаго матеріала и отвозки его на мѣ сто свалки.

Зимой 1897 —1898 гг. были сдѣ ланы необходимыя приготовленія къ

проводу машины изъ Логмозера въ Укшезеро, черезъ р. ІПую, и къ про-

долженію опытовъ въ семъ послѣ днемъ озерѣ. Такъ, устроена подъемная

часть въ одыомъ изъ пролетовъ моста черезъ р. ПІую, прпнадлежащаго

земству. Далѣ е, выстроены въ Кончезерскомъ заводѣ, по проекту и подъ

наблюденіемъ управителя, трн деревянныхъ шаланды, съ ящиками для

погрузки руды.

По сношенію съ заводоуправленіемъ Верфь-Конрадъ, заказаны крам-

болы на судно, для подвѣ шиванія и спуска якорей, и лодка со спеціаль-

нымн приспособленіями для завоза якорей, цѣ пей и тросовъ. Вызванъ изъ

Голландіи (Гарлема) монтеръ на предстоявшее лѣ то на условіяхъ перво-

начальнаго контракта. Судно облегчено снятіемъ всѣ хъ отдѣ льныхъ ча-

стей, для болѣ е успѣ шнаго провода его по мелкимъ мѣ стамъ рѣ ки и

озеръ. ГГеревезены зимнимъ путемъ снятыя, а равно и запасныя части

рудоподъема, въ количествѣ 1. 297 пудовъ, изъ Соломеннаго и Петро-

заводска въ дер. Косалму, къ мѣ сту намѣ ченной стоянки судна въ Укше-

зерѣ. Весь предстоящій путь судна отъ Логмозера до Укшезера нивели-

рованъ и промѣ ренъ, съ составленіемъ надлежаіцаго плана н профилей.

Заготовлены необходимые матеріалы, какъ-то: дрова длл топки парового

котла, смолыіые канаты для тяги и раскрѣ пленія судна. Наконецъ, для

полной гарантіи отъ убытка, на случай аваріи, судно было застраховано.

12 ГОРНОЕ И ЗАВОДСКОЕ ДЪЛО.

Со вскрытіемъ ото льда Логмозера, въ концѣ апрѣ ля 1898 года, оно

вышло нзъ Соломенскаго прохода и направилось въ рѣ ку Шую черезъ

рукавъ ея, называемый Святицей; проводъ его черезъ ІПуйскіе пороги

потребовалъ особаго искусства, чрезвычайныхъ усилій и немалыхъ за-

тратъ, но, тѣ мъ не менѣ е, всѣ затрудненія были преодолѣ ны успѣ шно, и

19 мая вся машина доставлена была въ Косаломскую бухту на озерѣ

Укшезерѣ, чѣ мъ и достигнута возможность воспользоваться лѣ томъ

1898 года для опытовъ добычи руды, вмѣ сто того, чтобы употребить его

все на склепку и сборку судна, если бы послѣ днее перевозили по

частямъ.

Такъ какъ опыты со всасывающей трубой въ Логмозерѣ, осенью

1897 года, не дали опредѣ ленныхъ результатовъ, главнѣ йше, вслѣ дствіе

мѣ стныхъ особенностей грунта, то для окончательнаго выясненія вопроса

о пригодности этого прибора, рѣ шено было снарядить судно въ 1898 году

въ томъ же видѣ, какъ оно было собрано и въ прошломъ, т. е. съ чер-

паковой рамой въ одномъ концѣ н всасывающей трубой въ другомъ—для

возможности параллельныхъ испытаній.

По поводу неудовлетворительнаго дѣ йствія рудопромывного аппарата

состоялось заключеніе Горнаго Ученаго Комитета, утвержденное г. Мини-

стромъ, —испытать два приспособленія: одно, предложенное ннсиекторомъ

по горной части дѣ йствительнымъ статскимъ совѣ тникомъ Урбановичемъ,

и другое — управителемъ Кончезерскаго завода статскимъ совѣ тникомъ

Левицкимъ. Принципъ перваго заключается въ томъ, что внутрь бараба-

новъ надлежащимъ образомъ направляется нзъ конденсаціоннаго насоса

напорная труба, приводящая воду подъ высокимъ давленіемъ (до двухъ

атмосферъ); на нижней поверхности трубы расположены многочисленныя

насадки, черезъ которыя быотъ водяныя струйки, служащія для распо-

ласкиванія глины. Для усиленія иромывки, въ начальныхъ половинахъ

барабановъ сѣ тки могутъ быть замѣ нены сплошнымн конусами изъ же-

лѣ за, толщиною около 3 миллиметровъ, внутренняя поверхность коихъ,

начиная съ расширеннаго края, снабжена достаточной высоты винтовыми

ребортами изъ того же желѣ за, примѣ рно въ I 1/4 оборотовъ каждый; ре-

борты эти способствуютъ улучшенію промывки тѣ мъ, что, задерживая

воду, образуютъ постоянную водяную струю, а кромѣ того, служатъ къ

разбивкѣ комьевъ промываемаго матеріала. Въ видахъ еще болѣ е совер-

шеннаго разминанія послѣ дняго, у винтовыхъ ребортовъ можно еще рас-

полагать особыя ребра. Наконецъ, замедленіемъ вращенія барабана дости-

гается еще болѣ е продолжительное дѣ йствіе воды на промываемую массу.

Согласно приспособленію, предложенному г. Левицкимъ, промывной

барабанъ устанавливается широкой стороной къ центру судна и ону-

скается настолько, чтобы нижняя часть его была погружена въ корыто,

въ которое поступаетъ отработавшая вода; для промывки вода пускаеіся

широкой струей въ сторону, обратную движенію руды (на необходимость

ОПЫТЬІ МЕХАНИЧЕСКОЙ ДОБЫЧИ ОЗЕРНЬІХЪ РУДЪ. 13

чего указывалось и выше, ири описаиіи опытовъ 1897 года); для пере-

движенія послѣ дней отъ шнрокаго къ узкому концу барабана, внутренняя

поверхность его снабжается соотвѣ тственно направленными спиралями.

Приспособленіе г. Урбановича заказано было Александровскому за-

воду въ Петрозаводскѣ, приготовлено п установлено на обоихъ грохотахъ

машины къ половинѣ іюля 1898 года (сплошная одежда изъ тонкаго же-

лѣ за, со сппралями и поперечными лопатками, вставлена была только въ

одинъ изъ грохотовъ—на половинѣ его длины, въ узкой частн), а потому

оно только п могло быть испробовано въ семъ году, между тѣ мъ приборъ

г. Левицкаго, какъ болѣ е сложный, рѣ шено было изготовить на заводѣ

Верфь-Конрадъ и, такимъ образомъ, по необходимости испытать лишь въ

слѣ дующемъ 1899 году.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.