Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





СТАДИЯ ЗАВЕРШЕНИЯ 11 страница



Без воззрения и объекта воззрения, но не впадая в безразличие безначальной шуньи, сиюминутное осознание ясно. Таково воззрение Великого Совершенства.

Думать или не думать — какая разница.

* * *

Много есть созерцаний, не согласных друг с другом. Но твое естественное осознание безыскусно и непосредственно. Созерцание и созерцающий недвойственны. Ищи того, кто созерцает или не созерцает — вот искал его и не нашел. В этот момент достиг прекращения созерцания. Нет больше созерцания — обрел себя.

Без созерцания и объекта созерцания, но не впадая в помрачение, сонливость или возбуждение, ничего не улучшающее сиюминутное осознание ясно. Эта равностность без улучшения и есть дхьяыа.

Установка или неустановка ума — какая разница.

* *

Много есть практик, не согласных друг с другом. Но Мудрость твоего Ригпа — это Уникальное Тигле. Исполнение практики и практикующий — недвойственны. Ищи того, кто практикует или не практикует — вот искал его и не нашел. В этот момент достиг прекращения практики. Нет больше практики — обрел себя.

Искони нет никакой практики, которую надо исполнять. Не попадая под власть кармических следов и ошибок, ничего не улучшающее сиюминутное осознание естественно ясно. Не исправляя, не портя, не принимая, не отвергая — таково исполнение практики совершенной чистоты.

Чистое или нечистое — какая разница.

I

*

Много есть плодов, не согласных друг с другом. Твое Ригпа, природа ума — спонтанное совершенство Трех Тел. Реализация плода и тот, кто реализует, недвойственны. Ищи того, кто реализует плод, — вот искал его и не нашел. В этот момент достиг избавления от плода. Нет плода — обрел себя.

Каков бы ни был плод, нет нужды добиваться его. Не подвластное культивации (хорошего) и избавлению (от плохого), надежде (на нирвану) и страху (санса- ры), сиюминутное осознание естественно ясно и са- мосовершенно. Три Тела совершенны в тебе самом — пойми!

Изначальный Будда — а разве есть иной плод.

* * *

Ригпа свободно от восьми крайностей: вечности, пре- сечения и т. д. Поскольку не склоняется ни к одной из них, то зовется мадхьяма — Срединный Путь.

Поскольку поток сознания непрерывен, то зовется Ригпа.

Поскольку шунья содержит зародыш Риша, то говорят о сугатагарбхе.

Поскольку Ригпа знает (истинную) сущность и это превосходит все остальное, то говорят о праджня- парамите.

Поскольку не постижимо рассудочным путем и изначально свободно от всех ограничений, то зовется махамудра.

Поскольку в соответствии с пониманием и непониманием возникают сансара и нирвана, и все страдание и блаженство, то говорят алая.

Поскольку это отчетливо ясное осознание совершенно обычно и не исключительно, то зовется обычным осознанием*

* *

Хотя ему и дают много имен, тщательно продуманных и благозвучных, но по сути — это твое сиюминутное осознание. И если кто-то хочет найти что-то иное, это как если бы дома у него был слон, а он бродил бы всюду в поисках его следов.

Как нельзя аршином измерить вселенную, так нельзя достичь буддства, не поняв, (что все происходит) из ума. Если, не зная своего лица, будешь искать (свой) ум где-то вовне, ища что-то другое, как найдешь себя?!

Так, дурак, сбитый с толку спектаклем, потеряв себя в ярмарочной толпе, бродит, ищет себя, позабыв свое лицо, и ошибочно принимает других за себя самого.

Когда не видишь истинную сущность вещей и не понимаешь, что все явления происходят из ума, то продолжаешь скитаться в сансаре.

Когда не видишь, что твой ум и есть Будда, оскверняешь нирвану.

Когда понял, что сансара и нирвана — это всего лишь веденье и неведенье, в этот самый миг меж ними не станет различий.

Ошибочно искать (сансару и нирвану) где-либо еще, кроме своего собственного ума, но и ошибка, и безошибочность имеют одну природу.

Поток сознания живых существ не разделен на (сансару и нирвану). Поэтому оставь природу ума, как она есть, не пытаясь ее улучшать, и достигнешь г освобождения. Если не обнаружишь (корень) этой ( ошибки (деления на сансару и нирвану) в своем же уме, никогда не поймешь Дхармату.

Поэтому смотри на эти проявления, что возникают сами собой. Откуда пришли они? Где пребывают? Куда уходят?

Так птица — вспорхнет с пруда

и ни следа не останется на водной глади.

Так и эти проявления

естественно возникают из ума и освобождаются в уме же.

Природу ума, всеведущую, всезнающую, пустую и ясную, можно сравнить с небом, где ясность и пустота нераздельны. Дхармата же есть претворение Саморожденной Мудрости в очевидную ясность. Однако (эта ясность), данная нам, как все явленное бытие, осознается лишь в нашем же уме. Это осознание (ясности) и есть природа ума. Как раз в силу ясности мы и уподобляем дхармату небу. Но уподобление дхарматы небу — это весьма однобокое сравнение. В природе ума всякая ясность со- провождается осознанием. Небо же есть лишь мертвая пустота без осознания. Таким образом, пример с небом не раскрывает природу ума.

Неколебимо пребывай в таком состоянии.

ч

* *

Все это разнообразие явленного есть лишь относительная истина. Ни единого (из этих явлений) на самом деле не существует, (они мгновенно) исчезают. Все явленное бытие — и сансара, и нирвана — есть единственно лишь природа ума, явленная себе же и зрящая себя же. Когда поток сознания изменяется в своем движении, то соответственно этим изменениям пред умом предстают явления, воспринимаемые как внешние. Таким образом, все есть не что иное, как ум, зрящий собственное явление.

Каждый из шести классов живых существ видит эти явления по-своему.

* * *

Тиртики рассматривают с точек зрения вечности и пресечения. Девять колесниц рассматривают сообразно своим воззрениям. Все по-разному видят и по-разному объясняют и, цепляясь за различия, впадают в привязанность и ошибки.

Когда все явления, осознаваемые умом, возникают, но ты не цепляешься за эти зримые явления, ты — Будда. Явление само по себе еще не ошибка, цепляться за него — вот в чем ошибка. Когда распознал в своем уме эти овеществляющие мысли, это и есть самоосвобождение.

Что бы ни являлось — это лишь проявления ума. Является неодушевленный мир-сосуд — это ум. Является сок шести классов живых существ — это ум. Является рай и блаженство богов и людей — это ум. Являются страдания трех дурных участей — это ум. Являются неведение и яд пяти клеш — это ум. Является Ригпа Саморожденной Мудрости — это ум. Являются благие мысли и нирвана — это ум. Являются препятствия, чинимые Марой и духами, — это ум. Является Идам и обретаются сиддхи и другие блага — это ум. Пребываешь в однонаправленной концентрации без мыслей — это ум. Являются различные характеристики вещей — это ум. Является безатрибутная немножественность — это ум. Является недвойственность одного и многого— это ум. Является «есть», «нет», «нереальное» — это ум.

Нет явлений, кроме как возникающих из ума. Нет явлений, которым природа ума воспрепятствовала бы возникнуть. Как вода в океане собирается в волны, так и эти явления возникают из ума и, недвойственные уму, освобождаются в уме же.

Какие имена ни давай, какие ярлыки ни цепляй, не существует ничего, единственно кроме ума. Но это единство не имеет ни основы, ни корня.

На него не может быть одностороннего воззрения.

Его нельзя рассматривать как сущее, ибо оно нигде не осуществляется.

Его нельзя рассматривать как пустое, ибо оно осознается и сверкает ясностью.

Его нельзя рассматривать как и то, и другое, ибо ясность и пустота нераздельны.

Сиюминутное самоосознание отчетливо ясно.

События происходят, но нет осознания действующего лица (совершающего их). Хотя и нет у вещей само- бытия, но они действительно воспринимаются в опыте. Если так практиковать — достигнешь освобождения.

Познание происходит с непосредственной опорой на органы чувств без вмешательства интеллекта.

* * *

Кунжут и молоко — оба являются причиной масла, но без выдавливания кунжута или пахтания молока масло не получишь. Так и все живые существа, хотя все поистине обладают потенциалом буддст- ва, но если не будут практиковать, то буддства не достигнут.

Если будет практиковать, то даже пастух-кочевник достигнет освобождения. Хоть и не слыхал наставлений, но чувствует себя как дома в этом очевидном состоянии. Когда сам отведаешь сахару, нет нужды, чтоб кто-то описывал тебе его вкус.

Даже пандита может ошибаться, если у него нет этого прямого опыта. Хоть и поднаторел в толковании девяти колесниц, но это как распускать слухи о далеких местах, где никогда не был. Состояния будды даже на миг не коснется.

Когда понимаешь это, то и благо, и грехи освобождаются в естественное состояние. Когда не понимаешь этого, то хоть благо творишь, хоть грешишь — лишь копишь карму, скитаясь меж раем и адом. Но как только понял, что твой ум — это пустота и мудрость, не созреет больше ни хорошего, ни дурного. Как в небе не может забить родник, так в шунье не может реализоваться ни хорошее, ни дурное.

Таким образом, естественное осознание видит очевидное в его неприкрытости. Это самоосвобождение через обнажающее внимание весьма глубоко, потому освойтесь с этим естественным состоянием.

ЗАБ ДЖА!

* * *

ЭМ А!

Закончен текст «Самоосвобождение через обнажающее внимание — Прямое Введение в Ригпа».

На пользу живых существ грядущих поколений, коим выпадет жить в нечистую эпоху кали-юги, я составил все эти тантры, агамы и упадеши, по необходимости, в краткой форме. Хотя я и составил их сейчас, но укрыл в тайных кладах, как драгоценные сокровища — терма. Пусть будут найдены, когда приспеет их время.

Самая ДЖА! ДЖА! ДЖА!

* * *

Шастра о Прямом Введении в очевидность Ригпа, именуемая «Самоосвобождение через обнажающее внимание — Прямое Введение в Ригпасоставлена Падмасамбхавой, Учителем из Уддияны.

Пусть не кончится, пока сансара не опустеет.

 

СЛОВАРЬ

А — мантра, мантрический семенной слог, символизирующий речь всех будд. Ассоциируется с Телом Блаженства, рубиновым цветом и горловым центром тантриста.

Авалокитешвара — «Владыка, внимающий мольбам страдающих существ» — в махаяне небесный бодхисаттва, просветленное существо, которое дало обет, достигнув просветления, не уходить в нирвану и не становится буддой, чтобы здесь, в сансаре из сострадания к живущим оказывать помощь на пути освобождения от страданий, архетип универсального сострадания. Ассоциируется с буддой Амитабхой как член лотосного семейства. В Центральной Азии особенно важны его живые воплощения, например, Его Святейшество Далай-лама. В гневной форме, такой как Хаягрива, с головой лошади на макушке, защищает от зла. (Падмасамбхава сам считался грозным проявлением А. ) В женских обликах, таких как Белая Тара и Гуань-инь, а также Зеленая Тара, Шри Деви, почитается как богиня милосердия. В «Книге Естественного освобождения о (далее в словаре просто «Книга») А. часто называется Владыкой Сострадания.

Акшобхья — один из пяти архетипических мирных будд, глава ваджрного семейства, связан с восточным направлением и небесной страной Абхирати. В «Книге» представляет зеркальную мудрость, преображение яда невежества, синий цвет и скандху форм. Супруга А. — Буддхало- чана, бодхисаттвы-спутники Кшитигарбха и Майтрея,

женские Бодхисаттвы (пуджа-деви) Ласья и Пушпа. В «Книге» иногда именуется Ваджрасаттвой как Владыка ваджрной семьи.

Амитабха — один из пяти архетипических мирных будд, глава лотосного семейства, связан с западным направлением и небесной страной Сукхавати. В «Книге» представляет мудрость различения, преображение яда страстей, красный цвет и скандху представлений. Супруга А. — Пандаравасини. В Азии особенно популярна «Сутра Чистой Земли», где простого человека учат полагаться на сострадание А. для достижения перерождения в его раю. Школа «Чистой земли» привлекает многих верующих в странах распространения махаяны.

Амогхасиддхи — один из пяти архетипических мирных будд, глава семейства кармы, связан с северным направлением и небесной страной Пракута, называющейся также Кармасампат. В «Книге» А. представляет всеиспол- няющую мудрость, преображение яда зависти, зеленый цвет, скандху сил и влияний. Его супруга Тара, иногда ее называют Самаятара.

Архетипическое божество или будда (санскр. иштадева- та, тиб. идам) — просветленное существо, избираемое тантристом моделью своей идеальной цели воплощенного просветления. К А. б. можно приблизиться в ходе ритуала, созерцания, но его можно принять созерцательной ролевой моделью в тех практиках, где йог отождествляется с божеством, становится им самим. А. б. превращается в идеал или архетипическую структуру просветления для практикующего.

Бодхисаттва — «существо, стремящееся к просветлению» — в махаяне, во-первых, класс небесных существ, достигших просветления, но продолжающих рождаться в сансаре, помогая другим освобождаться, во-вторых, особый класс монахов (и -даже мирян), давших обет достигнуть просветления из сострадания к другим существам, а не для себя. Б. махаяны проходит последовательно 10 стадий духовного роста, на которых обретает 10 видов власти (над собственной жизнью, умом, поведением, осознанным будущим рождением, наклонностями, деяниями, овладевает учением, сверхъестественными способностями, медитацией, знанием) и 10 видов силы — терпимость, интуицию, отречение, сосредоточение, добродетель, практику, а также врожденную, аналитическую, созерцательную и умственную силу. Иногда идеал Б. даже затмевал идеалы нирваны и состояния будды, поскольку именно Б. считались «делателями будд», остающимися в стороне от конечного освобождения.

Божество (санскр. девата) — буддологи XIX в. ошибочно считали буддизм «атеистической» религией, проецируя на него современный им секуляристский натурализм. На самом деле, не принимая идеи всемогущего Творца, буддисты верят в многочисленных Б., обитающих на 27 небесных слоях в царствах желаний, чистых форм и бесформенного. Там пребывают миллионы Б. самых разных рангов: от тех, кого можно сравнить с ангелами, серафимами и херувимами, до тончайших, виртуальных Б. царства бесформенного. Б махаяне и тантризме будд и бод- хисаттв рассматривают как таких Б. В подобном контексте в данной «Книге» будд называют Б. и наоборот.

Будда — букв, «проснувшийся, прозревший, просветленный, познавший запредельный свет»: 1) в буддизме высшее состояние духовного совершенствования; 2) титул древнеиндийского мудреца Шакьямуни после обретения им особого духовного опыта. Б. жил около 2500 лет назад. В текстах махаяны доктрина Б. получила значительное развитие. Здесь Б. — высший принцип единства всего сущего, он везде, всегда и во всем, в том числе в каждом из бесчисленных существ, которые в результате обретения Дхармы и духовного совершенствования во многих рождениях в конце концов станут буддами. В то же время Б. — это и есть все мироздание, которое рассматривается как Тело Истины (дхармакая). Любого рода множественность является лишь иллюзией единого сущего. Позже вырабатывается учение о небесных странах пяти будд, куда можно попасть во время высшей медитации. Все это изменило и расширило мифологию Б., тем не менее ранние предания о Шакьямуни сохранились и в этих ритуально-созерцательных комплексах в качестве подраздела земной истории Тела Эманации (нирманакая) Б., в котором он иллюзорно нисходит в нижние царства вселенной. Тексты Тантры дополнили эти доктрины идеей об Изначальном Будде (Ади-Буд- де) — мифологическом образе единства сущего, а также идеей мгновенного, как удар молнии (ваджра), просветления, после которого адепт становится буддой и которое возможно достичь уже в этой жизни с помощью определенных практик и средств. Б. — совершенно просветленное, всеведущее существо, достигшее духовных вершин естественным образом через развитие ума и сердца в длинной последовательности рождений.

Ваджра — «молния, громовник, оружие бога Индры, алмаз» — в буддизме символ мгновенного, как вспышка молнии, просветления, чисто световой, светлой и благодатной природы этого озарения ума. Термин также передает значение нерушимости буддийской Дхармы, прочной, как алмаз. Особое развитие эта символика получила в мифологии и ритуалах ваджраяны, многие персонажи которой — «носители или держатели* В. В мире различий В. обозначает мужскую духовность, состоящую в действенном сострадании, мастерском применении искусных средств, а также в умении оказать духовную помощь другим существам. В Тантре В. — это символ неразрушимости, чистоты и превосходства тантрического учения. В. является атрибутом различных божеств ман- дал четырех классов тантр, а также ритуальным предметом, используемым в тантрийской практике.

Ваджрасаттва — одно из архетипических мирных буддийских божеств, иногда считается владыкой шестого семейства будд, а порой ассоциируется с Акшобхьей. В Тантре рассматривается как архетипическая мужская форма, принятая Буддой, когда он давал эзотерические тантрий- ские учения. Поэтому В. можно называть любого будду Тантры.

Вайрочана — один из пяти архетипических мирных будд, глава семейства Будды, ассоциируется с центром, небесной страной Гханавьюха. В «Книге& В. представляет мудрость высшей реальности, преображение яда ненависти, белый цвет и скандху познания. Его супруга — Ваджра Дхатвишвари.

Великая печать (санскр. махамудра) — синоним полного просветления и достижения главной цели в практике высшей йоги.

Великое совершенство (тиб. дзогчен) — учение и практика высшего, девятого Пути в тибетской школе ньингмапа, как продолжение традиций тантрийской системы Ати- йоги в Ваджраяне. Истоки школы В. с. в Тибете восходят к миссионерской деятельности индийского мистика Тантры и автора данной «Книги» Падмасамбхавы, который, в свою очередь, считал родоначальником школы йога Гараб Дордже из страны Удияна. Учение основывается на идее единства преходящего и непреходящего миров, сансары и нирваны, кои суть природа Изначальной мудрости, иллюзорно порождаемой Телом Истины состояния Будды. Подлинный вид этой мудрости — пустотность. Излучение ею чистого света есть явление практикующим йогам второго Тела Будды — Тела Блаженства (самбхогакая), безграничное сострадание которого реализуется третьим Телом — Телом Эманации (нирмана- кая). Практика дзогчена предполагает принятие любой вещи безоценочно, вне двойственности рассудка, который либо одобряет, либо отрицает. Осуществляя дзогчен, мастера тантры намереваются достичь просветления уже в этой жизни. Считается, что высшие йоги после смерти способны обрести Радужное Тело — так они называют дематериализацию, выражающуюся в исчезновении тела. В Тибете В. с. оставалось фактически эзотерическим учением, в тайны которого посвящали немногих, даже из монахов ньингмы. Оно было мало известно и среди других последователей ваджраяны.

Внутреннее знание (санскр. адхъятмавидъя) — традиция, сложившаяся в буддизме за последнее тысячелетие и основанная на представлении, что самым мощным, тонким, но управляемым аспектом природы является ум, доступный изнутри живого существа, а не через грубые материальные энергии. Например, с этой точки зрения ключевым моментом в ядерной бомбе является человеческая ненависть, поэтому ее следует исследовать, понять и технологически контролировать, если мир хочет спастись от ядерной катастрофы.

Всеобщее благо — в «Книге» и вообще в учении школы ньингма будда Самантабхадра, изначальный Будда, близкий к абсолютной реальности вселенной. Имя указывает, что глубочайшая реальность всего — это свобода, являющаяся счастьем живых существ, а следовательно, тем, что они считают высшим благом. В махаяне Самантабхадра — это известный бодхисаттва, проявляющий себя одновременно во всех субатомных частицах всех вселенных, но пребывающий и в своем измерении.

Гелукпа — школа тибетского буддизма (монашеский орден), основанная Ламой Цзонхавой (1357-1419) в 1400 г. на основе школы кадампа, созданной Атишей (982- 1054). Известна широким распространением монашества в Тибете, ученостью и многими великими перерожденцами. К ней принадлежат Далай-ламы. Создала теократическое правление в Тибете.

Герой (Хранитель Знания) (санскр. вира) — существо, достигшее совершенного состояния будды на пути высшей йоги (Ануттара-йога-тантры) и проявляющее себя как божество, чтобы помогать практикующим.

Гневные божества — в буддизме имеется несколько видов:

1) гневные будды, проявляющие мудрость и сострадание тем способом, что необходим для преодоления привычного страха у эгоистически направленных существ;

2) гневные бодхисаттвы — защитники духовных адептов; 3) ужасные, -кровожадные божества и духи, сами одолевшие гнев и ненависть, но оставшиеся демоническими. В «Книге» — это, главным образом, первый вид, хотя упоминается несколько бодхисаттв-защитников, таких как Махакала.

Гуру — букв, «тяжелый» — Учитель, духовный наставник. Тиб. Лама, букв, «непревзойденный», что указывает на огромный авторитет, но не в смысле иерархического превосходства.

Гухьясамаджа — тантрийская традиция, где особенно хорошо объяснены тонкости высшей йоги (Ануттара-йога- тантры), систематически изложены и организованы для изучения и практики.

Дакини — класс демонических женских божеств. В буддизме ваджраяны они хранят и передают знания о тантрий- ских практиках, входят в тантрийскую общину, а также покровительствуют йогам. Ваджрадакини, «Алмазная дакини», — женская форма состояния будды, женский эквивалент Херуки.

Душа — глубочайшая сущность живого существа, принимающая перерождения и в результате освобождающаяся. Буддийское учение об отсутствии индивидуального «я* часто считают подтверждением нигилистического и атеистического характера буддизма. Будда отрицал любую абсолютную, неизменную, субстанциональную душу, самость или эго, но относительная, меняющаяся, условная сущность или Д. всегда наличествовала в буддийской психологии. В данной «Книге» сверхтонкие тело—ум можно квалифицировать как Д. существа, проходящего через смерть, Промежуток и перерождение или достигающего освобождения.

Дхарма — Учение, Закон, Абсолют, истинная реальность, мельчайшая частица потока сознания, качество, объект познания и т. д. Многозначность слова неслучайна, это не только краеугольное понятие буддизма, но и главное: Будда есть благодаря Д., а вот сказать обратное неверно. При правильном постижении все в этом и любом другом мире оказывается Д. Термин происходит от санскритского корня «дхар» (держать, нести, утверждать) и буквально означает «опора для чего бы то ни было». Слово «дхарма» приобрело смысл «религиозный закон общества» еще в добуддийские времена. Д. — Закон, открытый Просветленным. Этот Закон является смысловым ядром вселенной, в соответствии с ним происходят все процессы вне и внутри человеческих судеб.

Жизнь (тиб. цзе) — «продолжительность жизни» или «время жизни», тиб. же-ба букв, значит «рождение», а хор- ба — сансара или «бесконечный цикл страдания». Выражением «жизнь Промежутка» переведено второе из этих слов, а «жизненный цикл» — третье.

Интеграция (санскр. юганаддха) — в Высшей йога-тантре так именуется состояние Будды, пятая и высочайшая ступень стадии завершения, указывающая, что относительное и безусловное, индивидуальное и всеобщее, тело и ум, блаженство и свобода, мужское и женское — все качества интегрированы в этом переживании полноты и завершенности.

Ишвари — букв, «богиня» — могущественное, сверхчеловеческое существо (божество), в облике которого просветленные являются на благо испытывающих страдание, особенно тех, кто находится в тонких царствах Промежутка.

Йог (санскр. махасиддха) — «великий совершенный провидец» — в Ваджраяне М. — это выдающийся мастер искусных средств духовного освобождения, обладатель сверхъестественных сил и способностей, зачинатель новых тантрических ответвлений, совершенный йог. Считается, что М. достиг состояния недвойственности «Блаженства» и «Пустоты». О нем образно говорят, что «вся его речь есть мантра, след его ноги есть мандала, любой его жест есть мудра и весь его ум есть дхьяна».

Кагьюдпа — школа индо-тибетского буддизма Ваджраяны. В ней принято считать, что йогин Тилопа, будучи в состоянии медитативного транса, воспринял основные доктрины школы непосредственно от Ваджрадхары. Они характеризуются тем, что акцент в учении переносится на практическую йогу и ритуально-мистические тайные обряды, в первую очередь Махамудры («Великой печати»),

Кадампа (тиб. ) — «следование наставлением Учителям — школа тибетского буддизма, основанная Атишей и его учеником Бронтонпой (1005-1064). Особое внимание уделяла строгому соблюдению монашеской дисциплины.

Калачакра (букв, «колесо времени») — одна из самых важных и разработанных тантрийских систем из цикла Ануттара-йога-тантры, обладающая множеством особых отличительных черт. Одна из любимейших систем у Далай-лам. Монастырь Намгьял во дворце Потала в Лхасе — прославленный центр этой тантры. К. — это своеобразная «эволюционная машина времени», вездесущая сила мудрости и сострадания в тесном контакте с планетарными существами во всех перепетиях их истории.

Кхатванга — особый жезл, атрибут некоторых буддийских божеств, дакини и высших йогов, символизирующий овладение тонкой нервной системой с ее внутренними каналами (нади), ветрами (прана) и каплями (бинду) для демонстрации просветления практикующим в тонких царствах сновидения, Промежутка и самадхи.

Лама (тиб. Ыата, «высший») — собирательное название учителя в тибетском буддизме, прошедшего обучение и обряды посвящения. По-видимому, равнозначно индийскому гуру. Строго говоря, Л. не обязательно монах или бодхисаттва, который из сострадания рождается вновь и вновь. И в прошлом, и ныне ими нередко являются миряне, в то же время далеко не все монахи суть Л.

Магическое тело — тонкое тело, созданное умом и воображением на третьей стадии завершения, ступени самопо- священия. Это высочайшая эзотерическая, сознательно сотворенная форма тонкого тела, переживаемая в обычной жизни человеком, видящим сон, или существом Промежутка в его тонких состояниях. М. т. существенно для технологии ускорения эволюционного процесса и закрепления результата, достигнутого героическими деяниями в течение многих жизней.

Майтрея (санскр. ) — «Тот, кто есть Любовь» — просветленное существо, бодхисаттва, которого Шакьямуни назвал Буддой будущего мирового периода. Считается, что в настоящее время он пребывает на небе Тушита, откуда в свое время снизошел на землю и Шакьямуни.

Мандала (санскр. ) — «круг, диск, кольцо» — в Ваджраяне «опора созерцания», дворец Идама с его окружением. По сути М. — это полифункциональная и «многосмысловая» картина, предстающая пред умом адепта. Символика М. соотносится с пятью частями «бытия» полностью и самостоятельно просветленного Будды: тело, речь, ум, отличительное свойство, деятельность. В великой М. божества изображаются в телесном облике и соответствуют «Телу цвета и формы» и телу из названных пяти частей. М. представляет божеств в виде символических атрибутов, соответствующих уму в виде их «семян сокровенных речений», соответствующих речи. В М. располагаются божества, олицетворяющие подношение и другие ритуалы, соответствующие деятельности всех «Истинно- сущих» «ради блага всех живых существ».

Мантра (санскр. ) — «сокровенное речение* ™ преимущественно санскритских слово- и звукосочетаний, особое и постоянное произнесение и воспроизведение в памяти которых стало обязательным компонентом практик медитации, а также обрядово-ритуальных действий. Задача М., нередко содержащей один слог (например, «А» или «ОМ» ), состоит в том, чтобы способствовать визуализации образа духовного сосредоточения.

Махакала — (букв, «великое время») — гневное буддий-. ское божество, защищающее практикующих на пути к просветлению. Миф о М. повествует, что он был могущественным демоном, имевшим особый дар от бога Брахмы. Затем был покорен Бодхисаттвами Манджушри и Авалокитешварой и стал служить Дхарме.

Махаяна (санскр. ) — «Великая колесница, Великий путь» — название второго направления в буддизме. В доктрине основной упор делается на учение о небесных и земных бодхисаттвах. Первые — это просветленные существа, которые обрели «просветление», но до того они дали обет оставаться в кругу рождений, чтобы помогать другим существам достичь этого состояния и нирваны. Земные бодхисаттвы — это монахи и миряне, стремящиеся к «просветлению* из сострадания к мукам ближнего. Бодхисаттва постоянно в «пути», накапливая добродетели и знания, постигая таинство пустотности. Это великая Пустота, которую возможно созерцать, и есть единственно подлинная реальность. В ней пребывает Будда — абсолютное единство сущего, неотличимое от Пустоты и неохватимое мыслью. Все остальное мыслимое, начиная с двойственности сацсары и нирваны, является Иллюзией.

Меру — в буддийской и индийской космологии мифологическая гора — ось мира, вокруг которой на плоской земле, омываемой океаном, расположены четыре континента. Современный читатель, встречая этот образ в буддийских текстах, может соотнести М. с земной осью.

Нирвана (санскр. ) — «недуновение, прекращение, успокоение* — 1) свобода от желаний, страданий, привязанностей, 2) освобождение от круга рождений особи, 3) состояние сознания, в котором дхармо-частицы пребывают в покое, 4) высшая цель устремлений верующих в раннем буддизме. Полное обретение Н, возможно только после смерти, когда скандхи распадаются окончательно, ибо их содержимое перестало возникать и исчезать. Собственно Н. непостижима мыслью и невыразима в слове, будучи абсолютной истиной непосредственного познания идей отсутствия самости и всеобъемлющего непостоянства.

Нож (санскр. кортари) — изогнутый, кривой нож, известный, как «нож дакини», который она держит в правой руке и «применяет для разрезания на кусочки аорты врагов Учения». К. символизирует Мудрость, «отсекающую» эмоциональные и интеллектуальные преграды духовного пути. В руках «гневных» Идамов и божеств — охранителей мужского пола «нож» есть искусное средство, или «метод духовных практик».



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.