.4.Монтажно-тонировочный период (postproduction) 1 страница
Министерство культуры Российской Федерации
Федеральное государственное
| бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения»
| МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ПОДГОТОВКЕ
| ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ
| Специальность 55. 05. 01 – Режиссура кино и телевидения
| (специализация «Режиссер неигрового кино- и телефильма, педагог»)
|
Рекомендовано к изданию Методическим советом СПбГИКиТ в качестве
| методических указаний по подготовке выпускных квалификационных
работ по спец. 55. 05. 01
| кандидат искусствоведения, доцент А. А. Екатерининская;
кандидат экономических наук, доцент Т. В. Ртищева;
доцент В. Е. Васильев;
| директор учебного киновидеоцентра Н. Г. Карбула
| кандидат экономических наук, доцент П. А. Алексеева (Санкт-Петербургский
государственный институт кино и телевидения)
| Методические указания по подготовке выпускных квалификаци-
онных работ / [сост.: А. А. Екатерининская и др. ]. – СПб.:
СПбГИКиТ, 2019. – 91 с.
| Методические указания разработаны для студентов факультета экранных
искусств с целью соблюдения единых требований к выполнению, подготовке к
защите и к процедуре защиты выпускной квалификационной работы. Они содер-
жат единые для всех студентов рекомендации к составу содержательной части,
оформлению приложений, а также к сопроводительным документам на выпуск-
ную квалификационную работу.
| Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по ос-
новной профессиональной образовательной программе высшего образования
| 5. 05. 01 – Режиссура кино и телевидения (специализация «Режиссер неигрового
| кино- и телефильма, педагог»).
| Екатерининская А. А., Ртищева Т. В., Васильев В. Е.,
Карбула Н. Г., составление, 2019
СПбГИКиТ, 2019
|
Введение............................................................................................................................... 5
| 1. Цели и задачи выполнения выпускной квалификационной работы.................... 5
2. Руководство выполнением выпускной квалификационной работы...................... 7
3. Организация и этапы выполнения выпускной квалификационной работы......... 8
| 3. 1. Девелопмент (предподготовка) проекта............................................................... 9
3. 2. Подготовительный период................................................................................... 15
3. 3. Съемочный период................................................................................................ 25
3. 4. Монтажно-тонировочный период (postproduction)............................................ 27
3. 5. Предварительная защита ВКР.............................................................................. 29
| . Требования к содержанию и оформлению ВКР................................................... 29
. Входной контроль качества медиаконтента............................................................ 37
. Защита ВКР................................................................................................................... 41
| ПРИЛОЖЕНИЯ................................................................................................................ 46
Приложение 1. Перечень этапов выполнения ВКР....................................................... 46
Приложение 2. Карта реализации проекта..................................................................... 48
| Приложение 3. Творческо-техническое задание драматургу на написание
сценария................................................................................................................................ 50
| Приложение 4. Сценарный план...................................................................................... 52
| Приложение 5. Творческо-техническое задание композитору (звукорежиссеру)
на написание (подбор) музыки (звукового оформления) фильма.............................. 53
| Приложение 6. Образец заявления на утверждение темы ВКР.................................. 54
Приложение 7. Образец календарного плана выполнения ВКР................................. 55
Приложение 8. Образец задания на выполнение ВКР.................................................. 56
Приложение 9. Образец заявки на обеспечение съемок.............................................. 57
Приложение 10. Режиссерский сценарий (шаблон)...................................................... 59
Приложение 11. Образец календарно-постановочного плана.................................... 60
Приложение 12. Лимит затрат на выпускную квалификационную работу.............. 61
Приложение 13. Образец заявки на предоставление транспорта............................... 63
Приложение 14. Акт об окончании подготовительного периода............................... 64
Приложение 15. Образец вызывного листа для производства АВП.......................... 65
|
Приложение 16. Образец заявки на монтажно-тонировочные работы и звуковое
оформление.......................................................................................................................... 67
| Приложение 17. Музыкальная справка на фильм......................................................... 68
Приложение 18. Акт об окончании производства короткометражного фильма.... 69
| Приложение 19. Форма заявления об использовании отснятого материала
исключительно в учебных целях, не для публичного показа...................................... 70
| Приложение 20. Образец титульного листа ВКР.......................................................... 71
Приложение 21. Образец титульного листа к литературному сценарию ВКР........ 72
Приложение 22. Образец титульного листа к режиссерскому сценарию ВКР........ 73
Приложение 23. Образец оформления монтажных листов......................................... 74
Приложение 24. Образец информационного паспорта фильма.................................. 75
Приложение 25. Оформление DVD................................................................................. 76
| Приложение 26. Паспорт технических характеристик цифрового мастера фильма
на носителе формата.......................................................................................................... 77
| Приложение 27. Справка о продолжительности фильма на цифровом носителе.. 78
Приложение 28. Монтажные листы................................................................................. 79
| Приложение 29. Отзыв руководителя ВКР о работе обучающегося в период
подготовки выпускной квалификационной работы..................................................... 80
| Приложение 30. Образец оформления рецензии на выпускную квалифика-
ционную работу................................................................................................................... 82
| Приложение 31. Анкета для осуществления фестивальной рассылки...................... 84
|
Методические указания разработаны для студентов очной формы
обучения факультета экранных искусств Санкт-Петербургского государ-
ственного института кино и телевидения, обучающихся по основной про-
фессиональной образовательной программе высшего образования
| 5. 05. 01 – Режиссура кино и телевидения (специализация «Режиссер неиг-
| рового кино- и телефильма, педагог»), с целью соблюдения единых требо-
ваний к выполнению, подготовке к защите и к процедуре защиты выпуск-
ной квалификационной работы.
| Они содержат единые для всех студентов рекомендации к составу со-
держательной части, оформлению приложений, а также к сопроводитель-
ным документам на выпускную квалификационную работу.
| . ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ВЫПОЛНЕНИЯ
| ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ
| Защита выпускной квалификационной работы (далее – ВКР) является
одной из форм государственной итоговой аттестации выпускников, завер-
шающих обучение по основной профессиональной образовательной про-
грамме высшего образования (далее – ОПОП ВО) 55. 05. 01 – Режиссура
кино и телевидения (специализация «Режиссер неигрового кино- и теле-
фильма, педагог»).
| творческий продукт в виде законченной разработки аудиовизуаль-
| ного произведения (далее – АВП) – короткометражного неигрового филь-
ма хронометражом от 13 до 26 минут;
| документальную часть с обоснованием художественно-творческой
целесообразности создания АВП;
приложения.
| Аудиовизуальным произведением, согласно Гражданскому кодексу
РФ от 18. 12. 2006 № 230-ФЗ (часть 4, ст. 1263, п. 1), является произведение,
состоящее из зафиксированной серии связанных между собой изображе-
|
ний (с сопровождением или без сопровождения звуком) и предназначенное
для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия
с помощью соответствующих технических устройств. Аудиовизуальные
произведения включают кинематографические произведения, а также все
произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографиче-
ским (теле- и видеофильмы и другие подобные произведения), независимо
от способа их первоначальной или последующей фиксации.
| Авторская разработка аудиовизуального произведения должна обла-
дать актуальностью, содержать элементы новизны и быть приближена к
реальным условиям фильмопроизводства и проката.
| Цель выполнения и последующей защиты ВКР – выявить соответ-
ствие уровня подготовки и качество образования выпускника, который го-
тов решать профессиональные задачи:
| в художественно-творческой деятельности:
| разработка по собственному замыслу на основе сценария (оригиналь-
ного или написанного с использованием другого литературного произве-
дения) концепции и проекта аудиовизуального произведения;
в творческо-производственной деятельности:
| осуществление в соответствии с концепцией и на основе проекта
аудиовизуального произведения, создание аудиовизуальных произведений
различных жанров с использованием технических и технологических
средств современного аудиовизуального производства;
| в организационно-управленческой деятельности:
| объединение и направление усилий членов творческой группы в про-
цессе подготовки проекта и создания аудиовизуального произведения,
формирование и утверждение состава творческой (съемочной) группы.
Выполнение ВКР способствует углублению теоретических знаний и
закреплению умений, полученных в период освоения ОПОП ВО, приобре-
тению навыков практической деятельности, окончательному формирова-
нию общекультурных, общепрофессиональных, профессиональных и про-
фессионально-специализированных компетенций.
| Создание аудиовизуального произведения является результатом кол-
лективной работы студентов СПбГИКиТ под руководством преподавате-
|
лей – руководителей ВКР. Базой для создания АВП, как правило, является
Учебный киновидеоцентр факультета экранных искусств (далее – УКВЦ),
а в случае участия в профессиональных проектах – предприятия (органи-
зации) кино- и телеиндустрии.
| Выполнение и защита ВКР служит основанием для присвоения сту-
денту Государственной экзаменационной комиссией (ГЭК) квалификации:
режиссер неигрового кино- и телефильма, педагог.
| . РУКОВОДСТВО ВЫПОЛНЕНИЕМ
| ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ
| Для художественного, творческого, научного руководства процессом
выполнения ВКР каждому студенту заведующим кафедрой назначается
руководитель из профессорско-преподавательского состава кафедры на
весь период выполнения ВКР. Как правило, руководителем назначается
мастер курса.
| сформулировать задание на выполнение ВКР;
| разработать календарный план подготовки и выполнения ВКР;
оказывать помощь студентам в ходе выполнения ВКР;
осуществлять консультирование студентов по структуре и содер-
| контролировать выполнение плана подготовки и выполнения ВКР;
подготовить письменный отзыв на ВКР.
| В период создания аудиовизуального произведения в обязанности ру-
| отсмотр и утверждение чернового монтажа отснятых сцен;
| контроль postproduction (чистовой монтаж, звуковое и музыкаль-
| ное оформление, титры и компьютерная графика, цветокоррекция) и т. д.
Смена руководителя ВКР допускается в исключительных случаях по
решению кафедры.
| При необходимости для подготовки ВКР за студентом закрепляется
консультант по тематике ВКР из числа работников Института или пред-
|
ставителей работодателей (профессиональных экспертов по тематике
фильма). Консультант выполняет следующие функции:
| по согласованию с руководителем ВКР формулирует задание на
| оказывает методическую помощь студенту посредством консульта-
| ций, оценивает художественную ценность выполняемых работ;
| проверяет соответствие объема и содержания ВКР требованиям,
изложенным в нормативных документах Института;
делает вывод о готовности ВКР к защите, что подтверждает подпи-
| В случае если студент безосновательно меняет тему ВКР, героев, со-
бытия, срывает сроки выполнения ВКР, руководитель в письменном виде в
произвольной форме предупреждает его об ответственности за срыв сро-
ков и подает на имя заведующего кафедрой режиссуры соответствующую
докладную записку. Кафедра рассматривает докладную записку и сов-
местно с деканатом факультета экранных искусств принимает решение по
данному вопросу.
| . ОРГАНИЗАЦИЯ И ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ
| ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ
| ВКР выполняется студентами в сроки, предусмотренные графиком
учебного процесса. Перечень этапов выполнения ВКР приведен в При-
ложении 1.
| В ходе выполнения ВКР важным является разумное сочетание степе-
ни самостоятельности выполнения ВКР студентом и консультаций с руко-
водителем (мастером). Студенту следует помнить, что на консультации
необходимо прибывать подготовленным, то есть представить руководите-
лю уже сформулированные проблемные вопросы для их совместного рас-
смотрения, а также предложить свои варианты их решения. При этом
необходимо помнить, что руководитель ВКР координирует работу студен-
та, оказывает помощь в решении наиболее сложных вопросов, контроли-
рует выполнение календарного графика.
|
За соблюдение установленных сроков выполнения ВКР, качество ее
содержания, оформления и полученные результаты несет ответственность
студент – автор работы. Руководитель ВКР отвечает за концептуальную
направленность работы и рекомендации по выбору общих художествен-
ных и организационных решений.
| Работа студента с мастером курса – будущим руководителем ВКР –
начинается в 7-м семестре и продолжается вплоть до защиты ВКР.
Работа над ВКР предполагает совместную работу студентов различ-
ных специальностей и направлений подготовки, обучающихся в Институ-
те, под контролем мастеров соответствующих курсов, УКВЦ и деканата
факультета экранных искусств. В этом случае возможна защита одного
аудиовизуального произведения несколькими студентами СПбГИКиТ раз-
ных специальностей и направлений подготовки, являвшимися членами
съемочной группы (режиссёр, продюсер, оператор, звукорежиссёр, режис-
сёр мультимедиа, драматург, актёр (для документально-постановочных
проектов)).
| Подготовка и выполнение ВКР (создание аудиовизуального произве-
дения) включают представленные ниже этапы.
| . 1. Девелопмент (предподготовка) проекта
| Целью этого этапа является разработка идеи, предварительного ис-
следования темы, составление синопсиса фильма и их утверждение для
дальнейшего создания АВП.
| Идея фильма может быть оригинальной или основанной на уже суще-
ствующей книге (мемуарах, биографических материалах, исторических
документах, научных трудах и т. п. ), а также публикациях СМИ и других
информационных материалах. Тема и форма подачи (наратив) фильма
должны быть интересны зрителю.
| Все студенты, участвующие в создании ВКР, обязаны выйти на фа-
культетский питчинг проектов для публичного представления идеи своей
ВКР.
| На питчинги студенты могут выйти в течение 8-го семестра обучения,
но не позднее начала ноября 9-го семестра обучения. Участие в факультет-
|
ских питчингах для всех студентов-выпускников является обязательным.
Презентация идеи фильма на питчинге должна содержать следую-
щую информацию:
| краткий синопсис или краткое описание предлагаемого проекта;
художественное решение фильма;
описание целевой аудитории;
| предполагаемый хронометраж фильма.
| Презентация должна описывать идею, жанр, тему, иногда даже атмо-
сферу фильма. Презентация идеи фильма должна давать ответы на следу-
ющие вопросы.
| . В чём главная идея фильма и какие задачи он (фильм) решает (ка-
| кие проблемы поднимает), в чем важность (интересность, актуальность
и т. п. ) заявленной идеи, в чём оригинальность АВП, то есть чем он отли-
чается от других подобных, и есть ли они?
| . На чем строится драматургия фильма или какой конфликт лежит в
| . Кто является целевой аудиторией?
| . В каком стиле будет выполнен фильм?
| . Чем фильм будет удерживать внимание зрителей, и почему он
| Главная задача презентации идеи – заинтриговать участников пит-
чинга, стимулировать их интерес к проекту. Изложенная коротко и по су-
ществу занимательная идея должна вызывать интерес слушателей. Важ-
ным также является мотивация автора идеи проекта – объяснение, почему
идея нравится автору и почему она должна понравиться другим участникам.
Логлайн (неигрового фильма) – краткая аннотация к фильму, пере-
дающая суть идеи (истории, события, факта жизни, научного открытия,
социальной проблемы и т. п. ), её основную драматическую коллизию. Это
описание главной мысли фильма без лишних подробностей. Длительность
логлайна, как правило, – 1–2 предложения.
|
|