|
|||
СТАДИЯ ЗАВЕРШЕНИЯ 8 страницаЗакрывая вход в лоно, вспомню способ избежать отвращения. Главное сейчас — это решимость и положительное восприятие. Отбросив ревность, я буду созерцать все пары Как своего Духовного Учителя, Отца и Мать. Как и прежде, если тебе предстоит родиться мужчиной, ты испытаешь влечение к матери и ненависть к отцу, если женщиной — любовь к отцу и ненависть к матери, и ты почувствуешь, что в тебе появляется ревность. Есть глубокое наставление для этого момента. О, благородный! Когда возникает страсть и ненависть, размышляй так: «Увы! Такое создание отрицательной эволюции, как я, будет блуждать в жизненном цикле под влиянием страсти и ненависти. Если я и дальше буду настаивать на страсти и ненависти, то продлю свои бесконечные блуждания в океане несчастий. Теперь я должен полностью отбросить похоть и неприязнь. Увы! Никогда больше не буду я следовать страсти и ненависти, но постараюсь сохранить глубокую сосредоточенность ума». Тантры утверждают, что эта медитация закрывает вход в лоно. О, благородный! Не отвлекайся! Собери всю свою волю и однонаправлено сосредоточь свой ум! Если же и теперь вход в лоно не закрылся и ты вот-вот войдешь в него, то закрой его наставлением о нереальности магической иллюзии. Размышляй так: «Мужское и женское, отец и мать, буря и ураган, гром, ужасающие видения — все феномены естественно подобны магическим: иллюзиям. Как бы они не возникли, они нереальны. Все вещи неистинны и ложны. Подобны миражу. Непостоянны. Не вечны. Зачем же тянуться к ним? Зачем страшиться и ненавидеть их? Это значит видеть ничто как нечто. Все это ничто иное, как видения моего ума. Сам ум иллюзорен и не существует изначально. Так куда же и откуда они идут? В прошлом я этого не понял и считал существующим то, что не существует, реальным то, что таковым не было. Я принимал иллюзию за истину, поэтому я и блуждаю до сих пор в жизненном цикле. Если я и сейчас не пойму, что все это — иллюзия, то буду и далее блуждать в жизненном цикле, погрязая в трясине всевозможных страданий. Все это подобно сну, иллюзии, эху, миражу, отражению, оптической иллюзии, отражению луны в воде. Лишено даже мгновенного истинного состояния, определенно нереально и ложно». «Истинным состоянием* называется такое, что существует посредством внутренней реальности. Если бы вещи не были пусты, если бы они существовали благодаря фиксированной, абсолютной, подлинной сущности, то она. могла быть обнаружена пытливым сознанием искателей истины, и эти вещи обладали бы «истинным состоянием». Непреднамеренная привычка всех существ — считать, что вещи имеют такой статус. Когда мы видим какую-то вещь, нам кажется, что она существует сама по себе, как независимо установленная вещь-в-себе. Это привычное восприятие называется нашей «истинной привычкой». Она эквивалентна нашему незнанию, корню омраченного существования. Ключевое прозрение Будды заключается в том, что все вещи лишены такого истинного состояния, а привычка ведет нас к заблуждению. Переживание этого называется мудростью и является противоядием от нашего обреченного погружения в жизнь. Свобода от «истинных привычек» не означает, что наше сознание уничтожается. Оно лишь становится менее жадным, менее доминирующим, позволяя вещам быть относительными, текучими, подобными сновидению; оно не сковывает их заранее установленными жесткими категориями. Это самое возвышенное учение. Хотя оно не сложно, но все же представляет эмоциональный вызов, избавляя привычное восприятие истинного состояния вещей от страха уничтожения. Падмасамбхава вновь использует здесь возвышенное учение для существ Промежутка, полагаясь на их исключительную восприимчивость, девятикратно усиленный разум и уникальную возможность. Размышляя так и сосредоточившись на этой единственной мысли, ты все поймешь и, если удержишь в уме ее смысл, избавишься от глубоко укоренившейся привычки к самости. Если ты искренне понимаешь космическую нереальность, вход в лоно, безусловно, будет закрыт. Если же ты, следуя этим наставлениям, еще не освободился от истинной привычки, вход не будет закрыт, но тогда есть один глубокий метод. О, благородный! Ты следовал наставлениям, но не смог закрыть вход в лоно, теперь воспользуйся пятым способом — созерцай ясный свет. Вот как нужно медитировать: «Все вещи — это мой собственный ум. Этот ум есть пустота, свободная от созидания и разрушения». Направь свой ум таким образом — просто и без ухищрений, как вода вливается в воду. Позволь уму покоиться в его собственном истоке, собственном состоянии. Дай ему расслабиться, и тебе обязательно удастся закрыть вход для каждого из четырех видов рождения. Так размышляй, все больше усиливая сосредоточение, пока вход не закроется. До сих пор ты получал много подлинных и глубоких наставлений, помогающих закрыть вход в лоно. Не может быть, чтобы человек, каковы бы ни были его способности — высшие, средние или низшие, — их не понял. Сознание покойного в Промежутке имеет космическую форму ясновидения, поэтому оно слышит все, что ему говорят. Даже глухие и слепые обладают всеми чувствами и могут все понять. Объятые страхом, они не отвлекаясь слушают все, что им говорят. Их сознание не опирается на плотное тело, им легко управлять и вести куда пожелаешь. Разум становится в девять раз понятливее, и если человек при жизни по причине своей эволюции был глуп, сознание его все более проясняется. В Промежутке существа имеют способности и условия, необходимые для практики любого учения, и этот метод помощи покойным приносит большую пользу. А потому очень важно, чтобы «Книга Великого освобождения» читалась исправно в течение сорока девяти дней. Если покойный не освободится посредством одного метода, то воспользуется другим. Вот почему так много разных наставлений. ВЫБОР ХОРОШЕГО ВХОДА И все же есть множество существ, которые не имеют большого опыта в практике добродетели и с самого начала предрасположены к дурному, а многочисленные грехи и глубокое невежество не услышали предыдущие наставления и не освободились. Если вход в лоно так и не был закрыт, то теперь следует дать им наставления по выбору благого входа. Сначала читают молитву о помощи буддам и бодхисаттвам, принимают прибежище в Трех Драгоценностях и вызывают дух просветления. Затем, трижды назвав покойного по имени, произносят следующее: О благородный (имярек)! Слушай меня, покойный! Хотя ранее тебе были объяснены многие методы, ты их не понял. Теперь, если вход в лоно не закрыт, настал момент принять новое тело. Существует много разных подлинных и глубоких наставлений о выборе лона. Запомни их! Собери как следует волю, слушай и попытайся понять! Инструкции по выбору лона полны аллюзий с древней буддийской космологией, в которой планета состоит из четырех‘основных континентов, расположенных вокруг осевой горы, и восьми малых континентов. Все это находится в океане, окруженном кольцом железных гор. Царство прет и ад находятся глубоко под горой, а многие небесные царства высоко на склонах горы. Эту картину можно соотнести с современной космологией круглой планеты, считая земную ось осевой горой, а континенты, разбросанные по глобусу, — ее окружением. Можно счесть Видеху, восточный континент древней космологии, Океанией, включая Японию, Филиппины, Индонезию, Микронезию и Полинезию, вплоть до Новой Зеландии и Австралии; Джамбудвину, южный континент, считать Азией в целом, хотя иногда это название относят только к Индийскому субконтиненту; западную Года- нию — Средним Востоком, Европой и Африкой; а северную Куру — древними Америками. Все это рассматривалось в древности как бы из центра, из Индии, в те времена места мирного, где жизнь была долгой и благополучной, но где было мало возможностей для достижения конечного освобождения. О, благородный! Теперь возникнут признаки и черты континента, где ты родишься. Узнай их! Ты должен выбрать себе континент по приметам. Если тебе предстоит родиться на востоке в Видехе, ты увидишь озеро с утками и селезнями. Тогда вспомни метод испытания отвращения. Бели родишься там, найдешь полное благополучие, но это континент, на котором Дхарма не распространяется. Не ходи туда. Если тебе предстоит родиться в южной Джамбудвипе, то увидишь красивые и привлекательные дома. Если хочешь, пойди туда. Если предстоит родиться в западной Годании, увидишь озеро с конями и кобылицами. Вернись назад. Не ходи туда, это нечистый континент, хотя там большие богатства. Дхарма там не распространяется, не ходи! Если собираешься родиться в северной Куру, увидишь озеро с деревьями на берегах, с коровами и быками. Узнав по приметам место своего возможного рождения, не ходи туда. Хотя жизнь там долгая и много добра, Дхарма там тоже не распространяется. Не ходи туда! Если тебе предстоит родиться среди богов, ты увидишь храмы, строения из разнообразных драгоценных камней, очень приятные на вид, то можешь войти туда. Если тебе предстоит родиться среди титанов, ты увидишь густой лес, приятное место, и увидишь что-то вроде вращающихся огненных кругов. Ни за что не входи туда, вспомни способ испытать отвращение. Если тебе предстоит родиться животным, ты увидишь пещеры, скалы, хижины. Не ходи туда! Если тебе предстоит войти в мир прет, ты увидишь обломки деревьев, темные волны или ущелья, провалы между скалами либо увидишь все несколько мрачным. Если пойдешь туда и родишься претой, испытаешь разнообразные муки голода и жажды. Ни в коем случае не ходи. Вспомни способ испытать отвращение. Найди мужество удержаться! Если же тебе предстоит переродиться в адах, ты услышишь песни отрицательной эволюции и почувствуешь себя беспомощным, то будешь вынужден туда войти. Появятся мрачная местность, черные дома и белые дома, остров мрака, красные дома и черные дороги. Если пойдешь туда, окажешься в преисподней и будешь страдать там от невыносимых жары и холода. Ты никогда не сможешь бежать оттуда. Приложи все силы, чтобы не попасть туда! Ни за что не ходи туда! Сказано: «Закрой двери лона и помни об отречении! » Настало время» когда это необходимо. Кажется Падмасамбхава уже отказался от попыток избавить существо Промежутка от обычного жизненного цикла, отправив его в прозрачность ясного света, и согласился с его будущим перерождением. Когда он указывает покойному: «Не ходи туда! », имея в виду ужасные состояния, он взывает к решительному акту воли и мужества, когда умерший найдет в себе силы отвергнуть такую ужасающую перспективу. Однако он вполне сознает, что существо Промежутка подхвачено потоком привычных влечений и эволюционных сил и не сможет легко изменить направление своего движения без героических усилий. О, благородный! Хотя ты можешь не захотеть двигаться, поскольку ты будешь совершенно беспомощен и палачи эволюции будут тебя преследовать, ты все же войдешь, не в силах сопротивляться. Палачи эволюции и убийцы потащат тебя вперед, тебе явятся видения тьмы, ураганов, бурь, огромных водоворотов, ужаспых ударов грома, снега и дождя, града, снежных вьюг, ко- торые обратят тебя в бегство. Убегая в панике, ты будешь искать убежище и почувствуешь себя в безопасности в упомянутых ранее красивых домах, пещерах, впадинах, в лесной глуши, в цветках лотоса. Спрятавшись там и опасаясь даже мысли о выходе, ты решишь не покидать это убежище и, пребывая в страхе, будешь испытывать сильную привязанность к этому месту. Ты будешь бояться встречи с ужасами Промежутка и, испуганный, будешь продолжать прятаться внутри, принимая тело, возможно, несчастное, и испытывая всевозможные страдания. Это знак того, что тебе мешают демоны и злые духи. На этот случай существуют глубокие и очень важные ключи наставлений, так держи их в памяти! Чемчок Херука — это самое сильное архетипическое божество старых тантр времен Падмасамб- хавы. Его наиболее сложная форма имеет много голов, рук и ног и представляет просветление в его ваджрной ипостаси и победу над вселенским злом. Хаягрива — это гневный, темно-красный вид Владыки Сострадания, Авалокитешвары, легко узнаваемый по маленькой зеленой лошадиной голове на его макушке. Ваджрапани — это темно-синий гневный бодхисаттва, считающийся воплощением силы всех будд, имеющий много разных форм, использующихся практикующими при созерцании. Здесь этих самых могущественных архетипи- ческих божеств призывают, чтобы обеспечить шоковое вмешательство и замедлить движение существа Промежутка к перерождению; не для того, чтобы достичь освобождения, а найти короткий путь к смене направления и выбрать лучшее перерождение. Те, кто не имеет опыта работы с архе- типическими божествами, могут в этот момент призывать самого могучего серафима или херувима, кого-то обладающего огромным могуществом, грозного и способного стать благодетельным защитником человека. О, благородный! Божества царств созерцания порождаются силой самадхи. Большинство демонических типов, таких как преты, меняют свой облик в Промежутке, являя разные магические трансформации тел прет, демонов и голодных духов. Они являются тебе, превратившись именно в такие ментальные тела. Есть преты подземного мира, небесных царств — всего восемьдесят тысяч: видов вредоносных сил, которые преобразили свое существо в такое ментальное тело и теперь блуждают. В такой момент лучше всего — удержать присутствие Великой Печати в состоянии пустоты. Если ты не можешь это сделать, постарайся воспринимать все как иллюзию. Если и это тебе не удастся, не создавай в уме никакой привязанности и созерцай великое сострадательное архетипическое божество и достигнешь просветления в Теле Блаженства в Промежутке. «Царства созерцания» — это четыре бесформенных типа небес: бесконечное пространство, бесконечное сознание, абсолютное ничто и четвертое — за пределом сознания и бессознательного. В этих царствах существо рождается божеством просто сосредоточением в самадхи. Даже низкие существа, такие как преты и разные типы демонов, достигают воплощения, изменяя свой облик. Здесь Падмасамбхава предостерегает умершего от неосторожности при использовании воображения, понимая, что тот может стать тем, чем захочет. Он напоминает тем, кто практиковал Тантру архети- пического божества, что нужно призывать его в этот решающий момент. О, благородный! Если в силу эволюции ты вынужден войти в лоно, сейчас тебе будет дано объяснение, как выбирать вход, послушай! Входи не через любой вход. Если приближаются демонические палачи, а у тебя не хватает сил, чтобы сопротивляться, созерцай Хаягри- ву. Поскольку теперь ты вооружен тонким ясновидением, узнай одно за другим все места, возникающие перед тобой, сосредоточься, чтобы выбрать! Есть два метода: перенести сознание в чистые земли или выбрать лоно, чтобы родиться в нечистом жизненном цикле. Теперь тебе следует практиковать так: Если ты принадлежишь к наиболее разумному типу людей, то соверши перенос души в царство дакини, рассуждая следующим образом и контролируя свои намерения: «Увы! В печали пребываю я на протяжении бесчисленных кальн в болоте жизненного цикла, а ныне устал вновь и вновь выбирать дорогу перерождений. Многие до меня обрели просветление, а я еще не освободился! Отныне я буду испытывать тошноту, страх, отвращение к перерождению. Сейчас самое время бежать от него. Я хочу чудесным образом родиться в счастливом западном царстве чистой земли Сукхавати в присутствии будды Амитабхи, в цветке лотоса». Здесь важно сделать большое усилие, собрать всю свою волю на пути к чистому западному миру Сукхавати. В какую бы чистую землю ты не верил, будь то Сукхавати будды Амитабхи; или Абхирати, блаженная земля Акшобхьи; или Гханавьюха, чистая земля Вайрочаны; или Алака- ватн, земной рай Вайшраваны; или Поталака, земной рай Авалокитешвары; или светлый лотосный дворец Падмасамбхавы в Удияне, направь всю свою волю на желанное для тебя царство, и ты немедленно переродишься в той чистой земле. Если же ты хочешь оказаться перед Майтреей в небесах Тушита, думай так: «Поскольку пришло время приблизиться к стопам Владыки Дхармы Майтреи в небе Тушита, в этот момент Промежутка я сделаю так, чтобы пойти туда! » Ты чудесным образом переродишься в сердцевине лотоса в присутствии Майтреи. Миры чистых земель — это вселенные, существующие в далеких измерениях, хотя существо Промежутка, обладая волшебной силой передви- L жения в своем ментальном теле, и по милости со- [ страдания будд и бодхисаттв, может добраться до них со скоростью мысли. Сукхавати, Абхирати и Гханавьюха — это небесные буддийские миры. Самый известный из них — Сукхавати. В некоторых важных сутрах даются его подробные описания. Рождаются там из бутонов лотоса, имеют ангелоподобные тела без половых различий, потребляют энергию из атмосферы, не нуждаясь в пище и выделении. Земля из драгоценностей и необычайно красива, нет опасностей и несчастий. Будда всегда присутствует там, и все могут медитировать с чрезвычайной легкостью. Поэтому окружение идеально подходит к духовному развитию обитателей, с точки зрения роста мудрости. С другой стороны, наша собственная вселенная считается миром Будды Шакьямуни и называется Саха. В «Ви- малакирти-сутре» сказано, что она даже более пригодна для духовной эволюции, чем небесные буддийские миры, из-за неизбежности страдания и присутствия учения. Существа нашего мира могут быстро развивать и сострадание, и мудрость, ибо чувствительность к страданию других требует для своего развития близости к этому страданию. На земле тоже есть райские обители для просветления, поддерживаемые полем сострадания определенных бодхисаттв, божеств, архетипов или йогов. Вайшравана — это божество, ставшее буддийским при жизни Шакьямуни. Его царство, Алакавати, находится возле Северного полюса и известно своими богатствами (Вайшравана — это, вероятно, «Санта Клаус» популярного буддийского мифа. Поталака находится на западном побережье Южной Индии, скрытая на вершине священной горы. Это обиталище бодхисаттв Авало- китешвары и Тары со свитой. Удияна расположена где-то в Афганских горах и представляет собой резиденцию свиты Падмасамбхавы. Позднее в тибетском мифе она перенесена на Зангдог Пелри (Рай Медной горы), куда-то в юго-восточную Индию. А Майтрея, следующий будда, который сойдет на землю в будущем, обитает в Судхарме, известном Рае Учения, который находится на небе Тушита, «нормальном» небе царства страстных желаний, где состязаются боги удовольствий). Буддийские йоги иногда отправляются в одну из этих чистых земель, чтобы отдохнуть от царств обычной жизни. Большей же частью они отказываются от подобных отпусков, потому что не хотят терять времени в своем эволюционном странствии к полному просветлению, когда они сами смогут создавать буддийский рай для спасения других. За один день в таком раю в обычных мирах могут пройти годы, а бодхисаттвы не могут бросать живых существ в их страданиях на столь долгое время. Однако если ты не сумеешь это сделать и захочешь войти в лоно, то при необходимости есть еще метод выбора входа в лоно в нечистом перерождении. Слушай же! Как уже было сказано, благодаря способности ясновидения, ты выберешь место, в котором переродишься. Ступи на землю, где распространяется Дхарма. Необходима осторожность, ибо даже собравшись родиться в куче грязи и почувствовав зловонный запах, ты мо~ жешь испытать привязанность и тогда действительно родишься там. Поэтому, какие бы ни возникли образы, не привязывайся к ним, не испытывай ни влечения, ни отвращения. Затем выбирай хорошее лоно. Очень важно направить волю к такому намерению: «На благо всех живых существ я перерожусь властелином мира или в семье брахманов, чтобы дать укрытие всем существам подобно тени огромного дерева, или стану сыном святого, йога или в роду незапятнанной линии преемственности учения, или в семье благочестивых родителей. Я приму тело, наделенное заслугами, способное совершать добро на благо всех живых существ, и буду совершать деяния ради них». С такой мыслью и желанием войди теперь в лоно. Благослови лоно, в которое входишь, как местопребывание божеств и призови будд десяти направлений, бодхисаттв, архетипнческих божеств и особенно Владыку Великого Сострадания, дабы они укрепили тебя. Проси, чтобы они дали тебе посвящение, и войди в лоно! Но даже в этом случае есть опасность ошибиться в выборе. Лоно следует визуализировать как дворец мандалы, идеальное окружение для роста тела, ориентированного на просветление. По сути дела, все дворцы мандал или безмерные дворцы сознательно выстраиваются как лоно для архетипических божеств. Поэтому здесь ментально развитое и творческое существо Промежутка получает наставление по выстраиванию своего будущего лона, оптимально приспособленного для его роста. Вход в него должен рассматриваться как помазание на царство. Под влиянием эволюции есть опасность принять плохое лоно за хорошее или хорошее за плохое. Поскольку в этот момент очень важен метод выбора, поступай так: если возникает видение входа в хорошее лоно, не привязывайся к нему; если возникает видение входа в плохое лоно, не отвергай его! Главный метод, глубокий и подлинный, — войти в великое состояние беспристрастности, вне привязанности н отвращения, где нет ни хорошего, ни плохого, ни принятия, ни отвержения. Но, за исключением немногих опытных в практике людей, остальные, даже при всем старании, будут испытывать трудности, расставаясь с болезнью неблагих эволюционных наклонностей. Вот подлинно глубокие ключевые наставления. Смысл этого заключен в том, чтобы существо Промежутка входило в лоно, но не попадало под влияние эмоциональных пристрастий, похоти, ненависти или неведения. Это важно для сохранения бдительности по отношению к подлинной природе этого места, чтобы не совершить фатальной ошибки, приняв перерождение в ужасной жизненной форме. ПРИНЯТИЕ ПРИБЕЖИЩА В ТРЕХ ДРАГОЦЕННОСТЯХ Если человек, не способный освободиться от привязанностей и отвращения, собирается найти убежище среди существ низких, отягченных неблагими деяниями, таких как животные, есть еще один способ вернуть его назад. Снова называя покойного по имени, которое он носил при жизни, повторяют следующие слова до семи раз: О, благородный! Раз ты не можешь выбрать вход в лоно, ты не способен пребывать вне привязанности и отвращения. Какие бы из названных видений не появились перед тобой, обратись к Трем Драгоценностям и найди в них прибежище. Молись Владыке Великого Сострадания! Вооруженный этими учениями, следуй с высоко поднятой головой! Пойми, что ты находишься в Промежутке! Оставь привязанность к своим близким, сыну, дочери, друзьям! Они уже ничем не могут тебе помочь. Войди теперь в синий свет человеческого царства и белый свет божественного! Войди в прекрасные дома из драгоценностей, войди в сады радостей! Повторив это до семи раз, молись буддам и бодхи- саттвам и семь раз читай «Молитву о прибежище от всех ужасов», «Коренные строфы шести Промежутков» и «Молитву об избавлении от испытаний Промежутка». Затем громко и четко читай «Освобождение ношением, Естественное Освобождение тела». Читай также «Практику Дхармы, Естественное Освобождение от влечений». Все упомянутые здесь молитвы включены в часть II, главу 5. «Практика Дхармы» включена в главу 7, первой из дополнительных переводов. «Освобождение ношением» для данного издания не переводилось. Как упоминалось выше, в ней содержатся мантры, которые кладут в амулеты, одеваемые на мертвое тело, или читаемые вслух. Если ты выполнишь эти практики должным образом, то йог или йогини, осуществившие высокие реализации, преуспеют в переносе души в момент смерти, им не придется блуждать в Промежутке, они освободятся на великом прямом пути. Люди менее искушенные узнают реальность ясного света после Промежутка момента смерти и достигнут просветления на великом прямом пути. Другие же, менее опытные, сумели, тем не менее, при жизни обрести непрерывность благих заслуг в силу качеств, соответствующих непрерывности их благих деяний и способностям, с помощью того или иного полученного ими наставления обретают просветление в Промежутке реальности мирных и гневных божеств. Существует много разных стадий, следующих одна за другой, но, чтобы освободиться, достаточно узнать лишь одну из них. Однако те, у кого слабое эволюционное предназначение или отрицательный эволюционный импульс грехов и омрачений, могут снова уйти вниз в существование Промежутка. Поскольку существуют разные методы, позволяющие обрести понимание, уровни, подобные ступеням лестницы, человек в любом случае сможет узнать, прибегнув к одному или другому из них, и достичь, наконец, освобождения. Для тех, кто имеет слишком слабое предназначение и не узнал ясный свет, кто оказывается во власти страха, есть ряд способов закрыть вход в лоно или выбрать его. Если не удастся сделать это одним способом, можно попробовать другой. Сумев же сосредоточиться, любое существо обретает безмерные добрые качества более высоких стадий. Даже самые низкие существа с животными наклонностями могут выбраться из ужасных состояний, сумев найти убежище и применить метод взращивания отвращения, обретают желаемое состояние, то есть драгоценное человеческое воплощение. В следующей жизни они найдут учителя, который станет для них духовным другом, и получив от него учение, достигнут освобождения. Если это учение доступно в существовании Промежутка, то наставления могут усилить воздействие положительной эволюции, как канавка для орошения поля приводит на него воду. Невозможно, чтобы люди, даже отягченные грехами, не освободились с помощью этого учения. Это объясняется тем, что в Промежутке встреча с состраданием всех будд, а также мирных и гневных божеств, а также встреча с демонами и вредоносными силами происходит одновременно. Поэтому понимание этого учения в нужный момент может полностью изменить восприятие и привести покойного к освобождению. Кроме того, осуществить такую трансформацию легко, поскольку ментальное тело свободно от тела из плоти и крови. Даже если душа далеко забрела в Промежутке, то благодаря тонкому эволюционному ясновидению она в состоянии видеть и слышать, а потому приходит на зов. Обладая памятью и пониманием, она обретает способность мгновенно воспринимать, а это огромное благо. Это подобно ускоряющему механизму. Ментальное тело человека в обычной жизни похоже на огромное бревно, которое не сдвинуть и сотне людей, а в Промежутке это бревно плавает в воде и его легко доставить куда нужно. Также можно уподобить это поводьям, с помощью которых управляют лошадью. Поэтому друзья покойного должны идти в его дом и, не потревожив тела, читать это Учение и молитвы до тех пор, пока из ноздрей умершего не покажутся кровь и гной. Из преданности этому Учению нельзя приносить в жертву животных ради блага умершего. Ни друзьям, ни родственникам нельзя плакать и причитать над трупом. Следует совершать как можно больше благочестивых поступков. Помимо «Великой книги Естественного освобождения» следует также читать все связанные с ней учения, по завершении наставлений о пути, потому что все они превосходны. Нужно при жизни читать вслух и заучивать, проясняя для себя смысл слов и понятий, чтобы, оказавшись при смерти или заметив признаки приближения смерти, самому произносить слова этих учений и размышлять о них, если позволит состояние здоровья. Если же это невозможно, следует поручить чтение текстов учения и молитв друзьям. Тогда покойный непременно освободится. Это Учение не требует медитации и обширной практики. Эти глубокие наставления освобождают уже благодаря тому, что их слышат, читают и уважают. Они ведут по тайному пути даже великих грешников, если не забывать слова и их смысл, даже тогда, когда тебя преследует семь гончих. Даже будды прошлого, настоящего и будущего не смогли бы найти наставлений по достижению совершенного просветления в момент смерти лучших, чем эти. Так заканчивается наставление о Промежутке для существ, обладающих телом, его глубочайшая сущность — «Великая книга Естественного освобождения через понимание в Промежутке». ХАА ТХВ А ТХВА ГЬЯ ГЬЯХ Мы добрались до конца этого путешествия, надеясь, что помогли покойному достичь освобождения или, что более вероятно, достичь благоприятного перерождения, если умерший не занимался практикой преодоления Промежутка при жизни. В любом случае согласно мировоззрению «Книги Естественного освобождения» мы можем рассчитывать на дальнейшее взаимодействие с нашим родственником или другом. Если он достиг освобождения, он сознательно воплотится, чтобы помочь нам и другим «материнским существам» выбраться из наших кризисов и достичь радости свободы, мудрости и сострадающего взаимодействия. А если он достиг благоприятного перерождения, он окажется в тех же обстоятельствах, что и мы сами, или в условиях будущей жизни, и мы продолжим развивать лучшее в наших отношениях, независимо от того, узнаем мы друг друга или нет. Сосредоточиваясь на искусстве преодоления Промежутка, мы должны укреплять свою решимость готовиться к тем временам, когда оно понадобится нам самим. Нам следует отвести время, чтобы вместе с единомышленниками, «друзьями Дхармы» перечитывать это учение раз в месяц или чуть реже, ментально предлагая свою помощь тем, кто умер за этот промежуток времени, знали мы их или нет. Мы должны больше узнать о «Йоге трех тел учителя» и «Самоосвобождении через обнажающее внимание — прямое введение в ригпа». Если возможно, следует выучить наизусть молитвы или, по крайней мере, внимательно их читать. Нужно размышлять над текстом «Практика Дхармы», изучая семейства будд, развивая в себе чувство близости, даже сродства с архетипическими божествами, мирными и гневными. Нам следует больше читать буддийскую литературу, особенно «Джатаки» (рассказы о прошлых рождениях Будды), описания чистых земель и биографии просветленных святых. Если же мы исповедуем не буддизм, а иную религию, нам нужно изучить иконографию ее божеств, ангелов и святых, потому что подобные образы есть в любой религии. Следует развивать чувство близости к Великой Матери или Аврааму, Моисею, Иисусу, Мухаммаду, Кон' фуцию, Jiao Цзы, Раме, Кришне, Шиве или их святым последователям. Если мы не верим ни во что нематериальное, нам все же стоит испытывать теплые чувства ко всем божественным и сверхчеловеческим существам, которые могут помочь нам не испугаться в том случае, если вместо ожидаемого небытия после смерти столкнемся с сохранением сознания и встретим кого-нибудь.
|
|||
|