.4.Монтажно-тонировочный период (postproduction) 2 страница
Логлайн даёт ответ на основные вопросы.
| . Какая затронута проблема?
. Как (через что) раскрывается (освещается) проблема?
. В чем основная интрига?
| Синопсис – это изложение в сжатой форме основного замысла филь-
ма. Синопсис (объемом до 2 страниц текста) является законченной формой
рассказа, имеющей начало, середину и конец.
| Как правило, синопсис содержит следующую информацию.
| . Сюжетное развитие исходной идеи фильма.
. Ключевые эпизоды.
| . Действующие лица / персонажи.
| . Их роли (значения) в фильме. Их действия и взаимосвязи.
. Завязка и кульминация в повествовании.
. Основные сюжетные повороты, противоречия, и их разрешения.
. Драматическое построение и ритм фильма.
| При формировании идеи фильма необходимо учитывать следующие
факторы: целевая аудитория будущего фильма, каналы его распростране-
ния, потенциальный бюджет фильма, технические возможности его реа-
лизации.
| В результате питчингов должны быть отобраны лучшие идеи фильмов
и сформированы творческие группы для их реализации.
| Участники творческой группы обсуждают способы и формы реализа-
ции фильма. Для учета всех работ, назначения ответственных за их выпол-
нение, согласование и результаты исполнения продюсер формирует карту
реализации проекта, форма которой приведена в Приложении 2 к насто-
ящим методическим указаниям. Работы этого этапа включают принятие
ряда решений относительно будущего фильма – разработку режиссерской
экспликации фильма; определение потенциальных актеров на главные ро-
ли, возможных локаций и объектов съемок, времени действия в фильме,
сложности грима и костюмов, наличия, объема и сложности компьютерной
графики; использование футажей и архивных видеоматериалов и т. д. От
решений, принятых в ходе таких обсуждений, зависит предварительный
лимит затрат проекта, который составляется продюсером.
|
После питчинга студенты обязаны зарегистрировать в УКВЦ свои
проекты по форме (тема, состав творческой группы), утверждённой УКВЦ
в текущем учебном году.
| Состав творческой группы (режиссер, продюсер, драматург, киноопе-
ратор, звукорежиссер, режиссер мультимедиа, актеры (для документально-
постановочных проектов)) формируется студентами самостоятельно.
Творческую группу рекомендуется формировать из студентов, слушателей
курсов и выпускников Института. Рекомендуется привлекать в качестве
композиторов студентов ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургская государствен-
ная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова», а в качестве худож-
ников-постановщиков и художников по костюмам – студентов ФГБОУ ВО
| «Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная
| академия имени А. Л. Штиглица» и ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский
государственный университет».
| В случае необходимости привлечения сторонних участников студент
должен дать аргументированное обоснование данного выбора.
В случае успешного прохождения питчинга идей и утверждения кон-
цепции идеи фильма мастером студента-режиссера творческая группа под
руководством студента-продюсера формирует творческо - техническое за-
дание драматургу на написание сценария (сценарная заявка), форма ко-
торого приведена в Приложении 3 к настоящим методическим указаниям и
синопсиса.
| Литературный сценарий создаётся на основе сформированного
творческо - технического задания драматургу на написание сценария и/
или утверждённого синопсиса.
| Литературный сценарий должен содержать ремарки. Для форматиро-
вания литературного сценария целесообразно пользоваться программой
| «КИТ Сценарист» https: //kitscenarist. ru/ и др.
| Режиссёр совместно с продюсером проводят анализ написанного сце-
| нария на его соответствие параметрам, указанным в задании, совместно
выносят предложения по его редактуре и согласуют. Готовый сценарий
утверждают выпускающие кафедры.
|
В неигровом кино литературный сценарий может быть заменён «Сце-
нарным планом», форма которого приведена в Приложении 4 к настоящим
методическим указаниям, где детально описаны сцены, эпизоды будущего
фильма и их прогнозируемая очерёдность. Приведены смысловые описа-
ния планируемых интервью и синхронов. Описан прогноз основных собы-
тий. По необходимости описаны закадровые комментарии.
| Далее студент-режиссер готовит предварительный проект поста-
новки неигрового фильма для представления ее на кафедре режиссуры.
Предварительный проект постановки неигрового фильма должен
содержать: синопсис, литературный сценарий или сценарный план, режис-
сёрскую экспликацию фильма, лимит затрат на создание фильма, обосно-
вание тех или иных постановочных решений, стоимости их реализации и
альтернатив, а также презентацию, содержащую следующую информацию.
| . Рабочее название фильма.
| . Логлайн, описание идеи и задачи фильма.
. Жанр, стиль или форма реализации проекта.
. Предполагаемый хронометраж фильма.
. Описание целевой аудитории.
| . Члены съёмочной группы.
| . Референсы фильма (по тематике, форме, стилистике, эстетике,
| применению видеографики и/или анимации, специальных методов (техно-
логий) съёмок, использованию футажа и иконографии, звуковому реше-
нию, постановочной сложности (при наличии постановок) и пр. ).
| . Трейлер/сизл – нарезка аудиовизуальных материалов в виде, даю-
| щем представление о тематике, форме и стилистических решениях буду-
щего фильма, а также его действующих лицах (героях, участниках собы-
тий, комментаторах и т. п. )
| Режиссёрская экспликация, предусматривающая оптимальные
творческо-постановочные решения съёмок и монтажа фильма, должна со-
держать изложение режиссёром своего художественного (творческого) ви-
дения сценария, концепции и содержания будущей картины и представле-
ние тех способов, при помощи которых он предполагает добиться желае-
мого творческого результата.
|
Обоснования постановочных (творческих и художественных) ре-
шений, а также их альтернатив должны исходить из режиссёрской экс-
пликации и давать ответы на вопросы:
| Каким образом будут реализованы конкретные варианты съёмок?
Почему выбрано то или иное решение (исходя из творческих сообра-
жений, стоимости, безопасности и т. п. )?
| Форма лимита затрат представлена в приложении 12.
| Во время презентации кинопроекта студент перед преподавателями
кафедры публично защищает свою творческую заявку и обозначает состав
съёмочной группы.
| При успешной защите предварительного проекта создания неигрового
фильма студенты СПбГИКиТ (режиссёр, продюсер, автор сценария)
оформляют творческо - техническое задание композитору (звукорежис-
сёру) на написание (подбор) музыки (звукового оформления) фильма
(форма приведена в Приложении 5 к настоящим методическим указаниям),
в котором в соответствии с общими характеристиками фильма, его темой и
художественной формой закладываются основы музыкальной партитуры
фильма (сунд-трека). Данное задание передаётся композитору (звукоре-
жиссёру) фильма. Допускается подготовка творческо - технического за-
дания композитору на этапе черновой сборки фильма.
| В случае использования в фильме музыки и песен, записанных ранее,
продюсеру необходимо получить разрешение на их использование у авто-
ров и исполнителей/правообладателей в письменном виде в свободной
форме или в виде лицензионного договора. Следует иметь ввиду, что от-
сутствие разрешения или лицензионного договора исключает возможность
участия готового фильма в фестивалях.
| Рекомендуется использовать музыкальные композиции и песни, со-
зданные специально для фильма или включённые в базы данных специали-
зированных библиотек.
| В случае необходимости привлечения сторонних участников студент
должен дать аргументированное обоснование данного выбора.
Во время презентации кинопроекта на кафедре режиссуры студент
перед преподавателями кафедры публично защищает свою творческую за-
|
явку и обозначает состав съемочной группы. На презентации могут при-
сутствовать студенты СПбГИКиТ, которые вправе задавать вопросы ре-
жиссеру и членам его съемочной группы, а также подавать заявки на уча-
стие в том или ином проекте.
| В случае если студент в установленные сроки не определяется с темой
ВКР и литературным сценарием, ему кафедрой выдается задание. Задание
это является общим для всех студентов, не защитивших свои творческие
идеи, и представляет собой проекты по выбору кафедры. Изменение темы
в этом случае студентом не допускается.
| Результатом этапа «Девелопмент» является написанный, согласован-
ный и утвержденный литературный сценарий неигрового фильма (сценар-
ный план) и формирование съемочной группы.
| Если к данному этапу основной состав творческой группы (продюсер,
оператор, звукорежиссер) не сформирован, то решение о формировании
его состава по результатам защиты творческой заявки принимает Совет
факультета экранных искусств по представлению кафедры режиссуры.
| . 2. Подготовительный период
| Этот этап имеет своей целью подготовку к началу съемочного периода.
На основании утвержденной концепции фильма (идеи) и синопсиса в
соответствии с графиком учебного процесса происходит формирование
темы ВКР (форма заявления на утверждение темы ВКР представлена в
Приложении 6 к настоящим методическим указаниям), составление кален-
дарного плана выполнения ВКР (Приложение 7 к настоящим методиче-
ским указаниям) и выдача кафедрой задания на выполнение ВКР (Прило-
жение 8 к настоящим методическим указаниям).
| После чего начинается работа над постановочным проектом для
представления его на Художественном совете. Защита постановочного
проекта на Художественном совете Института является для всех студен-
тов-выпускников обязательным условием допуска к выполнению и защи-
те ВКР.
| Подача документов на Художественный совет осуществляется УКВЦ.
В связи с этим студенты должны:
|
А. За два месяца до предполагаемого выхода на Художественный со-
вет в распечатанном виде в УКВЦ (ул. Бухарестская, д. 22, каб. 3209)
представить заявку на обеспечение съемок (форма заявки представлена в
Приложении 9 к настоящим методическим указаниям) и утвержденный
руководителем ВКР и заведующим кафедрой режиссуры литературный
сценарий (сценарный план).
| После регистрации заявки в УКВЦ (в соответствии с приказом ректо-
ра от 07. 12. 2016 № 1228-о «О правовых основах организации кино- и теле-
производства в СПбГИКиТ») между автором сценария фильма и Институ-
том заключается договор на передачу неисключительных прав на сценарий
фильма, а с режиссером-постановщиком – договор о передаче неисключи-
тельных прав на аудиовизуальное произведение (формы договоров и ак-
тов-передачи приведены на странице УКВЦ на официальном сайте вуза
https: //www. gukit. ru/kvs/docs).
| В последующий период времени студенты готовят постановочный
проект неигрового фильма, включающий в себя:
| сценарный план (приложение 4 к настоящим методическим указа-
| режиссерский сценарий (для постановочных сцен) (приложение 10
| к настоящим методическим указаниям);
постановочную экспликацию (с указанием ключевых объектов,
эпизодов, сцен и методов съёмки);
| список действующих лиц в кадре (героев, комментаторов, экспертов
| и т. п. ); по возможности – альбом с их фотографиями и видеозарисовками;
| список привлекаемых консультантов (по теме фильма) и экспертов;
альбом с фотографиями предполагаемых интерьеров и натурных
| разработку специальных видов съёмки (при их использовании и
| календарно-постановочный план проведения съёмок (КПП).
обоснование тех или иных постановочных (изобразительных) ре-
| шений, стоимости их реализации, а также их альтернатив;
|
генеральную смету, приближенную к условиям реального фильмо-
производства.
Постановочный проект для защиты на Художественном совете
| оформляется в виде презентации в файле Microsoft Office Power Point или
аналогичных программ.
| Структура презентации должна включать в себя разделы, представ-
ленные ниже.
| Титульный лист. На данном слайде указываются основные характе-
ристики проекта:
| название аудиовизуального произведения;
тип аудиовизуального произведения (короткометражный);
вид (неигровой);
| хронометраж (в минутах). Хронометражем является время демон-
| страции фильма, начиная от появления на экране логотипа СПбГИКиТ и
| кончая 3 секундами пребывания знака охраны авторского права на экране;
| основная целевая аудитория;
возрастные ограничения.
| Здесь же указываются ФИО (полностью) членов команды, защищаю-
щих проект, и их основные контакты (e-mail, адрес страницы в социальных
сетях, телефон с международным префиксом).
| Раздел 1. Сущностные характеристики фильма:
| какая затронута проблема (явление);
как раскрывается обозначенная проблема (явление), основная ин-
| Допускается представить несколько слайдов, которые будут способ-
ствовать раскрытию истории фильма.
| Важно использовать визуальные материалы (фото, видео, рисунки)
для построения ассоциативного ряда, соответствующего идее фильма.
Наиболее простое решение – привести референсы.
|
Раздел 2. Производственная команда
| Раздел должен включать в себя краткое портфолио авторов и основ-
ных участников творческого коллектива (кроме актеров), которых плани-
руется привлечь к реализации проекта (желательно с фотографиями).
Примерный список должен включать в себя:
| автора сценария;
режиссера;
| звукорежиссера;
режиссера мультимедиа;
продюсера;
| Здесь обязательно следует указать – является ли член съемочной
группы студентом СПбГИКиТ (курс, группа, мастер/куратор) или нет.
Раздел 3. Персонажи
| В этом разделе необходимо привести имена и фотографии лиц, участ-
вующих в съёмках (если уже таковые известны), из резюме.
Раздел 4. Стилистика проекта
| В разделе необходимо дать представление о стилистическом решении
проекта одним или несколькими способами:
| продемонстрировать трейлер (отражающий общее содержание);
привести референсы (привести примеры, можно с демонстрацией
| отрывков);
Особо следует продемонстрировать решения нестандартных/ сложных
| задач: съемки на улице, в воде, в воздухе, движущемся транспорте и пр.
Раздел 5. Календарный план
| В данном разделе необходимо привести укрупненный календарно-
постановочный план производства в разрезе производственных периодов:
подготовительном (preproduction), съемочном (production), монтажно-
тонировочном (postproduction) по датам или укрупненным временным по-
казателям (месяц). Указать планируемый срок окончания работ.
|
Раздел 6. Необходимое оборудование для:
) съемок (камеры, оптика, свет, штативы, рельсы, краны, коптеры,
спец. приспособления и пр. );
) postproduction (количество смен на монтаж, озвучивание, сведение,
| создание титров и субтитров и пр. ).
| Раздел 7. Стоимость/лимит производства
| Данный раздел должен включать в себя таблицу, содержащую свод-
ные данные по укрупненным группам затрат.
| Для того чтобы проект фильма был допущен к защите на Художе-
ственном совете, все члены творческой группы, являющиеся студентами
СПбГИКиТ, должны получить согласование своих руководителей ВКР.
Б. За две недели до выхода на Художественный совет в электронном
виде на электронную почту УКВЦ (ukvc@yandex. ru) необходимо предста-
вить следующее.
| . Календарно-постановочный план.
. Постановочную экспликацию (включающая в себя режиссерскую,
| операторскую и звукооператорскую экспликации).
| . Генеральную смету затрат/лимит затрат.
. Заключенные договоры со всеми владельцами авторских и смеж-
| ных прав на фильм, а также в случае необходимости – с юридическими и
| физическими лицами на осуществление работ и оказание услуг.
| . Согласия на съёмки от лиц (участников) появляющихся в кадре,
| разрешения в свободной форме от собственников квартир, служебных по-
мещений, руководителей предприятий, на территории которых планиру-
ются съемки, другие разрешения и согласования на съёмки.
| . Заявку на согласование от Комитета по культуре Санкт-Петербурга
| о проведении съемок на определенных «общественных» территориях
Санкт-Петербурга.
| Календарно - постановочный план (КПП) создается в разрезе объек-
тов и времени исполнения работ, исполнителей по всем этапам. Форма ка-
|
лендарно-постановочного плана приведена в Приложении 11 к настоящим
методическим указаниям.
| Студент-продюсер формирует календарно-постановочный план съем-
ки фильма. Основой для составления КПП являются:
| утвержденный сценарий (сценарный план);
согласованная постановочная экспликация;
рамочные условия.
| Календарно-постановочный план уточняется несколько раз в подгото-
вительном периоде: под даты готовности павильонных декораций, интерь-
еров или игрового реквизита и, наконец, после утверждения исполнителей
ролей, под график их занятости.
| К рамочным условиям относятся: рабочее время и время отдыха, ре-
гулируемые Трудовым кодексом Российской Федерации.
| Рамочными условиями также являются ресурсные возможности
УКВЦ, которые устанавливают ограничения на число съемочных дней, на
которые может быть предоставлено оборудование – 8 съемочных дней
(смен) для фильмов продолжительностью от 21 до 26 минут и до 7 съемоч-
ных дней (смен) для фильмов продолжительностью до 20 минут.
Постановочная экспликация (включающая в себя режиссерскую,
операторскую и звукооператорскую экспликации), предусматривающая
оптимальные творческо-постановочные решения съемок и монтажа филь-
ма, должна содержать:
| референсы визуальных и/или аудиовизуальных решений (фото- или
| характеристики видеоряда и фильма в целом;
| разработку спецсъемок (при их наличии);
звуковое решение АВП и т. д.
| Операторская экспликация – это специальная дополнительная разра-
ботка режиссерского сценария в его съемочной части. В экспликации фик-
сируется творческий замысел операторского решения будущего фильма на
экране, принятый на основе режиссерской идейно-художественной трак-
товки сценария. В экспликации записывается, какую производственно-
техническую подготовку необходимо провести операторской группе для
|
|